Разработка учебного занятия "Обучение основам игры на шестиструнной гитаре"

Макаров Владимир Николаевич

По типу это занятие-усвоения новых знаний. На данном занятии использована индивидуальная и коллективная формы организации обучения, а также   словесный метод, наглядный метод - это метод демонстраций.  Во время занятия используется личностно-ориентированное обучение,  технология деятельностного обучения, основной акцент делается на самостоятельную работу обучающихся по усвоению новых знаний.

Материал будет полезен педагогам, работающим в учреждениях дополнительного образования и занимающихся внеурочной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_igre_na_gitare.docx21.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Занятие-практикум

«Обучение основам игры на шестиструнной гитаре»

Педагога МБОУ ДО ДЮЦ г. Ейска  Макарова Владимира Николаевича

с инструментальной группой 1-го года обучения, вокально-инструментального ансамбля «Лазурный берег»

Цель: освоение шестиструнной гитары на начальном этапе.

Задачи:

Обучающие:

  1.  Правильная посадка и постановка рук.
  2. Основные способы звукоизвлечения.
  3. Простые упражнения, переборы, аккорды.

Развивающие:

  1. Развитие мелкой моторики пальцев правой руки при небольшом повороте кисти.
  2. Развитие подвижности пальцев левой руки при согнутой кисти.
  3. Овладение правильного прижатия струн пальцами левой руки к грифу, на ладах.
  4. Развитие «мышечной» памяти пальцев и рук, так необходимой при игре на гитаре.

Воспитательные:

  1. Внимание и трудолюбие обучающихся.
  2. Способность к творческому мышлению.

Методы: проблемно-поисковый, словесный (объяснение, сопоставление, диалог), практический, наглядно-слуховой.

Вид занятия: комбинированное занятие

Материально-техническое оснащение: музыкальные инструменты (9 классических гитар),  2 пюпитра, 8 подставок для ног.

 Перед началом занятия требуется настроить все гитары и правильно расставить стулья и подставки для ног.

Ход занятия

  1. Организационный момент: приветствие. Готовность к занятию. Обзор техники безопасности.

  1. Разминка. Подготовка рук к игре на гитаре.

(Упражнения проводятся стоя)

А)  Вытянем перед собой левую руку. Согнём кисть ближе к прямому углу и пошевелим пальцами, как бут-то играем.  Продолжаем упражнение примерно минуту. Затем опускаем руку и делаем круговые вращения кистью по часовой стрелке и наоборот. Продолжительность 20 сек. Для удобства делаем это упражнение одновременно правой и левой руками, при этом вращая руки в разном направлении.

Б)  Снова вытягиваем левую руку. Дотрагиваемся кончиками пальцев до середины большого пальца. Указательный, средний, безымянный, мизинец. 1 минута.  Затем опускаем руку и делаем круговые вращения кистью по часовой стрелке и наоборот.

В)  Снова вытягиваем левую руку. Дотрагиваемся кончиками указательного и среднего пальцев до середины (сустава)  большого пальца. Продолжаем 1 минуту. Затем опускаем руку и делаем круговые вращения кистью по часовой стрелке и наоборот.

Г)  Поставили кисть правой руки, как бы прикрывая живот ладонью, не дотрагиваясь до живота. Делаем движения кистью, как-бы поднимая и опуская кисть. Обращаю внимание: рука  и кисть находятся в одной плоскости. Затем опускаем руки и делаем круговые вращения кистью по часовой стрелке и наоборот.

Е) Поднимаем руки перед собой на уровне живота и делаем  свободные движения кистями рук вверх, вниз. При этом кисти рук надо расслабить. 10 сек. Затем опускаем руки и делаем круговые вращения кистью по часовой стрелке и наоборот.

Ж)  Поднимаем руки перед собой на уровне живота и делаем  свободные движения кистями рук перед собой, не опуская кисти,  вправо и влево. Обращаю внимание кисти рук движутся в разных направлениях.  10 сек. Затем опускаем руки и делаем круговые вращения кистью по часовой стрелке и наоборот.

Данная разминка позволяет подготовить наши руки к игре на гитаре. (авторская методика)

3. Упражнения на гитаре.  

1. Комбинированное упражнение, основанное на аккордах Ми минор, Ля минор, Си7.  На разные виды техники.

    На счёт 1.2.3.4.  большим пальцем правой руки ударом вниз играем  аккорд  Ми минор, затем аккорд  Ля минор и Си7.

   Затем счёт 1.2.3.4.   ногтём среднего пальца правой руки вниз играем аккорд  Ми минор, затем аккорд  Ля минор и Си7.

  1. Простой перебор p-i-m-a-m-i  на счёт 1,2,3,1,2,3. Здесь важно соблюдать аппликатуру: большой палец (P) на 6-й струне, указательный (I) на 3-й струне, средний (M) на 2-й струне и безымянный(A) на 1-й струне. Также на  аккордах Ми минор. Ля минор, Си7, но уже прикрытых струнах  (поставить аккорды в левой руке).  Обращаю внимание: первый звук (бас) ля минора и си7 играются не с 6-ой, а с 5-ой струны.
  2. Фигурный перебор играется по схеме p-i-m-I   a-i-m-a. Учится этот перебор по частям, сначала первая часть затем вторая. После две части соединяются. Счёт на 1,2.3,4,1,2,3,4. Также на  аккордах Ми минор. Ля минор, Си7, но уже прикрытых струнах.
  3. Следующее упражнение Бас - аккорд. Положение пальцев в правой руке такое же как и в переборах, но бас берётся на 6-й или 5-й струне, а затем аккорд сразу тремя пальцами. Подхватывая и щипая струны чуть снизу. На счёт 1-2-3,1-2-3.

Проверка игры переборов и бас-аккорд,  проводится индивидуально.

4. Основная часть.  

Педагог: Мы продолжаем изучение песни Ёлочка и сегодня разберём более глубже теоретический и практический материал.

Теория:

приёмы и способы звукоизвлечения,

положение пальцев и кистей рук,

аппликатуру

разучивание текста и мелодии песенки.

Практическая часть: 

- разучивание песенки одноголосно  с пением и одновременной игрой на гитаре, с рук педагога. Такой метод позволяет разучить несложные пьесы не владея нотной грамотой и на начальном этапе является довольно эффективным.

- разучивание песни «Бумер»  (1куплет и припев). Изучение и игра трёх аккордов (Ми минор, Ля минор, Си7) позволяет петь и аккомпанировать себе на гитаре. Обязательно записывается текст песни в тетрадь, а потом над текстом в определённых местах над гласными буквами ставятся ударения  и записываются аккорды.  Таким образом обучающиеся знают где применять какой аккорд. Этот способ записи называется «Буквенно-цифровое обозначение»  и используется очень широко.

Бой самый простой – четвертями, ровными ударами вниз. При игре аккорда Си7 не берётся 6-я струна.  Очень важно, как можно раньше начинать разучивание песен под гитару. Это способствует более быстрому освоению аккордов.  

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Сегодня мы разучили разминку рук перед началом игры на гитаре, научились применять некоторые приёмы игры на гитаре, применять теоретические знания на практике.

 Ребятам раздаются значки лайк и дезлайк и предлагается приклеить на вырезанный макет гитары один из значков и пояснить, почему именно его ребенок выбрал. Если это дезлайк, о следует пояснить, в чем были затруднения.

5.Домашнее задание.

  1. Дома делать разминку для рук.
  2. Играть комбинированное упражнение со счётом вслух. Подстраивая игру под счёт, а не наоборот.
  3. Играть пьеску «Ёлочка»
  4. Петь и играть песню «Бумер». Стараться играть без срывов и остановок.