Проект "Лейся песня казачья"

Макаров Владимир Николаевич

Проект «Лейся песня казачья» - педагогом демонстрируется работа в рамках социального партнерства с казачеством, приобщение к казачьей культуре и самобытности через проектную деятельность. Данный материал полезен педагогам дополнительного образования и музыкальным работникам, осуществляющих проектную деятельность с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_leysya_pesnya_kazachya.docx200.02 КБ
Файл zanyatie-prezentatsiya.docx20.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР ГОРОДА ЕЙСКА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН

Рассмотрен

На методическом совете

От «____»____________________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ ДО ДЮЦ г. Ейска

________________ Е.В. Горбик

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«ЛЕЙСЯ ПЕСНЯ КАЗАЧЬЯ!»

http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkwZLyynjQrTW3LbOoXrEhLKaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

Автор-разработчик

Педагог дополнительного образования

Владимир Николаевич Макаров

2017г.

Паспорт проекта

Название

«Лейся песня казачья!»

Автор социального проекта

Педагог дополнительного образования Владимир Николаевич Макаров

Руководитель социального проекта

В.Н. Макаров

Основные этапы реализации социального проекта

1 этап - подготовительный

2 этап – основной

3 этап - заключительный

Место реализации социального проекта

Классный кабинет, актовый зал территория школы

Целевая аудитория социального проекта

Обучающиеся детского объединения «Лазурный берег», педагоги, их родители

Предполагаемое общее количество участников социального проекта

15 человек

Классификация проекта

По доминирующей деятельности проект носит творческий и исследовательский характер.

Ресурсы

Мультимедийное оборудование, музыкальный кабинет, доступ в сеть Интернет.

Актуальность

Казачья песня - мощный пласт русского народного песенного и певческого искусства, уникальный по силе воздействия и художественным особенностям. Внимание просвещенных любителей музыки и ученых она привлекла уже в конце XVIII - начале XIX в. Записи казачьих песен осуществлялись почти непрерывно вплоть до наших дней, а научный и практический интерес к ним существовал всегда и со временем лишь усиливался.

На сегодняшний день возрождены казачьи общины, в которых активно ведется деятельность по нравственному воспитанию подрастающего поколения. Вот именно здесь стоит уделить внимание привитию любви к песенному творчеству казаков, ведь в народных казачьих песнях отражается вся жизнь казака: это и военные походы, и любовь, и боль потери, и разочарования, и нелегкая казачья доля. Именно на самобытности казачьего песенного творчества следует воспитывать поколение казаков.

Цель  проекта

Привлечение внимания к возрождению и сохранению культурного (песенного) наследия казаков.

Задачи

1. Ознакомиться с основными традиционными особенностями исполнения казачьей песни, с народным фольклорным творчеством казаков.

2. Исследовать культуру и песенные традиции кубанских казаков.

3. Изучить специальную литературу по данной теме.

4. Рассмотреть исторические условия становления казачества, появления и развития казачьего песенного фольклора.

3. Рассмотреть песенные традиции казаков родного села.

4. Проанализировать особенности языка, символики песенного фольклора.

5. Проследить историю собирательства и изучения казачьей песни в XIX - XX вв..

Описание проекта

Для того, чтобы проект был реализован в полной мере, к работе следует привлечь родителей обучающихся, т.к. исследовательская часть проекта выполнялась самостоятельно и представлялась детьми в виде рефератов и докладов. Это было и исследование тематики песен казаков, и определение настроения той или иной песенной композиции, и разбор слов и словосочетаний, и особенности исполнения.

Для погружения в казачью среду были организованы и проведены встречи с представителями Ейского городского Казачьего общества «Казачий курень».

Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад,

иначе вы забудете, откуда вы пришли и куда нужно вам идти.

Леонид Андреев

Деятельность по проекту

Этап

Сроки

Цель

Участники

Результат

1 этап - подготовительный

Октябрь

Определение основных направлений работы.

Постановка цели и задач.

Знакомство учащихся и с проблемой  и актуальностью работы над данным проектом, с опытом работы в данном направлении других регионов.

Руководитель проекта, творческая группа обучающихся д/о «Лазурный берег»

Создание структуры творческого социального проекта «Лейся песня казачья!»

Заинтересовать учащихся принять участие в проекте.

2 этап –

основной

Ноябрь-февраль

  1. Встречи с представителями Ейской общественной городской казачьей организации «Казачий курень».
  2. Прослушивание казачьих песен в исполнении Кубанского казачьего хора.
  3. Обсуждение манеры исполнения, актерского мастерства, языка.
  4. Анализ песенных текстов.
  5. Подбор репертуара.
  6. Работа над репертуаром.

- разучивание текстов

-разучивание мелодий

-разучивание инструментальных партий

-разучивание метроритмических особенностей казачьих песен

Руководитель проекта, творческая группа обучающихся д/о «Лазурный берег»

Знакомство с самобытностью кубанских казаков, традициями, культурой.

Определение репертуарного плана участников проекта.

Отработка репертуара к участию в смотре-конкурсе.

3 этап –

заключительный

Март

Презентация проекта.

Выступление на районном фестивале-конкурсе казачьей песни «Казачья весна»

Проектирование презентации проекта.

Макетирование буклетов.

Призовые места за участие в конкурсе «Казачья весна»

Прогнозируемый результат реализации проекта        

Благодаря проекту обучающиеся получили и усвоили знания о песенной культуре кубанского казачества, его самобытности, уникальности и отличительных особенностях. Участниками проекта создана презентация и буклеты по тематике проекта.

Перспективы развития проекта.

Проект имеет дальнейшее развитие. Данный проект в будущем можно расширять и изменять в соответствии с возрастом учащихся. Характер занятий будет носить более углубленное изучение песенной культуры и традиций кубанских казаков, привлечение внимания общественности к сохранению культурных традиций кубанских казаков.

 



Предварительный просмотр:

Занятие-презентация

«Песенное творчество казаков Кубани»

Цель:  познакомить учащихся с кубанской казачьей песней и творческими коллективами несущими ее в массы.

Задачи:

  •  пополнить словарный запас учащихся словами кубанского говора;
  • развить интерес к изучению культуры родного края;
  • способствовать сохранению казачьего фольклора;
  • воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой родине;

Оборудование: мультимедийная установка, музыкальный центр.

Предварительная подготовка:

  1. Подготовка детьми сообщений по предложенным темам
  2. Подготовка презентации «Песенное творчество казаков Кубани»

Ход занятия.

  1. Подготовительный блок.

Организационный момент.

Приветствие. Проверка детей по списку. Подготовка обучающихся к работе на занятии. Активизация внимания.

  1. Основной блок.

  1. Подготовительный этап.

Сообщение темы, цели учебного занятия. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

  1. Усвоение новых знаний и способов действий.  Слово педагога в сопровождении презентации.

Географическое положение края, исторически сложившиеся особенности его заселения, своеобразие в вооружении и в одежде кубанского казака наложили свой отпечаток и на язык кубанской казачьей песни. Более двух столетий назад кубанский край заселили черноморские казаки, бывшие запорожцы, выходцы с Украины, и донские казаки - потомки беглых русских крестьян. А еще раньше, как и в последующие годы, здесь оседали "служилые" русские солдаты, женившиеся на дочерях и сестрах кунаков-горцев, армян, греков, на пленных турчанках. А тысячу лет назад тут стояли древние русские поселения Тмутараканского княжества, и чуткий слух еще и теперь может уловить тяжеловесный, как тмутараканский камень, древнерусский речевой оборот. Да, конечно, два могучих песенных корня срослись в один и дали одну крону - кубанскую песню. На благодатной кубанской земле, в народное пение вплелись и горские мелодии: адыгейские, кабардинские, лезгинские, черкесские, абазинские. Радость и тяжесть труда, суровая жизнь кубанских казаков в прошлом, защита родных куреней от набегов джигитов Шамиля и горских князей, ожидания утраты и до сих пор сохраняются в песнях кубанской старины. В русском словаре появились новые слова, а в поэтическом языке новые художественные образы, заключающие в себе местный кубанский характер: «кубанцы-молодцы», «командир наш батько», «Кубань-матушка», «линейный казак», «кордон», «пластуны», «кинжал-шашечка», «братцы-молодцы», «храбрые кубанцы» [1]. И в русском и в украинском языках появились новые слова, окончания слов, речевые обороты. Казаки русского происхождения на Кубани в своей песне говорят: «чорная хмара», «зозуля», «пришли к нам у гости», «чи служба-матка тебе надоела?», «девка плаче, рыдае», «парень у поход идет», «ишло три героя», «побачить», «чи не родная мать гулять запрещает».

На Кубани бытуют песни различных жанров: исторические, семейно-бытовые, шуточные, плясовые, военно-бытовые. Кубанская историческая песня отражает исторические события и, прежде всего, битвы кубанских казаков с врагом. Высокий патриотизм, любовь к Родине, готовность насмерть стоять на защите родных куреней и рубежей матушки России наполняют глубоким содержанием и поэтическим смыслом военно-бытовые песни Кубани.

Один из распространенных способов художественной выразительности, усиливающих воздействие песни на окружающих, — художественные параллелизмы. Образ женщины в кубанской казачьей песне живет в одухотворенных образах красного солнца, ясной зореньки, вишни, цветущей калины и т. п. Сила, отвага и доблесть казака вложены в образы вольного ветра, сизокрылого орла, могучего дуба. Кони - вихри, пули, как пчелы, ядра — «ровно град». Внутренний мир лирического героя песни неразрывно связан со всем тем, что окружает его в бою и в труде. В песне казак изливает свою душу боевому коню, который развевает казацкую «тугу-тоску». Он просит коня прискакать к дому любимой и рассказать ей о его плене или тяжелом ранении. Таковы песни «Как за речкою, за Кубанушкою», «За Кубанью, за рекой» и др. Самые задушевные и сокровенные слова лирического героя в кубанской казачьей песне обращены к родной земле и казачьей реке Кубани.

/прослушивание отрывков песни «Здравствуй, Кубань-реченька…»

  1. Вопросы педагога

- Какие еще песни кубанских казаков вам доводилось слышать?

- На какие они темы?

-Что характеризует музыкальное творчество кубанских казаков?

  1.  Кубанская народная песня насыщена глубокими образами. Размер, рифмы народного стиха просты и незамысловаты. Но все это придает ей многогранность формы, поднимает ее до высоты настоящей поэзии [2]. Рассматривая особенности языка, символику кубанской песни, П. Ткаченко пишет: "С определенной долей условности можно сказать, что многие кубанские песни - это варианты украинских песен, несколько видоизменённых и получивших на Кубани новую жизнь. Здесь они приобрели новую эмоциональность. Причём эта новая эмоциональность, кажется, придаёт им большую особенность, чем собственно текстовые изменения. Об этом красноречиво свидетельствует широко известная песня как на Украине, так и в России "Роспрягайтэ, хлопци, коный". В отличии от украинской в кубанскую песню привнесён припев, трудно поддающийся объяснению, ибо основное его предназначение - темпераментность и эмоциональность

/прослушивание песни «Маруся, раз, два, три…»/

В украинской песне этого припева нет. Точнее сказать, теперь есть, так как, эту песню теперь уже везде поют с этим припевом, приобретённым на Кубани". Исследуя истоки традиционной кубанской культуры, особенности языка "кубанской мовы", Н. И. Бондарь отмечает: "Показателен факт, с которым нам часто приходится сталкиваться в экспедициях. Русские и украинские песни более позднего происхождения, проникавшие на Кубань в начале XX века, в предвоенные и послевоенные годы так и воспринимались — как русские и украинские. А произведения, занесенные в прошлых столетиях первопоселенцами, несмотря на очевидное русское и украинское происхождение, воспринимаются как свои "кубанские", "казачьи".

  1. Прослушивание и обсуждение сообщений обучающихся.

«История кубанской песни», «Государственный академический Кубанский казачий хор», «Виктор Гаврилович Захарченко – основатель Кубанского казачьего хора», «Ансамбль казачьей песни «Криница».

  1. Заключительный этап. Подведение итогов.

Нельзя не согласиться, что народная песня - это своеобразная музыкально-поэтическая биография народа. Это оригинальный исторический документ, по которому можно изучать историю любого народа, особенности его характера, образ мыслей и строй чувств. Сегодня возникает угроза вымывания из памяти людей потребности в народной музыкальной культуре примитивным звуковым потоком. Возвращение к своим корням, к традиционной культуре предков — процесс сложный, но необходимый. Понимание этого подтверждается подвижнической деятельностью собирателей – фольклористов А. Д.Бигдая, Г. М.Концевича, В. Г.Захарченко. Творческая деятельность профессиональных, самодеятельных коллективов позволяет сохранять народное песенное творчество - необычный сплав русской и украинской культур, формируя нравственные основы, патриотические чувства подрастающего поколения. Этот процесс идет, несмотря на серьёзные трудности и проблемы материального, финансового плана особенно самодеятельного творчества, которое наиболее приближено и доступно каждому жителю и потому не менее важно и ценно, чем профессиональное творчество. Завершить исследование хочется словами профессора И. А.Петрусенко " Время неумолимо движется вперед, отсчитывая дни, годы, века, тысячелетия... И сколько бы ни существовало на земле человечество, всем людям надо понять, что не войны и бессмысленные кровопролития украшают наше земное бытие, а мирный труд и красивые добрые песни".

  1. Рефлексия.

На доске размещен флаг Краснодарского края, каждый из учащихся размещает на нем эмодзи – лайк или дизлайк. По заполняемости флага можно судить о том, был ли полезен теоретический материал детям или нет.