Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "ВИА "Лазурный берег"

Макаров Владимир Николаевич

Программа адресована для детей 10-16 лет, проявляющих интерес к вокальной деятельности и не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям вокалом.

Особенность программы в том, что она разработана для учащихся, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь, а также аккомпанировать себе на музыкальных инструментах и играть в ансамбле. При этом объединение посещают дети не только разного возраста, но и имеющие разные стартовые способности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_via_2020.docx75.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

ГОРОДА ЕЙСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН

Принята на заседании

Педагогического совета                            

от  3 августа2020 г.

Протокол №  1

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДО ДЮЦ

___________    Е.В. Горбик

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ВИА (Вокально-инструментальный ансамбль)

 «Лазурный берег»

\

Уровень программы: базовый

Срок реализации программы: 3 года   576 часов   

Возрастная категория: 10  до 16   лет

Форма обучения: очная

Вид программы: модифицированная

ID-номер Программы в Навигаторе:

Вид финансирования: муниципальное задание

                                                                                                     Автор-составитель

Макаров Владимир Николаевич

педагог дополнительного образования

г. Ейск,  2020 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование муниципалитета

г. Ейск, Муниципальное образования Ейский район

Наименование организации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детско-юношеский центр города Ейска МО Ейский район

ID-номер программы в АИС «Навигатор»

Полное наименование
программы

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа

художественной направленности

ВИА (вокально-инструментальный ансамбль)

«Лазурный берег»

Механизм финансирования
(ПФДО, муниципальное задание, внебюджет)

Муниципальное задание

ФИО автора (составителя) программы

Макаров Владимир Николаевич

Краткое описание программы

Программа адресована для детей 10-16 лет, проявляющих интерес к вокальной деятельности и не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям вокалом.

Особенность программы в том, что она разработана для учащихся, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь, а также аккомпанировать себе на музыкальных инструментах и играть в ансамбле. При этом объединение посещают дети не только разного возраста, но и имеющие разные стартовые способности.

Форма обучения

Очная, очно-дистанционная

Уровень содержания

Базовый

Продолжительность освоения (объём)

3 года   576 часов    

Возрастная категория

10-16 лет

Цель программы

Формирование у учащихся интереса, устойчивой мотивации к игре в вокально-инструментальном ансамбле.

Освоение базовых знаний, умений и навыков необходимых для игры в вокально -  инструментальном ансамбле.

Задачи программы

Познакомить детей с основами музыкальной грамотности, обучить основным    приемам коллективного исполнения.

Развивать музыкальные, творческие, способности, внимание, память музыкальный слух, мышление, воображение,

Потребность в самостоятельном музыкальном творчестве, самовыражении средствами музыки.

Особые условия (доступность для детей с ОВЗ)

Программа реализуется в соответствии с паспортом социальной доступности объекта

Возможность реализации в сетевой форме

Нет

Возможность реализации в электронном формате с применением дистанционных технологий

Программа допускает использование дистанционных и  форм взаимодействия.

Условия реализации программы.

показатель

требования

материально-техническое обеспечение – характеристика

помещения для занятий по программе

Репетиционная комната, зрительный зал.

перечень оборудования, инструментов и материалов,

необходимых для реализации программы

- технические (звукоусилительная аппаратура ( усилитель, колонки, микшерский пульт, ревербератор, компрессор), микрофоны, аккустические гитары, электрогитары, синтезатор звука, ударная установка, микрофонные стойки и т.д.

информационное обеспечение

информационно-методические (учебно-методические пособия, нотная литература, аудиозаписи, видеозаписи, дидактические материалы);

кадровое обеспечение

Педагог, имеющий квалификацию исполнительства на различных инструментах, педагог-вокалист, педагог, имеющий опыт работы с оркестрами и ансамблями. Музыкант - аранжировщик.

Музыкант-концертмейстер. Допускается такое сочетание в одном лице.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты………………………...

Пояснительная записка программы………………………………………

5

Цели и задачи………………………………………………………………

6

Содержание программы…………………………………………………..

7

Планируемые результаты………………………………………………….

18

РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий…..

Условия реализации программы…………………………………….........

11

Формы аттестации………………………………………………………….

13

Оценочные материалы…………………………………………………….

13

Методические материалы………………………………………………….

13

Список литературы………………………………………………………..

22

Приложения…………………………………………………………………

23

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»

Пояснительная записка

Направленность  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ВИА» имеет художественную направленность и построена на единстве обучения теоретическим основам музыки и исполнительской техники.

Актуальность

Актуальность программы обусловлена следующими позициями:

·  поддержкой талантливых детей в реализации их творческих замыслов;

·  развитием музыкально – исполнительских умений и навыков;

·  организацией полноценного досуга детей.

Новизна

  1. Новизной в программе является и внедрение в процесс обучения компетентностного подхода, позволяющего педагогу выстроить профессиональную деятельность на основе принципов системности, научности, индивидуального подхода к ребенку, привить способность к осмыслению и самостоятельному освоению музыкального материала.

Педагогическая целесообразность

программы обусловлена тем, что занятия оказывают влияние на эмоционально – эстетическое развитие личности ребенка,  способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.

Отличительные особенности программы

На начальном этапе дается максимум базовых знаний, необходимых для формирования дальнейшего учебного процесса, основное время уделяется практической работе.

 Программа оказывает не только содействие в обучении игре на музыкальных инструментах, она помогает полюбить этот инструменты, воспитывает художественный вкус и этику поведения детей не сцене и в жизни.

Адресат  программы

Учащиеся от 10 до 16 лет, проявляющих интерес к музыкальной деятельности и не имеющих медицинских противопоказаний к занятий музыкой. Пол обучающихся — смешанный, группы формируются в соответствии с возрастной категорией.

Уровень  программы

Базовый

Объем

576 часов

Сроки

3 года

Формы  обучения

Очное, групповые

Режим  занятий

1 год обучения  два раза в неделю по 2 часса

2 и 3 год два раза в неделю – по 3 часа

Язык обучения

Обучение осуществляется на русском языке.

Особенности  организации образовательного процесса

Отличительные особенности образовательного процесса  заключаются в постепенном расширении и углублении знаний, в совершенствовании творческих умений и навыков детей от одного уровня к другому.

Обучающиеся включены в различные виды деятельности: репродуктивную, поисковую, художественную, творческую, познавательную, практическую и другие.

Состав группы – постоянный, гендерное разделение не предусмотрено.  

Цель

     Формирование у учащихся интереса, устойчивой мотивации к игре в вокально-инструментальном ансамбле.

Создание условий для развития у детей и подростков сознательного отношения к музыкально-творческой деятельности, воспитание их активными пропагандистами музыкального искусства.

Освоение базовых знаний, умений и навыков необходимых для игре  в вокально -  инструментальном ансамбле.

Развитие личностных компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных.

Задачи программы

Образовательные (предметные)

- познакомить детей с основами музыкальной грамотности, обучить основным    приемам коллективного исполнения.

- обучать разнообразным технологическим приемам игры на инструментах;

Личностные

-  развивать музыкальные, творческие, способности, внимание, память музыкальный слух, мышление, воображение, устойчивый глубокий интерес и любви к исполнительству.

Метапредметные 

- формировать потребность в самостоятельном музыкальном творчестве, самовыражении средствами музыки.

-  воспитывать сценическое поведение.

Учебный план 1 года обучения

№ п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

2

2

-

2

 Шестиструнная гитара. Занятия на инструменте.

16

4

12

20.09.18 Входной контроль

3

 Ударные инструменты. Занятия на инструменте.

6

2

4

4

 Клавишные инструменты. Индивидуальные занятия на инструменте.

6

2

4

5

Постановка голоса. Основы приемов пения и личной гигиены голоса

12

4

8

6

 Основы эстрадного исполнения; навыки интонирования и владение голосом

8

2

6

14.12.18 открытое занятие

7

Особенности вокального пения в ансамбле; понятие атаки звука.

8

2

6

8

Основы музыкальной грамоты.  Самостоятельная работа по подбору музыкальных мелодий.

14

6

8

 

9

Музыкальной грамота. Исполнение песен в собственном стиле

14

6

8

10

Творческие часы (включая беседы, слушание музыки)

10

2

         8

11

Творческие часы. Творческие задания по темам учебно-воспитательного плана.

8

2

         6

12

Групповые занятия на инструментах. Ансамблевое исполнение музыкальных отрывков.

14

4

10

15.05.19 Концертное выступление.

13

Совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением

8

2

6

14

Отработка навыков исполнительского мастерства.

6

2

4

15

Репетиционные занятия, творческие отчеты, мастер- классы, концерты.

12

-

12

Итого

144

42

102

Содержание учебного плана 1 года обучения

Тема 1. Вводное занятие

 Теория: Техника безопасности на занятиях.

Практические занятия: Диагностика творческих способностей учащихся. Рассказ и демонстрация звучания музыкальных инструментов ВИА: гитара, ударные, синтезатор, аккордеон, электрогитары. Аппаратура для усиления звука.

Тема 2. Шестиструнная гитара. Занятия на инструменте.

Теория: знакомство с инструментом, общие сведения об инструменте, устройство; настройка; положение гитары при игре в ансамбле, постановка рук, звукоизвлечение,  строй; позиции первых аккордов.

Практические занятия: аккорды и способы их извлечения; приемы игры правой руки ( арпеджио, игра медиатором); упражнения в пределах 1-3 ладов; упражнения в пределах 3-9 ладов

Тема 3. Ударные инструменты. Занятия на инструменте.

Теория: знакомство с инструментом, устройство, уход за инструментом; основы музыкальной грамоты; нотация  для ударных инструментов. Посадка, постановка рук при игре.

Практические занятия: упражнения для развития рук, координации движений при игре; упражнения для малого барабана (одиночные удары); упражнения для большого барабана и хетта (с ускорением).

Тема 4. Клавишные инструменты. Индивидуальные занятия на инструменте.

Теория: музыкальной грамоты; устройство клавишных инструментов; приемы игры  на клавишных инструментах в ансамбле; уход и правила эксплуатации клавишных инструментов.

Практические занятия: приемы игры одной, двумя руками; клавишные переключения; упражнения для правой и левой рук; освоение различных видов игры на инструменте.

Тема 5. Постановка голоса. Основы приемов пения и личной гигиены голоса.

Теория: основы приемов пения и личной гигиены голоса; основы эстрадного исполнения; навыки интонирования и владение голосом.

Практические занятия: певческая установка; упражнения по развитию силы звука; упражнения на развитие дыхания, дикции; работа с микрофоном.

Тема 6. Основы эстрадного исполнения; навыки интонирования и владение голосом.

Теория: основы приемов пения и личной гигиены голоса; основы эстрадного исполнения; навыки интонирования и владение голосом, слуховой контроль; понятие атаки звука.

Практические занятия: певческая установка; упражнения по развитию силы звука; упражнения на развитие дыхания, дикции; работа с микрофоном.

Тема 7.

Особенности вокального пения в ансамбле; понятие атаки звука.

Теория: основы приемов пения и личной гигиены голоса; основы эстрадного исполнения; навыки интонирования и владение голосом, слуховой контроль; понятие атаки звука; особенности вокального пения в ансамбле.

Практические занятия: певческая установка; упражнения по развитию силы звука; упражнения на развитие дыхания, дикции; работа с микрофоном.

Тема 8. Основы музыкальной грамоты.  Самостоятельная работа по подбору музыкальных мелодий.

Теория: устройство и настройка инструментов; солирующая роль каждого инструмента в ансамбле.

Практические занятия: самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений (разбор партий по табулатуре); солирование, применение ритмических группировок.

Тема 9. Музыкальной грамота. Исполнение песен в собственном стиле.

Теория: Понятия: Тоника, Тональность, Лады в музыке. Устройство и настройка инструментов; подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы звукоизвлечения и вокального искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха.

Практика: Разучивание аккордового аккомпанемента для песен, варианты ритмического боя. Пение песен под гитарное сопровождение.

Тема 10. Творческие часы (включая беседы, слушание музыки).

Теория: дискуссии, тренинговые занятия по сплочения коллектива; творческие задания по темам учебно-воспитательного плана; беседы по манерам поведения на сцене и правилам исполнительского мастерства. Слушание музыки.

Практические занятия: Игра по репертуару, открытый урок.

Тема 11. Творческие часы. Творческие задания по темам учебно-воспитательного плана.

Теория:  творческие задания по темам учебно-воспитательного плана; подбор нового репертуара, музыкальная грамота.

Практические занятия: Разучивание новых песен и пьес.

Тема 12. Групповые занятия на инструментах. Ансамблевое исполнение музыкальных отрывков.

Теория: основы ансамблевой игры; функции каждого инструмента в ансамбле; музыкальная оправданность применения различных звуковых эффектов; солирующая роль инструментов и вокальной партии.

Практические занятия: ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков; совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением.

Тема 13. Совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением

Теория: Тональности. Модуляции. Отклонения.

Практические занятия: Пение песен по свой аккомпанемент.

Тема 14. Отработка навыков исполнительского мастерства.

Теория: Правила поведения на сцене и на концерте.

Практические занятия: Выход на сцену, игра на сцене. Поклон, уход.

Тема 15. Репетиционные занятия, творческие отчеты, мастер - классы, концерты.

Теория: основы исполнительского мастерства, правила поведения на сцене; понятие об ансамбле;  дискуссии,  беседы.

Практические занятия: участие в мероприятиях ДЮЦ, праздниках, творческие встречи с другими группами  ВИА (творческий отчет).

Учебный план 2 года обучения

п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы

аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

3

3

-

2.

Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения.

6

2

4

15.09.18 Входной контроль

3.

Особенности игры на электрогитаре.

15

3

    12

4.

Синтезатор. Функция клавишных в ансамбле.

18

6

12

5.11.18

Концерт для школьников

5.

Шестиструнная гитара.

24

9

15

6.

Ударные инструменты. Разучивание ритмов.

12

3

9

7.

Гитара. Буквенное – цифровое обозначение аккордов.

24

9

15

5.01.19 Новогодний концерт

8.

 Клавишные. Изучение синтезатора.

18

6

12

12.02.19 участие в районном конкурсе.

9.

Электрогитара.

27

12

15

20.03.19 Участие в зональном конкурсе

10.

Бас-гитара. Основные приёмы игры.

12

3

9

11.

Ударные инструменты. Практическая игра.

12

4

8

12

Основные певческие навыки

30

6

24

13.

Творческий отчёт.

9

-

9

Выступление ВИА на отчётном концерте

14.

Итоговое занятие.

6

1

5

Итого                                                

216

68

199

Содержание учебного плана второго года обучения

Тема 1. Вводное занятие

Теория:  инструктаж по ТБ;

 - постановка певческой задачи;

 - расширение представлений о жанре «Эстрадное пение»;

Практика: Диагностика, повторение пройденного.

Тема 2. Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения  

Теория: - постановка певческой задачи;

 - расширение представлений о жанре «Эстрадное пение»;

 - понятие «манера исполнения

 Практика: - индивидуальное прослушивание. Подбор нового репертуара. Разучивание партий.

Тема 3. Особенности игры на электрогитаре

Теория: современная электрогитара, ее устройство, тембровые и динамические возможности. Особенности техники игры.

- музыкальная грамота.

Практика: - слушание и анализ записей «плюсовок»;

 - подбор песенного репертуара;

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на   формирование вокальных  навыков в жанре эстрадного пения  (чистоты интонирования, унисона, мягкой атаки звука, глубокого   певческого дыхания);

  - музыкальная грамота.

Тема 4.  Синтезатор. Функция клавишных в ансамбле

 Теория: орган, электроорган и другие клавишные инструменты. Историко-теоретический обзор. Знакомство с устройством электропианино, синтезатора.

- музыкальная грамота.

 Практика: пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистоты интонирования, унисона, дикции);

- разучивание песенного репертуара

Тема 5.  Шестиструнная гитара

Теория: знакомство с инструментом, общие сведения, устройство и настройка, посадка, положение гитары, постановка рук, извлечение звука. Обозначение пальцев правой руки. Буквенно-цифровое обозначение аккордов. Ноты. Гаммы. Схема аккордов. Чтение аккордов. Чтение нот.  Музыкальная грамота.

  Практика: Игра на открытых струнах. Строй, позиции, аккорды и способы извлечения. Арпеджио (восходящее и нисходящее). Игра на закрытых струнах, смена позиции.

- знакомство с понятием - культура эстрадного мастерства;

- знакомство с понятием - образ песни;

-  выявление певческой наклонности обучающихся;

- индивидуальный подбор песенного репертуара;

-индивидуальная работа с обучающимися по составлению  исполнительского плана     песни;

- введение тренировочных занятий по формированию навыков  сценического мастерства (манера исполнения,  вокал, костюм,   пластика, поведение на сцене, общение со зрителем);

- индивидуальная работа с обучающимися по созданию сценического  образа       исполняемых песен;

 Тема  6.  Ударные инструменты. Разучивание ритмов.

(малый барабан, альты, том, бас-бочка, хай-хет, тарелки).

Теория: сведения об инструменте, устройстве, уход за ним. Ритмы, их обозначение.

- музыкальная грамота.

 Практика: упражнение для развития рук; разбор и разучивание музыкальных ритмов.

  - музыкальная грамота.

 Тема 7.  Гитара. Буквенное – цифровое обозначение аккордов

Теория: знакомство с инструментом, общие сведения, устройство и настройка, посадка, положение гитары, постановка рук. Обозначение пальцев правой руки. Буквенно-цифровое обозначение аккордов. Ноты. Гаммы. Схема аккордов. Чтение аккордов. Чтение нот.

Практика: Игра аккомпанемента песен по буквенно-цифровому обозначению аккордов.  Бой. Арпеджио.

 Динамические оттенки. Авторские песни. Знакомство с понятием – вокально - инструментальный эстрадный ансамбль (ВИА);

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на  развитие навыков ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие) и  разучивание песенного репертуара

Тема 7.  Клавишные. Изучение синтезатора

 Теория: орган, электроорган и другие клавишные инструменты. Историко-теоретический обзор. Знакомство с устройством электропианино, синтезатора.

Роль и функции, клавишных в ансамбле. Солирующие партии.

Аккомпанемент. Особенности ансамблевого исполнения, его отличие от сольных выступлений. Пультовая дека инструмента: тембры, регистры, звуковые эффекты.

Практика: извлечение звука на фортепиано; упражнения в положении «сидя» и «стоя» за инструментом. Свобода, правильное положение корпуса, постановка рук.

Понятие о штрихах, обозначениях  музыкальной выразительности и приемах игры. Практические упражнения: чтение, игра, прослушивание и анализ работы. Исполнение: аккомпанирование солисту, другому инструменту (гитаре), группе. Начальные навыки ансамблевой игры;

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие);

           - индивидуальная  и групповая работа, направленная  на разучивание песенного репертуара со сменой солистов;

 Тема 9.  Электрогитара.

Теория: современная электрогитара, ее устройство, тембровые и динамические возможности. Особенности техники игры. Технические характеристики электрогитары, темброблока, усилителей и колонок; правила подключения, использование, хранение. Игра медиатором.

Практика: освоение различных видов техники: аккордов, арпеджио, легато, глиссандо, вибрато, тремоло. Игра по буквенно-цифровым обозначениям. Исполнение различных ритмов.

   Тема 10.  Бас-гитара. Основные приёмы игры.

Теория. Устройство, техническая и тембровая характеристика. Подключение, использование и хранение, роль в ансамбле.

-положение инструмента, постановка рук, игра пальцами и медиатором. Аппликатура и позиции. Положение большого пальца.

 Практика:  Вокально-хоровые упражнения. Работа по репертуару.

 -музыкальная грамота.

 Тема 11.  Ударные инструменты. Практическая игра.

 Теория: Изготовление приспособления и использование его в работе. Аппликатура. Простые размеры. Сложные размеры. Пунктирный ритм.

 - музыкальная грамота.

Практика: Разбор ритмических рисунков. Одиночные ударные «двойки», «двойки с ускорением. Синкопы.

.Тема 12.  Основные певческие навыки.

Теория: Формирование навыков, певческой установки, музыкальной памяти, певческой эмоциональности, выразительности, вокальной артикуляции, певческого дыхания.

 Практика: Индивидуальное певческое развитие. Развитие слуха,  навыков ансамблевого исполнения. Разбор и разучивание вокальных и инструментальных партий.

Тема 13.  Творческий отчёт

Теория: Подготовка к концертному выступлению. Сводные репетиции. Мастер классы.

Практика: Сводные репетиции. Мастер классы. Отчётный концерт

Тема 14. Итоговое занятие

          Теория: Анализ работы за учебный год, творческие планы на следующий год.

          Практика: Подбор нового репертуара, игра по репертуару.

Учебный план 3 года обучения

п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы

аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

3

3

-

2.

Основы музыкальной грамоты.

15

5

10

3.

Интервалы, аккорды

12

4

    8

4.

Электрогитара

27

6

21

5.11.18

Концерт для школьников

5.

Ударные инструменты

18

6

12

6.

Клавишные инструменты

18

6

12

7.

Постановка голоса

24

6

18

5.01.19 Новогодний концерт

8.

 Ансамбль (работа с репертуаром, импровизация). 

15

5

10

12.02.19 участие в районном конкурсе.

9.

Функции каждого инструмента в ансамбле

6

2

4

Участие ВИА в месячнике оборонно-массовой работы.

10.

Групповые занятия на инструментах.

18

6

12

20.03.19 Участие в зональном конкурсе

11.

Работа с репертуаром

18

6

12

12

Творческие часы (мастер- классы)

15

5

10

13.

Концертные выступления (репетиционные занятия, творческие отчеты, участие в конкурсах, фестивалях)

18

6

12

Выступление ВИА на отчётном концерте

14.

Повторение пройденного материала

3

1

2

15.

Подведение итогов.

6

2

4

Итого                                                

216

72

144

Содержание учебного плана третьего года обучения

Тема 1.  Вводное занятие.

Теория. Техника безопасности на занятиях.

Практические занятия: Диагностика, повторение пройденного.

Тема 2. Основы музыкальной грамоты.

Теоретические сведения:

устройство и настройка инструментов; солирующая роль каждого инструмента в ансамбле;

подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы звукоизвлечения и вокального искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха; «чтение» табулатуры.

Практические занятия: упражнения с использованием импровизаций, элементов джаза и аранжировка песен собственного исполнения; самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений (разбор партий по табулатуре); солирование, применение ритмических группировок; исполнение песен в собственном стиле (работа с репертуаром); работа постановке голоса, работа над дикцией, отработка певческих навыков; аккомпанирование.

Тема 3. Интервал. Аккорд. Гармония как предмет.

Теория. Интервал как элемент гармонии; созвучность (согласие) и диссонантность (противоречие) ступеней лада. Трезвучие, септаккорд, нонаккорд – определения. Гармония как ладовая основа, фундамент, опора мелодии.

Практика. Интервалы в ладу, в новой интерпретации темы. Пение интервальных последовательностей, выявление их устойчивости, неустойчивости, тяготение к разрешению. Трезвучия и их роль (функция) в ладу. Трезвучия других ступеней.

Тема 4. Электрогитара.

Теоретические сведения:

основы музыкальной грамоты (приемы игры на гитаре, звукоизвлечение, принципы построения аккордов); правила эксплуатации инструмента, подключение, хранение,  возможности электрогитары; игра медиатором; ритмические рисунки и солирующие партии электрогитары в табулатуре.

Практические занятия

функции бас - гитары, ритм- гитары в ансамбле; виды игры на гитарах ( бас и ритм- гитарах);

аккордовые и гаммаобразные упражнения; солирующие партии инструментов в ансамбле; игра по табулатуре.

побор по слуху отрывков музыкальных композиций и фрагментов песен; импровизация и элементы джаза.

Тема 5. Ударные инструменты.

Теоретические сведения:

устройство и расположение инструмента на концертных  выступлениях; возможности инструмента (партии для малого, большого барабана, хетта); координация рук и ног;

правила эксплуатации инструмента.

Практические занятия:

игра совместно с инструментами ансамбля; солирующие партии ударных инструментов в музыкальных композициях; подбор по слуху ритмических рисунков; импровизация, создание собственного стиля игры на инструменте.

Тема 6.  Клавишные инструменты.

Теоретические сведения:

роль клавишного инструмента  в ансамбле; возможности и обоснование приемов переключения; приемы игры в разных стилях; джазовые импровизации; основы ансамблевой игры.

Практические занятия:

исполнение простых по композиции песен, мелодий; создание собственного стиля игры (элементы импровизации, джаза); развитие навыка ансамблевой игры; отработка навыков исполнительского мастерства.

Тема 7.  Постановка голоса.

Теоретические сведения:

гигиена голоса и слуха; интонирование и певческое дыхание, дикция при исполнении;

правила работы в ансамбле (с микрофоном); приемы двухголосия; джазовые импровизации.

Практические занятия:

работа над репертуаром; ансамблевая работа (пение дуэтом, трио, солирующие партии);

создание собственного стиля исполнения; работа с микрофоном.

Тема 8.  Ансамблевая работа.

Теоретические сведения:

основы ансамблевой игры; функции каждого инструмента в ансамбле; музыкальная оправданность применения различных звуковых эффектов; солирующая роль инструментов и вокальной партии.

Практические занятия:

ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков; совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением; отработка навыков исполнительского мастерства.

Тема 9.  Функции каждого инструмента в ансамбле.

Теоретические сведения:

Функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс; настройка инструментов;

соединение основных партий наизусть.

Практическая работа:

работа с репертуаром; вокально-инструментальная работа с ансамблем.

Тема 10.  Групповые занятия на инструментах.

Теоретические сведения:

основы ансамблевой игры; функции каждого инструмента в ансамбле; музыкальная оправданность применения различных звуковых эффектов; солирующая роль инструментов и вокальной партии.

Практические занятия:

ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков; совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением; отработка навыков исполнительского мастерства.

Тема 11.  Работа с репертуаром

Теоретические сведения:

функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс; настройка инструментов;

работа с монитором; аранжировка и импровизация; соединение основных партий наизусть и по табулатуре.

Практическая работа:

работа с репертуаром; вокально-инструментальная работа с ансамблем; отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле; подбор по слуху произведений российской и зарубежной эстрады; игра произведения по табулатуре (наизусть).

Тема 12.  Творческие часы.

Теория: Опрос по вопросам музыкальной грамотности. 

Практика: дискуссии, тренинговые занятия по сплочения коллектива; творческие задания по темам учебно-воспитательного плана; беседы по манерам поведения на сцене и правилам исполнительского мастерства; концертные выступления на различный, сценических площадках

Тема 13.  Концертные выступления.

Теоретические сведения:

основы техники безопасности при массовых мероприятиях; подключение, баланс, настройка инструментов; хранение и использование аппаратуры.

Практическая работа:

участие в мероприятиях; проведение творческих часов; концертные выступления, игра по репертуару.

Тема 14. Повторение пройденного материала

Теория: Опрос по темам музыкально-теоритического плана.

Практика: Игра песен и пьес по репертуару.

 Тема 15. Подведение итогов.

Теория: Оценка работы ансамбля за учебный год, планы на будущее.

Практическая работа:

проведение творческих часов,  совместно  с группами первого и второго года обучения; творческие отчеты,участие в мастер - классах.

Прогнозируемые результаты к концу 1 года обучения

Предметные результаты.

  1.   Знать и применять буквенные обозначения аккордовых позиций, (ритмические рисунки для ударных инструментов).

Личностные результаты:

1.Владеть определенными навыками игры на музыкальном инструменте (гитара, ударные, клавишные)

Метапредметные результаты: 1. Понятия о средствах музыкальной выразительности и игре в ансамбле.

Прогнозируемые результаты к концу 2 года обучения

Предметные результаты. 1. Принципы игры и вокального исполнения в ансамбле.

2.      Понятие импровизации и аранжировки музыкальных произведений.

Личностные результаты: 1. Самостоятельное исполнение 2-4 произведений наизусть. Владеть основными навыками коллективной игры в ВИА.

Метапредметные результаты: Стремиться к самообразованию (Совершенствование игры на инструменте).

 Желание проявлять себя в творческих отчетах, выступлениях.

Прогнозируемые результаты к концу 3 года обучения

Предметные результаты.  1.    Функции и назначение инструментов ансамбля.

2.    Понятие аранжировка и импровизация (на примере песен собственного сочинения)

Личностные результаты: 1. Исполнение песен в разных стилях и с использованием собственной манеры игры (от 2 до 4 произведений: группой).

 2. Исполнение 1-2 музыкальных произведений из компьютерной программы Guitar Pro (по выбору учащихся: дуэтом или группой).

Метапредметные результаты: 1. Создать аранжировку песен известных композиторов или собственного сочинения.

2.  Применять сценические навыки на выступлении.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий,

включающий формы аттестации».

Календарный учебный график программы 1 года обучения:

Занятия начинаются с _15.09.20_, заканчиваются ___30.05.21 г.

График занятий: ___2__раз в неделю, ___2___занятия по ___40_____минут.

Сроки контрольных процедур:

_14.09.20 г.  – входной контроль

_16.12.20 г. – промежуточная аттестация

__28.05.21.-  итоговая аттестация

Календарный учебный график программы 2 и 3 года обучения:

Занятия начинаются с _1.09.20_, заканчиваются __30.05.21г.

График занятий: ___2__раз в неделю, ___3___занятия по ___40 минут.

Сроки контрольных процедур:

_14.09.20 г.  – входной контроль

_05.01.21 г. – промежуточная аттестация

__24.05.21_г.-  итоговая аттестация

2.3.2. Условия реализации программы.

Показатель

Требования

материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для занятий по программе

     Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно- гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы в 8-12 человек. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями.

перечень оборудования, инструментов и материалов,

необходимых для реализации программы

  • ученические стулья – 12 штук;
  •  стул для педагога – 1 штука;
  • пианино или клавишный синтезатор – 1 штука;
  •  акустическая гитара
  • микрофоны шнуровые  или радиомикрофоны – 6 штук;
  •  стойки для микрофонов – 2 штуки;
  •  микшерный пульт – 1 штука;
  • Батарейки для микрофонов;
  • Колонки – 6 штук
  • Электрогитары 3 штуки
  • Ударные установки 2 штуки
  • Усилительная аппаратура.

информационное обеспечение

  • Методическая литература;
  • Учебники по сольфеджио;
  • Сборники песен для детей

кадровое обеспечение

Педагог, руководитель объединения, реализующий данную программу, владеет следующими профессиональными и личностными качествами:

 обладает специальным музыкально-педагогическим образованием, имеет квалификацию исполнительства на различных инструментах. Педагог-вокалист, педагог, имеющий опыт работы с оркестрами и ансамблями. Музыкант - аранжировщик.

  • владеет навыками и приёмами организации музыкальных занятий;
  •  знает физиологию и психологию детского возраста;
  •  умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
  •  умеет создать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников;
  •  умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников;
  •  систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности.

2.3.3. Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:_-открытые занятия, участие в концертах ДЮЦ, участие в конкурсах: на районном, зональном и краевом уровне.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: итоговое занятие. Программы концертных выступлений. Фото и видео материалы.

Форма подведения итогов:

- контрольно-зачетные занятия;

- концертно-конкурсная деятельность;

- организация выступлений на уровне учреждения, города, района (социальные практики).

            Формой проверки знаний, умений и навыков являются публичные выступления. Сначала в виде выступлений перед родителями и друзьями, затем в виде творческих отчетов и концертов. Хорошо подготовленные вокально-инструментальные ансамбли могут принимать участие в конкурсах, смотрах, фестивалях и сборных концертах.

2.3.4. Оценочные материалы:

  • диагностика;
  • контрольное прослушивание учащихся;
  • самостоятельная работа;
  • наблюдение.

2.3.5. Методические материалы.

Критерий

Реализация

Методы  обучения и  воспитания

На занятиях используются следующие методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, игровой.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

Используемые технологии

Технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология

коллективного взаимообучения,  технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития.

Здоровьесберегающие технологии

Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье — это одна из важнейших задач каждого человека. Поэтому особое значение в системе образования приобретает задача разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни.

На сегодняшний момент в учреждениях дополнительного образования большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка. Педагоги дополнительного образования должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

Основная форма вокальной деятельности — занятия, к ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей детей.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

- укрепление диафрагмальной мышцы с помощью дыхательной гимнастики по методике А. С. и А. Н. Стрельниковых.

Формы  организации учебного занятия

беседа,  встреча с интересными людьми,

игра, концерт,  конкурс, мастер-класс,  открытое занятие, праздник, практическое занятие,

творческая мастерская, экзамен.

Тематика  и формы методических материалов по программе

специальная, методическая литература;

- нотная библиотека.

Дидактические  материалы

- аудиозаписи;

- видеозаписи;

- табулатура;

- клавиатура.

Алгоритм  учебного занятия

1 этап - организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии, Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

 II этan - проверочный. Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция. Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия

III этап подготовительный   (подготовка   к   восприятию   нового содержания). Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).

IV этап  -  основной:1. Усвоение новых знаний и способов действий.  Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.

2.Первичная   проверка   понимания. Задача: установление  правильности и осознанности   усвоения   нового   учебного   материала, выявление неверных представлений,  их  коррекция.   Закрепление    знаний упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.

4. Обобщение и систематизация знаний. - Задача: формирование целостного представления знаний по теме.

V этап – контрольный.  

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

VI        этап - итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить

перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.

VII        этап - рефлексивный.

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы,

содержание и полезность учебной работы.

VIII этап: информационный. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Доступность реализации дополнительной общеобразовательной программы для различных категорий учащихся:

Программа допускает обучение детей-инвалидов, одарённых детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Существует возможность занятий по индивидуальной образовательной траектории (по индивидуальному учебному плану).

Программа допускает использование дистанционных и (или) комбинированных форм взаимодействия при соответствующих изменениях и дополнениях.

Предусмотрена разноуровневая технология организации обучения. После освоения обучающимися данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется переход на углублённый уровень программы.

Список литературы

Литература для педагога

  1. Андреев А. Ритм-гитара. Пособие для начинающих гитаристов. М.: 2010 г.
  2. Драгомиров П. Учебник сольфеджио. М.: 1991 г.
  3. В.Емельянов Развитие голоса. Координация и тренинг. Учебно-методическое пособие для учителей музыки и пения, хормейстеров и вокалистов. Санкт-Петербург:2000 г.
  4. Фролова Ю.В. Сольфеджио. Ростов-на-Дону. 2003 г.
  5. Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 7 класс. М.: 2002 г.
  6. Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 6 класс. М.: 2004 г.

Литература для учащихся

  1. Сто  великих композиторов. М.: 2007 г.
  2. Калинин В. Юный гитарист. М.: 2003 г.
  3. Тимонин М.Ю. Простой и понятный самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Бердск: 2011 г.
  4. Андреев А. Ритм-гитара. Пособие для начинающих гитаристов. М.: 2010 г.
  5. В лазури голубой. Песни на стихи Нины Цвиревой. Ейск: 2009 г.
  6. Бердников А. Шестиструнная гитара для начинающих. Ростов-на-Дону: 2010 г.
  7. Тимонин М.Ю. Простой и понятный самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Бердск: 2011 г.

Календарный учебный график

I полугодие

Год обучения: с 1 сентября 2020 г по 30 мая 2021 г

Год обучения

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Всего учебных недель

Всего часов по программе

Недели обучения

01.09.20 – 06.09.20

07.09.20 – 13.09.20

14.09.20 – 20.09.20

21.09.20 – 27.09.20

28.09.20 – 04.10.20

05.10.20 – 11.10.20

12.10.20 – 18.10.20

19.10.20 – 25.10.20

26.10.20 – 01.11.20

02.11.20 – 08.11.20

09.11.20 – 15.11.20

16.11.20 – 22.11.20

23.11.20 – 29.11.20

30.11.20- 06.12.20

07.12.20 – 13.12.20

14.12.20 – 20.12.20

21.12.20 – 27.12.20

28.12.20 – 03.01.21

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Ознакомительный уровень

(72 часа)

Группа 1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

36

Группа 2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

36

Группа 3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

36

Промежуточная (П)

Итоговая (И) аттестация

п

 

и

Каникулярный период (К)

к

к

Занятия, не предусмотренные расписанием

Календарный учебный график

II полугодие

Год обучения: с 1 сентября 2020 г по 30 мая 2021 г

Год обучения

Январь

Февраль

Март

Апрель

Всего учебных недель

Всего часов по программе

Недели обучения

01.09.20 – 06.09.20

07.09.20 – 13.09.20

14.09.20 – 20.09.20

21.09.20 – 27.09.20

28.09.20 – 04.10.20

05.10.20 – 11.10.20

12.10.20 – 18.10.20

19.10.20 – 25.10.20

26.10.20 – 01.11.20

02.11.20 – 08.11.20

09.11.20 – 15.11.20

16.11.20 – 22.11.20

23.11.20 – 29.11.20

30.11.20- 06.12.20

07.12.20 – 13.12.20

14.12.20 – 20.12.20

21.12.20 – 27.12.20

28.12.20 – 03.01.21

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Ознакомительный уровень

(72 часа)

Группа 1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

36

Группа 2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

36

Группа 3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

36

Промежуточная (П)

Итоговая (И) аттестация

п

 

и

Каникулярный период (К)

к

к

Занятия, не предусмотренные расписанием

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Название детского объединения ВИА «Лазурный берег»

Название программы, уровень, сроки реализации, год освоения: ВИА «Лазурный берег»,2-3 год.

Ф.И.О. педагога: Макаров В.Н.

Дата заполнения: октябрь, май.

СПИСОК ГРУППЫ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Способность работать  с информацией

Способность к сотрудничеству

Способность самост-но решать проблемы

Способность к самоорганизации

Способность использовать ИКТ в образовательных целях

Способность к самообразованию

Мотивация (выраженный интерес к занятиям)

Самооценка деятельности на занятиях

Нравственно-эстетические установки

Уровень форсированности внимания

Уровень развития познавательной активности, самостоятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

  • Мониторинг следует проводить в начале и конце учебного года.
  • Каждый критерий оценивается по трёхбалльной шкале: 1 – минимальный показатель, 3- максимальный

Приложение 3

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

Название детского объединения: «Лазурный берег»

Название программы, уровень, сроки реализации, год освоения: ВИА «Лазурный берег», 2 год освоения

Ф.И.О. педагога: Макаров В.Н.

Дата заполнения : декабрь, май.

Мониторинг результативности обучения для вокалистов.

Фамилия, имя ребёнка

Основные критерии

точность интонирования

знание текстов песен

четкая дикция и артикуляция в пении

двухголосное пение

вокальный диапазон

Общий балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

Название детского объединения: «Лазурный берег»

Название программы, уровень, сроки реализации, год освоения: ВИА «Лазурный берег», 2-3 год освоения

Ф.И.О. педагога: Макаров В.Н.

Дата заполнения: декабрь, май.

Мониторинг результативности обучения для инструменталистов

Фамилия, имя ребёнка

Основные критерии

знание партий

метро-ритмические особенности

умение игры в ансамбле

выразительная игра

артистизм

Общий балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Контрольно - оценочные средства в ВИА «Лазурный берег»

Форма контроля: концертное выступление.

Требования:

- исполнение в составе ансамбля не менее 3 песен   для  группы 1 года обучения, не менее 6 песен для группы 2 года обучения,  не менее 8 песен для группы 3 года обучения.

Критерии оценки для вокалистов:

- точность интонирования

- выразительное пение

- хорошая атака звука

- четкая дикция и артикуляция в пении

- применение эффекта в голосе

- знание текстов песен

- двухголосное пение

- артистизм

- правильно дыхание

- вокальный диапазон

Критерии оценки для инструменталистов:

-знание партий

-метро-ритмические особенности

-выразительная игра

-артистизм

-умение игры в ансамбле

-динамика каждого инструмента

Для всех участников ансамбля: исполнение песен и произведений наизусть.