Программа по ВОКАЛУ
рабочая программа по вокалу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zharov_dmitriy_programma_po_vokalu.docx | 49.02 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Дополнительного образования детей по вокалу
«Вокальный ансамбль»
Возраст обучающихся- 6-17 лет
Срок реализации программы 5-8 лет
Пояснительная записка
Настоящая программа имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для развития у детей и юношей поточного вокального пения в микстовом звучании и чистом интонационном звукоизвлечении.
Программа ориентирована на детей, занимающихся в системе дополнительного образования в вокальном ансамбле.
Актуальность программы.
В настоящее время вокальное пение - наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок. В пении соединены такие многогранные средства музыкально- эстетического воспитания человека. Как слово и музыка.
Пение - одна из самых активных и доступных форм коллективного музицирования, оно вызывает живой интерес у детей и доставляет им эстетическое удовольствие. Являясь эффективным средством развития музыкальных способностей ребенка, пение в ансамбле несет в себе колоссальный воспитательный потенциал. Все обучающиеся, независимо от уровня их индивидуальных способностей приобщаются к вокальному пению- искусству коллективного вокального исполнительства.
Голос- это особое богатство, природный дар, который дан человеку.
Пользоваться певческим голосом человек начинает с самого детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.
Музыке в развитии ребенка отводится важнейшая роль. В музыке и музыкальной деятельности чувства и эмоции составляют главное содержание. Музыка помогает детям познать мир, развивает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, природе и всему что окружает.
Педагогическая целесообразность:
Занятия в ансамбле дают возможность каждому ребенку вне зависимости от его потенциала приобщиться к прекрасному, самореализаваться и найти свое место в окружающем мире.
Цель программы:
Способствовать развитию музыкальных и творческих способностей детей, расширению кругозора, воспитание эстетического вкуса и музыкальной культуры в целом.
Задачи программы:
-Формировать вокальную культуру.
-Формирование эмоциональной отзывчивости и способности к самовыражению на сцене.
-Овладеть практическими умениями и навыками в области вокала.
-Выявление и развитие творческого потенциала личности ребенка.
Образовательные:
- сформировать и развить вокальные умения и навыки;
- дать знания об устройстве голосового аппарата, об охране голоса
-дать знания о жанрах и стилях музыкальных произведений
-дать знания о композиторах и авторах стихов (текстов), об эпохе, в которой они жили
-обучить ребенка эстрадной манере исполнения
-обучить ребенка исполнению песни со сценическими движениями
Развивающие:
-развитие музыкальных способностей (музыкальный слух, певческий голос, чувство ритма и лада, музыкальную память, музыкальные представления и пр.), музыкальное мышление;
-развитие голосового аппарата ребенка, постепенно расширяя певческий диапазон
-развитие творческого воображения
-формирование певческого звучания (интонирование, правильное дыхание, точная дикция)
-формирование представления о звуковысотности, средствах музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, регистры)
-формирование навыка пения в ансамбле (умение слушать друг друга)
Воспитательные:
- воспитывать культуру поведения на концертах (за сценой, на сцене)
- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками
-формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала
-воспитание способности концентрировать внимание
-воспитание навыков социальной адаптации учащихся на основе их творческого сотрудничества и концертно-исполнительской деятельности.
Возраст обучающихся: программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 6 до 17 лет, которые распределяются по ансамблям – младший ансамбль (6-10), старший ансамбль (11-17), в зависимости от возраста и вокального развития. Для правильного формирования учебных групп проводится предварительное прослушивание каждого ребенка.
Срок реализации программы: 5-8 лет. В первый год обучения предполагается 1 час в неделю, начиная со второго года обучение рассчитано на 1-2 часа в неделю, с четвертого года на 2-4 часа в неделю.
Формы и режим занятий – теоретические и практические занятия; групповые, индивидуально-групповые, индивидуальные. Форма обучения - ансамблевая репетиция, индивидуальные занятия.
Этапы | Возраст детей | Продолжительность занятий | Периодичнось в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год |
1 год (подготовительный) | 5-6 лет | 30 минут | 2 раза | 1 час | 36 часов |
Второй год | 7-9 лет | 1 час | 1-2 раза в неделю | 1-2 часа | 36-72 часа |
Третий год | 8-12 лет | 1 час | 2 раза в неделю | 2 часа | 72 часа |
Четвертый год | 9-16 лет | 1-2 часа | 2 раза в неделю | 2-4 часа | 72-144 часа |
Пятый год | 10-17 лет | 1-2 часа | 2 раза в неделю | 2-4 часа | 72-144 часа |
Структура занятия для детей 1 года обучения (подготовительная):
Дошкольное детство- большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он стремится к самостоятельности.
Ведущая деятельность в этот период - игра. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Поэтому на 1 году (подготовительном) обучения на занятиях применяем игровые попевки, ритмические игры.
1.Организационный момент: 5- 7 минут
-сбор детей
-сопровождение детей к месту занятия
2.Подготовительный : 10 минут
-распевание
-упражнения на дыхание при пении
- игровые попевки
- ритмические игры
3.Основная часть : 15 минут
-знакомство с песенным материалом
-разучивание мелодии
-ритмизация
-работа с текстом
4.Заключительная часть: 10 минут
5.Сопровождение детей к родителям- 5 минут
6.Консультация для родителей, в том числе индивидуально-5-7 минут
Структура занятия для детей 2 года года обучения:
1.Организационный момент: 5 минут
-сбор детей
-сопровождение детей к месту занятия
2.Подготовительный : 10 минут
-распевание
-упражнения на дыхание при пении
- игровые попевки, основанные на простейших мелодиях рус.народных песен
- ритмические игры
3.Основная часть : 30 минут
-основы нотной грамоты
-название простых муз.терминов
-знакомство с песенным материалом
-разучивание мелодии
-ритмизация
-работа с текстом
4.Заключительная часть: 15 минут
5.Сопровождение детей к родителям- 5 минут
6.Консультация для родителей, в том числе индивидуально-5-7 минут
Структура занятия для детей 3 года обучения:
1.Организационный момент: 5 минут
-сбор детей
-сопровождение детей к месту занятия
2.Подготовительный : 10 минут
-распевание с элементами простого двухголосия
-упражнения на дыхание при пении
- игровые попевки, основанные на простейших мелодиях рус.народных песен
-пение на одном дыхании более длинных муз.фраз
- ритмические игры
3.Основная часть : 30 минут
-основы нотной грамоты
-название простых муз.терминов
-элементы двухголосного пения (канон)
-пение акапелла небольших муз.фраз
-знакомство с песенным материалом
-разучивание мелодии
-ритмизация
-работа с текстом
4.Заключительная часть: 15 минут
5.Сопровождение детей к родителям- 5 минут
6.Консультация для родителей, в том числе индивидуально-5-7 минут
Структура занятия для детей четвертого и пятого года обучения:
1.Организационный момент: 5 минут
-сбор детей
2.Подготовительный : 30 минут
-распевание с элементами многоголосия
- пение акапелла
-упражнения на дыхание при пении
-пение на одном дыхании длинных муз .фраз
- усложненный ритмический рисунок
3.Основная часть : 45 минут
- теория музыки
-название муз. терминов
-элементы многоголосного пения
-пение акапелла длинных муз. фраз
-знакомство с песенным материалом
-разучивание мелодии
-ритмизация
-работа с текстом
-постановка номеров
-сценическая речь
-актерское мастерство
4.Заключительная часть: 20 минут
Ожидаемые результаты
По окончании первого (подготовительном) года обучения дети будут знать:
-строение артикуляционного аппарата
-особенности и возможности певческого голоса
-понимать по требованию педагога слова - петь « мягко, нежно, легко»
-средства музыкальной выразительности: темп, динамика, мелодия, ритм
-знание основ певческой гигиены
-гигиену певческого голоса
- простые игровые песенки- попевки
- упражнения на дыхание
-скороговорки
-простые муз.термины (форте, пиано, пауза)
-я слышу, я слушаю
Будут уметь:
-основы правильного дыхания: небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч
- петь выученный репертуар, слушая педагога и окружающих детей
-быть внимательными при пении к указаниям педагога, понимать основные жесты
-соблюдать при пении певческую установку: сидеть и стоять прямо, спокойно, не напряженно
- грамотно произносить текст в исполняемом репертуаре
- работать в ансамбле
В течение первого года также получат развитие личностные качества обучающихся:
-
-
-
По окончании второго года обучения дети будут знать:
-гигиену певческого голоса, дыхание
-основы нотной грамоты
-распевание, основанное на попевках русских народных песен
-унисонное пение
-умение слышать себя и партнера
- понимать по требованию педагога простые слова- термины
-простой ритмический рисунок, мелодический рисунок
-воспитание чувства ансамблевого пения
-определять на слух мажор и минор
-музыкальные жанры ( песенный, танцевальный, маршевый)
-средства музыкальной выразительности: темп, динамика, регистр, мелодия, ритм
-знать и понимать термины: ансамбль, солист, оркестр
- трезвучия,
-основы певческой гигиены
- место дикции в исполнительской деятельности
Будут уметь:
-петь недлинные фразы на одном дыхании
-в подвижных песнях делать быстрый вдох
-петь небольшие попевки, фразы из песен без сопровождения инструментов
-точно повторять заданный звук
-соблюдать при пении певческую установку
-грамотно произносить текст в исполняемых произведениях
- принимать активное участие в концертах
В течение второго года также получат развитие личностные качества обучающихся:
По окончании третьего года обучения дети будут знать:
-гигиена певческого голоса
-простые элементы двухголосного пения
-способность сопереживать
-нотная грамота
-петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен
-петь на одном дыхании более длинные муз.фразы
-петь достаточно чистым по качеству звуком
-типы дыхания
-поведение певца до выхода на сцену и во время концерта
- особенности двухголосного пения
- основные типы голосов
Будут уметь:
- петь на одном дыхании длинные музыкальные фразы
- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно
- чисто интонировать
- активно участвовать в концертах, фестивалях , конкурсах
- работать со сцен. аппаратурой (микрофон)
- петь под звучание фонограммы ( - )
В течение третьего года также получат развитие личностные качества обучающихся:
По окончании четвертого года обучения дети будут знать:
-основные типы голосов
-жанры вокальной музыки
-типы дыхания
-поведение до выхода на сцену и во время выступления
-особенности многоголосного пения
-петь без музыкального сопровождения более длинные фразы
-принимать активное участие во всех концертах, конкурсах, фестивалях.
-композиторов и исполнителей разных жанров и стилей
-поведение певца до выхода на сцену и во время концерта
- особенности двухголосного пения
- основные типы голосов
Будут уметь:
-исполнять песни, используя микрофон и фонограмму «минус один»
-читать с листа простейшие мелодии
- исполнять произведение без сопровождения
-выразительно передавать характер произведения
-чисто интонировать в многоголосье
В течение четвертого года также получат развитие личностные качества обучающихся:
По окончании пятого года обучения дети будут знать:
-основные типы голосов
-жанры вокальной музыки
-типы дыхания
-поведение до выхода на сцену и во время выступления
-особенности многоголосного пения
-петь без музыкального сопровождения более длинные фразы
-принимать активное участие во всех концертах, конкурсах, фестивалях.
-нотная грамота ( тональности до 7-ми знаков включительно)
-композиторов и исполнителей разных жанров и стилей
- особенности многоголосного пения
Будут уметь:
-петь любые звуки на любом отрезке диапазона, в любом темпе
-анализировать свои ошибки в исполнении произведения
-совмещать пение и движение, актерское мастерство
В течение пятого года также получат развитие личностные качества обучающихся:
Способы определения результативности:
Основные показатели эффективности реализации данной образовательной программы:
-Высокий уровень мотивации детей к музыкальной деятельности
-Высокий уровень посещаемости занятий
-Повышенный интерес к концертной деятельности коллектива
Каждой группе подбирается репертуар, отвечающий возрастным возможностям.
В первой (подготовительной) группе на занятии используется больше игровых моментов, вводятся песенки - потешки с движениями для развития речи, скороговорки.
Основной принцип обучения - коллективное музыкальное творчество.
Контроль усвоения материала производится постоянно. Условно можно выделить три этапа оценки усвоенных знаний, умений, навыков и воспитанных личных качеств.
- Вводный контроль (в начале каждого учебного года, в сентябре-диагностика способностей учащихся).
- Текущий и промежуточный контроль (текущий - в течение учебного года, промежуточный в середине учебного года (итоговое занятие в декабре). наблюдение за освоением обучающихся вокальными умениями и развитием музыкальных и творческих способностей).
- Итоговый контроль - в конце каждого учебного года (итоговое занятие в мае).
Параметры оценивания
Знания:
- соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
- широта кругозора;
- свобода восприятия теоретической информации;
- понимание терминологии, осмысленность и свобода использования специальной терминологии.
Практические навыки:
- соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям,
- качество исполнения репертуара;
- техничность исполнения;
- артистичность, эмоциональность и образность исполнения;
- взаимодействие воспитанников в ансамбле в процессе исполнения.
Уровень развития воспитанности:
- культура исполнения и поведения во время выступления (внешний вид, собранность, отношение к слушателям);
- ответственность при работе;
- дисциплина.
Программа предусматривает сочетание практической методики вокального воспитания детей на групповых и индивидуальных занятиях.
Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; слуховые навыки.
Особое место уделяется концертной деятельности: учащиеся исполняют концертные номера в рамках общих праздников центра, городских мероприятиях, посвященных разным памятным датам.
Формы подведения итогов реализации программы:
Учебно- тематический план
первый (подготовительный) год обучения 5-6 лет
Цель: раскрыть музыкальность ребенка через исполнение детских песен- потешек, основ вокала, игры.
№ | Тема занятий | Часы | ||
Общее кол-во часов | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие, инструктаж по ТБ и ОТ. | 1 | 1 | 0 |
2. | Мир музыки | 4 | 2 | 2 |
3. | Певческая установка. Дыхание | 4 | 2 | 2 |
4. | Дикция. Артикуляция | 4 | 2 | 2 |
5. | Звуковедение | 6 | 2 | 4 |
6. | Гигиена певческого голоса | 1 | 1 | 0 |
7. | Работа над репертуаром | 8 | 3 | 5 |
8. | Игровая деятельность | 7 | 3 | 4 |
9. | Концертная деятельность | 2 | 0 | 2 |
Итого: | 36 | 16 | 21 |
Учебно- тематический план
2 год обучения (7-9 лет)
Цель: сформировать у обучающихся основы вокальных умений и навыков, пение простых попевок на основе рус.народных песен, унисонное пение, основы муз.грамоты.
№ | Тема занятий | Часы | ||
Общее кол.часов | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие, инструктаж по ТБ и ОТ. | 1 | 1 | 0 |
2. | Мир музыки | 5 | 3 | 2 |
3. | Распевание | 12 | 4 | 8 |
4. | Певческая установка. Дыхание. | 10 | 3 | 7 |
5. | Дикция. Артикуляция | 7 | 3 | 4 |
6. | Звуковедение | 10 | 4 | 6 |
7. | Гигиена певческого голоса | 1 | 1 | 0 |
8. | Работа над репертуаром | 15 | 5 | 10 |
9. | Основы нотной грамоты | 8 | 3 | 5 |
10. | Концертная деятельность | 3 | 0 | 3 |
Итого: | 72 | 27 | 45 |
Учебно- тематический план
( 8-12 лет)
3 год обучения
Цель: сформировать у обучающихся основы вокальных умений и навыков через усложнение репертуара, использование простых голосовых импровизаций, петь двухголосие.
№ | Тема занятий | Часы | ||
Общее кол.часов | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие, инструктаж по ТБ и ОТ. | 1 | 1 | 0 |
2. | Работа над интонацией муз.произведения | 10 | 6 | 4 |
3. | Распевание | 12 | 4 | 8 |
4. | Певческая установка. Дыхание. | 8 | 2 | 6 |
5. | Дикция. Артикуляция | 8 | 2 | 6 |
6. | Гигиена певческого голоса | 1 | 1 | 0 |
7. | Работа над репертуаром | 30 | 6 | 24 |
8. | Технические средства в развитии слухового восприятия обучающихся ( микрофон, фонограмма, запись в студии) | 45 | 5 | 40 |
9. | Двухголосие | 17 | 4 | 13 |
10. | Концертная деятельность, фестивали, конкурсы | 12 | 0 | 12 |
Итого: | 144 | 31 | 113 |
Учебно- тематический план
( 9-16 лет)
4 год обучения
Цель: закрепление полученных знаний обучающихся ,вокально-технических навыков и освоение муз.материала. Выравнивание звучности голоса на всем диапазоне, «сглаживание» переходных нот.
№ | Тема занятий | Часы | ||
Общее кол.часов | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие, инструктаж по ТБ и ОТ. | 1 | 1 | 0 |
2. | Работа над интонацией муз.произведения | 8 | 4 | 4 |
3. | Распевание | 12 | 4 | 8 |
4. | Певческая установка. Дыхание. | 8 | 2 | 6 |
5. | Дикция. Артикуляция | 6 | 2 | 4 |
6. | Гигиена певческого голоса | 1 | 1 | 0 |
7. | Работа над репертуаром | 30 | 6 | 24 |
8. | Технические средства в развитии слухового восприятия обучающихся ( микрофон, фонограмма, запись в студии) | 36 | 6 | 30 |
9. | Двухголосие | 17 | 4 | 13 |
10. | Стили композиторов и исполнителей разных направлений. | 6 | 3 | 3 |
11. | Запись в студии | 7 | 1 | 6 |
12. | Концертная деятельность, фестивали, конкурсы | 12 | 0 | 12 |
Итого: | 144 | 34 | 110 |
Учебно- тематический план
( 10-17 лет)
5 год обучения
Цель: совершенствование полученных знаний обучающихся ,вокально-технических навыков и освоение муз. материала. Слышать, видеть и анализировать индивидуальные особенности исполнителя при работе артикуляционного аппарата и работе с дыханием, соединение вокального, актерского и пластического мастерства.
№ | Тема занятий | Часы | ||
Общее кол. часов | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие, инструктаж по ТБ и ОТ. | 1 | 1 | 0 |
2. | Работа над интонацией муз. произведения | 8 | 4 | 4 |
3. | Распевание | 12 | 4 | 8 |
4. | Певческая установка. Дыхание. | 8 | 2 | 6 |
5. | Дикция. Артикуляция | 5 | 1 | 4 |
6. | Гигиена певческого голоса | 1 | 1 | 0 |
7. | Работа над репертуаром | 34 | 4 | 30 |
8. | Технические средства в развитии слухового восприятия обучающихся ( микрофон, фонограмма) | 30 | 3 | 27 |
9. | Нотная грамота. Многоголосие | 15 | 5 | 10 |
10. | Стили композиторов и исполнителей разных направлений. | 6 | 3 | 3 |
11. | Запись в студии | 10 | 1 | 9 |
12. | Концертная деятельность, фестивали, конкурсы | 14 | 0 | 14 |
Итого: | 144 | 29 | 115 |
СОДЕРЖАНИЕ
Вводное занятие
Знакомство с программой, режимом работы, инструктаж по ТБ и ОТ
Мир музыки
Теория:
Понятие о высоте звуков, динамике. Понятие о ритме, темпе. Два основных лада- мажор, минор. Выразительность.
Практика:
Определение на слух ( мажор- минор, регистров)
Вокальные и ритмические упражнения, речевые упражнения.
Певческая установка. Дыхание.
Теория:
Правильное положение корпуса во время пения. Особенности певческого дыхания.
Практика:
Упражнения, дыхательная гимнастика. Работа над развитием « цепного дыхания».
Дикция. Артикуляция.
Теория:
Беседы о важности и уважению к каждому слову.
Практика:
Упражнения, попевки на развитие артикуляционного аппарата, развитии дикции. Скороговорки.
Звуковедение. Певческие навыки.
Теория:
Беседа о необходимости осознания фразы , ее правильного художественно- значимого исполнения.
Практика:
Динамические оттенки, музыкальные штрихи.
Упражнения, распевания.
Распевание:
Теория:
Правильное дыхание, точное интонирование, произношение. Работа над звуком.
Практика:
Упражнения, распевание.
Гигиена певческого голоса.
Теория:
Беседы о строении голосового аппарата. Сохранность и бережное отношение к своему инструменту.
Работа над репертуаром.
Теория:
Беседа о музыкально- художественном образе исполняемых произведений.
Практика:
Разбор произведения-
- текст, мелодия
-работа над унисоном, ритмом
- худ. образ
- сцен. образ
Технические средства в развитии слуховых восприятий обучающихся.
Теория:
-показ работы с аппаратурой
-пользование микрофоном
- пение под фонограмму (-)
Практика:
Использование полученных знаний на исполняемом репертуаре.
Методическое обеспечение
При реализации программы используются различные приемы и методы, направленные на развитие индивидуальных способностей и расширение общего кругозора обучающегося:
- учебные занятия в группах и индивидуально;
- посещение конкурсов и фестивалей;
- совместный просмотр видеоматериалов, их обсуждение с анализом увиденного;
- посещение концертов и спектаклей;
- экскурсии в музеи и на выставки;
Формы воспитания и обучения тесно сплетаются в единый комплекс.
Учебные темы включают теоретические и практические занятия.
Системный подход:
Направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности.
Творческий метод:
В совместной творческой деятельности преподавателя и учащихся проявляется оригинальность, индивидуальность, особенность мышления и фантазии.
Метод импровизации и сценического движения:
Умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение песенного репертуара, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Это дает обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходимо:
- Материально-технические условия – просторное, удобное помещение с естественным доступом воздуха и хорошей вентиляцией.
- Музыкальное оборудование: инструмент, музыкальный центр, микрофоны.
Условия реализации программы
- Емельянов Е.В. « Развитие голоса»
- Боромыкова О.С. «Песенки и потешки с движениями для развития речи»
- Битус А.Ф. Певческая азбука ребенка
-Дидактичекие материалы для работы с учащимися
-Возможности студийной записи голоса и прослушивания исполнения
Техническое оснащение занятий:
- помещение соответствует нормам СанПин
- музыкальный инструмент- электропианино
- музыкальный центр
-микрофоны
Организационные условия:
-отдельный класс с открывающимся окном для возможного выполнения дыхательных упражнений со свежим воздухом
-электронное пианино
-музыкальный центр(CD-R, MP3, USB)
-зеркало
-звукоусиливающая аппаратура (колонка, усилитель, микрофоны)
-работа с родителями (видеосъемка, фото, помощь в выездных концертах, фестивалях, экскурсиях, изготовление костюмов для воспитанников)
Список литературы
Для педагога:
1.Битус А.Ф. Певческая азбука ребенка Минск: Тетра Системс, 2011.
2.Брормыкова О.С. Песенки и потешки с движениями для развития речи.- СПб.: Издательский дом « Лидера», 2015.
3. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5-изд. издательство « Лань»; издательство « планета музыки», 2014.
4.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс- курс развития вокальных способностей. АСТ; Астрель, 2012.
5. Риггз С. Пойте как звезды. Сост. и ред. Дж .Д. Карателло.- Спб.: Питер, 2013.
6. Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамоты. М.: 2009.
7.Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: 2010.
Для обучающихся и родителей:
- Детская муз. энциклопедия.- М., 2002.
- Лидина Т.Я. Я умею петь.- Ростов н/Д, 2010.
- Михайлова М.А. Развитие муз. способностей детей.- Ярославль, 2009.