История музыкального воспитания и развития музыкальной культуры детей
Сегодня актуальность музыкального воспитания подрастающего поколения возрастает как никогда, поскольку в постоянно изменяющемся, непредсказуемом, агрессивном мире, где реальное общение часто подменяется виртуальным, современному человеку очень важно найти для себя способ эмоционального самовыражения.
В действующем с 1 января 2014 года Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста.
Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_muzykalnogo_vospitaniya_i_razvitiya_muzykalnoy_kultury_detey.pptx | 1.03 МБ |
rebenok_kak_subekt_muzykalnogo_deyatelnosti.pptx | 89.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В 19 веке - ограниченное количество дошкольных учреждений, поэтому и вопросами музыкального дошкольного ваоспитания занимались немногие теоретики и педагоги. На развитие дошкольного воспитания оказали влияние идеи социал-демократов – Н.Г. Чернышевского (подчеркивал решающую роль общественных условий в воспитании), В.Г. Белинского (отмечал особое значение музыки и поэзии для эстетического развития детей именно на первых этапах жизни).
К 80-ым годам 19 века стали появляться отдельные детские сады, использовавшие систему немецкого педагога Н.К. Фребеля . В области музыкального воспитания в ней были серьезные недочеты – исключалась инициатива детей, не создавались условия для музыкального развития. Педагоги-музыканты конца 19 – начала 20 века. А.Н. Карасев (книга «Методика пения») считал, что музыкальное развитие детей сводится к простому подражанию. А.Л. Маслов, наоборот, большое внимание придавал воспитанию интереса к музыке, творческого воображения, творческой активности. Распространены были и идеи свободного воспитания К.Н. Вентцеля , который критиковал шаблон и рутину в музыкальном воспитании в детском саду. Он придавал большое значение саморазвитию, творческому самовыражению ребенка, но недооценивал роль педагога.
После октябрьской революции. В «Положении о единой трудовой школе» (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, 1918.) подчеркивается мысль о необходимости всеобщего детского музыкально-эстетического воспитания детей. В 20-40 годы. Первая специальная работа по дошкольному музыкальному воспитанию – «Музыка в детском саду» (1917, 1919, 1923) профессора, члена Академии пед . наук РСФСР, основоположника системы музыкально-эстетического воспитания Валентины Николаевны Шацкой.Среди психологических исследований - С.Н. Беляева-Экземплярская «Музыкальное переживание в дошкольном возрасте» (1925).
Возрос интерес к детскому музыкальному творчеству – академик-музыковед, композитор, педагог Борис Владимирович Асафьев,музыковед , пианист, педагог Болеслав Леопольдович Яворский,разрабатывались вопросы музыкально-ритмического воспитания и пения – Тотеш Симовна Бабаджан (методист, будучи женой композитора М.Р. Раухвергера , стала автором текстов песенок на его музыку, многочисленных игр с музыкой – «Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях», 1930), Николай Афанасьевич Метлов (один из первых создателей системы музыкального воспитания в детском саду, гармонично сочетющей слушание, пение, движение, игру на инструментах, кандидат педагогических наук – «Музыка – детям», «Песни для детского сада», «Музыкально-ритмическое воспитание»).
В 40-е годы 20 века – психологическая работа Бориса Михайловича Теплова«Психология музыкальных способностей» (1947), заложившая основы рассмотрения проблем музыкальных способностей дошкольников. С 50-ых годов разработка вопросов музыкального воспитания дошкольников неразрывно связана с деятельностью доктора пед . наук, профессора Натальи Алексеевны Ветлугиной (1909-1995). Доказала уникальное значение музыкальной деятельности в развитии ребенка, заложила фундамент музыкальной педагогики от теоретических оснований до практических технологий. Автор программ и методических пособий для детского сада, пед . училищ и институтов
В 1943 году была создана Академия педагогических наук (далее АПН), благодаря чему научно-исследовательская работа по вопросам дошкольного воспитания значительно активизировалась. В 1945 году, вышло обновлённое «Руководство для воспитателя детского сада; Устав детского сада». Музыкальные занятия были выделены в числе обязательных. В § 41 говорится о требованиях к специальному музыкальному образованию у музыкального руководителя, к обязанностям которого относится: 1. Осуществлять правильное музыкальное воспитание; 2. Вести систематическую работу с воспитателями детского сада, оказывая им помощь в занятиях с детьми по пению, физкультуре, подготовке и проведению детских праздников; 3. Консультировать родителей по вопросам музыкального воспитания детей; 4. Работать по графику, согласованному с заведующей и вести учёт своей работы
Исследования 60-80 гг. связаны с проблемами приобщения детей к разным видам деятельности, развития способностей, средств и форм музыкального воспитания. Среди них диссертационные исследования. И.Л. Дзержинская: Формирование восприятия музыки у дошкольников, 1962; А.Н. Зимина: Музыкально-ритмическое воспитание детей 5-6 лет в детском саду, 1964; Р.Т. Зинич-Слепцова : Развитие музыкального слуха и певческого голоса у нечисто интонирующих детей, 1968; Т.В. Волчанская : Формирование самостоятельности в пении детей 5-го года жизни, 1972; М.Л. Палавандишвили : Формирование чувства ритма у детей 5-7 лет на занятиях по ритмике в детском саду, 1972; А.И. Катинене : Педагогические условия формирования певческой деятельности детей 5-7 лет, 1974; А.И. ХодьковаФормирование песенного творческого процесса у детей 6-7 лет, 1974; Л.Н. Комиссарова: Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6-7 лет, 1980; А.И. Шелепенко : Формирование первоначальных щнаний о музыке у детей 5-6 лет, 1981; Э.П. Костина Музыкально-дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей 4-7 лет, 1983; К.А. Линкявичус :
В 70-е - 90-е годы XX века наблюдалось интенсивное развитие в теории и практики музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Методические основы теории эстетического воспитания, в том числе музыкального, излагались в монографических работах по эстетике ( А.Н.Буров , Н.И. Киященко, М.Ф.Овсянникова , В.А.Разумный , В.К.Скатерщиков и другие) и педагогике ( С.А.Аничкин , А.А.Балян , Н.И.Киященко , Б.Т.Лихачев , М.Ф.Овсянников , В.А.Разумный ).
Комплексный подход к эстетическому, в том числе и музыкальному воспитанию дошкольников в освещаемый период выражается в попытке создать первую программу по эстетическому воспитанию для возрастных групп детского сада. С позиции комплексного подхода научные работники осуществляли исследования в области различных видов детской музыкальной деятельности и исполнительство каждый своей проблемы (А.И. Вайчене , Н.А.Ветлугина , А.Д. Войнова , Е.А.Дубровская , А.Н.Зимина , Л.Н.Комиссарова и др.). Таким образом, 70-е - 90-е годы XX века явились периодом активной разработки, апробации и внедрения новых концептуальных идей в области музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Совершенствование практики связывалось с интенсивным развитием педагогической науки. Благодаря разработанной Н.А.Ветлугиной теории музыкального развития ребенка, в стране создается фундаментальная программа музыкального воспитания, совершенствуется музыкальная дидактика.
Сегодня актуальность музыкального воспитания подрастающего поколения возрастает как никогда, поскольку в постоянно изменяющемся, непредсказуемом, агрессивном мире, где реальное общение часто подменяется виртуальным, современному человеку очень важно найти для себя способ эмоционального самовыражения. В действующем с 1 января 2014 года Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ребенок как субъект музыкального деятельности. Субъект - это источник познания и преобразования действительности, носитель активности. Субъектность человека проявляется прежде всего в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему).
Поведенческая цепочка субъекта деятельности выглядит следующим образом: эмоциональный компонент выражает отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности; эмоционально- деятельностный компонент формируется на основании инициативы и инициирует собственно деятельность; деятельностный компонент проявляется в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека.
Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, следовательно, становятся: • ценностное отношение; • интерес; • избирательная направленность; • инициативность; • свобода выбора; • самостоятельность, автономность, творчество.
Принципиальным для становления субъектности является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно- потребностная сфера ребенка. Это годы оформляющегося образа «Я», когда самоидентификация, сравнение Своего Я и Другого Я происходит по начинающей складываться шкале ценностей, ценностных отношений, ориентации. Иными слонами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных его возрасту видах деятельности и общения.
Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятелъностная . Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна , поскольку дошкольник - это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.
Можно выделить две группы субъектных проявлений ребенка в музыкальной деятельности: эмоционально-субъектные деятельностно -субъектные.
Эмоционально-субъектные проявления выражаются в интересе ребенка к музыке, предпочтении этому виду деятельности. Ребенок любит слушать музыкальные произведения, ему нравится участвовать в разных видах музыкальной деятельности. Другим не менее важным проявлением субъектности становится избирательное отношение к музыке, т.е. предпочтение ребенка той или иной возможности взаимодействия с музыкой (слушать, петь, играть и т. д.).
Деятелъностно -субъектные проявления связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе музыкальных видов деятельности. Его субъектность определяется творческим отношением к выбору содержания музыкальной деятельности. Ребенок начинает самостоятельно предлагать варианты интерпретации того или иного музыкального произведения, предпринимая первые попытки анализа и самоанализа «продуктов» музыкальной деятельности.
Таким образом, у ребенка как субъекта музыкальной деятельности проявляются следующие качества: • интерес к музыке; • избирательное отношение к музыке и разным видам музыкальной деятельности; • инициативность, желание заниматься музыкальной деятельностью; • самостоятельность в выборе и осуществлении музыкальной деятельности; • творчество в интерпретации музыкальных произведений.
Особенности музыкальной деятельности детей. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие ребенка.
Виды музыкальной деятельности: Восприятие (слушание) музыки Исполнительство Творчество Музыкально-образовательная деятельность
Восприятие музыки Восприятие музыки для слушания Восприятие музыки в связи с ее исполнением Музыкально-дидактические игры для развития сенсорных способностей
Восприятие музыки - это восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.
Исполнительство В пении В музыкально-ритмических движениях В игре на детских музыкальных инструментах
Музыкальное исполнительство Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Как правило детское исполнительство не несет в себе ценности для других людей, но оно необходимо самим детям для дальнейшего музыкального развития.
Детское музыкальное творчество Песенное Танцевальное Музыкально-игровое В младшей и средней возрастных группах - развитие детского музыкального творчества
Детское музыкальное творчество – это наличие эмоционального содержания, выразительности образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Музыкальное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания.
Музыкально-образовательная деятельность – изучение элементарных сведений о музыке Знания общего характера Специальные знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности
Музыкально - образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Музыкальная деятельность ребенка в чем-то гораздо сложнее, чем у взрослого. Взрослый человек занимается одним из видов музыкальной деятельности - он либо слушает, либо исполняет, либо сочиняет музыку. Музыкальная деятельность дошкольника синкретична. Он не просто участник всех ее видов, а зачастую осуществляет их одновременно! Генезис развития музыкальной деятельности в раннем и дошкольном возрасте обусловлен общими закономерностями развития ребенка в этот период. Установление такого рода связей и зависимостей позволяет еще раз взглянуть на развитие дошкольника как на целостный процесс.
тип отношения к миру у дошкольника формируется и выражается через деятельность. На этом базируются практически все возрастные периодизации. Именно в рамках характерной для того или иного возрастного периода деятельности ребенок выражает собственное отношение к миру, проявляет инициативы, осуществляет выбор и действует самостоятельно
Следуя общей логике развития ребенка, становление музыкальной деятельности проходит ряд этапов: 1 этап - музыкально-предметная деятельность. На этом этапе интерес ребенка вызывают игрушки и инструменты, издающие звуки. Он накапливает опыт манипулирования с ними, делает первые выборы более привлекательных предметов, инициирует предметные и сенсорные игры с объектами - носителями звуков. 2 этап - музыкально-игровая деятельность. Вступая в мир социальных контактов, ребенок начинает строить собственную систему отношений с другими людьми. Музыка становится на этом этапе: • источником обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний, что позволяет обогащать социальные отношения в игре и общении; • увлекательной игрой, поскольку любой вид музыкальной деятельности на этом этапе, будь то пение или слушание музыки, для ребенка - игра; • содержательной основой игр, когда сюжеты и ролевые отношения в детских играх становятся отражением музыкальной культуры социума.
3 этап - музыкально-художественная деятельность. К концу дошкольного возраста ребенка начинает в большей степени интересовать не сам процесс, а качество результата деятельности. Так осуществляется переход от музыкально-игровой к музыкально-художественной деятельности. Уже достаточный личный эмоциональный опыт позволяет ребенку переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. А опыт участия в музыкальной деятельности дает возможность старшему дошкольнику выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: • слушателя, способного дать оценку музыкальному произведению и выразить результаты собственного восприятия; • исполнителя музыкальных произведений (певца, участника оркестра, танцора); • сочинителя (импровизатора музыкальных попевок и танцев; создателя сюжета музыкально-драматической игры и т.д.).
Спасибо за внимание