Статья на тему "Развитие эстетических чувств у младшего школьника во внеурочной деятельности"

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения подрастающего поколения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования разносторонне развитой, духовно богатой личности.
Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. В этой ситуации особое значение приобретает формирование эстетических чувств личности, начиная с младшего школьного возраста, когда закладываются основы эстетических и нравственных ценностей, формируются эмоциональная и духовная сферы ребенка, его «чувство гармонии».
В связи с этим возникает необходимость проанализировать различные подходы и направления по проблеме изучения эстетических чувств, с целью найти оптимальные пути их развития у младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья 20.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения подрастающего поколения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования разносторонне развитой, духовно богатой личности.

Цель эстетического воспитания обусловлена задачей формирования разносторонне развитого человека. Эстетическое воспитание включает формирование и развитие эстетического отношения человека к действительности и искусству, развитие эстетических чувств, способности наслаждаться творчеством, искусством, красотой.

В практику школьного образования введен ФГОС в котором большое значение придается внеурочной деятельности, организуемой

На наш  взгляд в основе эстетического воспитания лежит развитие эстетических чувств. Проанализируем различные подходы и направления  по  проблеме  изучения эстетических чувств, с целью найти оптимальные пути их развития у младшего школьника.

Проблема развития эстетических чувств в различных аспектах раскрывается в философии, психологии и педагогике. Многие ученые рассматривали данную проблему.

Ученые-эстетики (Ю.В. Борев, Л.Н. Голубева, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров, А.Ф. Лосев, Е.Г. Яковлев и др.) рассматривали данный феномен как компонент эстетического сознания.

Эстетическим чувствам как психическим процессам, имеющим различную степень осознанности - от бессознательного уровня до развернутого суждения вкуса, посвящены труды В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского, К. Изарда, Е.П. Крупника, А.Н. Лука, В.И. Петрушина, Е.И. Рогова, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона, М.Г. Ярошевского и др.

Предметную направленность эстетических чувств, их связь с представлениями и идеями о некотором объекте отмечали исследователи

В.В. Ванслов, Ц.П. Короленко, А.С. Никифоров, С.Л. Рубинштейн, В.И. Старостин, A.M. Федь, Г.В. Фролова и др.

Эстетическое чувство как специфическое средство художественного познания действительности определяли СП. Баранов, В.В. Бранский, Б.Т. Лихачев, А.Ж. Овчинникова, Л.П. Печко, А.В. Репринцев, Г.Х. Шинга-ров и др.

На творческий характер эстетических чувств, их побудительную функцию в художественной деятельности человека указывали В.М. Аллахвердов, М.М. Бахтин, А.И. Буров, Д.С. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, А. Пуанкаре, В.Л. Поплужный, П.В. Симонов, O.K. Тихомиров и др.

Вопросы воздействия образа произведений искусства на эстетические чувства младших школьников рассматривали СП. Баранов, Л.А. Безбородова, Л.И. Бурова, Т.Г. Зайцева, А.Ж. Овчинникова, М.С. Осеннева, В.П. Острогорский, В.А. Сухомлинский.

Следующей составляющей эстетического воспитания является формирование эстетических идеалов у детей.

Эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения.

Для дошкольного и младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино.

Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери, или фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. Формирую эстетические идеалы развиваются и эстетические чувства.

С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность. Все это так же влияет на развитие эстетических чувств.

Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление. А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что «педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру - один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования".

Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, в основе которого лежит развитие эстетических чувств. Ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

В нашем творческом проекте мы попытались провести эксперимент по развитию эстетических чувств, средствами музыки и хореографии. Мы использовали для слушания и танцевального исполнительства музыку из цикла «Детский альбом», известного русского композитора Петра Ильича Чайковского. Нами Были выбраны следующие произведения: «Утренняя молитва»; «Игра в лошадки»; «Марш деревянных солдатиков»; «Вальс»; «Полька»; «Мужик на гармонике играет»; «Камаринская»; «Итальянская песенка»; «Старинная французская песенка»; «Немецкая песенка»; «Неаполитанская песенка»; «Нянина сказка»; «Баба-яга»; «Сладкая греза»; «В церкви»; «Шарманщик поет».

«Детский альбом» доступен понимаю и восприятию ребенка младшего школьного возраста.

Ведь в созданий музыкальных произведений для детей, чрезвычайным существенным «условием» является максимальная типизация образов, предельная узнаваемость, сосредоточенность на особо ярких родовых признаках. Этими качествами в полной мере наделен «Детский альбом».

Так же важнейшим качеством цикла, делающим его понятным и близким для детей является – мелодический язык. «Общительность » музыкальной         интонации, органическая ее связь с бытовым музицированием, присуще творчеству Чайковского, здесь сознательно подчеркнуты. «Сладкая греза» -  как бы «маленький каталог» романсовых интонаций. «Вальс» - вальсовых …

В ходе разработки и реализации нашего проекта детям удалось побыть и слушателями, и зрителями. Так же наш проект разработан таким образом, что дети младшего школьного могут стать исполнителями произведения  П.И.Чайковского на фортепиано и танцорами, исполняющими хореографические постановки под музыку "Детского альбома", что позволяет им активно погрузиться в творческий процесс.

На наш взгляд, такая деятельность позволила участникам нашего проекта получать и передавать  эмоции, которые лежат в основе эстетического развития. Кроме того, исполнительская деятельность позволила развивать у участников эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость и т.д.

Ведь процесс эстетического воспитания осуществляется при помощи многообразия средств том числе и искусством как его самым мощным средством. Сюда относятся (живопись, музыка, художественная и документальная литература, театр, художественные, документальные и учебные фильмы и пр.)

Эстетическое воспитание, используя для своих целей музыкальное произведения и хореографические постановки, развивает человека для его активной эстетической жизнедеятельности.

Таким образом, успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Разностороонее развитие всех дарований и способностей личности, активизация способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания. Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.В зависимости от степени овладения "языками искусства", люди получают удовольствие. Наслаждение от художественных произведений — закономерное порождение восприятия эстетической организации звуков, форм, красок, движений. В основе данного процесса лежит развитие эстетических чувств.


Список литературы:

  • Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. : М., 2003
  • Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А.Сухолинский. - М.: Наука, 1985.
  • Айзенштадт С.А. «Детский альбом» П.И.Чайковского – М.: Классика XXI, 2003
  • Гегель Г.В. Эстетика / Г.В. Гегель // Соч.: В 4-х Т. М., 1968. - Т.1. -312с.
  • Овчинникова А.Ж. Понимание младшими школьниками смысла и значения художественного образа / А.Ж. Овчинникова М - Липецк, 2002. — 94с.
  •  Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский / Под ред.М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987.

  •  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. /Л.С. Выготский — М.: Просвещение, 1991.
  • С.Ф.Грдличка, В.А.Артемьев, В.С.Ерохина, сценарий "Беседуя с Чайковским"; Начно-методический журнал "Музыка в школе"   №5 2014 год.
  • П.В.Климчинский "Влияние музыкальных занятий на развитие ребенка"; начно -методический журнал "Музыка в школе" №7 2014 год
  • Н.Ю.Радченко "Марш деревянных солдатиков" музыкальное занятие; "Справочник музыкального руководителя" №2 2015 года
  • Багданова В.В "Взаимосвязь музыки и цвета: комплексное влияние на эстетическое развитие детей"; "Справочник музыкальное руководителя" №1 2015 года