Приемы использования музыкально-ритмических движений на уроках музыки в начальной школе.
Приемы формирования звуковысотного слуха в музыкально-ритмических движениях.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Приемы использования музыкально-ритмических движений на уроках музыки в начальной школе.
Приемы формирования звуковысотного слуха в музыкально-ритмических движениях.
- Дети сидят с закрытыми глазами и определяют высоту звуков или узнают инструмент по тембру. Ответ они дают с помощью движений - символов (например, под низкие звуки «танцуют» ноги, под высокие – кисти рук, а под ритм барабана ребята имитируют игру на этом инструменте).
- Учащиеся встали. Первый получает большой мяч. Если мелодия звучит в высоком регистре, то его передают через голову по кругу, а если сопровождение построено на низких звуках – мяч от ребенка к ребенку перекатывается между ногами.
Вариант (сидя за партами): если слышен звук среднего регистра, дети хлопают в ладоши на уровне груди, а если высокого – над головой.
Вариант (на импровизацию) при сопоставлении регистров в произведении простой трёхчастной формы руки «танцуют» при звучании «прозрачной» мелодии, а тело – когда музыка звучит в среднем регистре. Под импровизацию движений одного ученика другой импровизирует ритмическое сопровождение на простейших музыкальных инструментах. Класс оценивает качества выполнения такого творческого задания.
- Ученик получает задание нарисовать мелом на доске направление движения услышанной мелодии, затем два или три ученика «рисуют»его в воздухе на воображаемой доске и изображают движением.
Приемы активизации ритмического чувства в музыкально-ритмических движения.
- Дети сидят в кругу или за партами. Тот, у кого мяч, на четверть с точкой перекладывает его из руки в руку, а на половинную длительность передает по кругу или товарищу по парте. Вначале это задание выполняется с некоторым запозданием во времени, а затем точно в соответствии с ритмом звучащей музыки.
- Ребята свободно бегают по помещению под мелодию с ярко выраженным острым, пунктирным ритмом и, как только услышат плавную, нежную музыку, кружатся парами, взявшись за руки. Появление первой мелодии – сигнал к бегу. В этом упражнении музыкальный материал сначала исполняет учитель, а затем учащиеся на простейших музыкальных инструментах.
- Игра «Эхо» в движении: повторение ритмического мотива сначала хлопками над головой, за спиной и т. д.; затем притопами с простейшими движениями на месте или комбинированием прихлопов по бокам и притопов.
- Учащиеся получают задание: прохлопать или спеть ритмический рисунок, переданный движением. Сначала выразительный ритмический мотив в движении показывает учитель, затем вызванный ученик, а класс передает его хлопками или прищелкиванием пальцев и т. д.
Приемы формирования представлений о тембре и динамике в музыкально-ритмических движениях.
- Ходьба и бег под музыку разного тембра, которую педагог играет или поет.
- Непроизвольные изменения тембра в инсценирование шуток, прибауток. Например, учитель может использовать сказку «Кошкин дом» или песню В. Калинниковова «Тень-тень». Важно, чтобы учащиеся, передавая образы зверей, двигались в тембре, характеризующем персонажи.
- Один из учеников «дирижирует» группой детей при выполнении хорошо известного двигательного упражнения, первая часть которого представляет, например, легкие прыжки бельчат по дереву, а вторая – имитацию качающихся тяжелых веток деревьев после шалостей бельчат.
- Импровизацию движений зверей: медленных – слонов, черепах; быстрых – зайца, собаки и т. д.
- Передача в движении под музыку ускорения и замедления: переход от ходьбы к бегу, от бега к прыжкам и т. д.. Можно, например, передавать мяч из рук в руки сначала на близком расстоянии, затем – на большом.
- Импровизация под музыку ускорения движения и остановки, например, автомобиля, паровоза, качелей, карусели. Импровизация сцены: гномики спешат домой, но, подходя к нему, не видят Белоснежку, поэтому замедляют шаг и наконец останавливаются разочарованные.
- Передать под музыку динамику: пиано двигаться на пальцах, на меццо форте – целой стопой, на форте – плотно или соответственно динамике меняя длину шага (мелкий, средний, широкий).
- В танцевальной импровизации реагировать на изменение динамики движением пальцев рук, головы, плеч и т. д. Например, на меццо форте «танцуют» кисти, а на форте – руки.
- Передать в движении под музыку крещендо и диминуэндо: при ослаблении звучания круг, который образуют учащиеся, сужается, а при усилении – расширяется.
- Импровизируя танец цветов, дети передают изменения динамики в музыке. Учитель использует ассоциации: цветок растет, цветет, вянет или тянется к солнцу, неожиданно гнется под ветром и т. д.
Приемы формирования представлений о способе звуковедения в музыкально-ритмических движениях.
- Дети сидят на ковре или стоят за партами, у каждого мягкий мяч или другой предмет. На стаккато ребята ударяют мячом об пол, а при плавном звуковедении – перекатывают его из рук в руки.
- Учитель держит большой легкий мяч: на стаккато ударяет его об пол, на легато чертит полукруг в воздухе. Затем предлагает ребятам прыгать словно мяч под отрывистую мелодию, а на легато двигаться плавно и одновременно выполнять руками мягкие движения изстороны в сторону.
- Под плавную мелодию дети кружатся в парах, держась за руки. На отрывистое звучание опускаются руки и легко, ритмично прыгают, пока не услышат легато в звуковедении. Для импровизации учитель использует образные сравнения: воробей на земле прыгает и клюет, а в воздухе – летает; рыба на суше бьется, а в воде – плавает.
Приемы формирования представлений о музыкальном синтаксисе в музыкально-ритмических движениях.
- При ходьбе по кругу (держась за руки) ребята изменяют направление движения на каждую музыкальную фразу. Это задание сначала выполняется вместе с учителем под его пение, а потом под музыкальное сопровождение, но без подсказки педагога.
- Дети сидят, образуя круг. Вызванный ученик двигается с мячом под музыку внутри круга. В конце фразы Гн передает мяч следующему ребенку и т. д.
- Ученик рисует на воображаемой доске «кривую» фразы из звучащего музыкального фрагмента. Важно, чтобы движения ученика соответствовали темпу, характеру музыки.
- На доске или на бумаге графически изображены схемы музыкальных фрагментов, которые будут исполнены детям. Они внимательно слушают музыку и выбирают к каждой пьесе соответствующую схему, а затем придумывают свою танцевальную импровизацию.
Предварительный просмотр:
Приемы использования музыкально-ритмических движений на уроках музыки в начальной школе.
Приемы формирования звуковысотного слуха в музыкально-ритмических движениях.
- Дети сидят с закрытыми глазами и определяют высоту звуков или узнают инструмент по тембру. Ответ они дают с помощью движений - символов (например, под низкие звуки «танцуют» ноги, под высокие – кисти рук, а под ритм барабана ребята имитируют игру на этом инструменте).
- Учащиеся встали. Первый получает большой мяч. Если мелодия звучит в высоком регистре, то его передают через голову по кругу, а если сопровождение построено на низких звуках – мяч от ребенка к ребенку перекатывается между ногами.
Вариант (сидя за партами): если слышен звук среднего регистра, дети хлопают в ладоши на уровне груди, а если высокого – над головой.
Вариант (на импровизацию) при сопоставлении регистров в произведении простой трёхчастной формы руки «танцуют» при звучании «прозрачной» мелодии, а тело – когда музыка звучит в среднем регистре. Под импровизацию движений одного ученика другой импровизирует ритмическое сопровождение на простейших музыкальных инструментах. Класс оценивает качества выполнения такого творческого задания.
- Ученик получает задание нарисовать мелом на доске направление движения услышанной мелодии, затем два или три ученика «рисуют»его в воздухе на воображаемой доске и изображают движением.
Приемы активизации ритмического чувства в музыкально-ритмических движения.
- Дети сидят в кругу или за партами. Тот, у кого мяч, на четверть с точкой перекладывает его из руки в руку, а на половинную длительность передает по кругу или товарищу по парте. Вначале это задание выполняется с некоторым запозданием во времени, а затем точно в соответствии с ритмом звучащей музыки.
- Ребята свободно бегают по помещению под мелодию с ярко выраженным острым, пунктирным ритмом и, как только услышат плавную, нежную музыку, кружатся парами, взявшись за руки. Появление первой мелодии – сигнал к бегу. В этом упражнении музыкальный материал сначала исполняет учитель, а затем учащиеся на простейших музыкальных инструментах.
- Игра «Эхо» в движении: повторение ритмического мотива сначала хлопками над головой, за спиной и т. д.; затем притопами с простейшими движениями на месте или комбинированием прихлопов по бокам и притопов.
- Учащиеся получают задание: прохлопать или спеть ритмический рисунок, переданный движением. Сначала выразительный ритмический мотив в движении показывает учитель, затем вызванный ученик, а класс передает его хлопками или прищелкиванием пальцев и т. д.
Приемы формирования представлений о тембре и динамике в музыкально-ритмических движениях.
- Ходьба и бег под музыку разного тембра, которую педагог играет или поет.
- Непроизвольные изменения тембра в инсценирование шуток, прибауток. Например, учитель может использовать сказку «Кошкин дом» или песню В. Калинниковова «Тень-тень». Важно, чтобы учащиеся, передавая образы зверей, двигались в тембре, характеризующем персонажи.
- Один из учеников «дирижирует» группой детей при выполнении хорошо известного двигательного упражнения, первая часть которого представляет, например, легкие прыжки бельчат по дереву, а вторая – имитацию качающихся тяжелых веток деревьев после шалостей бельчат.
- Импровизацию движений зверей: медленных – слонов, черепах; быстрых – зайца, собаки и т. д.
- Передача в движении под музыку ускорения и замедления: переход от ходьбы к бегу, от бега к прыжкам и т. д.. Можно, например, передавать мяч из рук в руки сначала на близком расстоянии, затем – на большом.
- Импровизация под музыку ускорения движения и остановки, например, автомобиля, паровоза, качелей, карусели. Импровизация сцены: гномики спешат домой, но, подходя к нему, не видят Белоснежку, поэтому замедляют шаг и наконец останавливаются разочарованные.
- Передать под музыку динамику: пиано двигаться на пальцах, на меццо форте – целой стопой, на форте – плотно или соответственно динамике меняя длину шага (мелкий, средний, широкий).
- В танцевальной импровизации реагировать на изменение динамики движением пальцев рук, головы, плеч и т. д. Например, на меццо форте «танцуют» кисти, а на форте – руки.
- Передать в движении под музыку крещендо и диминуэндо: при ослаблении звучания круг, который образуют учащиеся, сужается, а при усилении – расширяется.
- Импровизируя танец цветов, дети передают изменения динамики в музыке. Учитель использует ассоциации: цветок растет, цветет, вянет или тянется к солнцу, неожиданно гнется под ветром и т. д.
Приемы формирования представлений о способе звуковедения в музыкально-ритмических движениях.
- Дети сидят на ковре или стоят за партами, у каждого мягкий мяч или другой предмет. На стаккато ребята ударяют мячом об пол, а при плавном звуковедении – перекатывают его из рук в руки.
- Учитель держит большой легкий мяч: на стаккато ударяет его об пол, на легато чертит полукруг в воздухе. Затем предлагает ребятам прыгать словно мяч под отрывистую мелодию, а на легато двигаться плавно и одновременно выполнять руками мягкие движения изстороны в сторону.
- Под плавную мелодию дети кружатся в парах, держась за руки. На отрывистое звучание опускаются руки и легко, ритмично прыгают, пока не услышат легато в звуковедении. Для импровизации учитель использует образные сравнения: воробей на земле прыгает и клюет, а в воздухе – летает; рыба на суше бьется, а в воде – плавает.
Приемы формирования представлений о музыкальном синтаксисе в музыкально-ритмических движениях.
- При ходьбе по кругу (держась за руки) ребята изменяют направление движения на каждую музыкальную фразу. Это задание сначала выполняется вместе с учителем под его пение, а потом под музыкальное сопровождение, но без подсказки педагога.
- Дети сидят, образуя круг. Вызванный ученик двигается с мячом под музыку внутри круга. В конце фразы Гн передает мяч следующему ребенку и т. д.
- Ученик рисует на воображаемой доске «кривую» фразы из звучащего музыкального фрагмента. Важно, чтобы движения ученика соответствовали темпу, характеру музыки.
- На доске или на бумаге графически изображены схемы музыкальных фрагментов, которые будут исполнены детям. Они внимательно слушают музыку и выбирают к каждой пьесе соответствующую схему, а затем придумывают свою танцевальную импровизацию.