Программа «Песни народов мира» 2012-2019
Подпрограмма дополнительного образования (художественно-эстетическое направление) МБОУ «СОКШ №4» Автор: Корнишин И.В., педагог дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kornishin_ispr2.doc | 405.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Песни народов мира» |
Подпрограмма дополнительного образования (художественно-эстетическое направление) |
Отделение дополнительного образования МБОУ «СОКШ №4» |
Автор: Корнишин И.В., педагог дополнительного образования |
Нефтеюганск 2012-2019г. |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Название | Программа дополнительного образования «Песни народов мира» |
Тематика | Деятельное изучение школьниками части фольклорного наследия народов России, ХМАО-Югры, стран зарубежья в адаптированных формах, предлагаемых профессиональным музыкально-хоровым искусством в условиях и рамках проведения школьных занятий хоровых групп (и творческих объединений) с воспитательной целью гармонизации межэтнических и межкультурных отношений и формирования толерантности у обучающихся кадетских и казачьих классов МБОУ «СОКШ №4» |
Наименование организации | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4» (отделение дополнительного образования) |
Адрес организации | г. Нефтеюганск. 7 микрорайон, здание 31. |
Телефон | 27 – 06 - 99 |
Ф.И.О. руководителя организации | Стёпкина Людмила Ивановна, директор МБОУ «СОКШ №4» |
Разработчик программы | Корнишин Игорь Владимирович, педагог дополнительного образования, воспитатель. |
Нормативно-правовое обеспечение |
|
Концепция программы | В основе концепции программы дополнительного образования «Песни народов мира» – воспитательная система по самореализации личности ребенка, через включение его в различные виды коллективной творческой деятельности, в процессе которой приобретение и развитие им собственной музыкальной культуры, а также его личное приобщение к общечеловеческим ценностям, формирует у него - как уважение к историко-культурному наследию своего народа - так и уважение к иным культурам, вследствие наглядности и управляемости получаемого им опыта изучения, и, главным образом, добрососедского и продуктивного взаимодействия с явлением этно-культурных различий уже непосредственно процессе овладения материалом для комплекса занятий. Концепция основана на следующих идеях:
|
Цель программы | Целью программы является формирование толерантного сознания учащихся в процессе их участия во внеурочной деятельности посредством организации в занятиях хоровых групп особого воспитательного «пространства активного воздействия» на обще-музыкальную культуру учащихся, и, вместе с этим, на формирование гражданско-общественной и коммуникативной компетентности воспитанников, через включение последних в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность. |
Задачи программы |
|
Принципы программы |
|
Механизм реализации программы |
|
Методическое обеспечение программы | В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход. Основой реализации программы является коллективная творческая деятельность В работе с коллективом учащихся (помимо традиционных) используются базовые методики проф. В. Копанева, проф. А. Аранбицкого; постановки голоса – проф., Народной артистки СССР В. Баевой, проф. В. Копанева, В. Емельянова; игровые обучающие технологии В. Буланова и Н. Булановой; в организации исследований и управления - д.п.н. Т. Ярковой, к.п.н. Черкасовой, дидактический материал - переложения и обработки для учебных хоровых коллективов Л.Я. Уса, В.Г. Корнишина, А. Аранбицкого, В. Копанева и др. Планируется внедрение опыта работы ведущих детских и юношеских хоровых коллективов с учетом особенностей образовательного учреждения МБОУ СОКШ № 4. |
Основные направления | Обще-музыкальное: разучивание с учащимися песен разных народов и народностей России и Мира в рамках работы творческих объединений. Подготовка концертов-лекций для школьников и родителей. Содержательно-досуговое; участие школьных музыкальных объединений в массовых социально-значимых мероприятиях различного уровня (праздники, игры, конкурсы, шоу – программы) в рамках реализации социального партнерства. Практическое приобщение к культуре толерантности: Формирование позитивной самооценки, толерантности к проходящим изменениям в собственном внутреннем мире, осознание учащимися мысли о том, что человек часто находится в ситуации нравственного выбора. Познание, принятие себя как субъекта семейной культуры, изучение семейной самобытности, обучение основам толерантного общения в семье. Формирование толерантности к представителям народов и народностей России и Мира. |
Ожидаемые результаты. Критерии результативности | Воспитанник с заложенными основами ценностных отношений культурно-регионального сообщества (культурных и нравственных ценностей «малой» родины):
/Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России, 2009г./. |
Сроки реализации | 2012-2015 годы4 2015-2019 |
Категория участников программы | Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Возраст участников программы: 7-17 лет. |
Материально-технические условия реализации программы |
|
Социальное партнерство |
Научно-методическое сопровождение проекта:
|
- Обоснование актуальности программы.
. В настоящее время проблеме формирования толерантности уделяется особое внимание, ибо считается, что толерантность есть тот самый предохранитель в бомбе замедленного действия, которую представляет собой течение Российской истории в сложности и совокупности влияний на массовое сознание происходящих в нем перемен. В этой связи упоминается потерянное поколение девяностых и нулевых годов, которое учителя школ имели и имеют возможность видеть в классах, соглашаясь или не соглашаясь с утверждениями об утраченной связи между поколениями или потере либо обретении новой самоидентификации людьми на стыке эпох. Тем не менее, дети приходят в школы, привнося вместе с собой в школьный коллектив уже не общую единую и привычную ментальность, а радикализм воззрений и порой не всякие воззрения удобны и приемлемы для школьной жизни. Это само по себе не удивительно - так было и ранее, но, в таком случае, почему же актуальна проблема развития толерантного сознания? Ее актуальность объясняется рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам, связанный с этим рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений. Толерантность - изменение угла зрения с конфликтного на примирительный: весьма ценное умение современного человека, опирающегося в своих поступках более на мудрость, нежели на молодость.
Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Толерантность - нравственное качество, определяющее активную нравственную позицию и психологическую готовность к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми, отличающимися от нее социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. Являясь нравственным качеством, толерантность не возникает на пустом месте и не является врожденным, как и любое нравственное качество. Толерантность подвергается развитию и коррекции, а целью ее формирования является позитивное взаимодействие со всеми субъектами обитания. И если взрослый и опытный человек легко осознает и при необходимости меняет свое поведение на более взвешенное, то современный ребенок, а в особенности современный подросток нуждается в участии взрослого для того, чтобы, не смотря на сложности восприятия, выработать необходимые навыки социального взаимодействия с разноголосым миром.
В этой связи необходимо заметить также, что формирование толерантности лежит более на плечах семьи и школы, и будет ли результат в этой области работы положительным, зависит от видения и понимания того факта, что современные дети – это уже другие дети и методы и приемы , которые были раньше эффективными , сейчас устарели. Результаты недавних научных исследований в области педагогики говорят о том, что 85% учителей (со стажем работы более 8 лет) испытывают большие трудности при обучении детей, которые зачастую не желают выполнять их указания и инструкции требуя дополнительных разъяснений, что отнимает много времени на уроке. Только 15% учителей смогли в общих чертах описать образ человека, который они созидают в процессе учения и воспитания. По результатам мониторинга тестирований родителей и педагогов, выявлено, что для современных детей характерно повышенные тревожность (98%) и агрессия(78%); возбудимость ( 93%) и гиперактивность( 87%) , потребность к восприятию информации ( 69%) повышенные утомляемость ( 95%) и эмоциональность (93%) дети настойчивы и требовательны (94%) не желают выполнять «бессмысленные» действия (88%) значительно отличаются от своих сверстников прошлого века (86%). Также 94% респондентов не устраивают методы воспитания и обучения современной школы, которые, по их мнению, должны поменяться. Исследователь Д. И. Фельдштейн опубликовал следующие данные: креативность, энергичность мышления, волевые качества у современного ребенка - понижены; возрос эмоциональный дискомфорт; наблюдается неразвитость внутреннего плана действий . неразвитость тонкой моторики руки; 25 % детей относятся к группе социально некомпетентных; появилась потребность экранной стимуляции познавательных процессов и деятельности вообще; дети стали хуже понимать тексты; появилось больше одаренных детей. Исследователи (В. Штерн, Ж.Пиаже, И.А. Соколянский, Д.Б. Эльконин) считают, что современные дети обладают новым типом сознания - системно- смысловым, а не системно- структурным; гиперактивность становится нормой, повышенная тревожность и агрессия детей наряду с повышенной потребностью к восприятию информации – всё это требует особого внимания, так как является тревожными предвестниками сложных ситуаций в будущем страны и поводом для изучения современного ребенка, которого необходимо понимать, чтобы социализировать. И в этом отношении занятия творчеством , музыкой и, в частности , игрой на музыкальном инструменте и пением, могут явиться своего рода панацеей, умиротворяющей и гармонизующей внутреннее состояние для человека, не имеющего пока еще в силу собственного возраста полной самоидентификации в многоликом мире, но уже в том же возрасте обладающем оголенным восприятием этого мира и желанием утвердиться в нем, разрушая его. Ведь общеизвестно, что именно музыка является благодатным средством для придания, в частности, психической устойчивости человеку, что особо ценно для человека мятущегося , каковым является подросток или зачастую- современный ребенок. И вполне вероятно , что именно музыка является той тропой , идя по которой человек следует путем гармонии и мира. Ситуация осложнена тем , что проблема детства , как таковая , педагогической наукой в действительности не разработана в полной мере, и целеполагание в вопросах воспитания еще до конца не выкристаллизовалось , не смотря на принятие нового ФЗ «Об Образовании». Более того, далеко не всегда семья является сторонником учителя в его кропотливой работе по воспитанию качеств толерантности у ребенка и доля участия учителя среди всех взрослых, в совокупности влияющих на сознание ребенка - пропорционально мала, чтобы быть существенной. Современный ребенок предоставлен значительное время сам себе и, если раньше старшее поколение в семье занималось им, пока родители ребенка находились на работе, то в настоящее время давно существует практика полной занятости всех членов семьи на работе в независимости от достижения ли не достижения старшими членами семьи пенсионного возраста. Как известно, ребенок достигает состояния взрослого человека при наличии следующих условий:
- способность самостоятельно удовлетворять свои главные потребности;
- обеспечивать самозащиту от неблагоприятных влияний среды;
- быть юридически дееспособным.
Все это достигается уровнем развития общественного самосознания, воспитанностью нравственно - гражданских чувств и привычек общественного поведения.
Все вышеизложенное позволяет видеть направления в работе учителя, педагога, делая осмысленной его работу по формированию толерантного сознания у учащихся средствами, предоставляемыми звеном дополнительного образования и интеграционным пространством школьной жизни.
Формирование толерантной личности необходимо начинать с младших классов, когда происходит изменение отношения личности к миру, когда человек попадает в другую, отличную от предыдущих, среду. Наиболее благоприятной средой практического приобщения к культуре толерантности детей начальных классов является углубленное изучение культуры и традиций народов России и Мира.
МБОУ «СОКШ №4» имеет большой опыт в области патриотического воспитания и гражданского становления личности школьника и составной частью программы развития школы «Патриотическое воспитание и гражданское становление школьников МБОУ «СОКШ №4», является, например, программа отделения дополнительного образования художественно-эстетического направления, которая способствует профилактике экстремизма и гармонизации межэтнических и межкультурных отношений. Вполне естественным является то, что хоровое пение, будучи эффективным средством объединения людей, а также способом творческого создания гармоничной и сложной музыкальной реальности, со своей стороны, помогает в решении тех же воспитательных задач.
Условия формирования патриотизма и гражданственности включают в себя возрождение национального самосознания, возрождения национальных идеалов, народных традиций. Патриотизм начинается с малого – с любви к своей семье, к своей школе, к своему городу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, к прошлому и настоящему, заполняя собой наиболее значимые сферы человеческих ценностей. Хоровое пение по-своему способствует этому, внося свою немалую лепту в духовно-нравственное развитие ребенка, подростка, семьи, общества.
Исходя из этого, учитывая традиции и возможности школы (кадровые, материально-технические ресурсы), желания и интересы детей и родителей, в МБОУ «СОКШ №4» была разработана подпрограмма дополнительного образования для кадетских и казачьих классов «Песни народов мира».
Также заметим, что в настоящее время на государственном уровне осуществляется поддержка хорового пения и в частности озвучена необходимость возрождения хорового пения в школах как такового для сохранения и развития Российских традиций. В этой связи сделаны определенные шаги и помимо проведенного Интернет-мониторинга современной ситуации состояния хоров , можно назвать возрождение после длительного периода «Всероссийского хорового общества» под руководством В. Гергиева, что является действительно серьезным прорывом в области хорового искусства, имеющего огромный потенциал в деле воспитания масс и ресурс для объединения людей.
Целеполагание и содержательное наполнение программы осуществляется исходя из вышеназванных стратегических ориентиров.
- Цель, задачи программы.
ЦЕЛЬ:
Целью программы является формирование толерантного сознания учащихся в процессе их участия во внеурочной деятельности посредством организации в занятиях хоровых групп особого воспитательного «пространства активного воздействия» на обще-музыкальную культуру учащихся, и, вместе с этим, на формирование гражданско-общественной и коммуникативной компетентности воспитанников, через включение последних в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность.
ЗАДАЧИ:
- Развитие образовательного пространства как территории толерантных взаимоотношений в системе «ученик – учитель – родители». (метапредметный результат)
- Формирование у школьников основ общемузыкальной культуры через внедрение интегрированного курса дополнительного образования «Песни народов мира» как программы формирования универсальных учебных действий, в частности. (Метапредметный результат. Чтение. Работа с нотным текстом).
- Развитие вокальных способностей детей (личностный, предметный результат)
- Создание условий для самореализации детей в различных видах деятельности посредством приобщения к народной песне (личностный результат).
- Механизм реализации программы.
Учитывая универсализм задач, а также осознавая значимость системно-деятельностного подхода в воспитательном процессе (в соответствии с ФГОС 2-го поколения), в основе механизма реализации программы – коллективная творческая деятельность как универсальное педагогическое средство. Коллективная творческая деятельность имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью; каждый школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность. Перед детьми ставятся цели и задачи, успех в достижении которых требует напряжения сил и дает возможность подтвердить или изменить свою самооценку, предоставляют ребенку «поле успеха» в различных видах деятельности, предложенных игровыми ситуациями. Учет достижений ребенка на промежуточных и итоговых этапах создает условия для самореализации и развития личности ребенка. Являясь развлечением, отдыхом, коллективная деятельность перерастает в сообучение, сотворчество, в модель человеческих отношений.
Структура любой коллективной творческой деятельности определяется стадиями коллективного творчества, хорошо знакомого хормейстеру: от знакомства с новым произведением, его подготовки и разбора его - до его конечного сценического исполнения, через стадию разучивания, поиска выразительных средств, сдачи партий, подготовительной и коррекционной работы в студии.
Критериями определения результативности реализации программы служат:
- получение новых знаний (диагностика знаний, полученных каждым ребенком во время реализации КТД);
- творческие успехи (участие в конкурсах, концертах, мероприятиях, проводимых в школе, районе, городе);
- степень удовлетворенности проводимыми мероприятиями (анкетирование родителей и учащихся);
- социализация детей (адаптация к новым видам деятельности, способность выстраивать взаимоотношения с товарищами, представителями других возрастных групп);
- коммуникативность (взаимодействия в социальных группах);
- толерантность (терпимость и принятие различных точек зрения, принятие культур и традиций разных народов).
Механизм реализации.
1 этап (подготовительный – июнь-август) предполагает работу по сбору информации, подготовке сценариев мероприятий, поиск репертуара, обработка и аранжировка музыкального материала. На этом же этапе идет уточнение партнеров и составление плана мероприятий с ними.
Итог первого этапа – презентация проекта «Песни народов мира», разработка авторской методической и учебно-дидактической литературы для реализации задач проекта.
2 этап (основной – сентябрь-апрель) включает в себя начальную диагностику и основные мероприятия проекта. Составляется и реализуется план деятельности хоровых студий, разновозрастных групп, определяется структура соуправления, реализуется система мероприятий событийного характера.
3 этап (заключительный – май) является подведением итогов проекта. Ведется анкетирование детей и родителей, диагностика знаний, проводится отбор номеров и концерт для родителей, жителей города. Идет награждение особо отличившихся.
- Структура соуправления.
Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей. Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в школьном коллективе развивается практически во всех видах деятельности.
Поскольку подготовка музыкального произведения – дело специфически трудное из-за высокого стандарта конечного результата, требующее помимо компетенций приобретения и развития необходимых знаний и навыков, то работа ведется в классе групповым и индивидуальным методами под непосредственным руководством педагога дополнительного образования. Педагог дополнительного образования используя профессиональные знания, навыки и опыт помогает учащимся интенсифицировать процесс освоения музыкального материала и оптимизировать временные затраты учащихся с помощью применения специально адаптированных профессиональных технологий обучения. Помогает учащимся в формировании деятельностных установок, ориентировании в задачах, кристаллизации процесса целеполагания и волевой направленности на достижение стандартно-приемлемого творческого результата. Педагог со своей стороны обеспечивает учащихся рабочим материалом достаточным для формирования общих и специальных компетенций для решения творческой задачи и проводит консультации, специализированную диагностику для оптимального распределения обязанностей по реализации проекта и организации занятий на основе синергетического и системно-деятельностного подходов к осуществлению своей деятельности.
Область участия в управлении детей заключается в следующем:
- помощь руководителю в осуществлении организационных и технических вопросов. ( старосты хора, командиры классов, головщики хоровых партий, библиотекарь хоровой группы)
- помощь своим сверстникам в освоении нотной грамоты (старшие - младшим, более опытные - отстающим)
- контроль качества звучания хоровой группы, помощь в разучивании музыкального материала ( головщики хоровых партий)
- выбор репертуара и приспособление его к возможностям коллектива (руководитель, собрание хорового коллектива)
- помощь в осуществлении музыкального сопровождения ( головщики партий, учащиеся музыкальной школы, солисты - инструменталисты)
- набор и верстка дидактического нотного материала
- взаимопомощь учащихся в реализации совместной проектной деятельности. (самостоятельный подбор песен, выступление на внутришкольных фестивалях, конкурсах творческих проектов)
Для реализации возможностей личностного роста для каждого в занятиях групп предусмотрен блок «Элементарной теории музыки» в различных формах подачи материала и контроля его усвоенности.
Подготавливаются рабочие тетради хористов и Хрестоматия «Репертуар кадетских хоров». В осуществлении подготовки её содержания задействуются наиболее опытные учащиеся из числа добровольцев для ведения проектной деятельности и участия в проведении апробации музыкального материала ( детский экспертный совет, детское жюри)
Помощь в проведении диагностики осуществляется классными руководителями.
Схема соуправления
Директор школы | |||||||||||||||||||||||||
Заместители директора | |||||||||||||||||||||||||
Кураторы направления | |||||||||||||||||||||||||
Классный руководитель | Музыкальный руководитель, педагог доп. образования | Командир класса, старосты хоровых партий, авторы проектов | |||||||||||||||||||||||
Хоровая группа мл.классы | Хоровая группа мл.классы | Хоровая группа мл. Кл. | |||||||||||||||||||||||
ТО вок-хор. гр. средних классов | ТО вок-хор. гр. средних классов | ТО вок-хор. гр. средних классов | |||||||||||||||||||||||
ТО вок.- хор гр. Младших классов | ТО вок.- хор гр. Младших классов | ТО вок.- хор гр. Младших классов | |||||||||||||||||||||||
Хор кадетских классов сводный | |||||||||||||||||||||||||
Целевая аудитория |
Содержание программы. План мероприятий.
Содержание программы реализуется через следующие направления: музыкально-образовательное, содержательно-досуговое; практическое приобщение к культуре толерантности.
Содержательно-досуговое:
- организация работы творческих объединений «Я живу в России» (презентация лучших достижения в области культуры) «Дружный хоровод» (презентация музыкального творчества народов Югры).
- организация работы пресс-центра «Музыкальный вестник».
Практическое приобщение к культуре толерантности.
- Формирование позитивной самооценки, толерантности к проходящим изменениям в собственном внутреннем мире, осознание учащимися мысли о том, что человек часто находится в ситуации нравственного выбора и этот выбор зависит от того, какие силы в человеке возьмут верх (добрые или злые).
- Познание, принятие себя как субъекта семейной культуры, изучение семейной самобытности, обучение основам толерантного общения в семье.
- Формирование толерантности к представителям народов и народностей России
Содержание программы. План мероприятий.
Содержание программы реализуется через следующие направления: музыкально-образовательное, содержательно-досуговое; практическое приобщение к культуре толерантности.
Музыкально-образовательное:
- организация и функционирование хорового коллектива, как открытой системы взаимоотношений между взрослым и учащимися направленной на совместную цель выполнения музыкально-художественных творческих задач и получения специфического позитивного опыта, который уже сам по себе может быть объединяющим средством для гармонизации взаимоотношений учащихся вне хорового коллектива, ибо музицирование по своей природе - самодостаточно. У музыкантов нет болезненной опоры на национальный компонент, национальный вопрос, как таковой, и нет повода рассматривать взаимоотношение с соплеменником с национальных позиций . Многогранность сущности человека (Homo) центрирована у музыкантов на грани «Ludens» (играющий) и Creator (творящий) Личность музыканта наиболее приближена к природе, так как - сравнительно- наименее всего стремится отдалиться от неё. Жизнь музыканта –жизнь в мире субъективных и точных невидимых взаимосвязей, но абсолютно точно измеримых, воспроизводимых явлений, реалий и понятий. Мышление музыканта образно, ассоциативно, изобретательно , математически точно (вспомним хотя бы строгий стиль полифонической музыки ) и одновременно интуитивно. Обращение человека к музыке и, в частности к пению, несет в себе громадный терапевтический , гармонизирующий, целительный эффект в силу того, что обращение к музыке одновременно суть - способ внесознательной психологической защиты , имеющей название и определяемой психологами , как «возрастная регрессия» только - на глубинный, древний, первобытный вид доречевой коммуникации. Обращение к музыке и в частности к песне будит в человеке глубинные слои родовой памяти, через память фонетическую и, таким образом, служит способом оздоровления человека через возможность соединения и резонансного отклика личного и коллективного бессознательного. Народная песня , Знаменный роспев, будучи «отшлифованными» многочисленными прикосновениями к ним поколений исполнителей, проживая множество варьирований в процессе обиходного использования , хранят в себе код, как национальной самобытности - так и опыт сохранивших их поколений. И, точно так же, как мы не осознаем, что ежедневно, выходя из подъезда собственного дома, мы оказываемся выходящими в открытый Космос – точно так же мы не осознаем, что, обращаясь к народной песне и к пению вообще, мы, в действительности, обращаемся за помощью к незримой реальности, врачующей наши души и возвращающей нам потерянные ценности. Изучение музыкальной грамоты для последующего совместного освоения песенного наследия народов и народностей в рамках хорового класса. Совместное одновременное знакомство с различными культурами через разучивание народных песен, обсуждение в процессе деятельности и практики, представляется нам наиболее подходящим видом достижения готовности юного человека к восприятию основ толерантного поведения в социуме.
Общемузыкальное направление служит территорией реализации задачи формирования у учащихся универсальных учебных действий, в процессе практической деятельности во взаимосвязи с формированием общиих и, частично, профессиональных компетенций, через освоение теоретических и практических умений, получения навыков и необходимых знаний.
Общемузыкальное направление программы «Песни народов мира» смыкается с курсом программы предмета Музыка для 1-4 классов последователей системы Д.Б. Кабалевского, с той лишь разницей, что темы «Песни моего народа» и «Песни народов мира», в нашем случае, получают гораздо более углубленное изучение, а также распространение на более широкую возрастную аудиторию, что дает возможность центрировать педагогическое общение для достижения конкретных воспитательных целей в условиях занятий хоровых групп, отслеживая результаты по всему диапазону школьного возраста.
Помимо указанного выше, сочетание в работе хормейстера и в занятиях хоровых групп комплекса задач - дать основы музыкальной грамоты, теории музыки, решить текущие тематические вопросы, расширить кругозор учащихся, дисциплинировать их волевые качества, проявить способности учащихся и др.- делает занятия интересными с точки зрения разработки любого из элементов – слагаемых, составляющих многогранную сущность человека в его творческом и личностном становлении и выражении.
Содержательно-досуговое:
- Текущая работа творческих объединений и участие в них ребенка, подростка.
- Экскурсии, посещение концертов, поездки на конкурсы , участие в социально- значимых мероприятиях.
- Развитие способностей учащихся в процессе индивидуальных занятий в рамках реализации программы.
Практическое приобщение к культуре толерантности.
- Формирование позитивной самооценки, толерантности к проходящим изменениям в собственном внутреннем мире, осознание учащимися мысли о том, что человек часто находится в ситуации нравственного выбора и этот выбор зависит от того, какие силы в человеке возьмут верх (добрые или злые).
- Познание, принятие себя как субъекта семейной культуры, изучение семейной самобытности, обучение основам толерантного общения в семье.
- Формирование толерантности к представителям народов и народностей России
Ключевые дела событийного характера:
- День рождения кадетских классов.
- День матери.
- День пожилого человека.
- Концерт для жителей микрорайона.
- Концерт для жителей города.
V. Календарно - тематическое планирование занятий объединения
№ | дата | тема | Музыкально- образовательное направление | Практическое приобщение к культуре толерантности | |
1 | 3.09 | Душа народа - в его песнях. Россия в песне. |
| Латвийская народная песня. « Ай-я Жу-жу» разучивание, обсуждение, включение элементов произведения в материал распевания хорового коллектива. | |
2 | 10.09 | Понятие лада. Названия звуков. Размещение нот на нотоносце. Звукоряд. Скрипичный ключ. | 1.Распевочный тренаж голоса.
2. Разучивание материала хоровых партий. Работа над унисонным звучанием голосов. Интонирование интервалов. ознакомительное разучивание песни. 3. включение материала предшествующего занятия в распевание и обучающие игры | Французская народная песня «Башмаки». Разучивание, обсуждение, включение элементов произведения в материал распевания хорового коллектива. | |
3 | 17.09 | Ритмическая организация. Нотная запись ритма. Размер 2/4. Длительности. Запись песни со словами и без слов |
| Финская народная песня «Веселый пастушок». Разучивание, обсуждение, включение элементов произведения в материал распевания хорового коллектива. | |
4 | 24.09 | Мажор. Минор .Тоника. Гамма. |
|
| |
5 | 1.10 | Тоническое трезвучие. Вводные звуки. Тон . полутон.Устойчивые и неустойчивые звуки. | Рапределение участников хорового коллектива на концертные группы. | Участие малых вокальных групп в концертных программах. «День пожилого человека» «День музыки», «День учителя» | |
6 | 8.10 | Диез. Бемоль. Бекар. Ключевые и неключевые знаки альтерации. |
|
Разучивание, обсуждение, включение элементов произведения в материал распевания хорового коллектива.
| |
7 | 15.10 | Тональность соль мажор. Тональность фа мажор. Транспозиция. Пауза. | 1. Распевочный тренаж голоса. Включение материала предшествующего занятия в распевание и обучающие игры. Разучивание материала хоровых партий. Работа над унисонным звучанием голосов. Интонирование интервалов |
| |
8 | 22.10 | ||||
9 | 29.10 | Музыкальная фраза. Реприза. Басовый ключ. Тональность ля минор. | Распевочный тренаж голоса. Включение материала предшествующего занятия в распевание и обучающие игры. Разучивание материала хоровых партий. Работа над унисонным звучанием голосов. Интонирование интервалов | 1. Английская народная. «Котенок на балу у королевы». Разучивание, обсуждение, включение элементов произведения в материал распевания хорового коллектива. 2. Промежуточный контроль: «Башмаки». | |
10 | 12.11 | Тональность ми минор тональность ре минор размер 3/4 , размер 3/8 | Участие в концерте «День матери» | ||
11 | 19.11 | Затакт. Тональность ре мажор. Лига. Четверть с точкой в двухдольном размере | Распевочный тренаж голоса. Включение материала предшествующего занятия в распевание и обучающие игры. Разучивание материала хоровых партий. Работа над унисонным звучанием голосов |
| |
12 | 26.11 | Фермата. Интервалы. Главные ступени лада и их названия. Устойчивые и неустойчивые звуки лада.. размер 4/4 три вида минора. |
|
| |
13 | 3.12 | Тональность си минор. Большая и малая секунды. Интервалы в ладу . Секунды в мажоре. Мажорное и минорное трезвучие. |
|
| |
14 | 10.12 | Чистые квинты в мажорном ладу. Чистые кварты в мажорном ладу. Тональность си бемоль мажор тональность соль минор. Тритоны в мажорном ладу. Секунды в гармонческом миноре. Терции в гармоническом миноре. |
| 1. Русская народная. «В сыром бору тропина». Разучивание, обсуждение, включение элементов произведения в материал распевания хорового коллектива. 2. Промежуточный контроль: «Песенка о Венском лесе». | |
15 | 17.12 | Главные трезвучия мажора и гармонического минора. Названия нижнего верхнего среднего звуков в трезвучии. |
| 1. Русская народная Во кузнице. Разучивание, обсуждение, включение элементов произведения в материал распевания хорового коллектива. 2. Промежуточный контроль: . « В Вишневом саду» | |
16 | 24.12 | Шестнадцатые. Пунктирный ритм с шестнадцатыми. Тональность ля мажор. Тональность фа диез минор. Тональность ми бемоль мажор тональность до минор. |
| 1. Русская народная Как у нас в садочке. Разучивание, обсуждение, включение элементов произведения в материал распевания хорового коллектива. 2. Промежуточный контроль: «В сыром бору тропина». | |
17 | 14.01 | Большие и малые сексты. Сексты в мажорном ладу. Обращения трезвучий. |
|
| |
18 | 21.01 | Большие и малые септимы септимы в мажорном ладу. Обращения интервалов. |
|
| |
19 | 28.01 | Доминантсепт-аккорд. Тональности ми мажор, до- диез минор. Тональность ля бемоль мажор тональность фа минор | Разучивание материала хоровых партий. Включение материала предшествующего занятия в распевание и обучающие игры. Работа над унисонным звучанием голосов. Интонирование интервалов и аккордов |
| |
20 | 4.02 | Природа родного |
|
| |
21 | 11.02 | Размер 6/8 триоли. Тональность си мажор. Дубль-диез. Тональность соль диез минор. Тональность ре бемоль мажор тональность си бемоль минор. Дубль бемоль |
|
| |
22 | 18.02 | Праздник посвящения в кадеты. День рождения кадетских классов. Концертное выступление вокально-хоровых групп. | |||
23 | 25.02 | Гармонический мажор. Таблица интервалов в пределах октавы. | Распевочный тренаж голоса. Разучивание материала хоровых партий Включение материала предшествующего занятия в распевание и обучающие игры.. Работа над унисонным звучанием голосов. Интонирование интервалов и аккордов |
| |
24 | 4.03 | Переменный лад. Устойчивые и неустойчивые интервалы в ладу. | Работа над унисонным звучанием голосов. Включение материала предшествующего занятия в распевание и обучающие игры. Интонирование интервалов и аккордов. | Отбор разученного материала для составления концертной программы. | |
25 | 11.03 | Ладовое разрешение интервалов разрешение субдоминантового и доминантового трезвучий и их обращений | Разучивание материала хоровых партий. Включение материала предшествующего занятия в распевание и обучающие игры. Работа над унисонным звучанием голосов Интонирование интервалов и аккордов. |
| |
26 | 18.03 | Вводные септаккорды. Таблицы мажорных и минорных тональностей | Распевочный тренаж голоса. Разучивание материала хоровых партий. Включение материала предшествующего занятия в распевание и обучающие игры. Работа над унисонным звучанием голосов. Интонирование интервалов и аккордов |
| |
27 | 1.04 | Тетрахорды. Энгармонизм тональностей. Буквенные обозначения звуков и тональностей. Квинтовый круг. |
|
| |
28 | 8.04 | Одноименные тональности. Обращения доминантсептаккорда . построение обращений D7 от данного звука |
| 1 Русская народная «В темном лесе». Разучивание, обсуждение, включение элементов произведения в материал распевания хорового коллектива. 2. Промежуточный контроль по выбору педагога.
| |
29 | 15.04 | Синкопа. Соединение главных трезвучий |
|
| |
30 | 22.04 | Уменьшенные и увеличенные трезвучия. секвенции. |
|
| |
31 | 29.04 | Хроматика. Каденции. Период. |
|
| |
32 | 6.05 | Обозначения динамических оттенков. Итальянские обозначения темпов и характера исполнения. | 1. Распевочный тренаж голоса Включение материала предшествующего занятия в распевание и обучающие игры. Разучивание материала хоровых партий Концертное выступление хорового коллектива |
| |
33 | 13.05 | Повторительно-обобщающий урок. |
|
| |
34 | 20.05 | Концертное выступление хорового коллектива | Исполнение концертной программы с включением в нее части пройденного материала. |
- Условия реализации программы.
Материально-технические условия реализации программы:
- Школьный историко-краеведческий музей
- Конференц-зал с мультимедийным оборудованием
- Школьная медиатека
- Открытая концертная площадка
- Школьный пресс-центр (телегазета)
- Плазменная панель для демонстрации телегазеты.
- Школьная музыкальная студия.
- Городские партнерские концертные площадки
Кадровые условия реализации программы:
ФИО | должность | квалификация |
Корнишин Игорь Владимирович | педагог дополнительного образования, воспитатель, руководитель хора кадетских классов | Высшая квалификационная категория |
Сопин Виктор Олегоич | педагог дополнительного образования, руководитель оркестра духовых инструментов | Высшая квалификационная категория |
Копылова Анастасия Александровна | педагог дополнительного образования, руководитель ансамбля русской пени «Тараторки» | Первая квалификационная категория |
Кузьмина Лариса Петровна | Руководитель хора «Радуга» | Высшая квалификационная категория |
Волошина Светлана Леонидовна | педагог дополнительного образования, руководитель ансамбля народных инструментов | Высшая квалификационная категория |
Салихова Ольга Григорьевна | педагог дополнительного образования, руководитель оркестра я народных инструментов | Высшая квалификационная категория |
Шамко Людмила Федоровна | Педагог дополнительного образования, хореограф | Высшая квалификационная категория |
Шевчук Светлана Борисовна | Заместитель директора, Учитель изобразительного искусства | Первая квалификационная категория |
Томина Юлия Валерьевна | Заместитель директора, учитель русского языка и литерауры | |
Коровина Алена Сергеевна | Заместитель директора, учитель русского языка и литературы | Первая квалификационная категория |
Социальное партнерство (взаимодействие с учреждениями культуры, спорта и общественными организациями):
- Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центральная городская библиотека»
- Нефтеюганское муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа им. В.В.Андреева»
- Театр кукол «Волшебная флейта»
- Сургутский Колледж русской культуры им. А.С.Знаменского.
- Челябинский педагогический колледж №1
- Общество старожилов города Нефтеюганска
- Диагностика (контроль эффективности реализации программы)
п/п | Мероприятие | Срок проведения |
1 | Входное анкетирование детей в организационный период с целью выявлениях их интересов, мотивов посещения хорового класса , диагностики состояния развития музыкальных способностей , вокальных данных и обучаемости. | |
2 | Тест на определение уровня толерантности» по методике Ковальчук М.А. | |
3 | Рефлексия мероприятий | Ежеурочно |
4 | Итоговое анкетирование детей, позволяющее выявить оправдание ожиданий. |
Анкеты и диагностические бланки – приложение №1.
Тест на определение степени толерантности В.В.Бойко |
0 – совсем неверно, Обработка результатов: |
Приложение №2
Материал для педагога.
Методы диагностики толерантности
В настоящее время толерантность стала предметом изучения педагогов, философов, психиатров, политологов, психологов и специалистов других областей науки. Однако, несмотря на все многообразие работ, раскрывающих явление толерантности, еще остается некоторая неопределенность значения этого понятия, ощущается недостаточная исследовательность структуры толерантности, ее сущностных характеристик и компонентов, которые проявляются в эмциональной сфере, поведенческой и когнитивной.
В 2001 году правительством Российской Федерации принята федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».
В соответствии с неоднозначностью выделения признаков и проявлений толерантности для ее изучения применяются и существенно различные методы.
Методы исследования толерантности можно поделить на специфические, т.е. те, которые направлены на выявление установок толерантного сознания, и неспецифические, которые описывают универсальные характеристики личности и межличностного общения, являющиеся в свою очередь признаками проявления толерантности (интолерантности).
К специфическим методам исследования толерантности можно отнести следующие:
- Методика измерения уровня толерантности у подростков;
- Индекс толерантности;
- Осторожно! Насилие! Тетрадь для размышлений;
- Диагностический тест отношения;
- Культурно-ценностный дифференциал;
- Типы этнической идентичности;
- Этническая аффилиация;
- Этническая толерантность личности;
- Тест личностных конструктов Дж.Келли (модификация);
- Метод измерения социального расстояния;
- Метод приписывания качеств;
- Психосемантика (описание этнических авто- и гетеростереотипов);
- Техника построения семантических пространства на базе фразеологизмов;
- Диагностика общей коммуникативной толерантности.
Неспецифические методы диагностики, используемые при исследовании толерантности, направлены на изучение личностных особенностей людей, отнесенных к «типам» толерантной (интолерантной) личности, например:
- Направленность личности в общении;
- Стиль педагогического общения;
- методика на выявление авторитарности - F-шкала (Р.Н. Сэнфорд, Т.В. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д. Дж. Левинсон);
- тесты на ассертивность;
- Интерперсональная диагностика Т. Лири в модификации С.А. Шеина;
- Методика биоценочной поляризации (модификация методики Фидлера);
- Тест эмпатических тенденций Мехрабиана;
- Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга;
- Тест поведения в конфликте К.Томаса;
- Типы реагирования в конфликтной ситуации (Э.И.Киршбаум)
- MUST-test (П. Иванов и Е. Колобова) и др.
Конечно, это лишь небольшой обзор возможных методов исследования толерантности и ее личностных характеристик. Кроме вышеназванных в зарубежных исследованиях встречаются ссылки на следующие психологические и социологические методики изучения толерантности:
- Intolerance of Ambiguity Scale (by S. Budner, 1962);
- Tolerance for ambiguity (TFA) scale
- MacDonald's Ambiguity Tolerance scale
- Rokeach Dogmatism Scale
- Beall-Panton's Frustration Tolerance Index
- Scale of interpersonal tolerance
- Scales of authoritarianism
- Tolerance for Sexual Harassment Inventory
- Tolerance for Disagreement and Innovativeness Scales
- Tolerance Scale of the Jackson Personality Inventory
- Wilson-Patterson Conservatism Scale
- Measure of Ambiguity Tolerance (MAT-50)
Исследование толерантности является непростой задачей, т.к. в значительной степени имеет дело с изучением установок личности, связанных с представлениями о социальной желательности. С нашей точки зрения, необходимо не только совершенствование и расширение имеющегося методического обеспечения исследования, но также создание и апробация проективного инструментария, существенно увеличивающего возможности исследователя и дающего богатый материал для интерпретации и понимания установок толерантного сознания.
В самое последнее время в российской психолого-педагогической литературе появилось большое число работ, в которых предлагаются более или менее целостные диагностические комплексы. В качестве такого примера можно назвать «Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности» группы авторов. Предлагается такая дефиниция: «толерантность - это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром» (Солдатова Г.У., 2003). Данная трактовка вполне может служить в качестве одной из отправных точек для разработки некоторых разделов психодиагностического комплекса. В данном случае авторы предлагают такой набор методик:
- Опросник определения нервно-психической устойчивости;
- Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т.Х. Холмс, Р.Х. Раге);
- Миссисипская шкала ПТСР (Т.М.Кеан, Дж.М. Кэддел, К.Л. Тэйлор);
- Опросник выраженности симптомов ПТСР (Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, П.А. Черкасов);
- Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова);
- Вопросник для измерения толерантности (В.С. Магун, М. С.Жамкочъян, М.М.Магура);
- Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко);
- Шкала базовых убеждений (Р. Янов-Бульман);
- Опросник для диагностики способности к эмпатии (А Мехрабиан, Н. Эпштейн);
- Томский опросник ригидности (Г.В. Залевский);
- Методика определения толерантности к неопределенности (С. Баднер);
- Методика ТАТ;
- Шкала социальной дистанции (Э. Богардус);
- Шкала фашизма (Т. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д. Левинсон, Р. Сэнфорд);
- Методика для измерения степени предубежденности (Г. Олпорт, Б. Крамер);
- Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик);
- Диагностический тест отношений (Г.У. Солдатова);
- Опросник "Типы этнической идентичности" (Т.У. Солдатова, С.В. Рыжова);
- Социологические индикаторы социальной и этнической толерантности;
- «Евробарометр».
Итак, толерантность признается как актуальная проблема и важнейшая ценность сосуществования людей в мультикультурном и мультиэтническом обществе и при этом - именно система образования признается основной площадкой для реализации программы развития толерантных отношений в обществе. Для того чтобы стать местом взаимоотношений, построенных на ценностях толерантности, школа должна придерживаться определенных принципов.
Ниже приведен список «компонентов» и принципов антирасистского воспитания, разработанный Фондом Анны Франк (Нидерланды).
- Ответственность школы за воспитание толерантности.
- Позитивное отношение к национальному своеобразию.
- Развитие понимания другого.
- Поликультурное образование.
- Внимание к тому, что объединяет, а не разъединяет людей.
- Последовательное противостояние проявлениям расизма.
- Создание позитивной атмосферы в школе.
Хорошо, если школа сама выработает для себя эти принципы и нормы. Одним из методов для подобной работы может быть избрана дискуссия, которая потребует согласования позиций. Как концепцию толерантности можно применить к конкретным условиям вашего сообщества или класса?
Какие в вашей школе существуют возможности для развития конфликтной компетентности, изучения путей и способов разрешения конфликтов, для практического применения этих знаний и умений? Обучали ли методам разрешения конфликтов учителей вашей школы?
Какие вопросы и проблемы в сфере прав человека являются для вашей школы и вашего сообщества наиболее важными?
Как ваш класс или ваша группа оценивает свою готовность к теоретическому и практическому освоению направлений ориентированного на культуру мира учебного процесса? Каким образом вы можете расширить учебный и практический процесс по освоению культуры мира, не ограничиваясь исходной ценностью толерантности?
На сегодня в психолого-педагогических исследованиях нет единого взгляда на само понятие «толерантность»; различия носят не принципиальный характер, но часто весьма существенны, что означает необходимость осуществления выбора исходных концептуальных оснований до того, как приступить к разработке прикладных аспектов концепции гуманитарной экспертизы толерантности в образовании.
В исследовательской литературе выделение признаков и проявлений толерантности происходит по разным основаниям и относятся они к различным предметным областям: наиболее подробно операционализированы те из них, которые раскрывают сущность понимания и особенности построения индивидом взаимоотношений с Другими. С нашей точки зрения, необходимо уделить большее внимание личностным основаниям проявления толерантности.
Несмотря на имеющиеся многочисленный диагностический инструментарий, не все методы адекватны целям гуманитарной экспертизы толерантности в образовании, поэтому есть потребность в создании надежного и апробированного методического комплекса как для диагностики, так и для формирования и развития толерантности. Для исследования толерантности используется очень большое число самых разных методик, построенных на разных концептуальных основах. Однако, нет оснований считать, что каждый метод может быть использован только в контексте "породившей" его специфической теоретической концепции - возможен и необходим поиск адаптации и интеграции различных методик и методических комплексов.
В отношении сферы образования проблема толерантности и развития толерантного сознания становится все более актуальной и требует существенного пересмотра сложившейся образовательной теории и практики. Концепция толерантности и культуры мира выдвинула задачу кардинального обновления
а) содержания образования;
б) методов и технологий обучения;
в) сложившихся принципов взаимоотношений «учитель — ученик»,
г) всей атмосферы школьной жизни.
В основном, как мы видим, диагностика толерантности осуществляется посредством измерения уровня развития качеств и характеристик, присущих интолерантной личности. Как пишет Г.У. Солдатова, «в психологии чаще принято диагностировать и исследовать негативные проявления и негативный полюс личности, поэтому и аспекты толерантности исследуются, как правило, через обратную сторону толерантности – интолерантность» (Практикум по психодиагностике…, 2003, с.30).
Таким образом, для исследования толерантности используется очень большое число самых разных методик, построенных на разных концептуальных основах. Однако, нет оснований считать, что каждый метод может быть использован только в контексте одной специфической теоретической концепции - возможен и необходим поиск адаптации и интеграции различных методик и методических комплексов.
Рекомендуемая литература по проблеме толерантности
- Андрияхина Н.В. Семинар-тренинг «Толерантность учителя»//Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 20-34 (инет)
- Битянова М., Вачков И. Встречи во Вселенной. Игра на развитие толерантности
старшеклассников // Школьный психолог. - 2002, №4. - Бондырева С.К. Толерантность. Учебно-методическое пособие/ - М.: 2003 – 240с.
- Драганова О.А. Психофизиологические маркеры личностной толерантности в юношеском возрасте: Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. психол. наук. – СПб., 2007.
- Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении//Вопр. психол. - 2006. - №2. – С.3-12
- Недорезова Н.В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников. Дис. … канд. психол. наук – М., 2005. – 189 с.
- Панина В.А. Развитие толерантной позиции студентов в процессе профессиональной подготовки в университете: Дис… канд. психол. наук. - Краснодар, 2005. – 131 с.
- Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа// интернет // http://www.lseptember.ru/ru/his/2002/l l/2.htm
- Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности/Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой и др. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. – 112 с.
- Степанов П.В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников-подростков: Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук. – М., 2002.
- Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика .- М., 2003.
- Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2006. – 336 с.
- Цуканова А.П. Толерантность в структуре социально-психологической адаптации личности (на примере студентов): Автореф. канд. психол. наук. – Хабаровск, 2006. – 23 с.
Материал подготовлен:
И.о. зав. кафедрой психологии
развития и коррекции личности ИРО
Драгановой О.А.
Приложение №3
- «Песни народов мира» (Пособие. Сборник переложений и обработок народных песен для однородных и смешанных учебных хоровых коллективов).
- Дидактический материал занятия :
Песня « Ай-я , Жу-жу» (партитура)
- Раздаточный материал:
Песня « Ай-я , Жу-жу» (комплект хоровых партий)
- Ожидаемые результаты.
Воспитанник с заложенными основами ценностных отношений культурно-регионального сообщества (культурных и нравственных ценностей «малой» родины):
- Понимающий смысл фольклорных произведений народов ХМАО (нравственные ценности в сказках, пословицах); уважающий традиции обрядовых праздников народов ХМАО; знающий отличительные особенности национальных кукол ХМАО.
- Изучающий природу родного края с целью бережного отношения к природным ресурсам (узнаю сам – познакомлю других – сохраним природу вместе), пропагандирующий бережное отношение к природе.
- Способный самореализоваться в личностно-значимой деятельности:
- разработать и провести экскурсию (в музее, по городу)
- подготовить и провести викторину по краеведческим темам
- изготовить новые экспонаты для экспозиций музея «Игрушки народов ХМАО»
- подготовить репортаж для телегазеты, оформить страницы летописи
- изготовить поделки, рисунки в различных техниках для красной книги Югры, для летописи экспедиции
- разработать маршрут экологической тропы по пришкольному участку
- организовать подвижные национальные игры для друзей, для младших
- стать участником детского национального театра (готовить декорации, костюмы, быть актером, оформителем).
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий навыками сотрудничества и взаимодействия;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
- Достигнутые результаты реализации программы
№ | Название конкурса | ФИО участника | Место | Год |
Школьный уровень | ||||
Городской уровень | ||||
Региональный уровень | ||||
Всероссийский уровень | ||||
Достижения педагога (в области реализации программы дополнительного образования по краеведению)
- Победитель конкурса воспитательных систем на грант главы города: «Создание условий для самореализации младших школьников посредством приобщения к краеведческой культуре»
- Внесение в реестр лучших учителей России, реализующих интеллектуально-творческий потенциал школьников («Познание и творчество»).
- Публикация программы краеведческого кружка «Югория» на Всероссийском образовательном портале «1 сентября» в рамках фестиваля «Открытый урок» (раздел «Краеведение») – лауреат фестиваля.
- Публикации учебно-методических разработок и сценариев краеведческого характера на Всероссийских образовательных порталах: «Социальная сеть работников образования», «Продленка», «Урок он-лайн».
- Благодарственные письма сети всероссийских дистанционных конкурсов «Уникум», «Фактор роста», «Эрудит» за высокий профессионализм, творческий подход к работе, содействие развитию дистанционного конкурсного движения (2011. 2012 годы).
- Благодарственные письма и грамоты Департамента образования и молодежной политики г.Нефтеюганска за организацию краеведческой деятельности младших школьников (2009, 2010 годы), за результативность работы по патриотическому воспитанию (2009-2011 годы).
Список использованной литературы.
- Чесноков П. Г. Хор и управление им. - М., Музгиз, 1969.
- Огороднов Д. Е.. Музыкально певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.- М., Музыка, 1972.
- Фришман И. И. Игры без проигравших.- Н.Новгород, Изд – во ООО «Педагогические технологии»,2008.
- Сухомлинский В.А.. Методика воспитания коллектива. - М.; Просвещение, 1981.-192 с.
- Кашина Н. И.. Музыка в системе воспитания казчества Урала и Оренбуржья: история и современность. Монография. – ФГБОУ «Уральский государственный педагогический университет».- Екатеринбург, 2011.
- Ринкявичус З. Воспринимают ли дети полифонию? – Л.: «Музыка», 1979.- 64 с.
- Стулова Г.П.. Хоровой класс. (Теория и практика вокальной работы в детском хоре) Учебное пособие. - М.; Просвещение, 1988 – 126 с..
- Соколова О.П. Двухголосное пение в младшем хоре. Для руководителей детских хоровых коллективов. – М. Музыка, 1987.
- Варфоломос А.. Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов. вып. 1, - Л.; ГМИ, 1960.
- Нефтеюганск. Фотоальбом-путеводитель. Совместное издание НМУ «Музей реки Оби» и ГУП «Нефтеюганская типография».
- Обские Угры. //Под ред. А.И.Райшева. Тюмень, ИФА, 2005.
- Егоров А. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин. - Л. ; МузГИз , 1958.
- Попов В. Русские народные песни в детском хоре. - М. Музыка 1978.
- Локшин Д. Выдающиеся русские хоры и их дирижеры. – М. ГМИ, 1953.
- Корнишина Э.И. Нетрадиционные методы работы при подготовке учителя музыки. М.-1990
- Коэн В. Жестовая импровизация на уроках хора .
- Программы итоговой аттестации по предмету « Хоровое дирижирование. Хоровой класс. хоровой практикум» Челябинского педагогического колледжа № 1. 1996 -2010
- Попов В. , Абелян Л. «100 канонов для детского хора» сборник. - М. Музыка 1969.
- Корнишин В Г Сборник переложений и обработок для хора. Вып. 1 и 2. изд. Муз.- пед. института , Екатеринбург 1999.
- Егоров А. Теория и практика работы с хором. -М. МузГИз, 1951.
- Нечаев Патриотическое воспитание средствами хоровой музыки. учебное пособие. – Куйбышев; 1968.- 104 с .
- Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению -М., Просвещение, 1978.
- Владыкина Бачинская. Н. Музыкальны стиль русских хороводных песен.-М. Музыка, 1976.
- Тевлин Б. Сб. статей под ред. «Работа с хором . Методика и опыт». Профиздат., 1972.
- Садовников В. Орфоэпия в пении. - М., Муз Г Из, 1958.
- Соболева Г. Россия в песне. - М Музыка,1971.
- Торичная С. И.. Познание музыкальных способностей в процессе педагогического общения. Монография. - Кишинев, «ШТИИНЦА» ,1989.
- Кандерова О. Н.. Дидактические основы проектирования и организации учебного занятия. Методическое пособие для преподавателей - Челябинск, Мои Н , Челяб. Обл., ИРПО, 2009- 36 с..
- Бобыкина И. Московский хор молодежи и студентов.- М СК. 1979.
- Сказание о земле Югорской. //Под ред. Н.Л.Западновой. Тюмень, ИФА, 2005.
- С чего начинается Родина?//Под ред. Л.А.Кондрыкинской. М., Сфера, 2003 г.
- . Фридкин Г. А. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М. ; Музыка, 1974.
- Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. Методика. – С. Пб., Государственная консерватория им. Н.А. Римского- Корсакова, 1996.
- Морозов В. П. Тайны вокальной речи. – Л., издательство « Наука» 1967.
- Щетинин М., Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. М. Издательство «Метафора» 2004- 128с.
- Козлянинова И. П. , Чарелли Э. М. «Тайны нашего голоса» учебное пособие. – Екатеринбург, 1992.
- Попова Т. Основы русской народной музыки.- М. Музыка, 1977.
- Максимов С. Певческий строй . Учебное пособие. - М. Музыка. , 1976.
- Герасимова Э.П. «Формирование этнической толерантности подростков средствами национального музыкального искусства в учреждениях дополнительного образования» - автореферат канд. дисс., Йошкар-Ола, 2006.
- Путиловская В. В. «Формирование художественного интереса подростков средствами музыкального фольклора: в условиях дополнительного образования». - Волгоград, 2007.
- Майковская Л.С. Феномен этнотолерантности педагога-музыканта в контексте поликультурного образования// Преподаватель XXI век. – М. : МПГУ, 2006. №4 –С. 52-57.
- Зайцева О.Н. ст. «Формирование духовно-нравственных отношений у подростков»группы риска» в условиях учреждения дополнительного образования» - Тамбов, 2006.
- «Технологии формирования толерантного сознания и профилактики экстремизма в молодежной среде: материалы Всероссийской молодежной научно-практической конференции с международным участием 4-5 мая 2012 г. / отв. Ред. Д.В.Бугров 2-е изд. . доп. – Екатеринбург Ур ФУ . 2012. – 172 с.
- Майковская Л.С. Механизмы формирования толерантной личности в процессе постижения музыки различных этно-культурных традиций// Вестник МГУКИ. - №4 (25), 2008. с-178-182.
Ключевые дела событийного характера:
- Условия реализации программы.
Материально-технические условия реализации программы:
- Школьный историко-краеведческий музей
- Конференц-зал с мультимедийным оборудованием
- Школьная медиатека
- Открытая спортивная площадка
- Школьный пресс-центр (телегазета)
- Плазменная панель для демонстрации телегазеты.
- Школьная музыкальная студия.
- Городские партнерские концертные площадки
Кадровые условия реализации программы:
ФИО | должность | квалификация |
Социальное партнерство (взаимодействие с учреждениями культуры, спорта и общественными организациями):
- Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центральная городская библиотека»
- Нефтеюганское муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа им. В.В.Андреева»
- Театр кукол «Волшебная флейта»
- Сургутский Колледж русской культуры им. А.С.Знаменского.
- Челябинский педагогический колледж №1
- Общество старожилов города Нефтеюганска
- Диагностика (контроль эффективности реализации программы)
п/п | Мероприятие | Срок проведения |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 |
Анкеты и диагностические бланки – приложение №1.
- Ожидаемые результаты.
Воспитанник с заложенными основами ценностных отношений культурно-регионального сообщества (культурных и нравственных ценностей «малой» родины):
- Понимающий смысл фольклорных произведений народов ХМАО (нравственные ценности в сказках, пословицах); уважающий традиции обрядовых праздников народов ХМАО; знающий отличительные особенности национальных кукол ХМАО.
- Изучающий природу родного края с целью бережного отношения к природным ресурсам (узнаю сам – познакомлю других – сохраним природу вместе), пропагандирующий бережное отношение к природе.
- Способный самореализоваться в личностно-значимой деятельности:
- разработать и провести экскурсию (в музее, по городу)
- подготовить и провести викторину по краеведческим темам
- изготовить новые экспонаты для экспозиций музея «Игрушки народов ХМАО»
- подготовить репортаж для телегазеты, оформить страницы летописи
- изготовить поделки, рисунки в различных техниках для красной книги Югры, для летописи экспедиции
- разработать маршрут экологической тропы по пришкольному участку
- организовать подвижные национальные игры для друзей, для младших
- стать участником детского национального театра (готовить декорации, костюмы, быть актером, оформителем).
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий навыками сотрудничества и взаимодействия;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
- лизм, творческий подход к работе, содействие развитию дистанционного конкурсного движения (2011. 2012 годы).
- Благодарственные письма и грамоты Департамента образования и молодежной политики г.Нефтеюганска за организацию краеведческой деятельности младших школьников (2009, 2010 годы), за результативность работы по патриотическому воспитанию (2009-2011 годы).
- Список использованной литературы.
- И.П.Иванов «Энциклопедия коллективных творческих дел». М.: Новая школа, 2007г.
- Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 2004.
- Фришман И. И. Игры без проигравших.- Н.Новгород, Изд – во ООО «Педагогические технологии»,2008.
- Баранова Е.Ю., Колосова С.А. Музейная азбука от А до Я.. – М. Изд-во Государственного дарвинского музея, 2006. – 64 с.
- Бороздинов Н. М. Как организовать краеведческий музей в школе. М, 2011.
- Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2, М., Советская энциклопедия, 1997
- Жуковская Р.И., Виногладова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., Просвещение, 1985.
- Край, ставший судьбой. Нефтеюганск, 2000.
- Куриков В. Ханты-мансийский автономный округ: с верой и надеждой в третьем тысячелетии. Екатеринбург, Зевс, 2000.
- Мазуренко М.Т., Москалюк Т.А.Краски северного лета.СПб., Алфавит, 1997.
- Нефтеюганск. Фотоальбом-путеводитель. Совместное издание НМУ «Музей реки Оби» и ГУП «Нефтеюганская типография».
- Обские Угры. //Под ред. А.И.Райшева. Тюмень, ИФА, 2005.
- Природа Югры. Екатеринбург, Магеллан, 2008.
- Салмин В. Сибиряки. Екатеринбург, Сократ, 2005.
- Сказание о земле Югорской. //Под ред. Н.Л.Западновой. Тюмень, ИФА, 2005.
- С чего начинается Родина?//Под ред. Л.А.Кондрыкинской. М., Сфера, 2003 г.
- Приложение №1.
Диагностический инструментарий.
ВХОДНАЯ АНКЕТА
Для того чтобы сделать жизнь в нашем объединении более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
- Твои ожидания от кружка «Мой край» ?
- Есть ли у тебя идеи, как сделать занятия в кружке «Мой край» интересными и радостными для всех?
- В каких делах ты хочешь участвовать?
- Какие творческие объединения и мастерские хочешь посещать?
- Чему ты хотел бы научиться за время посещения кружка «Мой край»
- Чему ты мог бы научить других?
- Интересна ли тебе история, культура, природа родного края?
- Назови животных и растения, которые входят в красную книгу ХМАО?
- Умеешь ли ты изготавливать национальные игрушки народов ХМАО?
- Какие сказки и легенды народов ХМАО тебе знакомы?
- Какие национальные праздники народов ХМАО ты знаешь и можешь подготовить?
- Можешь ли ты подготовить и провести экскурсию?
- Умеешь ли ты брать интервью, готовить репортажи, телепрезентации?
- Есть ли у тебя навыки экологического поведения в природе?
Тест на определение уровня толерантности»
по методике Ковальчук М.А.
Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.
Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько «б» получилось.
1. Для того чтобы не было войны...
а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!
б) Нужно понимать, почему они происходят.
2. В школе говорят о героях, проявивших толерантность...
а) Это тебя не интересует.
б) Ты хочешь узнать об этих героях.
3. Ты противостоишь насилию...
а) Насилием.
б) Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ.
4. Один товарищ тебя предал...
а) Ты мстишь ему.
б) Ты пытаешься объясниться с ним.
5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны...
а) Ты об этом услышал и забыл.
б) Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними солидарность.
6. Ты не согласен с кем-то...
а) Ты не даешь ему говорить.
б) Ты все-таки слушаешь его.
7. В классе ты уже ответил...
а) Тебе хочется отвечать еще.
б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.
8. Тебе предлагают переписываться с каким-нибудь иностранцем...
а) Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни потребности делиться мечтами.
б) Ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами.
Если у тебя одни «б»: «Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается» - данная формулировка соответствует высокому уровню сформированности межэтнической толерантности: ребенок всегда принимает различия между нациями, всегда испытывает интерес к культуре, быту и истории других народов, всегда терпим к обычаям и условиям жизни других народов, всегда понимает национальную многополярность.
Если у тебя от 3 до 7 «б»: «Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью» - данная формулировка соответствует среднему уровню сформированности межэтнической толерантности: ребенок иногда принимает различия между нациями, иногда испытывает интерес к культуре, быту и истории других народов, иногда терпим к обычаям и условиям жизни других народов, иногда понимает национальную многополярность.
Если у тебя менее 3 «б»: «Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично, и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий» - данная формулировка соответствует низкому уровню сформированности межэтнической толерантности: ребенок не принимает различия между нациями, не испытывает интерес к культуре, быту и истории других народов, нетерпим к обычаям и условиям жизни других народов, не понимает национальную многополярность.
ИТОГОВАЯ АНКЕТА
- Что ты ожидал (а) от занятий в кружке?
- Что тебе особенно понравилось на нашем фестивале дружбы?
- Самое важное событие ?
- Что тебе не понравилось?
- В чем фестиваль не оправдал твоих ожиданий?
- Было ли скучно на занятиях?
- Будешь ли ты заниматься в кружке в следующем году? Если нет, то почему?
- Что из того, чему ты научился в кружке, ты сможешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
- Какие мастерские и творческие объединения ты посещал с интересом?
- Появились ли у тебя друзья среди ребят, среди взрослых?
- Чему ты научился?
- Что нового узнал?
- В каких проектах ты принял участие?
- В течение года я (подчеркни верные утверждения): подготовил и провел экскурсию, подготовил материал для летописи, подготовил репортаж для телегазеты, разработал страницу детской красной книги, выступил с презентацией перед сверстниками, перед ребятами детского сада, изготовил макеты кукол ХМАО, участвовал в театре национальных сказок, подготовил викторину по произведениям народов ХМАО, был актером на этнографическом празднике, ухаживал за растениями на пришкольном участке, разработал маршрут экологической тропы по пришкольному участку.
- Приложение №2.
Ритуалы:
На основе традиций народной культуры.
- Ритуал «Благо»: дети встают в круг, держась за руки; закрывают глаза и мысленно желают мира, добра, блага друг другу, небу, земле, воде, грядущему дню.
- Ритуал «Берегиня» (очищение огнем): в кругу зажигается символическая свеча (фонарик), вспоминается все плохое и хорошее за день; все плохое надо мысленно сжечь в пламени; все хорошее наполнить жаром огня (рефлексия дня).