Хоровое пение – средство эстетического воспитания детей, как в музыкальной, так и в общеобразовательной школе.
Статья о влиянии хоровой музыки советского периода на развитие певческих навыков учащихся, воспитании музыкальной грамотности. Из опыта работы учителя музыки 1-8 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
horovoe_penie.docx | 15.62 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Хоровое пение – как средство эстетического воспитания детей, как в музыкальной, так и в общеобразовательной школе.
Еще в античные времена Аристоксен говорил, что «тело очищает врачевание, а душу – музыка, как искусство пения со словом». Пение в хоре считалось обязательным. По словам Платона, хоровое пение – «божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке», это один из элементов образования, а слово «необразованный» трактовали, как «не умеющий петь в хоре».
Аристотель отмечал, что обучение пению следует начинать с молодого возраста, т.к. хоровая музыка влияет на человеческую психику и этику. В период античности неоднократно отмечалась сила воздействия певческого искусства на душу человека и необходимость его как предмета воспитания.
Развитию хорового искусства способствует творчество композиторов ХVI-ХVIII веков: Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена и других.
В ХIХ веке господствующей формой существования хоровой музыки становится ее концертное исполнение. Характерной чертой является приобщение детей к высокой профессиональной культуре пения. Свою деятельность расширяют школы, консерватории, колледжи. Появляются первые труды по обучению пению Дж.Кервина (Англия), А.Хандеггера (Германия), системы музыкального воспитания К.Эйца и З.Кодая.
В ХХ веке становится популярной система шведского педагога-музыканта Э.Жак - Далькроза (ритмика, хоровое пение, художественная гимнастика, танец, музыкальная импровизация).
Особой популярностью пользуется пятитомное пособие «Шульверк»
К. Орфа, способствующее стимулированию музыкального творчества детей.
В истории русской культуры хоровое исполнительство занимает особое место. Сложившаяся традиция православного пения a capella носило преимущественно хоровой характер музыкального фольклора, что имело исключительное значение хоровой музыки в России.
Расцвет хорового исполнительства в конце ХIХ – начале ХХ века обусловил особое внимание к проблемам детского хорового пения. В это время в данной области работают выдающиеся музыканты-педагоги – М.Климов, Н.Данилин, А.Касторский, П.Чесноков, Вик. И Вас. Калинниковы и др. Крупные композиторы обращаются к созданию разнообразного детского репертуара: от одноголосных песен и несложных двух и трехголосных хоров, написанных на народные тексты и стихи русских поэтов ( песни и хоры П.Чайковского, Ц. Кюи, А. Лядова, Вик. Калинникова, А. Аренского, М. Ипполитова-Иванова, Р.Глиэра, А.Гречанинова, С.Рахманинова и др.) до развернутых многоголосных композиций духовной музыки (творчество А. Кастальского и П. Чеснокова).
События 1917г. изменили исторический ход развития России, а также повлияли на судьбу отечественной культуры. Отторжение церкви от государства и подмена высоких эстетических идеалов идеологическим диктатом, наиболее глубоко и болезненно отразились на судьбе хоровой музыки. Постепенно забываются высокие образцы детской музыки, созданные на рубеже ХIХ – ХХ веков. Основу репертуара детского хора начинают составлять массовые песенные жанры часто с безликими текстами, трафаретными музыкальными образами и примитивной мелодией. Но, в тоже время, именно в этот период государство берет на себя задачи музыкального воспитания подрастающего поколения (пение и музыка становятся полноправным школьным предметом, развиваются внешкольные формы музыкального образования, решается проблема с подготовкой педагогов), обеспечив тем самым бурное распространение детского хорового пения в нашей стране.
И здесь мы подходим к главной теме практического исследования: влияние песен советского периода на формирование эстетических чувств и художественный вкус ребенка.
Стоит отметить, что репертуар влияет на весь учебно-воспитательный процесс, на его базе складывается художественно-исполнительское направление хора, вырабатываются вокально-хоровые навыки, накапливаются музыкально-теоретические знания.
Процесс выбора произведения – процесс глубокий и сложный: с одной стороны, в нем фокусируется педагогический и музыкальный опыт руководителя хора, с другой, - характер отбора обусловлен спецификой музыкального материала, особенностями тех, кто его усваивает. Главный критерий в отборе репертуара – его художественная ценность, где основными составляющими этого понятия является глубина содержания произведения и совершенство его музыкальной формы. В выборе сочинений для детского хора следует обращать особое внимание на простоту и прозрачность фактуры, ритмическую изысканность при внешней неприхотливости, удобство тесситуры, ясное голосоведение, лаконизм и строгую определенность хорового письма, глубоко продуманную экономию выразительных средств, т.е. на вокальное удобство данного произведения. Немаловажным критерием в отборе сочинений для детского хора является понятие доступности, отражающее исполнительский уровень конкретного хора.