программная музыка в репертуаре ДШИ

Власова Ольга Эдуардовна

подробно рассказывается об определении "Программаная музыка", правильном подборе произведения по психотипу учащегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programnaya_muzyka_v_repertuare.docx31.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

учреждение дополнительного образования детей

Вяземская детская школа искусств

им. А. С. Даргомыжского

Методический доклад на тему:

«Программная музыка в репертуаре детской школы искусств»

                                                     Подготовила: Власова О.Э.

                                                       преподаватель оркестрового отделения

                                      Смоленская область,

                                                   г. Вязьма

содержание

1.1.  Определение программной музыки

 1.2.   Выбор программного произведения соответственно психотипу учащегося

1.3.Этапы работы над программным произведением

Литература

Определение программной музыки

ПРОГРА́ММНАЯ МУ́ЗЫКАhttps://bigenc.ru/img/note.svg род инструментальной музыки; музыкальные произведения, имеющие словесную (нередко стихотворную) программу, конкретизирующую музыкальное содержание. Программой может служить заглавие, указывающее на что-либо вдохновившее композитора; более подробные программы обычно представляют собой лит. сюжет. В П. м. широко применяются звукоизобразительность, конкретизация через жанр.    “Репертуар”-  (фр.  Repertoire,  от  лат.  Repertorium – список, опись) – это совокупность произведений, исполняемых в театре, концерт, которые исполняет музыкант.

  это  совокупность  произведений,  определяющих  субъективную  идейную  направленность,  круг  ценностных  ориентаций,  а  также  технические  возможности  исполнителя,  способного  выражать  свои  идейные  предпочтения,  посредством  исполняемого  комплекса  произведений.

В  таком  определении  понятия  “репертуар”  внимание  акцентируется  как  минимум  на  два  аспекта:

1)характер  содержания  музыки  и  технических  средств  выразительности;

2)субъективные  возможности  исполнителя  как  по  техническим  аспектам  музицирования,  так  и  его  готовности  (или  неготовности) усвоения идейно-образного содержания музыкального произведения. Высокий  репертуарный  уровень  побуждает  к  творческим            поискам  художественных  образов.  А  серый  репертуар,  не           соответствующий  уровню  интеллекта,  снижает  стремление          заниматься  музыкой.    Репертуар  воспитывает  не  сам  по  себе,   он  является  лишь  средством  в  руках  педагога;  от  последнего    зависит,  в  каком  освещении  предстанет  перед  учеником  произведение,  какими путями  пойдет  работа  над  ним,  чему  научится  ученик  в  результате  этой  работы. Программа каждого ученика музыкальная пища растущего организма – должна быть более разнообразной, ученику нужны и легко усваиваемые и требующие больших  усилий произведения.   В  программе  ученика  всегда  должна  быть           хотябы  одна  соответствующая  его  склонностям  пьеса,  которую  он может  хорошо  исполнить  публично,  проявив  себя  с  лучшей  стороны.  Наряду  с  этим  в  работе  должны  быть  и  произведение дающие  возможность  развивать  недостающие  пока  ученику        качества  исполнения,  расширяющие  его  музыкальный  кругозор, воспитывающие  его  вкус,  помогающие  ему  всесторонне              развивать  владение  инструментом. 

Выбор программного произведения соответственно психотипу учащегося

Програмная музыка в репертуаре дши составляет основу педагогического репертуара учащихся. В предлагаемых хрестоматиях и сборниках  множество увлекательных и красочных названий. Для детей образное название вызывает интерес и желание исполнить эту музыку, возбуждает фантазию, творческую инициативу. Подбирая репертуар, педагог должен очень требовательно оценивать пьесы как с позиции художественного вкуса, так и ее полезности для обучающегося. Податливый материал побуждает учащегося фантазировать, Целесообразность изучения той или иной пьесы определяется задачами, которые ставит педагог перед учеником на данном этапе обучения.

 Этапы работы над программным произведением

Принимаясь за работу над программной  пьесой, необходимо совместно с учеником определить сюжетно-драматическую линию развития, обозначить образный круг и исполнительские приемы, при помощи которых эти образы будут воплощаться. Ребенок должен почувствовать себя художником. Раскрытие красочных и изобразительных возможностей сольного инструмента - одна из главных задач при изучении таких пьес. В процессе работы происходит закрепление основных штриховых приемов звукоизвлечения, понимание значения гармонии, динамики, педализации, фразировки, цезур, создание  соответствия создаваемого художественного образа авторскому замыслу при исполнении музыкальных произведений обеспечить применение знаний, умений, навыков (ритмических, звукоизвлечения) при исполнении музыкальных произведений. Особенно это важно на начальном этапе обучения, так как это служит формированию базы, основы для дальнейших занятий музыкой. При работе над программным произведением важно добиться осознанного понимания художественного образа и исполнения музыкальных произведений, применения правильной аппликатуры, фразировки, штрихов, динамики. Обеспечение развития музыкального мышления, воображения, внимания, эмоционального сопереживания музыки,  развитию эстетического вкуса

        

Использованная литература:

  1. Ананьев Б.Г. «Психология чувственного познания»  М. 1960г.
  2. Зеленский А.Б. «Диагностика индивидуальных особенностей»  Киев 1986г.
  3. Теплов Б.Н.  «Психология  музыкальных способностей» Л. 1947г.
  4. Цагарелли Ю. «Концертное выступление как итоговая деятельность» М. 1989г.