методическая разработка "Концертмейстер и психология отношений.

Власова Ольга Эдуардовна

в сообщении дается описание психотипов и взаимотношений между ними. варианты погашения конфликтных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontsertmeyster_i_psihologiya_otnosheniy.docx32.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  Бюджетное Учреждение

Дополнительного Образования

Вяземская школа искусств

им. А.С. Даргомыжского

Методическое сообщение на тему:

«Концертмейстер и психология отношений»

концертмейстер Власова О.Э.

Смоленская область,

 г. Вязьма 2017г.

содержание

Глава 1

1.1.  Психологические аспекты работы концертмейстера

1.2.   Психотипы и коммуникабельность в работе концертмейстера

1.3.    Структурные факторы  стабильных отношений

Глава 2

2.1.    Конфликты и их предупреждения

2.2.    Правила конструктивной критики:

Заключение

Литература

Введение

 Глава 1

1.1.  Психологические аспекты работы концертмейстера

  Мы часто повторяем то, что концертмейстеру нужно быть психологом. Особенно, концертмейстеру, работающему в Детской школе искусств, с детьми. Ведь каждый ребенок - это Вселенная! Со своим типом характера, темперамента, скоростью восприятия и мышления, своей строптивостью и покладистостью, музыкальным талантом и, порой его отсутствием, желанием учиться или снисходительным хождением на музыку в ответ на желание его родителей и так далее. Но мы забыли еще об одной стороне «психологической» медали концертмейстера. Помимо самого ученика на уроке он (концертмейстер) общается и с руководителем, педагогом этого ученика. А ведь педагог также имеет свой характер, темперамент, строптивость или покладистость, разный стаж работы и опыт/порой много меньше концертмейстерского/. И общение с иногда весьма неоднозначными, неординарными, одиозными личностями требует от концертмейстера порой ещё большего таланта психолога. То есть, профессиональное мастерство концертмейстера, включает не только высокий уровень владения исполнительскими и педагогическими навыками и приемами, но и психологическую компетентность, что предполагает знание психологических аспектов профессиональной деятельности и умение применять полученные знания на практике. Концертмейстерство, «сформировавшись как самостоятельный вид деятельности в процессе практики аккомпанирования и художественно-педагогической коррекции ансамбля с певцами или исполнителями-инструменталистами, является удачным примером универсального сочетания в рамках одной профессии элементов мастерства педагога, исполнителя, импровизатора и психолога».

В современных условиях психологическая компетентность концертмейстера важна не меньше, чем его исполнительские и педагогические способности. Опытный, мудрый, спокойный концертмейстер сумеет снять напряжение солиста перед выходом на сцену, найти нужные и правильные слова для настроя и яркого образного исполнения. Высшая похвала концертмейстеру – «мне с вами удобно». Концертмейстеры, приходя на работу в какой-либо класс - к вокалистам, инструменталистам, дирижерам, остаются там, как правило, либо навсегда, либо достаточно долго. Разнообразие специализаций полезно, на мой взгляд, для концертмейстера. Она дает возможность ему расти в своей квалификации, не сидеть в одном репертуаре, испытать ощущение «чистого листа», решать исполнительские новые задачи, разнообразить приемы игры, по-новому слушать и слышать и т. д. Хотя быть корифеем в одной области, конечно, почетно для вас и удобно для специалистов, с которыми вы работаете. Итак, концертмейстер-наставник, концертмейстер-специалист либо «узкого», базирующегося на одном каком-то поприще, либо «широкого профиля» (умелец на се руки). И, наконец, концертмейстер-пианист, исполнитель. Со своей стороны я уверена, что настоящий, «качественный» концертмейстер должен быть концертирующим исполнителем и на сцену выходить не только в роли аккомпаниатора, но и солиста или хотя бы ансамблиста. Исполнительство, бесспорно, помогает пианисту сохранять максимально сильную, высокую, профессиональную форму. Что очень поддерживает и на главном, концертмейстерском поприще.

Концертмейстер обязан быть «полиглотом» в своей области. Тогда спрос на его мастерство будет очень высок. Но кроме умения работать с солистами и знания особенностей работы с разными инструментами (включая голос), есть, как упоминалось выше, особенности работы с преподавателями этих солистов-инструментов, вокалистов и хоровиков. Об этом и поговорим.

Сколько людей, столько и характеров, моделей поведения, общения и работы. И для достижения результата необходимо думать не о себе, как о единственно ценной или бесценной единице, т. к. ты опытен, компетентен, жизненно мудр, грамотен и. т. д., а о дуэте, как показателе творческой единице. И потому, если ты действительно опытен, компетентен, жизненно мудр, грамотен и. т. д., ты будешь искать пути единения и компромисса не только с человеком старше, но и с более молодым, но не менее амбициозным и творчески одаренным коллегой - руководителем коллектива или солиста.

1.2.   Психотипы и коммуникабельность в работе концертмейстера

В практике встречаются очень полярные личности – руководители. Можно назвать некоторые их типы:

1. Самый жесткий и непримиримый тип-тип «диктатора». Личность жесткая, категоричная, признающая только своё «я», рассматривающая концертмейстера как «минусовку»: включил-выключил, играть по щелчку, заканчивать по движению век, своё присутствие обнаруживать только движением пальцев по клавишам, дышать тише и реже, желательно быть немым, но не глухим. Не тот штрих или не там вступил – в итоге словесный шлепок, невзирая на возраст, присутствие учеников и твой статус. Но при всём том, человек-трудоголик, работающий до износа и себя самого и окружающих, до ста процентного результата.

2.Другого типа: общение и коммуникабельность. Для него концертмейстер-второй руководитель, «путеводитель», инструментально ведущий за собой исполнителя. Постоянный обмен мнениями и опытом, доверие к опыту и профессионализму концертмейстера, совместное выстраивание концепций произведений, программы в целом, трактовка целого и частного в работе творческой и педагогической. Уважение концертмейстера как профессионала и человека, прежде всего. Позитивное ощущение жизни, работы, общения с людьми, но без лишних восторгов и эмоций, без перехода рабочего в личное.

3.Безусловный лидер, но мудро признающий ценность вовремя и верно данного совета, хорошего качества исполнения аккомпанемента, прекрасно разбирающийся в задачах фортепианной партии для того или иного произведения, с энтузиазмом и чутким профессионализмом ищущий разные творческие решения в аккомпанементе и в плане колористики звучания фортепиано, в  плане темпов и агогических отклонений, динамики. Корректное поведение, обязательная благодарность концертмейстеру за качественную работу, подчеркиваемая не раз и при учениках, и при коллегах, и при зрительской аудитории.

4.Волевая творческая натура, полностью использующая весь спектр концертмейстерских обязанностей, (умений и навыков, если навыков мало), твори вместе с руководителем: чтение с листа любых фактур аккомпанемента, партитур, транспорт на любой интервал вверх-вниз, изменение аккомпанемента в контексте с образом и содержанием, импровизация на создаваемые музыкальной  ситуации. Использование концертмейстера как «дубль-руководителя». В результате ты умеешь всё, но и работаешь, часто, за всех.

5.Руководитель-авторитет. Всё знает, всё слышит. Принимает к сотрудничеству только «достойных», практически, с его точки зрения, равных. Принимает это как данность и дань его мастерству, авторитету и профессионализму. Корректен, отстранен, допускает обмен мнениями, но делает, в основном, так, как считает сам.

6.Бесценны, также опытные и профессиональные руководители, готовые «вырастить» концертмейстера под себя, либо, скорректировать его стиль игры, точным и метким взглядом определяющие того пианиста, с которым они сработаются и в плане отношений, так как руководитель требователен и принципиален в задачах выполнения тех или иных исполнительских вопросов (и в плане музыкальных предпочтений и вкусов).

7.Если же вам «попался» молодой специалист, будьте тактичны, мягко и корректно подсказывайте ему способы трактовки. Помогайте ему «расти».

Всех вариантов не перечислишь и, главное, не предугадаешь. Важно понять, как общаться с тем или иным типом характера, темперамента, как избежать конфликта и привести сотрудничество к результату. И, пожалуй, с кем это сотрудничество будет более плодотворно, так как, согласитесь, главной целью нашей работы является не трата всех сил на преодоление барьеров в общении, а максимально продуктивное общение, дающее практический, творческий результат и не мешающее достижению этого результата.

Давайте обратимся к психологии. И именно с её помощью каждый постарается понять, как и с кем ему стоит создавать творческие тандемы, приводящие к успеху. Ну, а если судьба поставила вас в жесткие рамки общения с непростым типом личности, используйте эту науку для совершенствования себя, своего умения общаться и находить пути мирного и компромиссного сосуществования со своим непростым «соседом».

Согласитесь, важным аспектом в отношениях двух взрослых людей, в нашем случае, коллег-музыкантов, является такое качество, как совместимость.

 Совместимость — оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных акций. Принято выделять четыре вида совместимости: физическую, психофизиологическую, социально-психологическую и социально-идеологическую.

Физическая совместимость выражается в гармоничном сочетании физических качеств. Нас она интересует в наименьшей степени. Точнее не интересует совсем, так как толкание роялей, перетаскивание хоровых подставок и перенос саксофонов вряд ли приведет к творческому кризису и ссоре, когда у кого-то хватает сил поднять и опустить крышку рояля самостоятельно, а у кого-то их нет.

В основе психофизиологической совместимости лежат особенности анализаторских систем, а также свойства темперамента. Этот вид совместимости предполагает взаимоотношение людей в ходе их совместной акции, при которой чувствительность в пределах той или иной анализаторной системы оказывается решающей. В этом отношении показательна ситуация рассказа Л. Н. Толстого «Слепой и глухой». Предпринятое двумя персонажами рассказа нападение на чужой посев гороха окончилось безрезультатно, так как один не слышал, а другой не видел, и сигналы каждого из них не доходили до другого. Они оказались физиологически несовместимыми. В музыке есть примеры существования людей с потерей слуха и немало людей с потерей зрения, но их совместимость-это уже самостоятельная серьезная тема отдельной методической работы. Мы же касаемся более обыденных вариантов сотрудничества. Одинаковая сенсорная реакция людей на ситуации приводит к быстрому пониманию. Если у кого-то наблюдается более тормозная, медленная реакция, это может вызвать негатив, недовольство партнера.

Еще большее значение в пределах данного вида совместимости имеет темперамент. Исследования и наблюдения свидетельствуют о том, что «пригонка» темпераментов осуществляется по определенным правилам. Доказано, что в общении хорошо совмещаются два неодинаковых темперамента (холерик и флегматик, сангвиник и меланхолик) и плохо уживаются люди с однотипными темпераментами (два холерика). С другой стороны, в работе, требующей подвижности нервной системы от всех ее участников, противоположные темпераменты не пригодны, поскольку не обеспечивают одинакового ритма работы.

Социально-психологическая совместимость предполагает взаимоотношение людей с такими личностными свойствами, которые способствуют успешному выполнению социальных ролей. В этом случае не обязательно сходство характеров, способностей, но обязательна их гармония. Как свидетельствует жизненная практика, контакты устанавливаются быстрее и оказываются прочнее у людей с чертами характера, дополняющими одна другую: один — задиристый, решительный, другой — спокойный, рассудительный, неторопливый. Один — более способный в усвоении знаний, другой — в приобретении двигательных навыков. Сказанное не означает, что в любых случаях совместимыми оказываются лишь люди с противоположными чертами, с несходными способностями и другими свойствами. Совместимость возможна и при сходных темпераментах, но вероятность распада общности в этом случае большая. 

Социально-идеологическая совместимость предполагает общность идейных взглядов, сходство социальных установок и ценностей. Идейное родство, стремление к одним и тем же моральным и эстетическим ценностям сближает людей. Совместимость на социально-идеологической основе можно считать более высокого уровня по сравнению с совместимостью на иных основах. Идейное сходство, совпадение социальных установок как бы перекрывает и интегрирует все другие основания. Физический, психофизиологический и социально-психологический факторы, (если они идут в разрез с социально-идеологическим), могут быть приглушены, и несовместимость на основе этих параметров не будет проявляться. Это обусловлено тем, что коллективное усилие направлено на решение не частных, хотя и групповых, а масштабных задач, стоящих перед большими общностями.

Рассматривая виды совместимости, следует иметь в виду, что они все могут быть представлены в акте конкретного общения, хотя такие случаи крайне редки. Практически же встречается совместимость в пределах одного или двух видов. Например, физическая и психофизиологическая; психофизиологическая и социально-психологическая; социально-психологическая, психофизиологическая и социально-идеологическая и др.

Предположим, что вы работаете с коллегой темперамент, взгляды, моральные устои и эмоциональные реакции которого на первый взгляд полностью устраивают вас. Тем не менее, в жизни нередки ситуации, приводящие к непониманию, неудовольствию, в конечном итоге, к конфликту. И вновь обратимся к психологическим «подсказкам».

Обозначим факторы, вызывающие конфликтную ситуацию. Это могут быть поведенческие факторы - неуместность, грубость, эгоистичность, непредсказуемость. В межличностных отношениях наиболее типичными поведенческими факторами, вызывающими конфликтные ситуации, являются: стремление к превосходству; проявление агрессивности; проявление эгоизма. (Эти качества вы можете отметить в авторитарном, диктаторском, например, типах личности руководителя)

Информационные факторы, которые связаны с неприемлемостью информации для одной из сторон. В качестве информационных факторов могут выступать: неполные и неточные факты; слухи, невольная дезинформация; преждевременная информация, переданная с опозданием; нежелательное обнародование информации(прежде чем поверить-проверьте!).

Факторы отношений - неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами: вклад сторон в отношения, баланс сил в отношениях; важность отношений для каждой из сторон; совместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных и профессиональных целей и личного общения; различия в образовательном уровне, классовые различия; негативный осадок от прошлых конфликтов, уровень доверия и авторитетности (неуверенность поведения и общения молодого коллеги, мнительность у любого вышеназванного типа руководителя).

Ценностные факторы. Это - те принципы, которые провозглашаются или отвергаются, которых мы придерживаемся и которыми мы пренебрегаем, принципы, следования которым другие ожидают от нас, а мы от других: личные системы верований и поведения; традиции; религиозные, культурные, региональные, политические ценности; представления о правильном и неправильном,  плохом и  хорошем  так как данные особенности могут иметь место у любого человека. 

1.3.    Структурные факторы  стабильных отношений

Структурные факторы - относительно стабильные обстоятельства, существующие объективно, независимо от нашего желания, которые невозможно изменить: действующее законодательство, фиксированные даты, возраст, время, доступность техники и других средств, географическое положение (в жесткие рамки объективных обстоятельств могут попасть все и каждый).

Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается тремя группами причин, обусловленными:

1.трудовым процессом;

2.психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя, плохой психологической коммуникацией и т. д.

3.личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью и т. д.

Важным фактором профилактики конфликтов является зрелость партнеров, которая проявляется в умении видеть положительные стороны друг друга, в терпимости к трудным чертам характера, в умении сознательно сглаживать неизбежно возникающие напряженные ситуации. Хорошим стабилизирующим фактором работающим на снятие социально-психологической напряженности могут служить, например, и положительные традиции –общение в неформальной обстановке путем проведения совместного отдыха, в том числе с участием членов семей, обычное чаепитие после концертных выступлений, совместные походы в музеи, на выставки, концерты, конкурсы, изучение и обсуждение статей, художественной литературы и т. д..

 Глава 2

2.1.    Конфликты и их предупреждения

Для грамотного общения важны приемы предупреждения конфликтов:

Умение определить, что общение стало «пред конфликтным», и "вернуться" из пред конфликтной ситуации к нормальному взаимодействию, а не пойти на конфликт. Умение управлять своим текущим психическим состоянием, избегать переутомления, перевозбуждения, тревожности и агрессивности. В общении с окружающими быть внутренне готовым к решению возникающих проблем путем сотрудничества, компромисса, избегания или уступки. Общаться с людьми, проявляя искреннюю заинтересованность в партнере по общению. Умение человека сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов, то есть обладать высокой конфликтоустойчивостью. Не забывать о чувстве юмора. Предконфликтная ситуация, возникает обычно не внезапно, а постепенно. Важно вовремя определить, что эмоциональный накал спора начинает превышать допустимый, и грамотно прекратить его. Признаками обострения спора могут быть мимика, покраснение лица, жесты, содержание, темп и тембр речи. Грамотно прекратить или сгладить спор можно следующими приемами: Сказать, что в чем-то правы Вы, а в чем-то Ваш оппонент. Изменить свою позу в процессе разговора на более открытую и располагающую, результатом будет копирование вашей позы и открытость со стороны партнера. Свести проблему к шутке. Перевести разговор на другую тему. Уступить, если проблема спора не особенно важна для вас.

Сказать, что Вы не успели всесторонне разобраться в проблеме и предложить оппоненту вернуться к ее обсуждению, например, завтра (когда эмоции улягутся). Вы можете (а точнее, должны!) предотвратить конфликт, если имеете понятие и применяете на практике.

Правила бесконфликтного общения: научиться правильно слушать (не перебивать собеседника, не делать поспешных выводов и возражений, не давать непрошенных советов, проявлять заинтересованность, эмпатию и уважение к говорящему);

сначала отвечать на аргументы собеседника, а потом приводить собственные аргументы; выражать свои мысли и чувства в вежливой форме, вести аргументацию корректно по отношению к собеседнику;

 оперировать простыми, ясными, точными понятиями, стремиться к открытому общению, преодолевать барьеры в общении не употреблять слова, действия или бездействие, могущие привести к конфликту, не отвечать конфликтом на конфликт; избегать категоричности, подшучиваний, напоминаний о какой-то проигрышной ситуации;

делать как можно больше благожелательных посылов (все, что поднимает настроение собеседнику: похвала, комплимент, дружеская улыбка, внимание, интерес к личности, уважительное отношение);

учитывать личностные особенности собеседника (особенности восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики);типы темперамента, черты характера;

критиковать конструктивно.

2.2 Правила конструктивной критики:

Избегать несправедливой критики, не критиковать отсутствующих.

Указывая человеку на ошибку, необходимо начать с похвалы и искреннего признания достоинств человека. Сначала следует поговорить о собственных ошибках, а затем критиковать собеседника. Лучше указать на конкретные ошибки, чем говорить общие фразы. Критиковать конкретные действия, а не личность провинившегося. Критикуя важно пояснить, как можно исправить ситуацию. Для предотвращения конфликтов лучше всего начинать с налаживания рабочих отношений. Один из самых успешных способов предотвратить конфликт - разговор, уточняющий роли каждого, вскрытию страхов, недоразумений и предубеждений. Так же важно для предотвращения конфликтов не принимать участия в интригах, сплетнях, не ожидать от коллег совершенства, т. к всем свойственно ошибаться. Вот таковы психологические выкладки, которые помогают анализировать и приводить к положительной доминанте отношения разных личностей. Я не призываю, дотошно выяснять у коллеги его темперамент, идейные предпочтения, вкусы, физическую форму или его IQ. Но знать о факторах профилактики конфликта и способах его предотвращения, а также правилах поведения при возникающем или уже возникшем конфликте, на мой взгляд, полезно каждому. Зная эти закономерности и особенности, можно благополучно или более - менее спокойно, сосуществовать и добиваться высокого качества в совместном труде и с непререкаемыми лидерами, и с беспощадными «диктаторами», и поначалу с неумелыми молодыми специалистами, и с творческими экспериментаторами и новаторами, и, безусловно, с коммуникабельными, общительными, обаятельными, во всех отношениях притягательными коллегами-музыкантами.

Список литературы:

1.Анцунов А. Я., Шипилов А. И. «Конфликтология» М. ЮНИТИ.2009

2.Гришина Н. В. «Психология конфликта» М., С-Птб,2008

3.Кубанцева Е. «Концертмейстерство - музыкальная творческая деятельность».  Музыка в школе№2.С.38-40.

4.Лазаренко Л. А. «Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации».Современные наукоемкие технологии.2008, №1 с.67-68.

5.Маркова А. К. «Психология профессионализма». Изд. Международный гуманитарный фонд «Знание»1996

6.Островская Е. А. «Психологические аспекты деятельности концертмейстера в музыкально-образовательной сфере инструментального исполнительства». Реферат. 2006г. Тамбов

7.Шендерович Е. «В концертмейстерском классе. Размышления педагога». М.: 1996.-204 с. 8.Шендерович Е. «Об искусстве аккомпанемента». Советская музыка, 1969, №4.-С. 92-95.