Виктор Калинников. Цикл «11 детских песен»
Знакомство с произведениями В.Калинникова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v.kalinikov.doc | 63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок
Преподавателей Вяземской ДШИ им. А.С.Даргомыжского
Балашовой О.С.Панченко С.В.
Концертмейстеры: Павлюченкова Ю.В.,
Степанова Е.Г., Романова А.А.
Учащиеся вокального отделения:
Якуненкова Анна 3 кл.,
Журавлёв Игорь 3 кл.,
Павлов Григорий 3 кл.,
Панченко Елизавета 2 кл.
Тема урока: Виктор Калинников. Цикл «11 детских песен»
Цель урока: ознакомить учащихся с творчеством Виктора Калиникова.
Основные задачи:
1. Научить детей чисто петь в унисон.
2. Овладеть необходимым диапазоном, постепенно расширяя его.
3. Развить образное мышление обучающихся.
4. Развить темброво-гармонический слух детей.
5. Воспитать у обучающихся один из важнейших навыков хорового пения – умение слышать не только себя, но и прислушиваться к другим тембрам, голосоведению и фактуре.
Ход урока:
- Краткая биография В.С.Калинникова
- Предпосылки возникновения детских циклов в творчестве русских композиторов.
- Работа над песнями из цикла «11 детских песен» В.С.Калинникова
Виктор Калинников родился в 1870 году в селе Воин Орловской губернии. Он был третьим сыном мелкого чиновника Сергея Федоровича Калинникова. Бедную, но очень общительную и дружную семью Калинниковых характеризовало упорное стремление к образованию, к высокой культуре и особенно к музыкальному искусству. Большое влияние на музыкальное формирование Виктора Калинникова оказал его старший брат Василий Сергеевич, которому он, в сущности, обязан своим образованием.
В 1887 г. брат подготовил Виктора в музыкальное училище.
В 1896 г. Виктор окончил училище с медалью по классу гобоя и композиции и званием свободного художника.
В 1897-1923 г.г. преподавал в Московском синодальном училище.
В 1922-26 г.г. – преподавал в Московской консерватории.
Умер в 1927 году от туберкулеза, как и его брат Василий Калинников.
Музыкальное наследие Виктора Калинникова невелико. Видимо, его интенсивная педагогическая и исполнительская деятельность не оставляла ему досуга для творчества. (Материальные трудности, вероятно, также сыграли в этом свою роль.) Им написано: «Концертная увертюра», 15 хоров a cappella, ряд хоровых обработок народных песен для четырехголосного и двухголосного хоров, детские песни с сопровождением фортепиано, [Наиболее известны из них "Журавель", "Котик", "Тень-потетень", "Курочка и петушок", "Солнышко", "Жавороночек", "Мальчик" (на собственный текст). "Заинька" и др.], несколько духовных хоров. Ему принадлежат переложения для хора некоторых романсов русских композиторов ("Рыцарский романс" Глинки, "Море", "Спящая княжна", "Песня темного леса" Бородина, "Менестрель" Аренского, "Ты взойди, солнце красное" Мусоргского, "Не плачьте над трупами" Черепнина), а также "Марсельезы" и "Интернационала".
Сохранилась статья Калинникова о хоровом пении. Она чрезвычайно интересна потому, что отчетливо характеризует Калинникова как общественного деятеля, увлеченного широкой просветительской работой. Наиболее демократичным видом исполнительства Калинников считает хоровое пение прежде всего потому, что оно пользуется всенародной любовью. Поэтому он горячо выступает за развитие хоровой самодеятельности в стране, указывая на облагораживающее влияние работы в ансамбле, необходимость вырвать хоровое пение a capella из-под влияния церкви, где оно почти исключительно до тех пор культивировалось.
Произведения Виктора Калинникова очень разнообразны. Большинство песен - небольшие, рисующие картины природы. За всеми пейзажами стоит человеческая натура. Мелодика близка к городской, речевой интонации. Для творчества Вик. Калинникова характерна красочность гармонии, альтерации, несовершенные кадансы, секвенции.
Творчество Калинникова глубоко реалистично. Задушевность, элегичность - основные черты его творчества. Очень чуткое восприятие текста. В произведениях Калинникова соблюдается тесная связь музыки и слова. Калинников тщательно выбирает тексты, использует лучшие образцы классиков. Список авторов, на стихи которых писал Калинников очень разнообразный: Пушкин, Бунин, Баратынский, Жуковский, Никитин, Скиталец, Кольцов, Соколов, Федоров, А. Толстой.
В конце 19 века усиливается борьба за массовое обучение детей пению и в методических разработках все чаще высказывается мысль о возможности и необходимости обучения пению всех детей. Пение признается основой формирования музыкальной культуры, что явилось весьма прогрессивной идеей для того времени.
Однако на практике в большинстве школ ситуация оставляла желать лучшего. Отсутствовала система, не учитывались возрастные особенности учащихся, не было надлежащего внимания к задачам эстетического воспитания средствами вокального искусства.
На страницах печати все чаще поднимается вопрос о понимании певческого процесса, о вокальном слухе и о сознательном слуховом контроле учащихся.
С 90-х годов 19 века произошло разделение светского и церковного пения на уроках в учебных заведениях. Однако прогрессивные идеи о массовом обучении пению не могли еще осуществиться, так как в школах того времени не было для этого условий. И в целом в дореволюционной России образование не могло быть массовым. Настоящие знания были доступны лишь детям буржуазии. Народное образование в России оставалось неудовлетворительным. Пение в большинстве школ преподавалось бессистемно, недооценивались важнейшие педагогические требования.
В конце 19 – начале 20 века в литературе критикуются эксплуататорские методы хорового обучения в школе. Появляются протесты против пения детей в церковных хорах, так как во время репетиций и слишком продолжительных служб дети уставали.
Пытаясь решить проблему детского репертуара, крупные музыканты – А.К. Лядов, А.Т. Гречанинов, П.Г. Чесноков, В.С. Калинников – создают сборники детских песен.
Калинников один из первых русских композиторов сочинил циклы детских песен: «Одиннадцать детских песен для унисонного хора с фортепиано», «Десять детских песен для двухголосного хора с фортепиано». К сожалению, лишь незначительная часть песен из этих циклов широко известна учителям музыки и руководителям детских хоровых коллективов. Первый цикл ставит своей целью научить детей чисто петь в унисон, овладеть необходимым диапазоном, постепенно
расширяя его. Тексты к песням были сочинены самим композитором в духе народных прибауток, шуточных картинок, колыбельных. Шуточные, весёлые песни требуют активного, яркого звука, а напевные, спокойные способствуют выработке навыков кантиленного пения. Все песни исполняются в сопровождении фортепиано, но это не аккомпанемент в его традиционном понимании. Фактура сопровождения не дублирует мелодию, а обогащает её, варьируя гармонию. Исполнение этих песен развивает темброво-гармонический слух детей, воспитывает у них один из важнейших навыков хорового пения – умение слышать не только себя, но и прислушиваться к другим тембрам, голосоведению
и фактуре.
«Киска» - грустная песня в сравнительно медленном темпе. Можно поручить ее исполнение дуэту или двум группам хора, что позволит рельефнее подчеркнуть диалог. При пении сольно можно поработать над актерской выразительностью, обратить внимание ребенка на паузы- вздохи, жалующейся киски в конце песни.
Звучит песня «Киска» в исполнении ансамбля, солистка Якуненкова Анна
Нередко развернутая фортепианная партия насыщает гармоническими красками звучание солистов, создает определенную эмоциональную и образную атмосферу, играет важную изобразительную роль. Особенно нужны для начинающих сочинения в куплетно-вариационной форме, в которых основное развитие музыкального материала происходит в партии фортепиано, а дети поют достаточно легкую, все время повторяющуюся мелодию. Так в миниатюре «Тень-тень» за четыре куплета перед слушателями проходит целая вереница зверинных персонажей. И все эти образы остроумно живописует фортепианная партия. Изменчивая, постоянно развивающася, охватывающая огромный звуковой диапазон, с разнообразием ритмических групп и штрихов. Солисту, поющую простейшую мелодию, основанную на устойчивых звуках, остается только гибко следовать за партией сопровождения и с помощью выразительной подачи слова и смены характера звуковедения менять образное наполнение каждого куплета. К таким же куплетно-вариационным формам относятся песни «Козел» и «Курочка».
Звучат песни: «Тень-тень» - исполняет Путинцева Мария, «Козёл» - Якуненкова Анна, «Курочка» - Панченко Елизавета.
«Мишка» и «Царь Картаус» - шуточные песни с сюжетным развитием. Рекомендуются для детей с актерскими способностями, устойчивой интонацией. Трудности могут возникнуть там, где остается только гармоническая поддержка вокальной мелодии. В этих местах детей нередко «сбивает» фортепианная партия.
Звучат песни «Мишка», «Царь Картаус» - исполняет Павлов Григорий
Красивому вокальному пению очень способствуют произведения с распеванием слогов. Один из лучших примеров подобного стиля – прекрасная колыбельная «Котик». Простой напев, состоящий всего из 5 нот в диапазоне квинты, ведет гибкую кружевную мелодию. Слоги распеваются не только на две ноты, но и на три, и, даже, на четыре. Интересно, что гласные буквы в распевах постоянно чередуются: более удобные «а», «я», «о», сменяются на более сложные «у», «е», «и». Роскошная партия фортепиано своим вариационным развитием поддерживает основной напев, придавая ему разнообразное внутреннее и динамическое наполнение, превращая простую колыбельную песню в развернутое музыкальное полотно, в своеобразную лирическую балладу – сказание. Исполнение этого и подобных сочинений непростая задача для детей, но, постепенно совершенствуя свое мастерство, им необходимо научиться протягивать гласные, плавно, без посторонних призвуков соединять их. На начальном этапе в произведениях с распевами начинает «страдать» интонация, поэтому при разучивании эти места можно петь сначала non legato, и лишь затем переходить на кантилену.
Звучит песня «Котик» в исполнении Панченко Елизавета.
«Зайчик» - шуточная, игровая миниатюра, позволяющая увлечь ребенка актерскими задачами. Песня выдержана преимущественно в среднем участке диапазона, но в последней части появляются высокие ноты. Верхние «до» надо атаковать твердо, но не крикливо, чтобы ноты звучали, как можно естественнее, и без напряжения. «Осень» - характер этой песни спокойный, повествовательный. Мелодия не содержит скачков. Фразы длинные, но выдержаны в невысокой тесситуре. Эта песня полезна для работы над пением legato, и для развития дыхания. В песнях «Зайчик» и «Осень» единственное затруднение вызывает синкопированный ритмический рисунок фортепианной партии, который лучше всего можно выучить, отсчитывая про себя паузы.
Звучат песни «Зайчик» в исполнении Путинцевой Марии и «Осень» в исполнении Якуненковой Анны
«Сиротка» - грустная и очень красивая песня, вызывающая у слушателей адекватное восприятие печальных событий, умение сопереживать чужому горю. При работе над песней необходимо, чтобы ребенок не просто голосом отображал его характерные особенности, но и полностью погружался в атмосферу и настроение происходящего. Темп не стоит затягивать, т.к. фразы в песне достаточно длинные и могут утомить дыхание ребенка.
Звучит песня «Сиротка» в исполнении Журавлева Ирогя.
«Звездочки». Слова этой песни знакомы многим по народной мелодии. Исполнявшейся С.Я.Лемешевым в обработке А.В.Александрова («У зори-то, у зореньки…»). В.Калинников написал собственную, авторскую версию, решенную совершенно по-другому – в духе колыбельной. Песня имеет четкую трехчастную форму. В средней части – отклонение в минор. При этом мелодия обаятельна и поэтична. Фразы в верхнем регистре написаны удобно. В паузах перед верхним «ре» можно взять дыхание. Песня публикуется и поется нами в тональности, более удобной для детского голоса, чем оригинальная.
Звучит песня «Звездочки» в исполнении ансамбля учащихся.
Все миниатюры могут исполняться самостоятельно, но гораздо интереснее и полезнее петь их циклом, подготавливая базу для последующего постижения сочинений крупной формы. Каждая миниатюра отмечена своим характером, ярким индивидуальным обликом, неповторимостью, а вместе они представляют пеструю вереницу образов, обладают определенной логикой развития композиционной структуры, захватывающей как певцов, так и слушателей.
В этом году исполнилось 142 года со дня рождения Виктора Калинникова. Сколько музыкальных произведений за этот срок кануло в вечность и стало достоянием лишь истории музыки! Музыка Калинникова не предъявляет претензий ни на открытия в области музыкального языка, ни на необычность общей художественной концепции, ни тем более на внешнюю эффектность. Калинников-композитор с величайшей скромностью "знает свое место". Он пишет лишь о том, что ему совершенно близко, любимо и сердечно прочувствовано, охватывая тот круг образов, где он может быть полностью самим собой – поэтом родной природы, музыкантом, искренно восхищенным красотой русского хорового пения, человеком высокой душевной культуры.
Вывод: учащийся должен
- Владеть чистой интонацией, выразительным певческим звуком, проявлять элементы артистичности при исполнении песен.
- Разбираться в качестве своего звука, уметь анализировать исполнение репертуара.
- научиться петь в ансамбле, слушая друг друга.