открыты урок "Знакомство с кларнетом"

Власова Ольга Эдуардовна

дана иаторическая справка возникновения духового инструмента кларнет, его усовершенствование, применение и роль в оркестровой музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_znakomstvo_s_klarnetom.docx24.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Вяземская ДШИ им. А.С. Даргомыжского

Открытый урок на тему:

«Знакомство с кларнетом»

Преподаватель оркестрового отделения

Власова О.Э.

Смоленская область

 г. Вязьма. 2019г.

Цели урока:

Ознакомление с историей создания кларнета.

Ознакомление с конструкцией и приемами звукоизвлечения инструмента.

Ознакомление

Задачи урока:

Практические

  • Краткая историческая справка об эволюции и дальнейшей модификации инструмента.
  • Популяризация инструмента.

Воспитательные

  • Формирование представления о роли инструмента кларнет в оркестровой музыке.

Образовательные

  • Формирование навыков музицирования на инструменте.

Ход урока:

Вводная часть.

  • Краткое изложение исторической справки об инструменте.
  • Демонстрация составных частей инструмента и их краткая характеристика.
  • Показ музыкальных примеров учащегося оркестрового отделения Авраменко И.

Присутствующие были  ознакомлены с историей возникновения музыкального инструмента Кларнет,  деревянного духового музыкального инструмента с одинарной тростью, изобретёного около 1700 года в Нюрнберге. В музыке, инструмент, активно используется со второй половины XVIII века, применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет обладает тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности. Корпус кларнета in B (а также in A, in C и малых кларнетов in D и in Es) представляет собой длинную прямую цилиндрическую трубку (в отличие, например, от гобоя или саксофона имеющих конический корпус). Материал изготовления - древесина благородного дерева (чёрное дерево Dalbergia melanoxylon или палисандр). Некоторые модели (предназначенные для учебных целей или для любительского музицирования) иногда делают из пластика. В 1930-е годы джазовые музыканты в поисках новых звучаний использовали металлические кларнеты, но такие инструменты не прижились. В то же время, например, в турецкой народной музыке металлический кларнет — один из основных инструментов. В конце XX века, из-за сокращения запасов чёрного дерева, некоторые фирмы стали выпускать кларнеты из смешанных материалов, объединяющие преимущества деревянных и пластиковых инструментов. Например, компания «Buffet Crampon» с 1994 года выпускает инструменты по технологии Green Line из материала, состоящего на 95 % из порошка чёрного дерева и на 5 % — из углепластика. Они обладают теми же акустическими свойствами, что и инструменты из чёрного дерева, кларнеты Green Line намного менее чувствительны к изменениям температуры и влажности, меньше подвержены деформации.

Кларнет состоит из пяти раздельных (основных) частей: 

  • Мундштука и лигатуры;
  • бочонка,
  • верхнего колена, (для левой руки);
  • нижнего колена (для правой руки);
  • раструба.

 Трость (как звукообразующий элемент инструмента, приобретается  отдельно). Все составные части кларнета герметично соединяются между собой (с помощью пробковых колец, слегка смазанных специальной мазью). Иногда корпус кларнета может быть цельным, не разделённым на части вовсе или разделённым только на две части (особенно у малых кларнетов).

Полностью собранный сопрановый кларнет in B в длину составляет около 66 сантиметров.

Мундштук кларнета клювообразной формы часть кларнета, в которую музыкант вдувает воздух. С обратной стороны мундштука на ровной поверхности расположено отверстие, во время игры непрерывно закрываемое и открываемое вибрирующей тростью звукообразующим элементом кларнета. По обе стороны от отверстия находятся так называемые «рельсы» (rails), ответственные за ограничение вибрации трости. Небольшой изгиб в их верхней части в сторону от трости называется «выемкой». Длина выемки, а также расстояние от свободного конца трости до верхушки мундштука («открытость» мундштука) основные характеристики, отличающие мундштуки друг от друга и влияющие на тембр инструмента в целом.  Трость кларнета(язычок) — звукопроизводящая (вибрирующая) часть инструмента, представляющая собой тонкую узкую пластинку, которая изготавливается из особых пород камыша (Arundo donax) или (реже) тростника. Трость прикрепляется к мундштуку с помощью лигатуры (на жаргоне музыкантов — «машинки») — специального металлического, кожаного или пластикового хомутика с двумя винтами (новейшие модели лигатур могут иметь один винт, дающий двунаправленное завинчивание). Срок службы трости зависит от силы вдуваемого потока воздуха, «тяжести» самой трости, силы давления на неё и других факторов. При каждодневных занятиях по два часа в день трость изнашивается приблизительно через две недели. Трость кларнета — хрупкое и тонкое устройство. Для предохранения её от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется Бочонок часть кларнета, ответственная за его настройку. Своё название этот элемент получил из-за внешнего сходства с маленькой бочкой. Слегка выдвигая бочонок из корпуса или вдвигая обратно перед началом игры, можно изменять общий строй кларнета в пределах приблизительно четверти тона.Как правило, кларнетисты запасаются несколькими бочонками разной длины, чтобы иметь возможность приспосабливаться к меняющимся условиям игры (температура, влажность воздуха и т. п.) и диапазону оркестра. Длина бочонка подгоняется к общей длине корпуса инструмента. Верхнее и нижнее колено; Эти части инструмента расположены между бочонком и раструбом. На них находятся звуковые отверстия, кольца и клапаны. Сзади нижнего колена расположена специальная небольшая подставка, опирающаяся на большой палец правой руки, который таким образом поддерживает вес всего инструмента. Остальные пальцы открывают и закрывают отверстия на корпусе инструмента для получения звуков разной высоты. Непосредственно пальцами закрываются и открываются семь отверстий (шесть на лицевой стороне инструмента и одно на обратной), для всех остальных используются клапаны. Элементы клапанного механизма связаны между собой сложной системой осей, рессор, тяг и винтов. Раструб (Изообретение раструба приписывается Якобу Деннеру (1720-е годы)). Эта часть инструмента позволяет извлечь самую низкую ноту (ми малой   октавы) и улучшить интонирование некоторых других низких нот, а также добиться большей точности соотношения между низким и средним регистрами.

Далее на практике было показано, как  правильно обращаться с инструментом - последовательность  сборки и разборки инструмента, а так же положение исполнительского аппарата при игре на инструменте.

В заключении учащимся были продемонстрирован процесс звукоизвлечения на простейших музыкальных примерах: русская народная песня «Во поле береза стояла», М. Глинка Песня. Начальный этап обучения у учащегося проходил на инструменте блокфлейта и при переходе на инструмент кларнет (переход состоялся в пятом классе), ученик испытывает некоторые аппликатурные трудности. Но  благодаря систематическим занятиям в школе и дома, эта проблема отходит на второй план.

Итог: урок прошел достаточно плодотворно, были даны исчерпывающие ответы на возникшие вопросы присутствующих.