методическое сообщение на тему: "Переход с продольной флейты на поперечную.проблемы их решения."

Власова Ольга Эдуардовна

в работе осещены основные направления работы по развитию и совершенствованию работы исполнительского аппарата, исправление ошибок возникающих при переходе с продольной флейты на поперечную. приведены примеры упражнений для укрепления мышц исполнительского аппарата.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Образовательное

Учреждение Дополнительного образования

Вяземская школа искусств

им. А.С. Даргомыжского

Методическое сообщение

На тему: «Переход с продольной флейты на поперечную.

Проблемы и их решение»

Преподаватель оркестрового отделения

Власова О.Э.

Смоленская область.

 г. Вязьма 2018г.

Содержание

Введение.

1.Выбор инструмента на начальный период обучения

  2. Типичные проблемы, которые возникают при переходе на флейту Бёма и некоторые рекомендации по их преодолению.  

3 Звукоизвлечение и амбушюр.

Категории трудностей при переходе с продольной флейты на поперечную

  4.Постановка.

Упражнения  для формирования губного аппарата при переходе с продольной флейты на поперечную флейту.

5.Используемая литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

1.Выбор инструмента на начальный период обучения 

При обучении игре на флейте широко распространена практика  начинать с освоения блокфлейты с последующим переходом на флейту Бёма. Это связано в первую очередь с тем, что в возрасте 6-7 лет, когда дети обычно приходят в музыкальную школу, они физически и физиологически не способны справиться с поперечной флейтой: не хватает длины рук и пальцев, объема легких для полноценного извлечения звука.  Не хватает физических физических сил для того, чтобы сколько-нибудь долгое время удерживать инструмент в нужном положении. Если начать занятия на флейте Бёма до того, как ученик будет физически готов к ним, это вызовет в первую очередь незначительные на первый взгляд, но влекущие за собой многочисленные негативные последствия проблемы с постановкой. Традиционная «правильная постановка» максимально приспособлена для того, чтобы правильно распределить нагрузку, держать в напряжении как можно меньшее количество мышц, освободить сухожилия и распрямить все отделы позвоночника. В случае, когда ребенку приходится справляться с инструментом, который ему «не по росту», это в первую очередь рождает мышечные зажимы в плечах, шее, руках, приводит к искривленному положению позвоночника за счет постоянного разноуровненного положения плеч, к перекошенному амбушюру, к сдавливанию легких и пр.  

Типичные проблемы, которые возникают при переходе на флейту Бёма и некоторые рекомендации по их преодолению.  

1. Звукоизвлечение и амбушюр.

В отличие от блокфлейты, у которой есть мундштук, направляющий воздушный поток и обеспечивающий образование звука, на флейте Бёма с открытым лабиальным отверстием звукоизвлечение зависит исключительно от того, насколько точно правильно сформированная и достаточно сильная воздушная струя будет направлена исполнителем. В связи с этим ученик вынужден овладеть совершенно новыми для него и довольно тонкими двигательными умениями, связанными с координрованными действиями губных и лицевых мышц, которые принято называть термином «амбушюр».  

Основные направления работы по развитию и совершенствованию амбушюра, это:

Развитие силы и выносливости лицевых и губных мышц;

Развитие их гибкости, упругости и подвижности;

Работа над координацией.

Распространенные нарушения амбушюра и способы их устранения:

Малоподвижная верхняя губа: природный недостаток, например, парез лицевого нерва; приобретенные недостатки, например, подрезанная уздечка верхней губы. Исправление  –   имитация свиста; задувание горящей свечи или спички; упражнения на флажолеты Р. Дик и П.-Л. Граф

Искривление амбушюра: амбушюр смещен вследствие врожденных нарушений, например, дефект строения рта, губ, кривые и неровные зубы; в период возрастного формирования и подростковых изменений, передние крупные резцы верхней челюсти могут смещаться, в результате чего струя воздуха меняет направление. Исправление – брекет-система; поиск приспособления.

Отверстие смещено из-за неправильной постановки корпуса и рук. Особенность флейтовой постановки – асимметричность положения. Поэтому правое плечо оказывается ниже левого, и флейта наклонена на губах тоже вправо. Особенно характерно для начальных стадий обучения.  Исправление – обратить внимание учащегося, рекомендовать занятия перед зеркалом.

Слишком большой инструмент для ребенка: преждевременный переход на флейту Бема с блок-флейты или с пикколо. Левым плечом поднимает головку флейты и устанавливает на губах (см. нарушения постановки)

Флейта устанавливается низко, сползает на подбородок. Причина - плохая постановка рук: нет устойчивости флейты на губах, флейта либо наворачивается (в этом случае  закрывается вдувное отверстие), либо наоборот, отворачивается от себя (тогда струя воздуха не попадает на край вдувного отверстия под нужным углом). Исправление –  обратить внимание на позицию рук. Левая рука – изгиб в кисти обязателен, правая рука – поднять выше локоть, и в обеих руках форма ладоней должна имитировать округлость шарика.

Сила и выносливость губных и лицевых мышц заключается в способности выдерживать продолжительную, напряженную, не свойственную им при нормальных физиологических условиях, работу. Это умение мышц принимать  соответствующее положение при извлечении звуков определенной высоты, удерживать его при интонационных изменениях, при внезапном ослаблении звука, при различных динамических оттенках и т.д. Развитая сила и выносливость амбушюра дают стабильность и ровность звукоизвлечения в течение всего исполнения и на всем игровом диапазоне. Гибкость и подвижность губных и лицевых мышц проявляются в способности быстро менять свое напряжение, то есть мгновенно сокращаться и расслабляться. Координация этих мышц заключается в контроле их взаимодействия между собой, а также с языком, игровыми мышцами всего организма и дыханием.

Для развития и укрепления губных и лицевых мышц, особенно на первом этапе  рекомендуется использовать специальную гимнастику.

  1. Упражнение «рыбка». Губы стягиваются к центру, уголки губ «рыбьего рта» происходило без активного участия челюсти, только губами.
  2.  «Фырканье». Губы сначала сжимаются, а потом расслабляются, когда через них проходит струя воздуха. Должен получиться долгий звук вроде «прррррр». Губы должны свободно вибрировать.
  3. Дуть на ладонь, медленно то сжимая, то расширяя отверстие между губ, сквозь которое выходит воздух, контролируя при этом направление и сфокусированность воздушной струи.

2. Постановка.

Все действия человека в повседневной жизни – манера стоять, сидеть, двигать руками и пальцами, – принципиально отличаются от тех двигательных действий, с которыми ему приходится сталкиваться при игре на поперечной флейте. Принципиально иная постановка рук на блокфлейте: прямо перед собой, а не вправо, приподняты гораздо меньше, нет необходимости контролировать взаиморасположение плеч и поворот шеи – также не подготавливает ребенка к новым требованиям.

 Нередко дети бывают не готовы к более-менее длительным статичным физическим нагрузкам с достаточно тяжелым инструментом – блокфлейта гораздо легче по весу. Преодолеть эту проблему могут помочь физические упражнения на укрепление мышц рук: отжимания, подтягивания, упражнения с гантелями – в некоторых случаях рекомендуется посоветовать ученику какое-то время заниматься ими дома. Также в качестве своего рода тренировки на выносливость и выработку стабильности постановки на первоначальном этапе хорошо использовать упражнение «стояние с флейтой». После принятия с помощью педагога (и при возможности желательно перед зеркалом) правильного положения с флейтой в руках, ученик старается замереть и удержаться в этом же положении, не извлекая при этом звука, определенный, заранее обговоренный и засеченный на часах промежуток времени. Начинать можно с минуты, постепенно увеличивая этот временной промежуток. При освоении правильной постановки не следует в спешном порядке навязывать ребенку непривычные движения и ощущения, связанные с новыми, поначалу весьма неудобными для него формами действий и движений. Залог успеха в том, чтобы двигательные ощущения обрели стабильность, и в этом случае двигательные действия ребенка, занимающегося на музыкальном инструменте, не будут входить в принципиальные противоречия с  привычной деятельностью в обыденной жизни. За основу принимается стандартная форма постановки, внешняя модель которой определена спецификой инструмента и человеческого организма. Но каждому человеку присущи те или иные типовые черты строения губ, лицевых мышц, языка, рук; они-то и обусловливают приспособленность организма к игре.

Поэтому ученику при помощи учителя необходимо найти такое взаиморасположение частей тела, которое, являясь физически комфортным, содействовало бы правильному дыханию и звукоизвлечению и обеспечило бы высокое качество исполнения. Главным условием здесь должен явиться принцип естественности, при котором все игровые мышцы находятся в свободном состоянии. Не внешняя их форма, а внутреннее состояние освобожденных мышц всего тела, – основа правильной постановки при игре на духовых инструментах.

Основными факторам, которые определяют направление работы педагога при развитии рациональной постановки, являются:

  • Стандартная форма постановки (общепринятая, сложившаяся в контексте специфики инструмента);
  • Специфика физиологии ученика, не позволяющая применить к нему элементы стандартной постановки (если таковая присутствует).

Перечислим минимум основных общепринятых положений, соответствующих стандартной правильной постановке:

  1. Положение корпуса:  Прямой позвоночник, расстояние между ступнями ног на размер ступни, либо – одна нога впереди другой;
  2. Плечи: Расслабленные и правое плечо слегка ниже левого;
  3. Руки:   Правая: 1 и 2 пальцы в форме кольца (1 под 2-м), ладонь сложена в форме чашки так, чтобы условно могла удержать грецкий орех. Рука в положении «лежащей на полке» (кисть прямая, непрогнутая). Левая: кисть  должна быть согнута примерно под прямым углом (форма ладони аналогична форме ладони правой руки).

С целью исправления неправильной постановки нельзя непосредственно физически воздействовать на положение и состояние мышц ученика (а именно: заставлять его стоять прямо, разворачивать плечи  и пальцы, если новое положение доставляет дискомфорт при игре). Для достижения требуемого результата необходимо для начала найти причину возникновения неправильной постановки и создать такие условия, при которых ученик сам постепенно исправит свою постановку.

Наиболее часто встречающиеся нарушения постановки, их вероятные причины и способы исправления:

Перекос в положении копчика и тазобедренного сустава; наклон корпуса вперед, ссутулившиеся плечи. (Небрежность в самой позиции, при игре стоя (например, опора на правую или левую ногу) и «эмоциональная несдержанность», т.е. излишняя подвижность корпуса при игре. Исправление – постоянный контроль за положением корпуса: развернутые плечи и опора на обе ступни; правильное, опертое дыхание).

Поднятое левое плечо при вдохе или при атаке, или поднятые оба плеча.

Возможные причины: Дыхание высокое, без опоры на диафрагму (в особенности, при ключичном дыхании). Исправление – контроль над дыханием; Возникшая привычка помогать «устанавливать» флейту на губы при помощи поднятого левого плеча, как правило, из-за преждевременного перехода с блок-флейты на флейту Бема, без учета возрастных ограничений (маленький рост, неразвитая конституция). Очень трудноустранимый дефект. Исправление – постоянный контроль над положением корпуса, игра перед зеркалом;

Вытянутая вперед шея или опущенная голова и взгляд «исподлобья». Как результат –  зажим позвонков, не только верхних, но и в области крестца. Возможные причины –  плохое зрение и отказ от ношения очков, учащийся вглядывается в ноты, вытягивая шею. Исправление –   поднять подбородок и максимально развернуть плечи назад, обратить внимание на зрение.

      Зажимы рук:

Правая рука -  зажимы в области кисти и локтевого сгиба; заторможенная подвижность пальцев, в особенности 4 и 5, флейта повернута «на себя», 4 и 5 пальцы не закрывают клапаны, 2-ой задевает дополнительный трельный клапан;

Левая рука -  зажимы и тянущие боли в области кисти и плеча, заторможенность моторики, 4 и 5 пальцы не дотягиваются до клапанов.

Возможные причины: Правая рука: 1 палец вдоль корпуса флейты; пальцы свисают с клапанов (при закрытых резонаторах, при открытых – палец не закрывает клапан); локоть опущен (из-за этого флейта наворачивается «на себя»); кисть под неправильным углом к флейте (правая рука держит флейту, как скрипач – смычок);

Левая рука: кисть не держится в форме чашки, сильно поднят локоть (неустойчивость положения флейты); неправильный угол между кистью и флейтой. Исправление  контроль преподавателем на уроках,  самостоятельные занятия перед зеркалом с постоянным вниманием за соблюдением комплекса правильных положений корпуса, аппликатуры и дыхания. При устранении недостатков постановки необходимо постоянное сконцентрированное внимание педагога и ученика. Для этого при самостоятельных занятиях ученик должен обязательно контролировать свои игровые движения, а также положение рук и корпуса  с помощью зеркала. Помимо контроля правильного положения, работа с зеркалом дает следующий психологический эффект: если исполнитель видит, что он выглядит некрасиво, неестественно, он подсознательно пытается исправить положение, тем самым, стремясь к гармоничной правильной постановке.

Также на постановку может влиять и направление взгляда исполнителя. Если во время исполнения ноты, в которые смотрит ученик, находятся ниже, выше, дальше, левее или правее, чем нужно для прямого расслабленного взгляда, то происходит естественный перекос, который может непосредственно не беспокоить исполнителя, но косвенно стимулировать зажатость и искривление каких-то групп игровых мышц. В свою очередь, правильный взгляд не только позволяет избежать затруднений в постановке, но и исправить уже появившиеся нарушения, например (часто встречаемая ситуация): сутулая спина, шея вытянута вперед, вследствие чего, – зажаты шейные позвонки, зажато горло, искривлен поток воздуха. При обеспечении такого взаимоположения нот и исполнителя, при котором ему придется поднять голову и откинуть ее назад (ноты чуть выше роста и немного ближе, чем удобно смотреть), шейные позвонки, постепенно освобождаясь, выравниваются, обеспечивая раскрепощенность мышц и ровность воздушного потока). Важным показателем правильности постановки является время, в течение которого исполнителю удобно и комфортно находиться в выбранном положении.

3. Дыхание.Несмотря на то, что основными навыками управления дыханием: глубокий вдох «животом», задержка дыхания, конролируемый продолжительный выдох – ученик начинает овладевать уже в период обучения на блокфлейте, с переходом на флейту Бёма к качеству его дыхательных навыков предъявляются уже более строгий требования. Блокфлейта – инструмент, требующий при игре меньшего объема дыхания и меньшего уровня контроля над выдохом, поэтому при переходе на поперечную флейту приходится уделять немало времени и внимания дальнейшему углубленному развитию правильных дыхательных навыков.

У поперечной флейты, единственного из всех духовых инструментов с лабиальным отверстием, нет на пути выдуваемой струи воздуха твердых сопротивляющихся тел (тростей, мундштука), которые способствовали бы экономии и продолжительности выдоха. Кроме того, не весь воздух, выходящий из губ, попадает в лабиальное отверстие головки флейты – некоторая его часть уходит вхолостую. Поэтому «коэффициент полезного действия» у флейты значительно ниже, чем у других духовых инструментов. Проблема утечности дыхания также является актуальной в процессе обучения певцов, что дает основание привлечения методов вокальной педагогики при работе над постановкой исполнительского дыхания.

В исполнительской практике флейтисты, как все духовики, а также  и вокалисты, пользуются грудобрюшным (смешанным) дыханием. Этот тип дыхания отличается работой всех дыхательных мышц, что способствует осуществлению полного, глубокого вдоха, заполнению воздухом легких снизу доверху, и продолжительного активного и управляемого выдоха, являющегося одним из основных условий в образовании и ведении звука.

Правильность постановки исполнительского дыхания существенно влияет на качество звука, легкость его извлечения и ведения. Трудность овладения смешанным исполнительским дыханием объясняется тем, что имеется несколько вариантов взаимодействия дыхательных мышц. Однако не все они ведут к наиболее рациональному вдоху и выдоху.

4. Аппликатура.

Несмотря на общность аппликатуры блокфлейты и флейты Бёма, некоторые ноты берутся совершенно по-другому, и именно с ними обычно возникают проблемы при переходе с одного инструмента на другой. Принципиальное различие состоит в том, что разница между аппликатурой большей части нот первой и второй октавы на блокфлейте берутся с изменением положения большого пальца левой руки, а на флейте Бёма – только с помощью изменения силы выдоха и положения губ. На это также следует обращать внимание учеников.

Способ исправления: постоянный и бдительный контроль педагога и самого ученика над собственной аппликатурой, особенно на первом этапе, до формирования стабильных автоматических мышечных реакций. Отработка сложных и провокационных в аппликатурном отношении мест с помощью многократной игры «переходов» и отдельных тактов пьесы – в медленном темпе, чтобы ученик успевал сознательно контролировать движение своих пальцев.  

Использованная литература

  1. Вопросы методики преподавания в детской музыкальной школе. Сост. Тудоровский А. М., 1965.
  2. Ляховицкая С.С. «Развитие навыков самостоятельности у юных музыкантов». М., 1965.
  3. Назаров И. Т. Психо-физиологический метод изучения музыки. Книга 2, Сущность и основа музыкальной техники. / И.Т. Назаров – 2-е изд. – Петроград: Типография Ю.Я. Римана, 1915.

труба, валторна, тромбон, туба. Но пока что нас больше интересуют не они и оставим их в стороне.

Деревянные духовые инструменты — те, в которых принцип игры основывается на укорочении звучащего столба воздуха путём открывания отверстий, расположенных на корпусе инструмента на определённом расстоянии друг от друга. К ним относятся флейта, кларнет, гобой, саксофон, фагот и так далее.

В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань вместо использования язычка. То есть, это отдельный вид деревянных духовых инструм

Этнические культуры мира переплетаются во временах, проникая друг друга и в нашу жизнь, жизнь каждого. Познайте себя и мир вокруг через другие культуры, проследите корни привычных вещей. Привычные и обыденные вещи превращаются в откровение, когда постигаешь их суть.

Флейта или не флейта? Трудности классификации духовых инструментов.

Рубрики:  

лены из любого материала, например, из металла, пластика. А медные духовые инструменты могут изготовляться не только из меди, но латуни, серебра и… дерева.      

То, что деревянные духовые инструменты могут быть сделаны из меди, а медные духовые инструменты могут изготовляться из дерева, с трудом укладывается в голове. Но достаточно раз и навсегда понять, что это не более чем названия, сложившиеся исторически в связи с тем, что в древности эти инструменты изготовлялись в основном из соответствующих названию материалов, но позже это изменилось, а классификацию менять никто не стал. И принадлежность инструмента стали определять не по материалу, а из металла, но относится к деревянным духовым музыкальным инструментам.

Медные духовые инструменты — те, в которых звуки получаются путём изменения силы вдуваемого потока воздуха или положения губ. К ним относятся, например, труба, валторна, тромбон, туба. Но пока что нас больше интересуют не они и оставим их в стороне.

Деревянные духовые инструменты — те, в которых принцип игры основывается на укорочении звучащего столба воздуха путём открывания отверстий, расположенных на корпусе инструмента на определённом расстоянии друг от друга. К ним относятся флейта, кларнет, гобой, саксофон, фагот и так далее.

В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань вместо использования язычка. То есть, это отдельный вид деревянных духовых инструментов, для

Из выше сказанного важно сделать вывод, что все музыкальные инструменты, которые хоть и похожи внешне на флейту, но не имеют свистка, а звучат иными способами, флейтами не называются.

Оставшиеся музыкальные инструменты являются тростевыми (или иначе называют язычковыми), звук в которых получается за счет колебания «язычка» — некоторой деревянной, металлической или даже пластиковой планки, пластинки, колебание которой вызывается потоком воздуха

 извлекается из трубок со свистками и язычками.

Отметим еще раз, что интересующие нас духовые инструменты

и с этим, можно предложить, хотя и с большой осторожностью, называть все «флейтообразные» внешне инструменты, из которых звук извлекается дыханием, флейтами, на следующих основаниях:

  1. Само слово флейта происходит от латинс
  2. Подразумевать отдельно термин «флейта» как вид деревянного духового инструмента, когда говорится о строгой классификации, и термин «флейта» условно обобщенно для всех инструментов, имеющих характерный внешний вид.
  3. С лингвистической точки зрения, терминология в области бытового, повседневного («наивного») языка обычно имеет более широкое толкование, используется для более широкого поля сущностей, чем эта же терминология в научном языке, специфичном и используемом узким кругом посвящённых. В данном случае это и имеет место. Слово «флейта» оказалось в повседневном значении более широким определением, включая в себя почти все деревянные духовые инструменты, в то время как научный термин выделяет только часть из них. Это особенность присутствует не только в русском, но и во многих других языках.

Например, скрепя сердце, все же можно коротко называть такие инструменты, как

Этнические культуры мира переплетаются во временах, проникая друг друга и в нашу жизнь, жизнь каждого. Познайте себя и мир вокруг через другие культуры, проследите корни привычных вещей. Привычные и обыденные вещи превращаются в откровение, когда постигаешь их суть.

Флейта или не флейта? Трудности классификации духовых инструментов.

Рубрики

2012-03-25

Print Friendly, PDF & Email

Исторически сложилось, что все духовые музыкальные инструменты, то есть те, в которых звук извлекается так или иначе с помощью воздуха, делятся

духовые инструменты вполне могут быть изготовлены из любого материала, например, из металла, пластика. А медные духовые инструменты могут изготовляться не только из меди, но латуни, серебра и… дерева.

То, что деревянные духовые инструменты могут быть сделаны из меди, а медные духовые инструменты могут изготовляться из дерева, с трудом укладывается в голове. Но достаточно раз и навсегда понять, что это не более чем названия, сложившиеся исторически в связи с тем, что в древности эти инструменты изготовлялись в основном из соответствующих названию материалов, но позже это изменилось, а классификацию менять никто не стал. И принадлежность инструмента стали определять не по материалу, а по способу из металла, но относится к деревянным духовым музыкальным инструментам.

Медные духовые инструменты — те, в которых звуки получаются путём изменения силы вдуваемого потока воздуха или положения губ. К ним относятся, например, труба, валторна, тромбон, туба. Но пока что нас больше интересуют не они и оставим их в стороне.

Деревянные духовые инструменты — те, в которых принцип игры основывается на укорочении звучащего столба воздуха путём открывания отверстий, расположенных на корпусе инструмента на определённом расстоянии друг от друга. К ним относятся флейта, кларнет, гобой, саксофон, фагот и так далее.

В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань вместо использования язычка. То есть, это отдельный вид деревянных духовых инстр

        



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Вяземская ДШИ им. А.С. Даргомыжского

Открытый урок на тему:

«Знакомство с кларнетом»

Преподаватель оркестрового отделения

Власова О.Э.

Смоленская область

 г. Вязьма. 2019г.

Цели урока:

Ознакомление с историей создания кларнета.

Ознакомление с конструкцией и приемами звукоизвлечения инструмента.

Ознакомление

Задачи урока:

Практические

  • Краткая историческая справка об эволюции и дальнейшей модификации инструмента.
  • Популяризация инструмента.

Воспитательные

  • Формирование представления о роли инструмента кларнет в оркестровой музыке.

Образовательные

  • Формирование навыков музицирования на инструменте.

Ход урока:

Вводная часть.

  • Краткое изложение исторической справки об инструменте.
  • Демонстрация составных частей инструмента и их краткая характеристика.
  • Показ музыкальных примеров учащегося оркестрового отделения Авраменко И.

Присутствующие были  ознакомлены с историей возникновения музыкального инструмента Кларнет,  деревянного духового музыкального инструмента с одинарной тростью, изобретёного около 1700 года в Нюрнберге. В музыке, инструмент, активно используется со второй половины XVIII века, применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет обладает тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности. Корпус кларнета in B (а также in A, in C и малых кларнетов in D и in Es) представляет собой длинную прямую цилиндрическую трубку (в отличие, например, от гобоя или саксофона имеющих конический корпус). Материал изготовления - древесина благородного дерева (чёрное дерево Dalbergia melanoxylon или палисандр). Некоторые модели (предназначенные для учебных целей или для любительского музицирования) иногда делают из пластика. В 1930-е годы джазовые музыканты в поисках новых звучаний использовали металлические кларнеты, но такие инструменты не прижились. В то же время, например, в турецкой народной музыке металлический кларнет — один из основных инструментов. В конце XX века, из-за сокращения запасов чёрного дерева, некоторые фирмы стали выпускать кларнеты из смешанных материалов, объединяющие преимущества деревянных и пластиковых инструментов. Например, компания «Buffet Crampon» с 1994 года выпускает инструменты по технологии Green Line из материала, состоящего на 95 % из порошка чёрного дерева и на 5 % — из углепластика. Они обладают теми же акустическими свойствами, что и инструменты из чёрного дерева, кларнеты Green Line намного менее чувствительны к изменениям температуры и влажности, меньше подвержены деформации.

Кларнет состоит из пяти раздельных (основных) частей: 

  • Мундштука и лигатуры;
  • бочонка,
  • верхнего колена, (для левой руки);
  • нижнего колена (для правой руки);
  • раструба.

 Трость (как звукообразующий элемент инструмента, приобретается  отдельно). Все составные части кларнета герметично соединяются между собой (с помощью пробковых колец, слегка смазанных специальной мазью). Иногда корпус кларнета может быть цельным, не разделённым на части вовсе или разделённым только на две части (особенно у малых кларнетов).

Полностью собранный сопрановый кларнет in B в длину составляет около 66 сантиметров.

Мундштук кларнета клювообразной формы часть кларнета, в которую музыкант вдувает воздух. С обратной стороны мундштука на ровной поверхности расположено отверстие, во время игры непрерывно закрываемое и открываемое вибрирующей тростью звукообразующим элементом кларнета. По обе стороны от отверстия находятся так называемые «рельсы» (rails), ответственные за ограничение вибрации трости. Небольшой изгиб в их верхней части в сторону от трости называется «выемкой». Длина выемки, а также расстояние от свободного конца трости до верхушки мундштука («открытость» мундштука) основные характеристики, отличающие мундштуки друг от друга и влияющие на тембр инструмента в целом.  Трость кларнета(язычок) — звукопроизводящая (вибрирующая) часть инструмента, представляющая собой тонкую узкую пластинку, которая изготавливается из особых пород камыша (Arundo donax) или (реже) тростника. Трость прикрепляется к мундштуку с помощью лигатуры (на жаргоне музыкантов — «машинки») — специального металлического, кожаного или пластикового хомутика с двумя винтами (новейшие модели лигатур могут иметь один винт, дающий двунаправленное завинчивание). Срок службы трости зависит от силы вдуваемого потока воздуха, «тяжести» самой трости, силы давления на неё и других факторов. При каждодневных занятиях по два часа в день трость изнашивается приблизительно через две недели. Трость кларнета — хрупкое и тонкое устройство. Для предохранения её от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется Бочонок часть кларнета, ответственная за его настройку. Своё название этот элемент получил из-за внешнего сходства с маленькой бочкой. Слегка выдвигая бочонок из корпуса или вдвигая обратно перед началом игры, можно изменять общий строй кларнета в пределах приблизительно четверти тона.Как правило, кларнетисты запасаются несколькими бочонками разной длины, чтобы иметь возможность приспосабливаться к меняющимся условиям игры (температура, влажность воздуха и т. п.) и диапазону оркестра. Длина бочонка подгоняется к общей длине корпуса инструмента. Верхнее и нижнее колено; Эти части инструмента расположены между бочонком и раструбом. На них находятся звуковые отверстия, кольца и клапаны. Сзади нижнего колена расположена специальная небольшая подставка, опирающаяся на большой палец правой руки, который таким образом поддерживает вес всего инструмента. Остальные пальцы открывают и закрывают отверстия на корпусе инструмента для получения звуков разной высоты. Непосредственно пальцами закрываются и открываются семь отверстий (шесть на лицевой стороне инструмента и одно на обратной), для всех остальных используются клапаны. Элементы клапанного механизма связаны между собой сложной системой осей, рессор, тяг и винтов. Раструб (Изообретение раструба приписывается Якобу Деннеру (1720-е годы)). Эта часть инструмента позволяет извлечь самую низкую ноту (ми малой   октавы) и улучшить интонирование некоторых других низких нот, а также добиться большей точности соотношения между низким и средним регистрами.

Далее на практике было показано, как  правильно обращаться с инструментом - последовательность  сборки и разборки инструмента, а так же положение исполнительского аппарата при игре на инструменте.

В заключении учащимся были продемонстрирован процесс звукоизвлечения на простейших музыкальных примерах: русская народная песня «Во поле береза стояла», М. Глинка Песня. Начальный этап обучения у учащегося проходил на инструменте блокфлейта и при переходе на инструмент кларнет (переход состоялся в пятом классе), ученик испытывает некоторые аппликатурные трудности. Но  благодаря систематическим занятиям в школе и дома, эта проблема отходит на второй план.

Итог: урок прошел достаточно плодотворно, были даны исчерпывающие ответы на возникшие вопросы присутствующих.