Профессиональные заболевания пианистов.
Тема рассматривает профессиональные заболевания рук у музыкантов - пианистов и информирует о способах профилактики профзаболевания в сфере музыкального исполнительства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnye_zabolevaniya_pianistov.docx | 59.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» |
Профессиональные заболевания пианистов |
Методический доклад |
Преподаватель: Батюта Елена Алексеевна |
15.09.2020 |
Г. Сафоново, Смоленская обл. |
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение. Цель и задачи………………………………………………………..стр.3
1. Понятие профессионального и производственного заболевания………….стр.4
2. Причины возникновения профессиональных заболеваний.
Их характеристика. Способы профилактики…………………………..стр. 5 - 12
3. К вопросу о воспитании рациональной техники игры………………стр. 13 - 18
Заключение…………………………………………………………………. ….стр. 18
Используемая литература………………………………………………………стр. 19
2
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональные заболевания в музыкальных профессиях встречаются, на самом деле, не так редко, как принято считать.
По данным статистики, во всем мире примерно 90 % музыкантов сталкивались с этой проблемой или имеют профессиональные заболевания. От подобных проблем страдали С.Рахманинов, С. Танеев, Г. Нейгауз, С. Скрябин, А. Тосканини, Д. Шостакович, Я. Флиэр, А. Шмит – Шкловская. Тяжелое заболевание рук заставило ее заняться данной проблемой углубленно, учиться на лекциях профессора по анатомии И. Крыжановского, успешно излечиться и прийти к написанию книги по правильной постановке игрового аппарата юного музыканта, где была разработана гимнастика для музыкантов до игры и за инструментом. От профессиональной болезни рук ужасно страдал Р. Шуман , что заставило его в конечном итоге прекратить игру на рояле и выступления, которые он так любил и сосредоточиться на сочинении музыки. Можно только с трудом представить, как страдал композитор, не имея возможности заниматься любимым делом.
Этот список можно было бы продолжать до бесконечности.
Данная проблема актуально и в наши дни. Скольким мальчикам и девочкам, студентам музыкальных училищ и консерваторий, переигравшим руки и заработавшим профессиональное заболевание, пришлось оставить раз и навсегда выбранную профессию. Для многих это стало крушением надежд.
Таким образом, проблема реальна, она не «высосана из пальца». Любой музыкант и педагог обязан знать о ней, уметь обезопасить себя, как музыканта и своих учеников.
ЦЕЛЬ данной работы – дать характеристику заболеваний рук у профессиональных пианистов.
ЗАДАЧИ – проинформировать о способах профилактики профессиональных заболеваний в сфере музыкального исполнительства.
3
- Понятие профессионального и производственного заболевания.
Профессиональное заболевание – это патологическое состояние, обусловленное длительной работой при вредных условиях труда и связанное с чрезмерным напряжением организма или неблагоприятным воздействием производственных факторов.
Производственные заболевания – это заболевания, которые вызваны воздействием производственных факторов и трудового процесса, а также заболевания, в отношении которых установлена причинная связь с воздействием определенного производственного фактора или процесса и непрофессиональные факторы, вызывающие аналогичные изменения в организме. Отнесение заболевания к профессиональному проводится в соответствии со списком профессиональных заболеваний, утвержденных Минздравом.
Кроме профессиональных, на производстве выделяют группу, которую называют условно производственными заболеваниями. К ним относят болезни, которые не отличаются от обычных болезней. Например, у работников, выполняющих физическую работу в неудовлетворительных условиях, часто возникают заболевания, такие, как радикулит, варикозное расширение сосудов, язва желудка и другие. Если работа требует большого нервно – психического напряжения, то чаще возникают различные неврозы и болезни сердечно – сосудистой системы.
Основным «рабочим инструментом» пианиста, как, в прочем и любого музыканта, являются руки. Переигрывание рук, травмирование мышц, так сказать, «неправильная эксплуатация», ведет к возникновению профессиональных заболеваний и, как следствие, к утрате функциональных навыков и умений. Не лечить их нельзя. Иначе любой музыкант может попросту лишиться основного своего «инструмента». Но лучше все - не допускать проблем с аппаратом, уметь вовремя предотвратить развитие профессиональных заболеваний. Об этом мы тоже обязательно поговорим, как и о видах и типах профессиональных заболеваний.
4
- Причины возникновения профессиональных заболеваний. Их характеристика. Способы профилактики.
Чтобы добиться профессионального статуса в мире музыки, музыканту – исполнителю необходимо заниматься по 5-8 часов ежедневно. Такой труд начинается с раннего возраста и характеризуется многочисленными репетициями, занятиями, выступлениями. Стремление к развитию исполнительской техники подчас приводит музыкантов к профессиональным заболеваниям.
Профессиональная музыкальная деятельность связана с тем, что, играя на клавишном музыкальном инструменте, исполнитель часто принимает неблагожелательные позы (сгорбленная спина, скрюченность тела). Длительное пребывание в вынужденном положении сидя в течение нескольких часов приводит к гипокинезии. Дефицит мышечных нагрузок, уменьшение физических мышечных усилий и замена их статическими в таких подвижных от природы частях тела, как поясничный отдел и шея, приводит к детренированности позвоночного «мышечного корсета», ослаблению рессорной функции мышц. Частые повороты, повторяющиеся движения головы вверх – вниз (ноты – клавиатура) приводят к неврологическим и мышечным болям в спине и шее. На этом фоне усиливается осевая нагрузка на весь позвоночник. Внутридисковое давление в положении сидя с выпрямленной спиной составляет 140 кг., что создает условия для микротравматизации и перегрузки сосудисто – нервного пучка и окружающих тканей. Перегрузки способствуют функционированию мышц в постоянном тонусе. Таким образом, происходит спазм мышц и, как следствие, застойные явления в тканях и болевые ощущения. Постепенно в местах сдавливания возникает воспаление, отек тканей, что приводит к еще большему сдавливанию нерва. После нескольких часов такой работы в статичном положении рук и тела, может начаться покалывание, онемение, дрожь в пальцах, может возникнуть боль в запястье, кисти, локте и даже плече.
Итак, у музыкантов, долго находящихся в статической позе, происходит разбалансировка двигательного аппарата. Крупные мышцы отдыхают, становясь вялыми и аморфными, а мелкие слабые мышцы и связки вынуждены выполнять тяжелую работу. Нарушается осанка, сближаются и смещаются позвонки, воспаляются связки, околосуставные ткани, сухожилия, синовиальные сумки суставов, сами суставы. Возникают растяжения, травмы, мышечный гипертонус, ну и невралгии, защемления нервов; постепенно развиваются неврозы тканей.
5
От функционального перенапряжения при игре на фортепиано может возникнуть ряд заболеваний верхних конечностей - миозит, бурсит, эпиконделит, тендовагинит и ганглия, дискинезия (спазм мышц), периартрит, легаментит ( или болезнь Де Кервена). Они вызывают не только боль, но и ограничивают общую работоспособность пианиста, а иногда требуют даже его переквалификации.
Профессиональных заболеваний музыкантов много: неврологические, костно – мышечные, заболевания сенсорно – моторного характера (сенсорные невропатии), всевозможные двигательные расстройства. Среди профессиональных невралгий преобладают невралгии плечевого сплетения. Часто встречаются невралгии и невромиозиты. Примерно у 15% пианистов от функционального перенапряжения наблюдается сочетание двух или трех форм заболевания. Но я хотела бы обратить большее внимание сегодня именно на болезни рук пианистов.
Часто встречаются такие заболевания рук, которые связаны с перенапряжением: тендовагинит сустава (воспаление сухожилий кисти или запястья) и ганглия. Тендовагинит (диагностировался у Шумана) возникает от большой и длительной нагрузки при игре октав и аккордов. Рука снабжена многочисленными мышцами, сухожилия которых на кисти расположены близко друг от друга. Каждое сухожилие находится в оболочке из эластичной и плотной соединительной ткани. Внутренние поверхности оболочек постоянно орошаются так называемой синовиальной жидкостью. При длительной однообразной работе в этих оболочках иногда создаются условия для воспалительных изменений, которые нарушают нормальную подвижность сухожилий, и приводят к болезненным припухлостям и отекам. Ганглии (шишки)образуются на тыльной стороне, в местах сочленения мелких костей запястья. Жидкость, смазывающая суставные поверхности костей, при чрезмерной работе кисти, усиленно выделяется и скапливается под связками, образуя плотные и часто болезненные шишки. Также наблюдается нарушение со стороны нервно-мышечного аппарата, вызывающие болезненные ощущения в мышцах рук при длительной игре технически сложных произведений.
Боли в мышцах у пианиста могут появиться после длительного перерыва, при усердных занятиях, и без специальной подготовки. При отдыхе такие болевые ощущения исчезают, но как только появляется продолжительное напряжение мышц, особенно если оно сопровождается неправильными игровыми приемами, может нарушиться пианистическое движение. В таком случае можно говорить о профессиональном заболевании, которое требует обязательного специального лечения. Проявляется оно либо в болезненном спастическом напряжении мышц руки, либо наоборот в ее слабости (парезе).
6
Патологические изменения возникают именно тогда, когда играют на фортепиано, другие, не связанные с пианистическими движениями, совершаются свободно. При этом заболевании нет поражения мышц, суставов и нервов. Нарушение движения в руке пианиста является следствием нарушения закономерностей возбудительного и тормозного процесса в центральной нервной системе, при движениях. Тут страдает вся функциональная система, которая отвечает за пианистические движения. Такое болезненное состояние проявляется в двух формах: спастической и паретической. Для первой формы характерно болезненное перенапряжение руки пианиста, которое появляется при игре на фортепиано. Пианист теряет свободу, точность и слитность движений. В дальнейшем усиливающееся перенапряжение в мышцах руки переходит в тоническую судорогу (зажим). При паретической форме во время исполнения в руке пианиста появляется слабость. Которая постепенно возрастает и может проявится дрожанием пальцев. В результате теряется сила и точность движений. Эта форма возникает в результате переутомления, при длительной игре, без перерыва на отдых, с однообразными приемами техники. Мышечная слабость в руке при паретической форме физиологически объясняется тем, что при чрезмерном и длительном раздражении определенных очагов нервной системы, возбуждение превращается в своеобразное стойкое торможение (парабиоз по Введенскому). Поэтому эта форма представляет собой более глубокое нарушение движений. В обоих случаях пианист вынужден прекратить игру, или происходит не контролируемый срыв во время игры.
Эти ошибки могут быть источником профессионального заболевания лишь в том случае, если они часто повторяются и превращаются в приобретенный навык.
Вот несколько примеров этих ошибок:
1. Привычка во время игры держать поднятым плечевой пояс, который вызывает ограниченное движение лопатки и плечевого сустава.
2. Прижатый к туловищу или чрезмерно отведенный локоть, который ограничивает функцию плечевого сустава.
3. Стремление извлечь сильный звук пальцами без достаточного участия верхних звеньев пианистического аппарата.
Все эти три случая ведут к дискоординации в нервных центрах и являются предпосылкой к развитию координационного невроза. Причинами для возникновения являются неправильные методы работы, переутомление и расстройство нервной системы.
Лечение должно быть направленно на восстановление нервной системы и функции больной руки. Здесь показано комплексное лечение – применяются
7
лекарства, физиотерапия, водолечение. Очень важна физическая культура.
Она поднимает общий тонус, налаживает координацию во всем организме и благоприятно влияет на все его функции. Основным условием для успешного лечения является полное прекращение пианистических движений, полный покой на весь срок лечения. Также следует ограничить движения, связанные с больными руками, это или поднятие тяжестей, или все те движения, которые связаны с напряжением. Больная рука у пианиста должна отдыхать. Очень полезны прогулки, бег, прыжки, туризм, плавание. Для восстановления функций рук полезен массаж, он стимулирует кровоток и уменьшает отеки. А также сокращает судороги мышц, известные как триггерные зоны. На стадии восстановления массаж также полезен для общего расслабления и уменьшения напряжения.
Так же есть упражнения, которые желательно выполнять каждый день:
1. Соединить ладони, пальцы прямые отвести как можно дальше назад, на 5 секунд, дальше соединить пальцы в замке, сжимая их – на 5 секунд, повторить 5 раз.
2. Сложить ладонь к ладони. Поочередно разводить парные пальцы и соединять их. 5 движений каждой парой пальцев.
3. Соединить руки в замок и выпрямить пальцы, выгнуть пальцы вниз , выводя запястье наверх, проделать 10 раз.
4. Соединить подушечками большой и указательный палец, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец. Повторить в обратном порядке 5 раз для обеих рук (упр. «клювики»).
5. Соединить руки ладонями перед грудью. Держа пальцы строго вверх , и не разжимая ладоней, медленно опускать кисти ниже уровня талии и вернуться в исходное положение. Повторить 10 раз.
6. Соединить руки ладонями перед грудью. С усилием надавить одной ладонью на другую на 5 секунд. Повторить 10 раз.
Весь лечебный процесс должен проходить под наблюдением врача лечебной физкультуры. А занятия лечебной гимнастикой – под руководством лечебного методиста.
В дальнейшем, когда пианист пройдет курс лечения и восстановит свои движения, можно приступить к занятиям на фортепиано.
Необходимо строго соблюдать режим труда. Начинать играть по 20 – 30 минут в день, в медленном темпе, избегая тех движений, которые вызвали заболевания. Нагрузку увеличивать нужно постепенно, осторожно. На данный период не надо брать сложные в техническом плане произведения, которые требуют однотипных движений и большей силы.
8
Пианисту надо научиться контролировать свои движения и во время исполнения уметь отдыхать, вовремя расслаблять мышцы, это могут быть паузы в произведениях, одноголосная мелодия, в перерыве между произведениями и т.д. В итоге кратковременные периоды отдыха компенсируют тот затрат энергии, сохраняя активность игрового аппарата и здоровье пианиста.
Также очень распространенные заболевания у музыкантов – пианистов – это артриты и артрозы, деформирующие пальцы и кисти. Постоянные движения и напряжения этих частей тела провоцирует развитие воспалительных заболеваний суставных или околосуставных тканей. Это артрит. Пальцы часто краснеют, немеют, плохо сгибаются или разгибаются с болью. Иногда они отекают. Больной чувствует распирающий жар изнутри от воспаления. Воспаление постепенно разрушает хрящевую ткань. Так развивается артроз. Опасное заболевание. Идет по возрастающей деформация суставов. Боль по - началу беспокоит человека только при движении, а в состоянии покоя затихает, покраснения и отеки спадают. Однако подвижность суставов и соединяемых ими костей, ухудшается. Суставы увеличиваются в размерах, на них образуются узлы, шишки. Появляется характерный хруст при совершении любых действий руками. Нарушается мелкая моторика пальцев. Если вовремя не обратиться к специалистам, то все может закончиться плачевно, инвалидностью и невозможностью продолжить музыкальную карьеру как пианист – исполнитель.
В 1895 году Де Кервен описал своеобразное заболевание, известное в настоящее время под несколькими названиями: болезнь де Кервена, стенозирующий тендовагинит, хронический теносивит, стилодит, стенозирующий лигаментит тыльной связки запястья. Последнее является наиболее правильным, но в дальнейшем мы будем пользоваться более кратким и общеизвестным названием – болезнь де Кервена(воспаление сухожилий на большом пальце руки). Клиническая картина болезни де Кервена отчетливо выражена, имеет ряд характерных признаков и весьма существенно отличается от некоторых других заболеваний руки, топографически хотя и близких, но протекающих по-иному. В народе болезнь Де Кервена еще назыкали « болезнь прачек и пианистов».
Заболевание обычно начинается постепенно, развивается медленно, и нередко проходит много дней, а иногда и недель, прежде чем больной обратится к врачу. Время, прошедшее от начала заболевания до первого обращения к врачу, зависит от выраженности болевых ощущений, степени функциональных нарушений, индивидуальной терпеливости больного, характера выполняемой работы и ряда
9
других обстоятельств.
Жалобы больных при болезни де Кервена весьма однообразны и начинаются, прежде всего, с указаний на боль в области дистального отдела предплечья по его лучевому краю или в зоне шиловидного отростка лучевой кости. Больные по-разному описывают характер испытываемых ими болей. В некоторых случаях они отмечают, что боли появляются только во время форсированных, энергичных движениях первого пальца и кисти, в других случаях больные указывают, что давящие движения первого пальца носят постоянный характер. Боли могут распространяться до локтя, плеча, а изредка даже шеи. Очень часто они иррадируют в кончик первого пальца по его разгибательной поверхности. Совсем нередко из-за какого-то неловкого движения во сне появляются сильные боли в руке, и только что уснувший больной просыпается. Само собой разумеется, что неспокойный сон еще больше понижает трудоспособность, делает больного раздражительным. Очень часто больные отмечают, что если в самом начале заболевания они испытывали боли только при форсированном отведении и разгибании первого пальца или при ульнарном отведении кисти (боковое отведение луче – запястного сустава), то в дальнейшем боли стали возникать даже при минимальных отведениях и разгибаниях пальца, а также при совсем незначительном и осторожном отведении кисти.
Некоторые больные из-за боязни возникновения болей при движении пальца и кисти стараются, всеми доступными способами, обездвижить руку (точнее, кисть и пальцы), туго забинтовывают запястье, носят так называемые «напульсники» и т.п. Вскоре после начала заболевания больные не только не могут работать, но, и лишены возможности выполнять привычные домашние дела – чистить картофель, стирать и гладить белье, причесываться, писать письма, отстегивать и застегивать пуговицы и так далее. Если в одних случаях больные лишены возможности производить резкие форсированные движения кистью руки при фиксированном первом пальце (например, при работе молотком, топором, при шлифовке, полировке), то в других – невыполнима работа, требующая движения первого пальца, его отведения (например, подсчет ассигнаций кассиром, игра на рояле). Получается так, что особенно тягостно переносят болезнь де Кервена женщины, что совсем нетрудно объяснить почти неразделенными заботами по ведению домашнего хозяйства. Вслед за болевыми ощущениями больные отмечают припухлость в области шиловидного отростка лучевой кости, которая возникает одновременно с болями или спустя некоторое время.
10
Внимательный осмотр руки дает особенно много при положении кистей рук на ребре с вытянутыми пальцами. Кисти и предплечья касаются при этом стола ульнарным краем и обращены друг к другу ладонями, т.е. находятся одна от другой на расстоянии 10-15 см. У больных, в подавляющем большинстве случаев, легко удается отметить на больной стороне отчетливую припухлость отростка лучевой кости.
При болезни де Кервена нарушается способность удерживать какие-либо предметы при помощи первого пальца. В этом легко убедиться, если предложить больному активно удерживать первым и вторым пальцами обеих рук одновременно какой-либо предмет (карандаш, шпатель, коробок спичек ит.п.). При одновременном потягивании за удерживаемый предмет отчетливо определяется, что больная рука удерживает его с гораздо меньшей силой, чем здоровая. Кроме того, попытка удержать изымаемый объект вызывает сильную боль в области шиловидного отростка лучевой кости.
В настоящее время установлено, что в подавляющем большинстве случаев болезнь де Кервена развивается либо под влиянием травмы, либо под воздействием длительной травматизации, связанной с перенапряжением мышц, сухожилия которых проходят через первый канал тыльной связки запястья.
Еще в 16 веке Монтель писал: «Врачи утверждают, что большой палец – властелин остальных пальцев». Совершенно естественно, что большая функциональная нагрузка, падающая на первый палец, не может не сказаться на напряжении, испытываемом длинной отводящей мышцей и коротким разгибателем, а также их сухожилиями. Работа, связанная с отведением кисти и прежде всего с ульнарным( боковым) отведением, обязательно приводит к напряжению сухожилий длинной отводящей мышцы и короткого разгибателя, к повышенному давлению на стенку первого канала изнутри, к усиленному трению сухожилий о внутреннюю стенку канала. Создается своеобразный процесс, последовательность которого может быть выражена схематически в виде: «трение и давление – асептическое воспаление – рубцевание – стеноз».
Имеются многочисленные указания на значение профессионального фактора в возникновении и развитии болезни де Кервена. Aitktn (1945) считает это заболевание преимущественно профессиональным. Henlon (1949) обращает внимание на то, что болезнь особенно часто встречается у прачек, пианистов, домашних работниц, а также у лиц, длительное время играющих в крокет. Eschle (1924) отметил это заболевание преимущественно у прачек, пианистов, доярок,
11
полевых рабочих, у работающих с большими и тугими ножницами. Reschke считает прачек и грузчиков подверженными болезни де Кервена чаще других. На основании 103 наблюдений Lamphier, G.Crooker (1956) считают болезнь де Кервена типичным профессиональным заболеванием.
Все отечественные авторы, занимавшиеся изучением болезни, обращали внимание на весьма отчетливую связь этого заболевания с профессиональной травматизацией. А.Я.Шнее, Н.Я.Слоним, Б.Селютин, Н.И. Байков и Л.Б.Гольдин указывали на то, что этому заболеванию подвержены столяры, штопальщицы, швеи, пианисты.
Среди наблюдавшихся нами больных преобладали шлифовщики, маляры, пианисты, утюжильщицы, швеи, садчицы и съемщики кирпича, закройщицы. Представителей этих, казалось бы, весьма различных профессий сближает одна весьма существенная черта в их труде – часто повторяющиеся напряженные движения кисти с преобладающим отведением ее в ульнарную сторону, напряженная фиксация первого пальца или его частые стереотипные и напряженные движения. Нам кажется, что бесспорную подверженность женщин болезни Кервена можно объяснить анатомическими предпосылками, а также тем, что большинство женщин, страдающих этой болезнью, работают в тех сферах, что и мужчины, но сверх того выполняют еще большую домашнюю работу, связанную с немалым напряжением.
Как много музыкантов из-за этого недуга вынуждены были расстаться со своей профессией. Как часто даже одаренный, талантливый пианист не может достичь высоты мастерства: сбивчивое, прерывистое дыхание, мучительно неудобные движения сковывают его игру. Многие из них жалуются на боли в руках, спине, запястье. В большинстве случаев профзаболевания рук пианистов – как и недостатки в технике – результат провала какого-то звена в воспитании музыканта (если это не генетическое заболевание опорно – двигательного аппарата). Практика показывает, что дело чаще всего не в так называемой профессиональной непригодности, а в неправильных рабочих приемах.
Человеческая природа несовершенна: музыкальный талант, музыкальные способности, музыкальный слух, пусть даже врожденные, данные от природы, не всегда (вернее – очень редко) сочетаются с хорошим физическим развитием и с прирожденным пианизмом.
12
- К вопросу о воспитании рациональной фортепианной техники
Для воспитания естественной рациональной техники педагог должен уметь анализировать состояние ученика, понимать и чувствовать, что ему мешает, какие движения вызывают неудобства, чтобы вовремя прийти на помощь, - ведь самого ученика его ощущения во время игры не занимают, и он часто не в состоянии заметить возникающее мышечное напряжение.
Сеченов называл мышечные ощущения «темными». Человеку трудно чувствовать состояние своих мыщц. Но для музыканта – исполнителя очень важно чувствовать мышцы. Именно внутреннее мышечное ощущение, связанное со слуховым представлением, и дает возможность управлять своим аппаратом. Между тем, большей частью ученик и учитель заняты внешней формой движения (не случайно движения учеников часто бывают похожи на движения педагогов), что и дает чисто внешний эффект. Передать то или иное мышечное ощущение возможно лишь с помощью непосредственного контакта между рукой ученика и рукой учителя.
Неверные навыки могут развиться по разным причинам. Одна из них – неконтролируемый рефлекс, который может возникнуть у ученика в процессе обучения, причем часто – в самом его начале (например, некоторые дети судорожно цепляются за клавиатуру, поднимают плечи, напрягают спину, шею, мышцы лица). Скрытые напряжения при извлечении звука, если педагог вовремя не обратит на них внимания, могут войти в привычку, стать основой неправильного приема игры. С другой стороны, случается, что сам педагог не всегда понимает некоторые естественные приемы ученика, подсознательно приспосабливающегося к инструменту, и борется с ними (так, например, пружинность некоторые педагоги принимают за зажатость). Иногда ученику с самого начала прививаются нерациональные движения.
«….Доброжелательная и творческая атмосфера в классе способствует более спокойному состоянию ученика, который быстрее исправляет недостатки, больше верит в свои силы, отчего и играет с большим подъемом. Пусть девизом педагога будут слова К.С.Станиславского: «Проще, легче, выше, веселее!»
Показывать приемы нужно в живой и увлекательной форме и так, чтобы ученик сам убедился в их правильности и удобстве на собственных ощущениях. От того, насколько активны его мысль и слух, насколько осознанно он относится к работе, во многом зависит его продвижение. Ясно поставленная цель мобилизует внимание, воспитывает ответственность, самостоятельность, интерес
13
к занятиям.
Главная цель – «не повторить движение», а «найти звук» - метод, который требует активной работы слуха. Поиски звука всегда связывались с поисками определенного тонуса мышц, состояния руки, мускульного ощущения от движения, с помощью которого извлекается данный звук. В итоге такой работы создавалась прочная связь, когда одно только представление о звуковой краске сопровождалось соответствующей настройкой, ощущением в руке. Таким путем, «изнутри наружу», в поисках звука и ощущения, находилась внешняя форма движения. Цель всей работы в области воспитания пианистических навыков – помочь каждому ученику индивидуально приспособиться к инструменту, найти свои удобные ощущения, научиться осознавать и культивировать их в себе.
Педагогу, особенно детскому, очень важно понимать, как устроена костно-мышечная система человека, как она развивается, каковы ее особенности у детей разного возраста. Занимаясь с ребенком в течение длительного времени, необходимо наблюдать за развитием детского организма и вовремя замечать нарушения его функций. В противном случае профессиональное заболевание неминуемо «подстережет» ученика.
В профилактике профессиональных заболеваний пианиста огромная роль принадлежит физическому развитию, правильной постановке дыхания. Гимнастика, как общефизическая, так и дыхательная, должна стать одной из составляющих учебного процесса. Специально подобранные упражнения готовят ребенка к выполнению сложных движений. В чрезвычайно богатой палитре движений пианиста есть как врожденные двигательные автоматизмы, так и приобретенные навыки, выработанные и закрепленные в процессе обучения. Резкое усложнение мышечной работы ребенка может разрушить сложившийся двигательный стереотип, а выработка новых приемов иногда приносит больше вреда, нежели пользы. Большое значение имеет правильный подбор репертуара, который должен соответствовать музыкальным способностям, теоретической подготовке ученика, его двигательным возможностям. Главное – закрепить естественное, свободное, координированное движение рук и туловища, чтобы впоследствии при игре пианист не фиксировал на них сознание. Не спорю – бывают редчайшие случаи врожденного, инстинктивного пианизма. Но они столь, же редки, как и врожденная музыкальная сверходаренность. В повседневной же практике для каждого педагога профилактика профессиональных заболеваний является одной из наиболее важных задач.
14
«Переигранные руки» являются следствием неправильных занятий, неправильных движений. При неправильных движениях руки не расслабляются, не делают выдох, а находятся в постоянном зажатом, жестком состоянии на постоянном вдохе.
К неправильным движениям, приемам и привычкам относятся:
- Сутулая посадка;
- Слишком расхлябанные или слишком зажатые локти;
- Слишком прижатые или слишком отставленные локти;
- Слишком поднятые или слишком опущенные запястья;
- Слишком разболтанные или слишком статичные запястья;
- Высокий замах пальцев;
- Слишком зажатые или слишком расслабленные пальцы;
- Вялые концы пальцев;
- Замена одного действия другим;
- Вместо активной работы запястья, активная работа локтя;
- Вместо правильных точных движений рук, лишние движения корпусом;
- Вместо свободного владения весом, сильное давление;
При правильных движениях руки начинают «дышать» - естественным образом напрягаются, как при вдохе и расслабляются, как при выдохе. Руки становятся свободными, гибкими, они начинают жить!
Но проходит время, и ученик замечает, что от многократных повторений играть становится легче только чуть-чуть. Кроме того, ученик попадает в зависимость от количества часов, проведенных за инструментом – он начинает чувствовать, что, не позанимавшись один день , все приобретенное им за последние дни просто исчезает. В итоге ученик попадает в ловушку – для того, чтобы хоть как-то успешно подготовиться к выступлению, ученику приходится просиживать за инструментом много часов каждый день. Таким образом, неудобные движения рук, которые полностью зажимают и руки, и запястья, и психику ученика, повторяются ежедневно! Естественно, что через определенное время руки зажимаются настолько, что это приводит к болям в мышцах. Руки начинают постепенно болеть и с внутренней стороны, и с внешней.
Особо целеустремленные и упорные ученики продолжают заниматься и в таком состоянии – через боль в руках. В итоге весь этот набор приводит к
15
переигранным рукам: когда ученик не в силах даже просто прикоснуться к клавише, когда пальцы перестают шевелиться, когда поднимается температура.
Любой дискомфорт – следствие нарушения законов построения тела и построения движения. Основной закон – это синергия, равномерное распределение энергии по всем мышцам тела. Даже самое маленькое движение должно быть на основе включенности в движение всех групп мышц тела.
Переигранные руки. Что может быть ужаснее этих красных пятен или шишек на кистях, что может быть ужаснее болевых ощущений в руках? Руки надо беречь. Сделать это не так уж и трудно, гораздо труднее вылечить профессиональное заболевание.
Во-первых, нельзя переигрывать, это еще вреднее, чем недоигрывать! Давайте посмотрим, что нам советуют гениальные пианисты и педагоги.
«Играйте столько, сколько нужно, сколько хочется, сколько позволяют силы!» (Игумнов К.)
«2 часа ежедневно – мало, 3- необходимый минимум, чтобы удержать все нужные умения, 4 часа хорошо двигают вперед, а 5 – вот норма для тех, кто хочет стать пианистом, хоть сколько-нибудь заметным!» (Николаев Л.)
«Если бы каждый знал сколько и как работать, каждый был бы гением! «(Ванда Ландовска).
Для того, чтобы не переиграть руку, нельзя более 15 минут играть громко, нельзя заниматься более 30-40 минут во время болезни, нельзя играть вообще с температурой тела от 37.5 градусов.
Если рука уже переиграна, нужно убрать все нагрузки, тяжести, нужно прекратить занятия вообще. Лечение подскажет врач, но легкий массаж, осуществимый самим человеком, семиминутные ванночки и легкие упражнения не помешают.
Вот небольшой комплекс упражнений подходящий для людей с переигранными руками:
- Включить какую-нибудь тихую музыку и «подирижировать». Это расслабляет мышцы, снимает усталость.
- Руки выставлены вперед, перед лицом, висят в кистях. Сжать в кулак пальцы, не напрягая кисть, задержать 3 секунды, затем расслабить руки и «повиснуть» кистями. Это упражнение укрепляет мышцы пальцев, способствует разряжению напряжения в руках.
16
- Поднять руки высоко вверх, и полностью расслабив, «кинуть» вниз. Это упражнение на расслабление.
- Круговые вращения кисти. Выполнять каждой рукой по отдельности и вместе. Делать легко, без затруднений.
- Поднимите руки вверх. Опустите на уровень глаз. Разведите в стороны. Опустите вниз. Упражнение помогает расслабить и освободить всю руку.
Также пианистам очень важны упражнения для осанки, без которых можно заработать заболевание спины. Упражнения для осанки известны всем, подойдут любые упражнения, так что мы не будем их здесь приводить. Особое внимание обратите на массаж шеи, вся нагрузка (и моральная тоже!) застревает именно там!
Совет от пианистов к пианистам: поиграйте на вашей шее правой рукой (или левой) упражнение №1 Ш. Ганона! Это поможет расслабить мышцы шеи и вернуть им их рабочее состояние, полностью убрав усталость.
Утром делайте зарядку. Делая зарядку, не слишком машите руками, отменяйте силовые упражнения перед концертами, экзаменами, зачетами, сдачами, будьте аккуратны в выборе гимнастики. Рассчитывайте все по своим силам, не делайте невозможного! Малейший избыток к добру не приведет!
Удачи вам, дорогие пианисты, в Ваших трудах, не забывайте о физической культуре и не допускайте профессиональных заболеваний! Помните, что если Вы сбережете руки, не факт, что Вы не забудете про спину!
Болевые ощущения в области спины связаны с эмоциональным состоянием человека. В первую очередь это относится к людям творческих профессий - музыкантам, чья специфика деятельности требует постоянного эмоционального и физического напряжения. Эмоциональное напряжение способно вызвать приступ, идентичный тому, который имел физические причины. Многие люди, страдающие от болей в спине, не понимают, в какой степени их эмоции влияют на их боли.
Музыканты, вынуждены «прислушиваться» к своим ощущениям, быть в постоянной напряженности – ожидании болей в спине и часто больше концентрировать свое внимание на состоянии спины, чем на творческих задачах.
17
Подобная «настороженность» снижает творческий потенциал исполнителя, обедняет эмоциональный настрой. Хронические боли в спине часто провоцируют депрессии. О каком творческом начале и исполнительской свободе может идти речь в подобном случае!
Способ, помогающий снять перенапряжение мышечных групп спины – гимнастические упражнения, которые должны войти в обиход ежедневной деятельности человека, стать постоянным его спутником.
В книге Владимира Мазеля «Музыкант и его руки» рекомендуется система специальных упражнений для музыкантов любой специальности, которая основана на строгом учете двигательных возможностей организма и направлена на формирование постановки корпуса и рук. При воспитании постановки учитывается полная взаимозависимость двигательных действий всех частей корпуса и рук. Система специальных упражнений не преследует двигательно-силовые цели. Этим она отличается от других гимнастик, носящих оздоровительный характер. Ее главная цель – формирование у ученика осознанно управляемых двигательных действий, полностью контролируемых и подвластных его воле. Формируемые на этой основе двигательные действия в дальнейшем будут служить базой для воспитания всех двигательно-игровых навыков музыканта.
- Заключение.
Итак, для предупреждения профзаболеваний важнейшим фактором является правильный режим труда и отдыха. Работа всегда должна грамотно чередоваться с отдыхом.
Подмечено, что большинство людей не умеют отдыхать, даже сидя или лежа. У большинства даже в бездействии мышцы находятся в известном напряжении и, посылая нервные импульсы в мозг, держат его в состоянии возбуждения. Любому исполнителю нужно научиться расслаблять свои мышцы. Для этого ему необходимо использовать каждую минуту отдыха, и не только в перерывах между занятиями, но и при переходе от одной пьесы к другой и даже постараться расслабиться во время пауз. В сумме даже эти кратковременные периоды отдыха компенсируют затрату энергии, сохраняя потенциальную активность игрового аппарата и здоровье музыканта – исполнителя.
18
Используемая литература:
1. А. Шмидт – Шкловская «О воспитании пианистических навыков»
2. Е. Пронькова «Клиника, профилактика и лечение профессиональных заболеваний рук у музыктов»
3. М. Навратия, К. Кадлец, С.Даум «Медицина. Пафотология дыхания»
4. Л. Н. Грацианская, В. Е. Ковшило «Справочник о професснальной патологии»
5. А. Шнайдер «Функциональное состояние кардиореспираторной системы и физическая работоспособность музыкантов различных специальностей »
6. И. Северцова «Профессиональные заболевания пианистов и их лечение»
7. В. Гутерман «Возвращение к творческой жизни. Профессиональные заолевания рук».
8. Гутерман В.А. Возвращение к творческой жизни (Текст)
9. В.А.Гутерман. – М.;Музыка, 1974. – 128 с.
10. Курапова Дина (http://pianalog.ru)
11.Terra-medica.ru/хирургия-рук/29-болезнь – Де Кервена. Httml.
19
19