Здоровьесберегающие технологии.
Создание гармоничной, здоровой личности .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 27.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Вяземская ДШИ им. А.С. Даргомыжского
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: «Здоровьесберегающие
технологии».
Преподаватель
Степанова Е.Г.
План.
1.Здоровье-дар, который теряется от невежества.
2.Какие элементы урока можно использовать как здоровьесберегающие.
3. «Оживлялки» на уроках.
4.Работа с родителями.
5.Литература.
1. Здоровье – дар, который теряется от невежества
Создание гармоничной, здоровой личности – очень трудный, творческий и безграничный процесс.
Здоровье можно считать даром природы. От человека и общества зависит: сохранится, умножится или растратится этот бесценный дар.
По уставу ВОЗ, здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.
Непонимание значимости здоровья, целостного подхода к его восстановлению и поддержанию – признак не только низкой культуры и медицинской неграмотности, но и самый настоящий социальный инфантилизм. Растрачивание здоровья, потребительское отношение к нему, пропаганда «культа болезней» ведут к утрате не только личного, но и общественного богатства. Сохранение и восстановление здоровья, позволяющие улучшить качество жизни и избавиться от заболеваний, в значительной степени определяют не только личное благополучие человека, но и национальную, в том числе экономическую, безопасность страны.
По данным медстатистики недостаточное питание в период беременности увеличивает риск рождения недоношенных и маловесных детей, недостаток йода и фолиевой кислоты на ранних сроках беременности приводит к развитию врожденных пороков. У детей первого года жизни дефицит микронутриентов является одной из причин возникновения железодефицитных анемий (30–50% от общего числа детей соответствующего возраста), пищевой аллергии (20–30 %), рахита, гипотрофий (5–10%). Отчасти такая ситуация обусловлена тем, что до настоящего времени продолжает оставаться актуальной проблема выпуска отечественных специализированных продуктов для детей первого года жизни. Сухие адаптированные молочные смеси российского производства удовлетворяют 43% потребности, жидкие адаптированные смеси –18%, продукты прикорма на зерновой основе – 31%, а мясные консервы –9% потребности.
Не лучше обстоят дела и с питанием школьников. Заболевания желудочно-кишечного тракта занимают первое место в структуре заболеваемости у старшеклассников (до 10–12% школьного возраста). Анемии и болезни обмена веществ выявляются сегодня у 10–15% детей школьного возраста. Около 10% детей имеют низкую массу тела или недостаточный рост, свидетельствующие об остром или хроническом недоедании.
По мнению чиновников, решить проблему здоровья нации можно путем искусственного добавления крайне необходимых микронутриентов в общедоступные и недорогие продукты питания, такие, как соль (добавляют йод) или хлеб (добавляют железо). По данным Роспотребнадзора, в соответствии с постановлениями главного государственного санитарного врача РФ 2003–2004 гг. сегодня в 70% регионов страны налажен выпуск массовых сортов хлеба, обогащенных витаминами и железом, широкое распространение получило производство обогащенных витаминами молочных и жировых продуктов, а также кондитерских изделий.
Однако до сих пор, как признает сам Роспотребнадзор, в состоянии питания населения РФ имеются серьезные отклонения от принципов здорового питания. Дело в том, что организм человека не синтезирует микронутриенты и должен получать их в готовом виде с пищей. Поэтому они должны поступать регулярно, в полном наборе и количествах, соответствующих физиологической потребности человека во все периоды года.
Известно, что уровень здоровья человека, сопряжённый с наличием/отсутствием хронических заболеваний, зависит от многих факторов.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):
здоровье лишь на 10% связано с деятельностью системы здравоохранения (в том числе медикаментозной терапией),
на 20% оно обусловлено наследственными факторами,
на 20% его определяют экологические факторы
и на 50% - образ жизни человека и знание правил Гигиены.
Человек, как саморегулирующаяся система, может регулировать свое состояние; физическое, социальное, психологическое благополучие. Может «навести порядок» в своем организме, в своей жизни. Для того чтобы суметь привести в нормальное гармоничное состояние свой организм и все стороны своей жизни, необходимо владеть системой ЗНАНИЙ.
ЗНАНИЯ необходимы не столько о способах лечения болезней (это задача врача), а о методах устранения причин заболеваний, поддержания, укрепления здоровья и сохранения его на долгие годы.
ЗНАНИЯ эти представляют собой свод правил, основанных наприоритетах Российской академии медицинских наук (РАМН), Минздравсоцразвития РФ и базирующихся на представлениях В.И. Вернадского, В.А. Коптюга, В.П. Казначеева, а также других величайших ученых современности.
Правило 1. Человек неотделим от окружающей его среды обитания.
Основные факторы (составляющие) среды обитания, влияющие на состояние здоровья человека:
- физические (электромагнитное, рентгеновское и другие виды излучений, гравитационная составляющая, температура окружающей среды и т.д.);
- химические (все вещества, с которыми так или иначе контактирует наш организм, в первую очередь, в составе пищи, воздуха и воды);
- биологические (микроорганизмы – вирусы, простейшие, бактерии и т.д.);
- социальные (материальная обеспеченность, семья, окружающие люди, работа, обстановка в стране в целом).
Со всеми этими составляющими среды обитания организм постоянно взаимодействует и вынужден приспосабливаться к их влиянию.
Быть здоровым можно только при условии соответствия состояния внутренней среды организма требованиям, предъявляемым к нему факторами окружающей среды.
Правило 2. Организм способен извлекать пользу из всех составляющих окружающей среды и бороться с негативными её проявлениями только при полноценном обеспечении всех своих физиологических потребностей, активном обмене веществ. Наиболее важными факторами, обеспечивающими само существование живого организма, а также влияющими на возникновение (устранение) нарушений здоровья, являются дыхание, прием пищи и воды. Не менее важный фактор - своевременное и полноценное удаление из внутренней среды организма чужеродных веществ и продуктов обмена.
Правило 3. Любое хроническое заболевание является следствием неспособности организма справиться с действующими на него неблагоприятными факторами. Существующее заболевание само по себе становится неблагоприятным фактором, постоянно влияющим на организм. При этом повышается количество и перечень веществ, которые необходимы организму для того, чтобы успешно бороться с болезнью; повышаются и требования к интенсивности обменных процессов.
Правило 4. Здоровье человека зависит от уровня его образованности, наличия у него знаний о действительных причинах заболеваний и существующих методах борьбы с ними.
- Какие элементы урока можно рассматривать как здоровьсберегающие?
- Темп урока, разнообразие форм работы. Напряженность урока, объём заданий
- Физминутка, смена деятельности, распределение нагрузки
- Физминутка, зарядка для глаз, игры.
а) Что именно составляет здоровьесберегающий элемент в уроке?
- Четкая, логически простроенная структура урока
- Соблюдение гигиенических норм, контроль здоровья учащихся:
- проветривание кабинета,
- контроль осанки учеников,
- соблюдение светового режима,
- гимнастика для глаз,
- соответствующая школьная мебель,
- посадка с учетом зрения и сколиотической осанки.
Что нужно дополнить, ввести в урок, чтобы обеспечить:
а) сохранение физического здоровья ученика?
- пропаганда здорового образа жизни (баннер, фильмы, лекции, дети тоже должны готовиться к данной теме),
- постоянный контроль состояния здоровья учащихся,
- соблюдение всех гигиенических норм,
- регулярность и обязательность физ. минуток,
- проведение физ. минуток с учетом состояния учеников класса (либо релаксация, либо упражнения повышающие тонус),
- регулирование нагрузки: система сдвоенных уроков (с 7 класса),
- уменьшение объёма домашнего задания на выходные.
б) сохранение психологического здоровья ученика?
- чаще улыбаться, использовать юмор на уроках,
- пропаганда здорового образа жизни,
- соблюдение цветовой гаммы в кабинетах,
- создание живого уголка (цветы, рыбки, птички).
- ввести правила, вызывающие приятные ассоциации,
- психологические часы разгрузки,
- коммуникативные игры
в) сохранение физического здоровья учителя:
- учителя и ученики после второго урока пьют чай (исходя из медицинских показаний),
- выкупить абонемент и 1 раз в неделю ходить в сауну, бассейн,
- санаторно-курортное лечение,
- отдыхать в комнате релаксации или комнате отдыха.
г) сохранение психологического здоровья учителя:
- повышение педагогического мастерства,
- изучение возрастной психологии,
- доброжелательное отношение и позитивный настрой,
- изучение здоровьесохраняющих технологий,
- от уровня культуры и психологического состояния учителя зависит психологический комфорт учеников на уроке.
«ОЖИВЛЯЛКИ» учебного процесса для снятия усталости и повышения работоспособности обучающихся
«Оживлялки»- простые интегративные дыхательные, массажные и физические упражнения, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение и усталость в процессе умственных занятий. Вот некоторые из них:
Упражнение 1:
• с силой потереть одну ладонь о другую (10 раз);
• щеки – вверх – вниз (10 раз);
• кончиками пальцев постучать по затылку и макушке (10 раз);
• указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и 3 раза сильно надавить;
• 3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев.
Упражнение 2:
• потянуть вниз мочки ушей (10 раз);
• «хлопание ушами» – четырьмя пальцами прижать уши к щекам и отпустить (10 раз);
• «кручение узелка» – большой палец руки ввести в слуховой проход, указательным пальцем охватить ухо сверху и делать круговые движения (30 секунд).
Работа с родителями.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями (законными представителями). Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровой поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, школа, общественность. Для себя я определила следующие задачи работы с родителями:
- Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей).
- Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
- Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
- Установка на совместную работу с целью решения психолого – педагогических проблем развития ребёнка.
- Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.
- Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье
Критериями сформированных представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни являются:
- - наличие знаний о влиянии гигиены на здоровье человека, которые соответствуют истинным медицинским знаниям;
- - отношение к своему здоровью, выражающееся в желании вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой, спортом; помогать товарищам, близким и другим людям в виде выражения внимания, сочувствия, нравственного поступка;
- - применение полученных знаний о здоровье, культуре спорта, нравственных поступках в жизни.
- - соблюдение правил поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Перспектива:
- Продолжить проведение совместных мероприятий: «Дней Здоровья», праздников, субботников.
- Для обогащения родителей знаниями о ребёнке разработать серию семинаров – практикумов с привлечением специалистов.
- Организовывать новую форму работы с родителями – дни семейных увлечений «Что умею сам – научу детей»
Литература:
- Гунн Г.М., Современные технологии проблемы охраны здоровья.[Текст]: учебное пособие/ Г.М.Гунн. – СПб.2000.- 192с.
2. Картушина М.Ю., Праздники здоровья для детей 5-6 лет. [Текст]: сценарии для ДОУ/ М.Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2010.- 128с.
3. Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья. [Текст]: методическое пособие/ М.Ю. Картушина - Архангельск, 2000.- 108с.
4. Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В., В стране здоровья. [Текст]:программаэколого – биологического воспитания дошкольников/ В.Т. Лободин , А.Д. Федоренко, Г.В. Александрова - М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 80с.
5. Маханева М.Д.С физкультурой дружить – здоровым быть. [Текст]: методическое пособие/ М.Д. Маханева – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 240с.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой, 7.В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6 – е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 208с.