Здоровьесберегающие технологии.

Степанова Елена Геннадьевна

Создание гармоничной, здоровой личности .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx27.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

 дополнительного образования

Вяземская ДШИ им. А.С. Даргомыжского

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема«Здоровьесберегающие

технологии».

Преподаватель

Степанова Е.Г.

План.

1.Здоровье-дар, который теряется от невежества.

2.Какие элементы урока можно использовать как здоровьесберегающие.

3. «Оживлялки» на уроках.

4.Работа с родителями.

5.Литература.

1. Здоровье – дар, который теряется от невежества

 Создание гармоничной, здоровой личности – очень трудный, творческий и безграничный процесс.

Здоровье можно считать даром природы. От человека и общества зависит: сохранится, умножится или растратится этот бесценный дар.

По уставу ВОЗ, здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.

Непонимание значимости здоровья, целостного подхода к его восстановлению и поддержанию – признак не только низкой культуры и медицинской неграмотности, но и самый настоящий социальный инфантилизм. Растрачивание здоровья, потребительское отношение к нему, пропаганда «культа болезней» ведут к утрате не только личного, но и общественного богатства. Сохранение и восстановление здоровья, позволяющие улучшить качество жизни и избавиться от заболеваний, в значительной степени определяют не только личное благополучие человека, но и национальную, в том числе экономическую, безопасность страны.

 

По данным медстатистики недостаточное питание в период беременности увеличивает риск рождения недоношенных и маловесных детей, недостаток йода и фолиевой кислоты на ранних сроках беременности приводит к развитию врожденных пороков. У детей первого года жизни дефицит микронутриентов является одной из причин возникновения железодефицитных анемий (30–50% от общего числа детей соответствующего возраста), пищевой аллергии (20–30 %), рахита, гипотрофий (5–10%). Отчасти такая ситуация обусловлена тем, что до настоящего времени продолжает оставаться актуальной проблема выпуска отечественных специализированных продуктов для детей первого года жизни. Сухие адаптированные молочные смеси российского производства удовлетворяют 43% потребности, жидкие адаптированные смеси –18%, продукты прикорма на зерновой основе – 31%, а мясные консервы –9% потребности.

Не лучше обстоят дела и с питанием школьников. Заболевания желудочно-кишечного тракта занимают первое место в структуре заболеваемости у старшеклассников (до 10–12% школьного возраста). Анемии и болезни обмена веществ выявляются сегодня у 10–15% детей школьного возраста. Около 10% детей имеют низкую массу тела или недостаточный рост, свидетельствующие об остром или хроническом недоедании.

По мнению чиновников, решить проблему здоровья нации можно путем искусственного добавления крайне необходимых микронутриентов в общедоступные и недорогие продукты питания, такие, как соль (добавляют йод) или хлеб (добавляют железо). По данным Роспотребнадзора, в соответствии с постановлениями главного государственного санитарного врача РФ 2003–2004 гг. сегодня в 70% регионов страны налажен выпуск массовых сортов хлеба, обогащенных витаминами и железом, широкое распространение получило производство обогащенных витаминами молочных и жировых продуктов, а также кондитерских изделий.

Однако до сих пор, как признает сам Роспотребнадзор, в состоянии питания населения РФ имеются серьезные отклонения от принципов здорового питания. Дело в том, что организм человека не синтезирует микронутриенты и должен получать их в готовом виде с пищей. Поэтому они должны поступать регулярно, в полном наборе и количествах, соответствующих физиологической потребности человека во все периоды года.

 3. Факторы здоровья (ВОЗ)

 Известно, что уровень здоровья человека, сопряжённый с наличием/отсутствием хронических заболеваний, зависит от многих факторов.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):

здоровье лишь на 10% связано с деятельностью системы здравоохранения (в том числе медикаментозной терапией),

на 20% оно обусловлено наследственными факторами,

на 20% его определяют экологические факторы

и на 50% - образ жизни человека и знание правил Гигиены.

Человек, как саморегулирующаяся система, может регулировать свое состояние; физическое, социальное, психологическое благополучие. Может «навести порядок» в своем организме, в своей жизни. Для того чтобы суметь привести в нормальное гармоничное состояние свой организм и все стороны своей жизни, необходимо владеть системой ЗНАНИЙ.

 4. Правила здоровья

 ЗНАНИЯ необходимы не столько о способах лечения болезней (это задача врача), а о методах устранения причин заболеваний, поддержания, укрепления здоровья и сохранения его на долгие годы.

ЗНАНИЯ эти представляют собой свод правил, основанных наприоритетах Российской академии медицинских наук (РАМН), Минздравсоцразвития РФ и базирующихся на представлениях В.И. Вернадского, В.А. Коптюга, В.П. Казначеева, а также других величайших ученых современности.

 Правило 1. Человек неотделим от окружающей его среды обитания.

Основные факторы (составляющие) среды обитания, влияющие на состояние здоровья человека:

  • физические (электромагнитное, рентгеновское и другие виды излучений, гравитационная составляющая, температура окружающей среды и т.д.);
  • химические (все вещества, с которыми так или иначе контактирует наш организм, в первую очередь, в составе пищи, воздуха и воды);
  • биологические (микроорганизмы – вирусы, простейшие, бактерии и т.д.);
  • социальные (материальная обеспеченность, семья, окружающие люди, работа, обстановка в стране в целом).

Со всеми этими составляющими среды обитания организм постоянно взаимодействует и вынужден приспосабливаться к их влиянию.

Быть здоровым можно только при условии соответствия состояния внутренней среды организма требованиям, предъявляемым к нему факторами окружающей среды.

Правило 2. Организм способен извлекать пользу из всех составляющих окружающей среды и бороться с негативными её проявлениями только при полноценном обеспечении всех своих физиологических потребностей, активном обмене веществ. Наиболее важными факторами, обеспечивающими само существование живого организма, а также влияющими на возникновение (устранение) нарушений здоровья, являются дыхание, прием пищи и воды. Не менее важный фактор - своевременное и полноценное удаление из внутренней среды организма чужеродных веществ и продуктов обмена.

Правило 3. Любое хроническое заболевание является следствием неспособности организма справиться с действующими на него неблагоприятными факторами. Существующее заболевание само по себе становится неблагоприятным фактором, постоянно влияющим на организм. При этом повышается количество и перечень веществ, которые необходимы организму для того, чтобы успешно бороться с болезнью; повышаются и требования к интенсивности обменных процессов.

Правило 4. Здоровье человека зависит от уровня его образованности, наличия у него знаний о действительных причинах заболеваний и существующих методах борьбы с ними.

  1. Какие элементы урока можно рассматривать как здоровьсберегающие?

- Темп урока, разнообразие форм работы. Напряженность урока, объём заданий

- Физминутка, смена деятельности, распределение нагрузки

- Физминутка, зарядка для глаз, игры.

а) Что именно составляет здоровьесберегающий элемент в уроке?

        - Четкая, логически простроенная структура урока

        - Соблюдение гигиенических норм, контроль  здоровья учащихся:

  • проветривание кабинета,
  • контроль осанки учеников,
  • соблюдение светового режима,
  • гимнастика для глаз,
  • соответствующая школьная мебель,
  • посадка с учетом зрения и сколиотической осанки.

Что нужно дополнить, ввести в урок, чтобы обеспечить:

а) сохранение физического здоровья ученика?

  • пропаганда здорового образа жизни (баннер, фильмы, лекции, дети тоже должны готовиться к данной теме),
  • постоянный контроль состояния  здоровья учащихся,
  • соблюдение всех гигиенических норм,
  • регулярность и обязательность физ. минуток,
  • проведение физ. минуток с учетом состояния учеников класса (либо релаксация, либо упражнения  повышающие тонус),
  • регулирование нагрузки: система сдвоенных уроков (с 7 класса),  
  • уменьшение объёма домашнего задания на выходные.

б) сохранение психологического здоровья ученика?

  • чаще улыбаться, использовать юмор на уроках,
  • пропаганда здорового образа жизни,
  • соблюдение цветовой гаммы в кабинетах,
  • создание живого уголка (цветы, рыбки, птички).
  • ввести правила, вызывающие приятные ассоциации,
  • психологические часы разгрузки,
  • коммуникативные игры

        в) сохранение физического здоровья учителя:

  • учителя и ученики после второго урока пьют чай (исходя из медицинских показаний),
  • выкупить абонемент и 1 раз в неделю ходить в сауну, бассейн,
  • санаторно-курортное лечение,
  • отдыхать в комнате релаксации или комнате отдыха.

        г) сохранение  психологического здоровья учителя:

  • повышение педагогического мастерства,
  • изучение возрастной психологии,
  • доброжелательное отношение и позитивный настрой,
  • изучение здоровьесохраняющих технологий,
  • от уровня культуры и психологического состояния учителя зависит психологический комфорт учеников  на уроке.

«ОЖИВЛЯЛКИ» учебного процесса для снятия усталости и повышения работоспособности обучающихся

 «Оживлялки»- простые интегративные дыхательные, массажные и физические упражнения, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение и усталость в процессе умственных занятий. Вот некоторые из них:

Упражнение 1:

• с силой потереть одну ладонь о другую (10 раз);

• щеки – вверх – вниз (10 раз);

• кончиками пальцев постучать по затылку и макушке (10 раз);

• указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и 3 раза сильно надавить;

• 3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев.

Упражнение 2:

• потянуть вниз мочки ушей (10 раз);

• «хлопание ушами» – четырьмя пальцами прижать уши к щекам и отпустить (10 раз);

• «кручение узелка» – большой палец руки ввести в слуховой проход, указательным пальцем охватить ухо сверху и делать круговые движения (30 секунд).

Работа с родителями.

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями (законными представителями). Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровой поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, школа, общественность. Для себя я определила следующие задачи работы с родителями:

  • Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей).
  • Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
  • Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
  • Установка на совместную работу с целью решения психолого – педагогических проблем развития ребёнка.
  • Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.
  • Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье

Критериями сформированных представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни являются:

  • - наличие знаний о влиянии гигиены на здоровье человека, которые соответствуют истинным медицинским знаниям;
  • - отношение к своему здоровью, выражающееся в желании вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой, спортом; помогать товарищам, близким и другим людям в виде выражения внимания, сочувствия, нравственного поступка;
  • - применение полученных знаний о здоровье, культуре спорта, нравственных поступках в жизни.
  • - соблюдение правил поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

Перспектива:

  • Продолжить проведение совместных мероприятий: «Дней Здоровья», праздников, субботников.
  • Для обогащения родителей знаниями о ребёнке разработать серию семинаров – практикумов с привлечением специалистов.
  • Организовывать новую форму работы с родителями – дни семейных увлечений «Что умею сам – научу детей»

Литература:

  1. Гунн Г.М., Современные технологии проблемы охраны здоровья.[Текст]: учебное пособие/ Г.М.Гунн. – СПб.2000.- 192с.
    2. Картушина М.Ю., Праздники здоровья для детей 5-6 лет. [Текст]: сценарии для ДОУ/ М.Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2010.- 128с.
    3. Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья. [Текст]: методическое пособие/ М.Ю. Картушина - Архангельск, 2000.- 108с.
    4. Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В., В стране здоровья. [Текст]:программаэколого – биологического воспитания дошкольников/ В.Т. Лободин , А.Д. Федоренко, Г.В. Александрова - М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 80с.
    5. Маханева М.Д.С физкультурой дружить – здоровым быть. [Текст]: методическое пособие/ М.Д. Маханева – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 240с.
    6. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой, 7.В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6 – е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 208с.