Работа над техникой фортепианной игры
Техника игры на фортепиано представляет собой совокупность умений, навыков и приёмов, с помощью которых достигается выразительное художественное звучание. Виртуозное владение инструментом – это не просто технически грамотное исполнение произведения, но и соблюдение его стилистических особенностей, характера, темпа. Фортепианная техника – это целая система техник, главные компоненты этой системы: крупная техника (аккорды, арпеджио, октавы, двойные ноты); мелкая техника (гаммообразные пассажи, разнообразные мелизмы и репетиции); полифоническая техника (умение играть несколько голосов вместе); артикуляционная техника (правильное исполнение штрихов); техника педализации (искусство применения педалей).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_uluchshit_tehniku_igry_na_fortepiano.docx | 16.22 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ТЕХНИКА ИГРЫ НА ФОРТЕПИАНО. Как улучшить?
Когда речь заходит о фортепианной технике, в виду имеют совокупность практических умений, навыков и особых приемов игры на инструменте, которые музыкант использует для художественного и звукового оформления композиции. Но даже если начинающий пианист все делает правильно, прилежно занимается, и у него вроде бы получается наигрывать узнаваемые произведения, добиться исключительности звучания, отличающей настоящего мастера от множества любителей сложно. Как часто мы бывали свидетелями идеального воспроизведения нот, но не поддавались воздействию игры? С другой стороны, есть совсем юные дарования, первыми аккордами произведения способные захватить воображение окружающих. В чем же дело?
Чтобы ответить на вопрос, нужно усвоить, что техника – это не только набор практических параметров игры, таких как скорость и чистота исполнения. В технике есть одно правило, о котором от упорства и старания сделать как надо исполнители забывают – думайте, прежде чем воспроизвести ноту. Пианист – музыкальный актер. Он должен владеть всеми оттенками звуковой палитры и заставлять мелодию менять свои повороты без приложения видимых усилий. Этой легкости можно добиться только детальным обдумыванием произведения как во время подготовки, так и исполнения.
Молодые пианисты редко обращают внимание на движение и форму рук. Между тем, многие ученики все произведения исполняют в одной манере – динамика и скольжение пальцев одинаковы вне зависимости от звуковой фактуры и темпа мелодии. Приняв стандартную позу в начале игры, кисти ставят заключительный аккорд в том же положении. Движения профессионалов многообразны. Их руки создают рисунок, кажется, что они не успевают касаться клавиш. Какова музыка – таковы и движения. Если композиция медленная, тихая – движение рук мягкое и спокойное. Если звучат величественные мотивы – руки энергичны, кончики пальцев обострены. Динамика пальцев и рук – простая истина, но, как и многие другие приемы техники игры на фортепиано, далеко не всегда она так очевидна преподавателям и начинающим исполнителям.
Вопросу отработки техники следует уделять особое внимание на первых парах обучения, до завершения формирования пианистического аппарата ученика, которое происходит в течение первого года обучения. Для этого нужно использовать специальный инструктивный материал – фортепианные методики упражнений, гаммы, этюды – комплекс, в котором музыкальные и технические задачи органично переплетаются.
Но упражнения – это не столько механическое действие, сколько психический или даже психофизический процесс. Дополнительные тренировки и альтернативные способы развития технической стороны таланта помогут пойти дальше уровня музыкальной школы и стать настоящим пианистом.
Как улучшить технику игры на фортепиано?
У этого вопроса самый очевидный ответ – тренировками. Ниже приведены два компонента, на которые нужно обратить особое внимание.
Легкость игры профессионалов побуждает некомпетентных зрителей и малоопытных исполнителей думать, что движение их пальцев произвольно. Но нужно запомнить – в правильной игре на инструменте нет произвольных движений.
Каждый удар по клавише – результат многочасовых тренировок, осмысления и представления композиции. Весь процесс движения пальцев по клавишам инструмента должен быть продуман и отработан. Пусть скорость игры сначала будет медленной – это нужно, чтобы адаптировать моторику и не делать лишние ошибки. Если играя произведение, Вы попадаете на неправильную ноту, остановитесь и повторите отрывок еще раз, исправив себя. Полностью концентрируйтесь на каждом своем действии, продумывайте все заранее. Вы должны предугадать свою ошибку и не допустить ее.
Развитие физических возможностей пальцев
Скорость перемещения пальцев рук по клавишам инструмента зависит от адаптации мышц и быстроты реакций головного мозга. Если мелкая моторика развита хорошо, адаптация к клавишам и пройдет быстро, но если шнуровка ботинок, и печать на клавиатуре компьютера отнимают у Вас много времени, техника игры на фортепиано тоже не покорится быстро. Кроме того, роль здесь играет и возраст человека – чем младше ученик, тем быстрее его пальцы поддаются тренировке.
Обратите внимание – важна не только скорость перемещения пальцев, но и соблюдение ритма нажатия клавиш. Для тренировки этого компонента игры нужно делать паузы между нажатиями клавиш, при этом ударяя по каждой из них чуть сильнее, чем следует – руки должны привыкнуть к Вашим действиям. Пусть сначала игра будет медленной и громкой, но по мере приобретения практики, Вы сможете прибавлять скорость, и делать нажатие более мягким. Ваша цель – плавное и быстрое скольжение.
Упражнения:
Раскрепощение рук
Учитесь раскрепощать руки. Кисти не должны испытывать напряжение. Чтобы помочь себе на первых этапах используйте плоскость. Положите руки на стол так, чтобы локти оказались прижатыми к поверхности. Максимально высоко поднимите палец и легко ударьте им по столу. Поочередно повторяйте упражнение для обеих рук в течение 5-7 минут. Помните: кисти должны быть расслаблены.
Играйте руками поочередно. Когда Вы задействуете одну руку, на нее возлагается максимально возможная нагрузка, и мышцы работают на полной мощности. Поскольку пальцы рук не задействованы одновременно, не прерывая работу, Вы сокращаете время отдыха между подходами и тренировка проходит быстрее. Кроме того, равномерное распределение нагрузки поможет если не выровнять руки, то быть готовым к более активному использованию обеих кистей. Упражнения для беглости нужно выполнять по несколько подходов длинной в 10-15 минут ежедневно. Тренируйте мелкую моторику на клавиатуре – это отличная возможность применить свой планшет или компьютер для благой цели.
Упражнения с гаммами
Учите и проигрывайте самые частные гаммы в разных тональностях.
Постоянно повторяйте заученные гаммы и доводите их до совершенства. Если Вам нравится какое-то музыкального стиля, тренируйтесь на специфических гаммах выбранного направления. Самое главное – отлаженные движения и чувство клавиатуры.
Мысленно воспроизводите музыкальные композиции
Ориентируясь на нотный текст, проигрывайте мелодию в уме. Сначала будет тяжело составить все произведение сразу, но продолжая тренировки Вы добьетесь результата.
Учитесь у кумиров
Пользуйтесь возможностями сети Интернет. Отберите видеозаписи с игрой наиболее знаменитых пианистов и просматривайте их несколько раз в день. Следите за манерой движений, способами достижения гармонии техники и инструмента.
Достижение успехов в технике игры на фортепиано зависит от Вашего трудолюбия и музыкального ума. Развивая беглость пальцев, не забывайте о связи с произведением, думайте о нем, представляйте свою игру. Владение инструментом – это не только практика навыков, но и содержание композиции, которое задаете Вы сами. Удачи!