Статья "Свирель - это инструмент для творчества, полноценной жизни и интеллектуального развития ребенка"
Музицирование в школе. Свирель
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музицирование в школе. Свирель. Внеурочная деятельность | 79.22 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СВИРЕЛЬ – ЭТО ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА, ПОЛНОЦЕННОЙ ЖИЗНИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
Автор: Кудряшова С.В.
ГБОУ СОШ № 683 Приморского района Санкт-Петербурга
Хотелось бы поделиться своим чувствами и мыслями, опытом работы с детьми на таком всем доступном и замечательном инструменте как Свирель. Немного о себе. Кудряшова Снежана Владимировна. Образование – высшее педагогическое, Мурманский Педагогический институт. Профиль – «Учитель музыки в школе». Работаю учителем музыки с 2006 года. Дополнительно обучаю ребят игре на инструменте во время внеурочной деятельности «Свирель» с 2008 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Дети играют как на простых музыкальных инструментах – на уроках музыки, так и на свирели в кружке. Металлофон, треугольники, колокольчики, ложки, различные шумовые инструменты – все идет в ход, когда в разгаре творческая работа. Можно исполнить даже на ладошках. Мы обучаемся не только играть, но и творить, сочинять. Почему я говорю – «Мы»? Потому что в процессе обучения учитель тоже исследует и творит, вместе с детьми. Полет фантазии – это здорово, а развитие творческого, поэтического сознания – первостепенно важно. Приходят ко мне ребята с первого класса и только по собственному желанию (о кружке я сообщаю им на первом уроке музыки). Для меня, как для педагога, очень значимо (и радостно), что ребенок хочет и стремиться постигать что– то новое, проявлять себя во всем своем многообразии. А то, что наши дети изначально талантливы – это правда! Главное – дать понять ребенку, что принимаешь его таким, каков он есть, что не надо ничего бояться и ни в чем сомневаться (особенно в своих способностях). И тогда ребята «раскрываются» как подснежники, настолько непосредственно, как это умеют делать только дети. Ансамбль обычно состоит из 12-18 человек. За 9-летний стаж моей работы в школе состоялось 2 ансамбля. Мною разработана и составлена программа по внеурочной деятельности кружка «Свирелька», рассчитанная на 4 года обучения игре на свирели. Направление – общекультурное, эстетическое.
Как показывает практика работы в школе, желание ребенка владеть инструментом, поражать окружающих своим талантом, умением передавать свои чувства, мысли, переживания, пересиливает и лень, и усталость и необязательность. Что касается уровня развития музыкального слуха, чувства ритма, дикции, вокально-хоровых навыков, эмоционального восприятия музыкальных произведений любых жанров, то ребята, которые обучаются игре на свирели, значительно отличаются от других детей, легче и быстрее справляются с творческими заданиями разной целенаправленности на обычных уроках музыки. Сравнить легко, так как все посещают мои уроки музыки. И отношение к искусству у свирелистов – другое, более возвышенное, благоговейно - трогательное, более чувственное и проникновенное.
Конечно, не следует забывать, что обучающиеся – младшие школьники, поэтому на занятиях я практикую быструю и разнообразную смену деятельности: художественное движение (например – русские народные песни - танцы – почему бы не завести хоровод?), музыкальные игры (в частности и при распевании), теория и практика преподаются тоже с элементами игры – песни о нотках и нотном стане, ладах, музыкальных приемах игры на свирели (Forte – piano, legato – non legato, передувание и др.). В результате такого подхода к обучению мы достигаем две цели: 1 – это высокий уровень работоспособности и усидчивости, 2 – душевный, «домашний» эмоциональный настрой на работу на занятии. С самого первого урока я стараюсь объяснить детям, что чтобы достичь какой-то цели – в данном случае – научиться играть на инструменте, стать настоящим музыкантом – необходимо много трудиться, прилагать максимум собственных усилий. Я для них – наставник, партнер по творческим проектам, друг. Например, тема третьего занятия 1-го года обучения по моей программе звучит так – «Легко ли стать музыкантом?». Дети самостоятельно решают проблему путем рассуждения и обсуждения разных аспектов этого вопроса - и приходят к выводу, что задача - то непростая, сложная. «Что же нам делать?» - спрашиваю я. «Будем трудиться!» - отвечают ребята. Разумеется, нелегко сразу, с самого начала объединить в ансамбль, коллектив эту веселую команду индивидуальностей. Тем более что с первых занятий необходима работа с каждым в отдельности – постановка руки, координация, мелкая моторика, технические сложности исполнения на свирели. Но, постепенно, от занятия к занятию, мы усложняем свои задачи и терпеливо добиваемся коллективного объединения. Такие музыкальные термины, как: «соло, дуэт, трио, квартет, вокально-инструментальный ансамбль, хор, оркестр, импровизация, кантилена, канон, двухголосие и другие», ребята знают и оперируют ими свободно. Гордо называться ансамблем «Свирелька» - это наша общая цель. Поэтому трудностей с объяснениями ответственности за общее дело не возникает. Каждый из них чувствует, понимает и знает свои обязанности в кругу единомышленников при достижении общей цели – исполнить, пусть пока не виртуозно, но максимально на высоком уровне то или иное произведение искусства.
Еще один немаловажный аспект важности обучения игре на свирели – оздоровление. Я использую при своей работе упражнения на дыхание, песни доктора Лазарева, дыхательную гимнастику А.Н.Стрельниковой, пальчиковую гимнастику. Учителя начальных классов, которые приводят ко мне на уроки музыки детей, знают о пользе моих занятий в кружке. Поэтому, проводя в своих классах собрания, рассказывают родителям о кружке «Свирелька». Многие папы и мамы обращаются за разъяснениями. Я рассказываю им о важности глубокой вентиляции органов дыхания при пении и игре на свирели и, вследствие этого, насыщении крови кислородом. Это напрямую связано как с оздоровлением организма ребенка, так и более активной работой его мозга, что благотворно влияет на развитие интеллекта. Активная задейственность лор – органов: носоглотки, гортани и других способствует улучшению состояния здоровья детей с такими заболеваниями, как хронические отиты, синуситы и многие другие, а также – различные заболевания легких, астма. Распевание, вокал, пение – неотъемлемая часть моих занятий в кружке. Каждую песню мы сначала исполняем вокально, а затем инструментально. Это позволяет избежать многих технических сложностей в исполнении музыкального произведения. Один из методов моей работы – «от простого – к более сложному». Поэтому 1 год обучения – это донотный период по цифровой системе, а 2-4 года обучения – это изучение нотной грамоты в рамках необходимости при игре на свирели и работа по общепринятой линейной нотации.
В самом начале обучения необходимо психологически настроить ребят на выступление перед публикой. Быть артистом – непросто. Выход на сцену требует серьезного эмоционального настроя, так как главная задача исполнителя – это не только правильная техника исполнения, а еще и передача духовного, чувственного, эмоционального содержания того произведения, которое ты исполняешь. Задача не из легких! Но! Мы же учимся! Поэтому первые свои концерты организуем для самых благодарных и, несомненно, любящих нас слушателей – для родителей. Следующий этап – выступление перед одноклассниками на уроках и различных классных мероприятиях, тем более что многие произведения, которые играют свирелисты, совпадают с программными по предмету Музыка. В дальнейшем ансамбль «Свирелька» выступает на всех общешкольных праздниках и концертах: «Посвящение в первоклассники», «День Учителя», «Прощание с азбукой» и др., тематических праздниках – «Рождество», «Масленница» и т.п. Сейчас, например, у нас запланировано выступление на хоровом фестивале, посвященном 70-летию Победы в ВОВ, который будет проводиться в нашем городе. У нас получился ВИА – вокально-инструментальный ансамбль - третьеклассники вокально, свирелисты инструментально исполнят военную песню «В землянке».
Исходя из вышеизложенного можно заметить, что исполнительский репертуар ансамбля очень разнообразен. Начинаем мы работу с русско-народного цикла песен, запланированных в моей программе. Мудрое наследие заложено в русских народных песнях, поэтому знакомство с музыкальным искусством исполнения необходимо начинать именно с них. К тому же они легки в исполнении. Детская популярная музыка, эстрадная музыка, детские песни на английском языке (в помощь учителям-языковедам), военные песни, классические произведения, джазовые обработки мелодий – все входит в наш репертуар. При выборе того или иного произведения я руководствуюсь прежде всего пожеланиями ребят, предоставляю возможность самостоятельно выбрать то, что они будут исполнять.
Подбор репертуара, пожалуй, является единственной сложностью в моей работе с детьми в кружке. Известно, что звуковой диапазон свирели не очень велик, тональность – соль мажор. Фа-диез второй октавы мы поем с трудом, особенно в первом классе. Поэтому выбираем и подбираем произведения для исполнения очень тщательно. Родители всегда готовы помочь – найти фонограмму или записать аккордовую аранжировку из интернета той или иной песни. Я очень рада и благодарна им за это. Когда же меня начинают благодарить за мою работу, я всегда отвечаю: «Спасибо вам за ваших детей!» На все концерты родители обычно приходят с младшими братишками и сестренками моих учеников и уже просят взять их на обучение. Одна моя бывшая ученица, которая теперь учится в музыкальной школе по классу гитары, привела в кружок «Свирелька» свою младшую сестру. Самый запомнившийся и значимый для меня отзыв: «Я не думала, что мой сын может так играть и петь. Очень удивлена и благодарна Вам за ваш труд».
Мне радостно, что стремление к познанию музыкальной культуры не угасает. Ведь музыка – это сама жизнь. Все, что окружает нас в повседневной жизни – все те чувства, эмоции, переживания, события, ситуации, которые мы испытываем в себе и на себе каждый день – все это есть в музыке. Каждый миг – это мимолетность как у С.С. Прокофьева. А сколько нравственных, эстетических и этических, моральных и ценностных аспектов в музыкальных произведениях. Уроки музыки – это уроки жизни! А умение музицировать на инструменте – это значит уметь управлять своими чувствами и эмоциями, настроением и действием, своей жизнью. Не плыть по течению, а идти главной дорогой жизни, которую выбираешь ты сам! Мне бы хотелось, чтобы в нашем обществе было больше таких людей – целеустремленных, интеллектуально высокоразвитых, здоровых и счастливых. Необходимо возрождать в обществе трепетное, благоговейное отношение к музыкальному искусству в целом. И начинать это делать нужно с детства. Культура поведения, культура общения, культура слушания и восприятия музыки в нашем обществе и в будущем и в настоящем – все это, в сущности, зависит от нас. Поэтому обращаюсь к учителям музыки: «Не говорите шаблонными фразами, не ставьте себя в примитивные рамки обыденного, не бойтесь творить, «отпустите» себя как учителя, человека, и тогда и вы и ваши ученики будете получать удовольствие от совместной работы по достижению знаний, умений и навыков». Всегда в России, во все времена знание музыкального искусства, музицирование было неотъемлемой частью блестящего образования человека. Давайте научим наших детей уметь разбираться в музыкальном искусстве и в жизни! Удачи!