Конспект урока по музыке для 4 класса
Раздел: "Музыка мира сквозь "призму" русской классики" Подраздел: "Интонационные особенности народной музыки мира в творчестве русских композиторов" Тема урока: "Традиционное обращение русских композиторов -классиков к музыке других народов. Русские в Италии. П.И. Чайковский - "Итальянское каприччио" Разработано учителем музыки Кудряшовой С.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по музыке. 4 класс. Программа 21 век | 27.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема четверти: «Музыка мира сквозь «призму» русской классики».
Тема урока: «Традиционное обращение русских композиторов – классиков к музыке других народов. Русские в Италии».
Метод: Сочинение сочиненного.
Конспект урока в 4 классе
1. - Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть.
Распевание – пальчиковая гимнастика (2 упражнения) – «Солнце», «Пальчики здороваются».
Песня – «Карамельная страна» Д. Воскресенского.
2. - Мы продолжаем исследовать обращение русских композиторов к музыке других народов.
Сегодня мы с вами перенесемся в Италию.
- Где находится Италия? (в Европе – на юге)
- Если это юг, то какая природа, погода? (солнце, много зелени, море)
- Как вы думаете, а какие по характеру люди – итальянцы? (гордые, вспыльчивые, жизнерадостные, темпераментные)
- А как вы думаете, на итальянской музыке отразился темперамент итальянцев? (конечно, ведь музыка – это язык души каждого человека, отражение жизни)
3. - В этой стране побывал и наш соотечественник – великий русский композитор П.И. Чайковский, который сочинил известные всему миру музыкальные произведения – «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Пиковая дама» и др. Как человек творческий, он не мог не восхитится красотой этой страны. Как композитор, он не мог не сочинить музыку об этой стране. Итальянское слово «capriccio» означает каприз, прихоть. В музыкеоно или его производные встречаются довольно часто: так называют пьесы, свободные по построению,капризного, изменчивого характера. Таково, например, Итальянское каприччио Чайковского, написанное подвпечатлением его поездки в Италию. В этом оркестровом каприччио использованы разнообразные народныенапевы и ритмы, благодаря которым создается красочная картина веселого итальянского карнавала. Иногдаупотребляют не итальянскую, а французскую форму этого термина -- каприс (caprice). Широко известныскрипичные каприсы Паганини -- виртуозные, причудливые пьесы. Могли вы слышать и Вальс-каприсРубинштейна, написанный для фортепиано, но звучащий часто в оркестровом варианте.
- Откройте, пожалуйста, учебник на странице 58. Читаем вместе и обсуждаем прочитанное.(Задаются вопросы по содержанию текста в учебнике)
4. – Представьте себе, что никакого каприччио ещё не существует. Композитор ищет помощи для создания произведения об этой стране. Кто же ему может помочь? (музыканты, художники, поэты).
Представьте себе, что я - П.И. Чайковский и буду сейчас говорить от его имени:
- Приветствую вас. Я пришел к вам с просьбой – помогите мне сочинить красочное музыкальное полотно о замечательной стране – Италии. Проблема состоит в том, что мне хотелось бы соединить в этом произведении 2 художественные линии: простые народные мелодии этой музыкальной страны и величие римского Колизея, Ватикана, Капитолия и др. достопримечательностей. А как это сделать, я не знаю. Прощайте, надеюсь, вы мне поможете?
- Как вы думаете, какие именно люди могут помочь композитору решить эту проблему? (творческие личности: писатели, поэты, музыканты, художники)
5. – Итак, за работу. Давайте поделимся на 3 группы: музыканты, художники, поэты (по рядам).
1
У музыкантов – задание: попробовать сочинить музыку при помощи средств музыкальной выразительности (планшет «Средства музыкальной выразительности» выдается учащимся). Продукт труда – мелодия или интонация, характеризующая Италию и народ, который в ней живет. Необходимо либо пропеть, либо исполнить на инструменте.
- Но, не забывайте про просьбу Петра Ильича. А как вы это сделаете?
- Народные интонации – какие будут? (легкие, веселые, радостные, «витаминные»).
- А интонации, которые будут показывать величие такого «вечного» города как, например, Рим? (горделивые, торжественные, величественные)
- Все это отразится в музыке? (да)
- А как? (музыка будет контрастная, разная)
- Выбираем руководителя группы. Именно руководитель будет оценивать вашу помощь в работе над решением проблемы.
2
У художников - задание: подобрать цветовую гамму, которая может изобразить эту страну и выбрать картины, которые, по вашему мнению, характеризуют эту страну. (Ученикам выдаются: набор разноцветного картона и иллюстрации картин русских и зарубежных художников). Все это прикрепить к доске. Продукт труда - рисунок на итальянскую тему (можно на доске или на альбомном листе – выдаются краски, кисточки и ватман небольшого формата).
Тоже 2 линии направление творчества – простота и величие Италии – должны быть отражены в художественном плане.
3
У поэтов – задание: подобрать слова (прилагательные, существительные, глаголы, наречия и др.), характеризующие общую атмосферу Италии. (Ребятам выдается «Словарь эмоций, чувств, настроений»). Продукт труда – стихотворение об Италии. В стихе также должны быть 2 содержательные линии: простота и величие «вечного» города Рима. Это может быть «белый» стих, не обязательно – рифма.
6. Подведение итогов работы.
Группы представляют свой продукт труда: читают стихотворения, объясняют выбор картин, цветов, показывают свой рисунок; играют на инструменте или голосово исполняют собственное сочинение.
Учащиеся выступают в таком порядке: 1 – художники, 2 – поэты, 3 – музыканты.
- Как вы думаете, получилось ли у нас то, к чему мы стремились? (Да, наверное, может быть)
7. Сравнение сочинений.
- Петр Ильич Чайковский благодарит вас за работу и за помощь. Он хочет представить вам свое произведение. Интересно послушать? (Да) – Давайте проверим, помогли ли мы с вами П.И. Чайковскому в создании музыкального произведения «Итальянское каприччио», а заодно и сравним наше сочинение и сочинение Чайковского. ( Прослушивание музыки)
- Справились мы со своим заданием, помогли композитору? Можно ли сравнить сочинения? (Да, немного. Но П.И. Чайковский – гениальный композитор, поэтому сравнить невозможно)
- Как вы думаете, есть ли в каприччио русские интонации? Можно ли понять, что это произведение написал именно русский композитор? Почему? (Да. Протяжная, лирическая интонация, напоминает распевные русские народные интонации. Потому что Италия и итальянский народ здесь, в этом произведении, представлены и видятся глазами русского человека с русской душой)
- Молодцы! О чем говорили и что делали сегодня на уроке? Какую музыку мы с вами исследовали?
8. Выставление оценок.
Цель урока:
Знакомство с музыкой Италии в «интерпретации» П.И. Чайковского – «Итальянское каприччио». Исследование интонационных стилистических особенностей музыкальной культуры Италии.
Задачи урока:
1) ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки (интонация, развитие, национальные особенности и пр.)
2) понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и своей собственной музыкальной деятельности.
3) понимание взаимодействия и взаимопроникновения различных художественных культур: поэзия, живопись, музыка.