Тематический концерт "От Солера до Пьяццолла"

Киселева Мария Валерьевна

Данная работа сделана с моей коллегой Алтуниной Аллой Давыдовной, с которой вот уже более 10 лет мы состоим в творческом союзе. Задумывая этот концерт,мы постарались составить его из музыки композиторов разных стилей и эпох. Прекрасная музыка была дополнена замечательным видеорядом. Но, к сожалению, большой объем не позволяет разместить все материалы концерта, поэтому предлагаем сценарий нашего концерта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл От Солера до Пьяццолла27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Когда и правая и левая рука 

Чрез волшебство поют на клавишах двухцветных, 

И звездною росой обрызгана тоска, 

И колокольчики журчат в мечтах рассветных, 

  

Тогда священна ты, - ты не одна из нас, 

А ты, как солнца луч в движении тумана, 

И голос сердца ты, и листьев ты рассказ, 

И в роще дремлющей идущая Диана. 

  

 Всего острей поет в тебе одна струна – 

Чрез грезу Шумана и зыбкий стон Шопена. 

Безумие луны! И вся ты - как луна, 

Когда вскипит волна, но падает, как пена.

                                           Константин Бальмонт

Здравствуйте, дорогие друзья. В наш скоростной век время очень быстро меняется. Ещё 30 лет назад мы радовались обычному телефону в квартире, а сейчас можем по видеосвязи общаться со всем миром из любой точки планеты

Но и два века назад изменения казались не менее стремительными. Появлялись и совершенствовались новые музыкальные инструменты, один стиль сменялся другим, создавались новые удивительные произведения искусства.

Сегодня мы хотим вам рассказать и показать эволюцию музыкальной культуры, которая произошла в период с XIII по XX века.

Мы все знаем, что XIII век – это эпоха рождения фортепиано. Одновременно в разных уголках мира (Европы) были созданы мастерами похожие инструменты. Но, как и в наше время, не всё новое легко пробивает себе дорогу. Так и раньше многие композиторы и исполнители не признавали новый инструмент. И одним из них был Антонио Солер.

                                           Антонио Солер

Испанский композитор, органист, хормейстер и музыкальный теоретик, ученик Доменико Скарлатти. Подобно многим другим испанским музыкантам  Падре Антонио Франсиско Хавьер Хосе Солер Рамос начал изучать музыку в стенах монастыря – Монтсеррат. К 21 году он уже был 'maestro de capilla' в Лериде - руководителем капеллы монастыря Сан-Лоренцо.

Его сочинения долгие годы были не известны потомкам. Фактически второе рождение Антонио Солера произошло только в XX веке. В результате поисков в рукописных фондах архивов Монтсеррата, Эль Эскориала, библиотек Мадрида, Барселоны, Лондона и Парижа было найдено множество сочинений Солера. В наши дни музыка этого мастера находит самый живой отклик у слушателей благодаря своей неповторимой самобытности.

Солер — автор талантливого музыкально-теоретического труда «Ключ модуляций», изданного в Мадриде в 1762 году.
Его клавесинизм также смел и оригинален. Он любит смелые скачки, трели и репетиции в быстром движении, сверкающие стаккато, стремительные ниспадания из самого высокого регистра в предельно низкий. Начиная с 1752 г., Солер был приставлен в качестве наставника и учителя к принцу Габриэлю, для которого написал несколько сочинений, в том числе камерную музыку и концерты.  Сейчас для вас прозвучит концерт для двух клавесинов D-dur.

                         Вольфганг Амадей Моцарт

Сегодня мы хотим вас познакомить с малоизвестным произведением Вольфганга Амадея Моцарта в переложении для фортепиано Ф. Шуберта.

 Сейчас прозвучат несколько номеров из оперы-буффа «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных».

 Первоначально заказ на оперу предназначался для Антонио Сальери, который, уже начав работу, вскоре отказался от неё.  

«В этой комедии есть и настоящая боль, и настоящая драма, и настоящая любовь!»

Из всех опер Моцарта «Так поступают все женщины» ждала самая непростая судьба. Пожалуй, ни одно произведение композитора не встречало такой неоднозначный прием, не вызывало столько противоречивых мнений.

Эта опера замыкает знаменитую трилогию Моцарта и Да Понте («Свадьба Фигаро» — «Дон Жуан» — «Так поступают все женщины»). Успех пражской постановки «Свадьбы Фигаро» (1787 г.) принес заказ на оперу «Дон Жуан», а венская постановка «Свадьбы» (1789 г.) повлекла за собой заказ на «Cosi fan tutte». На сей раз он поступил от императора Иосифа II, которому принадлежала и идея сюжета. По некоторым источникам, история неудачной проверки верности двух дам произошла в действительности, изрядно повеселив не то венское, не то венецианское общество.

         Моцарту предложили гонорар в сумме 200 золотых дукатов, и композитор был вынужден принять несуразное либретто. Его жена Констанца была больна, тиски долгов все более жестоко давили семью. В декабре 1789 года Моцарт приглашает к себе своего друга Иосифа Гайдна, и первая постановка оперы происходит в виде небольшой «домашней генеральной репетиции». Впервые опера «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных» была представлена 26 января 1790 г. в венском Бургтеатре.

Выбирая номера для исполнения, мы решили послушать саму оперу и оказалось, что наш выбор пал исключительно на мужские партии. На наш взгляд, они были более интересными.

Звучит 5 номеров из оперы «Так поступают все женщины»

  1. Верность женщин штука редкая,

          Говорят, она бывает.

         Только где, никто не знает.

  1. Голос мой дрожит от слез,

Как волнение  унять,

Как решиться, что сказать –

Наступают дни тревог!

  1. Прекрасные глазки, мы ждем вашей ласки,

Взглянуть без опаски давно вам пора!

Хоть взгляд подарите нам,

Не будьте суровы!

Давно вас счастливыми мы сделать готовы!

  1. Я предан! Обманут!

Мой жребий жесток.

Но даже страдая, её обожаю.

Увы, я с любовью бороться не смог.

Но даже страдая, её обожаю

Но знаю - напрасна с любовью борьба!

 А теперь немножко романтики   Франц Шуберт

         Он вошел в историю музыки как первый из великих композиторов-романтиков. В ту «эпоху разочарования», которая последовала за Французской революцией, таким естественным казалось внимание к отдельному человеку с его страданиями, горестями и радостями – и это «песня человеческой души» получила блестящее воплощение в творениях композитора, остававшихся «песенными» даже в крупных формах.

Сейчас вашему вниманию мы представляем Фантазию g-moll.

                                             Антон Рубинштейн

В нашем концерте мы не могли обойти вниманием русскую музыку. Сейчас вы услышите пьесу «Тореадор и Испанка» из цикла «Костюмированный бал» Антона Рубинштейна.

Этот цикл был создан А. Рубинштейном в поздний период творчества (1879) и представляет собой 25 программных пьес для фортепиано в четыре руки. Сочинение было задумано как циклическая композиция, предназначенная для домашнего музицирования. Художественная идея цикла представлена яркой живой характеричностью.  Его своеобразие заключается в  сочетании национальных и европейских традиций, получивших индивидуальное преломление в творчестве Рубинштейна. Так, в цикле ярко проявились общеромантические тенденции, а именно: тяготение к программности, интерес к народной музыке и историческому прошлому, циклизация программных миниатюр.  Во многом это было обусловлено увлечением Рубинштейна творчеством Шумана и Листа, что проявилось в размахе пианизма, выявляющего в фортепиано свойства оркестральности, в использовании развернутых форм и виртуозных моментов.

Это позволяет говорить о данном произведении как о выходящем за пределы бытового любительского домашнего музицирования на широкую концертную эстраду. Рубинштейновский цикл не только продолжает традиции европейских романтиков, но и воплощает типичные черты национальной музыки.

№7 «Тореадор и испанка», который сейчас будет исполнен, написан в духе испанского народного танца сегидильи. Сдержанно-страстный характер  передан композитором посредством прихотливой и романтически-изысканной, словно плетущей ажурное кружево, мелодии, насыщенной характерными для испанского музыкального фольклора альтрированными ступенями (IV повыш и VII повыш). Яркий национальный колорит мелодии дополняют характерные «гитарные переборы».

                                               Сергей Рахманинов

О том, что пейзажи новгородской земли отразились в музыке Рахманинова, говорить не принято: на своей малой родине Сергей Васильевич прожил лишь первые девять лет. В глубокой, взволнованной рахманиновской музыке прекрасно узнаётся Ивановка – его любимый уголок среди бескрайних тамбовских степей, где до отъезда из России он проводил почти каждое лето. В Ивановке, кажется, для Рахманинова сосредоточилась вся Россия... Однако стоит увидеть Онег – с его суровой, сдержанной природой, в которой всё спокойно, гармонично, уравновешенно, где неоглядный Волхов опоясывает монотонно-волнистые бугорки пологого противоположного берега, где небо низко наклоняется над одичавшим настороженным парком, всё ещё фантастически красивым, где находишься словно один на один с природой – по Пушкину, «равнодушной» и всё же – внимательно наблюдающей за тобою, – и тут-то по-особенному чувствуется дыхание рахманиновской музыки. Под гипнозом онежских картин думаешь: ни один край так не созвучен ей, как эти волховские просторы... Гипноз проходит – но убеждение, что главное в музыке Рахманинова – не только Ивановка, остаётся.

Звучит «Русская песня» из цикла «Шесть пьес»

                                 Николай Раков

«Тонкий вкус, изящество и благородство стиля, зрелое мастерство, отличное владение средствами оркестра, богатство и вместе с тем простота музыкальной речи, прочно связанной с народными истоками, искренний теплый лиризм при господстве светлых оптимистических образов — вот лучшие качества музыки Ракова» - Вот как пишет в своем очерке  музыковед А. Соловцов.

Творческое наследие композитора  включает в себя большое количество произведений в разных жанрах для разных инструментов. Он прославился как автор ряда сочинений для детей и юношества, но также и крупных концертных произведений. Раков выступал как дирижёр и пианист, часто исполняя собственные сочинения.

 Проработал в консерватории в течении 58 лет и  воспитал множество выдающихся композиторов, написал два больших пособия по оркестровке. Был профессором Московской консерватории по классу инструментовки.

Основное место в творчестве Ракова занимает инструментальная музыка.

Сейчас вашему вниманию мы представим II номер из Танцевальной сюиты для двух фортепиано.

                             Георгий Александрович Мушель

А теперь мы хотим обратиться к музыке выдающегося узбекского композитора и педагога Георгия Мушеля.

  Профессор, основоположник узбекского музыкального искусства, преподаватель класса композиции Ташкентской консерватории. Автор первой в Узбекистане оперы «Фархад и Ширин».

Произведения  Г .А. Мушеля всегда восхищают новизной и оригинальностью, открывают ранее неведомые возможности выразительных средств. Огромен перечень сочинений композитора. Он обращается почти ко всем музыкальным жанрам. Его масштабные инструментальные полотна разнообразны по форме, драматургическим решениям, выразительным средствам.

Г. А. Мушель  изучает древнюю узбекскую культуру, все глубже и глубже проникая в тайны узбекского музыкального наследия. Это влияло и на выработку его собственного индивидуального музыкального языка, представлявшего интересный сплав характерных ритмо - интонационных, ладовых оборотов узбекской монодии с принципами многоголосия. Появляются интереснейшие многоплановые гармонические комплексы, позволяющие говорить о предмете «мушелевской» гармонии, находки гармонического воплощения ладовых особенностей монодии.

В конце 60 - тых  годов композитор пишет балет «Самаркандская легенда» к юбилею древнего города, праздновавшего свое 2500-летие, который  был поставлен в Самарканде в 1970 году. Музыка этого балета была отмечена премией Всесоюзного смотра театрального искусства в 1971 году. Параллельно с созданием театральной музыки Г. А. Мушель пишет инструментальную. Так появилась «Самаркандская сюита» для двух фортепиано, одним из произведений которой является «В сумраке усыпальниц Шахи – Зинда».

Ансамбль Шахи Зинда формировался на протяжении 9 веков и включает более двадцати сооружений IX—XIV и XIX веков. Своим названием Шох-и Зинда — «живой царь» — комплекс обязан легенде. В ней говорится, что двоюродный брат пророка Мухаммеда пришел в Самарканд с небольшим войском для утверждения ислама. Во время одного из набегов язычников он был поражён стрелой, но сумел скрыться от глаз неверных в образовавшейся расщелине (по другой версии, в колодце), где и живёт по сей день.

Шахи́ Зинда́ — памятник средневековой архитектуры в Самарканде (Узбекистан), ансамбль мавзолеев самаркандской знати. Дошедший до нас комплекс состоит из одиннадцати мавзолеев, последовательно пристраивавшиеся друг к другу в течение XIV—XV веков.  В 2001 году ансамбль мавзолеев Шахи Зинда вместе с другими древними постройками Самарканда включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

                                   Астор Пьяццолла

В заключении нашего концерта мы хотим познакомить вас с музыкой выдающегося аргентинского композитора Астора Пьяццолла.

Это композитор второй половины XX века, родоначальник стиля, получившего название «nuevo tango». Его сочинения в корне перевернули традиционное танго, представив его в современном ключе, вобравшем в себя элементы джаза и классической музыки. Композитор, который стойко переносил ярость многих своих сограждан за то,  что интерпретировал их национальный танец в свои собственные музыкальные фантазии. Он один из немногих композиторов, кто смог записать и исполнить на концертах все свои произведения.

Танго – танец страсти, неприкрытых эмоций, сочетания плавных движений с резкими. Танго акцентирует внимание на красоте, силе человеческого тела, его пластичности, гибкости. Энергетический потенциал оказывает внутреннее эмоциональное напряжение на человека, которое выплескивается в движения. «Танец – поэма, в ней каждое движение – слово» (Мата Хари). Многие художники посвятили свои картины этому танцу (художник Хэмиш Блекли), поэты  свои стихи.

Изначально танец был мужским, женщины в нем не участвовали, поэтому не было никакой любовной подоплеки.  И только много лет спустя в танец стали привлекать женщин, при этом к костюму женщин предъявлялись определенные требования: узкое облегающее платье с умопомрачительным разрезом, глубокое декольте и туфли на высокой шпильке. Эти требования сохранились и  по сей день. Мужчины всегда одеты  строго – как правило, костюм, галстук-бабочка и белая рубашка.

В 1976 во время телевизионного интервью Астор знакомится с Лаурой  Эскаладо (в прошлом оперной певицей). Она стала его последней женой. Результатом этого сильного, нежного чувства явилась музыкальная трилогия: «Milonga del angel», «La muerte del angel», «Ressureccion del angel» («танец ангела», «смерть ангела», «воскрешение ангела»). В этой трилогии нет религиозной подоплеки. Под ангелом автор подразумевает красивую молодую девушку, чистую, как ангел, которая пробуждает в молодом человеке чувства любви. Она помогает ему пронести и сохранить это чувство на протяжении всей жизни. На музыку «Milonga del angel» аргентинцы поставили танец. Это мужской танец. Молодой юноша, охваченный сильным чувством, ранее неизведанным, пытается найти источник возникновения этого чувства. Его движения напоминают поиски и в результате  вдалеке появляется образ юной чистой девушки. Он то приближается, то отдаляется и, в зависимости от этого, чувства юноши меняются – то  страстные, то нежные, то задумчивые. Эти чувственные переливы очень ярко передает Астор Пьяццолла в произведении «Milonga del angel».

Музыка

Материя сия бесплотна,

В руках нести ее нетрудно.

Рембрандт писал свои полотна,

А Моцарт изваял на струнах.

                                               

                                               Божественная власть органа,

Пленительная нежность арфы.

Еретики сожгли Джордано,

Но музыка — превыше мафий.

                                               Фиорды Грига пахнут хвоей,

От них в душе моей светает.

Ах, музыка! Она не ходит,

Не ползает — она летает!

                                           Виктор Боков

                                Заключение

Вы сегодня услышали музыку разных эпох, стилей и жанров. Что-то, быть может, вас заинтересовало и мы этому несказанно рады. А ещё больше радости нам доставит, если вдруг у вас появится желание посетить музей, сходить в театр.