Презентация «Работа в классе клавишного синтезатора. Гармонизация мелодии»

Андрюшин Андрей Геннадьевич

Использование цифрового инструментария в музыкально-образовательном процессе есть проявление информационной революции. В какой бы сфере человеческой деятельности ни применялся компьютер, результат всегда один – резкое повышение её производительности при одновременном улучшении качества продукции. Секрет тут прост – компьютер берёт на себя всю рутинную, черновую работу, высвобождая творческие силы человека и тем самым способствуя прорыву в его деятельности. И музыка в этом плане не является исключением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_soobshchenie._garmonizatsiya_melo_-_kopiya.pptx503.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Работа в классе клавишного синтезатора. Гармонизация мелодии» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования МБУДО «ДШИ» г. Усинска Методическое сообщение преподавателя, концертмейстера МБУДО «ДШИ» г. Усинска Андрюшина Андрея Геннадьевича

Слайд 2

Музыкант, севший впервые за синтезатор сталкивается с тем, что помимо игры на клавиатуре управление исполнительскими параметрами осуществляется с помощью вынесенных на панель инструмента различных кнопок, рычагов и колёсиков.

Слайд 3

Ученик должен освоить достаточно солидную номенклатуру аккордов – трезвучий и септаккордов, построенных на всех ступенях лада, и ориентироваться в системе их взаимосвязей. При обращении к автоаккомпанементу синтезатора приходится сталкиваться с проблемой гармонизации. Для извлечения аккордов на современном синтезаторе предусмотрено несколько режимов. Для начинающих наиболее оптимален режим упрощённого взятия аккордов ( CasioChord или SingleFinger ).

Слайд 4

Таким образом, при пользовании в этом режиме аккордами автоаккомпанемента не обязательно осваивать их интервальную структуру, что составляет значительную трудность для младших учеников, и они могут включаться в многоголосное музицирование буквально на первых уроках. Этот способ предполагает взятие не всех клавиш, соответствующих аккордовым звукам, а лишь басовой клавиши и ещё нескольких других, которые условно, программными методами увязаны с теми или иными звучаниями.

Слайд 5

Данный режим позволяет извлекать только 4 вида аккордов: мажорное и минорное трезвучия, малый минорный и малый мажорный септаккорды. Этого достаточно для озвучивания несложных произведений детского репертуара, но для продвижения в музицировании на синтезаторе нужно осваивать интервальную структуру аккордов и режим их обычного взятия на клавиатуре ( Fingered ). С его помощью доступным становится извлечение 13 и более видов аккорда.

Слайд 6

На большинстве синтезаторов данный способ взятия аккордов позволяет извлекать их лишь в основном виде. Обращения становятся доступными с помощью третьего режима – взятие аккордов по всей клавиатуре ( FullRangeChord или FullKeyboard ). Как следует из названия, автоаккомпанемент инициируется при взятии аккорда в любой части клавиатуры, а не только в её нижнем, предназначенном для аккомпанирующих голосов регистре, что также ведёт к обогащению звучания.

Слайд 7

Значение основных понятий гармонии и различных режимов извлечения аккордов при игре с автоаккомпанементом помогает решать конкретные задачи по гармонизации мелодии. По уровню сложности их можно ранжировать на три основных типа. Самый простой из них связан с исполнением нотного текста с цифрованным обозначением аккордов сопровождения. В этом случае в задачи исполнителя входит лишь расшифровка и исполнение на синтезаторе указанной цифровки . Чтобы осуществить первую операцию ученик должен выучить принятую в джазовой и популярной музыке систему цифровых обозначений аккордов, которая отличается от применяемой на уроках сольфеджио.

Слайд 8

Выполнение второй операции требует различных игровых навыков в зависимости от использования того или иного режима взятия аккордов. Но во всех случаях следует стремиться к плавному голосоведению в аккордовых последовательностях. Использование автоаккомпанемента синтезатора при обращении к нотному тексту с развёрнутым изложением сопровождающей партии усложняет задачу по гармонизации мелодии. В этом случае нужно не только найти и извлечь на клавиатуре инструмента те или иные аккорды, но сперва – определить их.

Слайд 9

Наиболее сложной задача по гармонизации мелодии становится в случае её одноголосного изложения. В гармонизации изложенной без аккомпанемента мелодии зачастую многое приходится домысливать, и формируемый продукт отличается поливариантностью . Кроме того недостаточно получить непротиворечивое сочетание мелодических и аккордовых тонов. Целью гармонизации является подбор наилучших в художественном плане вариантов аккомпанирующих аккордов. Это определяется жанром оригинала, стилистической направленностью и уровнем авторизованности аранжировки.

Слайд 10

Вывод: Как видим, стоящие перед учащимся задачи по гармонизации мелодии зачастую приобретают творческий характер, и от качества их решения, определяемого конкретным подходом к первоисточнику, стилистической целостностью и логичностью, во многом зависит художественный уровень электронной аранжировки.