План профориентационной работы
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План профориентационной работы
Содержание:
- Особенности профессиональной ориентации обучающихся
- Основные направления профориентационной работы в ДШИ
- Цель и задачи
- Содержание плана
- Критерии и показатели эффективности
- Заключение
Поиск новых форм профессиональной ориентации выпускников – актуальная задача преемственности традиций профессионального искусства.
Профессиональная ориентация (от фран. orientation – установка) – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о профессии: её психофизических характеристиках, востребованности на рынке труда.
Сделать правильный выбор профессии – это значит найти профессию, которая интересна и привлекательна, имеет спрос на рынке труда, доступна и посильна.
Проблема востребованности на рынке труда молодых педагогических кадров стоит очень остро, что решает вопрос трудоустройства выпускников средних и высших учебных заведений. Таким образом, для успешного решения задач по профориентации учащихся коллективам ДШИ необходимо:
помочь разобраться в содержании профессии педагога-музыканта, определить привлекательные стороны этой профессии;
научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами, научить анализировать свои возможности и способности;
сформировать положительное отношение к своему труду.
Основными направлениями профориентационной работы в ДШИ являются:
- профессиональная информация;
- профессиональное воспитание;
- профессиональная консультация.
Профессиональная информация включает в себя сведения о профессии, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для выбора этой профессии, о системе учебных заведений и путях её получения, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов учащихся. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить уровень своих музыкальных склонностей и способностей.
Профессиональное консультирование – изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация носит индивидуальный характер.
Федеральным законом №145 – Ф3 предусмотрена реализация в ДШИ Дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств, в соответствии с установленными к ним федеральными государственными требованиями, одной из основных задач которых, является «выявление одарённых детей, их подготовка к возможному продолжению образования в средних и высших учебных заведениях».
Такое выявление наиболее перспективных учащихся, их ранняя профессионализация, должна происходить уже в младших классах ДШИ, что даст реальную возможность последовательно и целенаправленно регулировать процесс их профессионального самоопределения.
Многолетнее отсутствие единых требований к образовательному процессу ДШИ привело к частичной утрате традиционных методических связей и преемственности образовательных программ среднего учебного заведения с ДШИ. Восстановление таких связей, индивидуальная селекционная работа, начиная с младших классов, с привлечением кураторов из музыкального училища, не сразу, постепенно обязательно приведёт к увеличению профессиональноориентированных выпускников музыкальных школ.
Цель профориентационной работы:
- Создание условий эффективного обучения и развития одарённых детей для дальнейшего получения профессионального образования в сфере искусства.
Задачи:
- Развитие и воспитание личности, способной к творческой самореализации
- Оказание ученику профессиональной поддержки и психологической помощи в самоопределении и выборе будущей профессии
- Поиск новых форм профессиональной ориентации выпускников
Для успешного решения задач по профориентации учащихся коллективу ДШИ необходимо:
- помочь разобраться в содержании профессии педагога-музыканта, определить привлекательные стороны этой профессии;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами, научить анализировать свои возможности и способности;
- сформировать положительное отношение к своему труду.
В Вяземской ДШИ им. А.С.Даргомыжского на протяжении многих лет проводится работа по профориентации выпускников. Это прежде всего концерты преподавателей и студентов музыкального училища в школе, консультации кураторов, их беседы с родителями, работа преподавателей в жюри школьных, городских конкурсов, видеопрезентации отделений, родительские собрания учащихся старших классов с приглашением заместителя директора, преподавателей музыкального училища.
Одним из важных направлений профессиональной ориентации учащихся являются также различные конкурсы и фестивали в разных возрастных категориях, участвуя в которых дети даже младшего возраста имеют возможность пообщаться со студентами, послушать их выступления, увидеть себя в будущей профессии.
Чтобы результат профориентационной работы в ДШИ был устойчивым и более эффективным, она должна быть систематической и идти по четырём направлениям:
информационная работа в школе,
работа с педагогами,
работа с родителями,
работа с учениками.
Информационная работа в школе
В ДШИ, на видном месте необходимо оформить стенды, которые будут акцентировать внимание на привлекательных сторонах музыкальной деятельности или профессии.
Например, стенд «В помощь выпускнику», где ярко, наглядно будет рассказано о достижениях учащихся и преподавателей школы, интересные факты биографий музыкантов, конкурсных выступлений, дальнейшей судьбе выпускников школы, выбравших музыку своей профессией. Разместить адрес сайта музыкального училища, на котором учащиеся школы имели бы возможность познакомиться с работой отделений, успехами студентов на конкурсах, информацией о концертах; может быть телефон постоянного консультанта по профориентации и планированию будущей карьеры, к которому могли бы обратиться с вопросами учащиеся и родители.
Работа с родителями
Было бы неверно исключить из процесса выбора профессии родителей. Кто как ни они лучше всех знают своих детей, желают им добра и максимально заинтересованы в их будущих успехах? От родителей зависит многое.
На наш взгляд необходимо:
организовать для родителей цикл лекций по темам «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении», «Новые профессии и специальности», «Актуальные вопросы профессионального выбора», «Основные тенденции на рынке образования и труда» с участием преподавателей музыкального училища;
проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися;
организовать для родителей встречи со специалистами рынка труда и преподавателями - музыкантами.
Работа с учащимися
- рассказ об обучении в музыкальном училище,
- проведение классных часов по данному направлению,
- осуществление индивидуальных и групповых консультаций учащихся,
- проведение вечеров – встреч с выпускниками школы, выбравшими профессию музыканта.
Важно помнить, что профориентационная работа приносит пользу только тогда, когда к ней привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:
- систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
- дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от уровня способностей и успеваемости.
- оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
Критерии и показатели эффективности профориентационной работы в ДШИ
К основным результативным критериям и показателям эффетивности профориентационной работы в ДШИ относятся:
Достаточная информация о профессии и путях её получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии ученик не сможет сделать обоснованного выбора. Показателем достаточности информации является ясное представление им требований профессии к человеку, потребности общества к данному специалисту.
Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности профессии в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая активность ученика по получению необходимой информации о будущей профессии, пробы своих сил в конкретной области деятельности.
Уверенность ученика в социальной значимости труда, сформированное отношение к труду как к жизненной ценности.
Степень самопознания школьника. Обоснованность выбора профессии будет зависить от того, насколько глубоко ученик сможет изучить свои профессионально важные качества.
Наличие у ученика обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности.