Комплексная работа по созданию здоровьесберегающих условий в учебном процессе.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Комплекс здоровьесберегающих приёмов
в организации образовательного процесса
преподавателя, концертмейстера Вяземской ДШИ им. А. С. Даргомыжского Нарышевой Татьяны Георгиевны
Реализуемые цели:
формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в здоровом образе жизни;
целостное развитие физических и психических качеств личности обучающегося;
положительный психоэмоциональный настрой;
хорошая осанка и отсутствие зажимов;
формирование ответственного отношения родителей к физическому здоровью детей и их физическому воспитанию.
Направления деятельности:
- Просветительская работа по формированию здорового образа жизни обучающихся:
- проведение мероприятий по внедрению информации о здоровом образе жизни в виде беседы в перерывах между уроками;
- размещение соответствующей информации на информационных стендах 1 раз в год.
2. Соблюдение санитарно-гигиенических условий в организации образовательного процесса:
- обеспечение оптимальной учебной нагрузки на уроке, организованный ритм занятий;
- проведение динамических пауз, психоэмоциональных разгрузок во время урока для снятия усталости;
- профилактика утомляемости глаз и опорно-двигательного аппарата во время урока (внимание к посадке за инструментом, организация и свобода игрового аппарата)
- контроль времени занятий по расписанию
- Проведение мониторинга здоровья обучающихся (со слов родителей) во время родительских собраний
4. Взаимодействие с семьёй обучающихся – проведение индивидуальных консультаций по здоровьесберегающей тематике 1 раз в год.
Показатели эффективности деятельности:
- динамика состояния здоровья обучающихся:
уровень физического развития (гармоничность развития),
нервно-психическая устойчивость,
заболеваемость;
- самооценка обучающимися состояния здоровья;
- сформированность устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
- снижение количества пропусков занятий по состоянию здоровья;
- снижение нервно-эмоционального напряжения и утомляемости обучающихся;
- положительная динамика в формировании мотивации к ведению здорового образа жизни.
Здоровьесберегающее обучение предполагает наличие обучающей и сохраняющей здоровье ребенка среды. В процессе занятий в музыкальной школе эти две составляющие взаимосвязаны. Поскольку первостепенное значение имеет развитие творческих способностей ребенка, то формы и методы обучения естественно базируются на создании комфортного психологического климата, эмоциональной включенности и соблюдении элементарных гигиенических норм.
Обучение в музыкальной школе, как правило, дети начинают в возрасте 6 – 6,5 лет и заканчивают, будучи подростками. В этот период жизни протекают, сменяя друг друга, разные возрастные этапы, каждому из которых свойственны те или иные физиологические и психологические особенности. Следовательно, и процесс обучения строится с учетом возраста ребенка.
Работа с маленькими детьми ведется преимущественно в форме игры и начинается с выявления и развития специальных музыкальных способностей. В этот период формируются чувство ритма, ощущение высоты и окраски звука, владение необходимыми двигательными навыками. В течение урока необходимо чередовать различные виды деятельности (которая строится преимущественно в форме игры) и их последовательность для обеспечения функциональной активности основных систем организма:
- подвижные игры, гимнастика, двигательные упражнения, развивающие координацию движений, пластику, укрепляющие мышцы и пальцы, имеют понятные для детей образные названия («Радуга», «Кукла», «Подснежник» и пр.), сопровождаются короткими эмоционально-образными стишками и прибаутками, поддерживаются соответствующим музыкальным сопровождением, прохлопываются, «проговариваются» на столе пальцами; дети топают, танцуют, дирижируют; непроизвольно ребенок овладевает необходимыми навыками для формирования посадки, организации руки, развития ритмических ощущений;
- работа за инструментом строится на показе, рассказе-сказке, образных сравнениях, самостоятельном поиске решений при поддержке педагога и включает в себя подбор мелодии, пение, имитирование знакомых образных впечатлений («Кукушка маленькая или большая», «Котик ласковый», «Ёжик колючий»); таким образом, используются как непроизвольные, так и произвольные способы развития звуковысотных ощущений, образного мышления, запоминания информации.
Средняя продолжительность тех или иных заданий в процессе урока – 5 – 7 минут. Смена деятельности в процессе урока благотворно влияет на эмоциональное состояние ребенка, сохраняет работоспособность, препятствует утомлению, удовлетворяя потребность в движении у детей этого возраста. Помимо этого, маленьким детям позволительно вести себя естественно – «побренчать», «поболтать», перемещаться свободно по классу.
Занятия с учащимися в средних и старших классах проходят преимущественно за инструментом; приобретение новых навыков и запоминание информации также предполагает чередование видов учебной деятельности, чтобы сохранить работоспособность в течение урока, устойчивость и концентрацию внимания.
Оптимально устойчивая работоспособность длится около 20-25 минут для учащихся средних классов и 25-30 минут для старшеклассников. Если не изменить педагогическую тактику, наступит состояние утомления, при котором работоспособность школьников заметно падает, еще больше снижается интерес к происходящему в классе.
Через каждые 10 – 15 минут нужно менять способы преподавания: наглядный, рассказ, образное объяснение тактильных ощущений, самостоятельная работа учащегося и повторение пройденного материала. Работа по тексту, работа наизусть, повторение знакомых технических элементов и освоение новых, ритмические упражнения, двигательные упражнения, выбор произведений, обсуждение произведений и др. должны сменять друг друга, чтобы избежать однообразия, ведущего к усталости. Однако, наблюдая за учеником, преподаватель может предположить тип его темперамента, и, в этом случае, флегматичного, медлительного ребенка не следует «дёргать», предлагая ему череду новых действий и задач.
При составлении индивидуального плана работы ученика следует учитывать не только требования программы и скорость ее прохождения, но и возможности самого ученика: особенности игрового аппарата, темперамент, способности, работоспособность, влияние окружающей среды, заинтересованность, с тем, чтобы в процессе обучения задачи были посильными, а выступления – успешными, положительно влияющими на психологическое состояние ученика, а в целом – и на его здоровье.
Для усвоения новой информации и овладения новыми приемами от ученика требуется больше произвольных действий: активно слушать, искать решение проблемы в тексте, пропевать мелодию и прохлопывать ритмический рисунок. Переключение внимания, смена положения за инструментом, разнообразие образных и эмоциональных впечатлений обеспечивают в процессе урока, как эффективность процесса, так и вполне удовлетворительное самочувствие ученика на фоне положительных эмоций.
Сохранить интерес, поддержать мотивацию, пофантазировать, а также способствовать непроизвольному запоминанию информации помогают наглядные пособия, репродукции художественных произведений, для маленьких детей – игрушки, находящиеся в классе.
Собственно музыкальные занятия как процесс развития и обучения оказывает положительное влияние на здоровье ребенка:
- работа со звуком (его силой, долготой, высотой),
- интонирование,
- координация движений,
- связь между образными и слуховыми впечатлениями,
- эмоциональная окраска музыкальных произведений,
-двигательные упражнения, в которых задействованы все группы мышц,
- освоение метроритмической структуры –
всё это способствует укреплению голосового аппарата, раскрепощению и пластичности движений, самореализации, выражению чувств ребенка через игровую деятельность в младших классах и собственно учебную – в старших.
В течение урока педагогу важно уделять внимание сохранению здоровья учащихся. Педагог следит за тем, чтобы ребенок:
- ровно дышал (всегда перед началом игры на инструменте),
- естественно сидел (опора: ноги, стул, пальцы),
- не сутулился (упражнение «пальто на «плечиках»).
Следует избегать таких ситуаций, когда возникают:
- зажимы и напряжения (упражнения с мячом, «колбаски из теста», мягкие потягивания, растягивания и разминания, руку ребенка держим в своей)
- болевые ощущения в пальцах, руках, плечевом поясе (следует находить удобные приемы исполнения).
Педагог должен чувствовать, когда у ребенка пропадает заинтересованность, внимание становится рассеянным и предпринимать все возможные методы и приемы, чтобы в конце урока ребенок не чувствовал утомления.
Сохранение здоровья учащихся предполагает соблюдение элементарных гигиенических норм.
Помещение, в котором проводится занятие, должно быть проветренным, чистым. Температура воздуха – комфортная.
Освещение должно быть достаточным для работы глаз без усилий и напряжения. В кабинете должно быть достаточное количество стульев и подставок для учеников разного возраста и роста. Для педагога и ученика обязательно наличие сменной обуви.
Не менее важным является удобно составленное для ребенка расписание уроков. Как правило, музыкальную школу дети посещают во 2-й половине дня. Следует предусматривать для детей возможность отдохнуть и покушать после занятий в общеобразовательной школе. Занятия для маленьких детей лучше ставить пораньше, учитывая их естественную усталость к вечеру. В расписании занятий для средних и старших классов нужно предусмотреть перерыв на отдых после большой нагрузки в общеобразовательной школе, а также возросшие возможности организма позволяют подростку заниматься в вечерние часы вполне эффективно. Перерывы между уроками должны быть достаточными для отдыха, но не очень длинными.
Большое значение в процессе обучения имеет отношение педагога к ученику.
Педагог создает психологически комфортную атмосферу в течение урока: привлекает ученика к сотрудничеству в процессе работы, ведет диалог с учеником, поощряет и объясняет недочеты, поддерживает и принимает ученика независимо от его успешности, привлекает учеников к обсуждению их успеваемости, приглашает послушать других учеников и высказать свое мнение.
Иногда на уроке или между уроками желательно поинтересоваться у ученика его делами, учебой в школе, обратить внимание на настроение, самочувствие, обсудить какие – либо события или обменяться впечатлениями о музыке, фильмах и т.п. Дружеские и доверительные отношения педагога и ученика будут способствовать достижению результата, цели, как общего дела.
Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученный учеником на уроке, создает атмосферу спокойствия, творчества и взаимопонимания.
Внеурочные мероприятия сближают весь коллектив, так как в процессе подготовки и участия в неформальной обстановке педагоги и ученики сплачиваются, развивая коммуникабельность и культуру общения.
Особенно тщательно педагог готовит, подбадривает и позитивно настраивает учеников перед публичным выступлением, снимая, тем самым, у них излишнее внутреннее напряжение, развивая умение сохранять самообладание в стрессовых ситуациях. Успешное выступление важно для каждого ученика, а для детей подросткового возраста это очень хорошая возможность приобрести заслуженный авторитет в глазах своих сверстников.
Благожелательное отношение педагога к своим ученикам дает им уверенность в своих силах, настойчивость в достижении поставленной цели, желание реализовать свои способности.
Систематическая и комплексная работа по созданию здоровьесберегающих условий в учебном процессе способствует формированию у обучающихся устойчивой мотивации и потребности в здоровом образе жизни, улучшает психофизическое здоровье обучающихся и снижает количество пропусков по состоянию здоровья.