Программа культурно-досуговой деятельности
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа культурно-досуговой деятельности.
Составитель: Нарышева Татьяна Георгиевна
преподаватель, концертмейстер
МБУДО Вяземской ДШИ им. А. С. Даргомыжского
Содержание:
- Пояснительная записка
- Цель и задачи
- Ожидаемые результаты и способы их проверки
- Современные технологии, формы и методы в работе с детьми
- Содержание Программы
- Условия реализации Программы
- Литература
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями, с целью обеспечения высокого качества образования, привлекательности его для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности, образовательное учреждение должно создавать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность творческой деятельности обучающихся.
Эта деятельность в большой степени реализуется за рамками учебного процесса в свободное от занятий время, тем самым органично включаясь в деятельность досуговую и реализуясь в различного рода досуговых мероприятиях - праздниках, концертах, конкурсах, театрализованных представлениях, тематических мероприятиях.
По определению досуг - часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей и отдых, и дальнейшее развитие личности. Любой досуг способен выполнять четыре главные функции: отдых, развлечение, общение, саморазвитие.
Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время обучающихся видами и форами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на их индивидуальность, способствовали здоровому образу жизни. Однако, стоит учитывать, что свободное время, используемое для реализации общественно важных, социально-значимых проектов оказывает и не менее важное воспитательное воздействие на развитие личности. С этой точки зрения формат культурно-досуговой деятельности определяется исходя из содержания тех или иных мероприятий и их полезности для обучающихся.
В связи с этим проблема организации свободного времени детей может быть решена в процессе целенаправленной деятельности, неразрывно связанной с воспитанием и образованием, что возможно при наличии соответствующей Программы, тем самым определяя её актуальность.
Данная Программа предназначена для детей от 6,5 до 17 лет и позволяет организовать досуговую деятельность таким образом, чтобы каждый ребёнок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, интеллектуальные и физические способности, самостоятельность. Активное привлечение в досуговую деятельность родителей (законных представителей) позволяет развить и укрепить внутрисемейные связи и традиции. Через познание, просвещение и общение - формировать направленность личности на социально-значимые нормы и нравственные ценности.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель:
- создание условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания.
Задачи:
– развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;
– приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;
– формирование опыта социального взаимодействия и ответственности, уверенности в своих возможностях;
– формирование опыта организации содержательного досуга.
Решение этих задач осуществляется с учетом интересов детей, их уровня развития, возрастных и психолого-педагогических особенностей.
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Данная досуговая программа ориентирована на достижение определенного результата.
Ожидаемые результаты:
- осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;
- осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;
- приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел;
- умение содержательно и разнообразно проводить свободное время, использовать свои способности с пользой для себя и для общества;
- освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;
- повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
- формирование традиций образовательного учреждения.
Способы проверки ожидаемых результатов.
Отслеживание результатов реализации Программы можно осуществлять с помощью:
- систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений;
- проведения опросов детей и родителей;
- бесед с родителями;
- организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике);
- анализа творческих работ учащихся;
- количественных показателей (количество проведённых мероприятий, участников мероприятий, зрителей).
- СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
В процессе культурно-досуговой деятельности для решения поставленных задач в процессе работы с детьми используются различные технологии:
- личностно-ориентированные,
- дифференцированного подхода,
- коллективно-творческие,
- здоровьесберегающие,
- информационно-коммуникативные.
В рамках Программы культурно-досуговая деятельность организовывается в форме мероприятий.
Мероприятия - это события, занятия, ситуации. Характерными признаками такого типа форм являются - созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Такие мероприятия проводятся как:
- конкурсы (творческих работ, зрительских симпатий)
- концерты (тематические, праздничные)
- экскурсии;
- тематические классные часы
- беседы,
- викторины;
- театрализованные мероприятия
-совместный просмотр с обсуждением (документальных, художественных фильмов, концертов, лекций).
По количеству участников эти мероприятия преимущественно бывают массовыми и групповыми.
В процессе подготовки и проведения мероприятий, обучающиеся, как правило, включаются в различные виды деятельности в зависимости от своих возможностей и уровня сложности мероприятия:
- коммуникативную,
- познавательную,
- творческую,
- социально продуктивную,
Обмен мнениями и впечатлениями в процессе подготовки мероприятия и после его окончания происходит в атмосфере сотрудничества, сотворчества, что позволяет активизировать творческие способности обучающихся и закрепить новые знания.
Подготовка и проведение культурно-досуговых мероприятий, в зависимости от их формы и содержания осуществляется с использованием определённых методов:
- метод воспитывающих ситуаций (формирование межличностных отношений);
- соревновательный метод (используется в конкурсных мероприятиях различной направленности);
- метод формирования познавательного интереса (развитие кругозора, тематические беседы и др.);
- интерактивные методы (театрализованное представление, сюжетно-ролевая игра - используется для активизации зрителей на праздничных концертах);
- метод импровизации.
Неотделимой частью организованной и спланированной культурно-досуговой деятельности является процесс воспитания. Тактика этого процесса в основе своей имеет ряд ценностных ориентиров, обозначаемых как принципы воспитания. Наиболее значимыми в данном случае являются:
- Принцип информационной насыщенности обеспечивает приобретение знаний и практических навыков.
- Принцип массовости предусматривает участие в культурно-досуговых мероприятиях всех желающих.
- Принцип диалогичности означает равноправное взаимодействие и объединение общей идеей педагогов и учащихся в подготовке и реализации досуговых мероприятий.
- Принцип общественной направленности воспитания связывает задачи воспитания с процессом обретения социально значимых качеств.
- Принцип дифференцированного подхода учитывает возраст, психологические особенности, ценностные ориентации, мотивы деятельности и поведения личности.
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание Программы культурно-досуговой деятельности связано в первую очередь с теми её видами, которые способствуют реализации поставленной цели.
Э.В. Соколов классифицирует их по группам:
- праздники - сочетание отдыха и развлечения.
Праздник связывает прошлое и настоящее путем торжественного преображения действительности. Эмоционально насыщенная атмосфера. Возможность открытого выражения чувств.
- самообразование - направлено на приобщение к ценностям культуры.
Повышая общую культуру личности, образовательная деятельность развивает ум, способности, познавательные интересы, эстетические и нравственные чувства.
- творчество - потребность в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, экспериментировании, познании и изменении окружающего мира, помогает совершенствовать отношение к самому себе, создавать новое. Творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую ступень – от потребителя духовных ценностей до их создателя.
Все виды культурно-досуговой деятельности тесно связаны между собой. Одни из них выполняют подготовительные функции. Другие - исполняют завершающие функции, позволяя в полной мере реализовать социально-педагогический потенциал досуга.
Содержание Программы позволяет в процессе самостоятельной работы вне занятий во взаимодействии обучающихся с взрослыми, друг с другом в досуговое время овладевать предусмотренными в ней знаниями, умениями и навыками:
- приобщением детей к культуре;
- овладением детьми основами культуры исполнения и культуры восприятия;
- развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных и специальных способностей;
- постижением искусства общения, поведения, культуры речи;
- формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;
- использованием досуга для реализации социально-значимых проектов;
- освоением основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в многодневных экскурсиях, выездах на фестивали, конкурсы).
Содержание Программы культурно-досуговой деятельности обучающихся реализуется в процессе подготовки и проведения досуговых мероприятий.
Подготовка мероприятия начинается с определения его тематики, актуальности, значимости, цели и задач, выбора аудитории.
Следующим этапом является планирование и подготовка сценария.
Количество участников, распределение тематического материала, время репетиций, участие родителей, переговоры с представителями различных организаций с целью сотрудничества, оповещение приглашённых, иногда поиск спонсоров, а также решение вопросов, возникающих в процессе подготовки – всё это сплачивает коллектив, обучающихся, их родителей, позволяет устанавливать партнёрские отношения с учреждениями образования и культуры.
Этот этап позволяет свободное время наполнить содержанием, смыслом, представить осуществление задуманного, мобилизовать для этого необходимые ресурсы.
Успех мероприятия будет зависеть как от совместных усилий, так и от мотивации и ответственности каждого участника.
Результатом всей подготовительной работы становится не только проведённое мероприятие, но и отзывы гостей, и что не менее важно, мнения самих участников. Обсуждение, обмен эмоциями, впечатлениями, замечаниями создают такую атмосферу причастности и соучастия, которая и формирует привычку наполнять досуг содержанием, сплачивает вокруг общей цели.
Источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами культурно-досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами обучающиеся и их родители. Безусловным при этом остается следование принципу возрастного подхода к отбору содержания.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Совместная деятельность детей, педагогов, родителей, общественности.
2. Привлечение к организации и проведению мероприятий увлеченных творческих личностей с большим творческим потенциалом.
3. Самореализация творческого и индивидуального потенциала обучающихся.
В ходе реализации Программы каждый обучающийся может освоить новые для себя роли – организатор, исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, оператор, ведущий, член жюри и др.
Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям в рамках программы Вяземской ДШИ им. А.С. Даргомыжского «Музыкальные родники земли А. С. Даргомыжского»:
- духовно-нравственное: программа «Отечество мое православное». Тематические классные часы с целью заложить основы духовно-нравственного православного воспитания современных детей и подростков, познакомить с основами духовности и традиционного уклада жизни русского народа, религиозных понятий, элементарных сведений из Библии; приобщить детей к ценностям Православной культуры. развитие способности к гармоничному взаимодействию с другими людьми; формирование желания совершать хорошие поступки, творить добро, проведение тематических классных часов; встречи с ветеранами войны и труда, участие в концертах «Новогодний серпантин», «Рождественский концерт» и др.
- гражданско-патриотическое: участие в проекте «Одной мы связаны судьбой», фестивале-конкурсе «Песни, опаленные войной», «Память дедов и отцов», посещение вместе с обучающимися музеев; лекций-концертов о песнях военных лет, творчестве композиторов; приобщение к воспитательной работе семьи.
- художественно-эстетическое: участие в программа «Детская филармония». Формы проводимых мероприятий: праздничные концерты к государственным и традиционным праздникам: Дню города, Дню учителя, Дню музыки, Дню матери, Новому году, Рождеству, Международному женскому дню, Дню защитников Отечества, Дню Победы и т.д.; участие в благотворительных концертах для жителей города, воспитанников детских садов, общеобразовательных школ, учреждений города. Традиционные школьные мероприятия: «Посвящение в первоклассники»; концерты преподавателей и учащихся , посвящённые «Международному дню музыки», Отчётные концерты музыкальных отделений и др.
- культурно-просветительская деятельность: программа «Музыкальный салон» - используются следующие формы проведения мероприятий: лекции–концерты; музыкальные вечера; творческие встречи, с музыкантами и музыкальными коллективами, мастерами народного искусства; познавательные мероприятия (посещение выставок, филармонических концертов, проводимых на базе ДШИ и площадках города).
- организация каникулярного времени: «Культурные каникулы» (просмотр с последующим обсуждением документальных и художественных фильмов, лекций, концертов, мастер-классов).
- работа с родителями: Клуб «До-ми-соль-ка» - информационно–просветительская работа с родителями, повышение психолого- педагогической культуры, педагогической компетенции; изучение запросов и потребностей родителей в организации образовательно- воспитательного процесса, социальный опрос, анкетирование.
Все направления деятельности в рамках Программы представляют собой единый комплекс мероприятий для обучающихся и их родителей (законных представителей).
- Концерты (концерты-лекции, концерты-беседы, тематические концерты с подготовкой сценариев), носят просветительский характер, проводятся с целью пропагандирования музыкального и исполнительского искусства среди детского и взрослого населения.
- Экскурсии (музеи, видео-экскурсии, викторины-экскурсии), осуществляются с целью духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся и предназначены как для обучающихся, так и для целевой аудитории.
- Беседы для детей и взрослых позволяют осуществлять просветительскую, популяризаторскую деятельность, способствуют формированию нравственных ценностей и общности интересов между детьми и взрослыми.
Программа культурно-досуговой деятельности не ограничена конкретными сроками, поэтому в процессе её реализации возможны изменения и корректировки относительно количества проводимых мероприятий.
Таким образом, длительная Программа культурно-досуговой деятельности:
- носит выраженный образовательный и социально-ориентированный характер,
- способствует развитию умений и навыков у детей,
- способствует социальной адаптации и социальной активность детей,
- предоставляет им возможность для самореализации в различных областях творчества в совместном со взрослыми проведении досуга.
- ЛИТЕРАТУРА
- Гальченко А.Б. О типологии досуговых программ и не только / Сфера досуга – сфера социализации, с. 47-51.
- Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность как педагогическая проблема //Образование и общество. – 2007. – №2. (Интернет-ресурс: education.recom.ru)
- Кульпетдинова М.Е. Подходы к разработке досуговых программ // Ключ к успеху. Сборник № 10, с. 276-277.
- Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Периодические издания, публикации в СМИ.