Аннотация к нотным сборникам : А. Доренский "Эстрадно-джазовые сюиты для баяна или аккордеона: 1-3 классы ДМШ" и "Эстрадно-джазовые сюиты для баяна или аккордеона: 3-5 классы ДМШ"

Дворянкина Светлана Николаевна

Данная статья является аннотацией к нотным сборникам А. Доренского "Эстрадно-джазовые сюиты для баяна или аккордеона" 1-3 кл,3-5 кл. В ней заключён методический и репертуарный обзор этого пособия, так популярного у молодых исполнителей и любителей музыки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya_k_dorenskomu.docx19.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Аннотация к нотным сборникам

"Эстрадно-джазовые сюиты для баяна или аккордеона: 1-3 классы ДМШ" и

"Эстрадно-джазовые сюиты для баяна или аккордеона: 3-5 классы ДМШ"

Автор: Доренский Александр

Издательство: Феникс, 2007; 2008 г.

Учебные пособия для ДМШ

Страниц: 56;  128 (Офсет)

Размеры: 286x200x7 мм

ISBN: 978-5-222-12644-8                ISBN: 978-5-222-13210-4

Сборник эстрадно-джазовых пьес является первым в этой области учебно-методическим пособием для начинающих баянистов/аккордеонистов. Тщательная исполнительская редакция, выявляющая жанрово-стилевые приметы джаза, теоретический материал, а также удобство исполнения пьес и разнообразие представленных в сборнике жанров способствуют формированию профессиональных навыков в освоении эстрадно-джазовой музыки с первых шагов. Музыкальный стиль представленных пьес отличается демократичностью языка, яркой образностью. Фактура произведений соответствует особенностям как баянной, так и аккордеонной клавиатур.
        Публикуемые пьесы представляют интерес   как для учащихся музыкальных школ, так и для широкого круга музыкантов-любителей.

       Автором сюит является Александр Тихонович Доренский – композитор, написавший огромное количество произведений для учащихся ДМШ. Доренский – преподаватель с 30-летним стажем. В сочинении произведений ему помогает большой педагогический опыт. Его произведения широко известны как в России, так и за рубежом. Свидетельством тому является их исполнение практически на всех детских музыкальных конкурсах России, Украины, Белоруссии, Венгрии. Многие пьесы композитора исполняются в переложении для оркестров и ансамблей различных составов, что говорит о большой популярности и востребованности творчества А. Доренского.

Сборник эстрадно-джазовых пьес А. Доренского адресован юным музыкантам – исполнителям на баяне и аккордеоне. Эстрадно-джазовое направление наряду с традиционно-народным и академическим, завоевало огромную популярность среди исполнителей баянистов/аккордеонистов. В настоящее время издаётся большое количество произведений в этом жанре – как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Целый ряд композиторов обрели широкую известность, работая в области эстрадно-джазовой музыки, в жанре мюзет, в так называемых «смешанных жанрах»: Власов, Зубицкий, Дербенко, Бажилин, Тома, Астье, Пьяццола…

Эстрадные пьесы для баяна/аккордеона появились ещё в первой половине 20 века. Как самостоятельная область, эстрадно-джазовое направление обозначилось в середине прошлого века и продолжает интенсивно развиваться в настоящее время. Уровень сложности произведений, завоевавших популярность, требует от музыкантов достаточно высокого уровня мастерства. Если сопоставить необходимый профессиональный уровень для их исполнения со ступенями образования, принятым в России, то можно соотнести его  со старшими классами  школ искусств, музыкальным училищем, ВУЗом. Пьесы же, представленные в данных сборниках, адресованы именно начинающим музыкантам – учащимся младших и средних  классов ДШИ.

В связи с большой популярностью эстрадно-джазовой музыки очень важно приобщение к ней исполнителей на ранних этапах обучения. Эстрадно-джазовые пьесы, как и любые другие, предполагают наличие определённых знаний, умений и навыков именно в этой области. И чем раньше они будут сформированы, тем лучше. Преподаватели школ искусств отмечают большой интерес учащихся к изучению и исполнению эстрадной музыки.

Произведения эстрадно-джазового направления в основном пишутся для готового инструмента, чем, наряду с привлекательностью самой музыки, и объясняется их большая популярность. Пьесы Доренского написаны для готового инструмента, что делает их доступными для обладателей любых моделей инструментов.

А. Доренский решил написать сюиты, состоящие из пьес, имитирующих классические джазовые инструментальные формы. Композитор тщательно изучил музыкальный язык джазовых направлений и постарался отразить в пьесах их основные характерные черты. Познакомившись с этими произведениями, юные музыканты будут подготовлены к восприятию и исполнению признанных шедевров джазовой музыки.

Отличительной особенностью пьес Доренского является удобство их исполнения на баяне и аккордеоне. Органичное слияние музыкального языка и клавиатур, порождающее это самое удобство, даёт возможность даже маленьким детям достигать убедительного художественного результата. Пьесы данных сборников тщательно отредактированы. Исполнительская редакция основывается на особенностях того или иного жанра. (Недостаток – отсутствие проставленной аппликатуры).

Для более грамотного и осмысленного исполнения во вступительной статье излагаются некоторые сведения из истории джаза, а также краткая характеристика инструментальных пьес, вошедших в сборник. Ведь в процессе становления и развития джаза происходило взаимодействие различных стилей. Синтез лёгкой, джазовой и академической музыки порождал своеобразный музыкальный язык, особые приёмы звукоизвлечения, интонирования, динамику, штрихи, характерные для данного направления. Всё это долгое время никак не фиксировалось в нотных изданиях, да и в настоящее время эта тенденция в большинстве случаев сохраняется. Джазовые музыканты объясняют это сложившейся традицией воспринимать особенности исполнения на слух. Они слушают записи известных музыкантов, «снимают на слух» популярные мелодии и аранжируют их.

Ещё одним моментом, повлиявшим на специфику создания джазовой музыки, послужил тот факт, что джазовое исполнительство изначально развивалось как импровизационное. Этим, очевидно, объясняется отсутствие пьес для детей. Задача сборников познакомить юных исполнителей с уже сформировавшимися особенностями джазовой «лексики», различными танцевальными и песенными жанрами, стилевыми особенностями инструментального джаза. Краткий исторический экскурс поможет преподавателям смелее работать с текстами и вносить, если это необходимо, корректировку в процессе интерпретации произведений.

                                  Образец содержания сюит 1-3 кл.

СОДЕРЖАНИЕ:

  • ПЕРВАЯ СЮИТА
  • Баллада
  • Регтайм
  • Блюз
  • Свинг
  • Регтайм
  • ВТОРАЯ СЮИТА
  • Песня
  • Баллада
  • Блюз
  • Кантри
  • ТРЕТЬЯ СЮИТА
  • Блюз
  • Свинг
  • Блюз
  • Регтайм
  • ЧЕТВЕРТАЯ СЮИТА
  • Регтайм
  • Свинг
  • Блюз
  • Чарльстон
  • ПЯТАЯ СЮИТА
  • Песня
  • Медленный вальс (вальс-бостон)
  • Регтайм
  • Блюз
  • Фокстрот
  • ШЕСТАЯ СЮИТА
  • Кекуок
  • Блюз
  • Джаз-вальс
  • Рок-н-ролл

Подготовила:

Дворянкина С.Н.

г. Кинель      октябрь 2019г.