Применение инновационных педагогических технологий в системе дополнительного образования на примере изучения основ гармонии на музыкальном отделении детских школ искусств

Панина Ольга Михайловна

Изучение музыкального языка, как, впрочем, и любого другого, имеет смысл лишь в том случае, если предполагается не только его «цитировать», но и говорить на нём. В связи с этим вопрос знакомства с основами гармонии и овладения навыками подбора аккомпанемента в системе дополнительного образования является весьма актуальным. За время обучения основам гармонии учащиеся приобретают ряд практических навыков: подбор на инструменте мелодии, анализ её тонального и функционального планов и исполнение её с аккомпанементом, учитывая жанровые особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл garmonii_v_sisteme_dop_obrazovaniya.docx36.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ -  Югра

Нижневартовский район

МАОДО «Новоаганская ДШИ»

Методическая работа на тему:

«Применение инновационных педагогических технологий

в системе дополнительного образования

на примере изучения основ гармонии

на музыкальном отделении детских школ искусств»

 Автор:

преподаватель

МАОДО «Новоаганская ДШИ»

Панина О.М.

гп. Новоаганск

2017 г.

Применение инновационных педагогических технологий

в системе дополнительного образования

на примере изучения основ гармонии

на музыкальном отделении детских школ искусств

Под инновациями в образовании понимается внедрение и практическое использование в работе передовых педагогических технологий, информационных технологий, владение знаниями последних научных исследований в области педагогики и психологии. В учебном процессе должно быть определённое, выверенное соотношение «старого и нового», традиционного и инновационного, укореняющего знания - и «зовущего вперёд». Под инновациями в образовании также понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту обучающихся.  Существующая в современной педагогической науке проблема эффективности инновационной деятельности – это во многом следствие непонимания, искажения сущности самого термина «инновация». Инновация – это новое, призванное обеспечить постепенное развитие, усовершенствование системы, переход её в качественно новое состояние. Инновации осуществляются за счёт ресурсов самой системы, и направлены на её изменение – в этом их принципиальное значение. Они не исчерпываются только отрицанием старого, общепринятого, консервативного, предполагая целенаправленный характер нововведений и их ориентацию на стабильность. В настоящее время инновационный характер образования становится важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами за влияние на подрастающее поколение. В условиях детской школы искусств инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью преподавателей и практической творческой деятельностью учащихся.

Обучение музыке – это обучение особому виду духовно-практической деятельности, без которой не может существовать мир для человека и человек в мире. Сегодня одной из актуальных задач музыкальной педагогики является воспитание у учащихся стремления к самовыражению посредством музицирования, поэтому основу учебного процесса должны составлять творчество и продуктивная музыкальная деятельность. Ведь изучение музыкального языка, как, впрочем, и любого другого, имеет смысл лишь в том случае, если предполагается не только его «цитировать», но и говорить на нём. Здесь особо болезненно возникает вопрос о профессионализме, ведь курс на музицирование может оказаться чреватым дилетантизмом; недаром в самом выражении «музицирование» сквозит лёгкий налёт анахронизма или иронии. Но порою, чтобы ответить на сложные вопросы, полезно задать их себе в максимально простой форме. Для того чтобы осознать смысл термина «музицирование», нужно всего лишь совершить экскурс в историю возникновения и развития этого понятия. Память подсказывает череду музицирующих любителей  -  монархов, дворян, купцов: прусский Фридрих, князь Лихновский, граф Виельгорский, заказчик моцартовских квартетов голландский любитель де Жан… Если мы обратимся к истории, то увидим, что ни одной жизнеспособной педагогической системе в прошлом не удалось избежать бытового репертуара, будь то хоралы и гимны, танцы и песни, романсы и популярные пьесы из инструментальных альбомов. Иначе говоря, на каждой фазе развития стиля есть своя обиходная музыка, свой этап повсеместного музицирования, рождающий дилетантизм в нетривиальном значении этого термина. Дилетант  -  это человек, занимающийся искусством с большой энергией наряду с основным занятием и исторически сложилось так, что взлёту гения в искусстве всегда предшествует стадия всеобщего бурного музицирования. Существует огромная область музыки, созданной в расчёте на дилетантское музицирование в прошлом и создаваемое сегодня в неменьшем количестве, и, в силу её доступности и простоты формы, она может стать предметом музицирования учащихся. Важно поверить, что демократический музыкальный репертуар можно вовлечь в систему воспитания личности, приобщая учащихся ДМШ, ДШИ к основам гармонии и подбору аккомпанемента. Такое приобщение предполагает одновременно с изучением учебного материала  стимулирование творческой активности учащихся.

Всё изложенное выше  приводит к тому, что вопрос знакомства с основами гармонии и овладения навыками подбора аккомпанемента в системе дополнительного образования становится актуальным.

Одним из самых основных требований для введения курса основ гармонии в учебный план ДМШ, ДШИ является строгое следование таким принципам дидактики как научность и наглядность. Присутствие предмета «Основы гармонии» в учебном процессе отвечает современным тенденциям музыкального образования и является чрезвычайно перспективным, так как позволяет эффективно развивать гармонический слух, способности к слуховому анализу, навыки различных видов самостоятельного музицирования, обычно отстающие в процессе традиционного обучения музыке.

Программа курса основ гармонии опирается на три направления, существующие в музыкальной педагогике.

Первое направление представляет собой «теорию ладового ритма» Б.Л.Яворского. Наиболее ценно в данной теории то, что слуховые тяготения рассматриваются как основа лада, что находит своё отражение в игре на фортепиано гармонических последовательностей, когда под голосоведением подразумевается движение кратчайшим (но не единственно возможным) путём по логике ладотональных связей. В целом для этого направления характерна точная и последовательная опора на классическую гармонию. Путь обучения повторяет исторический путь развития гармонии: от простого кадансового оборота к расширению и усложнению, к отклонениям и ладовой альтерации.

Второе направление характеризуется творчеством К.Орффа в области массового музыкального воспитания. Анализируя новые тенденции в развитии композиторской техники, возникшие в начале ХХ века в противовес основному направлению, для которого важнейшим организационным моментом стала гармоническая функциональность, К.Орфф отмечает важнейшую современную тенденцию - стремление к эмансипации мелодии, опирающееся на фольклор. Гармония при этом становится вторичной, приобретая черты натуральной ладовости и ладовой вариантности. Отражая эти тенденции, данный курс основ гармонии рано приучает слух учащихся к ладовому многообразию. Ведь программа сольфеджио излишне опекает слух учащихся, укрепляя в нём единственную унифицированную ладовую модель, тогда как народные мелодии не подчиняются ступеневой дифференциации. Ещё А.Н.Серов писал, что народная песня не знает ни мажора, ни минора.

Третье направление, которое наиболее полно отражает данную систему преподавания гармонии, опирается на традиции школы П.И.Чайковского. Оно широко охватывает музыкально-стилистические явления, характерные для направлений, изложенных выше. В педагогическом процессе опора на методику П.И.Чайковского имеет ряд преимуществ. Специфика этой методики особенно сказывается на начальном этапе, ведь, следуя традициям П.И.Чайковского, курс изучения основ гармонии начинается с прохождения всех трезвучий лада в противоположность традиционной системе преподавания, которая даёт лишь три главных трезвучия. Все типы аккордов даются также одновременно, так что с первых же шагов предоставляется свобода выбора - как слухового, так и логически осознанного вариантов гармонизации мелодии.

Программа курса основ гармонии включает следующие разделы:

  1. Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух);
  2. Игра на фортепиано гармонических последовательностей;
  3. Гармонизация мелодий;
  4. Импровизация или сочинение  (по выбору);
  5. Теоретические сведения.

Развитие гармонического слуха, музыкальной памяти, логического мышления учащихся в курсе основ гармонии может быть осуществлено лишь в том случае, если все формы работы, предусмотренные программой, будут находиться между собой в тесной взаимосвязи. Знание теоретических основ гармонии способствует выработке сознательного отношения к изучаемым музыкальным явлениям и исполняемым произведениям.

Так как любое явление в музыке не может быть осмысленно вне его связи с классическими музыкальными образцами, одной из важнейших задач предмета является выработка у учащихся слуховых музыкальных представлений, которые необходимы как для успешной исполнительской практики учащихся, так и для дальнейшей их деятельности в качестве музыкантов-профессионалов и любителей.

Изучение основ гармонии в школе поможет воспитать у учащихся  «чувство музыкальной логики»  (В.Цуккерман), а понимание ладотонального строения гомофонной темы и умение выразить музыкальную мысль в красочных гармонических звучаниях - безусловно желательно для профессионально ориентированных учащихся ДШИ.

В учебной работе постоянно приходится возвращаться к ранее вводимым  гармоническим средствам и затронутым вопросам, так как сначала невозможно их рассмотреть в достаточно полном объёме. Поэтому наиболее успешным будет применение в работе концентрического метода подачи материала.

Само собой разумеется, что объём курса основ гармонии зависит от уровня подготовки учащихся и их музыкальных способностей. Должна допускаться известная дифференциация и индивидуализация. Таким образом, успех работы в значительной мере зависит от умения преподавателя методически маневрировать в соответствии с конкретными условиями.

За время обучения основам гармонии учащиеся должны приобрести ряд практических навыков: подбор на инструменте мелодии, анализ её тонального и функционального планов и исполнение её с аккомпанементом, учитывая жанровые особенности.

Курс основ гармонии в ДШИ является, с одной стороны, завершённым, так как охватывает весь основной материал – от главных трезвучий до модуляций. С другой – он предваряет специальный курс гармонии в музыкальном училище, в котором средства и приёмы гармонического письма изучаются на более высоком уровне. Поэтому более сложные средства в данном курсе могут рассматриваться в объёме, достаточном для начального профессионального музыкального образования, в расчете на более подробное изучение их в ССУЗе.

Тематический план.

I год обучения

№ п/п

Тема

Содержание

Кол-во часов

Иллюстративный музыкальный материал и репертуар

1

Общее понятие гармонии. Мелодия

и гармония.

Область применения термина «гармония». Гармония как один из элементов выразительных средств в музыке. Гармония как основная господствующая ладогармоническая система, сформировавшаяся в классическом искусстве XVIII – XIX вв. и сохранившая значение в наши дни. Гомофонно-гармонический склад.

3

В. А. Моцарт. Соната № 11, рондо;

М. И. Глинка

 «Среди долины ровныя»;

Ф. Мендельсон Свадебный марш;

Р. Шуман «Весёлый крестьянин»

2

Гармония как наука.

Аккорд как основной элемент гармонии.

Его свойства. Типы аккордов.

Гармония как учение об аккордах и их связи между собой в ладу. Терцовый принцип строения аккордов. Трезвучие, септаккорд, нонаккорд. Названия тонов аккорда.

2

Гармонические последовательности

3

Четырёхголосный склад

Понятие склада и фактуры. Гармонический склад. Происхождение 4-хголосия в гармонии. Названия голосов. Удвоения и пропуски тонов. Мелодическое положение

тонов аккорда.

4

Р. Шуман «Вечерняя звезда»;

П. Чайковский «Утренняя молитва»,

«В церкви»; «Болезнь куклы»

Г. Гендель «Пассакалия» из сюиты № 7

4

Понятие лада и тоники. Ладовые функции

Лад как система музыкальных звуков, объединённых тяготением к единому устойчивому центру – тонике. Функциональная логика лада. Субдоминанта и доминанта как главные неустойчивые функции

2

Гармонические последовательности

И.С. Бах, прелюдии из ХТК

5

Автентический

и плагальный обороты. Полный функциональный гармонический оборот

Соотношение устойчивости и неустойчивости как основа гармонического движения. Оборот

Т-D-T, связанный с разрешением D в Т – автентический; оборот T-S-T, связанный с разрешением субдоминанты в тонику – плагальный. Т-S-D-T как самый распространённый функциональный оборот

2

П. Чайковский «Похороны куклы»,

Л. Бетховен «К Элизе»,

соната 20, II ч.;

И. Бах, прелюдии из ХТК;

В. Моцарт, симфония № 40, I ч.;

В. Соловьёв-Седой

«Подмосковные вечера»;

А. Пахмутова «Нежность»

6

Жанровые особенности мелодии и тип аккомпанемента

Анализ фактуры различных видов в музыкальных произведениях по нотному тексту

3

М. Глинка, полька;

Т. Хренников

«Колыбельная Светланы»;

Э. Григ, «Пер Гюнт» соч. 46, №2

«Смерть Озе»;

Ф. Мендельсон

«Песня венецианского гондольера»;

Р. Шуман, арабески;

Ф. Лист «Утешение» №3

7

Понятие голосоведения

Проявление мелодических свойств интервалов в гармонической последовательности, Соединение аккордов кратчайшим путём по логике мелодических связей

4

Гармонические последовательности

8

Аккорды на ступенях лада

Построение и игра аккордов на ступенях лада. Гармонизация мелодии трезвучиями главных ступеней

7

В. Витлин «Серенькая кошечка»;

Р. Паулс «Колыбельная»;

И. Брамс «Колыбельная»;

А. Филиппенко «Курочка»

9

Аккорды на ступенях лада. Три типа аккордов

Гармонизация мелодии Т53; S53; II7; D53; D7; VI53. Конструирование, импровизация или сочинение (по выбору) мелодии на заданный мелодический оборот.

7

В. Золотарёв

«Ночь такая лунная», «Дождик»;

Е. Крылатов

«Колыбельная медведицы»

II год обучения

№ п/п

Тема

Содержание

Кол-во часов

Иллюстративный музыкальный материал и репертуар

1

Период как музыкальная форма. Предложение. Каденция

Период как форма изложения относительно законченной мысли, состоящая из 2-х предложений. Гармоническое развитие в периоде. Функциональные особенности кульминации. Виды каденций

3

Ф. Шопен, прелюдия № 7; Р.

Паулс «Синее море»;

А. Петров «Романс Настеньки»

2

Обращение аккордов.

Строение обращений, удвоения тонов. Построение обращений аккордов от звука и в ладу

2

Р. Шуман «Народная песенка»;

М. Глинка «Бедный певец»

3

Кадансовый квартсекстаккорд

Кадансовый квартсекстаккорд

как наложение Т53 на

доминантовый бас в каденциях.

Аккорды, предшествующие К64.

Его значение и место в периоде.

2

Л. Бетховен, соната № 14, II ч.;

В. Моцарт, соната № 11, I ч.;

А. Львов «Боже, Царя храни»

4

Понятие родства тональностей. Тональности I степени родства

Понятие о степени близости и удалённости тональностей. Смена тональностей внутри музыкального построения. Связь тональностей через общие трезвучия

2

Гармонические последовательности;

А. Варламов «Горные вершины»;

В. Лебедев «Ланфрен-ланфра», «Сверчок»

5

Понятие модуляции

Модуляция как переход из одной тональности в другую. Роль модуляции в организации музыкальной формы. Классификация модуляций

4

А. Варламов «Горные вершины»;

Ф. Шуберт «Форель»;

М. Глинка «Не томи, родимый»;

А. Даргомыжский «Шестнадцать лет»

6

Отклонения в тональности I степени родства через побочную доминанту.

Отклонение из минора

в параллельный мажор

7

Ю. Варум «Городок»;

А. Рыбников «Романс офицеров»,

«Белый шиповник»;

Э. Уэббер, Ария Иисуса,

ария Марии Магдалины;

В. Кузьмин «Золотая карусель»

7

Понятие двойной доминанты

Двойная доминанта – доминанта к доминанте. IV# ступень как вводный тон тональности V ступени. Структурные совпадения DD7 c D7

6

Старинный русский романс «Я встретил Вас»; В. Маркин «Сиреневый туман», «Царевна Несмеяна»

8

Отклонения в тональности I степени родства

Отклонение из мажора в тональность II ступени

8

Грузинская народная песня «Светлячок»; старинный русский романс «Тёмно-вишнёвая шаль»; русская народная песня «Степь, да степь кругом»

III год обучения

№ п/п

Тема

Содержание

Кол-во часов

Иллюстративный музыкальный материал и репертуар

1

Гармонизация мелодий с использованием пройденных аккордов

Гармонизация мелодии как раскрытие её ладогармонической основы

12

Н. Ладухин «Одноголосное сольфеджио» № 19, 21, 27 и другие по выбору педагога

2

Отклонения в тональности I степени родства

Отклонение из мажора в параллельный минор

6

Р.н.п. «Лучина»;

Дж. Браун «Когда святые маршируют»;

Дж. С. Смит «Гимн США»

3

Модуляция в тональность I степени родства

Модуляция из мажора в тональность доминанты и III ступени в сочетании с отклонениями в тональности I степени родства

16

А. Варламов «Горные вершины»;

М. Дунаевский «33 коровы»;

А. Львов «Боже, Царя храни»;

М. Глинка «Не томи, родимый»;

И. Шварц «Приметы»

IV год обучения

№ п/п

Тема

Содержание

Кол-во часов

Иллюстративный музыкальный материал и репертуар

1

Нонаккорд двойной доминанты

Гармонизация мелодии с применением DD в каденции и начале предложения

12

Ю. Саульский «Чёрный кот»;

В.Дашкевич «Вавилонские реки»

Д. Тухманов «Напрасные слова»

2

Отклонение

через D

Отклонение из минора в тональность субдоминанты

12

Е. Зубков «Школьная пора»;

В. Лебедев «Ланфрен-ланфра»;

Б. Гребенщиков «Город золотой»;

Ю. Варум «Ля-ля-фа»;

А. Зацепин «Есть только миг»

О. Панина «Песня о малой родине»

3

Понятие ладовой альтерации. Альтерация аккордов субдоминантовой группы

Общее понятие об альтерации как о понижении или повышении неустойчивых ступеней лада, обостряющее их тяготение. Схема альтераций, возможных в мажоре и миноре. Альтерированные аккорды субдоминантовой группы, включающие IV повышенную ступень

6

И. Шварц «Уныние»;

И. Дунаевский «Капитан»;

М. Красев «Ёлочка»;

Е. Бекман «В лесу родилась ёлочка»;

Т. Хренников «Московские окна»

4

Гармонизация мелодий

Гармонизация мелодий с применением всех изученных аккордов

4

Е. Колмановский «Чёрное и белое»;

А. Петров «Романс Настеньки»;

Д. Тухманов «Чистые пруды»;

М. Минков «Ты на свете есть»;

американская песня

«Дом восходящего солнца»

Список рекомендованной литературы

1. А. Мясоедов. Учебник гармонии. М., «Музыка», 1980.

2. А. Степанов. Методика преподавания гармонии. М., «Музыка», 1984.

3. Т. Бершадская. Лекции по гармонии. Л., «Музыка», 1978.

4. Ю. Тюлин, Н. Привано. Теоретические основы гармонии. Л., 1956.

5. С. Григорьев. Теоретический курс гармонии. М., 1981.

6. В. Харишина. Чему учить в классе гармонии /Из опыта работы/ «Советская музыка», № 7, 1990.

7. Ю. Тюлин, Н. Привано. Учебник гармонии. М., 1986.

8. Развитие навыков самостоятельного мышления у начинающих музыкантов. Методическая разработка для преподавателей ДМШ, ДШИ / Сост.: Н. Шенкман. М., 1991.