Сценарий концерта "Песни и танцы народов мира в обработке для синтезатора"

Сценарий концерта, проходившего в 2018 году, разработанный Бондаренко З.В. Подобные концерты секции электронно- музыкальных инструментов проходят ежегодно , начиная с 2017 года и по настоящее время.Дети играют на синтезаторе в национальных костюмах.Ведущая ( Бондаренко З.В.) рассказывает о национальных особенностях песен, танцев , костюмов, а также , какие инструменты использовались в аранжировках пьес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesni_i_tantsy_lektsiya.doc52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Концерт – лекция

«Песни и танцы народов мира в обработке для синтезатора»

(лектор-Бондаренко Зоя Викторовна)

Добрый вечер, уважаемые гости! Сегодня мы проводим наш традиционный концерт, посвящённый народному творчеству. Вы услышите народные танцы и песни в обработке для  синтезатора.

Современные электронные  цифровые инструменты универсальны по своим художественным возможностям. С их помощью можно ярко озвучить не только эстрадную и классическую музыку, но и музыку народную. Так в наборе паттернов любого синтезатора обязательно присутствуют ритмы танцев и песен разных народов - европейских, южно - и североамериканских, а иногда даже африканских, индийских и арабских. В электронном наборе голосов всегда можно найти народные инструменты: аккордеон, гитару, банджо, цимбалы, пан-флейту, волынку и др. Да  и сам характер музицирования на цифровых инструментах близок народному музицированию, ибо в отличие от академических форм исполнительства всегда подразумевает соавторство, активное вмешательство в текст оригинала -  хотя бы в форме подбора подходящего тембра для мелодии и паттерна для ее сопровождения.

1.

В аранжировке этих вариаций используются несколько паттернов: Ober Polka и Shlager Polka. Обратите внимание на то, что постоянно меняется состав оркестра. Звучание ложек имитируется кастаньетами, используются разные виды гармошек. Интересно использование таких голосов, как Сowbell (коровий колокольчик), Dulcimer(цимбалы), для шумовых эффектов используем тембр Gamelan Gongs.Также интересно звучит тембр Steirish (используем для имитации тембра гармошки).

Цимбалы(Dulcimer)- струнный ударный инструмент. Играют на цимбалах деревянными палочками или молоточками. Звук получается нежный, звенящий, напоминающий гусли.

Исполняются вариации на тему русской народной песни «Каравай»

2.

Песня «Жил был у бабушки серенький козлик» является одной из самых популярных в русском фольклоре. Каждая фраза из неё вошла в крылатые выражения русского языка. И вместе с тем про историю создания песни известно очень мало.

Бесхитростный сюжет представляет собой обычный педагогический назидательный рассказ, которых было немало в фольклорах любых стран: непослушный козлик ушёл в лес без разрешения бабушки, за что и был сурово наказан. Очень простые мелодия и слова с двухразовым повторением, врезающиеся в память, обессмертили эту песню

Комический характер пьесы предполагает выбор характерных голосов для инструментовки мелодии (с хрипотцой, гнусавых или визгливых).

Исполняется русская народная песня «Жил был у бабушки серенький козлик»

3.

Народное творчество возникло очень давно. Оно было связано с различными сторонами быта и трудовой деятельности людей. И труд, и праздники сопровождались песнями, танцами, ритуальными действам. В отличие от профессиональной музыки, народное творчество не знает автора. Народные песни не записывались, а передавались из поколения в поколение.

Для аранжировки следующей пьесы выбран стиль автоаккомпанемента - Polka. Интересно звучит проведение темы инструментом мандолина.

Мандолина - струнный щипковый инструмент. На ее восьми струнах, настроенных попарно, играют медиатором, в технике тремоло.

Исполняется русская народная песня «Улица, ты улица»

4.

В народном творчестве находили выражение разнообразные душевные состояния человека - радостные и печальные, лирические и празднично-торжественные. Окружающая природа также влияла на народную музыку, особенно на рисунок мелодии.

У горных жителей большую роль, например, играет эхо; в русской протяжной песне слышится ширь полей и степей и раздолье могучих рек.

В аранжировке русской народной песни «Вечор ко мне девице» используется паттерн Power ballad. В звучании гитары рельефнее проявится свойственный этой мелодии задушевный настрой.

Исполняется русская народная песня «Вечор ко мне девице»

5.

Переходя от исполнителя к исполнителю, песня или наигрыш подвергались изменениям, возникали их варианты. Поэтому фольклористы в разных местах от разных исполнителей записывают порой очень отличающиеся друг от друга варианты одной и той же песни или наигрыша.

Исполняется русская народная песня «Пойду ль, я, выйду ль я»

6.

 В ряде случаев для придания звучанию вальсового паттерна большей мягкости, романсовости, соответствующей настрою лирической народной песне, целесообразно отключить партию ударных инструментов, что мы и слышим в обработке русской народной песни «Тонкая рябина».

Отключив партию ударных в автосопровождении, мы получим звучание, отвечающее лирическому настрою этого народного романса.

В инструментовке мелодии хороши будут народные инструменты – аккордеон в проведении темы, мандолина – в середине и миксты, объединяющие звонкие прозрачные и мягкие объемные голоса (челеста и ансамбль струнных с медленной атакой во второй вариации).

Исполняется русская народная песня «Тонкая рябина»

7.

В аранжировке русской народной песни «Ах вы, сени, мои сени» используется паттерн Hoedown.Здесь мы услышим сочетание игры с автоаккомпанементом и без него. Также обратите внимание на записанный педагогом мультипэд.

Исполняется русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени»

8.

«Вдоль по улице метелица метёт» — русская народная песня, известная с конца XVIII века. С 1840-х годов исполняется на музыку А. Е. Варламова.

 Песня "Вдоль по улице метелица метет" любима многими поколениями людей, образная лирика и простота сюжета притягивает, легко ложится на слух и запоминается. Душевность песни делает её доступной для любой аудитории, от мала до велика, музыка Александра Варламова очень ясно передаёт незамысловатый сюжет песни. Удалой молодец, влюблённый в прекрасную девицу, встречает свою зазнобу на улице, зимняя метель им не помеха, белый снег лишь подчёркивает чистоту чувств юноши. Он обращает внимание красавицы на себя, спешит рассказать ей о своей любви и рассчитывает на взаимность

Исполняется русская народная песня «Вдоль по улице метелица метёт»

9.

Текст романса «Выхожу один я на дорогу» с музыкой малоизвестного композитора Елизаветы Шашиной прочно отложился в памяти любителей пения и стал народным. Обратите внимание на современную обработку этого романса. Очень интересно звучит выбранный стиль – рок. Ну а для проведения темы используется тембр SteelGuitar.

Исполняется романс «Выхожу один я на дорогу»

10.

Танец – один из самых древних видов народного творчества в Белоруссии. Белорусский танцевально-песенный фольклор необыкновенно разнообразен и богат.

Белорусы – это веселый и работящий народ. Любовь к труду, как их основная национальная черта, отражена и в песенном, и в танцевальном искусстве этой страны.

Как и многие другие народные танцы, танец «Бульба» пришел к нам из глубины столетий. «Бульба» по-белорусски означает «картошка». Известно, что Беларусь – это страна, где основной сельскохозяйственной деятельностью является выращивание картофеля. Танец «Бульба» показывает зрителю трудовой процесс, связанный с посадкой, обработкой и выкапыванием картошки.

В аранжировке используем паттерн ShlagerPop.Здесь темброво противопоставлены тема и средний раздел. В начале и конце – ансамблевые тембры, средний раздел - сольный тембр. Финальное проведение темы – самое яркое (взяты оркестровые группы инструментов – ансамбль медных духовых и ансамбль струнных).

Исполняется Белорусский народный танец «Бульба»

11.

Главными отличительными чертами, с помощью которых мы можем определить принадлежность народного музыкального произведения к той или иной культуре являются ритм и мелодия. Благодаря ритму мы можем отличить один танец от другого (вальс от польки, лезгинку от тарантеллы). Существенную сторону народной музыки составляет ее мелодический рисунок. У одних народов он богаче, красочнее, разнообразнее, у других - лаконичнее, сдержаннее.  Каждый тип мелодики отвечает характеру народа, его жизни, истории, его национальному духу. И чем ярче, разнообразнее жизнь и национальный характер народа, тем многообразнее его музыка.

А сейчас мы послушаем эстонский танец. Здесь для аранжировки выбран паттерн Oberwaltz , голос – Musett.

Исполняется эстонский танец

12.

При подборе трехдольного аккомпанемента для народных песен, также как и для танцев возникают проблемы с преодолением однообразия звучания аккомпанемента в далеких друг от друга по образно- стилистическому строю произведениях. Выбирать приходится среди баллад на 6/8 и тех же вальсов. Среди вальсов можно найти один или два идущих в более медленном темпе, соответствующем темпу пьесы.

Германия состоит из разных регионов, в каждом из которых есть свои уникальные особенности и свои собственные разновидности танца. Тем не менее, большинство немецких народных танцев могут исполняться под ритмы лендлера, вальса или польки.

Так, для аранжировки пьесы «Деревенская свадьба» выбран паттерн Oberwaltz. Сейчас мы послушаем немецкий танец.

Исполняется Немецкий танец «Деревенская свадьба»

13.

Полька-Янка — белорусский народный танец, который позаимствовал основные движения из народной польки. Темп движений — умеренно-быстрый. Музыкальный размер – 2/4. Исполняют пары, весело и живо, с продвижением по кругу, характерно выстукивание ритма ногами и кружение пар.

Исполняется Белорусский народный танец «Полька-Янка»

14.

В аранжировке следующей пьесы используем паттерн French Waltz, тембры Accordion , середина –Accordion + Glockenspiel , реприза- Accordion c Auto Harmonize .

Исполняется чешская народная песня «Аннушка»

15.

Стилистика же народной музыки, особенно европейской, в наборе паттернов представлена, как правило, не столь богато. Поэтому, чтобы уйти от однообразия в построении аккомпанемента различных русских, украинских, белорусских, словацких, венгерских, молдавских, эстонских двухдольных танцев, приходится не только использовать все имеющиеся в наличии варианты полек, но иногда также обращаться к аналогичному по метру и фактуре народно-танцевальным  паттернам южно- и североамериканского происхождения (например , Pasodoble, Country , Bluegrass  и др.

Именно паттерн  Country используется в аранжировке белоруской народной песни «Козочка». Здесь мы используем мультипэды и необычные тембры, такие как Сowbell (коровий колокольчик) и кастаньеты для имитации звучания тембра ложек.

Исполняется белорусская народная песня «Козочка»

16.

Спиричуэлс – песни американских негров – близки джазовой стилистике, поэтому в аранжировке уместно использование джазового паттерна с пунктирным ритмом (свингом) и инструментов джаз – банды, например, саксофонов с их хрипловатым, вибрирующим звучанием.

Исполняется американская народная песня «Спиричуэлс»

17.

Испанская музыка

Само слово «rumba» в переводе с испанского означает — «путь. Музыкальный стиль румбы сформировался из наложения тягучих испанских мелодий на звучные африканские ритмы. В аранжировке используем тембры классической гитары и аккордеона.

Исполняется испанский танец «Сальвадор»

18.

Бачата - танец, появившийся в Доминиканской Республике в начале шестидесятых годов 20-го века. Длительное время бачата считалась танцем нищих и бедняков, а музыка, под которую исполняли незатейливые движения, была пропитана горечью неразделенной, несчастной любви и житейскими проблемами простых, небогатых людей.

Исполняется  танец  «Бачата»

На этом наш концерт окончен ,благодарим всех за внимание, до новых встреч!