Технологическая карьа открытого урока "Виды работы на уроке специальности в младших классах ДШИ"
Урок специальности в детской школе искусств – это особый вид деятельности, не похожий на уроки в общеобразовательной школе, так как это индивидуальное занятие преподавателя с учеником, целью которого является овладение игрой на инструменте, привитие любви к музыке, раскрытие творческих способностей учащегося.
Цель урока: Воспитание и закрепление начальных исполнительских навыков при обучении на домре через разные виды работы на уроке
Задачи:
- совершенствовать исполнительские навыки игры на домре;
- активизировать интерес к занятиям на домре через игровые методы;
- расширение музыкально-теоретических, музыкально-художественных знаний обучающейся;
- воспитание дисциплинированности, трудолюбия, практики работать в нестандартных условиях.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
«Виды работы на уроке специальности в младших классах ДШИ»
Ф.И.О. преподавателя: Черняева Любовь Леонидовна – преподаватель по классу домры ГБУ ДО НАО «ДШИ»
Концертмейстер: Банина Алиса Валентиновна – преподаватель по классу теоретических дисциплин ГБУ ДО НАО «ДШИ»
Ученик: Кычина Лилия - 1класс семилетнего срока обучения
Возраст: 7 лет
Предмет: Специальность (домра)
Тема урока: «Виды работы на уроке специальности в младших классах ДШИ»
Рабочая программа: Дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты». Учебный предмет «Специальность (домра)
Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков
Вид урока: Урок-практикум
Форма проведения урока: Индивидуальная
Цель урока: Воспитание и закрепление начальных исполнительских навыков при обучении на домре через разные виды работы на уроке
Задачи:
- совершенствовать исполнительские навыки игры на домре;
- активизировать интерес к занятиям на домре через игровые методы;
- расширение музыкально-теоретических, музыкально-художественных знаний обучающейся;
- воспитание дисциплинированности, трудолюбия, практики работать в нестандартных условиях.
Методы обучения: словестный, наглядно-слуховой, практический, игровой, музыкального обобщения
Применение педагогических технологий: технологии развивающего обучения, личностно-ориентируемого,
технологии использования в обучении игровых методов
Необходимое оборудование: домры, дидактический материал (карточки), нотный материал, фортепиано, пюпитр, стул, подставки для ног, кукла Варя.
Пояснительная записка
Каждый год в детскую школу искусств приходят первоклассники – любопытные, жаждущие встречи с музыкой, одержимые желанием научиться играть на своем любимом музыкальном инструменте. Работа с обучающимися младших классов, пожалуй, наиболее ответственна и трудна, т.к. преподаватель закладывает фундамент будущих умений и навыков, отношения к музыке.
Урок специальности в детской школе искусств – это особый вид деятельности, не похожий на уроки в общеобразовательной школе, так как это индивидуальное занятие преподавателя с учеником, целью которого является овладение игрой на инструменте, привитие любви к музыке, раскрытие творческих способностей учащегося.
Для концентрации внимания ребенка и достижения поставленных задач урока следует чередовать различные виды работы на уроке. Стиль преподавания с начинающим маленьким музыкантом должен быть творчески-активным, поэтому общий план урока составляется из разнообразных заданий, которые позволяют переключать внимание ребенка, не давая ему отвлекаться. При этом обязательно учитываются как общие особенности детской психики, свойственной данному возрасту ученика, так и его индивидуальные черты.
Предлагаемый урок проводится на основе дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты». Учебный предмет «Специальность (домра)», разработанной на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, с учетом федеральных государственных требований к дополнительной образовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Урок проводится с ученицей 1-го класса, 7-летнего возраста.
Участница открытого урока еще только начала овладевать основными приемами игры на домре, имеет минимальный опыт концертных выступлений. Вследствие этого, урок, направленный на воспитание и закрепление начальных исполнительских навыков при обучении на домре, призван активизировать интерес к занятиям на инструменте через разные виды работы на уроке при использовании игровых методов обучения и создания преподавателем «ситуации успеха» для ученицы.
Следуя теме урока, преподаватель показывает разные виды работы на уроке: инструктивный материал, работу над художественным образом, повтор минимума теоретических знаний, разбор нового произведения, активизируя навыки чтения с листа, игру в ансамбле, постоянный репертуар.
Урок строится в форме диалога учащегося и преподавателя, используется принцип активности – максимальное вовлечение учащегося в тему урока. Это содействует более полному осмыслению учащейся заданий, помогает быстрее и качественнее включиться в образовательно-познавательную деятельность урока.
Преподаватель в ведении урока использует принципы наглядности обучения - показа, объяснения материала урока, принцип последовательности и постепенности.
Творческая работа на уроке, основывается на начальных теоретических и практических знаниях, уже полученных ученицей в классе специальности, это мотивирует к активизации мыслительной деятельности, демонстрации своего кругозора, применению определенных навыков и умений.
Использование учебно-дидактических материалов способствует развитию способностей ученицы, закреплению полученных знаний, помогает в получении новых.
Смена видов деятельности на уроке (рассуждения, практические задания, работа с дидактическим материалом) придают уроку динамичность, исключают усталость, создавая для учащегося эмоционально-психологический комфорт.
В работе с детьми младшего школьного возраста есть свои, чисто возрастные трудности: рассеянное внимание, утомляемость, физическая утомляемость рук. Для снятия усталости рук преподаватель предлагает сделать небольшую разминку, используя интересные образные упражнения.
Мотивация познавательной деятельности | ||||||
Деятельность преподавателя | Деятельность учащегося | |||||
- создание условий для совершенствования умений и навыков; - активизация интереса к занятиям через игровые методы; - создание на уроке «ситуации успеха» | - получение позитивного настроя на урок; - коммуникабельность в условиях проведения урока в нестандартной форме; - удовлетворение от выполненной работы урока | |||||
Ход урока | ||||||
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность учащегося | Задания для учащегося, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | ||
Организация введения в урок | - обеспечивает начальную организацию и психологическую готовность ученицы к уроку: приветствие, проверка готовности инструментария, оценка готовности учащейся, объяснение «необычности» урока; - дополнительная мотивация ученицы: преподаватель представляет «гостя» урока – куклу Варю; - формулирует тему урока, через наводящие вопросы помогает ученице ее понять, «расшифровать» | - ученица занимает своё рабочее место, сосредотачивается, настраивается на урок в непривычных для нее условиях; - знакомится с куклой; - настраивается на определенный ритм занятия; | - обращает внимание на гостей в классе: «удовлетворяет свое любопытство», переключает внимание на преподавателя; - появляется желание выполнить все задания на «отлично» и «понравиться» кукле Варе; - слушает вопросы, размышляет, готовится отвечать | - позитивный рабочий настрой на урок; - полная готовность ученицы включиться в образовательно-познавательную деятельность; - дает ответы на заданные вопросы, демонстрирует понимание темы урока | ||
Основная часть урока | - преподаватель вступает в диалог с ученицей о действиях в начале урока: «С чего мы начинаем урок?», «Почему?»; - предлагает исполнить упражнения для правой руки; - предлагает исполнить упражнения для левой руки; - предлагает ответить на вопросы о понятиях «гамма», «трезвучие», «тоника», исполнить гамму ми минор; - предлагает проверить знание написания нот через отгадывание ребусов; - проверка домашнего задания: направляет мыслительную активность и фантазию ученицы на продолжение работы над пьесой С. Федорова «Мошка»: задает вопросы о художественном образе, динамических оттенках, о темпе произведения; - создает «ситуацию успеха»: хвалит ученицу за домашнюю работу, за исполнение пьесы; - создает условия для переключения видов учебной деятельности в режиме здоровьесбережения: предлагает выполнить упражнения для рук и пальчиков, игра с мячом, используемая одновременно для повтора знаний в области музыкальной грамоты; - преподаватель предлагает задание - разбор новой пьесы А. Купревича «Пингвины», используя начальные навыка чтения с листа: визуальный разбор нового нотного текста, выявление сложностей, анализ исполнения; - развивает умение и навык игры в ансамбле: работа над ансамблем «преподаватель-ученик» на примере пьесы в обр. О. Моисеевой «Во саду ли, в огороде»; - в завершении урока предлагает повторить репертуар: открыть «Музыкальную шкатулочку» и на выбор исполнить несколько произведений; | - отвечает на вопросы; - выбирает карточки для исполнения упражнений;
- внимательно слушает названия упражнения, понимает о каком упражнении идет речь; - отвечает на вопросы, демонстрируя знания предмета «сольфеджио»; - проявляет интерес, рассказывает, что такое ребус; - включается в работу, активизирует знания теории, отвечает на вопросы преподавателя; - убеждается в необходимости домашних занятий; - активно включается в мышечную гимнастику (упражнения для рук, пальчиков), игру с мячом; - при анализе нотного текста отвечает на наводящие вопросы, определяет размер, используемые длительности, паузы, знаки альтерации; - осмысленный переход к данному виду работы, повторение понятий «ансамбль», «партия»; «вариация»; - настраивается на свободное музицирование, выбирает пьесы для исполнения; | - готовится исполнять упражнения - «разыгрывать руки»; - контролирует положение исполнительского аппарата (правой руки, положение медиатора); - готовится применить свои навыки и умения; - применяет знания сольфеджио для исполнения гаммы; - знакомится с предложенными музыкальными ребусами; - показывает результат домашней подготовки: применение динамических оттенков, предложенного автором темпа пьесы для создания художественного образа произведения, отрабатывает конкретные задания преподавателя, слушая себя и анализируя свое исполнение; - накопление творческих впечатлений, удовлетворение от проделанной работы; - делает упражнения «Очки», «Кисточка», участвует в игре с мячом; - самостоятельное, в медленном темпе прочтение произведения в сопровождении концертмейстера; - играет, ровно и уверенно ведет свою партию, вслушиваясь в звучание соседней, соблюдает ритмический рисунок, заданный темп; - на память, в характере исполняет пьесы репертуара; | - ученица настроена на выполнение задания; - демонстрирует умение уверенного исполнения упражнений для правой руки, слуховое восприятие длинных и коротких слогов, порядок исполнения ударов вниз-вверх; - демонстрирует уверенное исполнение упражнений для левой руки, выполняя рекомендации преподавателя; - исполняет гамму заданными штрихами; - уверенно отгадывает ребусы, показывая знания написания нот; - исполняет пьесу в характере, осмысленно и эмоционально, выполняя оговоренные условности; - мотивация для дальнейшего обучения в классе специального инструмента; - эмоционально- физическая разрядка через упражнения для рук, повтор знаний в области музыкальной грамоты через игровые движения с мячом; - применяет на практике знания, накопленные в процессе совместной с преподавателем работы с нотными текстами за инструментом; - закрепление творческих навыков и способов действий, повышение уровня осмысления и умения игры в ансамбле; - испытывает удовлетворение от выполненной работы, чувствует уверенность в своих умениях, получает эмоциональную мотивацию для концертной деятельности и дальнейшей учебы; | ||
Домашнее задание | - говорит о продолжении работы в развитии техники левой руки (игра упражнений, гамм), работы над художественным образом произведений (музыкальность исполнения, красивое звукоизвлечение), навыком чтения с листа, умением играть в ансамбле, накопления репертуара (пополнение «Музыкальной шкатулочки»); - дарит «Календарь занятий»; | - выражает готовность продолжать работу в данных видах деятельности, развивая умения и навыки в практических занятиях на уроках и в домашней подготовке; - проявляет интерес к новому заданию; | - ежедневная домашняя подготовка к уроку; | - проявляет заинтересованность в результатах обучения и собственных достижениях; - стабильное техническое и творческое развитие ученицы; | ||
Подведение итогов. Рефлексия | ||||||
Деятельность преподавателя | Деятельность учащегося | |||||
- содействие осмыслению ученицей результативности собственной деятельности на уроке: - какие виды работы ты показала на уроке? - что показалось особенно трудным? - что больше всего понравилось? - понравился ли твой урок кукле Варе? | - отвечает на поставленные вопросы, анализируя урок, свои умения, навыки; |