Открытый урок в классе баяна преподавателя Андрюшина А.Г.
Открытый урок в классе баяна
преподавателя Андрюшина А.Г.
Место проведения: ДШИ
Дата проведения: 01.03.2020 г.,10:00
Тема урока: «Работа над оригинальным произведением крупной формы для готово-выборного, многотембрового баяна в старших классах ДШИ».
Тип урока: комбинированный (урок совместного творчества, урок совершенствования знаний и умений).
Цель урока: систематизация и обобщение знаний о крупной форме, работа над оригинальным произведением для готово-выборного, многотембрового баяна крупной формы в старших классах ДШИ на примере методико – исполнительского анализа Сонаты № 2 (III ч.) В. Золотарёва.
Задачи урока:
Образовательные:
- развитие навыков оркестрового мышления;
- передача содержания музыки, поиск нужного соотношения частей, осознание кульминации, устойчивость темпа.
Воспитательные:
- развитие коммуникативной культуры поведения и общения.
Развивающие:
- расширение кругозора в области структурирования крупной формы;
- развитие интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения.
Педагогические технологии:
- здоровьесберегающие (диамические паузы);
- технология продуктивного чтения (различное исполнение фрагментов произведения);
- элементы игровой технологии (элементы урока – концерта, урока – исследования);
- технология оценивания образовательных достижений.
Методы:
- аналитический,
- метод эмоциональной драматургии (для развития эмоциональной отзывчивости);
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (рассказ, объяснение, диалог);
- иллюстративный в сочетании с репродуктивным (инструментальный показ педагогом и воспроизведение услышанного обучающимся);
- эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для обучающегося слов, определений для описания исполнительских приёмов, научных терминов).
Оборудование и материалы: 2 баяна (для педагога и обучающегося), пюпитры для нот, ноутбук, проектор, экран.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_-_konspekt_otkrytogo_uroka_v_klasse_bayana_dshi.docx | 24.39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок в классе баяна
преподавателя Андрюшина А.Г.
Место проведения: ДШИ
Дата проведения: 01.03.2020 г.,10:00
Тема урока: «Работа над оригинальным произведением крупной формы для готово-выборного, многотембрового баяна в старших классах ДШИ».
Тип урока: комбинированный (урок совместного творчества, урок совершенствования знаний и умений).
Цель урока: систематизация и обобщение знаний о крупной форме, работа над оригинальным произведением для готово-выборного, многотембрового баяна крупной формы в старших классах ДШИ на примере методико – исполнительского анализа Сонаты № 2 (III ч.) В. Золотарёва.
Задачи урока:
Образовательные:
- развитие навыков оркестрового мышления;
- передача содержания музыки, поиск нужного соотношения частей, осознание кульминации, устойчивость темпа.
Воспитательные:
- развитие коммуникативной культуры поведения и общения.
Развивающие:
- расширение кругозора в области структурирования крупной формы;
- развитие интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения.
Педагогические технологии:
- здоровьесберегающие (диамические паузы);
- технология продуктивного чтения (различное исполнение фрагментов произведения);
- элементы игровой технологии (элементы урока – концерта, урока – исследования);
- технология оценивания образовательных достижений.
Методы:
- аналитический,
- метод эмоциональной драматургии (для развития эмоциональной отзывчивости);
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (рассказ, объяснение, диалог);
- иллюстративный в сочетании с репродуктивным (инструментальный показ педагогом и воспроизведение услышанного обучающимся);
- эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для обучающегося слов, определений для описания исполнительских приёмов, научных терминов).
Оборудование и материалы: 2 баяна (для педагога и обучающегося), пюпитры для нот, ноутбук, проектор, экран.
План – конспект открытого урока
I) Начало урока.
- Организационный этап.
а) приветствие;
б) сообщение цели и хода работы на уроке.
II) Основная часть урока.
- Теоретическая часть.
- Работа над III частью Сонаты № 2 В. Золотарёва
III) Заключительный этап.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
- Конец урока.
Ход урока:
Работа над оригинальными произведениями для готово-выборного, многотембрового баяна крупной формы является неотъемлемой частью обучения исполнительскому искусству на баяне. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для баянного исполнительства появление оригинальных произведений для готово-выборного, многотембрового баяна и в частности сочинений Вл. Золотарёва.
К середине 60-х годов прошлого столетия сложилась довольно парадоксальная ситуация: баян сформировался окончательно как готово-выборный, многотембровый инструмент и получил большое распространение в консерваториях и училищах, значительно расширился круг концертирующих музыкантов-баянистов, а оригинального репертуара для такого инструмента не было.
Появление Золотарёва в баянном искусстве было как нельзя более современным, он не только баянист и пишет именно для готово-выборного, многотембрового баяна, но и пишет содержательную, глубокую музыку.
Фактура в произведениях Золотарёва для баяна выписана инструментально удобно. Его сочинения звучат на баяне в акустическом плане естественно.
Вл. Золотарёва с полным правом можно назвать основоположником оригинального репертуара для многотембрового готово-выборного баяна.
Музыкальное творчество композитора - Владислава Андреевича Золотарёва (1942-1975) богато примерами полистилистики. В данном случае представляет особый интерес Соната № 2 (1971) для баяна. Она является ярким примером стилизации в манере венских классиков, о чём свидетельствует первоначальное название произведения – «Детская симфония в духе Гайдна».
Вопрос ученику: Что значит слово «Симфония»?
Ответ: Это произведение, которое исполняет симфонический оркестр.
А во времена, когда Гайдн писал свою музыку, слово “симфония” означало инструментальное произведение.
Вопрос: Что означает слово «Соната»?
Термин «соната» появился в XVI веке и, в противовес кантате (итал. cantare — петь), обозначал любую инструментальную музыку.
В XVII веке термин уже приобрел современное значение.
Классический сонатный цикл, начиная со второй половины XVIII века, состоит преимущественно из трёх частей, реже из четырёх.
Значительное развитие соната приобрела у Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Иоганнеса Брамса.
В произведениях Вл. Золотарёва очень много авторских ремарок. Нюансы часто преувеличены: ffff и т.д.
Вопрос: Почему?
Любое из моих сочинений для баяна – писал автор - могло стать оркестровым произведением, но для оркестра столько написано чудесного, что излишне дополнять.
Легко можно представить себе инструментованной и Сонату № 2.
Композитор добивался, чтобы баян звучал мощно, оркестрово, стремился к симфонизации баянного стиля. Однако, необходимо помнить, что даже в самых эмоциональных, динамически громких эпизодах нужно следить за тем, чтобы звучание баяна оставалось эстетически красивым.
Вопрос: Чем композитор подчёркивает контрасты?
Ответ: акцентами, штрихами и регистрами многотембрового баяна
Ученику предлагается сыграть произведение.
А теперь обратимся к форме сонаты. Какие разделы в ней есть? И что в них происходит?
Вопрос: Какова форма IIIчасти Сонаты № 2?
Ответ: Финал написан в форме «песенного» рондо с чертами вариационности и сложной трёхчастной формы. Подобные финалы, написанные в духе народной, бытовой, танцевальной музыки, являются характерными для венских классиков. Все эпизоды рондо, кроме среднего, являются вариациями первого эпизода. Средний эпизод представляет собой момент «Стилистического контраста», где звучит цитата русской народной песни «Как у наших у ворот». В Финале царит атмосфера шумного театрального представления и его разновидность – русское ярморочное балаганное представление, о чём свидетельствует, национальный колорит плясовых тем.
Можно предположить, что эта музыка моделирует «театр одного актёра», надевающего разные маски, поскольку тема-персонаж первого эпизода варьируется в последующих эпизодах. «Оповещает» о начале каждого эпизода «номера» фанфарная тема-«глашатая» и эпизодов-«номеров» подчёркивается сменой регистров и динамики по подобию контраста «tutti – solo» (f-p).
Предлагается проиграть 1 часть. (Муз. пример)
Вопрос: Что происходит в средней части и что же есть в этой части такого, чего нет в других?
Ответ: Средний эпизод предстаёт ярким контрастом (Allegro non troppo), вступление которого отмечено сменой темпа, динамики (fff-p), регистра «тутти» на «фагот» и тональности Fis-dur на Es-dur. Всё это обуславливает самостоятельность данного эпизода и способствует выявлению его функциональной близости к центральному разделу и в силу своей масштабности и образной контрастности он претендует на роль середины трёхчастной формы.
На интонационном уровне его отличает использование иной разновидности полистилистики – цитирования. В этом разделе цитируется русская народная песня «Как у наших, у ворот». Автор нашёл очень интересный буффонный аккомпанемент, сочетая басы с выборной клавиатурой.(Буффона́да (от итал. buffonata — шутовство, паясничанье) — утрированно-комическая манера актёрской игры. Основана на резком преувеличении (гротеск), окарикатуривании действий, явлений, черт характера персонажа, благодаря чему создаётся сатирический эффект. Термин имеет также значение «комическое представление, сценка, построенная на приёмах народного, площадного театра»).
Предлагается проиграть среднюю часть (Муз.пример)
Вопрос: В чём заключается момент игры на компазиционном уровне в средней части?
Ответ: Момент игры заключается в появлении «ложного» рефрена после среднего эпизода, то есть в подмене ожидаемого рефрена новой фанфарной темой (Vivacissimo), «Ложный» рефрен возвращает основную тональность финала (Fis-dur), востанавливает быстрый темп, регистровую окраску «тутти» и динамику (ff) рефрена, образую композиционный элипсис.
Предлагается проиграть «ложный рефрен» (Муз.пример)
Вопрос: Что происходит в третьей части Финала?
Ответ: Кульминация.
В третьей часть финала встречается эпизод вызывающий ассоциации с русскими инструментальными наигрышами или …(Муз.пример)
К концу Сонаты вихрь народного гулянья достигает кульминации. Композитор здесь использует разнообразные виртуозные приёмы исполнения на инструменте: игру секстами, гамообразные пассажи и, наконец, каскад эффектного «рикошета» мехом, который убидительно заключает финал. Рикошет ранее в баянной литературе не применялся.
Предлагается проиграть 3 часть финала (Муз. пример).
III) Заключительный этап
Рефлексия.
Вывод (совместный): Работа над произведениями Вл. Золотарёва развивает у учащихся навыки оркестрового мышления, расширяет кругозор, развивает интеллект, память, внимание, мышление, воображение, необходимых для передачи содержания музыки, поиска нужного соотношения частей, осознания кульминации.
В целом на композиционно-стилевом уровне в III части Сонаты № 2 прослеживается игра-перемещение в разностилевые пласты: в духе классицистов и обобщённо-русский.
В III части Сонаты композитор несколько условно претворяет стилистические особенности музыки венских классиков. Подражание индивидуальному духу музыки И. Гайдна прослеживается в общем жизнерадостном, задорно-юмористическом тоне в неконфликтной драматургии и в широком использовании приёмов игровой логики.
На основе изложенных наблюдений можно прийти к выводу о главенствующей роли игровой логики в организации музыкального материала III ч. Сонаты № 2. Данный метод сочинения характерен, в частности, для творческого наследия И.Гайдна, что объясняет выбор композитором первоначального названия для сонаты – «Детская симфония в духе Гайдна».