Вокальные способности и методы их развития в отечественной педагогике

Саркисова Анна Аркадьевна

Важно сформировать певческие навыки, именно в период детства  реализовать творческий потенциал ребенка и приобщить детей к певческому искусству.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

.

Вокальные способности и методы их развития в отечественной педагогике

Составил:

Педагог высшей категории эстрадного вокала

Саркисова Анна Аркадьевна

Санкт – Петербург

2018год

Вокальные способности и методы их развития в отечественной педагогике

Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, достаточно многозначен. В современной психологии и на протяжении всей истории ее развития можно встретить разные определения данного понятия, наиболее широкое и распространенное из которых: способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Древнеримский врач Гален во II в. до н. э. очень точно назвал любопытное свойство человека, которое мы теперь называем способностью. Гален сказал так: «это то, с помощью чего…»[1].

В современных исследованиях проблемы музыкального воспитания и развития школьников освещаются в работах Э.Б. Абдулина, О.А. Апраксиной, Л.А. Баренбойма, Е.А. Бодиной, Д.Б.Кабалевского, И.М. Красильникова, В.И. Петрушина, В.Г. Ражникова, Н.А. Терентьевой,  Г.М. Цыпина, Л.В. Школяр, в том числе рабочих программах, посвященных хоровому пению и вокальной педагогике (Ю.Б. Алиев, Т.А. Бейдер, Д.Л. Локшин, Е.В. Николаева, Г.А. Праслова).                                        

Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития певческих способностей. Он сравнивал точки зрения психологов, представлявших самые различные направления в психологии, и излагал свой взгляд на проблему. Он четко дал понимание приоритета о врожденности певческих способностей.

Выводы Б.М.Теплова, подтверждают наше несогласие с позицией большинства учителей музыки, не желающих заниматься с детьми, имеющими плохую интонацию и считающими, врождённые задатки, верней их отсутствие. Такой подход не позволят развить музыкальные способности плохо поющих детей и таким предположением отрицающих необходимость приобщения к активной певческой деятельности, таких учащихся. Основываясь на исследованиях Б.М. Теплова, ради подтверждения заявленной цели исследования и поставленных задач, мы выделяем три музыкальные способности, развитие которых считаем приоритетным:

  1. Ладовое чувство – способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.
  • Высокий уровень соответствует ярким эмоциональным проявлениям детей при пении песен разного характера, выраженным предпочтениям детей (просьбам повторить понравившуюся песню).
  • Средний уровень соответствует внешним проявлениям эмоциональности при исполнении песен.
  • Низкий уровень соответствует отсутствию внешних эмоциональных проявлений детей при исполнении песен.

  1. Музыкально-слуховые представления, то есть способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение.
  • Высокий уровень соответствует умению детей чисто интонировать мелодию песни с сопровождением и без него.
  • Средний уровень соответствует недостаточно чистому интонированию мелодии при исполнении песен с сопровождением и неустойчивости интонирования во время пения без сопровождения.
  • Низкий уровень соответствует неумению детей правильно интонировать мелодию.

  1. Музыкально-ритмическое чувство – способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
  • Высокий уровень соответствует умению учащихся ритмически правильно воспроизводить в хлопках ритмический рисунок мелодии исполняемой песни.
  • Средний уровень соответствует умению учащихся воспроизводить ритмический рисунок мелодии исполняемой песни с незначительными ошибками.
  • Низкий уровень соответствует неправильному ритмическому воспроизведению в хлопках мелодии исполняемой песни.

 В активной певческой деятельности совершенствуются восприятие, память, мышление, воображение, ощущения, приобретаются знания, возникают новые потребности, интересы, эмоции и, конечно же, развиваются музыкальные способности. В пении, как и в любой деятельности необходимы сознательность и целенаправленность. Сознание ребенка формируется в совместном пении, в деятельности со сверстниками и взрослыми. Дети приобретают опыт, учатся познавать себя и других, оценивать поступки, действия (С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская).

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Сольное пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.


[1] Скатерщиков В.К. Искусство как форма общественного сознания //Проблемы этики и эстетики. Вып. 2. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. - С.6- 13