"Сценическое воплощение произведения в работе с детским фольклорным ансамблем"
Методические рекомендации к мастер классу
"Сценическое воплощение произведения в работе с детским фольклорным ансамблем"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenicheskoe_voploshchenie_v_rabote_s_detskim_folklornym_ansamblem.docx | 695.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
к мастер классу
«Сценическое воплощение произведения в работе с детским фольклорным ансамблем»
автор: ПДО по фольклору
МБУ ДО ДШИ №3 «Младость» г. о. Самара
Леонова Е.Е.
Самара 2020 г.
Сценическое воплощение произведения в работе с детским фольклорным ансамблем
Цель: Научить детей воссоздавать художественно-сценический образа в исполняемом музыкальном произведении.
Задачи:
- воспитать навыки восприятия музыки через понимание образа произведения;
- ребёнка передавать характер произведения, его образное содержание;
- развить умения перевоплощаться в сценический образ;
- развить сценическую речь, образное мышление, эмоциональное раскрепощение;
- стимулировать потребность к творческому самовыражению учащихся;
- способствовать формированию мотивации к концертной деятельности;
- способствовать воспитанию эстетического, художественного вкуса;
- способствовать совершенствованию вокальной культуры исполнения;
- воспитывать в детях интерес к вокальной музыке.
В работе с детским фольклорным ансамблем стоит уделять большое внимание элементам фольклорного театра, так как фольклорная сказка имеет форму народно-игрового представления, ведь игровой фольклор интересен и понятен детям, что всегда легко вовлекает его в творческий процесс.
Для сценического воплощения фольклорного материала нужно уделять внимание не только сольному и ансамблевому пению, но и многим другим аспектам, например, таким как, сценическая речь (актёрская игра), основы хореографии бытового танца, отработка готовых песенных или речевых номеров на сцене. Участвуя в небольших спектаклях, основанных на фольклорном материале, дети могут не только стать исполнителями народной песни (в ансамбле и сольно), но и продемонстрировать актёрские навыки в качестве сказителя устного народного творчества.
Чтобы было легче сценически воплотить какое-либо произведение, ребенок должен понимать, о чем он поет и что пытается донести до зрителя, именно поэтому репертуар имеет огромное и основополагающее значение.
Для усвоения материала, надо четко продумывать структуру занятия. Важно иметь хорошо подобранный аудио и видео материал, который мог бы облегчить освоение теоретической информации. Так же для более эффективного усвоения изучаемой программы следует исходить из возрастных групп учащихся и отбирать материал, соответствующий возрасту. Правильное понимание темы поможет определиться с толкованием идеи песни.
Сценическое воплощение фольклорного произведения – это конечно же прежде всего пластика движений, жеста, акцента, мимики, артистичности, образности, передачи характера. Вначале всегда выявляется тема той или иной песни, обряда, или жанровой постановки.
Конечно же не мало важную роль в сценическом воплощении играет художественно-декоративное оформление сцены в формировании атмосферы сценического действия. Сценография может быть разработана детально с помощью насыщения сценического пространства декорациями, воспроизводящими картину реальной жизни, это конечно больше соответствует постановке фольклорного спектакля. В концертной программе художественное оформление исполнения народной песни может ограничиться отдельными обобщенными символами, такими как, например, пейзаж на заднике сцены или оформленные определенным образом кулисы. Особенность художественного оформления сцены заключается в том, что оно начинает создавать необходимую атмосферу еще до начала спектакля или исполнения концертного номера.
При применении музыкально-песенного фольклора возникает необходимость учитывать законы, которые выработаны другими сценическими жанрами, в частности, драматическим искусством. Большой режиссерской работы требует интерпретация традиционных обрядов и сцен народных гуляний, в них происходит соединение всех видов народного искусства: пения, танца, драматического действа.
В работе над сценическим воплощением музыкально-песенного фольклора перед руководителем выдвигаются как хормейстерские задачи, так и требования знания законов театрализации. Эти законы диктуют, во-первых, формирование художественного образа через выявление конфликта, который выражается во взаимоотношениях героев поэтического текста, в их личных переживаниях. Во-вторых, организацию сценического действия через систему выразительных средств театрального искусства.
Работа над эмоциональностью.
Развитие мышц лица необходима всем творческим коллективам разных направлений.
Лицо – это часть тела человека, обладающая костной и мышечной тканью. А для развития, любых мышц необходим тренаж.
Все мы умеем улыбаться, удивляться, пугаться, то есть выражать свои чувства, но делаем мы это на рефлекторном уровне. Для примера: грудной ребенок, когда ему хорошо - улыбается, когда плохо - плачет. Никто его этому не научил - это рефлексы. Но свойство всех рефлексов - они достаточно непродолжительны по времени. Для того чтобы удерживать долго то или иное выражение лица, необходима тренировка мышц.
Бытовые проявления чувств отличаются от сценических. В быту наши чувства и соответствующее им выражение лица проявляются для себя или для людей, близко нас окружающих. В сценическом варианте то или иное выражение лица предназначено для зрителя, находящегося как в первом, так и в последнем ряду. Потому оно должно быть ярче, выразительнее.
Часто дети просто не умеют создавать яркую и выразительную маску. Поэтому яркому, красивому выражению лица детей нужно научить. Но бывает, что попадается ребенок с настолько яркой мимикой, что впору у него поучиться самому. Поэтому нужно быть наблюдательным, чтобы такого ребенка не пропустить.
1. Одним из наиболее эффективных и любимых у детей упражнений является «Маски». Это своего рода выработка умения фиксировать на своём лице нужное в данный момент выражение.
В обычной жизни человек переживает огромное количество чувств с их оттенками, отличающихся по силе их проявлений. В работе с детьми над эмоциональностью, как правило, используется 6 основных проявлений чувств:
Удивление:
- нижняя челюсть оттягивается "вниз", рот раскрывается буквой "О" до отказа, брови поднимаются вверх, глаза раскрываются изо всех сил.
Радость:
- рот растянуть в улыбку, губы и зубы приоткрыты, глаза широко открыты.
Испуг:
- голова втягивается в плечи, глаза сильно зажмуриваются, губы поджимаются.
Грусть:
- этот вид маски можно проучивать сразу как живое лицо, только не позволять детям использовать руки и голос.
Кокетство:
- голова слегка наклонена и повернута, губы поджаты, глаза смещены до отказа в сторону вверх или вниз.
Злость:
- губы и зубы сжаты, голова наклонена вперед, глаза смотрят исподлобья.
Маски проучиваются на музыкальной основе. На протяжении одной музыкальной фразы необходимо удерживать маску, на следующей - отдыхать. Постепенно необходимо увеличивать скорость возникновения и исчезания маски. Потом добиваемся быстрых переходов из одной маски в другую.
2. Предложите проговорить фразы, обращая внимание на правильный выбор интонации.
Например:
Снег пошел
• Спрашиваете, удивляясь
• Восхищаетесь, радуясь
• Огорчаетесь смене погоды
• Уточняете
• Радостно сообщаете друзьям
Предложите каждому ребенку придумать свою фразу для следующего.
3. Тренируйтесь над переносом логического ударения с одного слова на другое. Предложение произносите столько раз, сколько в нем слов. И каждый раз ударение делайте только на одном — новом слове.
Например:
• Вы мне утром звонили? — (Я).
• Вы мне утром звонили? — (Вам).
• Вы мне утром звонили? — (Нет, вечером).
• Вы мне утром звонили? — (Звонил).
Заключение
Народной песне свойственна драматургия. В народе песню «сказывают», «играют», «разыгрывают». Но дело в том, что попадая на сцену, она утрачивает свою первоначальную функцию, становясь объектом сценического искусства.
Сценическое воплощение нередко отождествляется руководителями фольклорных ансамблей с мизансценированием, разводкой исполнительной на сцене. Однако сценическое воплощение – это, прежде всего глубокое проникновение в содержании песни и поиск адекватной ему формы сценического решения, а она может выражаться как в статике, так и в динамике: все диктует содержание песни.