Урок музыки "Мир музыки Бетховена"
Урок посвящен знакомству детей с музыкой Бетховена, ее особенностями и историям создания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_muzyki_bethovena.docx | 23.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Мир музыки Бетховена»
Педагогические цели | Создать условия для восприятия и понимания музыки разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты симфонии, развития умений слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров, осознавать значение средств музыкальной выразительности; способствовать вовлечению в коллективную работу по обсуждению музыкальных образов. |
Тип урока | Изучение и закрепление новых знаний |
Проблема урока | Почему музыка Бетховена продолжает волновать и интересовать людей современности? |
Планируемые результаты (предметные) | Узнают понятия рондо, композитор, исполнитель, слушатель, интонация. Научатся: слушать и понимать музыку, сравнивать образы небольших сочинений Л. Бетховена с образами Симфонии № 3 «Героическая», проводить интонационно-образный анализ, узнавать форму музыувльного произведения; выразительно исполнять песни хором. |
Личностные результаты | Проявляют устойчивое положительное отношение к урокам музыки |
Метапредметные универсальные учебные действия | Регулятивные: выполняют учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; понимают смысл инструкции учителя и вносят в нее коррективы. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; передают свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Выразительность. Изобразительность. Мелодия. Аккомпанемент. Лад. Музыкальная форма. Интонация. Средства музыкальной выразительности. |
Образовательные ресурсы | Учебник (Е. Критская, Г. Сергеева, Т. Шмагина), Компьютер, пианино. |
Музыкальный материал | «Лунная соната», «К Элизе», «Сурок», (Л. Бетховен) |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и методы контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | |||
I. Организация начала урока | Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Проявляют эмоциональное отношение к учебно-познавательной деятельности | Фронтальная. Наблюдение |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | - Сегодня мы продолжим изучать творчество Л. Бетховена, познакомимся с его известными произведениями, узнаем еще несколько фактов из его жизни и исполним песню. Как бы вы определили тему сегодняшнего урока? - Какие цели вы для себя сегодня ставите? (Знакомство с творчеством Бетховена) Формирование темы урока – Мир музыки Бетховена. Задача – Что в музыке Бетховена привлекает и сегодня? | Слушают учителя. Формулируют тему урока. Формулируют цели | Формулируют и принимают учебную задачу. Учатся высказывать свое предположение на основе имеющегося опыта и знаний, выдвигают гипотезы | Фронтальная, индивидуальная. Наблюдение, устный опрос |
III. Актуализация знаний | Вспомним – что мы узнали о Бетховене на прошлом уроке? - Представьте себе, человек, который ничего не слышит, которого окружает только тишина, пишет красивейшую музыку. Именно музыка поддерживала его, вселяла надежду и уверенность. - Как вы думаете, человек с такой трудной судьбой произведения какого характера мог написать? -С каким произведением Бетховена мы познакомились на прошлом уроке? - Давайте сегодня послушаем некоторые самые известные произведения этого композитора. | Рассказывают биографию Бетховена. Слушают учителя. Рассуждают, делают предположения. Слушают учителя | Участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки; оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Проявляют интерес к учебному материалу; владеют знаниями основных моральных норм поведения. Адекватно воспринимают оценку своей работы учителем | Фронтальная. Устный опрос |
IV. Первичное усвоение новых знаний | Слушание Сонаты № 14(1 часть) «Лунная» -Как звучала музыка? Какие образы возникли у вас? С каким временем суток вы бы сравнили эту музыку? Название «Лунная» 1 часть сонаты получила позже – когда нем.поэт Людвиг Рельштаб сравнил эту музыку с образом озера тихой лунной ночью. Посвящена соната Джульетте Гвиччарди, в которую Бетховен был безответно влюблен. | Слушают произведение. Рассуждают, обосновывают свой ответ. Слушают учителя. Слушают произведение. Отвечают на вопросы. Слушают учителя | Воспринимают, осмысливают, запоминают учебный материал, основные вопросы, подлежащие усвоению. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме. Проявляют интерес к учебному материалу; воспринимают речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся | Фронтальная. Слушание, наблюдение |
V. Первичная проверка понимания | Помимо симфоний Бетховен написал много фортепианных пьес. Мир его музыки очень разнообразен. - Послушайте следующее произведение с закрытыми глазами. И постарайтесь понять, сколько в нем частей. Слушание «К Элизе». - Как звучала музыка? Кого вы себе представили? - Пьеса называется «К Элизе». В ней звучит любовь, нежность, трепетность. - Расскажите, какие интонации вы услышали? - Какими средствами автор передал настроение музыки? | Слушают учителя. Рассуждают, обосновывают свое мнение, выслушивают других. Сравнивают произведения при помощи учителя | Определяют наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности. Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Осуществляют продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач. | Фронтальная. Устный опрос, слушание |
VI. Первичное закрепление | - Немецкий поэт Гете написал стихи о мальчике, который ходит по ярмарке со своим дрессированным сурком. - Послушайте песню в исполнении немецких детей и попробуйте по музыке узнать, о чем поют дети. Слушание. - Чтобы понять, совпали ли ваши предположения, послушайте песню с русским текстом. Слушание. - Давайте разучим эту песню, но сначала распоемся. Распевание и разучивание песни. | Слушают учителя. Слушают произведение. Высказывают свое мнение. Слушают произведение. Распеваются, разучивают и исполняют песню. | Оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осуществляют анализ, сравнение; высказывают предположения. Определяют наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности | Фронтальная, индивидуальная. Слушание, хоровое пение, устный опрос |
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | -Слушая музыку Бетховена, мы с вами погружались в различные эмоциональные состояния, испытывали какие-то эмоции, возможно, что-то вспоминали из событий своей жизни. В качестве домашнего задания я предлагаю вам нарисовать ассоциативную картинку с одним из услышанных сегодня музыкальных произведений. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | Фронтальная, индивидуальная. Слушание, работа с дневниками |
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия) | - Какие цели мы ставили в начале урока? - Справились мы с ними? Что нового вы узнали? - Может ли музыка научить понимать людей? Сменяются эпохи, поколения, а бессмертная музыка Бетховена волнует и радует сердца людей. Почему? Его музыка искренне говорит о переживаниях и чувствах, которые есть в жизни каждого человека. Она учит не отступать под ударами судьбы, не сдаваться, а мужественно преодолевать трудности и стремиться к победе. | Отвечают на вопросы учителя | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке, осуществляют самооценку на основе критерия успешности; понимают причины успеха или неуспеха | Фронтальная, индивидуальная. Слушание, работа с дневниками |