Урок музыки "Мир музыки Бетховена"

Урок посвящен знакомству детей с музыкой Бетховена, ее особенностями и историям создания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_muzyki_bethovena.docx23.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Мир музыки Бетховена»

 

Педагогические цели

Создать условия для восприятия и понимания музыки разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты симфонии, развития умений слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров, осознавать значение средств музыкальной выразительности; способствовать вовлечению в коллективную работу по обсуждению музыкальных образов.

Тип урока

Изучение и закрепление новых знаний

Проблема урока

Почему музыка Бетховена продолжает волновать и интересовать людей современности?

Планируемые результаты (предметные)

Узнают понятия рондо,  композитор, исполнитель, слушатель, интонация.

Научатся: слушать и понимать музыку, сравнивать образы небольших сочинений Л. Бетховена с образами Симфонии № 3 «Героическая», проводить интонационно-образный анализ, узнавать форму музыувльного произведения; выразительно исполнять песни хором.

Личностные результаты

Проявляют устойчивое положительное отношение к урокам музыки

Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные: выполняют учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; понимают смысл инструкции учителя и вносят в нее коррективы.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; передают свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях. 

Основное содержание темы, понятия и термины

Выразительность. Изобразительность. Мелодия. Аккомпанемент. Лад. Музыкальная форма. Интонация. Средства музыкальной выразительности.

Образовательные ресурсы

Учебник (Е. Критская, Г. Сергеева, Т. Шмагина), Компьютер, пианино.

Музыкальный материал

«Лунная соната», «К Элизе», «Сурок», (Л. Бетховен)

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

I. Организация начала урока

Приветствие обучающихся.

Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Проявляют эмоциональное отношение к учебно-познавательной деятельности

Фронтальная. Наблюдение

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Сегодня мы продолжим изучать творчество

Л. Бетховена, познакомимся с его известными произведениями, узнаем еще несколько фактов из его жизни и исполним песню. Как бы вы определили тему сегодняшнего урока?

- Какие цели вы для себя сегодня ставите? (Знакомство с творчеством Бетховена)

Формирование темы урока – Мир музыки Бетховена.

Задача – Что в музыке Бетховена привлекает и сегодня?

Слушают учителя.

Формулируют тему урока.

 Формулируют цели

Формулируют и принимают учебную задачу. Учатся высказывать свое предположение на основе имеющегося опыта и знаний, выдвигают гипотезы

Фронтальная, индивидуальная.

Наблюдение, устный опрос

III. Актуализация знаний

Вспомним – что мы узнали о Бетховене на прошлом уроке?

- Представьте себе, человек, который ничего не слышит, которого окружает только тишина, пишет красивейшую музыку. Именно музыка поддерживала его, вселяла надежду и уверенность.

- Как вы думаете, человек с такой трудной судьбой произведения какого характера мог написать?

-С каким произведением Бетховена мы познакомились на прошлом уроке?

- Давайте сегодня послушаем некоторые самые известные произведения этого композитора.

Рассказывают биографию

Бетховена.

Слушают учителя.

Рассуждают, делают

 предположения. Слушают учителя

Участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки; оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Проявляют интерес к учебному материалу; владеют знаниями основных моральных норм поведения.

Адекватно воспринимают оценку своей работы учителем

Фронтальная. Устный опрос

IV. Первичное усвоение новых знаний

Слушание Сонаты № 14(1 часть) «Лунная»

-Как звучала музыка? Какие образы возникли у вас? С каким временем суток вы бы сравнили эту музыку?

Название «Лунная» 1 часть сонаты получила позже – когда нем.поэт Людвиг Рельштаб сравнил эту музыку с образом озера тихой лунной ночью. Посвящена соната Джульетте Гвиччарди, в которую Бетховен был безответно влюблен.

Слушают произведение. Рассуждают, обосновывают свой ответ. Слушают учителя.

Слушают произведение. Отвечают на вопросы. Слушают учителя

Воспринимают, осмысливают, запоминают учебный материал, основные вопросы, подлежащие усвоению.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме. Проявляют интерес к учебному материалу; воспринимают речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся

Фронтальная.

Слушание,

наблюдение

V. Первичная проверка понимания

 Помимо симфоний Бетховен написал много фортепианных пьес. Мир его музыки очень разнообразен.

- Послушайте следующее произведение с закрытыми глазами. И постарайтесь понять, сколько в нем частей.

Слушание «К Элизе».

Как звучала музыка? Кого вы себе представили?

- Пьеса называется «К Элизе». В ней звучит любовь, нежность, трепетность.

- Расскажите, какие интонации вы услышали?

- Какими средствами автор передал настроение музыки?

Слушают учителя.

Рассуждают, обосновывают свое мнение, выслушивают других.

Сравнивают произведения при помощи учителя

Определяют наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности.

Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Осуществляют продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач.

Фронтальная. Устный опрос, слушание

VI. Первичное закрепление

- Немецкий поэт Гете написал стихи о мальчике, который ходит по ярмарке со своим дрессированным сурком.

- Послушайте песню в исполнении немецких детей и попробуйте по музыке узнать, о чем поют дети. Слушание.

Чтобы понять, совпали ли ваши предположения, послушайте песню с русским текстом. Слушание.

Давайте разучим эту песню, но сначала распоемся. 

Распевание и разучивание песни.

Слушают учителя.

Слушают произведение. Высказывают свое мнение.

Слушают произведение.

Распеваются, разучивают и исполняют песню.

Оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осуществляют анализ, сравнение; высказывают предположения. Определяют наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности

Фронтальная, индивидуальная.

Слушание, хоровое пение, устный опрос

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

-Слушая музыку Бетховена, мы с вами погружались в различные эмоциональные состояния, испытывали какие-то эмоции, возможно, что-то вспоминали из событий своей жизни. В качестве домашнего задания я предлагаю вам нарисовать ассоциативную картинку с одним из услышанных сегодня музыкальных произведений.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

Фронтальная, индивидуальная. Слушание, работа с дневниками

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Справились мы с ними? Что нового вы узнали?

- Может ли музыка научить понимать людей?

Сменяются эпохи, поколения, а бессмертная музыка Бетховена волнует и радует сердца людей. Почему?

Его музыка искренне говорит о переживаниях и чувствах, которые есть в жизни каждого человека. Она учит не отступать под ударами судьбы, не сдаваться, а мужественно преодолевать трудности и стремиться к победе.

Отвечают на вопросы учителя

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке, осуществляют самооценку на основе критерия успешности; понимают причины успеха или неуспеха

Фронтальная, индивидуальная. Слушание, работа с дневниками