Проектная деятельность на уроках музыки
В статье описана проектная деятельность учителя музыки Соболевой Нины Георговны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soboleva._proektnaya_deyatelnost_na_urokah_muzyki.docx | 361.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Выступление учителя музыки
гимназии № 505 Красносельского района
Соболевой Нины Георговны
«Проектная деятельность на уроках музыки»
В 2020 году мы отметили 59 годовщину полета первого космонавта Юрия Гагарина в космос. И в апреле впервые в гимназии № 505 проводили районный конкурс «Созвездие проектов». Для участия в конкурсе приглашались обучающиеся образовательных организаций Санкт-Петербурга (команды по 3-5 человек, 5-7 классы).
На конкурс принимались работы, выполненные на уроках или занятиях внеурочной деятельностью. Мне, как учителю музыки, было интересно поучаствовать в конкурсе и вполне логично, что темой проекта стала «Музыка и космос». В проекте приняли участие ученицы 6б класса.
Идеей для создания нашего проекта послужил тот факт, что ещё
в 1977-м году в космос были отправлены 2 космических аппарата «Вояджер-1» и «Вояджер-2), на видном месте которых находился футляр с золоченым диском, на котором записана разнообразная информация о Земле. Едва ли не две трети диска составляют музыка и звуки Земли. На диске были записаны:
– Иоганн Себастьян Бах. Бранденбургский концерт №2, Аллегро.
– Иоганн Себастьян Бах. Партита №3 ми мажор BWV 1006, Гавот в форме рондо.
– Иоганн Себастьян Бах. Хорошо-темперированный клавир, том 2, Прелюдия и Фуга до мажора.
– Вольфганг Амадей Моцарт. «Волшебная флейта», Ария Царицы ночи.
– Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония, часть 1.
– Людвиг ван Бетховен. Струнный квартет №13, ор.130, Каватина.
– Игорь Стравинский. «Весна священная», Великая священная пляска. Классическая музыка Индии, Явы, Японии.
– Произведение для семиструнной гитары, сочиненное 2500 лет назад – Китай.
– Народная музыка Перу, Болгарии, Австралии, Африки, Азербайджана, Грузии, Соломоновых островов.
– Ритуальное пение из Новой Гвинеи, восходящее к временам каменного века.
– 50 голосов и звуков Земли. Звуки, издаваемые птицами, насекомыми, лягушками, собаками, львами, шимпанзе, волками. Звуки шагов, удары молотка, звук пилы, удары топора о дерево. Звуки машины, сирены, реактивного самолета, запуска ракеты, плачущего ребенка, которого успокаивает мать, регулярное щелканье пульсара.
На диске записано также приветствия на 55 языках земли.
И эта информация, которую можно было прочитать по следующей ссылке
http://www.retroportal.ru/vladimir_yanke/kniga_dyhanie_muzyki_082_083.shtml
Этот материал вдохновил нас на идею создать свой «золотой диск» с записью музыкальных произведений для инопланетян. И по сути дела это и стало нашей целью.
Задачами проекта мы определили:
1.Изучить информацию о космических аппаратах «Вояджер-2» и «Вояджер-1 с посланием от имени жителей нашей планеты внеземным цивилизациям.
2.Познакомиться со списком музыкальных произведений, представленных на диске.
3.Послушать музыкальные произведения, представленные на диске.
4.Провести анкетирование в 5-7 классах, среди учителей и родителей. Выявить вкусовые предпочтения анкетируемых.
5. Создать свой «золотой» диск, учитывая вкусовые предпочтения проектной команды, одноклассников, учеников 5-7 классов, родителей, учителей.
6. Сравнить список произведений на диске гимназии № 505 со списком музыкальных произведений на диске космических аппаратов «Вояджер-2» и «Вояджер-1.
Гипотезу проекта ты определили так:
Плэйлист «золотого диска» для инопланетян классической музыки на 50% совпадет с музыкальными произведениями, которые выберут проектная команда, одноклассники, ученики 5-7 классов, родители, учителя.
Этапы проекта совпали с задачами проекта.
1. Мы изучили всю информацию, связанную с космическими кораблями «Вояджер1» и «Вояджер2».
2. На уроках музыки было проведено анкетирование в 5а,5б, 6а,6б, 7в классах, участницы проекта провели опрос у родителей, бабушек и дедушек, я, как учитель музыки, провела опрос у учителей гимназии№ 505.
Выводы, к которым мы пришли.
1. Несмотря на единую программу по музыке, в классах в первую тройку вошли разные произведения.
В 5а классе был проведен опрос среди 24 учеников.
1. Л.Бетховен | Л.Бетховен Соната для фортепиано N 14 («Лунная») (выбрали 10 учеников). | 10 |
2.С.В.Рахманинов | Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» (9). | 9 |
3. С.С.Прокофьев | Кантата «Александр Невский» (8). | 8 |
В 5б классе был проведен опрос среди 24 учеников.
1.Прокофьев | Кантата «Александр Невский» (19). | 19 |
2.Э.Григ | «Пер Гюнт», «В пещере горного короля» (18). | 18 |
3.Чюрленис | Симфоническая поэма «В море» (9). | 9 |
В 6а классе был проведен опрос среди 19 учеников.
1.Г.В.Свиридов | Музыкальные иллюстрации к повести «Метель» А.С.Пушкина (13). | 13 |
2. А. Вивальди | «Времена года» (7). | 7 |
3. В.А.Моцарт | «Реквием» (5). | 5 |
В 6б классе был проведен опрос среди19 учеников.
1.Л.Бетховен | Соната для фортепиано № 14 («Лунная») (11). | 11 |
2.В.А.Моцарт | «Реквием» (8). | 8 |
3.М.И.Глинка | Романс «Я помню чудное мгновенье» (8). | 8 |
В 7в классе был проведен опрос среди 17 учеников.
1. Ж. Бизе, опера «Кармен» (6).
2. Л.Бетховен Соната для фортепиано № 14 («Лунная») (5).
3. А.П.Бородин, опера «Князь Игорь» (5).
Результаты опроса среди 11 учителей.
1. Л.Бетховен Соната для фортепиано № 14 («Лунная») (6).
2. Л.Бетховен Симфония № 5 (3).
3. В.А.Моцарт Симфония № 40 (3).
Результаты опроса среди родителей (5).
1. Л.Бетховен Соната для фортепиано № 14 («Лунная») (2).
2. А. Вивальди «Времена года» (2).
3. В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада» (2).
Интересно, что есть произведение, которое встречается почти во всех классах, у учителей и родителей. Это Соната для фортепиано N 14 («Лунная») Л.Бетховена.
В итоге у нас получился свой «золотой диск», составленный в нашей гимназии, на котором были представлены все западноевропейские композиторы, которые были и на «золотом диске», отправленном
на космических аппаратах (И.С.Бах, В.А.Моцарт, Л.Бетховен). Правда,
не совпали произведения. На первое место, вместо И.С.Баха вышел Л.Бетховен. Кроме этого вошел в наш диск композитор, музыку которого ребята полюбили ещё в начальной школе (Э.Григ). Изменился состав русских композиторов. В наш диск вместо И.Ф.Стравинского вошли С.С.Прокофьев, Г.В.Свиридов, П.И.Чайковский.
Итак, мы представляем свой «золотой диск»:
1.Л.Бетховен Соната для фортепиано N 14 («Лунная»). |
2. Э. Григ. Две сюиты из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт», «В пещере горного короля». |
3.С.С.Прокофьев Кантата «Александр Невский», «Вставайте, люди русские!». |
4.Г.В.Свиридов Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель». |
5. И.С.Бах. Токката и фуга ре минор, BWV 565. |
6. В.А.Моцарт. «Реквием» ре минор. |
7. П.И.Чайковский балет «Щелкунчик» |
Наша гипотеза частично нашла подтверждение. Представляя наш проект в гимназии, девочки, кроме диска, подготовили послание инопланетянам на пяти языках (русском, французском, английском, финском и корейском).
И завершить рассказ о проекте хотелось бы словами мамы участницы проекта: «Классика – это то, что вечно. Эти произведения я выбрала потому, что они «уносят» меня также далеко в моих мыслях, как и неизведанные глубины холодного космоса, заставляют задуматься о вечном»