Методическая разработка на тему: «Развитие и совершенствование внутреннего слуха и музыкальной памяти в процессе формирования художественного мышления юного музыканта»

Вопрос развития внутреннего слуха и памяти при обучении юных музыкантов всегда имел большое значение для музыкальной педагогики. Решением этой важнейшей задачи занимались и занимаются  ведущие методисты, музыканты-педагоги и психологи.

Развитием музыкального слуха занимаются постоянно педагоги-теоретики на уроках сольфеджио в ДШИ. Но традиционные групповые занятия не дают возможности учитывать индивидуальные особенности у каждого обучающегося. А ведь развитый до профессионального уровня внутренний слух даёт возможность хорошо читать с листа, быстрее заучивать на память и усиливает самоконтроль при исполнении музыки. Чтобы разобраться в такой важной проблеме, надо понять систему свойств, природу и способы развития внутреннего слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_ponkratova.docx48.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление культуры г. Курска

МБОУ ДО «Детская школа искусств №5 им. Д.Д. Шостаковича»

города Курска

Методическая разработка на тему:

«Развитие и совершенствование внутреннего слуха и музыкальной памяти в процессе формирования художественного мышления юного музыканта»

Преподаватель: Понкратова Татьяна Георгиевна

Курск 2019

Содержание

  1. Введение
  2. Музыкальный слух и его формы
  3. Внутренний слух и его свойства
  1. Содержание внутреннего слуха
  2. Формы внутреннего слуха
  3. Факторы, влияющие на качество внутреннего слуха
  4. Индивидуальные особенности музыкального слуха

IV.     Работа над развитием внутреннего слуха

  1. Условные этапы развития слуха
  2. Упражнения по развитию внутреннего слуха
  3. Упражнения на развитие ощущения фонизмов интервалов
  4. Упражнения по развитию представления ладофункциональности аккордов
  5. Упражнения и задачи в выработке важнейшего практического навыка по развитию внутреннего слуха – чтение с листа 
  6. Отработка итоговых навыков по развитию внутреннего слуха в определяющей уровень слуховых представлений форме работы – диктанте.

V.    Музыкальная память и её свойства

  1. Виды, типы, функции и механизмы музыкальной памяти
  2. Работа над развитием музыкальной памяти
  3. Совершенствование процесса запоминания слушаемой музыки
  4. Развитие длительности сохранения памяти слушаемой музыки
  5. Расширение объёма музыкальной памяти

VI.     Заключение

VII.    Список литературы

Введение

Вопрос развития внутреннего слуха и памяти при обучении юных музыкантов всегда имел большое значение для музыкальной педагогики. Решением этой важнейшей задачи занимались и занимаются  ведущие методисты, музыканты-педагоги и психологи.

Развитием музыкального слуха занимаются постоянно педагоги-теоретики на уроках сольфеджио в ДШИ. Но традиционные групповые занятия не дают возможности учитывать индивидуальные особенности у каждого обучающегося. А ведь развитый до профессионального уровня внутренний слух даёт возможность хорошо читать с листа, быстрее заучивать на память и усиливает самоконтроль при исполнении музыки. Чтобы разобраться в такой важной проблеме, надо понять систему свойств, природу и способы развития внутреннего слуха.

II. Музыкальный слух и его формы

Музыкальный слух значительно отличается от биологического слуха и имеет две разновидности: внешний и внутренний.

Это деление слуха на внешний, как слышание реально звучащей музыки, и внутренний, как представление музыкального материала, совпадает с двумя психическими процессами, посредством которых в сознании людей происходит отражение реального мира – это восприятие  предметов и явлений органами чувств, осмысление их на основе накопленного опыта и представление о них, то есть мысленного видения и слышания образа.

Разделение музыкального слуха на два вида нужно воспринимать условно, ведь они взаимосвязаны, но влияние внутреннего слуха на музыкальный, в целом, гораздо значительнее.

III. Внутренний слух и его свойства

1.  Содержание внутреннего слуха

Внутренний мир – это способность слышать музыку в сознании, без её исполнения, узнавать и воспроизводить её по памяти при чтении нотного текста и творческой работе.

Б. Теплов, например, так характеризует внутренний слух: «Внутренний слух мы должны…определить не просто как способность  представлять себе музыкальные звуки, а как способность произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями» [7, с. 174].

Внутренних слух формируется без способности мысленного представления отдельных музыкальных звуков, созвучий единогласного и многоголосного музыкального материала. Он помогает представить строение музыкального произведения, его форму, метроритмические особенности, ладофункциональное устройство, фактуру, темы, динамику и т.д. Внутренний слух предполагает способность определять фонизм созвучий, тональностей, тембров музыкальных инструментов и певческих голосов, отдельные особенности исполнения музыки.

И хотя внутренний слух незаметен и существует как бы само собой разумеющееся, он помогает мысленно скомпоновать музыкальные элементы, которые осознаются с помощью других форм слуха – мелодического, ритмического, тембрового, и формирует восприятие в единую законченную форму.

То есть с помощью внутреннего слуха раздельное музыкальное восприятие переходит в  представление и уже оформленный образ музыкального целого начинает звучать.

2.  Формы внутреннего слуха

Формами внутреннего слуха являются пути осуществления конкретных проявлений слухового процесса. Существуют две формы внутренних слуховых представлений: внутреннее воспроизведение и внешнее. Внутреннее воспроизведение выражается внутренним слышанием и пением и может возникнуть произвольно и непроизвольно.

Внешнее воспроизведение проявляется пением вслух, игрой на музыкальных инструментах и является косвенным воплощением внутреннего слухового процесса, а внутреннее воспроизведение – это прямое и полное его выражение.

Способность представлять про себя звучание музыки возникает во время непосредственного участия в процессе исполнения музыки. Ведь осмысление звуковых отношений предполагает активное усвоение и повторение, и поэтому обучающийся для подтверждения усвоения материала должен повторять разученный урок. Этому можно найти подтверждение в словах Б. Теплова, который назвал внутренний слух репродуктивным компонентом музыкального слуха, выделяя процесс повтора прозвучавшего для его воспроизведения.

Музыковед и музыкальный психолог Д. Кирнарская пишет по этому поводу: «Когда слышишь музыкальное движение, в котором один звук непременно выше или ниже другого, это значит, из тембра выделяется понятие музыкальной высоты. Но пока ученик не повторил голосом это движение, пока он активно не осознал его, можно сказать, что чувство высоты ещё не проснулось. Когда ученик учится различать интервалы, он начинает понимать, что широкие интервалы отличаются от тесных, а шероховатые диссонансы от мягких консонантов. Но пока его голосовые связки не прочувствовали различную степень напряжения при пении разных интервалов, ученик ещё не пережил их, а значит чувства интервала нет.

Также развивается и ладовое чувство. Пока голос не поймёт, сколько осталось до самого устойчивого звука и не пройдёт это состояние самостоятельно, ладовое чувство не сформируется. Тяготение и разрешение звуков в их тончайших различиях без активного воспроизведения нельзя понять до конца» [3, с. 198].

Стимулирует развитие внутреннего слуха любовь к исполнительству музыки. Именно музыкальная активность исполнителя, его инициативность способствуют появлению внутреннего слуха. Поэтому все одарённые музыканты обладают высокоразвитым внутренним слухом. К нему относятся такие гении как В.А. Моцарт, Л. Бетховен, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов и другие. Они приобрели его благодаря своим постоянным соучастием в исполнении и активностью своего музыкального восприятия.

Итак, вырабатывание внутреннего слуха всегда формируется в единении реального звучания и внутреннего, в их постоянном чередовании.

Развить этот навык можно уже в начале обучения, используя очень доступные формы работы, такие как допевание начатых мелодий, подстраивание своего голоса  к мыслимому голосу или инструменту.

У любого музыканта внутренний слух всегда работает, потому что в нём услышанное от игры на инструменте или пения откликается как внутреннее повторение. Оно может быть ярким (почти копирующим оригинальное звучание) и слабым. Но развитость музыкального слуха определятся не столько отчётливостью слуховых представлений, сколько способностью осознанного их пробуждения.

3. Факторы, влияющие на качество внутреннего слуха

  • условные и безусловные звуковые рефлексы, от характера работы которых зависят внутренние представления. Основным параметром является степень точности представления звуковысотных соотношений реально звучащему, скорость слуховых реакций, долговременность их сохранения и произвольность включения в работу.
  • содержание представлений, где основополагающим является представление координации элементов музыкальной ткани. Чем насыщеннее содержание, чем лучше слух. Главным показателем здесь является способность представления ладогармонических тональных соотношений, фонизма, метроритма, фактуры. Важны скорость реакций, прочность сохранения образов и их произвольность включения.  
  • объём представлений, который создаётся общей музыкальной памятью, в процессе запоминания и сохранения информации. Определяющими здесь будут ёмкость, точность, полнота запоминания, а также представление структуры музыкальной ткани.

4.  Индивидуальные особенности музыкального слуха

Хороший внутренний слух должен быть и мелодическим, и гармоническим, и ладовым, отличаться яркостью представлений, опираться на чувство музыкальной логики, иметь точное и полное вспоминание и большой объём памяти, охватывать все формы внутреннего воспроизведения. Такой слух высокопрофессионален и открывает большие возможности в музыкальной деятельности.

В педагогической практике музыкальный слух встречается в различных формах  и степенях развития. Разновидности внутреннего слуха зависят от благоприятных или неблагоприятных сочетаний его свойств. Людей с одинаковым качеством музыкального слуха не существует, и недостатки проявляются у людей индивидуально, и корректировать их нужно будет по-разному.

Методика преподавания сольфеджио направлена на создание условий для правильного развития внутреннего слуха и исправления его недостатков. Даже бессистемность у преподавателя по сольфеджио с любыми формами работы по предмету улучшает слух обучающихся, но увеличивает время достижения цели занятий. А методически правильно построенная работа педагога, когда упражнения разработаны в соответствии с индивидуальными особенностями слуха учащихся, когда учитывается время их отработки и достигается непрерывность тренировки, позволяет выработать у обучающихся устойчивость слуховых навыков и действительно улучшает качество внутреннего слуха.

Подводя итоги вышесказанного, можно определить при условии успешного развития музыкального слуха:

  • систематичность и последовательность в работе на занятиях;
  • индивидуальный подход к обучающимся;
  • методически правильно выстроенный подбор упражнений с постоянным их усложнением и повторностью выполнения для получения нужного результата.

IV. Работа над развитием внутреннего слуха

1. Условные этапы развития слуха

Всю работу на занятиях по сольфеджио по развитию внутреннего слуха можно разделить на 3 этапа:

  • начальный – предназначен вызывать активность внутреннего слуха и осмысления элементарных слуховых представлений, отвечающих за качество интонирования. На этом этапе используется пение интонационных упражнений и знакомых мелодий в чередовании «вслух» и «про себя», а также досочинение мелодий, импровизация попевок и фраз;
  • активный – подразумевает определённую активность внутреннего слуха. Формы работы на этом этапе разнообразны: пение «вслух» и «про себя» усложняется незнакомым материалом, запись незнакомых мелодий с внутренним пропеванием, гармонизация мелодий без инструмента, подбор по слуху знакомого произведения и аккомпанемента, а также подголоска к мелодии;
  • художественно-зрелый – продолжает работу над усовершенствованием внутреннего слуха обучающихся, достигнувших уже определённой музыкальной художественной зрелости. Таким учащимся вполне доступны чтение с листа с внутренним прослушиванием и дальнейшем воспроизведением данного материала наизусть, запись по памяти прочитанного с листа двух- или трёхголосного произведения, анализ и исправление различного рода ошибок при исполнении многоголосных произведений другими обучающимися. Учащиеся, достигшие большой художественной зрелости могут сами прослушивать с партитурой ансамблевое или хоровое исполнение, читать глазами или на фортепиано сольное, ансамблевое произведение.

2. Упражнения по развитию внутреннего слуха

Их можно разделить так:

  1. развивающие следовые рефлексы на отдельные звуки и их соотношения;
  2. развивающие слуховые представления координации взаимоотношений ступеней, интервалов, аккордов, а также представления фонизма интервалов  и аккордов;
  3. развивающий объём представлений.

Упражнения распределяются по уровню подготовленности каждого обучающегося во всех классах по видам:

1) упражнения на ощущение тоники и слышания ладового тяготения ступеней:

  • чередуя исполнение «вслух» и «про себя», а также движение вверх и вниз, пропевание гаммы от разных ступеней;
  • допевание мелодии до тоники, представляя указанный звук разными ступенями тональностей;
  • пение, разрешения альтерированных неустойчивых ступеней, а также опевание или устойчивых ступеней.

2) Упражнения по развитию внутреннего представления интервалики, основанной на ладовом соотношении ступеней:

  • пение в тональности заданных интервалов с разрешением в определённый интервал;
  • слушая гармоническую интервальную цепочку, пропеть в ней отдельно верхний и нижний голоса ступенями тональности, а также спеть мелодические интервалы, образующиеся отдельно в каждом голосе;
  • прослушав тритон или характерный интервал, обучающиеся поют его разрешение или при игре одного голоса этих интервалов – спеть другой;
  • распределение учащихся на использование одними неустойчивых интервалов, а другими – их разрешения;
  • пение интервалов от звука, разрешая их во все возможные тональности;
  • строить и петь интервально в последовательности, чередуя пение «вслух» и «про себя», вверх и вниз;
  • от заданного звука построить несколько интервалов, последний из них спеть «вслух».

3) Упражнения на развитие ощущения фонизма интервалов и аккордов:

  • играя многократно простые интервалы от разных звуков  в разных октавах, приучать свой слух к их звучанию;
  • запоминать звучание интервала, опираясь на определённые попевки и по началу знакомых мелодий;
  • петь вверх и вниз от  заданного звука одинаковые интервалы;
  • пропевать интервалы как части известных аккордов;
  • петь интервалы, представляя их звуки как ступени тональности;
  • петь интервалы «про себя» или «вслух», заполняя звуками расстояние между основанием и вершиной;
  • выбрать любой звук нижним, верхним, средним, написать недостающие звуки у интервала или аккорда, назвать их и спеть;
  • петь знакомые аккорды вверх и вниз, чередуя их ладовую окраску.

4) Упражнения по развитию представления ладофункциональности аккордов:

  • пение аккордов субдоминантовой и доминантовой функций с разрешением в тоническое трезвучие или его обращения;
  • пение трезвучия (мажорного, минорного) или его обрамления, с дальнейшим разрешением, представляя его одним из аккордов главных функций определённой тональности;
  • определение на слух функций аккордов в заданной последовательности.

5) Упражнения и задачи в выработке важнейшего практического навыка по развитию внутреннего слуха – чтение с листа:

  • исполнять мелодию частями – «вслух» и «про себя» или пропевать её мысленно, а вслух только отдельные (например, устойчивые) звуки; можно спеть мелодию, используя приём «ракохода». Эти формы работы развивают внутреннее слышание лада как организацию устойчивых и неустойчивых звуков;
  • пропевать начальную тонику в процессе чтения с листа и сравнивать её со звуком остановки через некоторые спетые части мелодии;
  • узнавание интервала по началу знакомой мелодии помогает вырабатывать представления высотного соотношения ступеней лада;
  • при воспроизведении тоники учащимися после настройки в определённой тональности педагогом создаются негромкие помехи на фортепиано, что вырабатывает навык прочности слуховых представлений;
  • исполнение  при чтении с листа контрапунктом разных номеров в одной тональности вырабатывает навык полифонического слышания;
  • чтение с листа развивает восприятие и воспроизведение определённого объёма музыкального материала.

6) Обработка итоговых навыков по  развитию внутреннего слуха в определяющий уровень слуховых представлений форме работы - диктанте:

  • представление тоники как ладового центра;
  • представление взаимосвязи ступеней лада с тоникой;
  • восприятие прослушанного материала по его форме и структуре;
  • накопление слуховых представлений и объёма памяти в таких заданиях:
  1. досочинение продолжения написанной в произвольной тональности мелодии по определяющей её структуру схеме;
  2. пение записанного диктанта по памяти, с последующим его транспонированием в другую тональность;
  3. запись по памяти диктанта в конце занятия, написанного в начале урока;
  4. запись по памяти выученного наизусть номера из домашнего задания.

V. Музыкальная память и её свойства

1. Виды, типы, функции и механизмы музыкальной памяти

Внутренние слуховые представления, их яркость и точность в основном зависят от памяти. Рассматривая сложившиеся в современной психологии понятие памяти можно привести слова академика А.В. Петровского: «Никакое актуальное действие немыслимо вне процесса памяти, ибо протекание любого даже самого элементарного психического акта обязательно предполагает удержание каждого его элемента «сцеплением» с последующими. Без способности к такому «сцеплению» невозможно развитие: человек оставался бы «вечно в положении новорождённого» (И.М. Сеченов)  [6, с. 283]. Поскольку память включена во всё многообразие жизни и деятельности человека, тои формы её проявления чрезвычайно многообразны… [6, с. 291]. Запоминание, сохранение и последующие воспроизведение индивидом его опыта называется «памятью» [6, с. 284]. Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности [6, с. 284].

Музыкальная память является разновидностью общечеловеческой памяти и включает в себя запоминание, сохранение и воспроизведение. Опираясь на психологию, можно выделить 3 вида музыкальной памяти:

  • эмоциональный – процесс запоминания и воспроизведения эмоционального содержания музыки;
  • образный – запоминание конкретных музыкальных образов, оно тесно связано с эмоциональной памятью;
  • логический – запоминание логики соотношения звуков, созвучий, тональностей и возникает из слияния психических процессов анализа и синтеза.

В занятиях музыкой используются такие типы памяти:

  1. слуховая;
  2. зрительная (запоминание нотного текста или исполненной «вживую» музыки);
  3. слухо-зрительная;
  4. двигательная (моторика запоминания, моторная память);
  5. слухо-зрительная (запоминание исполнительских приёмов игры или звучания интервалов с помощью растяжения пальцев на инструменте, а также проигрывание на столе в помощь себе при пении музыкального материала).

Память включает в себя четыре функции: запоминание, сохранение, воспоминание и забывание.

В музыкальной памяти запоминание может быть:

  • непроизвольным (подсознательное запоминание музыки, то есть музыка запоминается сама по себе;
  • импровизационным, сознательным;
  • долговременным или кратковременным;
  • осмысленным (логически) или неосмысленным (механически);
  • ассоциативным.

Музыкальной памяти присущи объём, полнота, точность и скорость.

Функция сохранения (удержания в памяти информации) также относится к музыкальной памяти – знание уже заполненных произведений, накопление музыкального опыта и знаний о музыке в целом.

С процессом сохранения и приобретения определённого опыта связана любая музыкальная деятельность: и восприятие, и исполнение, и сочинение музыки. При этом много значат прочность, объём и точность сохранения в памяти накопленного музыкального материала.

Это может происходить по разным причинам от неумения правильно слышать интонационную и метроритмическую структуру музыкального примера у младших школьников. От слухового внимания обучающихся, их сопереживания содержанию прослушанного, от быстроты усвоения материала.

В музыкальной памяти функция воспроизведения (вспоминания) выражается в исполнении музыкальных произведений при игре на инструментах, пении вслух, дирижировании. Музыкальное воспроизведение тоже может  быть непроизвольным и произвольным, логическим или механическим, ассоциативным, может реализоваться точно или неточно, в разном объёме, быстро или медленно.

Также в музыкальной памяти проявляется функция узнавания (при повторном прослушивании музыкального произведения или его части) и функция забывания (присущая человеческой психике).

2. Работа над развитием музыкальной памяти

В музыкальной памяти можно выделить три формы:

  1. интонационная (запоминание высоты звуков, взятых в определённом ладу);
  2. гармоническая (заучивание созвучий и их последовательности);
  3. метро-ритмическая (запоминание метро-ритмических построений).

          Развиваются они определённым образом: интонационная – при запоминании мелодии, гармоническая – при запоминании многоголосия, а метро-ритмическая – обоими способами.

             Музыкальной памятью обладают все обучающиеся, но качество её зависит от многих факторов: объёма их музыкального кругозора, усилий в тренировке памяти, скорости запоминания услышанного, времени удержания точного его образа, умения воспринимать музыку, отсутствие  правильного музыкального восприятия мешает быстрому и точному запоминанию услышанного материала.

Это может происходить по разным причинам: от неумения правильно слышать интонационную и метроритмическую структуру музыкального примера у младших школьников, от слухового внимания обучающихся, их сопереживания содержанию прослушанного, от быстроты усвоения материала.

Чтобы сознательно воспринимать музыку, надо научить обучающихся слушать её вдумчиво и сосредоточено. Преподавателю на занятиях, борясь с рассеянным вниманием детей, необходимо рационально распределять время урока, сочетая изучение нового материала с закреплением пройденного. К формам работы по организации внимания учащихся можно отнести все те, которые и способствуют воспитанию качества слуха: это и прослушивание с последующим пропеванием мелодических интервалов, и пение одноголосных и многололосных примеров хором, и слуховой анализ гармонических интервалов и аккордов, и, конечно, диктант.

Активность внимания обучающихся очень мобилизирует их интерес к занятиям, поэтому лучше начинать их со слухового анализа или сольфеджирования нового материала, а с пропеванием небольших  попевок или доступных мелодий.  Надо помнить, что однотипная работа на уроке утомляет и их внимание ослабевает. Чтобы его активизировать, можно при разборе нового певческого материала использовать разные формы работы (после неоднократного прослушивания данного отрывка): пение со словами (если есть текст) или на определённый слог, подбор на инструменте, движение под музыку с учётом характера и жанра рабочего материала. В течение занятия можно узнать о способности каждого ученика к эмоциональному восприятию музыки: у одних он минимален, у других отличается высоким уровнем сопереживания услышанной музыке.

Работа по развитию эмоционального восприятия должна опираться на  поднятие интереса и любви к музыке. Через приобщение к образности к образности различным музыкальным жанрам, средствам их выразительности.

Чтобы обучающиеся научились воспринимать правильно содержание музыки и слушать её с интересом, нужно подбирать произведения яркие, образные, но простые с точки зрения лада, интонации и метроритма. В начале такой работы должны подбираться недлинные законченные музыкальные примеры с остановкой на тонике, а затем на пятой и третей ступенях лада. Постепенное усложнение подобранных образцов должно опережать текущий теоретический материал, чтобы работать на опережение в подготовке к новым теоретическим понятиям.

Для проверки уровня восприятия на занятиях чаще всего применяется воспроизведение голосом изучаемых упражнений  как наиболее распространенная форма работы. Если после первого прослушивания при интонировании примера учащиеся допустили ряд ошибок, следует обратить на них внимание и проиграть ещё несколько раз данный пример. Ещё одной формой развития навыка точности восприятия может быть такая форма: после прослушанного один раз упражнения педагог играет ещё раз, допуская интонационные и ритмические изменения, предлагая обучающимся определить услышанные ошибки.

Помимо развития музыкального восприятия уже в начале обучения необходимо заняться воспитанием памяти. Развивать ее качество нужно по трём направлениям:

  • совершенствование процесса запоминания слушаемой музыки;
  • удлинение времени её сохранения;
  • расширения объёма памяти.

1) Совершенствование процесса запоминания слушаемой музыки

Процесс запоминания может быть непроизвольным, подсознательным и произвольным, сознательным.

На занятиях непроизвольное запоминание проявляется в рассеянном восприятии изучаемого материала, когда обучающиеся не сосредотачивают своё внимание на прослушиваемом материале, лишь частично запоминают его и не могут повторить его голосом или на инструменте. При произвольном запоминании процесс сознательной активности слуховой деятельности может быть механическим или осознанным.

В первом случае при внимательном, сосредоточенном прослушивании музыкального материала, исполняемого несколько раз, в памяти остаётся очень узнаваемый образ отзвучавшего, который можно затем узнать и исполнить голосом или на инструменте.

Без другого вида запоминания – осознанного неосуществима работа по развитию внутреннего слуха. В осознанном или осмысленном запоминании важнейшее значение имеют процессы мышления.

Обладающие осознанным пониманием обучающиеся при внимательном прослушивании музыки одновременно анализируют ее строение, форму, лад и другие составляющие компоненты. Выработав с учениками навык запоминания мелодий на длительный период времени, необходимо совершенствовать его и переходить на подобную работу с многоголосным гармоническим или полифоническим материалом.

При подготовке юных музыкантов к профессиональной деятельности наличие осознанного запоминания крайне необходимо. Недаром Р. Шуман в своих «Жизненных правилах для музыкантов» написал: «Развивай своё воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию произведения, но и относящуюся к ней гармонию» [8, c. 40].

Одновременно с упомянутой выше работой с музыкальными произведениями следует заниматься запоминанием интервалов и аккордов, построенных от звука, так как без такого навыка не получается развитие внутреннего слуха.

На занятиях обучающиеся приучаются запоминать фонетическую окраску интервалов и аккордов, то есть восприятию их как целостного музыкального образца с определённым  характерным для них звучанием. Упражнениями в такой работе могут быть:

  • сопоставление характера звучания разных интервалов в двухголосном исполнении или дуэтами или группами на занятиях;
  • запоминание услышанных интервалов и подбор их на инструменте при указании основания или вершины заданного интервала;
  • запоминание характера звучания вначале трезвучий и их обращений, затем септаккордов, а после выработанного этого навыка можно переходить к небольшим (3-4-5 аккордов) последовательностям в мажоре и миноре со всеми ладовыми функциями и объяснениями специфического звучания каждой функциональной группы.

2)  Развитие длительности сохранения памяти слушаемой музыки – это продолжение работы по её воспитанию.

Качество памяти определяется длительностью сохранения в сознании прослушанного произведения и поэтому работа по совершенствовании этого процесса ведётся по пути постепенного увеличения промежутка времени между восприятием услышанного и его определённым воспроизведением.

Отдалённое или отсроченное воспроизведение имеет два вида:

  1. узнавание – по его совершенствованию и начинается работа над отсроченным воспроизведением слушаемой музыки и окончательным показателем качества запоминания будет полное узнавание обучающимися услышанного произведения.
  2. пение «вслух» - воспроизведение голосом ранее слышанного произведения одной из форм работы по развитию навыка узнавания уже ранее прослушанной музыки, может быть её исполнение повторно после первого проигрывания с перерывом на другие виды работы, и промежуток между запоминанием и повторным восприятием должен постепенно удлиняться. Полезно будет возвращаться к выученному материалу изредка, в течение учебного года.

3) Расширение объёма музыкальной памяти

Это третья фаза работы над её совершенствованием. Объём памяти измеряется количеством произведений, которые могут одновременно сохраняться в сознании, а также численностью тактов музыки, которые воспроизводятся после одного её восприятия.

Увеличение объёма памяти с помощью накопления определённого количества запоминаемых произведений происходит в ходе работы над точностью и быстротой их запоминания, а также над долгосрочностью их сохранения в сознании. Ежеурочно запоминая новые произведения, обучающиеся сохранят их в своём сознании, если преподаватель периодически будет спрашивать эту музыку на последующих занятиях. Начинать работу по увеличению количества запоминаемых тактов необходимо с заучивания и сохранения в памяти лёгких с точки зрения интонационного, ладового и метро-ритмического строения музыкального материала. Подбирать нужно мелодии с точно повторяющимися мотивами, без варьирования фраз, так как чередование одинаковых оборотов с разными запоминаются труднее.

Педагогу надо знать, что легче запоминаются яркие, выразительные произведения. И ещё необходимо помнить, что ритмический рисунок, состоящий из мелких длительностей, а не из крупных, и особенно с текстом, запоминается намного легче и дольше удерживается в памяти.  Работа по развитию и совершенствованию музыкальной памяти долгосрочная, предполагающая систематические упражнения на занятиях по сольфеджио в течение всего периода обучения.

Заключение

Развитие внутреннего слуха и тренировки тесно с ним связанной музыкальной памяти должно быть направлено на эффективное формирование процессов мышления юных музыкантов.

Музыкальное мышление у обучающихся – это процесс наглядного осмысления интонационно-образного строения музыки и формирование возникающих образов в соответствии с действительностью. Формировать музыкальное мышление – учить правильно воспринимать музыку, то есть развивать способность слышать музыку. Отсюда задачи «учить бесконечному вслушиванию в музыку» (К.Н. Игуменов), «воспитывать думающий слух» (Ф.М. Блуменфельд). Важным условием развития музыкального мышления является формирование и обогащение интонационно-слухового опыта. Педагог, организуя эту работу, должен опираться на прежний опыт, воспоминая, полученные представления у учащихся.

Гармоничное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти и мышления обучающихся может быть реализовано только в том случае, если все формы работы будут тесно взаимосвязаны.

Теоретические знания должны быть связаны с практическими навыками, и это поспособствует в ходе создания музыкального мышления учащихся, выработке сознательного отношения к изучаемым музыкальным явлениям.

И в заключении, важно осознавать, что именно на уроках сольфеджио закладываются основы формирования у обучающихся музыкального мышления, что в свою очередь поможет овладению определённой музыкальной специальностью, развитием личности детей, приобретением ими знаний и ростом их профессионального мастерства.

Список литературы

  1. Н.А. Гарбузов. «Внутризонный интонационный слух и методы его развития». М., Музыка, 1980.
  2. Е.В. Давыдова. «Методика преподавания сольфеджио». М., Музыка, 1986.
  3. Д.К. Кирнарская. «Психология специальных способностей. Музыкальные способности». Таланты XXI века, 2004.
  4. С.Е. Оськина, Д.Т. Парнес. «Теория и методика развития и совершенствования музыкального слуха». М., «Издательство АСТ», 2002.
  5. В.А. Серединская. «Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио». М., МУЗГИЗ, 1962.
  6. А.В. Петровский. «Общая психология». М., Просвещение, 1976.
  7. Б.М. Теплов. «Психология музыкальных способностей». М., Просвещение, 2007.
  8. Р. Шуман. «Жизненные правила для молодых музыкантов», М., МУЗГИЗ, 1962.