Методическая разработка на тему: «Внеурочная деятельность как важная составляющая реализации ДПОП и ДООП в классе гитары»

Парпулова (Крупнова) Елена Александровна

В современном обществе, как и много лет назад, остается актуальной тема воспитания подрастающего поколения.  Очевидно, что процесс воспитания не может происходить обособленно, он неразрывно связан с образованием. Согласно  Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об образовании в Российской Федерации",  дополнительное образование является важной частью образовательной системы в нашей стране, и представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения детей с помощью реализации дополнительных образовательных программ.  Цель дополнительного образования это не только выявление и развитие творческих способностей обучающихся, их духовно-нравственное воспитание, но и адаптация обучающихся к жизни в обществе, социализация и их самореализация. Важное место в системе дополнительного образования детей занимают детские школы искусств.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление культуры города Курска

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 5 имени Д.Д. Шостаковича» города Курска

Методическая разработка на тему:

«Внеурочная деятельность как важная составляющая реализации ДПОП и ДООП в классе гитары»

Выполнила: преподаватель высшей категории

по классу гитары  

ДШИ № 5 им. Д.Д. Шостаковича

Крупнова Е.А.

Курск 2019


                                         СОДЕРЖАНИЕ

Введение  

Значение внеурочной деятельности

Формы внеурочной деятельности

  • Концертная деятельность:

- родительские собрания с концертом

- лекция-концерт

- концерт-беседа

- сольный концерт

- отчетный концерт класса

  • Конкурсная деятельность
  • Посещение мастер-классов
  • Посещение концертов

Заключение

Библиография


Введение

Воспитывает все: люди, вещи, явления, 
но прежде всего и больше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А.С. Макаренко

В современном обществе, как и много лет назад, остается актуальной тема воспитания подрастающего поколения.  Очевидно, что процесс воспитания не может происходить обособленно, он неразрывно связан с образованием. Согласно  Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об образовании в Российской Федерации",  дополнительное образование является важной частью образовательной системы в нашей стране, и представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения детей с помощью реализации дополнительных образовательных программ.  Цель дополнительного образования это не только выявление и развитие творческих способностей обучающихся, их духовно-нравственное воспитание, но и адаптация обучающихся к жизни в обществе, социализация и их самореализация. Важное место в системе дополнительного образования детей занимают детские школы искусств.

Сейчас в детских школах искусств нашего региона реализуются два вида учебных программ: дополнительные предпрофессиональные образовательные программы и дополнительные общеразвивающие образовательные программы.  

Содержание данных программ направлено на овладение обучающимися определенного комплекса знаний, умений и навыков,  на создание условий для развития личности обучающегося, формирование мотивации к обучению, воспитание у подрастающего поколения интереса к культуре и искусству.

Важной  частью процесса реализации образовательных программ  в детских школах искусств является внеурочная деятельность. Она неразрывно связана с учебным процессом, и в тоже время дополняет его, способствуя достижению наилучшего результата от учебной деятельности.

Значение внеурочной деятельности

Цель внеурочной деятельности – формирование мотивации к дальнейшему обучению, развитие творческой личности.

Задачи:

  • Активно развивать музыкальные данные и способности

  • Формировать позитивную мотивацию к учебной деятельности
  • Воспитывать осознанное отношение к учебным дисциплинам
  • Повышать уровень и качество образовательного процесса
  • Развивать творческий потенциал обучающихся
  • Расширять музыкальный кругозор
  • Создать условия каждому обучающемуся для реализации его музыкальных интересов и потребностей

Внеурочная деятельность направлена не только на создание условий для неформального общения обучающихся, но и для совместной деятельности детей и взрослых: ученика и педагога, ребенка и родителя. Такой вид работы имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.

Грамотно спланированная внеурочная деятельность способствует  духовно-нравственному воспитанию обучающихся, развитию их творческих способностей, раскрытию их личностного потенциала, созданию условий для самореализации обучающихся в различных видах деятельности, развитию социальной активности и самостоятельности, формированию коммуникативных навыков, развитию интереса к национальной культуре и искусству, организации и проведения совместного досуга обучающихся и их родителей.

Все это дает возможность практически каждому обучающемуся реализовать свои музыкальные потребности и интересы или в качестве исполнителя, или слушателя.

Одной из важнейших задач внеурочной деятельности  является формирование творческой активности обучающихся. Это способствует разностороннему раскрытию способностей ребенка, развитию интереса к активному участию в социальной  деятельности, сотрудничеству друг с другом, обогащению личного опыта и расширению кругозора обучающегося.

Воспитание творческой активности обучающихся зависит не только от форм  и содержания внеурочной работы, но и от средств и методов воспитательного воздействия. В результате единства учебной и внеурочной деятельности у обучающихся  более эффективно развиваются музыкальные способности, формируется музыкальный вкус и повышается мотивация к дальнейшему обучению.

Внеурочная деятельность может касаться не только обучающихся класса определенного преподавателя, но и иметь общешкольную направленность, что отражается в тематических планах организации.

 В данной методической работе, мне хочется подробнее осветить внеурочную деятельность в классе гитары Детской школы искусств №5 им. Д.Д. Шостаковича г. Курска.


Формы внеурочной деятельности

Гармоничное влияние на формирование личности обучающегося происходит тогда, когда используются различные формы организации музыкальной деятельности. Формы внеурочной деятельности могут быть достаточно разнообразными, в зависимости от способностей и интересов, возраста  обучающихся, но все они должны быть наполнены глубоким внутренним содержанием, и включать такие функции, как воспитательную, познавательную и творческую. Индивидуальная форма обучения в детских школах искусств дает ряд преимуществ для достижения воспитательных и образовательных целей в ходе учебного процесса. Преподавателю на индивидуальных  занятиях легче установить контакт с обучающимся, есть возможность лучше понять психологические особенности и характер ученика, и соответственно выбрать наиболее эффективные методы обучения. Но такие вопросы, как развитие личностных качеств и нравственное воспитание, гораздо эффективнее решаются во время коллективной работы с обучающимися, которая активнее всего используются во внеурочной деятельности.

Работая преподавателем по классу гитары детской школы искусств №5 им. Д.Д. Шостаковича,  я стараюсь уделять большое внимание внеурочной деятельности. В этой методической работе я хочу осветить наиболее интересные и  эффективные формы внеурочной деятельности, которые использую в своей практике.

Несомненно, концертная деятельность является самой распространенной формой внеурочной работы в детских школах искусств. С самого начального этапа обучения, очень важно дать ребенку возможность учиться выступать на сцене, развивать навыки концертной выдержки, стабильность и качество в исполнении музыкальных произведений. Такие навыки развиваются только в практической деятельности. Но чтобы этот процесс проходил эффективно, а главное приносил ученику положительные эмоции, необходимо грамотно и планомерно выстраивать план внеурочной деятельности.

I. Концертная деятельность в детских школах искусств очень разнообразна по своим видам и формам:

 Родительские собрания с концертами.  На начальном этапе обучения очень важно сформировать у ребенка мотивацию к образовательному процессу, особенно это актуально для самых маленьких обучающихся, в возрасте от 6.5 лет. В этом процессе большую роль играет активное взаимодействие не только с учеником, но и с его родителями. Очень часто, именно заинтересованность родителей, имеет весомое значение в качестве и перспективности дальнейшего обучения ребенка. Для решения этой задачи, наиболее подходящей формой внеурочной деятельности является именно родительские собрания с концертами.  Желательно, чтобы в таких мероприятиях принимали участие все обучающиеся класса, разного уровня и возраста.  Посещение таких мероприятий дает возможность родителям не только посмотреть на своего ребенка в качестве исполнителя на сцене, но и сравнить выступления разных обучающихся, увидеть вариативность и разнообразие исполняемого репертуара, оценить исполнительский уровень всего класса в целом,  увидеть конечный результат обучения игре на гитаре. Для обучающихся – это отличная возможность выступить перед публикой, получить опыт исполнения своей программы  на сцене, а не только на академическом концерте или зачете.  Для начинающих формируется хороший задел для развития мотивации к дальнейшему обучению и совершенствованию своих исполнительских навыков. Очень важно организовать для каждого обучающегося условия для наиболее полной реализации его исполнительских потребностей, создать для ребенка «ситуацию успеха»,  а для этого необходимо очень тщательно подходить к планированию самого мероприятия, выбору исполняемого репертуара, созданию доброжелательной атмосферы.

 В своей практике я стараюсь записывать такие мероприятия на видеокамеру, что позволяет в дальнейшем на занятиях провести с каждым обучающимся анализ его выступления, выявить недочеты и обязательно отметить положительные моменты. А в прошлом учебном году, в программу концерта на родительском собрании были включены фрагменты выступлений обучающихся из родительских собраниях прошлых лет. И самим учащимся и их родителям, было очень интересно наглядно оценить изменения детей в творческом и музыкальном плане.

План-конспект родительского собрания на тему: «Организация домашних занятий в классе гитары»

План мероприятия:

  1. Важность самостоятельных занятий дома. Успешное освоение игры на инструменте  во многом зависит от качества выполнения домашних заданий. С самого начального этапа обучения, необходимо помочь ребенку правильно организовать режим занятий дома. Очень важно, чтобы занятия были систематическими и регулярными. Не количество времени проведенного за инструментом определяет успех занятий, а качество. На начальном этапе обучения достаточно уделять 10-15 минут в день, но важно, чтобы ребенок осознанно и обдуманно подходил к выполнению домашнего задания, а не формально. Нет необходимости сидеть вместе с ребенком и учить, заданный фрагмент произведения, потому как на уроке, я стараюсь с самого начала в них воспитывать самостоятельность и ответственность. Но периодически проверять результат их домашней работы необходимо, особенно когда пьесы выучены уже полностью. Пусть дома дети чаще исполняют произведения на публику (родителям, друзьям, гостям). Очень важно отмечать их успехи, это помогает им приобрести чувство уверенности и мотивирует к дальнейшим занятиям.
  2. Конкурсная деятельность  на 2018-2019 учебный год. В этом учебном году планируется проведение 4 конкурсов:

17 января – областной конкурс «Учитель и ученик» (к нему готовятся Агибалов Кирилл, Ковалева Мирослава),

9-10 февраля – открытый городской конкурс исполнителей на струнно-щипковых инструментах им. В.Яковлева «Гармония» (готовят сольную конкурсную программу  Ковалева Мирослава – младшая группа, Агибалов Кирилл и Азаров Руслан – средняя возрастная группа, и ансамбль гитаристов в составе Агибалов Кирилл, Азаров Руслан, Гриднева Софья, Харламов Юрий, Луговской Тимофей, Шишов Дмитрий),

16 февраля – Всероссийский конкурс «Славься, Отечество» (планируют участие Ковалева Мирослава, Агибалов Кирилл),

25 февраля – открытый городской конкурс гитаристов «Серебряные струны» (участие примут Агибалов Кирилл, Азаров Руслан,  ансамбль гитаристов).

  1. Концерт. Сегодня в нашем концерте примут участие практически все обучающиеся моего класса. Самые юные участники впервые попробуют себя в роли исполнителей, покажут какими навыками игры они успели овладеть за первое полугодие, а более опытные представят нам свою конкурсную программу.

Программа выступлений:

  1. Р.Н.П. «Во поле береза стояла», исполняет обучающийся 1го класса Ходенко Михаил (6 лет).
  2. М. Красев «Елочка», исполняет обучающийся 1го класса Аксенов Алексей.
  3. Укр. н.п. «Ехал казак за Дунай», исполняет обучающаяся 1го класса Калачян Мане.
  4. Е. Поплянова «Счастливые башмачки», исполняет обучающаяся 1 класса Ковалева Мирослава и Крупнова Е.А.
  5. Д.Пьерпонт «Jingle bens» , исполняет обучающийся 3го класса Петрушин Евгений.
  6. А. Виницкий «Маленький ковбой», исполняет обучающийся 3го класса Луговской Тимофей.
  7. В. Ерзунов «Монолог дождя», исполняет обучающаяся 4го класса Заблоцкая Ангелина.
  8. Фрагмент видеозаписи выступления Азарова Руслана В. Калинин «Маленький испанец», Агибалова Кирилла  А. Иванов-Крамской «Я на камушке сижу», 2013 года.
  9. М. Александрова «У нас нынче субботея», исполняет Азаров Руслан, обучающийся 5 класса.
  10. Н. Кошкин «Пилигрим», исполняет Азаров Руслан
  11. Х. Морель «Танец в ми миноре», исполняет обучающийся 7 класса Агибалов Кирилл.
  12. Ник Веб «Молчаливый партер», исполняет дуэт Агибалов Кирилл и Крупнова Е.А.
  13. А. Матяев-Л.Зюзин «То не ветер ветку клонит», исполняет ансамбль гитаристов.
  14. И. Нагуевский «Фантазия на тему песни Т.Хренникова «Московские окна», исполняет ансамбль гитаристов.
  1. Заключительное слово.

Лекция-концерт – еще одна интересная форма внеурочной работы.  В своей работе, я достаточно часто использую эту форму внеурочной деятельности. Обучающиеся моего класса принимают участие не только, как исполнители концертных номеров, но и как ведущие мероприятия, а также активно вовлекаются в подготовительный процесс: участвуют в выборе тематики мероприятия, подборе интересного материала, подготовки иллюстративного материала. Такие мероприятия можно проводить не только на отделении, но и организовывать как выездные концерты. Впервые выездной вариант лекции-концерта я попробовала в 2014 году. Тогда с обучающимися моего класса, мы подготовили и провели лекцию-концерт «Гитара для детей» в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №120» г. Курска. В этом мероприятии были представлены презентация с аудио и видеофрагментами, концертные номера обучающихся разных классов, с учетом возрастных особенностей слушателей. Такие мероприятия очень способствуют развитию творческой активности обучающихся, мотивируют к более качественным занятиям и выступлениям на сцене, сплачивают обучающихся класса. Хочу отметить, что мои ученики очень положительно отнеслись к такому варианту концерта,  очень ответственно подошли к подготовительному, организационному и репетиционному процессу. И уже в следующем учебном году, сами интересовались, будут ли у нас еще подобные мероприятия. Поэтому лекции-концерты идут обязательным пунктом в моем плане внеурочной деятельности. В качестве примера, ниже представлен план-конспект мероприятия, а также он находится в сети интернет на странице моего блога  сайта учебно-методического кабинета пед.копилка.ру. (https://ped-kopilka.ru/blogs/elena-aleksandrovna-krupnova/konspekt-mini-koncerta-dlja-doshkolnikov-5-7-let-gitara-dlja-detei.html).

Конспект лекции-концерта для дошкольников 5-7 лет «Гитара для детей»

Цель: создание условий, способствующих повышению творческой активности детей, расширению их музыкального кругозора, пробуждению интереса к различным видам музыкальной деятельности.

Задачи:

  1. Обогатить знания детей о свойствах и особенностях струнно-щипковых инструментов.
  2. Познакомить дошкольников с историей возникновения струнно-щипковых инструментов.
  3. Дать представление об основных особенностях строения гитары, звукоизвлечения и приемах игры.
  4. Развить кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой других стран.
  5. Сформировать положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям народной и современной музыки.

Используемые материалы: гитары, треугольник, аудиоматериалы, СD-проигрыватель, проектор.

Ход мероприятия

Вступительное слово педагога

Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас в гостях дети из музыкальной школы №5. Совсем недавно они, как и вы, ходили в детский сад, но потом им очень захотелось научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, и родители отвели их в музыкальную школу. Сейчас они будут выступать перед вами, и исполнят различные музыкальные произведения. А вы знаете, как надо слушать музыку? Правильно, тихо! Но если вдруг вы забудете, как себя вести, то у меня есть волшебный инструмент (показываю любой маленький музыкальный инструмент, который может издавать достаточно громкий звук, чтобы дети услышали и успокоились). Кто знает, как он называется?  Правильно, треугольник. Когда я сыграю на нем, сразу должна воцариться тишина. Давайте попробуем.  (Играю на треугольнике, дети начинают вести себя тихо). Какие вы все молодцы! А сейчас садитесь поудобнее, мы начинаем наш концерт!

Ведущий 1. (Мезенцева Дарья) (слайд 1).

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем небольшом концерте, мы хотели бы познакомить вас с одним очень интересным музыкальным инструментом. А какие музыкальные инструменты вы знаете? (дети отвечают)

- Молодцы. Как много разных инструментов вы знаете.

Ведущий 2. (Агибалов Кирилл) (мультфильм Песенка мышонка)

- Давайте посмотрим на экран, может, вы догадаетесь, о каком инструменте мы будем говорить сегодня.

 (На экране показываем фрагмент мультфильма «Песенка мышонка», где он исполняет песенку под гитару).

- Вы знаете, на каком инструменте играл мышонок, когда пел свою песенку?

Ведущий 1. (слайд 2)

- Этот музыкальный инструмент называется гитара. Она относится к группе струнно-щипковых инструментов. К этой группе также относятся еще и другие инструменты, например,  арфа и балалайка. (слайд 3). Все эти инструменты объединяет наличие струн и способ извлечения звука щипком. Давайте  послушаем, как  они звучат. (слайд 4).

Ведущий 2.

- А теперь давайте, поближе  познакомимся с гитарой. (слайд 5). Гитара состоит из корпуса, грифа, головы с колками и 6-ти струн. Но как же она звучит?

(Ведущий 1 читает стихотворение, а ведущий 2 иллюстрирует все на инструменте).

Ведущий 1. (слайд 6).

Возьму гитару звонкую,
Настрою нити струн...
С весёлой, самой тонкой я

Начну свою игру.
Невидимым комариком

Гудит, звенит струна!
Расплющенным фонариком

Висит в окне луна.
Струну затрону среднюю –
Родится звук бойчей.
Сольются с ней соседние

В один стальной ручей.
С удвоенным вниманием
Аккорды я беру…
Ура! Мои старания
Похожи на игру.
Хоть шуму и порядочно -
Басы не так слышны,
Для песни недостаточно

Ещё одной струны.
Добрался до басовой я,
И дёргаю без дум …

Бубнит струна басовая:
Бум-бум! Бум-бум! Бум-м-бум-м-м...

Ведущий 2.

- А теперь давайте послушаем, как ученик 1 класса Азаров Руслан уже  научился  играть на гитаре.

Азаров Руслан исполнит «Андантино» М. Каркасси.

Ведущий 1.

- Вам понравилось, ребята? А вы знаете откуда родом гитара?

- Считается, что современная гитара пришла к нам из Испании, но тогда она выглядела иначе. (слайд 7). У нее было другое количество струн, и форма инструмента была немного другая.

- А сейчас Агибалов Кирилл лауреат международного и городских конкурсов исполнит произведение «Маленький Испанец» В. Калинина. (слайд 8).

Ведущий 1. - Красивое прозвучало произведение, оно очень хорошо передает характер испанской музыки. Гитара очень интересный инструмент, и музыку можно исполнять на нем очень разную.

- Давайте послушаем произведение, которое исполнит ученица 1 класса Гриднева Софья, М. Каркасси «Прелюдия». (слайд 9)

Ведущий 2.

- На гитаре можно исполнять произведения различного характера, танцевального и песенного. А еще под аккомпанемент гитары можно исполнять песни.

- Давайте послушаем в исполнении Азарова Руслана «Песенку Львенка и черепахи», может вы смотрели такой мультфильм. (слайд 10).

Азаров Руслан «Песенка Львенка и черепахи».

Ведущий 1.

- А теперь, давайте послушаем как на гитаре звучит музыка танцевального характера.

Гриднева Софья исполнит «Мазурку» В. Калинина. (слайд 11).

Ведущий 2.

- Гитара – это инструмент, звучание которого можно услышать не только на концертах, и различных  выступлениях, очень часто гитару берут с собой в походы, и исполняют песни у костра в кругу лучших друзей.

- Ребята,  а какой скоро праздник мы все будем отмечать?  Скоро Новый год, давайте послушаем знакомую вам песенку «Маленькой елочке», в исполнении Азарова Руслана. (слайд 12).

Ведущий 1.

- Ребята, давайте немного отдохнем, и под музыку выполним следующие упражнения. (Под песню из мультфильма «Бременские музыканты» дети маршируют, делают упражнение «пружинка», хлопают в ладоши). (Песенка из бременских музыкантов).

Ведущий 2.

- Для гитары написано очень много интересных произведений. Сегодня на этом инструменте можно исполнять практически любую музыку, как старинную, так и современную, а также обработки  русских народных песен. А вы знаете какие-нибудь русские народные песни? Давайте послушаем русскую народную песню «Как под горкой под горой» в исполнении Гридневой Софьи. (слайд 13).

Ведущий 1.

А сейчас давайте послушаем русскую народную песню «Я на камушке сижу», это произведение написано специально для гитары, а исполнит его Агибалов Кирилл.

Ведущий 2.

- Но гитара не всегда была такой, как мы привыкли ее видеть. Раньше в нашей стране, была популярна семиструнная гитара, которая называлась русская или цыганская. На ней очень любили исполнять романсы и цыганские песни. (слайд 14).

Давайте послушаем в исполнении лауреата международного и городских конкурсов Мезенцевой Дарии произведение, которое  называется «Прелестная цыганка».

Ведущий 2.

- А сейчас в исполнении преподавателя Елены Александровны прозвучит произведение современного композитора Виктора Козлова «Баллада о прекрасной Елене». (слайд 15).

Ведущий 1.

- Вам понравились выступления  юных артистов? Давайте посмотрим, как внимательно вы слушали наш концерт, и  попробуем отгадать загадки.

Ведущий 1.

Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент -
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале. (гитара)

Ведущий 2.

А это что за чудеса?
В лесу мы слышим голоса,
Ребята у костра сидят,
Поют и на нее глядят.
Чтобы она вдруг зазвучала,
Щипни струну ты для начала.
А струн бывает семь иль шесть,
Ее достоинств нам не счесть.
Всем под нее легко поется,
Скажите, как она зовется? (гитара)

Ведущий 1.

- Ребята, вам вы большие молодцы, очень внимательно слушали наш концерт. (слайд 16).

В заключении, мы хотим сказать, что нам очень понравилось выступать перед нами! 

 Концерт-беседа.  Тематические мероприятия, такие как концерт-беседа, помогают в интересной форме познакомить обучающихся с творчеством композитора,  музыкальной эпохой или циклом произведений, а также решить определенные учебные вопросы.  Задача таких мероприятий не только расширение музыкального кругозора обучающихся, но и получения или углубление определенных знаний. Подготовка  к участию в тематическом концерте способствует  формированию музыкальных предпочтений обучающихся, развитию музыкального вкуса, стремлению к познанию нового, и формированию мотивации не только к обучению, но и успешному выступлению. Такую форму внеурочной работы я решила использовать в достаточно необычном контексте, а именно при изучении инструктивного материала в классе гитары. Всем известно, что обучающиеся игре на каком-либо инструменте, не очень любят процесс изучения гамм, этюдов и упражнений. Это занятие кажется им скучным, нудным и неинтересным. И мало кто из обучающихся понимает важность этого процесса для совершенствования своего технического мастерства. Поэтому, я решила попробовать донести эту информацию в форме концерта-беседы. Особенность этого мероприятия в том, что оно было подготовлено совместно с обучающимися моего класса. Каждым учеником  2-5 класса заранее была выбрана тема, на которую он должен был подготовить небольшое, но интересное сообщение, а обучающиеся первого класса и других преподавателей по классу гитары, присутствовали на мероприятии в роли слушателей. Тематика выступлений включала в себя:

- характеристику инструктивного материала в классе гитары,

- виды исполнительской техники гитариста,

- особенности изучения гамм, упражнений и этюдов,

- биографию композиторов-гитаристов,  особенности их творчества, связанные с этюдами.

В ходе мероприятия обучающиеся не только делились своими знаниями в форме устного выступления, но и исполняли этюд на инструменте. После каждого выступления, совместно с обучающимися  производился анализ произведения: на развитие какого вида техники направлено изучение конкретного этюда, какие сложности могут возникнут, и как с ними справится. Таким образом, обучающиеся были максимально включены в процесс мероприятия, как основной, так и подготовительный.

План концерта-беседы  с обучающимися класса гитары на тему «Этюд и его предназначение»

Цель – сформировать у обучающихся осознанное понимание важности изучения инструктивного материала в классе гитары.

Задачи:

- создать условия для получения знаний в области развития технических навыков гитариста, в более интересной форме;

- мотивировать обучающихся к более качественному изучению и освоению инструктивного материала;

- познакомить обучающихся с творчеством и биографией композиторов-гитаристов, этюды которых входят в репертуар ДПОП и ДООП;

- развитие исполнительских навыков;

- сформировать умение анализировать услышанное произведение;

- расширение музыкального кругозора.

Используемый материал: гитары, проектор, презентация с использованием иллюстраций, видеоряда, и наглядного нотного материала, видеокамера.

 Ход мероприятия:

Вступительное слово преподавателя (слайд 1).

- сообщение Петрушина Евгения на тему «Что такое инструктивный материал,  и его предназначение» (слайд 2).

- сообщение Луговского Тимофея на тему «Этюд, и особенности его изучения» (слайд 3).

- сообщение Гридневой Софии на тему: «Виды исполнительской техники гитариста, и способы ее развития» (слайд 4).

 - сообщение Шишова Дмитрия на тему «Как правильно организовать процесс изучения инструктивного материала в классе гитары» (слайд  5).

         - Ф. Карулли «Этюд a-moll», исполняет Петрушин Евгений (слайд 6)

- сообщение Заблоцкой Ангелины на тему «Творчество Ф. Карулли» (слайд 7).

        - Ф. Карулли «D-dur», исполняет Луговской Тимофей (слайд 8).

- сообщение Барсукова Алексея на тему «Вклад Ф. Сора в развитие гитарного исполнительства» (слайд 9).

         - Ф. Сор «Этюд № 6 a-moll», исполняет Барсуков Алексей (слайд 10).

         - Ф. Сор «Этюд № 13 С- dur », исполняет Гриднева София (слайд 11).

- сообщение Заблоцкой Ангелины на тему «Жизнь и творчество М. Каркасси» (слайд 12).

          - М. Каркасси «Этюд G-dur», исполняет Заблоцкая Ангелина (слайд 13).

          - М. Каркасси «Этюд C-dur», исполняет Шишов Дмитрий

 (слайд 14).

- сообщение Азарова Руслана на тему «Творчество М. Джулиани» (слайд 15)

          - М. Джулиани «Этюд G-dur № 5 «Ручеек», исполняет Азаров Руслан (слайд 16).

- сообщение Агибалова Кирилла на тему «Концертный этюд в классе гитары» (слайд 17).

          - Э. Вилла-Лобос «Этюд № 1», исполняет Агибалов Кирилл (слайд 18).

Заключительное слово преподавателя.

 Сольный концерт. Формирование и развитие любых видов навыков должно закрепляться их практическим применением. Сольный концерт является той самой эффективной формой практической деятельности, которая направлена на развитие и реализацию творческого потенциала обучающегося. Такая форма внеурочной деятельности больше подходит для обучающихся старших классов, которые уже достигли определенного уровня технических и музыкальных навыков, и  смогли сформировать свой исполнительский репертуар. Очень часто, обучающимся, особенно младших классов, тяжело дается накопление своего исполнительского «багажа». Дети, подготовившись к зачету или академическому концерту, за редким исключением, очень быстро забывают выученные произведения. У каждого обучающегося в моем классе, начиная с первого класса, на оборотной стороне обложки тетради по специальности есть список выученных им пьес. С самого начального этапа обучения, я стараюсь привить ученикам стремление к накоплению собственного исполнительского репертуара, пусть даже достаточно легкого и  учебного. Несомненно, у обучающихся старших классов, больше технических возможностей для исполнения более сложных и интересных произведений, которые они с удовольствием  повторяют и не забывают. Но не каждый обучающийся сможет исполнить в одном выступлении порядка 6-8 произведений. Для этого необходимо не только владеть репертуаром, но и хорошей физической и эмоциональной выдержкой. Не так давно в своей практике, при подготовке к конкурсным выступлениям, я решила попробовать провести внеурочную работу в форме сольного концерта, но не одного, а нескольких обучающихся моего класса. На этом мероприятии 2 обучающихся старших классов исполнили 12 произведений (Агибалов Кирилл - 7 пьес,  Азаров Руслан – 5). В программу концерта вошли не только пьесы, которые обучающиеся готовили к выступлениям на конкурсах в текущем учебном году, но и те произведения, которые исполнялись ими уже ранее. Репертуар получился очень разнообразным и интересным, это были и произведения классической гитарной музыки, обработки русских народных песен, произведения современных гитарных композиторов разных жанров. На концерт обучающихся были приглашены не только учащиеся моего класса, но и преподавателей по классу гитары нашей школы.

У такой формы внеурочной деятельности, как сольный концерт, можно выделить ряд задач, относящиеся как к педагогу, так и к обучающимся.

Педагогические задачи

Задачи обучающегося

  • Представить достижения учащегося за время обучения
  • Проявить творческие и исполнительские навыки, сценическую выдержку при исполнении программы
  • Научить применять навыки, полученные в исполнительской деятельности
  • Донести до слушателей программное содержание произведений
  • Развивать музыкальное мышление и память путём умения выдержать определённый объём программы
  • Совершенствовать исполнительский уровень через исполнение произведений повышенной сложности
  • Воспитывать художественно-эстетический вкус учащегося через знакомство с лучшими образцами художественного творчества
  • Уметь анализировать многообразие связей музыки и различных видов искусства

Программа концерта:

1. А. Иванов-Крамской обработка русской народной песни «Я на камушке сижу», исполняет Азаров Руслан.

2. А. Лауро «Венесуэльский вальс №2».

3. Е. Баев обработка русской народной песни «Ах, ты, зимушка-зима».

4. Х. Кардосо «Милонга», исполняет Агибалов Кирилл.

5. Yiruma «River flow in you».

6. М. Александрова обработка русской народной песни «Как при лужку».

7. Пернамбуко «Бразильский танец».

8. Н. Кошкин «Пилигрим», исполняет Азаров Руслан.

9. М. Александрова обработка русской народной песни «У нас нынче субботея».

10. Х. Морель «Танец в ми миноре», исполняет Агибалов Кирилл.

11. Л. Брауэр «Идея».

12. В. Козлов «Восточный танец».

Результатами проведения сольного концерта  являются:  

  • рост мотивации к формированию навыков самостоятельной работы и творческой деятельности обучающихся;
  • осознание собственной значимости и успешности в роли исполнителя;
  • появление стимула для всех обучающихся к повышению исполнительского уровня.

 Отчетный концерт класса. Это, пожалуй, одна из самых важных и ответственных форм внеурочной деятельности. Программа отчетного концерта может быть выстроена по нескольким принципам:

- обучающиеся могут  исполнить 1-2 произведения любого жанра и характера из своего текущего учебного репертуара, наиболее удачные и качественные для исполнения;

- обучающиеся исполняют произведения одного жанра;

- обучающиеся исполняют произведения, относящиеся к одной музыкальной эпохе;

- обучающиеся исполняют  произведения одного композитора, или входящие в состав цикла произведений.

Главная цель таких мероприятий – прививать  обучающимся  интерес к искусству, научить их любить и понимать музыку, воспитывать у них художественный и музыкальный вкус, активизировать их творческую активность. Участие детей в совместном мероприятии даёт им возможность ощутить радость творческого общения, сопричастность к общему делу, а также повышает эффективность развития обучающихся и их исполнительский уровень.

Выступления на отчетных концертах класса очень важны и ответственны не только для педагога, но и для обучающихся, поэтому подготовку к ним необходимо начинает заранее.

Можно выделить несколько этапов подготовки:

  • Необходимо проанализировать технические и музыкальные возможности обучающихся класса, чтобы они могли качественно справиться с исполнительской задачей. Грамотно подобрать и распределить произведения среди учеников, с учетом их индивидуальных особенностей.
  • Непосредственно индивидуальная работа с обучающимися над изучение произведений на уроке.
  •  Разработка сценария. На данном этапе важно подобрать актуальный материал для изучения, но преподнести его понятным и интересным образом для обучающихся.
  • Подбор видеоряда. Использование информационно-коммуникативных технологий помогает более полно и  максимально интересно раскрыть тему мероприятия, поэтому сценарий желательно дополнить мультимедийными и дидактическими материалами.
  • Работа с ведущими. Поскольку участники концерта могут быть не только исполнителями, но и ведущими, им необходимо уметь переключаться с одного вида деятельности на другой, а также свободно владеть материалом.

Не менее важен репетиционный период, который также проходит в несколько этапов:

  • индивидуальная работа с каждым учеником над  качеством звучания в зале – баланс, техническое совершенство, поведение на сцене;
  •  если в концерте исполняется цикл произведений, то каждому ребенку заранее необходимо прослушать весь цикл, в том порядке, в котором его задумывал автор. Таким образом, ученику будет легче понять значение, смысловую нагрузку своей пьесы в цикле, ее драматическое значение;
  • репетиция концертных номеров с ведущими и видеорядом.  Это помогает обучающимся понять концепцию программы концерта, прочувствовать эмоциональную сторону выступления.

Участие обучающихся в отчетном концерте класса способствует развитию творческих и личностных качеств:

  • повышает у обучающихся требовательность к качеству исполнения;
  • расширяет кругозор;
  • воспитывает ответственность за общее дело;
  • улучшает контакт между обучающимися в классе;
  • вовлекает родителей в жизнь класса;
  • развивает сценические навыки;
  • прививает интерес к гитарной музыке.

Как правило, после таких  мероприятий у детей и их родителей надолго остаются яркие и положительные музыкальные впечатления.

II. Помимо участия в концертной деятельности, важное место во внеурочной работе занимает посещение и участие обучающимися в конкурсах и фестивалях.

Ежегодно обучающиеся моего класса принимают участие в конкурсах различного уровня (городских, областных, Всероссийских и международных), в качестве солистов и в составе ансамбля гитаристов.

На начальном этапе обучения не стоит недооценивать важность школьных конкурсов. Именно на них обучающиеся получают первые навыки конкурсного выступления, учатся преодолевать волнение, понимают важность и ответственность своего выступления. Такие мероприятия становятся первой ступенью перед выступлениями более серьезного уровня.

Участие и выступления в составе ансамбля гитаристов заслуживает отдельного внимания. По своему опыту, могу сказать, что ансамблевое музицирование очень положительно влияет не только на развитие каждого обучающегося, но и на формирование дружественной атмосферы в классе, создает стремление к достижению общей цели, воспитывает у обучающихся чувство ответственности и товарищества. В ходе коллективного музицирования решаются задачи и вопросы воспитания не только профессиональных качеств каждого участника ансамбля, но и личностно-коммуникативных навыков. У обучающихся, входящих в состав ансамбля, значительно повышается уровень мотивации к обучению, самостоятельные занятия становятся систематическими и более эффективными, быстрее происходит рост технических навыков и музыкальности. Поэтому в состав ансамбля, я стараюсь включать как можно больше обучающихся, разных классов и разного уровня подготовки.

Успешное участие в конкурсах можно считать результатом комплексного взаимодействия учебного процесса и внеурочной работы с обучающимися в течение учебного года.

III. Посещение мастер-классов вместе с обучающимися также входит в план внеурочной деятельности моего класса. За последние годы в нашем регионе значительно вырос интерес к исполнительству на классической гитаре. Этому свидетельствует организация и проведение Всероссийского, а затем ставшего международным, конкурса исполнителей на классической гитаре «VIVA  GUITARRA».  Отличие этого конкурса в том, что членами жюри являются ведущие гитаристы-исполнители и преподаватели высших учебных заведений не только нашей страны, но и Европы. В рамках проведения этого конкурса,  члены жюри проводят мастер-классы,  дают сольные концерты, читают лекции для преподавателей, делятся своими впечатлениями об исполнительском уровне конкурсантов, освещают актуальные проблемы в современной гитарной педагогике. Такие встречи полезны не только для преподавателей по классу гитары, но и обучающихся. В 2015 году обучающиеся моего класса принимали участие в I Всероссийском конкурсе «VIVA GUITARRA», и посетили мастер-класс Оскара Гузмана (г. Севилья, Испания), а в 2017 г.  – мастер-класс  и лекции под руководством Штепана Рака (г. Прага, Чехия) и Евгения Финкельштейна (г. Москва, Россия).

Посещение таких мастер-классов способствует развитию интереса не только к современным направлениям гитарного искусства, но и к классической гитарной музыке в целом, создает хорошую базу для формирования мотивации у обучающихся, обогащает их знания, расширяет их музыкальный кругозор.

IV.  Еще одна интересная и любимая форма внеурочной деятельности обучающихся моего класса – это посещение концертов Курской областной филармонии. Несколько лет назад в Курской филармонии  появился абонемент № 10 «Гитары дивная струна», посвященный гитарному искусству. Каждый сезон он представляет курской публике три концерта, раскрывающих многообразие гитарной музыки.  В рамках абонемента в одном из концертов традиционно выступает трио или ансамбль под руководством Олега Овчаренко, преподавателя Курского музыкального колледжа им. Г.В. Свиридова по классу гитары и солиста филармонии, с разнообразной программой, от классической музыки до современного гитарного творчества. А также приезжают профессиональные гитаристы-исполнители, лауреаты Всероссийских и международных конкурсов, такие как: Аркадий Резник (г. Москва), гитарный квартет им. А.Фраучи (г. Москва), русский гитарный квартет (г. Москва), Николай Милостной (г. Москва) и др.  Посещение таких концертов дарит обучающимся яркие положительные эмоции, прививает любовь к своему инструменту, формирует музыкальный вкус, расширяет музыкальный кругозор, и, несомненно, мотивирует к дальнейшим занятиям.

Так как  я являюсь артистом оркестра русских народных инструментов им. В. Гридина Курской государственной филармонии, стараюсь привлекать обучающихся и их родителей к посещению концертов различных коллективов филармонии:  оркестра русских народных инструментов, симфонического оркестра, и других мероприятий. Это способствует не только развитию музыкального вкуса, и формированию слушательской культуры обучающихся, что тоже очень важно.

Заключение

 Проанализировав разные формы  внеурочной  деятельности,  можно сделать вывод, что этот вид работы в рамках детской школы искусств является одним из важных  и значимых направлений деятельности учреждения. Каждому преподавателю необходимо вовлекать обучающихся не только в общешкольную внеурочную деятельность, но и планировать такую работу в своем классе. От грамотно спланированной внеурочной работы зависит общая атмосфера и настрой в классе преподавателя. В совокупности с учебным процессом, внеурочная деятельность помогает обучающимся достичь наилучших результатов не только в процессе обучения, но и всесторонне развивать их творческий потенциал. Это, несомненно, способствует гармоничному развитию личности ребенка, формированию его активной жизненной позиции.

 Участие во внеурочной деятельности способствует добросовестному отношению к занятиям, активностью в повседневной работе, хорошей успеваемостью. Ощутить себя артистом, пережить творческий подъем, почувствовать благодарность слушателей – все это мощный стимул для самоутверждения и самореализации личности ребенка, на что в конечном итоге и направлена вся деятельность детской школы искусств.

Методическая значимость данной разработки заключается в том, что предложенный анализ форм внеклассной деятельности  позволяет утверждать о её необходимости в учебно-воспитательном процессе не только в классе гитары, но и в детской школе искусств в целом.

В качестве наглядного примера, прилагаю план внеурочной деятельности в классе гитары на 2019-2020 учебный год.


План внеурочной деятельности в классе гитары на 2019-2020 учебный год

сентябрь

Концерт, посвященный дню знаний, родительское собрание

октябрь

 Концерт-беседа «Этюд и его предназначение»

Праздничный концерт «День первоклассника»

ноябрь

19 ноября – посещение концерта  в Курской областной  филармонии в рамках абонемента №10 «Гитары дивная струна» - «Гитара без границ», солист Владимир Гапонцев (г. Москва)

Концерт, посвященный Дню матери

декабрь

Родительское собрание с концертом по итогам первого полугодия

январь

23 января - посещение концерта  в Курской областной  филармонии в рамках абонемента №10 «Гитары дивная струна» - «Шесть струн моей души», трио Олега Овчаренко (г. Курск)

февраль

Лекция-концерт «Современная гитарная музыка», для обучающихся по классу гитары преподавателей ДШИ №5 им. Д.Д. Шостаковича

Участие в открытом городском конкурсе гитаристов «Серебряные струны»

март

Посещение концерта в рамках проекта «Ступени Олимпа» Курской областной филармонии

11 марта - посещение концерта  в Курской областной  филармонии в рамках абонемента №10 «Гитары дивная струна» «Оркестровая палитра» - «Фиеста», дуэт «Аранхуэс» (г. Омск)

Отчетный концерт народного отделения

Участие в областном конкурсе исполнителей на струнно-щипковых инструментах «Оркестровая палитра»

апрель

Отчетный концерт класса гитары

Отчетный концерт ДШИ №5 им. Д.Д. Шостаковича

май

Родительское собрание с концертом по итогам учебного 2019-2020 года


Библиография

  1. Баженова Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности "Всему учит детство" // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 4. - С. 10-16.
  2. Боровик В. Г. Как взаимодействуют образовательные учреждения общего и дополнительного образования // Народное образование. - 2012. - № 5. - С. 90-93.
  3. Дробот А. Н. Система дополнительного образования для детей и подростков // Народное образование. - 2014. - № 3. - С. 222-229.
  4. Ярошевская И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 9. - С. 13-17.