" Исполнительский ансамбль в практике современного музыкального образования ДШИ и ДМШ
Целью данного доклада является рассмотрение исполнительского ансамбля, как предмета, развивающего творческий потенциал учащегося ДШИ и ДМШ.
Реализация данной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Рассмотреть основные виды исполнительских ансамблей, применяющихся в современной практике обучения ДШИ и ДМШ;
2. Раскрыть специфику эффективности каждого вида ансамбля;
3. Синтез различных видов творческой деятельности в жанре музыкальной сказки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolnitelskiy_ansambl.docx | 28.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное образовательное учреждение дополнительного образования
« Городской дворец детского (юношеского) творчества им.Н.К.Крупской»
« Исполнительский ансамбль в практике современного музыкального образования в ДШИ и ДМШ»
Доклад
Выполнили:
педагоги дополнительного образования
Ганова Н.П.,
Кроха Е.С. ,
Погула А.Д.
Новокузнецк, 2020.
Содержание:
- Понятие ансамбля.
- Развивающая функция фортепианного ансамбля.
- Рассмотрение некоторых элементов фортепианной ансамблевой игры.
а) синхронное звучание партий
б) работа над динамическим планом произведения
- Виды и формы работы, способствующие развитию ансамблевого исполнения.
а) чтение с листа
б) эскизное изучение музыканта исполнителя
- Инструментальные и вокальные ансамбли.
а) вокальные ансамбли
б) инструментальные ( камерные ансамбли).
- Музыкальная сказка- как синтетическая форма музыкального ансамбля.
- Заключение.
- Список используемой литературы.
Введение
Целью данного доклада является рассмотрение исполнительского ансамбля, как предмета, развивающего творческий потенциал учащегося ДШИ и ДМШ.
Реализация данной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Рассмотреть основные виды исполнительских ансамблей, применяющихся в современной практике обучения ДШИ и ДМШ;
2. Раскрыть специфику эффективности каждого вида ансамбля;
3. Синтез различных видов творческой деятельности в жанре музыкальной сказки
В области музыкально-исполнительских дисциплин повышенное внимание в прошлом уделялось, как правило, занятиям сольным исполнительством. На сегодняшний день наблюдаются значительный интерес к ансамблевому исполнительству. Данная тенденция прослеживается в исполнительских классах при обучении игре на разных музыкальных инструментах. Это требует серьёзного научно-теоретического обоснования процесса обучения ансамблевому исполнительству, глубокого проникновения в специфику ансамбля как феномена музыкальной культуры.
Как пишет исследователь музыкального ансамбля А.Готлиб, (совместная игра отличается от сольного, прежде всего тем, что и общий план, и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуют они их объединёнными усилиями).
Жанр фортепианного дуэта выполнял и продолжает выполнять основные социально-психологические и художественно-эстетические функции музыкального искусства в целом: коммуникативную, музыкально-просветительскую, учебно-педагогическую.
Многие музыканты педагоги-практики видели в жанре фортепианного дуэта мощное потенциальное средство музыкального развития учащихся, призванное выполнять, прежде всего, развивающую функцию. Игра в фортепианном ансамбле развивает эмоциональную отзывчивость, богатство воображения, гибкость исполнительского мастерства, которая помогает создать несколько вариантов решения одной и той же художественной задачи.
Совместная игра предполагает реализацию общего план и всех деталей совместными усилиями исполнителей, что способствует развитию творческой инициативы каждого участника ансамбля. При воплощении коллективно созданной интерпретации понятие «исполнительское переживание» трансформируется в родственное понятие – «творческое сопереживание» исполнителей. Сопереживание возникает как результат контакта играющих в ансамбле, их гибкого взаимодействия и общения в процессе исполнения произведений. Корни общения – в самой жизнедеятельности исполнителей. Живой и прочный контакт исполнителей является непременным условием успешной работы в фортепианном ансамбле.
Умение играть вместе, технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает синхронное звучание партий. Под синхронностью ансамблевого звучания мы понимаем совпадение с предельной точностью мельчайших деталей исполнения. Но она должна подчиняться органичности музыкального сопереживания, а не достигаться формальной точностью. Взаимная согласованность должна быть естественной, и единство темпа и ритма должно подчиняться музыкальным задачам.
Динамические изменения в ансамбле целиком и полностью подчиняются слуховому контролю. Произведения, написанные непосредственно для фортепианного ансамбля, должны выявлять все особенности фортепиано.
Если исполняются переложения оперных или симфонических произведений, необходимо знать инструментовку данной музыки и по возможности имитировать звучание определенных инструментов и звучание в целом. От того , насколько развито у исполнителей умение слушать себя и партнера, зависит успех исполнения произведения. Вслушиваясь в музыкальную ткань произведения, исполнители должны найти такое динамическое звучание, которое раскрывает художественную сущность произведения.
Создание единой во всех деталях динамики- обязательное условие технически грамотной совместной игры.
С работой над динамическим планом произведения тесно связано умение прочитать и точно воспроизвести на инструменте штрихи, указанные в нотном тексте. В фортепианном ансамбле сложность иполнения штрихов заключена в выработке единого прикосновения партнеров, отвечающего задачам музыкального произведения.
Предпосылкой продуманного, согласованного ансамбля является внимательное прочтение редакции нотного текста, установления единых исполнительских указаний.
Воплощение принципов развивающего обучения на практике выдвигает на первый план в учебном процессе определенные виды и формы работы. Таковыми в основном являются чтение с листа и эскизное обучение музыкального материала.
Чтение с листа представляет форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Чтение с листа- это постоянная смена музыкальных восприятий, впечатлений, приток разнообразной музыкальной информации, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для активизации музыкально – интеллектуальных сил учащихся, качественно улучшает процессы музыкального мышления.
Именно в процессе чтения нот с листа со всей полнотой проявляются основные принципы развивающего обучения: увеличение объема используемого в обучении музыкального материала и ускорение темпов его прохождения.
Для чтения с листа нужно учитывать следующие моменты.
Предлагаемый музыкальный материал должен быть доступным для исполнения и не связан с техническими трудностями.
Перед исполнением произведения партнеры должны зрительно познакомиться с ним с целью выявления темпа, наличия пауз, главной темы, аккомпанирующих элементов, типа изложения музыкального материала. Следует обратить внимание на расположение партий, так как в разных изданиях они размещены по разному – одна партия над другой или на разных страницах. Это имеет немаловажное значение, так как партнеры обязаны видеть произведение целиком.
Сложность в фортепианном ансамбле вызвана тем, что, в свою очередь, активизирует внимание исполнителей для реализации синхронной игры.
Необходимо проследить за удобной посадкой перед инструментом, особенно если два исполнителя сидят за одним инструментом. Нужно выбрать приемлемое для каждого партнера расстояние между нотами и глазами, такую высоту посадки, чтобы клавиатура находилась в поле «периферического зрения».
Навыки класса фортепианного ансамбля идентичны навыкам, приобретенным в классе основного инструмента. Это: знание клавиатуры; умение быстро ориентироваться в расположении клавиши; умение пользоваться аппликатурной техникой; владение распространенными метроритмическими формулами и т.д.
Форма эскизного изучения музыкального материала является как бы промежуточной между чтением с листа и тщательной художественной отделкой произведения. Эскизное прохождение материала учит быстро вникать в содержание и конструктивные особенности сочинения, способствует совершенствованию технического аппарата, так как исполнение на начальном этапе изучения произведения в надлежащем темпе играет немаловажную роль в передаче характера сочинения. Произведения, которые входят в репертуар для эскизного изучения, должны быть более сложными, чем при чтении с листа, но не превышать технических возможностей учащихся, ибо нарушается баланс между «понимаю» и « умею».
Эскизная форма не ставит жестких условий относительно выучивания произведения наизусть. Работа над ними ведется по нотам. Практика показывает, что не все учащиеся грамотно читают нотный текст. Необходимость все время смотреть в ноты сковывает исполнительскую свободу, ослабляет эмоциональный накал, разрушает целостное ощущение формы. Работая с текстом, следует приучать учащихся видеть «сквозное» развитие действия, уметь использовать основные средства музыкальной, фортепианной выразительности. Эскизная форма предполагает включение в репертуар произведений различных жанров, эпох, стилей, что не только расширяет музыкальный кругозор учащихся, но и способствует развитию творческого мышления, творческой фантазии.
Очень полезно организовать ансамбль с певцом. Еще Р. Шуман советовал почаще аккомпанировать певцам для того, чтобы пианисты тоньше ощущали дыхание музыкальной фразы, столкнулись с абсолютно иным (по сравнению с фортепиано) типом звуковедения – длительной распевностью, протяженностью звука фразы, огромной ее гибкостью. Думается, после этого пианисты будут и свой инструмент воспринимать во многом по иному и слушать « продолжение звука». Учащиеся должны знать кроме своей партии и сольную партию. Хорошо можно аккомпанировать только тогда, когда все внимание устремляешь на солиста, повторяя про себя вместе с ним каждый звук, каждое слово и еще лучше – предчувствуя, что будет делать партнер.
Одним из интереснейших разделов в работе с учащимися является работа над камерным ансамблем, т.е. ансамбль с участием смычковых инструментов. В камерных ансамблях объединяются инструменты с различными динамическими возможностями. Особое значение приобретают три звучания :
- Каждого инструмента в отдельности;
- В ансамбле;
- Всего ансамбля.
Игра в ансамбле определяется динамическими возможностями слабейшего инструмента. Для исполнителей это звучание слабейшего служит как бы эталоном, по которому они соответственно «подстраивают» силу звучания своих партий. Звук ведущей партии будет более интенсивным, чем звук сопровождения; при прозрачной фактуре он будет иным, нежнее, чем при плотной. Аналогичные замечания надо сделать и о другом динамическом нюансе.
Выбор того или иного штриха всецело зависит от музыкального содержания и его истолкования исполнителями. Работа над штрихами – это уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы и выражения. Штрихи в некотором тексте обозначаются с помощью лиг, точек, черточек, акцентов, словесных указаний. Педагогу надо внимательно отнестись к смычковым лигам, которые иногда целесообразно изменить в соответствии со смычковым логическим построением фразы, её динамикой. Многие композиторы охотно ставили смычковые лиги в фортепианных ансамблевых партиях. Пианисты мысленно объединяют несколько коротких лиг в одну общую. Однако лиги имеют другое, гораздо более важное значение. Они могут определять строение музыкальной речи, её «синтаксис», деление на фразы и показывать интонацию мотива. Такие лиги обычно называют «фразировочными» или «смысловыми».
Рассказывая о фортепианном ансамбле, надо сказать об ансамбле в разных видах искусства. При широкой трактовке этого термина можно говорить об ансамбле композитора и исполнителя его произведений; писателя и художника – иллюстратора его книг.
Термин «ансамбль» применяется не только в музыке, но и в театре, в живописи, архитектуре, скульптуре, градостроительстве.
Одним из примеров ансамблевого единства может служить опера. Она является подлинным «царством ансамбля». В ней, как и в любом ансамбле, понятие содружества играет определяющую роль. Это и ансамбль создателей постановки, и особого рода ансамбль авторов произведения с участниками каждого данного спектакля. Опера – процесс совместного исполнения; это одновременное воплощение различными музыкантами единого образа, настроения, в основе воплощения которого лежит общее понимание и выявление драматического действия.
В рамках обучения ДМШ и ДШИ ярким примером оперы является музыкальная сказка. Это синтетический жанр, который объединяет в себе элементы театрального действия, вокальные, хоровые, хореографические номера. Он очень актуален, потому что синтезирует в себе все направления деятельности школы искусств. Яркими примерами музыкальных сказок являются следующие:
- М. Красев «Муха-Цокотуха»
- М. Красев «Тим и Том»
- А. Рыбников «Волк и семеро козлят на новый лад»
- Г. Гладков «Бременские музыканты»
- М. Меерович «Три поросёнка»
Подготовка и проведение музыкальных сказок способствуют сплочённости и заинтересованности всего коллектива, а также способствуют проявлению творческой инициативы и фантазии, раскрепощению и раскрытию новых индивидуальных качеств учащихся.
Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что главное для всех форм работы с детьми – чтобы творческая инициатива оставалась за учеником. Задача преподавателя – развивать и активизировать творческое начало учащихся.
По ходу становления ансамбля находят своё отражение разные стороны совместной музыкальной деятельности: исполнительская, деятельность слухового контроля, деятельность ритмической организации и координации. Ансамблевая игра, как никакая иная, развивает основополагающие музыкальное мышление и музыкальную технику. Овладение профессиональным навыком игры в ансамбле является гарантом творческой самостоятельности и исполнительского мастерства учащегося.
Список используемой литературы
- Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.: Музыка, 1971. С.2,3-4
- Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 288 с.
- М. Антонова, доцент кафедры инструментального исполнительства музыкально-педагогического факультета МГПУ
г. Москва// «Фортепианный ансамбль в практике современного музыкально-педагогического образования» Искусство в школе. 2008. - №5. – с. 75-77// - О. Мартынова, преподаватель по классу фортепиано ДШИ им.М.А. Балакирёва, г. Москва «ансамбль в разных видах искусства»//Искусство в школе. 2010. – №1/с. 71-73//