Методическое сообщение "Концертмейстер ДШИ в классе вокала"

Батюта Елена Алексеевна

Специфика работы концертмейстера в вокальном классе ДШИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontsertmeyster_dshi_v_klasse_vokala_2020g.docx22.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Сафоновская детская школа искусств»

                Методическое сообщение

«Концертмейстер  ДШИ  в классе вокала»

                                                                                  Подготовила:

                                                        концертмейстер Е.А.Батюта

г. Сафоново

март 2020г.

                                           

                                     Содержание:

1.Введение

2.Специфика работы концертмейстера в ДШИ

3.Работа концертмейстера с учащимися в классе вокала

4.Заключение

5. Литература

                         

1.Введение

     Концертмейстер в ДШИ – профессия нужная и важная на всех отделениях. Порой она значительно ответственней педагогической: выступление солиста на сцене проходит в ансамбле с концертмейстером, от мастерства которого в значительной мере зависит успех этого выступления. Подвижность, скорость реакции очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера, который должен в ситуации, когда солист на сцене или на экзамене перепутал музыкальный текст, не останавливая исполнение, вовремя подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца.

     Очень важна роль концертмейстера при работе с детьми, где ему приходится быть и аккомпаниатором, и внимательным педагогом, и чутким психологом, а также помощником и другом. Работая в тесном контакте с педагогом, концертмейстер может помочь ученику в овладении навыками игры в ансамбле, умении слушать других исполнителей, также особенно важно развить у ребенка музыкальную интуицию, исполнительское чутье и навыки логического музыкального мышления. В реальной работе бывает достаточно сложно добиться от ученика правильного соотношения между содержанием произведения и техникой в исполнении. Для этого необходимы упорство ученика, чутье педагога и концертмейстера, что поможет ученику, преодолевая все трудности, вырасти в исполнительском мастерстве.

                   2.Специфика работы концертмейстера в ДШИ.

  Какими же качествами, навыками и умениями должен обладать хороший концертмейстер?

  Понятно, что неотъемлемым качеством хорошего концертмейстера является, прежде всего, умение слушать и слышать. Взаимопонимание и согласие лежат в основе создания единого плана интерпретации музыкального произведения, поэтому необходимо чутко реагировать на все нюансы, связанные с личностью юного солиста, чувствовать его настроение, проникаясь единым желанием «творить» на уроке и сцене. При совместном исполнении равно необходимо и умение увлечь ученика своим видением музыкальных образов, переживаниями, убедить в правдивости и естественности своей интерпретации авторских указании при создании художественного образа.

        Одним из важных качеств концертмейстера является умение бегло читать с листа. В учебной практике ДШИ, где часто бывают ситуации в связи с обширным репертуаром, у аккомпаниатора просто нет условий для заучивания, а иногда даже для предварительного ознакомления с нотным текстом.

       Концертмейстеру важно уметь быстро ориентироваться в нотном тексте, чутко и внимательно относиться к фразировке солиста, уметь сразу охватить характер и настроение произведения. Для овладения навыками чтения с листа есть эффективный способ – прочтение музыкального материала «про себя». Особенно важно постоянно развивать навык игры с листа. И.Гофман говорил, что «…лучший способ научиться быстро читать – это как можно больше читать». Пианист, легко читающий с листа, имеет цель – художественно исполненное произведение. Часть процесса, которая предшествует этой цели, протекает вне его сознания. Овладение навыками игры с листа связано с развитием как внутреннего слуха, так и музыкального мышления, способностей анализировать.

     Важной ролью концертмейстера в рабочем процессе является исполнение  в ансамблевом единстве с учеником. «Аккомпанемент часто как бы договаривает невысказанное солистом» (Е.Шендерович). Действительно, ансамбль – это слаженная игра солиста и аккомпаниатора: единство динамических оттенков, штрихов, звуковой баланс. Концертмейстер во время работы с учениками создает опору и поддержку. Он является организатором музыкального процесса и времени, что делает его профессию схожей с профессией дирижера. Верно расставленные звуковые и смысловые акценты в произведении, выдержанные ауфтакты – такими дирижерскими навыками следует обладать для успешной ансамблевой игры. Концертмейстеру во время игры в ансамбле следует исходить из профессиональных и природных данных учеников. Выступление на сцене должно стать выигрышным и для одаренного, и для более слабого воспитанника.

3. Работа концертмейстера с учащимися в классе вокала.

        Одной из самых ответственных в ДШИ можно считать работу концертмейстера с вокалистами, т.к. человеческий голос, как ни один другой инструмент, богат и разнообразен, и, в то же время,  труден в исполнении.

        Любое занятие по вокалу начинается с распевания, направленного на формирование вокально-хоровых навыков, правильной певческой позиции. Концертмейстер на данном этапе работы является полноправным соратником вокалиста, задает нужный темп работы, украшает простые упражнения богатой музыкальной фактурой, дает настрой по гармоническому и мелодическому звучанию. Нередко концертмейстеру приходится самостоятельно распевать ученика - вокалиста; при этом важно владеть методикой вокала, учитывать возрастные особенности ученика, его возможности,  обладать навыком правильной певческой позиции, используемой для показа упражнений, а также, обладать навыком «слепой игры», так как все внимание приходится на вокалиста, а не на клавиатуру инструмента.

      С самого начала работы с учащимися, концертмейстер может продемонстрировать произведение в целом для того, чтобы ученик с первого же урока понял замысел композитора, основной характер, развитие, кульминацию. Если вокалист еще не обладает навыками сольфеджирования по нотам, концертмейстер должен сыграть ему мелодию произведения на фортепиано и попросить воспроизвести ее голосом на определенный слог, разучивая всю вокальную партию последовательно по фразам, предложениям, периодам. Для этого концертмейстер должен быть знаком с основами вокала – особенностями певческого дыхания, правильной артикуляцией, диапазонами голосов, характерными для голосов тесситурами, знаниями по интонированию различных ступеней и т.д.

    Во время работы с вокалистом концертмейстер должен понять не только музыкальный, но и поэтический текст, ведь образное содержание вокального произведения раскрывается как через музыку, так и через слово. Вокалист должен уметь грамотно читать и произносить текст. Усвоить его ученику получится легче, если он будет знать свою партию и уметь ее сольфеджировать. Иногда возникают проблемы с пропевами, где все нужно делать строго по тексту. Концертмейстер здесь может помочь ученику.

Во время разучивания с учеником программного произведения, концертмейстер должен следить за точностью воспроизведения вокалистом звуковысотного и ритмического рисунка мелодии, правильной дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания.

      На первых этапах работы при неточном воспроизведении мелодической линии или при «грязном» интонировании, концертмейстер может дублировать в трудных местах партию вокала, не забывая играть при этом самое важное в аккомпанементе, одновременно выпуская второстепенное для того, чтобы помочь юному певцу верно освоить мелодическую линию. Понятно, что такие навыки приходят не сразу, а с опытом.

     Владение поэтическим текстом зависит от хорошей памяти ученика и умением произносить грамотно текст. Когда вокальная строка хорошо выучена на первый план выходят ансамблевые задачи, при этом концертмейстер становится дирижером.

      Во время работы с учениками концертмейстер должен учитывать, что от точно найденной фортепианной звучности зависит и звучание сольной партии. Например, грубый, тяжелый звук аккомпанемента, вызывает форсирование звуком вокалиста, мягкое звучание фортепиано приучает солиста к правильному звуковедению, оберегая его от «крика» в звукоизвлечении.

   На уроках с самого начала нужно выстроить доброжелательную атмосферу, непринужденное творческое  общение. Тогда и трудиться будет легче и приятнее, а результат не заставит себя ждать.

       Концертмейстер должен быть полноценным партнером для вокалиста, разделяющим все его чувства в музыкальном произведении. Концертмейстерство, как процесс,  предполагает такие качества, как чуткое понимание партнера, психологическая поддержка перед выступлением и музыкальная непосредственность на выступлении.

                                 4.  Заключение

     Концертмейстер ДШИ – это педагог, мастерство которого глубоко специфично. Работа профессионального концертмейстера невозможна без артистизма и глубокого знания основ вокального мастерства. Умения и навыки, которыми он должен обладать, достаточно разнообразны. Это и свободное чтение с листа, умение транспонировать при необходимости партитуру, умение играть « в слепую», хорошая стрессоустойчивость и артистическое мастерство. Также необходимо обладать многосторонними знаниями и навыками по предметам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки и анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, возрастной психологии и педагогики, владеть различными методиками обучения детей, а также выработать свою определенную педагогическую технологию, соответствующую требованиям современного гуманно-личностного обучения.

подопечными. Хороший концертмейстер – это всегда интересная личность с глубоким багажом знаний, которыми он с удовольствием делится с

       

5. Литература

1.)  Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента.//О мастерстве ансамблиста. Сб. научных трудов. – Л.: Изд.-во ЛОЛГК, 1986. – стр. 31.

2.) Крюков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – М,: Музыка, 1961.

3.) Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором//Музыка в школе.-2001. - №2. – стр.72-75.

4.) Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность//Музыка в школе. – 2001 - №2. – стр. 38-40.

5.) Михайлов И. Вопросы восприятия и рационализации фактуры в фортепианных аккомпанементах//О мастерстве ансамблиста. Сб. научных трудов. Отв. Ред. Т.Воронина. – Л.: Изд.-во ЛОЛГК. 1986. – стр. 59-73.

6.) Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа//О работе концертмейстера/Ред. – сост. М. Смирнов./Музыка. 1974. – стр.88-110.

7.) Шендерович. Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музык