Методическая разработка открытого урока на тему: «Колористические приемы игры на шестиструнной гитаре»

Прудникова Елена Николаевна

Сегодня гитара является инструментом с большими исполнительскими возможностями. Для музыканта-исполнителя для того, чтобы профессионально играть, просто необходимо знать приемы звукоизвлечения и приемы игры на гитаре. Именно с помощью их можно передать художественный образ произведения, его характер, смысловое содержание и т. д. Сегодня мы поговорим о колористических приемах игры на гитаре

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Колористические приёмы игры на шестиструнной гитаре. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования “Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве” Прудникова Елена Николаевна преподаватель МОУДО “ ДМХШ им. Г. Струве ” г. Железногорск Курская область

Слайд 2

Цель урока: овладеть колористическими приемами игры, которые способствуют воспроизведению художественно-красочной палитры произведений, научить применять их в ходе исполнения музыкальных произведений. Тема урока: «Колористические приемы игры на шестиструнной гитаре».

Слайд 3

Колористические приемы – это значит красочные, особые способы извлечения звука, специфического по колориту и тембровой выразительностью.

Слайд 6

Н. Паганини «Испанский вальс»

Слайд 7

Глиссандо ( итал . glissando ) – это прием игры, дающий красочный переход скольжения от одного звука к другому, применяется для придания большей выразительности мелодии. Обозначается глиссандо диагональной или волнистой чертой, поставленной между нотами. На гитаре глиссандо выполняется перемещением кисти левой руки из одной позиции в другую путем скольжения одного из пальцев по прижатой струне. Глиссандо бывает восходящее и нисходящее.

Слайд 8

Упражнения на глиссандо Глиссандо исполняется следующим образом: палец левой руки ставят на определённый лад и вслед за ударом передвигают этот палец, не снимая его со струны, быстрым скользящим движением до следующего лада. При этом первый звук звучит от удара правой руки, а второй звучит уже без удара, благодаря сохранению вибраций струны от удара первого звука. Использование этого приёма как бы связывают два звука. Нужно иметь в виду, что само скольжение исполняется за счёт конца первого звука .

Слайд 9

Флажолет ( старофр . flageolet – маленькая флейта) – это музыкальный прием, который выполняется на струнных инструментах. С помощью него можно получить мягкое и воздушное звучание. Такой прием позволит добавить новые краски в игру на музыкальных инструментах. Флажолеты бывают трех видов: натуральные флажолеты, искусственные и сложные флажолеты.

Слайд 10

Упражнение на XII ладу Натуральный флажолет – флажолет , извлекаемый в определенных точках на грифе – это XII , IX , VII , V , IV , III лады. Однако наиболее распространен этот вид флажолета на V , VII и XII ладах, поскольку именно они делят гитарную струну на равные части. Что бы извлечь флажолет нужно поставить палец над ладом, но не зажимать этот лад, а просто слегка прикоснуться к струне над металлическим порожком. После извлечь ноту и сразу убрать палец.

Слайд 11

Он обозначается как Фл . или Fl . , а рядом ставится римская цифра с указанием лада, над которым пальцы левой руки касаются струны. Например: Fl.V , Fl.VII , Fl.XII . В зарубежных изданиях флажолеты обозначаются словами harm . или arm . Головка ноты, обозначающая флажолет, часто обозначается ромбиком.

Слайд 12

Вибрато (ит. vidrato –движение) – колебание звучащей ноты, которое достигается за счет покачивания прижатой струны вдоль линии грифа Вибрато на гитаре делаем таким образом. Палец левой руки ставим на нужный лад и при помощи продольных колебаний кисти и покачивания пальца левой руки влево - вправо на прижатой струне гитары производим щипок нужной струны.

Слайд 14

Упражнения в виде игры, помогают снять напряжение и переключить внимание с одной формы работы на другую. «Кукла на витрине» : сидим как кукла на витрине (от 2-х до 20-ти секунд) с прямой спиной, затем наступил вечер, покупатели все разошлись – можно расслабиться на 5-10 секунд. Выполнить несколько раз.

Слайд 15

«Живое дерево» - туловище расслаблено и согнуто пополам - дерево спит, но вот зашевелились маленькие листочки ( работают только пальцы), затем заколыхались веточки побольше (работают кисти), далее подключает локоть, предплечье и полностью руки. Поднимаем вверх туловище - дерево проснулось и, поднимая руки вверх делаем, полные круговые движения, при этом правильно дышим. Вверх - вдох, вниз - выдох. Когда «дерево» засыпает, проделываем все в обратном порядке».

Слайд 16

«Бокс» - полной рукой от плеча наносим удары по воздуху.

Слайд 17

«Птицы» - полной рукой изображаем размах крыльев.

Слайд 18

Тремоло – это быстрое и многократное повторение одного звука или аккорда. Этот прием исполнения на гитаре создает эффект непрерывно-слитного звучания мелодии и напоминает игу на мандолине, домре, балалайке.

Слайд 20

Пиццикато – прием, который придает гитарной музыке новые оттенки. Этот прием имитирует звучание смычковых инструментов, на которых играют не смычком, а щипком пальцев. На гитаре пиццикато можно получить, приглушением струн, которое достигается наложением на струны у подставки ребра правой ладони. В нотах этот прием обозначается словом « Pizz .»

Слайд 21

Расгеадо – колоритный испанский прием, представляющий собой поочередный удар по струнам каждым из пальцев (кроме большого) левой руки. Перед тем как выполнить « расгеадо » на гитаре, следует попрактиковаться без инструмента. Сожмите руку в кулак. Начиная с мизинца, пружинисто выпускаете зажатые пальцы. Движения должны быть четкими и упругими. Попробовали? Перенесите кулак к струнам и проделайте то же самое. Также этот прием исполняется одним пальцем правой руки, в нотах этот прием обозначается слово " rasg " и стрелками, указывающими направление движения пальцев. Существует множество разновидностей « расгеадо »

Слайд 22

Тамбурин ( tambora –исп. барабан) − прием игры, при котором извлекаются звуки, похожие на тамбурина ( южноевропейский народный ударный инструмент). Он заключается в том, что большой палец правой руки (а иногда - средний) резко ударяет по нескольким или всем струнам сверху у подставки. Чтобы добиться яркого звучания, надо делать удар всей тяжестью кисти правой руки, касаясь большим пальцем струн, и быстро его поднимать, давая струнам свободно звучать. Прием обозначается словом " tambora " или " tamb "

Слайд 23

Как называется прием игры, дающий красочный переход скольжения от одного звука к другому? ГЛИССАНДО

Слайд 24

Прием игры, при котором извлекается звук, похожий на барабан. ТАМБУРИН

Слайд 25

Быстрое и многократное повторение одного звука или аккорда. ТРЕМОЛО

Слайд 26

Прием игры, имитирующий звучание смычковых инструментов, на которых играют не смычком, а щипком пальцев. ПИЦЦИКАТО

Слайд 27

Прием игры, который переводится, как «маленькая флейта». ФЛАЖОЛЕТ

Слайд 28

Колебание звучащей ноты, которое достигается за счет покачивания прижатой струны вдоль линии грифа ВИБРАТО

Слайд 29

Рефлексия Что больше всего запомнили? Что было трудно? Что было легко? Что нового вы узнали на уроке? Оцените свою работу С каким настроением вы заканчиваете урок? Мне хорошо Мне безразлично Мне тревожно



Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное учреждение дополнительного образования

“Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве”

Методическая разработка открытого урока  на тему:

«Колористические приемы игры на шестиструнной  гитаре»

Выполнила: 

преподаватель по классу гитары

МОУДО “ДМХШ им. Г. Струве”

Прудникова Е.Н.

г. Железногорск

2019

Тема урока: «Колористические приемы игры на шестиструнной гитаре» (Слайд №1).

Тип  урока: комбинированный урок (получение  новых знаний, применение имеющихся знаний и умений, закрепление полученных навыков)

Цель урока: овладеть колористическими приемами игры, которые способствуют воспроизведению художественно-красочной палитры произведений, научить применять их в ходе исполнения музыкальных произведений.

Задачи урока:

Образовательные: 

  • Формировать, обобщать и углублять знания о красочных приемах игры.
  • Продолжать учить характеризовать основные колористические приемы игры на гитаре, определять способы исполнения колористических приемов.
  • Отрабатывать умения применять полученные навыки на практике.

Развивающие: 

  • Формировать у учащихся интерес к игре на струнных инструментах.
  • Развивать зрительную, слуховую и мышечную память, творческое воображение, образное мышление, наблюдательность, коммуникабельность.

Воспитательные:

  • Воспитывать целеустремленность и настойчивость в овладении колористическими приемами игры.
  • Развивать индивидуальные свойства личности учащихся (ответственность, дисциплинированность, аккуратность, самоконтроль, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца).
  • Формировать навыки самоанализа.
  • Способствовать воспитанию трудолюбия, уверенности в себе.

Технологии обучения:

  • технология личностно-ориентированного обучения
  • игровые технологии
  • ИКТ
  • технология индивидуального обучения
  • здоровьесберегающие технологии

Методические приемы: 

  • словесные (вопросы, беседа)
  • наглядные (использование презентации, показ преподавателя)
  • практические (метод упражнения, рефлексии)
  • репродуктивные
  • игровые (физкультминутка)

Оборудование: гитара, подставка для ног, подставка для нот, оборудование для показа презентаций (компьютер, проектор, экран)

Репертуарный план урока: Н. Паганини «Испанский вальс»; укр.н.п. «Черни брови»; М. Каркасси «Этюд №7»; Е.Шилин «Мое первое тремоло».

План урока:

I. Вступительная часть.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово.

II Основная часть урока

1. Глиссандо, флажолет. Изучение и закрепление новых приемов игры в пьесе Н. Паганини «Испанский вальс».

2. Вибрато. Поиск нового приема в украинской народной песне «Черни брови».

3. Динамическая пауза.

4. Работа над качеством исполнения тремоло. Е. Шилин «Упражнение на тремоло», М. Каркасси «Этюд».

5. Краткое изучение приемов пиццикато, расгеадо, тамбурин.

6. Творческое применение знаний и умений.

III Заключительный этап

1.Рефлексия

2.Домашнее задание.

3.Итог урока с оценкой проделанной учащимся работы.

Ход урока:

Добрый день, уважаемые коллеги. Тема сегодняшнего урока «Колористические приемы игры на шестиструнной гитаре» (Слайд №2).                                                                                                                                                                                                 

Гитара - многоголосный полифонический инструмент, которому доступна вся фактура: мелодия, бас, гармония. Исполняется музыка старинная, в полифоническом стиле, исполняются аккомпанемент, обработки народных мелодий и современная музыка. Сегодня гитара является инструментом с большими исполнительскими возможностями. Для музыканта-исполнителя для того, чтобы профессионально играть, просто необходимо знать приемы звукоизвлечения и приемы игры на гитаре. Именно с помощью их можно передать художественный образ произведения, его характер, смысловое содержание и т. д. Сегодня мы поговорим о колористических приемах игры на гитаре (Слайд №3).                                                                                  

Колористические приемы – это значит красочные, особые способы извлечения звука, специфического по колориту и тембровой выразительностью. Изучение красочных приемов звукоизвлечения и является целью нашего урока.

Преподаватель: - Прежде чем начать урок, я покажу тебе картину (Слайд №4). – Посмотри, пожалуйста, она черно-белая, но все равно очень красивая, не правда ли? А теперь посмотри на следующую картину (Слайд №5). Это та же картина, только посмотри, как ярко и красочно она расписана. Художник достиг такого эффекта при помощи красок и палитры. Сегодня на уроке мы тоже попробуем раскрасить нашу музыку. Но вместо кисти и красок будем использовать разнообразную музыкальную палитру. На прошлом уроке я попросила разобрать тебя самостоятельно «Испанский вальс» Н. Паганини (Слайд №6). (Ученица исполняет произведение по нотам.) Спасибо. (Преподаватель отмечает уровень игры учащейся. Затем исполняет произведение сам, но уже с приемами игры «глиссандо» и «флажолет»).

Преподаватель: - Ты заметила, что сейчас вальс прозвучал по-другому? (Ученица отвечает, что пьеса стала звучать  намного  красивей, чем сыграла она.) Я использовала прием «глиссандо» (итал. glissando - скользить) (Слайд №7). Это прием игры, дающий красочный переход скольжения от одного звука к другому, применяется для придания большей выразительности мелодии. Обозначается глиссандо диагональной или волнистой чертой, поставленной между нотами. На гитаре «глиссандо» выполняется перемещением кисти левой руки из одной позиции в другую путем скольжения одного или нескольких пальцев по прижатой струне. «Глиссандо» бывает восходящее и нисходящее.  

Преподаватель: - Давай с тобой подробно разберем этот прием игры на упражнениях, а потом уже применим его в нашем произведении (Слайд №8). (Преподаватель исполняет упражнение без «глиссандо».) Вот так будет звучать упражнение, если не замечать обозначений в нотах. И послушай другой вариант. (Играет с «глиссандо», комментирует, как правильно нужно играть.) На гитаре «глиссандо» исполняется следующим образом: палец левой руки ставят на определённый лад и вслед за ударом передвигают этот палец, не снимая его со струны, быстрым скользящим движением до следующего лада. При этом первый звук звучит от удара правой руки, а второй звучит уже без удара, благодаря сохранению вибраций струны от удара первого звука. Использование этого приёма как бы связывают два звука. Нужно иметь в виду, что само скольжение исполняется за счёт конца первого звука. Такое «глиссандо» применяется в основном в подвижных пьесах, т. к. требует минимальной затраты движений. Также есть «глиссандо» с извлечением последующего звука. Оно применяется в пьесах медленных, кантиленного характера.

Преподаватель: - Обрати внимание, насколько интереснее стало звучать упражнение! Правда? (Играет ученица). Посмотри пожалуйста на «Испанский вальс» и скажи в каких частях применяется красочный прием «глиссандо». (Ученица смотрит в ноты). Правильно, в I и в III частях есть такой прием. (Преподаватель исполняет эти части, а затем ученица. В это время преподаватель комментирует, напоминает, как нужно правильно играть этот прием).  Кроме приема «глиссандо» во II части «Испанского вальса» применяется еще один красочный прием, который называется «флажолет». (Пеподаватель играет II часть и комментирует, как правильно нужно играть). «Флажолет»  (старофр. flageolet – маленькая флейта) – это музыкальный прием, который выполняется на струнных инструментах (Слайд №9). С помощью него можно получить мягкое и воздушное звучание. Такой прием позволит добавить новые краски в игру на музыкальных инструментах. «Флажолеты» бывают трех видов: натуральные флажолеты, искусственные и сложные флажолеты. Сегодня на уроке мы будем изучать, и применять в нашей пьесе «натуральные флажолеты». Как же играть натуральные флажолеты на гитаре? Давай этот прием также разберем на упражнении. (Преподаватель играет упражнение сама и объясняет, как правильно нужно исполнять этот прием, затем играет ученица) (Слайд №10).

«Натуральный флажолет» – флажолет, извлекаемый в определенных точках на грифе – это XII, IX, VII, V, IV, III лады.  Однако наиболее распространен этот вид флажолета на V, VII и XII ладах, поскольку именно они делят гитарную струну на равные части. Что бы извлечь такой флажолет нужно поставить палец над ладом, но не зажимать этот лад, а просто слегка прикоснуться к струне над металлическим порожком. После извлечь ноту и сразу убрать палец.

Он обозначается как Фл. или Fl., а рядом ставится римская цифра с указанием лада, над которым пальцы левой руки касаются струны. Например: Fl.VFl.VIIFl.XII. В зарубежных изданиях флажолеты обозначаются словами harm. или arm. Головка ноты, обозначающей флажолет, часто обозначается ромбиком (Слайд №11).


          Преподаватель: - А теперь давай этот красивый прием отработаем в нашей пьесе, « Испанский вальс». (Ученица старается, все исполняет  отлично). Наблюдая за любимыми исполнителями, ты  наверняка обращала внимание, что долго звучащие ноты соло сопровождаются характерным дрожанием струны. Гитаристы намеренно делают это. Еще много столетий назад было подмечено, что если во время пения голос красиво вибрирует, то произведение звучит более интересно и благородно. Со временем идея вибрации длинных нот была перенесена с вокала практически на все духовые и струнные инструменты, и сегодня без этого приема немыслимо профессиональное исполнение музыки. Прием этот называется «вибрато» (ит. vidrato –«дрожание») – колебание звучащей ноты, которое достигается за счет покачивания  прижатой струны вдоль линии грифа (Слайд №12).

Преподаватель: - В нотах этот прием в основном не обозначается, но иногда над нотой стоит волнистая линия. Исполнение «вибрато» зависит от музыкального характера произведения. Однако, следует запомнить, что особенно хорошо с вибрато звучат пьесы и мелодии в которых ярко выражены мягкость, лиризм, задушевность и проявляется вокальное начало (песня, романс, серенада). Мы также этот прием отработаем на упражнении. (Упражнение играет преподаватель, и комментирует, как правильно его играть).

     Преподаватель: - Вибрато на гитаре делаем таким образом. Палец левой руки ставим на нужный лад и при помощи продольных колебаний кисти и покачивания пальца левой руки влево - вправо на прижатой струне гитары производим щипок нужной струны. За счет этого в звучании струны появляются колебания, которые и называются "вибрато". Необходимо следить за тем, чтобы палец левой руки во время вибрато не сдвигал струну поперек грифа и с достаточной силой прижимал ее к порожкам. Я уже говорила, что исполнение «вибрато» зависит от музыкального характера произведения.

Преподаватель предлагает разобрать  украинскую народную пьесу «Черни брови» и определить, где можно сыграть «вибрато». Сначала  играет сама, но без этого приема. (Ученица слушает и делает правильный вывод, что половинные ноты можно исполнить приемом вибрато, затем играет ученица уже с этим приемом) (Слайд №13).


         
Преподаватель: – Согласись, что пьеса с использованием «вибрато» намного интереснее и красивее звучит. Сразу меняется характер произведения. В этой пьесе ярко выражена задушевность и лиризм. Молодец! Ты справилась с этим заданием, у тебя все отлично получилось. Вот мы узнали еще один колористический прием.

Преподаватель отмечает, что учащийся уже достаточно долго находится в статичном положении и предлагает отложить инструмент и немного поиграть.

«Кукла на витрине»: сидим как кукла на витрине (от 2-х до 20-ти секунд) с прямой спиной, затем наступил вечер, покупатели все разошлись – можно расслабиться на 5-10 секунд. Выполнить несколько раз (Слайд №14).

«Живое дерево» - туловище расслаблено и согнуто пополам - дерево спит, но вот зашевелились маленькие листочки (работают  только пальцы), затем заколыхались веточки  побольше (работают кисти), далее подключает локоть, предплечье и полностью руки. Поднимаем вверх туловище - дерево проснулось и, поднимая руки вверх делаем, полные круговые движения, при этом правильно дышим. Вверх - вдох, вниз - выдох. Когда «дерево» засыпает, проделываем все в обратном порядке» (Слайд №15).

«Бокс» - полной рукой  от плеча наносим удары по   воздуху (Слайд №16).        

     «Птицы»полной рукой изображаем размах крыльев (Слайд №17).

Такие упражнения  в виде игры помогают снять напряжение мышц спины, возникающие часто во время урока. Игровые моменты на уроках гитары помогают снять напряжение и переключить внимание с одной формы работы на другую.

Преподаватель: - Следующий красочный прием игры  на гитаре, который мы изучим на сегодняшнем уроке, называется «тремоло». Сейчас я тебе сыграю упражнение Е. Шилина «Мое первое тремоло», а ты попробуй сама дать определение приему «тремоло». (Слайд №18).

  (Ученица отвечает, что по ее мнению тремоло – это быстрое повторение одного звука). Правильно. «Тремоло» – это быстрое и многократное повторение одного звука или аккорда. Этот прием исполнения на гитаре создает эффект непрерывно-слитного звучания мелодии и напоминает игру на мандолине, домре, балалайке.
(Ученица играет упражнения, это время  преподаватель объясняет, как правильно играть). Главное внимание в игре уделяется точности и ровности извлечения звуков. Большой палец в это же время самостоятельно извлекает звуки нижнего голоса и не должен оказывать влияние на устойчивость кисти правой руки. Сила, ровность, быстрота и свобода в «тремоло» достигается постепенно при ежедневной и основательной проработке простых и сложных упражнений в медленно и предельно быстром темпах. (Ученица вспоминает, что у нас в работе есть «Этюд №7» М. Каркасси, где тоже применяется прием тремоло) (Слайд №19). Давай мы сначала посмотрим, в каких тактах применяется прием «тремоло» в этюде, а потом ты его исполнишь. (Ученица правильно определяет этот прием). Давай исполним этот «Этюд». Будь внимательна на тактах, где применяется этот прием. (Ученица старается, играет все правильно). Какая задача стоит перед нами? (Ученица отвечает, что нужно правильно исполнить прием игры и добиться ровности  в исполнении тремоло).

Преподаватель: - За один урок, к сожалению, просто невозможно познакомиться и научиться исполнять все колористические приемы игры, но мне хотелось бы вкратце рассказать тебе еще о нескольких колористических приемах, которые мы будем изучать на следующих уроках.

«Пиццикато» – прием, который придает гитарной музыке новые оттенки. Этот прием  имитирует звучание смычковых инструментов, на которых играют не смычком, а щипком пальцев. На гитаре пиццикато можно получить, приглушением струн, которое достигается наложением на струны у подставки ребра правой ладони. В нотах этот прием обозначается словом «Pizz.» (Слайд№20).

     «Расгеадо» – колоритный испанский прием, представляющий собой поочередный удар по струнам каждым из пальцев (кроме большого) левой руки. Перед тем как выполнить «расгеадо» на гитаре, следует попрактиковаться без инструмента. Сожмите руку в кулак. Начиная с мизинца, пружинисто выпускаете зажатые пальцы. Движения должны быть четкими и упругими. Попробовали? Перенесите кулак к струнам и проделайте то же самое. Также этот прием исполняется одним пальцем правой руки, в нотах этот прием обозначается слово "rasg" и стрелками, указывающими направление движения пальцев. Существует множество разновидностей «расгеадо» (Слайд №21).

     «Тамбурин» (tambora–исп. барабан)  − прием игры, при котором извлекаются звуки, похожие на тамбурин (южноевропейский  народный ударный инструмент). Он заключается в том, что большой палец правой руки (а иногда - средний) резко ударяет по нескольким или всем струнам сверху у подставки. Чтобы добиться яркого звучания, надо делать удар всей тяжестью кисти правой руки, касаясь большим пальцем струн, и быстро его поднимать, давая струнам свободно звучать. Прием обозначается словом "tambora" или "tamb" (Слайд №22).

 Преподаватель: - Сегодня мы с тобой много внимания уделили красочному оформлению произведений, побывали в роли художников, которые раскрашивают свои работы, свои картины. Только мы - украшали наши пьесы различными колористическими приемами игры. Мы будем продолжать отрабатывать эти приемы на следующих уроках, чтобы смело применять их в различных произведениях.

Преподаватель подводит итоги урока. Он задает ряд вопросов ученице, чтобы выяснить насколько она была внимательна на уроке.

  1. Прием игры, дающий красочный переход скольжения от одного звука к другому. (Ученица отвечает – «глиссандо») (Слайд №23).
  2. Прием игры, при котором извлекается звук, похожий на барабан. (Ученица отвечает – «тамбурин») (Слайд №24).
  3. Быстрое и многократное повторение одного звука или аккорда. (Ученица отвечает – «тремоло») (Слайд №25).
  4. Прием игры,  имитирующий звучание смычковых инструментов, на которых играют не смычком, а щипком пальцев. (Ученица отвечает – «пиццикато») (Слайд №26).
  5. Прием игры, который переводится, как «маленькая флейта». (Ученица отвечает – «флажолет») (Слайд №27).
  6. Колебание звучащей ноты, которое достигается за счет покачивания прижатой струны вдоль линии грифа. (Ученица отвечает – «вибрато») (Слайд №28).

В конце занятия преподаватель добивается, чтобы ученица оценила свои достижения и недочеты, наметила пути работы над недостатками и возможности применения полученных навыков в работе над произведениями.

Итак, из проведенного занятия становится ясно, что  с помощью колористических приемов игры можно передать художественный образ произведения, его характер, смысловое содержание и т. д. Важно не просто выучить пьесу и поиграть ее. Только зная, над чем работать, как работать, на чем сосредоточить внимание, можно придать произведению художественный образ и применить приобретенные навыки в работе над произведениями.

Рефлексия: (Слайд №29)

Вопрос: Что нового вы узнали на уроке? Что больше всего запомнили? Что было трудно? Что было легко? Что понравилось? Оцените свою работу? С каким настроением вы заканчиваете урок?

(Соотношу цель урока с полученным результатом. Определяю цель следующего урока  и задаю домашнее задание).

Список использованных источников:

1.Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Изд. 4. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. – 152 с.

2. Как научиться играть на гитаре./ Сост. В. Кузнецов. – М.: Классика-XXI, 2006. – 200 с.

3. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В. М. Григоренко. – М.: Кифара, 2002. – 148 с.

4. Классическая гитара. Вып. 1./ Сост. К. Миронов. – Красноярск: 2001. – 74 с.

5. Сор Ф. Школа игры на гитаре./ Ф. Сор; исправлена и дополнена по степени сложности Н. Костом; общ. Ред. Н. А. Ивановой-Крамской; пер. с франц. А. Д. Высоцкого. – Р-н-Д: 2007. –  165 с.

 6. Теслов Д. Идеальная школа техники гитариста. Полное собрание инструктивного материала. Продолжение./ Д. Теслов. – М.: Golden guitar studio, 2012. – 306 с.

7. Титов Е.С. Штрихи на гитаре: методические рекомендации; Краснодар, 1999.

8. Кирьянов Н.Г. Искусство игры на 6-ти струнной гитаре. Тетрадь первая, часть II МЦСРИ «Тоника» 1991.

9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003.