Значение психологии в обучении детей игре на фортепиано
Дети, которые приходят и с желанием занимаются искусством, заметно отличаются от детей, которые ограничиваются только обязательными школьными занятиями (широтой кругозора, интересов, умения видеть и слышать красоту).
В наше время ярко проявляются новые различные черты в психике, поведении детей нынешнего времени в сравнении с детьми прошлых поколений.
Процесс обучения должен проходить так, чтобы вместе со знаниями и профессиональными навыками, ученик развивал в себе качества творца. Педагог должен заботиться не только о передаче классических знаний и опыта, что характерно для традиционной методики, но и применять инновационные методы, направленные на развитие индивидуальных качеств детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_psihologii_v_obuchenii_detey_igre_na_fortepiano.docx | 22.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Значение психологии в обучении детей игре на фортепиано
Цель учебно-методического материала - показать роль психологических факторов обучения в развитии творческих способностей учащихся в современном обучении игре на фортепиано.
В задачи входит рассмотреть возрастные особенности учащихся, показать значение личности учителя, описать характеристики психологических качеств личности учащегося и обосновать влияние психологических факторов на разностороннее воспитание его личности.
Всестороннее развитие музыкальных способностей учащихся является главной задачей обучения. Овладение игрой на инструменте дает детям круг новых знаний и навыков, помогает развитию исполнительской инициативы. Ребенок приходит на первый урок с сияющими глазами, в ожидании чуда и педагог должен поддержать ученика в желании заниматься музыкой.
Возрастные особенности детей
Дети младшего возраста наделены двигательными способностями и испытывают потребность в движении. Объяснение приемов исполнения должно соответствовать уровню мышления детей и их физического развития. Процесс их обучения следует выстраивать по степени усвоения материала и постепенного возрастания сложности. Педагогу нужно помнить, что дети 6-7 лет не могут сосредоточиться на долгое время, а их память своеобразна: основную часть занимает непроизвольное внимание и запоминание. Поэтому задания следует давать в игровой форме, что делает урок менее утомительным для ребенка, а разнообразные задания являются необходимым элементом для разрядки.
Следующая важная черта данного возраста состоит в том, что ребенок легко воспринимает новое, но столь же быстро забывает выученное на уроке. Поэтому следует постоянно возвращаться к уже пройденному заданию. Кроме того, у ребенка иной темп мышления, чем у взрослого, он думает медленнее. Отсюда следует, что принуждение к спешке, к быстрой реакции приведет к отрицательным последствиям, так как внесет беспокойство, а может и страх.
Еще одной характерной чертой детской психологии является мышление в конкретных образах. Объяснение музыкальных терминов и приемов, довольно абстрактных для детского восприятия, нужно проводить на примере явлений, хорошо знакомых ребенку из его собственного опыта.
Особого внимания требует переходный или переломный возраст, который приходится на средние классы. В это время совершается переход от детского состояния к взрослому. Он связан с перестройкой психических процессов.
Кроме того, следует учитывать и фактор физического развития подростка. Бурный физический рост часто приводит к неравномерности развития сердечно-сосудистой системы. Изменения деятельности желез внутренней секреции (щитовидной железы) вызывают повышенную возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. При публичных выступлениях в этом возрасте наблюдается нестабильность в исполнении хорошо выученных произведений, метроритмическая неустойчивость. Одни учащиеся склонны к ускорениям темпов или берут неоправданно завышенные темпы, другие - быстро утомляются, становятся вялыми, апатичными и рассеянными. В это время наблюдается спад интереса к творческой деятельности, но зато повышается интерес к приобретению знаний и желание приобщиться к миру взрослых людей. В старшем возрасте активно формируется мировоззрение школьника, его духовное «Я». Жизненный опыт и ситуации, приобретенные знания побуждают подростков осмысливать окружающий мир и свое место в нем.
В процессе обучения принимают участие две стороны: тот, кого учат, и тот, кто учит. Поэтому нужно учитывать личностные качества обеих сторон.
Каждый ребенок имеет свой неповторимый внутренний мир и задача педагога использовать в своей практике основные методы психологии. В связи с этим необходимо остановиться на особенностях темперамента и характера.
Темперамент и характер
Темперамент – это эмоциональная реакция, врожденная характеристика личности, своего рода ее биологический фундамент.
Характер – результат опыта, воспитания, сознательных усилий человека.
Вспомним кратко четыре основных типа высшей нервной деятельности.
Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный, легко переключается с одного вида двигательной активности на другой. Быстро и адекватно воспринимает основные эмоции. Доминирующая направленность и динамика переживаний – позитивно-активная.
Холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный (легко отвлекается и вовлекается). Легкая возбудимость нервных клеток порождает психоэмоциональную гиперактивность, но «поверхностную», неглубокую чувствительность. Направленность переживаний – ситуативная (в зависимости от характера воздействия).
Флегматик – сильный, стабильный, инертный (трудновозбудимый). Трудно адаптируется в новых условиях деятельности. Слабо реагирует на тонкие нюансы эмоций. Доминирующая направленность переживаний – позитивно-инертная.
Меланхолик – слабый, высокая чувствительность, легкая и быстрая адаптивность, вовлекаемость и зависимость от внутренних и внешних условий деятельности. Быстрая истощаемость и непродолжительная (циклическая) работоспособность. Высокая степень чувствительности, восприимчивости, эмоциональности. Быстрая истощаемость энергии сочетается с высокой требовательностью к нюансам, оттенкам новых впечатлений. Доминирующая направленность переживаний – негативно ситуативная.
Подчеркнѐм, что слабость нервной системы не является отрицательным качеством и вообще о темпераменте невозможно судить по принципу «хорошо – плохо». Так, слабая нервная система дарует высокую чувствительность, в частности способность, воспринимать неощутимые для других раздражители (звуковые, зрительные и т. п.) Сильная же нервная система более устойчива к длительным стимулам.
Отметим также эмоциональные особенности типов: холерик склонен к ярости, меланхолик – к страху, для сангвиника характерно преобладание положительных эмоций, а флегматик вообще не обнаруживает скольконибудь бурных реакций на окружающее.
Какова оптимальная стратегия при взаимодействии с людьми разного темперамента?
Холерик должен всегда быть чем-то занят, иначе его энергия может проявиться в «разрушительных» действиях. Сангвиника желательно контролировать и проверять. Он может много обещать и не выполнять свои обещания, если его не контролируют. Флегматика лучше не торопить, так как его ранимость и чувствительность может перерасти в мнительность, в повышенную тревожность.
В случаях, когда темперамент у педагога и ученика противоположны или просто не совпадают, педагог должен уметь применять тактическую стратегию и вообще проявить актерские качества в отношениях с учеником. Конечно, существуют и смешанные темпераменты. Но соединяются лишь противоположные: сангвиник и меланхолик, флегматик и холерик.
Другая важнейшая составляющая в отношениях – это характер – индивидуальная устойчивая система привычных способов поведения человека. По мнению психологов, характер представляет собой единство черт, которые можно объединить в несколько основных групп.
Первая группа – выражает отношение человека к другим людям. Вторая группа – это отношение к вещам (аккуратность – небрежность, расчетливость – непрактичность и т. д.). Третья группа свойств связана с отношением человека к самому себе (самообладание – несдержанность, высокомерие – скромность). Четвертая группа – это отношение к труду (активность – пассивность, ответственность – безответственность). Многое в характере не зависит от воли человека, так как характер вбирает в себя и врожденные свойства нервной системы, и воспитание в семье, и пример родителей, и личный опыт
Чуткий педагог
Чуткий педагог - это, прежде всего, прекрасный знаток сложной психологии ребенка. Именно он закладывает фундамент всему тому, что в личности ребенка будет определяющим, какую позицию он займет по отношению к музыке. Сила воздействия преподавателя на ребенка является чрезвычайно важным фактором обучения. Педагогу, как уже сложившейся личности, отводится ответственная роль, так как очень часто это первый учитель в жизни ребенка. Преподаватель по классу фортепиано должен обладать высокой культурой общения, богатым и гибким воображением, находить слова и методы воздействия, которые поддерживали бы интерес учащегося к труду и игре на фортепиано, желание преодолеть трудности и достичь поставленную цель.
Выбор репертуара во многом определяется характером нервной организации ученика. Типичной ошибкой является тенденция "двигать" ученика ускоренными темпами без учета его возможностей, что может привести к психологическим травмам. В психологии есть термин - "фактор времени" - ни в коем случае нельзя форсировать процесс, не калечить психику ребенка, если он не готов к исполнению произведений повышенной сложности. Для преодоления заторможенности, флегматичности в характере детей будут важны пьесы с активным действием. Для учащихся с повышенной импульсивностью можно рекомендовать пьесы созерцательного характера для воспитания вдумчивости и умения вслушиваться в исполняемое произведение.
Развитие творческих возможностей учащихся стимулируется не только посредством интересного материала, но и убежденностью педагога в потенциальном творческом даре ребенка. В атмосфере доброжелательности и сопереживания, уважения к личности ученик легко воспринимает любые задачи. Педагог не должен забывать о поддержании веры ученика в собственные силы.
В начале обучения игре на фортепиано перед нами еще неоформившаяся личность. Задача педагога состоит в том, чтобы создать оптимальные условия для развития всех врожденных способностей ребенка. Конечной целью этого процесса должно быть воспитание творческой личности, способной проявить себя в любой сфере деятельности.
Личностные качества учащегося
Личностные качества учащегося при обучении игре на фортепиано – это воля, внимание, самостоятельность и критичность мышления, точность в выполнении поставленной цели или задачи, систематичность в работе. Предпосылками развития воли является заинтересованность, вызывающая потребность в деятельности. Учащийся должен чувствовать себя соучастником происходящего и ощущать радость творчества. Это оказывает благоприятное воздействие на его волю. Педагогу следует обратить внимание на привитие умения трудиться. Ведь для того, чтобы провести один час за инструментом, нужно сделать усилие над собой. Ребенок должен устоять против соблазна посидеть за компьютером или посмотреть любимый сериал. Отказ от этого требует определенного напряжения воли.
Внимание – следующий важный фактор обучения игре на фортепиано. У детей умение сконцентрировать внимание зависит от возраста. Важно с первых шагов учить ребенка правильно распределять свое внимание. Работоспособные дети все выполняют хорошо и работают продуктивно. Встречаются типы детей, которые быстро усваивают материал, но столь же быстро устают, другие проявляют медлительность в работе, третьи – и медлительность, и небрежность. Педагогу следует искать индивидуальный подход: одних приучать к тщательной и детальной работе, у других – поощрять самостоятельность и активность.
Обучение на фортепиано предполагает повышенную нагрузку на нервную систему учащихся. Игра наизусть, репетиции, выступления в концертах требуют усилий и напряжения, подвергают учащихся нервному напряжению, которое должно компенсироваться радостью игры, возможностью самовыражения за инструментом.
Самостоятельность мышления – еще один важный компонент в обучении детей. Когда ребенок что-то мастерит своими руками, результат своего труда он видит сразу. В музыкальной школе он сталкивается с тем, что результаты будут иметь отдаленные последствия: пока он выучит пьесу и, может быть, выступит с ней в концерте или на конкурсе, то есть здесь предмет труда для него имеет абстрактные очертания.
Не нужно запрещать ребенку сыграть понравившееся произведение, даже если оно не соответствует уровню его музыкального развития. Если он хочет его сыграть, значит, оно отвечает его психологическому состоянию или эмоциональным переживаниям.
С воспитанием самостоятельности мышления связано еще одно требование: учащийся должен самокритично оценить свою игру, предложить способы устранения ошибок. Этот способ окажется весьма продуктивным в домашних занятиях. Одновременно с этим педагог подводит ребенка к точности в выполнении заданий. Если ученик понимает свою задачу и знает способы ее выполнения, он избежит излишней затраты времени на переучивание неверно закрепленных навыков.
Заключение
Таким образом, успешность обучения игре на фортепиано зависит от многих составляющих, среди которых психологический аспект занимает не последнее место. Пробуждение интереса к занятиям стимулирует волю учащегося, что ведет к сосредоточенности внимания, развивает самостоятельность мышления учащегося, воспитывает умение трудиться - таков механизм, по которому формируются основные умения и навыки в классе фортепиано, если рассматривать этот процесс с точки зрения психологических особенностей.
Обучение игре на фортепиано делает личность человека многогранной, оптимизирует его творческие способности, развивает фантазию и воображение, артистичность, интеллект, т. е. формирует универсальные способности, важные для любой сферы деятельности
Список использованной литературы:
- Алексеев А.Д. "История фортепианного искусства" – М., 1988.
- Бочкарев "Психология музыкальной деятельности" – М., 1978.
- Ветлугина Н.А. "Музыкальное развитие ребенка" – М., 1978.
- Милич Б. "Воспитание ученика – пианиста" – К., 1997
- Нейгауз Г.Г. "Об искусстве фортепианной игры" – М.,1982
- " Ребенок за роялем" под ред. Ян Достал – М.,1981
- Теплов Б.М. "Психология музыкальных способностей" – М., 1978.
- Петровский А. Психология – М., 2001.
- Петрушин В. Музыкальна психология. 2-ое изд. "Гуманитарный издательский центр ВДАДОС" – М., 1997.