Статья
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Суворкова Екатерина 40гр.
Статья на тему «Возможности детского сюжетно- игрового танца в формировании коммуникативных универсальных учебных действий».
Настоящее время характеризуется переосмыслением отношения к задачам современного образования в обществе в целом и задачам музыкального образования в частности.
Все государственные документы (приказы, указы, стандарты) нацелены на необходимость педагогам, учителям, воспитателям освоить методы и приемы формирования УУД у учеников всех возрастов (от младших классов до выпускников вузов). Эта необходимость продиктована требованиями времени.
Главной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Умение учиться означает саморазвиваться и самосовершенствоваться, умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение вести диалог, искать решения вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически пополнять свои знания и применять их в трудовой деятельности. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы УУД.
УУД – это совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Понятие «УУД» в современной педагогической науке раскрывается через деятельность обучающегося.
Разработкой и внедрением УУД в практику современного образования занимается большая группа ученых.
Обеспечивать возможность обучающихся самостоятельно осуществлять учение, ставить учебные цели, искать и использовать нужные средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создавать условия с тем, чтобы гармонично развивать личность и способствовать её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
А. Г. Асмолов указывает на 4 блока УУД:
Личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях), регулятивные (обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности), познавательные (включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы) и коммуникативные.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности. Содержательная характеристика коммуникативных УУД вбирает в себя понятие продуктивно-творческого взаимодействия. Продуктивно-творческое взаимодействие характеризуется активным использованием воспитывающих и развивающих технологий (в том числе партнерской технологии).
Через освоение продуктивно-творческого взаимодействия формируются коммуникативные УУД посредством обращения к игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмическим движениям и детскому сюжетно-игровому танцу.
В процессе использования детского сюжетно-игрового танца создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству, а также способствующая формированию коммуникативных УУД.
Разработчики концепции формирования УУД опирались на исследования ученых:
Асмолов А.Г., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б.
Внедрением концепции в практику современного образования занимаются ученые-исследователи:
Асмолов А.Г., Исаев И.Ф., Молчанов С.В., Подласый И. П. , Салмина Н.Г., Сластенин В.А. и другие.
Каждый педагог-практик ищет свои приемы, правила, способы, методы, способствующие эффективному и результативному формированию УУД в собственной образовательной деятельности.
В системе художественно – эстетического воспитания детей в решении этой проблемы огромное значение отводится музыке и детскому танцу. «Музыка» как учебная дисциплина призвана воспитанию духовной культуры и основ музыкальной грамотности. Слушание (восприятие) и анализ музыкальных произведений, а так же их исполнение учащимися – вот основные виды деятельности на уроке музыки. Музыкально-ритмические и жестовые движения, исполняемые на уроке, представляют собой модель детского сюжетно-игрового танца. Связь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно физическому. Это сочетание духовного и физического необходимо подрастающему поколению.
Детей сюжетно-игровая деятельность привлекает своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. Педагогов сюжетно-игровая деятельность привлекает своей возможностью формирования коммуникативных УУД в продуктивно-творческом взаимодействии.
Ведущими исследователями детского танца как вида танцевального искусства и в частности детского сюжетно-игрового танца занимались многие авторы:
Ауэрбах Л., Друскин М.С. , Зейналова О., Краусс Р., Маркевич Е. , Никитин В.Ю., Пасютинская В.М., Худеков С. , Черников К. и др.
Определение танца можно найти в самых разных источниках. Их объединяет один общий пункт: танец – человеческое движение. Определение танца состоит из разных аспектов: ритмического движения, виртуозности, грациозности и красоты в сопровождении музыки.
Танец – явление социальное, отражает историческое и культурное развитие человеческого общества.
Вопросами классификаций танцев занимались ведущие исследователи в данной области искусства: Ауэрбах Л., Друскин М.С., Зейналова О., и другие.
Был выявлен ряд направлений танцев (народный, ритуальный, бальный, античный, современный) и коротко охарактеризовали их. Так, в лексике ритуального танца можно понять пластику определенных видов животных, птиц, насекомых; хореографией античных танцев являлись древнегреческие мифы; народный танец часто становится визитной карточкой национальности; в современных танцах есть много востребованных сегодня популярных направлений.
Трудно переоценить значение детского танца и его пользу для здоровья детей. Танцевальные занятия способствуют развитию многих качеств (трудоспособность, настойчивость и др.), коммуникативных и социальных навыков.
Детский танец также имеет несколько направлений: классический, народный, спортивный, сюжетный (или сюжетно-игровой). Например, сюжетно-игровой танец основан на игровом взаимодействии и образном перевоплощении.
Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание, которое находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композициях. Характер и стиль детской танцевальной музыки зависит от направленности самого детского танца. Так, классический детский танец сопровождается классической музыкой (П.И. Чайковский, М.И. Глинка, С.В. Рахманинов, Р.М. Глиэр), спортивный танец – обработками эстрадных современных песен. Для сюжетных танцев необходимо использование игры, поэтому музыка для них должна иметь ярко выраженный образный характер (из музыкально-игрового репертуара).
Развитие УУД обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащихся, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин.
Развитие учащихся на основе формирования коммуникативных УУД помогает обеспечить высокую эффективность в формировании жизненных ценностей и становление личности, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бекина, С.И. Музыка и движение: ( Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет) [Текст]// С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.М. Соковнина–Москва: «Просвещение», 1983
- Детский танец: особенности и специфика [Электронный ресурс] - URL: https://tanci-palitra.com.ua/index.php?route=article/article&article_id=8
- Константиновский, В.С. Учить прекрасному [Текст]/ В.С. Константиновский– Москва: Молодая гвардия, 1973
- Мур, А. История бального танца [Электронный ресурс] - URL: http://mirznanii.com/a/133766/istoriya-balnogo-tantsa
- Прохоров, А.М./ Большая Советская Энциклопедия [Текст]// «Советская Энциклопедия», 1976. – Изд.3-е