Статья

Суворкова Екатерина Алексеевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_suvorkova.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Суворкова Екатерина 40гр.

Статья на тему «Возможности детского сюжетно- игрового танца в формировании коммуникативных универсальных учебных действий».

 Настоящее время характеризуется переосмыслением отношения к задачам современного образования в обществе в целом и задачам  музыкального образования в частности.

Все государственные документы (приказы, указы, стандарты)  нацелены на необходимость педагогам, учителям, воспитателям освоить методы и приемы формирования УУД у учеников всех возрастов (от младших классов до выпускников вузов). Эта необходимость продиктована требованиями времени.

Главной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Умение учиться означает саморазвиваться и самосовершенствоваться, умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение вести диалог, искать решения вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически пополнять свои знания и применять их в трудовой деятельности. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы УУД.

УУД  –   это совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

 Понятие  «УУД» в современной педагогической науке  раскрывается через деятельность обучающегося.

Разработкой  и внедрением  УУД в практику современного образования занимается большая группа ученых.

 Обеспечивать возможность обучающихся самостоятельно осуществлять учение, ставить учебные цели, искать и использовать нужные средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создавать  условия с тем, чтобы гармонично развивать личность и способствовать её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.

 А. Г. Асмолов указывает на 4 блока УУД:

Личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся  и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях), регулятивные (обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности), познавательные (включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы) и коммуникативные.

Коммуникативные УУД  обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности. Содержательная характеристика коммуникативных УУД  вбирает в себя понятие продуктивно-творческого взаимодействия. Продуктивно-творческое взаимодействие характеризуется активным использованием воспитывающих и развивающих технологий (в  том числе партнерской  технологии).

Через освоение продуктивно-творческого взаимодействия формируются коммуникативные УУД  посредством обращения к игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмическим движениям и детскому сюжетно-игровому танцу.

В процессе использования детского сюжетно-игрового танца  создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству, а  также способствующая формированию коммуникативных УУД.

Разработчики концепции формирования УУД опирались на исследования ученых:

Асмолов А.Г., Выготский Л.С.,  Гальперин П.Я.,  Давыдов В.В., Леонтьев А.Н.,  Эльконин Д.Б.

Внедрением концепции в практику современного образования занимаются ученые-исследователи:

Асмолов А.Г., Исаев И.Ф., Молчанов С.В., Подласый И. П. , Салмина Н.Г., Сластенин В.А. и другие.

Каждый педагог-практик ищет свои приемы, правила, способы, методы, способствующие эффективному и результативному формированию УУД в собственной образовательной деятельности.

В системе художественно – эстетического воспитания детей в решении этой проблемы огромное значение отводится музыке  и детскому танцу. «Музыка» как учебная дисциплина призвана воспитанию духовной культуры и основ музыкальной грамотности. Слушание (восприятие) и анализ музыкальных произведений, а так же их исполнение учащимися – вот основные виды деятельности на уроке музыки. Музыкально-ритмические и жестовые  движения,  исполняемые на уроке, представляют собой модель детского сюжетно-игрового танца. Связь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно физическому. Это сочетание духовного и физического необходимо подрастающему поколению.

Детей сюжетно-игровая деятельность привлекает своей эмоциональной  окрашенностью,  возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. Педагогов  сюжетно-игровая деятельность привлекает своей возможностью формирования коммуникативных УУД в продуктивно-творческом взаимодействии.

Ведущими исследователями  детского танца как вида танцевального искусства и в частности детского сюжетно-игрового  танца занимались многие авторы:

Ауэрбах Л., Друскин М.С. , Зейналова О., Краусс Р., Маркевич Е. ,  Никитин В.Ю., Пасютинская В.М., Худеков  С. , Черников К.  и др.

Определение танца можно найти в самых разных источниках. Их объединяет один общий пункт: танец – человеческое движение. Определение танца состоит из разных аспектов: ритмического  движения, виртуозности, грациозности и красоты в сопровождении музыки.

 Танец –  явление социальное, отражает историческое и культурное развитие человеческого общества.

Вопросами классификаций танцев занимались ведущие исследователи в данной области искусства: Ауэрбах Л., Друскин М.С., Зейналова О., и другие.

Был выявлен ряд направлений танцев (народный, ритуальный,  бальный, античный, современный) и коротко охарактеризовали их. Так, в лексике ритуального танца можно понять пластику определенных видов животных, птиц, насекомых; хореографией античных танцев являлись древнегреческие мифы; народный танец часто становится визитной карточкой национальности; в современных танцах есть много востребованных сегодня популярных направлений.

Трудно переоценить значение детского танца и его пользу для здоровья детей. Танцевальные занятия способствуют развитию многих качеств (трудоспособность, настойчивость и др.), коммуникативных и социальных навыков.

Детский танец также имеет несколько направлений: классический, народный, спортивный, сюжетный (или сюжетно-игровой). Например, сюжетно-игровой танец основан на игровом взаимодействии и образном перевоплощении.

 Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание, которое находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композициях. Характер и стиль детской танцевальной музыки  зависит от направленности самого детского танца. Так, классический детский танец сопровождается классической музыкой (П.И. Чайковский, М.И.  Глинка, С.В. Рахманинов, Р.М.  Глиэр), спортивный танец – обработками эстрадных современных песен. Для сюжетных танцев необходимо использование игры, поэтому музыка для них должна иметь ярко выраженный образный характер (из музыкально-игрового репертуара).

Развитие УУД обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащихся, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин.

Развитие учащихся на основе формирования коммуникативных УУД помогает обеспечить высокую эффективность в формировании жизненных ценностей и становление личности, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бекина, С.И.  Музыка и движение: ( Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет) [Текст]// С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.М. Соковнина–Москва: «Просвещение», 1983
  2. Детский танец: особенности и специфика [Электронный ресурс] - URL: https://tanci-palitra.com.ua/index.php?route=article/article&article_id=8
  3. Константиновский, В.С. Учить прекрасному [Текст]/ В.С. Константиновский– Москва: Молодая гвардия, 1973
  4. Мур, А. История бального танца [Электронный ресурс] - URL: http://mirznanii.com/a/133766/istoriya-balnogo-tantsa
  5. Прохоров, А.М./ Большая Советская Энциклопедия [Текст]// «Советская Энциклопедия», 1976. – Изд.3-е