Статья
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Цветенко Анастасия, 40гр.
Этюд как средство формирования познавательных УУД на уроках музыки
В современном российском обществе на данный момент произошли перемены, которые вызвали ускоренное совершенствование образовательного процесса и разработку новых подходов к системе обучения и воспитания учащихся.
Для успешного обучения учащихся в настоящее время в начальном звене важным критерием умение самостоятельно анализировать, сравнивать, выдвигать гипотезы, иметь навыки сбора необходимой информации.
Достижение этой цели станет возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) у учащихся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития [1].
Возможности формирования познавательных действий на уроке музыки раскрывает этюд, который является интереснейшим жанром в искусстве. На сегодняшний день этот жанр воспринимается большинством людей только лишь как упражнение для развития технических навыков на различных музыкальных инструментах, хотя этюд, по-мнению учителей, помогает пробудить интерес у учащихся и их творческую инициативу [2].
Рассмотрев проблему жанра этюда как средств формирования познавательных УУД на уроках музыки в теоретическом направлении, мы можем обозначить понятие универсально-учебных действий, цель проектирования, которые заключаются в способности учащихся самостоятельно успешно усваивать новые знания и умение самостоятельно учиться. Исходя из этого, нами были охарактеризованы 4 блока УУД: познавательные, личностные, коммуникативные и регулятивные. Мы сделали акцент на формировании познавательных УУД у младших школьников, которые направлены на:
- структурирование знаний;
- построение осознанного и произвольного речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор эффективных способов решения задач, в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Этюд в каждом виде искусстве развивает индивидуальные способности человека: в хореографии - гибкость, пластику и свободу; в театральном этюде - актерское мастерство и умение вести себя на сцене в самых непредсказуемых ситуациях; в живописи оттачивается художественное мастерство [4].
Также нам представился интерес в знакомстве с методическими основами формирования познавательных УУД с использованием жанра этюда в нескольких видах учебной музыкальной деятельности: слушание музыки, музыкально-пластическая деятельность и драматизация музыкальных произведений [2].
Для успешного формирования познавательных УУД нами была представлена методика включения фортепианных этюдов Шопена, Листа и Рахманинова в образовательный процесс. Также мы представили музыкальный материал для изобразительных этюдов, направленных на развитие ассоциативного мышления учащихся, которые можно использовать при слушании музыки и для формирования познавательных УУД.
В музыкально-пластическом движении этюд может быть раскрыт через импровизацию.
Большие возможности для формирования УУД заложены в театральных этюдах через обращение к такому виду музыкальной деятельности, как драматизация музыкальных произведений [3].
Большую роль в формировании познавательных УУД сыграли пластические этюды, выполняющие установку позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей учащихся, а также театральные этюды, в которых происходит продуктивное сотрудничество со сверстниками, развиваются духовно-нравственные чувства и актерское мастерство.
Мы убедились, что жанр этюда уникален тем, что помогает развить у учащихся мыслительную деятельность, их фантазию, память, музыкальную культуру. В рамках анализа научной литературы познавательные действия выполняют важные функции обучения на уроке музыки, а именно, через использования жанра этюд.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеева, Л. Л., Биболетова, М. З., Вахрушев А. А. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст] / Л. Л. Алексеева, М. З. Биболетова, А. А. Вахрушев. – Москва: Просвещение, 2011. – 240 c.
- Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей [Текст] / Б. В. Асафьев. – Москва: Гуманит изд. центр «ВЛАДОС», 1990. – 197 c.
- Брянцева, В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран [Текст] / В. Н. Брянцев. – Москва: Музыка, 2003. – 149 с.
- Сергеева, Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе [Текст] / Г. П. Сергеева. – Москва: Издательский центр «Академия», 1998. – 136 c.