Статья

Цветенко Анастасия Геннадьевна

Здесь Вы можете познакомиться с моей статьёй

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья17.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цветенко Анастасия, 40гр.

Этюд как средство формирования познавательных УУД на уроках музыки

В современном российском обществе на данный момент произошли перемены, которые вызвали ускоренное совершенствование образовательного процесса и разработку  новых подходов к системе обучения и воспитания учащихся.

Для успешного обучения учащихся в настоящее время в начальном звене важным критерием  умение самостоятельно анализировать, сравнивать, выдвигать гипотезы, иметь навыки сбора необходимой информации.

Достижение  этой цели станет возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) у учащихся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития [1].

Возможности формирования познавательных действий на уроке музыки раскрывает этюд, который является  интереснейшим жанром в искусстве. На сегодняшний день этот жанр воспринимается большинством людей только лишь как упражнение для развития технических навыков на различных музыкальных инструментах,  хотя этюд, по-мнению учителей,   помогает  пробудить  интерес у учащихся и их творческую инициативу [2].

Рассмотрев проблему жанра этюда как средств формирования познавательных УУД на уроках музыки в теоретическом направлении, мы можем обозначить понятие универсально-учебных действий,  цель проектирования, которые заключаются в способности учащихся  самостоятельно успешно усваивать новые знания и умение самостоятельно  учиться. Исходя из этого, нами были охарактеризованы 4 блока УУД: познавательные, личностные, коммуникативные и регулятивные. Мы сделали акцент на формировании познавательных УУД у младших школьников, которые направлены на:

 - структурирование знаний;

- построение осознанного и произвольного речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор эффективных способов решения задач, в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Этюд в каждом виде искусстве развивает индивидуальные способности человека: в хореографии -  гибкость, пластику и свободу; в театральном этюде -  актерское мастерство и умение вести себя на сцене в самых непредсказуемых ситуациях; в живописи оттачивается художественное мастерство [4].

Также нам представился интерес в знакомстве с методическими  основами формирования познавательных УУД с использованием жанра этюда в нескольких видах учебной музыкальной деятельности: слушание музыки, музыкально-пластическая деятельность и драматизация музыкальных произведений [2].

Для успешного формирования познавательных УУД нами была представлена методика включения фортепианных этюдов Шопена, Листа и Рахманинова в образовательный процесс. Также мы представили музыкальный материал для изобразительных этюдов, направленных на развитие ассоциативного мышления учащихся, которые можно использовать при слушании музыки и для формирования познавательных УУД.

В музыкально-пластическом движении этюд может быть раскрыт через импровизацию.

Большие возможности для формирования УУД заложены в театральных этюдах через обращение к такому виду музыкальной деятельности, как драматизация музыкальных произведений [3].

Большую роль в формировании познавательных УУД сыграли пластические этюды, выполняющие  установку позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей  учащихся, а также театральные этюды, в которых происходит продуктивное сотрудничество со сверстниками, развиваются  духовно-нравственные чувства и актерское мастерство.

Мы убедились, что жанр этюда уникален тем, что помогает развить у учащихся мыслительную деятельность,  их фантазию, память, музыкальную культуру. В рамках анализа научной литературы  познавательные действия выполняют важные функции обучения на уроке музыки,  а именно, через использования жанра этюд.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева, Л. Л., Биболетова, М. З., Вахрушев А. А. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст] / Л. Л. Алексеева, М. З. Биболетова, А. А. Вахрушев. – Москва: Просвещение, 2011. – 240 c.
  2. Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей [Текст] / Б. В. Асафьев. – Москва: Гуманит изд. центр «ВЛАДОС», 1990. – 197 c.
  3. Брянцева, В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран [Текст] / В. Н. Брянцев. – Москва: Музыка, 2003. – 149 с.
  4. Сергеева, Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе  [Текст] / Г. П. Сергеева. – Москва: Издательский центр «Академия», 1998. – 136 c.