Оперный вокал в детском коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opernyy_vokal.doc | 79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
ОПЕРНЫЙ ВОКАЛ
Возраст учащихся: 5-22 лет
Срок реализации программы: 7 лет
Разработчики:
Маркова Мария Викторовна,
Симонова Юлия Сергеевна,
педагоги дополнительного образования
Задачи 1 года обучения:
- дать основы работы в ансамбле;
- способствовать выработке навыков правильной осанки;
- развивать основы музыкального слуха, голоса, музыкальной памяти;
- обучить основам хорового сольфеджио, вокального ансамбля;
- способствовать освоению упражнений на развитие диапазона голоса, дикции и артикуляции;
- дать представление о классическом вокале;
- научить «работать в команде»;
- способствовать формированию художественного вкуса.
Планируемые результаты:
По окончанию 1 года обучения учащийся будет:
- знать основы работы в ансамбле;
- обладать навыком правильной осанки;
- владеть основами музыкального слуха, голоса, музыкальной памяти;
- знать основы хорового сольфеджио, вокального ансамбля;
- уметь выполнять упражнения на развитие диапазона голоса, дикции и артикуляции;
- иметь представление о классическом вокале;
- уметь «работать в команде»;
- иметь сформированный художественный вкус.
Задачи 2 года обучения:
- обучить основам дыхательной гимнастики;
- обучить основам охраны певческого голоса;
- способствовать овладению навыками чистого интонирования и естественности тембра голоса;
- способствовать дальнейшему формированию сценических навыков;
- научить дышать диафрагмой.
Планируемые результаты:
По окончанию 2 года обучения учащийся будет:
- знать основы дыхательной гимнастики;
- знать основы охраны певческого голоса;
- обладать навыками чистого интонирования и естественности тембра голоса;
- способен к развитию сценических навыков
- уметь дышать диафрагмой;
Задачи 3 года обучения:
- способствовать развитию навыка головного и грудного резонирования;
- воспитывать культуру исполнительства и восприятия искусства;
- воспитывать правильное отношение к голосовому аппарату и его гигиене;
- научить снимать внутреннее напряжение при помощи педагога, уметь «не бояться сцены»;
- способствовать развитию навыка быстрой настройки верхних резонаторов.
Планируемые результаты:
По окончанию 3 года обучения учащийся будет:
- обладать навыком головного и грудного резонирования;
- иметь культуру исполнительства и восприятия искусства;
- обладать правильным отношением к голосовому аппарату и его гигиене;
- уметь снимать внутреннее напряжение при помощи педагога, уметь «не бояться сцены»;
- обладать навыком быстрой настройки верхних резонаторов.
Задачи 4 года обучения:
- обучить основам академического вокала, и основам классического вокального ансамбля;
- дать представление о регистре: верхний, грудной, смешанный;
- научить чисто интонировать;
- обучить музыкальной терминологии (итальянский язык), более сложным и редким музыкальным терминам;
- развивать вокально-слуховую координацию, вокальные возможности, способности (дыхание, диапазон, тембр, голоса).
Планируемые результаты:
По окончанию 4 года обучения учащийся будет:
- знать основы академического вокала, и основы классического вокального ансамбля;
- иметь представление о регистре: верхний, грудной, смешанный;
- уметь чисто интонировать;
- иметь представление о музыкальной терминологии (итальянский язык), более сложным и редким музыкальным терминам;
- развить вокально-слуховую координацию, вокальные возможности, способности (дыхание, диапазон, тембр, голоса).
Задачи 5 года обучения:
- способствовать овладению навыками кантиленного пения;
- обучить правильному исполнению произведений, с соблюдением всех компонентов;
- дать представление о типах голоса в вокальном ансамбле;
- способствовать развитию всех типов регистров и правильного их соединения;
- развивать чистый тон, абсолютный слух.
Планируемые результаты:
По окончанию 5 года обучения учащийся будет:
- обладать навыком кантиленного пения;
- уметь правильно исполнять произведения, с соблюдением всех компонентов;
- иметь представление о типах голоса в вокальном ансамбле;
- иметь развитые все типы регистров и правильного их соединять;
- стремиться овладеть чистым тоном, абсолютным слухом.
Задачи 6 года обучения:
- обучить пению на дыхании;
- способствовать развитию правильной артикуляции;
- продолжать обучать музыкальную терминологию (итальянский язык), понятие более сложных и редких музыкальных терминов;
- совершенствовать профессиональное мастерство;
- научить правильно подбирать произведения по типу голоса;
- воспитывать общую музыкальную культуру: знакомство с записями известных оперных постановок девятнадцатого века.
Планируемые результаты:
По окончанию 6 года обучения учащийся будет:
- уметь петь на дыхании;
- уметь правильно артикулировать;
- знать музыкальную терминологию (итальянский язык), понятие более сложных и редких музыкальных терминов;
- уметь правильно подбирать произведения по типу голоса;
- иметь представление об известных оперных постановках девятнадцатого века.
Задачи 7 года обучения:
- научить работать в дуэте, ансамбле;
- способствовать овладению навыками держаться на сцене, владеть своими эмоциями;
- научить существовать в сценическом пространстве в определенном темпоритме;
- обучить музыкальной терминологии (итальянский язык), понятие более сложных и редких музыкальных терминов;
- воспитывать общую музыкальную культуру: знакомство с записями известных оперных постановок двадцатого века.
Планируемые результаты:
По окончанию 7 года обучения учащийся будет:
- уметь работать в дуэте, ансамбле;
- владеть навыками держаться на сцене, владеть своими эмоциями;
- уметь существовать в сценическом пространстве в определенном темпоритме;
- знать музыкальную терминологию (итальянский язык), понятие более сложных и редких музыкальных терминов;
- иметь представление об известных оперных постановках двадцатого века.
Содержание базовых тем первого годa обучения (первый этап)
- Вводное занятие.
Теория:
Инструктаж по технике безопасности Установление контакта с учащимися. Рассказ о пении. Разговор о перспективах обучения в театре.. Правила сохранения здорового голоса, гигиена голосового аппарата. Рассказ об академической постановке голоса, ее отличие от фольклорной, джазовой, эстрадной.
- Певческое дыхание.
Теория:
Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Знакомство со строением голосового аппарата. Певческое дыхание, певческая установка.
Практика:
Положение ног, корпуса, головы при пении, выработка навыка диафрагмального дыхания.
Знакомство с основами правильного положения корпуса при пении стоя, сидя, знакомство с понятием академической манеры пения.
- Работа с “вокальными” мышцами.
Теория:
Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Вокальные мышцы. Мышцы ключичного и диафрагмального раздела.
Практика:
Упражнения на освобождение мышц лица, (челюсти), языка, шеи, плеч, подвижность и свобода губ. Анализ (в игровой форме) работы мышц ключичного раздела и сравнение с работой мышц диафрагмального раздела. Упражнения и игры на данную тему.
- Основы головного резонирования.
Теория:
Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Рассказ о “верхней форманте”.
Практика:
Практические уроки о “верхней форманте”, игровые тренинги, направленные на ее нахождение.
- Формирование гласных.
Теория:
Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Отличие речевых гласных от гласных в пении.
Практика:
Практические упражнения на гласные и согласные буквы к пении. Положение языка, губ и челюсти при пении гласных.
- Хоровое сольфеджио.
Теория:
Мажорные и минорные гаммы до 2 знаков при ключе. Интервалы.
Практика:
Чистое интонирование. Развитие абсолютного слуха.
- Работа над репертуаром
Теория:
Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Подбор репертуара.
Практика:
Пение вокализов, одноголосных песен без слов.
- Знакомство с записями выдающихся исполнителей-вокалистов.
Теория:
Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Знакомство с музыкальной и вокальной структурой стиля
Практика:
Слушание записей и просмотр видеоматериалов, посвященных великим мастерам академического вокала прошлого и настоящего.
- Контрольные занятия.
Практика:
Открытые уроки. Концерты для родителей.
Содержание базовых тем второго и третьего года обучения (первый этап)
Музыкальная подготовка
- Вводное занятие.
Теория:
Инструктаж по технике безопасности Знакомство группы с новичками. Правила сохранения здорового голоса, гигиена голосового аппарата.
- Певческое дыхание. Голосовой аппарат.
Теория:
Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Знакомство со строением голосового аппарата. Певческое дыхание, певческая установка.
Практика:
Положение ног, корпуса, головы при пении, выработка навыка диафрагмального дыхания.
Знакомство с основами правильного положения корпуса при пении стоя, сидя, продолжение знакомства с понятием академической манеры пения.
- Работа с “вокальными” мышцами
Теория:
Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Вокальные мышцы. Мышцы ключичного и диафрагмального раздела.
Практика:
Упражнения на освобождение мышц лица, (челюсти), языка, шеи, плеч, подвижность и свобода губ. Анализ (в игровой форме) работы мышц ключичного раздела и сравнение с работой мышц диафрагмального раздела. Упражнения и игры на данную тему.
- Основы головного резонирования.
Теория:
Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Рассказ о “верхней форманте”.
Практика:
Практические уроки о “верхней форманте”, игровые тренинги, направленные на ее нахождение.
- Формирование гласных.
Теория:
Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Отличие речевых гласных от гласных в пении. Атака звука (Мягкая, твердая).
Практика:
Сохранение положения гортани при пении арпеджио и поступательного движения мелодии. Упражнения на твердую и мягкую атаку звука.
- Артикуляция и орфоэпия.
Теория:
Техника выполнения и практика безопасности упражнений. Правила произнесения согласных при правильно сформированных певческих гласных. Правила орфографии в пении
Практика:
Свободное положение челюсти, языка. Упражнения на произнесение согласных. Учет орфографии при пении.
- Хоровое сольфеджио.
Теория:
Мажорные и минорные гаммы до 4 знаков при ключе. Цепочки интервалов. Секвенции. Понятие ритма, пульса, метра.
Практика:
Чистое интонирование. Развитие абсолютного слуха. Цепочки интервалов.
- Работа над репертуаром
Теория:
Работа над текстом. Поиск действия. Разбор музыкального текста.
Практика:
Пение вокализов, одноголосных песен со словами. Участие в простых постановках (“Бременские музыканты” Г. Гладкова)
- Знакомство с записями выдающихся исполнителей-вокалистов.
Теория:
Слушание записей и просмотр видеоматериалов, посвященных великим мастерам академического вокала 18 в.
Практика:
Анализ прослушанных записей.
- Итоговое занятие.
Практика:
Открытые уроки. Концерты для родителей.
Содержание базовых тем второго этапа обучения (четвертый, пятый год)
- Вводное занятие.
Теория:
Инструктаж по технике безопасности Знакомство группы с новичками. Правила сохранения здорового голоса, гигиена голосового аппарата.
- Развитие навыка певческого дыхания.
Теория:
Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Знакомство со строением голосового аппарата. Певческое дыхание, певческая установка.
Практика:
Знакомство с основами правильного положения корпуса при пении стоя, сидя, продолжение знакомства с понятием академической манеры пения.
Положение ног, корпуса, головы при пении, выработка навыка диафрагмального дыхания.
- Развитие навыка головного резонирования.
Теория:
Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Рассказ о “верхней форманте”.
Практика:
Практические уроки о “верхней форманте”, игровые тренинги, направленные на ее нахождение. Упражнения на развитие головного резонирование: «мычание» и «нычание», упражнение на гласную «и»; активизация смыкания связок.
- Приобретение навыков грудного резонирования.
Теория:
Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений.
Практика:
Нахождение нижней опоры. Профилактика деградации голоса, спровоцированной использованием грудного резонатора.
- Основы полного тона.
Теория:
Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Полный тон.
Практика:
Освоение и продолжение работы с полным тоном. Соединение головного и грудного резонирования
- Хоровое сольфеджио.
Теория:
Мажорные и минорные гаммы до 6 знаков при ключе. Цепочки интервалов. Секвенции. Метро-ритм. Аккорды и арпеджио.
Практика:
Чистое интонирование. Развитие абсолютного слуха. Цепочки интервалов.
- Музыкальная терминология.
Теория: Классическая музыкальная терминология (итальянский язык). Понятия Crescendo, diminuendo, accelerando, perdendosi и других. Понятия более сложных и редких терминов.
Практика:
Использование терминологии в произведениях. Игры на быстроту реакции.
- Работа над репертуаром.
Теория:
Подбор репертуара. Разбор терминологии, темпоритмического характера.
Практика:
Подготовка к вхождению в концертный состав театра. Разучивание текущего программного материала. Подготовка к работе в старших спектаклях и вокальных концертах.
- Знакомство с записями выдающихся исполнителей-вокалистов.
Теория:
Слушание записей и просмотр видеоматериалов, посвященных великим мастерам академического вокала 19 в.
Практика:
Анализ прослушанных записей.
- Итоговое занятие.
Практика:
Открытые уроки. Концерты для родителей. Концертные выступления, спектакли.
Содержание базовых тем третьего этапа обучения (шестой и седьмой год)
- Вводное занятие.
Теория:
Инструктаж по технике безопасности Знакомство с новичками. Правила охраны голоса, гигиена голосового аппарата.
- Хоровое сольфеджио.
Теория:
Мажорные и минорные гаммы до 2 знаков при ключе. Интервалы.
Практика:
Чистое интонирование. Развитие абсолютного слуха.
- Головное и грудное резонирование.
Теория:
Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Анатомическое расположение.
Практика:
Продолжение развития навыков головного и грудного резонирования.
Упражнения на развитие головного резонирование: «мычание» и «нычание», упражнение на гласную «и» ; активизация смыкания связок. Нахождение нижней опоры. Профилактика деградации голоса, спровоцированной использованием грудного резонатора.
- Продолжение работы с полным тоном.
Теория:
Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Полный тон.
Практика:
Освоение и продолжение работы с полным тоном. Соединение головного и грудного резонирования
Соединение головного и грудного резонирования. Техники микстования или смешения голоса при опорном, пении и техники затемнения. Смешанное голосообразование.
- Совершенствование профессионального мастерства.
Теория:
Техника выполнения и практика безопасности элементов и движений. Мелизмы, фиоритуры, пассажи, тираты.
Практика:
Подробная работа над технической оснащенностью голоса, вокальная мелизматика, и другое.
- Работа над репертуаром.
Теория:
Подбор репертуара. Разбор терминологии, темпоритмического характера.
Практика:
Работа в старших спектаклях и вокальных концертах.
- Знакомство с записями выдающихся исполнителей-вокалистов. Слушание записей и просмотр видеоматериалов, посвященных великим мастерам академического вокала 20 в.
- Подготовка к концертной деятельности
Теория:
Разводка. Настрой на выступление на сцене.
Практика:
Технические репетиции. Генеральные репетиции.
- Итоговое занятие
Практика:
Открытые уроки. Концерты для родителей. Концертные выступления, спектакли.