Курсовая работа

Цветенко Анастасия Геннадьевна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Курсовая работа217 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Цветенко Анастасия Геннадьевна

ЭТЮД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ МУЗЫКИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа защищена

Специальность: 53.02.01

с оценкой_______________

Музыкальное образование

«     » февраля  2019 года

Курс 3, группа: 30

Руководитель: Арсентьева И.Н.,

преподаватель МДК 03.03. Музыкально-

инструментальный класс

высшей квалификационной категории

Челябинск, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ МУЗЫКИ

1.1. Основы формирования УУД у младших школьников

6

1.2. Особенности познавательных УУД на уроках музыки

11

Выводы по 1 главе

ГЛАВА 2.  ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ЖАНРА ЭТЮДА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

2.1. Краткая характеристика жанра этюда в музыковедении

14

15

2.2. Использование этюдов в процессе слушания музыки

18

2.3. Возможности этюда для осуществления музыкально-пластической деятельности

26

2.4. Использование театрализованных этюдов в драматизации музыкальных произведений

30

Выводы по 2 главе

33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

34

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

37


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. В современном российском обществе на данный момент произошли перемены, которые вызвали ускоренное совершенствование образовательного процесса и разработку  новых подходов к системе обучения и воспитания учащихся. На данный момент социологические опросы показали, что для современных родителей  важно умственное развитие своих детей, а не духовно-нравственное воспитание и развитие личности. В результате чего происходит потеря интереса к учению у учащихся. Все это повлияло  на изменения в системе общего образования [4].

В настоящее время для успешного обучения учащихся в начальном звене важным критерием  представляются не знания, умения, навыки,  а развитие способности самостоятельно анализировать, сравнивать, выдвигать гипотезы, иметь навыки сбора необходимой информации. Выше сказанное обусловливается тем, что жизнь требует от самого человека быть мобильным, социально-ориентированным,  эмоционально-устойчивым и находить в проблемных ситуациях нестандартные решения.

Достижение  этой цели станет возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) у учащихся. Данная возможность обеспечивается тем, что УУД являются обобщенными и  генерируют мотивацию для обучения, позволяя учащимся ориентироваться в различных предметных областях знаний.

Задачами проектирования УУД  в системе образования занимались:  А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А.  Володарская,  О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина.  В концепции развития УУД  раскрываются виды и возрастные особенности учебных действий у учащихся младших классов.

Исследования процесса формирования  УУД младших школьников в музыкальной деятельности представлены в статьях педагогов-практиков: Н.А. Бабичевой, О.Ю. Шумской, Т.М. Суховой и других.

В настоящее время урок музыки нуждается в такой организации, где процесс обучения направлен не на передачу опыта музыкальной деятельности, а на то, как быть вовлеченным в этот опыт, овладеть им, преобразуя  и пополняя его.

При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмы творческого мышления, основанные на восприятии и анализе музыкальных художественных образов, которые определяют развитие памяти и воображения учащихся.

На наш взгляд, возможности формирования познавательных действий на уроке музыки раскрывает этюд, который является  интереснейшим жанром в искусстве. На сегодняшний день этот жанр воспринимается большинством людей только лишь как упражнение для развития технических навыков на различных музыкальных инструментах,  хотя этюд, по-мнению учителей,   помогает развить у  учащихся умение сравнивать, анализировать, обобщать, правильно рассуждать и доказывать свою точку зрения. Яркая образность помогает  пробудить  интерес и творческую инициативу у учащихся. К данной проблеме исследования обращались следующие музыковеды: C. Бэлза, Э. Казакова (фортепианный этюд как жанр искусства), Т.Ю. Маслова (становление жанра этюда), Т.В Надолинская (этюд в творчестве композиторов и художников).

Перечисленное выше указывает на актуальность данной проблемы и обусловливает выбор темы исследования: «Этюд как средство формирования познавательных УУД на уроках музыки».

Цель исследования: на основе изучения анализа психолого-педагогической и музыковедческой литературы рассмотреть многообразие видов этюда в искусстве как средства формирования познавательных УУД на уроках музыки.

Объект исследования: образовательный процесс на уроке музыки.

Предмет исследования: формирование познавательных УУД через обращение к жанру этюда в искусстве.

Задачи исследования:

 - на основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить основные  характеристики  УУД и особенности формирования познавательных УУД на уроках музыки;

- осуществить художественный анализ жанра этюда для использования в начальных классах с целью формирования познавательных УУД;

- раскрыть возможности формирования познавательных УУД в различных видах музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки;

- обобщить результаты исследования и наметить перспективу  дальнейшего исследования.

Методы теоретического исследования:

 - отбор, изучение и анализ литературы;

- систематизация изученного материала;

- сравнение;

- обобщение полученных сведений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Основы формирования УУД у младших школьников

 В Российскую новую современную образовательную  программу за последний период  времени вошли нововведения, которые повлияли  конкретно на изменения методов и технологий обучения. Разработка концепции  развития универсальных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим особенности российского информационного общества,  основанного на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования стало общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее основную компетенцию – умение учиться. Универсализация содержания общего образования  включает совокупность наиболее существенных идей науки, культуры  и развитие универсальных учебных действий. 

 И.А. Зимняя характеризует познавательные учебные действия, связанные с преобразованием и получением информации: «С позиции предмета учебной деятельности в ней выделяются преобразующие и исследовательские действия…1) учебные действия по обнаружению всеобщего, генетически исходного отношения в частном (особенном) материале и 2) учебные действия по установлению степеней конкретности ранее выявленного всеобщего отношения» [100, с. 210]. «В соотнесении с психической деятельностью обучающегося выделяют… мыслительные, перцептивные, мнемические действия, т.е. интеллектуальные действия» [100, с. 211]. Здесь также идет речь о познавательных универсальных учебных действиях, которые обеспечивают процесс познания, получения и переработки информации. В свою очередь действия распадаются на более мелкие операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и т.д. Понимая значение познавательных учебных действий, доказанное в работах И.А. Зимней, мы считаем важным отметить, что мышление – это сознательный процесс, который всегда сопровождается контролем и оценкой.

Таким образом, достижение "умения учиться" предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают в себя:

- учебные мотивы,

- учебную цель,

- учебную задачу,

- учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)

Как утверждают академик РАО А.Г. Асмолов и член президиума РАО А.М. Кондаков, в Федеральном  Государственном образовательном  стандарте главной задачей стало обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей образования  наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.  Таким образом, важнейшей задачей современной системы образования является формирование УУД (универсально-учебных действий), обеспечивающих учащимся умение учиться, самостоятельно себя развивать и образовывать.

При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные  от соответствующих видов целенаправленных действий. Данные действия формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями учащихся.  

Система развития универсальных учебных действий была разработана известными психологами-учеными: А.Г. Асмоловым. Г.В. Бурменской. И. А.  Володарской,  О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой.

Учеными были определены следующие функции универсальных учебных действий, к которым относятся:

-способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания;

-способность формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.

 Данные функции обеспечиваются тем, что универсальные учебные действия, открывают учащимся возможность не только широкой ориентации в различных предметных областях, но и в строении самой учебной деятельности, включающей в себя осознание её целевой направленности и ценностно-смысловых характеристик.

Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Учеными были сформулированы четыре блока УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.          

Личностные универсальные учебные действия,  в первую очередь, обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, то есть умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, а также знание моральных норм. Во вторую очередь, личностные УУД направлены на ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

В учебной деятельности различают три вида личностных действий: самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация. Рассмотрим такие действия:

1) самоопределение - выбирает личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

2) смыслообразование - устанавливает учащимися связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

3) нравственно-этическая ориентация - обеспечивает личностный моральный выбор учащихся на основе социальных и личностных ценностей, в том числе оценивание усваиваемого содержания;

Особым видом универсальных учебных действий являются регулятивные.  Они обеспечивают учащимся организацию своей учебной деятельности. Ученые-психологи относят к регулятивным действиям такие понятия как:

  • целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено  учащимся, и того, что неизвестно;
  • планирование – ориентация последовательности целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – прогнозируемый результат усвоения знаний;
  • контроль в форме сопоставления способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка – осознание  учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, и осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

Далее обратимся к логическим универсальным действиям, которые представляют собой:

- анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков;

- синтез – составление  целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений и её доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Теперь обратимся к таким УУД, как коммуникативные действия. Они выполняют  большой ряд задач.

Во-первых, обеспечивают социальную компетентность и учет позиции учащихся по общению или деятельности.

Во-вторых, с помощью них  учащиеся вступают в диалог с другими  учениками, происходит коллективное обсуждение проблем; учащиеся объединяются в группу со сверстниками, в результате чего происходит  построение продуктивного взаимодействия.

К коммуникативным действиям, как полагают коллектив разработчиков, относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, распознание проблемы, поиск и оценка альтернативных способов, разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью излагать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими  нормами русского языка.

В нашем исследовании особую роль выполняют  познавательные УУД, включающие  в себя несколько видов действий: общеучебные, логические, а также  постановка и решение проблемы.

Руководители проекта отмечают возрастные особенности развития познавательных УУД у учащихся начальной школы общеучебных универсальных действий. Они направлены  на:  

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск, выделение нужной и полезной информации, а также  применение методов информационного поиска, включая компьютерные средства;

- структурирование знаний;

- построение осознанного и произвольного речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор эффективных способов решения задач, в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют  знаково-символические действия, в которые включены моделирование – преобразование  объекта из чувственной формы в модель  и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих определенную  предметную область.

Далее обратимся к логическим универсальным действиям, которые представляют собой несколько параметров:

- анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков;

- синтез – составление  целого и единого из частей, самостоятельное построение с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

1.2. Особенности познавательных УУД на уроках музыки

Содержание учебного курса предмета «Музыка» основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания творческой личности, способной создавать идеи и воплощать их в жизнь. Анализ взглядов ученых в области музыкального образования    (Абдуллин Э.  Критская Е.Д, Сергеева Г.) показал, что предмет «Музыка» в общеобразовательной школе способен осуществить  данную концепцию, через формирование  4 блоков УУД: познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных.

В нашем исследовании свое внимание мы направили на изучение познавательных универсальных действий с целью формирования у учащихся таких действий на уроках музыки.

 Познавательные УУД на уроке музыки включают  в себя несколько задач:

  1. приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству;
  2. формирование целостной художественной картины мира;
  3. воспитание патриотических чувств и толерантности ко всем культурным достояниям.

Решая поставленные выше задачи на уроке музыки, можно отметить, что вместе с их решением происходит постепенное развитие интеллектуальных, социальных и психомоторных способностей учащихся, а самое главное, постепенно формируется культура чувств. Результатами формирования познавательных УУД на уроке музыки являются:

 - наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности.

- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро - и макросоциума.

- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера.

По-мнению учителя-практика Шумской О.В., при изучении музыки, закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов.

В свете нашего исследования  мы подробно рассмотрели  поставленные задачи формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках музыки  с 1 по 4 класс, что отражено в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Характеристика познавательных УУД в начальной школе

Класс

Задачи формирования

1 класс

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке;

Импровизировать музыку в пении, игре, пластических этюдах;

Сравнивать разные музыкальные произведения;

Находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций;

Выявлять выразительные возможности музыки;

Рассуждать о роли музыки в жизни человека.

2 класс

Осознавать языковые особенности выразительности и изобразительности музыки;

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации;

Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров;

Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения и в исполнительской деятельности;

Называть средства музыкальной выразительности;

Соотносить различные элементы музыкальной речи с музыкальными образами и их развитием;

Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом.

3 класс

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия;

Осознавать жизненную основу музыкальных интонаций;

Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл;

Распознавать и объяснять разные виды развития музыкальных произведений;

Распознавать художественный замысел; различных форм музыки.

4 класс

Анализировать художественно-образное содержание музыки своего народа;

Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества своего народа;

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений разных народов

Называть изученные музыкальные сочинения и их авторов.

Выводы по 1 главе

Исследуя проблему жанра этюда как средств формирования познавательных УУД на уроках музыки в теоретическом направлении, мы пришли к следующим выводам:

 В параграфе 1. мы раскрыли понятие универсально-учебных действий,  цель проектирования, и их функции, заключающиеся в способности учащихся  самостоятельно успешно усваивать новые знания и умение самостоятельно  учиться. Исходя из этого, нами были кратко охарактеризованы 4 блока УУД: познавательные, личностные, коммуникативные и регулятивные. В свете нашего исследования мы сделали акцент на формировании познавательных УУД у младших школьников, которые направлены на:

 - структурирование знаний;

- построение осознанного и произвольного речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор эффективных способов решения задач, в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

В параграфе 2 нами были систематизированы познавательные УУД по классам в начальной школе, и конкретизированы задачи формирования познавательных УУД на уроках музыки.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ МУЗЫКИ НА ПРИМЕРЕ ЖАНРА ЭТЮДА

2.1.        Краткая характеристика жанра этюда в музыковедении

Анализ энциклопедической литературы показал, что этюд в переводе с французского означает «упражнение». Жанр этюда встречается во многих областях деятельности и различных видах искусства – литературе, живописи, музыке, поэтому мы решили обратиться к раскрытию данного понятия к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля - русского писателя. Словарь дает следующее определение понятия. «Этюд - это опыты, попытки, образчики для изучения» [15].

Русский лингвист С.И. Ожегов в отличие от В.И. Даля представляет несколько толкований этого понятия:

1) Музыкальное произведение виртуозного характера;

2) Рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры, обычно часть будущего большого произведения;

3) Небольшое по объему произведение (научное, критическое), посвященное частному вопросу;

4)  Вид упражнения (в музыке, шахматной игре);

5) Рисование, писание красками с натуры для упражнения, заготовки эскизов [16].

Таким образом, этюд встречается и как техническое упражнение, и как дефиниция подготовительной работы, и как самостоятельное художественное произведение.

Значение этюда – как подготовительной работы – наиболее отчетливо проявляется в литературно-критической области.

Этюд в другом своем значении предстаёт как опыт, приобретающий самостоятельную художественную ценность.

В ходе исследовательской работы нам представился интерес жанра этюда в нескольких областях искусства: в музыке, в хореографии, в театре, в изобразительном искусстве.

В музыке этюд представляет собой музыкальную пьесу, предназначенную для совершенствования технических навыков игры на каком-либо инструменте. Жанр этюда известен с XVII века, но как самостоятельный этюд получил развитие в XIX века в связи с расцветом виртуозного исполнительства и усовершенствованием музыкальных инструментов (молоточкового фортепиано).

В истории развития западноевропейского этюда, по мнению Т.Ю. Масловой, можно выделить три этапа:

1. эпоха барокко;

2. эпоха классицизма;

3. эпоха романтизма [21].

Эпоха барокко - время нераздельного существования процесса музицирования и упражнения. Создание жанра этюда было направлено на  овладение различными приёмами фортепиано, способствующие беглости и укреплению пальцев. Такой жанр этюда назывался инструктивным. Главным представителем данного направления был австрийский композитор и пианист К. Черни

Начало следующего этапа в развитии жанра этюда было обусловлено интенсивным развитием литературы для фортепиано – новый инструмент выходил на эстраду и требовал специальной подготовки виртуозов. Особый вклад в развитие методики воспитания и роста уровня технического мастерства внесли педагоги лондонской и венской школ: М. Клементи, И. Крамер, И. Гуммель.

Третий этап в развитии жанра открыла эпоха романтизма. В этот период начинается процесс дифференциации этюдного жанра: не теряя своего инструктивного назначения в качестве материала для совершенствования технического мастерства пианиста, этюд развивается в двух направлениях – как инструктивный и как концертный. Представителями эпохи романтизма стали: Ф. Шопен и Ф. Лист.

Рассмотрев три этапа становления жанра западноевропейского этюда, мы пришли к такому выводу, что этюд на протяжении долгого времени развивался постепенно и целенаправленно. На каждом этапе ставились различные задачи, которые были направлены на развитие определенной техники исполнителя.

Конец XIX – начало XX столетия связан с периодом расцвета этюдного жанра в России, представителями которого были: С. М. Ляпунов А. Г. Рубинштейн, С.В. Рахманинов, А. Н. Скрябин.

Следующий жанр этюда присутствует  в хореографии. Он представляет собой маленькое законченное произведение, которое по своему содержанию, по качеству приближается к самостоятельному сценическому номеру. Этюд в хореографии бывает двух видов: учебный и танцевальный.

В нашем  исследовании учебный этюд будет называться пластическим.  Пластическим этюдом называется этюд, в который включены движения, манера и характер той или иной народности, которые будут включены в постановку.

В этюде на развитие техники исполнения, хореографический материал исполняется уже в вариациях, в сочетаниях, от простого к более сложному. В таких этюдах обязательно используется характер и манера исполнения той народности, чьи движения использованы. 

В этюде на рисунок в основе лежит композиционный рисунок и его развитие.

В этюде на актёрское мастерство показывается какой–либо персонаж, образ. В этюд на пластику включены работа рук, корпуса и головы.

На уроках музыки могут использоваться этюды 2-х видов:

- Орнаментальные (не имеющие содержания), которые включают в себя   хореографический материал;

- Тематические, в которых заложена определённая тематика.

 Один из важных видов в искусстве - театральный этюд. Изучение литературы показало, что главная цель в театральном этюде заключается в развитии актерской техники. Этюды являются необходимым элементом в занятиях по актёрскому мастерству. Они могут быть различными по содержанию, стилистике, задачам, сложности.

С помощью этюдов в актерском мастерстве будущих артистов учат, как нужно строить историю, как работать над собой и с партнером.

Кроме этого, предназначение этюдов состоит в том, чтобы научить актёра работать на сцене, как в предлагаемых условиях, так и в неожиданных ситуациях. Особое место в театральном этюде занимает импровизация актеров, благодаря которой в ходе практики на сцене, артисты познают свои недостатки и способности игры. В этюде актёр учится ощущать пространство, видеть партнера.

Далее раскроем особенности жанра этюда в изобразительном искусстве.

В первую очередь, это произведение (рисунок, скульптура и т.п.), представляющее собою первоначальный набросок, эскиз, который может служить частью какого-нибудь композиционного целого.

Во вторую очередь, этюд понимается как произведение, выполненное с натуры с целью ее наибольшего тщательного изучения, в качестве подготовительного материала для картины, гравюры, рисунка, скульптуры и прочее. Этюд, как правило, конкретизирует общий замысел произведения, по нему можно судить о процессе воплощения окончательного варианта.

Также этюд может быть и самостоятельным, самоценным произведением. К данному виду можно отнести работы следующих великих русских художников: А.А. Иванова, К.К. Коровина, В.А. Серова.

2.2. Использование этюдов в процессе слушания музыки

На уроке музыке осуществляются различные виды музыкальной деятельности. Нами были изучены классификации видов деятельности на уроках музыки у ведущих методистов:  Г. П. Сергеевой, Э. Абдуллина, Е.М. Черноиваненко, Л.В. Школяр. В федеральных стандартах второго поколения  разработаны основные виды учебной деятельности школьников, предусматривающие собой: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение и драматизация музыкальных произведений. В свете нашей темы исследования наибольший интерес для нас представляют следующие виды учебной музыкальной деятельности: слушание музыки, музыкально-пластическая деятельность и драматизация музыкальных произведений.

Рассмотрим первый вид музыкальной деятельности на уроках музыки  – слушание музыки. В.Н. Шацкая определила следующим образом роль данного вида деятельности: «Изучение музыкального произведения предусматривает его целостное, эмоциональное восприятие, раскрытие единства содержания и выразительных средств, которые особенно ярко характеризуют образ»[]. 

Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточения, который дает детям возможность воспринимать и понимать различные виды и жанры музыкального искусства. К крупным  жанрам музыкального искусства мы можем отнести, например,  оперу, концерт, балет, симфонию,  а к более мелким   прелюдию, пьесу, этюд.

Слушание как вид деятельности обогащает музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки во всем ее многообразии.

Слушанию музыки как виду деятельности уделяли  свое внимание  музыканты начала XX века (Б.А. Асафьев, И. Кюм, Б.Л. Яворский и др.).

Вопросами отбора музыкального материала для слушания и методикой обучения занимались педагоги-методисты: Т.С. Бабаджан, Е.А. Димогло, Е.И. Дубянская, Н.А. Метлов и многие другие. В своих работах они наглядно показали, что для понимания учащимися музыкального образа немалое значение имеет сочетание собственно музыкального ряда с поэтическими словами песни, программой инструментальной пьесы, с действием в игре или танцем.

В процессе слушания музыки  осуществляются следующие задачи всестороннего развития учащегося:

- формируются его умственные способности; 

- развивается музыкальный слух (мелодический, гармонический, ритмический, тембровый);

- формируются первоначальные основы музыкальной культуры.

Мы решили представить примеры известных во всем мире фортепианных этюдов великих композиторов: Ф. Шопена, Ф. Листа и C.В. Рахманинова которые, на наш взгляд, можно использовать при слушивании на уроках музыки.

Фредерик Шопен (1810-1849гг.) – гениальный польский композитор-романтик, пианист-виртуоз и педагог. Крупнейший представитель польского музыкального искусства, который стал основоположником польской национальной композиторской школы.  

Родился музыкант в деревне Желязова-Воля возле Варшавы. В 7 лет Шопен сочинил первое свое музыкальное произведение – полонез. Образование Шопен получил в Высшей музыкальной школе (Варшава). Ф. Шопен сочинил огромное количество музыкальных произведений в различных  жанрах (концерты, сонаты, баллады, ноктюрны, прелюдии, и в том числе этюды). Произведения Фредерика Шопена отличаются глубоким лиризмом, тонким и чутким ощущением настроений национальных песен и  танцевальных мотивов.

Особое внимание в нашей исследовательской работе мы уделили фортепианному этюду композитора «Революционный» и решили его рассмотреть, охарактеризовав в свете формирования познавательных УУД.

Этюд Ф. Шопена «Революционный» (c-moll).По программе Г. П. Критской и Е. Д. Сергеевой этюд № 12 Ф. Шопена изучается в 4 классе раздел 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».  

Композитор сочинил это произведение, когда на его Родине, в Польше было восстание. В тот момент Шопен гастролировал, поэтому не мог участвовать в нем.  Из-за политических переживаний Шопен задумал свой этюд до-минор для фортепиано. 

Чтобы полнее принять и осмыслить образы этого произведения, учащимся следует привести фрагмент из письма композитора: « Я проклинаю час своего отъезда. Я не могу поступать, как хочется. В гостиных претворяюсь спокойным, а, вернувшись домой, – бушую за фортепиано» [10, c. 34]. Примеры вопросов, которые задает учитель учащимся: «Какие средства музыкальной выразительности вы бы использовали для передачи такого состояния? (Громкая динамика, стремительный темп, непрерывность в движении). Какие образы предстают в вашем воображении?»

Учащиеся должны прослушать целиком «Революционный» этюд Ф. Шопена. После прослушивания учитель может нарисовать образную картину учащимся, например:  «Мы с Вами как будто оказались на площади, загроможденной баррикадами. Слышим возгласы ораторов, гнев повстанцев!»

 Задается вопрос учащимся: «А кто услышал – оратор закончил свою речь»? Учащиеся отвечают на вопрос, высказывают свое мнение, аргументируют его.

Следует повторно прослушать  финал, последние такты. Далее можно задать вопросы по финалу: «Что услышали?» Учащиеся дают свои ответы. Учитель должен охарактеризовать  данный эпизод следующим примером: «Там как будто бы нет последнего аккорда, речь внезапно оборвалась…»

Далее учителем задаются вопросы учащимся: «Чем заканчивается этюд? (Ответ: паузой) Пауза обычно бывает  внутри произведения. А здесь? Почему?» Таким образом, каждый ученик выражает свою точку зрения и объясняет ее.

Продолжить беседу можно таким вопросом: «Ритм какого польского танца вы бы взяли в основу: мазурку, вальс, полонез?»

Ответ дополняется кратким пояснением: «Композитор использует в мелодии этюда ритм национального польского танца — полонеза. Этот приём создаёт как национальный характер этюда, так и патетическое настроение пьесы. «Революционный» этюд  Ф. Шопена стал музыкальным символом Польши. С огромной художественной силой отразились в этюде гневный протест и острая душевная боль композитора».

Таким образом, на данном примере у учащихся происходит процесс формирования познавательных УУД через усвоение терминов и понятий музыкального языка, а также познание приемов развития музыкального образа. Кроме этого, учащиеся устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют сравнение, самостоятельно выбирая основания для логических операций.

В качестве дополнительного материала могут использоваться этюды Ф. Листа и С. В. Рахманинова.  Они отобраны в соответствии с содержанием программы по музыке (Е.Д Критская, Г. П. Сергеева и Т.С. Шмагина)  4 класс,  раздел 6 «В концертном зале», для освоения сходства и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов.

Ф. Лист (1811-1886гг.) – величайший австро-венгерский композитор, пианист, педагог, дирижер, крупнейший  представитель музыкального романтизма. Родился в венгерской деревне Доборьян. Учился игре на фортепиано у Карла Черни, чьи уроки открыли дорогу в мир многогранной  фортепианной музыки. Композитор был знаком с Ф. Шопеном.

Лист за свою жизнь создал множество грандиозных произведений различных жанров: это симфонические поэмы, оратории и мессы, Венгерские рапсодии, фортепианные концерты с оркестром, а также труднейшие этюды «Высшего исполнительского мастерства».

 В своих этюдах Лист порождает и развивает новое отношение к инструменту, открывает новые технические возможности.

Композитор начал работать над этюдами еще в ранней юности (15 лет), и продолжал писать их на протяжении жизни.

Через несколько лет Лист снова возвращался к своим этюдам и работал над ними до подлинного совершенства, в которых, выдвигается уже поэтическое содержание, красочность и совершенство звуковых построений.

Позже он напишет своему учителю Карлу Черни следующие строки: «Мне кажется, что наконец-то я дошел до той точки, где стиль адекватен музыкальной мысли»[20, с. 3].

После краткой биографии о композиторе следует задать вопрос учащимся о высказывании Листа своему учителю: «Как вы понимаете данную мысль, написанную Ф. Листом в письме своему учителю Карлу Черни?» [4, с.13].

Рассмотрим 2 трансцендентных этюда Ф. Листа «Блуждающие огни» (B-dur) и «Метель» (b-moll).

Этюд Ф. Листа «Блуждающие огни» (B-dur). Эта пьеса фантастического орнаментально-колористического характера, с какими-то причудливыми миганиями и «обманами» звучности, напоминающие огоньки света.

Этюд Ф. Листа «Метель» (b-moll). В этой музыке звучит тема, полная неизбывной печали, постепенно развертываясь,  все с большим и большим эмоциональным напряжением. Глухая сумрачность переходит в страстную патетику.

Прослушав этюды Ф. Листа, следует провести  анализ по каждому этюду.

По этюду  «Блуждающие огни» можно задать ряд вопросов учащимся, таких как: «Где можно увидеть огни?», «Какие бывают огни?», «C помощью каких средств выразительности  изобразил  огни в своем этюде композитор?», «Как вы думаете, какими цветами в этом произведении обладают огни?», «Как бы вы изобразили огни в музыке?».

После ответов учащихся, объяснить, что в музыке композитор с помощью технических возможностей и идейно-художественного замысла  передает образ разноцветных огоньков, как будто они  незатейливо мигают и убегают.  

Анализируя этюд «Метель», можно начать беседу с вопросов о том: «Что это за явление?», «Каким оно бывает?», «Какую метель изобразил композитор  в музыке?», «Какую вы представляете метель?». После этого дать краткую характеристику об этюде «Метель».

Ответ учителя: «В данном этюде  композитор раскрывает образ метели: буйной, страстной, как будто она кружится сначала где-то вдалеке, а потом приближается, становится сильнее и мощнее. Затем на время успокаивается, но снова разворачивается с полной силой и до конца не утихает».

На данных примерах фортепианных этюдов дети знакомятся с творчеством композиторов, с историями создания этюдов, со средствами музыкальной выразительности и особенностями построения форм. Перечисленные примеры способствуют формированию познавательных УУД на уроках музыки: установление причинно-следственных связей, умение давать определение понятия этюд, осуществление выбора более эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Возможно осуществление расширенного поиска информации с использованием библиотеки и сети интернет на примере биографии С.В. Рахманинова.

C.В. Рахманинов (1873-1943) – выдающийся русский композитор, пианист и дирижер. Родился 20 марта (1 апреля) 1873 года в усадьбе Семеново Новгородской губернии. С раннего детства Сергей увлекался музыкой,  учился сначала в Петербургской консерватории, позже учился в пансионе у Н.С. Зверева, а также в Москве. В период обучения Рахманинов написал несколько произведений,  из которых выделялся концерт для ф-но с оркестром  (18 лет), опера «Алеко» (19 лет) и симфоническая поэма «Князь Ростислав»(18 лет). С.В. отличался от других студентов не только своим талантом, но и огромным трудолюбием. Композитору присудили Большую золотую медаль, а его имя было выгравировано на мраморной доске Малого зала Московской консерватории. За свою жизнь С.В. Рахманинов написал концерты для фортепиано, оперы, сонаты, симфонии, прелюдии, романсы, фантазии, русские песни.

Наше внимание привлекли этюды-картины С.В. Рахманинова, которые являются на наш взгляд,  хорошим примером для слушания на уроке музыки. Они позволяют формировать следующие познавательные УУД: осуществлять сравнение, сериацию, самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций.

Этюд-картина №6 С.В. Рахманинова «a-moll». Этюд вдохновлён сказкой о Красной шапочке и Сером волке. Рахманинов мастерски воспользовался внешним типажом детской сказки, чтобы воплотить многозначительное содержание - напряжённую коллизию, рождённую мрачным дыханием современности. Волк пугает беззащитную жертву, она в страхе убегает, а тот преследует её, убыстряя и расширяя страшные прыжки. Общий холодный колорит музыки вызывает чувство глубокого скорбного оцепенения и трагической безнадежности.

Этюд-картина № 7 C. В. Рахманинова (Es-dur). Этюд связан с жанрово-эпическими образами опер Римского-Корсакова (торжищем из «Садко», началом 2-го действия «Китежа»). Этюд рисует праздничную атмосферу русской ярмарки.

Музыкальные впечатления учащихся при слушании на уроках музыки могут подкрепляться  изобразительным творчеством, например, рисованием на сюжеты музыкальных произведений,  лепкой из глины, пластилина. Исходя из этого, в слушании могут быть использованы изобразительные этюды.

Изобразительная деятельность направлена  на развитие ассоциативного мышления учащегося, поиск им таких выразительных средств, которые помогли бы им понять содержание музыкальных образов. Разработчиками по методике музыкального воспитания в начальной школе были указаны следующие примеры музыкальных произведений, предполагающие при слушании изображение   рисунками:

- «Утро» из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт»;

- «Рассвет на Москве-реке» из оперы М. Мусоргского «Хованщина»;

- «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковского;

- «Дождь и радуга» из цикла «Времена года» П. Чайковского;

- «Весна» и «Осень» из музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А. Пушкина «Метель».

Учитель может предложить учащимся подобрать цветовые пятна, фон, раскрывающие разные состояния природы и души человека, нарисовать пейзаж, соответствующий музыкальному образу.

При использовании программных музыкальных сочинений в работе с  изобразительным искусством, следует обращать внимание на изображения характерных персонажей, поиск выразительных линий, колорита, а также штрихов рисунка и композиции.  Темами такого  рода картин могут быть следующие музыкальные пьесы для домашнего задания:

- Баба-Яга» из « Детского альбома» П.  Чайковского;

- «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского;

-  «Колдун» из «Альбома пьес для детей» Г. Свиридова;

- «Ежик» Д. Кабалевского;

- «Попрыгунья»  из «Альбома пьес для детей» Г. Свиридова.

Также можно пользоваться приемом рисования композиций на темы игровых народных песен. К примеру: «Я с комариком плясала»; «Во поле береза стояла»; «Выходили красны девицы».

Класс 4 Раздел 6: «В концертном зале» возможно использование взаимодействия музыки и изобразительного искусства, что поможет учащимся лучше усвоить музыкальный материал, ассоциативно запомнить образы природы, героев.

Данные примеры способствуют формированию следующих познавательных УУД: нахождение общего и различного при создании художественного образа музыкального и цветового.

2.3. Возможности этюда для осуществления музыкально-пластической деятельности

Особенности пластических этюдов нами были рассмотрены в 1.3. По-нашему мнению, на уроках музыки могут использоваться  этюды 2-х видов с использованием импровизации:

- Орнаментальные (не имеющие содержания), которые включают в себя   хореографический материал;

- Тематические, в которых заложена определённая тематика.

Понятие «импровизация»  (от лат.сл improvises) - неожиданный. Импровизация является древнейшим типом  музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит в момент ее исполнения. Особое внимание уделяли импровизации, как виду творческой деятельности, следующие педагоги-исследователи – Э. Дункан, Э. Жак-Далькроз, Э. З. Кодай, К. Орф и другие педагоги.

Как писал советский музыковед и композитор Б.В. Асафьев в статьях, посвященных вопросам музыкального образования, необходимо развивать способность к импровизации у школьников: «Творческий инстинкт проявляется у детей всегда в непременном  стремлении…самим участвовать и вносить свое в процесс познания музыки… Вызвать музыкальное творчество - это обратить у детей внимание на то, что они поют и играют, то есть на музыкальный материал…»

В исследованиях другого советского  педагога Б.Л. Яворского выражено мнение о том, что развитию творческих способностей свойственны  следующие этапы:

  • накопление впечатлений;
  • cамопроизвольное выражение творческого потенциала  в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;
  • двигательные, речевые, музыкальные импровизации;
  • создание собственных композиций, являющихся отражением определенного художественного впечатления: музыкального, изобразительного, пластического и другие;
  • музыкальное творчество.

Борис Яворский считал, что в  творческой деятельности ребенка необходимо раскрывать  следующие свойства музыкального искусства: ладовую организацию, ритмику, динамику (силу и темп), динамику развития образа, штрихи, жанровые связи, фактуру изложения.

Большое внимание развитию навыков импровизации (ритмических, мелодических, инструментальных, пластических) уделяется в современных методиках по развитию музыкального слуха, разработанными: П. Вейсом, И. Микитой, Н. Долматовым, М. Котляревской-Крафт.

Сюжеты импровизаций связаны с созданием на уроке образно-игровых ситуаций, в воплощение которых включаются учащиеся.

Импровизация, по-мнению Д.Б. Кабалевского, может решать две взаимосвязанные друг с другом задачи. Первая состоит в выработке интонационного и ладового слуха, а вторая в  развитии творческой фантазии ребенка.

В работе с детьми используют такие виды  как театральные, пластические, инструментальные (чаще всего ритмические), изобразительные (лепка, рисование на темы музыкальных произведений), вокальные этюды.

Мы решили заострить наше внимание на пластических этюдах. Пластические этюды уникальны тем, что они проводят  линию развития эмоционального отклика детей на музыку. Для пластических этюдов используются музыкальные произведения, имеющие программное содержание и такие произведения,  в которых ярко раскрывается  художественный образ.

Учитель музыки должен правильно решить следующие задачи:

- правильно определить какой образ по  своему эмоциональному строю уместен для пластического воплощения на данном уроке;

- точно и кратко объяснить задание для учащихся по поводу сочинения пластической импровизации;

- выбрать форму импровизации для конкретного произведения – индивидуальную, групповую, коллективную.

Рассмотрим возможности формирования УУД с помощью создания пластического этюда на примере пьесы из сюиты «Карнавал животных» К. Сен-Санса - «Лебедь». Перед тем как начать работать c данным музыкальным  произведением и использовать  пластические движения,  с учащимися следует провести обсуждение по теме «Лебедь». Можно задать вопросы: « Что за животное – лебедь?»,  «Как ведет себя Лебедь?», «Как вы думаете, какой инструмент может передать характер Лебедя, его поведения?»,  «Вспомните, как играют на этом инструменте?» Учащиеся должны  обосновать свой  выбор ответа и самостоятельно назвать правильный инструмент (виолончель). После этого узнать у учащихся как они считают, почему композитор Сен-Санс выбрал именно этот инструмент? Далее, учащиеся могут на данном примере показывать игру на воображаемой виолончели,

Формируемые УУД:

- сравнение;

- выбор основания для классификации объектов;

- осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Для подробного анализа использования пластических этюдов в музыке, мы отобрали конкретные  примеры музыкальных произведений, которые можно использовать в работе над пластическими движениями.

  • Опера Н. Римского-Корсакова «Садко» - фрагмент  из симфонического вступления «Океан – море синее». Здесь учащиеся могут изображать картину моря с помощью волнообразных движений рук, покачиванием корпуса, которые передадут образ моря – то умиротворенного и спокойного, то взволнованного и бушующего.
  • Пьеса «Галоп» И. Дунаевского. Такой вид пластической импровизации представляет собой образность, то есть, учащиеся могут продемонстрировать как они скачут на лошадях.

-      Русская народная плясовая «Камаринская» П.И. Чайковского. На данном музыкальном примере можно учащихся попросить сделать прихлопы, притопы, полуприсядки, что характерно для русских плясовых.

-  «Вальс» из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица». Здесь можно покружиться вокруг себя, показать плавные движения руками и т.д.

- «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига. Учащимся можно предложить постепенно раскрывать ладони рук, поднимая их вверх, тем самым показывая образно раскрывающийся бутон цветка.

Перечисленные музыкальные произведения знакомят учащихся с разнообразными жанрами музыкального искусства:  балет, опера, с различными видами танцев: галоп, вальс, творчеством русских (И. Дунаевского, Н. Римского-Корсакого, П. Чайковского) и зарубежных композиторов (Э.Грига). 

2.4. Использование театральных этюдов  и драматизация музыкальных произведений.

Следующий вид музыкальной деятельности – драматизация музыкальных произведений, подразумевающая собой  индивидуально-личностное выражение  образного содержания музыки через театральные этюды.

Мы определили главную цель использования театральных этюдов на уроках музыки, заключающуюся в развитии актерского мастерства у учащихся и содействия социально-нравственного развития в театрализованной деятельности. Поставленными задачами в театрализованной деятельности являются для учащихся:

- Умение импровизировать музыку в пении, игре, пластических этюдах;

- Осознавать языковые особенности выразительности и изобразительности музыки;

- Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров;

- Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения и в исполнительской деятельности;

- Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом.

Более подробно этот вид деятельности представлен через театрализованные этюды, характеристика которых обозначена в главе I стр. 12.

  Театрализованные этюды в музыкально-исполнительской деятельности  у младших школьников можно разделить на музыкально-театральные этюды и  этюды на основе  образных стихов. Некоторые из них мы решили более подробно рассмотреть и охарактеризовать примеры.

Таблица 2.1.

Примеры театрализованных этюдов

Виды театрализованных этюдов

Содержание

Музыкально-театральные этюды

  1. Этюд «Дождик» на муз. Н. Косенко «Дождик»

Летний день. Пошел теплый дождь. Во двор поиграть под дождем выбежала девочка, она сняла туфли и прыгнула в лужи.

  1. Этюд «Сказка» на муз. C. Прокофьева «Сказки старой бабушки»

Через дремучий лес пробирается девочка. Она заметила венок из цветов и надела его на голову. Мгновенно все в лесу преобразилось, показались звери : медведь еж и белка. Играя, девочка надевает на медведя венок. Все исчезает. Девочка опять одна.  

  1. Этюд «Художник» на муз. русской народной песни «Я на камушке сижу»

Весна. Окраина деревни. Мальчик рисует - картина не удается. У колодца появляется девочка, художник просит ее позировать. Вначале она сидит терпеливо, а затем, улучив момент, тихонько убегает.

  1.  «Козочки и волки» муз. В. Витлина

I часть – дети, гуляя по лесу, выполняют любые движения, соответствующие воображаемым обстоятельствам: собирают грибы, ягоды, цветы, наблюдают за насекомыми, птицами.

II часть – дети понимают, что заблудились. Импровизируют ситуацию и свое поведение. Настроение тревожное.

III часть – вновь отдых в лесу.

  1. «Белочки» муз. В. Гаврилина

Белочки держат в каждой лапке по орешку. Они свободно группируются на лесной полянке. Легко прыгают на правой лапке, наклоняясь вправо, показывая свои орешки. Легко прыгают на левой лапке. Легко бегут, стуча орешками перед собой.

Идут пружинным шагом, оглядываясь по сторонам, спрятав орешки за спину. Выполняют два прыжка вперед на обеих ногах. Подняв орешки, вращают ими, любуются добычей.

Этюды с использованием  образных стихов

  1. Спать пора, уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой качает слон,

Он слонихе шлет поклон

  1. Аты-баты, аты-баты,

Приближаются солдаты!

Все слышней труба поет,

Барабан все громче бьет.

  1. В лесу на опушке

Стрекозы – подружки

Знакомых позвали на бал,

В траве под сурдинку

Скрипач-невидимка

Старинные вальсы играл.

Выводы по 2 главе

Во 2 главе нашего исследования мы  изучили методические основы формирования познавательных УУД с использованием жанра этюда в нескольких видах учебной музыкальной деятельности: слушание музыки, музыкально-пластическая деятельность и драматизация музыкальных произведений.

В параграфе 2 нами была представлена методика включения фортепианных этюдов Шопена, Листа и Рахманинова в образовательный процесс для успешного формирования познавательных УУД. Был предложен музыковедческий анализ этюдов этих композиторов, включающий  в себя истории создания этюдов, особенности построения. Также мы представили музыкальный материал для изобразительных этюдов, направленных на развитие ассоциативного мышления учащихся, которые также можно использовать при слушании музыки  для формирования познавательных УУД.

В параграфе 2 мы раскрыли сущность использования этюдов в музыкально-пластическом движении через импровизацию. Нами был представлен музыкальный репертуар для создания пластических этюдов.

В параграфе 3 мы осветили использование театрализованных этюдов в таком виде деятельности как драматизация музыкальных произведений на уроке музыке. Большие возможности для формирования УУД заложены в театрализованных этюдах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе отбора, изучения, анализа психолого-педагогической литературы, мы осветили проблему исследования: «Этюд как средство формирования познавательных УУД на уроках музыки ».  Нами было выявлено широкое значение термина УУД (умение учиться) и более узкое (совокупность способов действий учащегося, обеспечивающие его к самостоятельному усвоению знаний и умений, включая организацию этого процесса. В рамках проведенного исследования мы установили, что универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности, независимо от её специально-предметного содержания.

Нами была изучена сущность жанра «этюда» и его роль в искусстве. Мы убедились, что этюд является основой для формирования познавательных УУД  учащихся на уроках музыки в различных видах деятельности: слушание музыки, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений. Самостоятельное постижение жанровых особенностей этюда  помогает развить у учащихся мыслительную деятельность,  их фантазию, память, музыкальную культуру.

Приведенные примеры способствуют формированию познавательных УУД на уроках музыки в начальной школе: осуществлению выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, осуществления расширенного поиска информации с использованием сети интернет, установление причинно-следственных связей, проведение наблюдений, связанных с изменениями, происходящими в музыкальных произведениях.

В рамках проведенного  нами исследования были охарактеризованы подробно познавательные действия,  выполняющие  важные функции обучения на уроке музыки, через использования жанра этюд.

Рассмотренные нами 4 вида этюда, которые способствуют  расширению ценностной сферы учащихся в процессе общения с музыкой.

Цель, поставленная нами достигнута, задачи выполнены.

Перспективу исследования мы видим в создании методического пособия,  связанного  с влиянием жанра этюда на формирование познавательных УУД и апробацию представленных  методических материалов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Актерские этюды: [Электронный ресурс]. М., 1999. URL: LiveJournal https://p-i-f.livejournal.com/4637722.html. (Дата обращения: 16.01.2019).
  2. Алексеева, Л. Л., Биболетова, М. З., Вахрушев А. А. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст] / Л. Л. Алексеева, М. З. Биболетова, А. А. Вахрушев. – Москва: Просвещение, 2011. – 240 c.
  3. Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей [Текст] / Б. В. Асафьев. – Москва: ВЛАДОС, 1990. – 197 c.
  4. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А. [Текст]: пособие / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская // Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – 3-е издание. – Москва: Просвещение, 2011. – 152 c.
  5. Бабичева, Н.А. Формирование УУД на уроках музыки: // Секретарь-референт. https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/03/22/formirovanie-uud-na-urokah-muzyki. (Дата обращения: 04.11.2018).
  6. Беркалиев, Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы [Текст] / Т.Н. Беркалиев.— Санкт-Петербург: Эксмо, 2007 – 145 c.
  7. Брянцева, В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран [Текст] / В. Н. Брянцев. – Москва: Музыка, 2003. – 149 с.
  8. Бэлза, И. Фредерик Шопен [Текст] / И. Бэлза. – Москва: Музыка, 1991. – 75 с.
  9. Джангирова, Н. Методико-исполнительский анализ этюдов. Методические рекомендации [Текст] / Н. Джангирова // Искусство в школе. – 2010.  - № 4. – С.33 – 35 с.
  10.  Критская, Е.Д., Сергеева, Г.П., Шмагина, [Текст]: уроки музыки - поурочные разработки 1-4 классы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - 3- е изд. – Москва: Просвещение, 2014 – 127 c.
  11.  Лифиц, И.В. Учебное пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / И.В. Лифиц. – Москва: Академия, 1999. – 224 c.
  12.  Мильштейн, Я.И. Этюды Ф. Листа [Текст] / Я.И. Мильштейн – Москва: Государственное музыкальное издательство, 1961. – 82 c.
  13.  Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст]. – Москва: Просвещение, 2011. – 204 с.
  14.  Рахманинов – этюды-картины ор. 33 и ор. 39. [Электронный ресурс] // Погружение в классику. – URL: http://intoclassics.net/news/2012-04-06-27817 (Дата обращения: 15.11.2018).
  15.  Сергеева, Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе  [Текст] / Г. П. Сергеева. – Москва: Издательский центр «Академия», 1998. – 136 c.
  16. Толковый словарь Даля онлайн [Электронный ресурс] // Толковый словарь живого великорусского языка. – URL: http://slovardalja.net. (Дата обращения: 4.09.2018).
  17.  Толковый словарь Ушакова онлайн [Электронный ресурс] // Толковый словарь Ушакова. – URL: https://ushakovdictionary.ru. (Дата обращения: 4.09.2018).
  18.  Шопен: Революционный этюд [Электронный ресурс] // Информационно-образовательный портал. – URL: http://www.vevivi.ru/best/SHOPEN-REVOLYUTSIONNYI-YETYUD.html. (Дата обращения: 21.04.2018).
  19.  Универсальные учебные действия: [Электронный ресурс] // Википедия. – URL:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Универсальные учебные действия. М., 25.07.2018. (Дата обращения: 09.12.2018).

  1.   Ференц Лист: [Электронный ресурс] // В мире музыки. М., 2011. URL: http://vmiremusiki.ru/ferenc-list.html. (Дата обращения: 12.01.2019).
  2.  Формирование познавательных УУД младших школьников в процессе обучения музыки в начальной школе: [Электронный ресурс] // Инфоурок – ведущий образовательный портал России. С., 20.01.2015. URL: https://infourok.ru/kursovaya-rabota-formirovanie-poznavatelnih-universalnih-uchebnih-deystviy-mladshih-shkolnikov-v-processe-obucheniya-muziki-v-na-2286891.html. (Дата обращения: 23.10.2018).
  3.  Этюд [Электронный ресурс] // Belcanto.ru-классическая музыка, опера и балет. – URL: http://www.belcanto.ru/etude.html. (Дата обращения: 15.02.2018).