Курсовая работа
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинской педагогический колледж №1»
Кафедра – музыкального образования
Коробкова Дарья Сергеевна
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К АККОРДЕОННОЙ МУЗЫКЕ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Курсовая работа защищена | Специальность: 53.02.01 |
с оценкой________________ | Музыкальное образование |
« »__________________2019 года | Курс 3, группа: 30 |
Руководитель: Арсентьева. И.Н., | |
Преподаватель МДК 03.03. Музыкально- | |
инструментальный класс | |
высшей квалификационной категории |
Челябинск, 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ | |
1.1. Системно-деятельностный подход в образовании | 6 |
1.2. Характеристика УУД в начальных классах | 11 |
1.3. Осуществление познавательных УУД на уроках музыки в начальной школе. | 14 |
Выводы по 1 главе | 18 |
ГЛАВА 2. МУЗЫКОВЕДЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АККОРДЕОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА | |
2.1. История создания и устройство, разновидности и достоинства аккордеона | 20 |
2.2. Характеристика современного аккордеонного исполнительства | 26 |
2.3. Методы и приёмы для формирования познавательных УУД через приобщение к аккордеонной музыке | 31 |
Выводы по 2 главе | 37 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 39 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК | 40 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Основная задача, стоящая перед образовательной школой на современном этапе развития и формирования целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающегося, которые определяют современное качество содержания образования.
Каким должен быть современный ученик? Школа должна подготовить человека думающего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни.
Развитие основ умения учиться определено ФГОС как одна из важнейших задач образования. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научиться учиться».
Большую роль в изучении УУД внесли вклад такие российские ученые как, Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, Л.С. Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г.Асмолов многие др. Благодаря их исследованиям в этой области, появляются основные постулаты для развития у учеников способности для самообразования.
Ведь вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря овладению учащимися универсальными учебными действиями, создающими возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Аккордеонная музыка позволяет формировать познавательные универсальные учебные действия потому что на основе полученных знаний игры на аккордеоне можно извлечь систематику получении знаний в общем случае. Направление, связанное с изучением аккордеонной музыки в школьных программах, недостаточно разработано, отсутствуют методические рекомендации по её использованию, хотя они могут служить основой для формирования познавательных универсальных учебных действий.
Исходя из этого, мы сформулировали тему исследования «Формирование познавательных УУД младших школьников через приобщение к аккордеонной музыке».
Цель исследования: выявить и раскрыть возможности аккордеонной музыки для формирования познавательных УУД.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках музыки.
Предмет исследования: формирование познавательных УУД через приобщение к аккордеонной музыке.
Задачи исследования:
1) раскрыть на основе анализа психолого-педагогической литературы системно-деятельностный подход и характеристику особенности осуществления познавательных УУД на уроках музыки.
2) путем изучения музыковедческой литературы раскрыть возможности аккордеонной музыки.
3) проанализировать особенности эволюции и функционирования аккордеонного искусства.
4) путем изучения методической литературы рассмотреть и систематизировать методы и приёмы программы познавательных УУД на уроках музыки.
5) обобщить теоретические и методические аспекты и определить перспективу дальнейшего исследования.
При проведении исследования мы использовали теоретические методы исследования:
- отбор и изучение;
- анализ литературы;
- систематизация;
- сравнение;
- классификация;
- обобщение.
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
1.1. Системно-деятельностный подход в образовании
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов , А.Г.Асмолов многие др.).
Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения.
Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.
С позиции системно-деятельностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на формирование универсальных учебных действий, на развитие самостоятельности учебных действий.
Потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются:
Системно – деятельностный подход способствует ряду компетентностей.
Компетентность это- наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
- Информационная компетентность – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
- Коммуникативная компетентность – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные выступления.
- Компетентность разрешения проблемы – целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности.
В системно-деятельностном подходе ученые выделяют следует выделить пять основных компонентов:
- учебно-познавательные мотивы (осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект»)
- целеполагание («что я должен сделать…»: выбор средств и методов)
- планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»),
- решение задач
- рефлексивно-оценочные действия («все и правильно -ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»)
Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно - деятельностного подхода, реализуется как личностно - деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельности становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
ФГОС ориентирован на достижение цели основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
- учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
Таким образом, системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает эффективно реализовывать эти задачи. Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает развивать способности детей к самообразованию.
В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач:
Действие связано с принятием цели и принятием решения.
Эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия.
Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Образовательные результаты
Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам
Метапредметные результаты – освоение обучающимися на базе одного, не-скольких или всех учебных предметов способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты – усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, -знаний и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.
1.2. Характеристика УУД в начальных классах
Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением содержания предмета “Музыка”.
Предмет Музыка всецело обеспечивает формирование всех видов УУД.
Назначение учебного предмета “Музыка” в реализации данного подхода заключается в том, чтобы формировать личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД через содержание самого предмета “Музыка” и релевантных способов организации музыкально-образовательной деятельности.
Универсальные учебные действия – это совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, организации учебного процесса определяемому как “умение учится”.
Это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Выделяют следующие виды УУД:
- личностные,
- познавательные,
- регулятивные (включающие действия саморегуляции)
- коммуникативные.
Регулятивные учебные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
- целеполагание,
- планирование,
- прогнозирование,
- контроль,
- коррекция,
- оценка,
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
На предмете “Музыка” учащиеся знакомятся с лучшими образцами музыкального искусства, которые развивают духовные, нравственно-эстетические качества. Это является основной целью предмета “Музыка”, которую учащиеся должны ясно представлять.
Коммуникативные учебные действия помогают обеспечить планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог.
Виды коммуникативных УУД:
- Планирование учебного сотрудничества
- Постановка вопросов
- Разрешение возникающих конфликтов
- Управление поведением партнера
- Умение выражать свои мысли
На уроках “Музыки” коммуникативные действия представляют собой слушание и анализ музыкальных произведений с последующим обсуждением, умение выразить и обосновать свою точку зрения, умение уважать мнение других; участие в коллективном обсуждении, умение задать вопросы. Так как специфика предмета такова, что, слушая какое-либо произведение искусства каждый человек трактует его по-своему, очень важно, чтобы учащиеся могли уметь выразить и грамотно обосновать свою точку зрения, при этом уважительно относится к мнению друг друга, даже если она противоположная.
Познавательные учебные действия обеспечивают поиск и выделение необходимой информации, ее сравнение, установку причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование.
Они включают в себя:
- общеучебные универсальные действия (выделение и формулирование познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование);
- логические универсальные действия (анализ объектов выделения признаков, синтез, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, логическая цепь рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);
- постановки и решения проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.).
1.3. Осуществление познавательных УУД на уроках музыки в начальной школе
В сфере познавательных УУД учащиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие его компоненты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования.
Формирование познавательных УУД на уроках “Музыки” осуществляется за счет приобщения к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству. Это способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.
Результаты формирования познавательных УУД на уроке музыки:
- Наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности
- Ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро - и макросоциума
- Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера
- Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач
- Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства.
Формирование познавательных УУД на предмете “Музыка” в 1,2,3,4 классах
Характеристика деятельности учащихся
1 класс:
Наблюдать за музыкой в жизни человека.
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Сравнивать музыкальные и речевые интонации; музыкальные произведения разных жанров; речевые и музыкальные интонации. Выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.
Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов.
Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.
Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.
Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. Знакомиться с элементами нотной записи. Моделировать в графическом рисунке особенности песни, танца, марша.
2 класс:
Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки.
Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов; содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов. Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи.
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии; различные по смыслу музыкальные интонации. Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).
Понимать основные термины и понятия музыкального искусства; триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя. Определять жизненную основу музыкальных произведений.
Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.
Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.
Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии, художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.
Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения.
Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.
Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения.
Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек.
Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках.
Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью графическую запись с ее жанром и музыкальной речью композитора. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.
3 класс:
Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.
Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки.
Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии; сходство и различия русских и западноевропейских произведений. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.
Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.
Различать на слух старинную и современную музыку.
Оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии при исполнении музыкальных произведений.
Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.
Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.
Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.
Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.
Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.
Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей.
Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений.
Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрывать их и исполнять во время досуга.
Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты.
Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.
Петь мелодии с ориентации на нотную запись.
Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.
4 класс:
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.
Определять и соотносить виды музыки. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.
Рассуждать о значении преобразующей силы музыки. Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств.
Понимать особенности построения формы музыкальных и литературных произведений.
Подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусств.
Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы.
Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников.
Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.
Исследовать, выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки; исследовать историю создания музыкальных инструментов(аккордеона). Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации в их взаимосвязи. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Вывод по 1 главе
В первой главе мы изучили системно-деятельностный подход, проверили и оценили его теоретическую базу, подробно рассмотрели характеристику всех УУД.
Предмет Музыка обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных универсальных действий. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере универсальных учебных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Универсальные учебные действия носят надпредметный, метапредметный характер, реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности, обеспечивают обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
ГЛАВА 2. МУЗЫКОВЕДЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АККОРДЕОННОГО ИСПОЛНИТЛЕЬСТВА
2.1. История создания и устройство, разновидности и достоинства аккордеона
Аккордеон – это общее наименование пневматических язычковых инструментов различной конструкции, имеющих на левой клавиатуре систему готового аккордового аккомпанемента. История аккордеона полна чудес - прежде чем ему появиться в современном обличии, он претерпел такие невероятные превращения, которые никому и под Новый год не могли присниться. Например, какое отношение к аккордеону имеет камертон, орган или загадочный инструмент-игрушка эолин. Оказывается, самое прямое[6]. Прародителем аккордеона по праву считается губная гармоника, где в свою очередь её прародителем считается китайский священный инструмент шэн. Исследователь музыкальных инструментов С.Г. Газарян считает,что гармоника — общее название большой группы инструментов, в которых
звучит какое-то количество независимых друг от друга физических тел,
не изменяющих высоты своего тона. Определение громоздкое, но мы сейчас
его расшифруем [1, c.33]. В нем для создания звука использовались свободно вибрирующие язычки, вставленные в бамбуковые трубочки, которые прикреплялись к резонаторному корпусу. В Европу шэн попал по торговым путям, и там, в конце XVIII века, начал свое кардинальное преобразование во всем известный на аккордеон. Поначалу органный мастер Ф. Киршник в 1777 году в результате эксперимента изобрел язычковые планки, которые в дальнейшем нашли применение в ручных гармониках. Как отмечают исследователи, современный аккордеон, формирование которого завершилось на Западе лишь к двадцатым годам нынешнего века, тоже отличается от гармоники в первую очередь своими полноценными музыкальными возможностями [1, c.36]. Копия «шэна» - древнего китайского инструмента, прародителя аккордеона, хранится в музее Кастельфидардо.
В городах Кастельфидардо (Италия), Клингенталь (Германия), Супер Йор-Делуси (США) и Москва (Россия) имеются музеи гармоник, представителем которых является аккордеон. В американском городе Катати, штат Калифорния, имеется памятник аккордеону и аккордеонисту Дж. Боджио.
В двадцатых годах XIX века берлинским музыкальным мастером Ф. Бушманом для облегчения настройки музыкальных инструментов, были сконструированы язычковые камертоны. Каждый из камертонов был настроен на определенный тон, звучать они начинали под воздействием потока воздуха. Объединив камертоны в продолговатой коробке, мастер в конечном итоге получил новый музыкальный инструмент – губную гармонику, ее усовершенствованные потомки в дальнейшем получили широкое распространение.
Однако на этом, усовершенствование инструмента не остановилось. Чтобы улучшить камертон, мастер решил приделать к нему мех. Но тогда появилась проблема с бесконтрольностью выходного звука, и чтобы её решить, мастер закрывает язычки клапанами, которые открывались над соответствующими голосами. Так постепенно получилась небывалая до сих пор форма музыкального инструмента, названная эолиной. Она имела две крышки и мех, который раскрывался как веер. На одной крышке находились клавиши, на другой – приспособление для разжимания меха. Это была уже ручная гармоника, хоть и похожая на детскую игрушку. Поэтому Ф. Бушман в некоторых изданиях считается первым изобретателем аккордеона.
Игрушечное изобретение Ф. Бушмана привлекло внимание музыкальных мастеров, одним из них был К. Домиан. Он очень активно занялся преобразованием ручной гармоники, придавая ей другой вид. На двух корпусах, соединенных меховой камерой, расположились 5 клавиш для правой и 5 клавиш для левой руки. Каждая клавиша правой руки на сжим и разжим издавала разные звуки, каждая клавиша в левой руке на сжим и разжим - два разных полных аккорда – это было новаторством, которое впоследствии К. Домиан поспешил запатентовать в 1829 году. Так появился совершенно новый инструмент с аккордовым аккомпанементом, получивший название аккордеон. Это официальная версия, которая подтверждает авторство изобретения и усовершенствования аккордеона.
Мастер, имевший исключительное право на изготовление новых инструментов, вместе с сыновьями налаживает их производство и продажу не только в Австрии, но и в других странах Западной и Восточной Европы. Аккордеон быстро становится известным инструментом. В Соединенных Штатах аккордеон поначалу называли «пианино на бретельках».
Таким образом, на сегодняшний день аккордеон – сравнительно молодой инструмент, который продолжает свое развитие и активно борется за всенародное признание. Его красивый, мощный и разнообразно звучащий голос дарит слушателям огромное удовольствие. Довольно часто на телевизионных экранах мы можем видеть замечательных исполнителей, которые своим творчеством доказывают, что этот инструмент уникален.
Аккордеон – это клавишный духовой музыкальный инструмент со сложной конструкцией, имеющей более 100 деталей. Он состоит из двух секций – левой и правой, соединенных между собой мехом.
Правая часть инструмента включает в себя коробку и гриф с клавиатурой как у фортепиано. В коробке находится правая дека, резонаторы, клапаны и регистры. Звучащий элемент гармошки, аккордеона, баяна — язычок. Это узкая тонкая пластинка из специальной голосовой стали [1, c.39].
- Правая дека имеет звуковые отверстия, которые полностью совпадают с отверстиями резонаторов.
- На резонаторы устанавливаются голосовые планки.
- Клапаны открывают звуковые отверстия.
- Регистры меняют тембр звука.
На правую коробку крепятся большие ремни, удерживающие инструмент на плечах исполнителя, а также решетка. Количество клавиш на грифе варьируется в зависимости от размера инструмента, на самом большом – 41.
Левая часть инструмента состоит из коробки, в которую вмонтированы левая дека, резонаторы, вся механика и клавиатура для левой руки, насчитывающая 120 кнопок. Левая клавиатура содержит пять, а иногда шесть рядов: два ряда басы, а остальные - готовые аккорды (мажорные, минорные, септаккорды и уменьшенные септаккорды). На левом корпусе находятся регистры, а также малый ремень, при помощи которого левая рука приводит в движение меховую камеру.
Объём клавиатуры для правой руки различен, например: c-c3,g-e3,g-g3,f-f3,f-a3,e-c4 клавиатура для левой руко-кнопочной с готовыми аккордами во всех тональностях (от 24 до 140 и более кнопок):1-й ряд вспомогательный Басы 2-й-основные басы 3-й-мажорного трезвучия, 6-й-уменьшённые септаккорды. На малых аккордеонах могут отсутствовать как отдельные ряды (например, 6-й и 1-й), так и кнопки для игры в менее употребительных тональностях. Кроме обычных, изготовляются аккордеоны с комбинированной готово-выборной клавиатурой. Аккордеон имеет 2-5 комплектов язычков для правой клавиатуры и 4-5 для левой, включаемых при помощи регистров; число последних может достигать 40. Это позволяет разнообразить тембр инструмента и с помощью удвоений в октаву или в унисон придавать звучанию различают силу и окраску.
Мех аккордеона изготавливается из специального картона, проклеивается тканью и усиливается кожей и стальными накладками.
По мнению ученого исследователя в области теории музыки и истории музыкальных инструментов А.М. Мирека, в современных условиях определённым новаторством в изобретении аккордеонов является создание цифровых (электронных) инструментов, являющихся популярными в России и за рубежом [2, с.134]. Следует особо подчеркнуть, что первые электронные аккордеоны были сконструированы в "Штатах" в сороковых годах прошлого века.
В настоящее время аккордеоны изготавливают в разных странах мира, но самые лучшие концертные инструменты производятся в Италии, России и Германии. Это немецкие марки: Horch, Hohner, Weltmeister, Barcarole, Firotti; итальянские марки: Scandalli, Pigini, Victoria, Bugari, ZeroSette, Borsini; в России это инструменты фирм: «Юпитер», «Тульская гармонь» и «АККО».
Всемирно известная немецкая фирма "Weltmeister" находится в г. Клингентале, где третья часть жителей занята в производстве музыкальных инструментов. Многие из работников умеют играть на аккордеоне и состоят в оркестре, который с успехом гастролирует по странам Европы.
В разных странах мира аккордеон имеет разные названия: «Sun-Fin-Chin» в Китае, «баян» в России, «trekspill» в Норвегии и «Fisarmonica» в Италии.
Стоимость профессионального концертного аккордеона довольно высока и колеблется от 5 до 15 тысяч евро. Вес концертного готово–выборного аккордеона достигает 15 кг.
В заключении отметим, что пик популярности инструмента, приходящийся на период с 1900-х по 1960-е годы, считается «Золотым веком аккордеона».
Аккордеон, обладающий разнообразными художественными музыкально–выразительными средствами, имеет характерный, серебристый и приятно вибрирующий звук. Голос его красочный, напевный и величавый может звучать как орган или даже целый оркестр. Наличие регистров, меняющих тембр, дает аккордеону возможность имитации звучания различных инструментов.
Звук на аккордеоне возникает из-за свободного колебания металлических язычков под воздействием воздушной струи, образующейся при движении меховой камеры.
Наличие меха – это ценнейшее качество аккордеона, при его помощи можно управлять и влиять на окраску тембра, делать звук мягким, прозрачным или, наоборот, жестким и грубоватым. Инструмент обладает необычайной динамической гибкостью - от нежнейшего пиано до пронзительного форте.
Динамика – это изменение силы звука. Исполнителю крайне необходимо выработать умение ощущать, как постепенную, так и резкую смену силы звука.
Автор исследования согласен с тем, что, работая над динамикой, параллельно следует вырабатывать привычку с одинаковой силой нажимать клавиши, как на форте, так и на пиано. Многие баянисты и аккордеонисты, играя форте, инстинктивно нажимают клавишу с большой силой, чем этого требует сопротивление пружины, а это сковывает свободу движения руки и препятствует беглости пальцев.
Прежде чем начать работу над упражнениями в динамике, нужно тщательно изучить объем динамических возможностей (динамическую шкалу) своего инструмента, то есть его звучание от нежнейшего пианиссимо до максимального фортиссимо. Важно, чтобы на протяжении всей динамической шкалы тембр звука не терял своей красочности. Если требовать от инструмента такого форте, на которое не рассчитан звук, он начнет детонировать, и потеряет характерность звучания - тембр. Поэтому необходимо, чтобы учащийся знал максимальное для своего инструмента фортиссимо, при котором звук не детонирует, а также максимальное пианиссимо, при котором инструмент отвечал.
Одновременно с развитием слухового ощущения надо развивать ощущение силы, с какой левая рука должна работать мехом. Точно рассчитывать, с какой силой она должна сжимать или растягивать мех на границе между детонацией и чистым звучанием фортиссимо, а также в момент нежнейшего пианиссимо, невозможно. Поэтому нужно оставлять динамический запас, иначе говоря, запасной динамический оттенок со стороны минимального и со стороны максимального звучания. Рабочая динамическая шкала инструмента должна начинаться с небольшим отступлением от предельного пианиссимо и заканчивается, немного не доходя до предельного фортиссимо.
Одновременно с усвоением динамической шкалы надо работать над филировкой отдельных звуков, двойных нот и аккордов. Филировка – это соединение крещендо с диминуэндо на одной ноте или группе нот. На баяне и аккордеоне этот прием не представляет трудностей, так как большой запас воздуха в инструменте позволяет филировать ноты от тончайшего пианиссимо до фортиссимо, и наоборот, несколько раз подряд, даже не изменяя направление меха. Учиться филировке надо вначале на отдельном звуке либо аккорде. Можно, например, взять звук до половинной длительности в умеренном темпе. Первую четверть исполнять крещендо от пиано до меццо-форте, вторую четверть-диминуэндо от меццо-форте до пиано. Таким же путем производится филировка от меццо-форте до форте и обратно.
Это лишь одни из немногих важных аспектов звукоизвлечения на аккордеоне, которые необходимо знать.
2.2. Характеристика современного аккордеонного исполнительства
В процессе исследования мы определили классификации аккордеона по различным основаниям: размер, количество голосов, звуковой диапазон, количество регистров.
Аккордеоны бывают двух типов: с клавишной и кнопочной клавиатурами.
- Клавишная клавиатура – имеет форму клавиатуры фортепиано.
- Кнопочная клавиатура имеет три, четыре или пять рядов кнопок, расположенных в хроматическом порядке.
Кроме того, аккордеоны любого типа могут иметь различные системы аккомпанемента в левой руке: готовую и готово - выборную.
- Готовая система аккомпанемента состоит из басов и готовых аккордов.
- Готово-выборная имеет две системы готовую и выборную, которые меняются при помощи специального регистра.
Аккордеоны, что очень важно, выпускают разных размеров: от самых маленьких ученических до больших концертных.
- Самый маленький аккордеон – 1/2-диапазон чуть больше двух октав, в основном применяется в учебных целях.
- Аккордеон средних размеров – 3/4-диапазон две с половиной октавы, применяется в учебных целях и любительском музицировании.
- Аккордеон чуть больше среднего – 7/8-диапазон три октавы, применяется для любительского музицирования.
- Полный аккордеон – диапазон три с половиной октавы, применяется как концертный инструмент.
По мнению О.Нельзиной, исполнительницы на аккордеоне этот инструмент является очень популярным, благодаря тому, что он обладает определенным рядом достоинств:
Во-первых, большой выбор регистров позволяет менять и комбинировать октавы исполняемых мелодий, даёт возможность моделировать множество других инструментов.
Во-вторых, он заменяет звучание других инструментов.
В-третьих, на концертных версиях аккордеонов существуют регистры, расположенные так удобно, что их можно переключать, не прерывая мелодии (их называют - универсальные регистры.
В-четвертых, воспроизводит орган, в отличие от фортепиано.
В-пятых, мех движется так, что позволяет менять приемы – от вибрато до изменения высоты ноты на дробные доли тона (нетемперированное глиссандо).
В-шестых, портативен, занимает мало места, мобилен и транспортабелен.
В-седьмых, позволяет выступать везде, даже без средств усиления звука.
В-восьмых, меньший размер клавиш по сравнению с фортепиано даёт возможность исполнять большие интервалы. А меньшая глубина клавиш – быстрые музыкальные элементы.
Но несмотря на все достоинства аккордеона, существуют небольшие недостатки:
Во-первых, отсутствие визуального контроля за левой рукой.
Во-вторых, неудобства играть стоя в связи с весом, и сидя в связи с давлением ремней на плечи и колени.
В-третьих, в связи с редким расположением клавиш скорость исполнения может быть несколько ниже, чем на баяне.
Изначально применение аккордеона было ограничено лишь областью досуга. Его использовали повсюду, где люди хотели получать удовольствие и веселиться - в первую очередь народные празднества, а также варьете, дансинг, кабаре, уличные ресторанчики, мюзик-холлы, пикники. Позднее аккордеон стал незаменимым инструментом в танцевальной поп-музыке, джазе и зейдеко, а затем вышел на сцену как солирующий инструмент. Очень впечатляюще аккордеон звучит с симфоническим оркестром.
Необычайно эффектные в полном гармоническом великолепии произведения для аккордеона лучше всего удавались композиторам-исполнителям, среди которых: Р. Гальяно, Я. Тьерсен, П. Фроссини, А. Пьяццолла, Ч. Маньянте, А. Фоссен, П. Дейро, Ч. Нунцио и другие. Однако, в связи с постоянным усовершенствованием конструкции, на инструменте сейчас без переложений можно исполнять произведения для фортепиано, челесты, клавесина, фисгармонии и органа. Прекрасно звучат на аккордеоне музыкальные шедевры величайших классиков: И.С. Баха, В.А. Моцарта, Н. Паганини, Л.В. Бетховена, И. Брамса, Ф. Листа, К. Дебюсси, Д. Верди, Ж. Бизе. Д. Гершвина, Г. Малера, М. Мусоргского, М. Равеля, Н. Римского-Корсакова, А. Скрябина, Д. Шостаковича, П. Чайковского.
В американских городах: Сент-Пол, Скоки, Детройт и Сан-Франциско аккордеон объявлен официальным инструментом. В Соединенных Штатах насчитывается приблизительно 75 000 человек, умеющих играть на этом инструменте.
Богатая история аккордеонного исполнительства выделила целый ряд талантливейших музыкантов, которые своим творчеством внесли большой вклад в развитие инструмента. Особенно следует отметить эстрадных аккордеонистов: Я. Тирсена, Р. Вюртнера, Ш. Хуссонга, Г. Дейро, Д. Фоссена, Т. Анцелотти, К. Харада, К. Твида, В. Ковтуна, Ю. Дранга, П. Дранга, Р. Бажилина, Я. Табачника, С. Щуракова.
Очень известные исполнители, такие как Билли Джоэл, Нил Даймонд, Джимми Вебб, Боб Дилан, а также музыкальные группы «Beatles», «RollingStones», «Emerson, Lake&Palmer», «BeachBoys» очень часто использовали аккордеон в своих музыкальных композициях.
Ришар Гальяно — французский композитор и исполнитель, всемирно известный джазовый аккордеонист.
Яркие исполнительские звезды есть и у джазового аккордеона, это: М. Мэтьюз, Т. Гумино Л. Саш, Э. Феличе, А. ди Пиппо и Д. Эмбл.
Из всей плеяды талантливых исполнителей хочется особо выделить П. Дейро, П. Фроссини, Арт Ван Дамма и А. Пьяццоллу.
Джин фон Халберг, Эйб Голдман и Джо Бивиано - аккордеонисты, первыми выступившими в 1939 году в прославленном Карнеги-холл в Нью-Йорке.
В США первым исполнителем был граф Пьедро Дейро, которого называли «отцом аккордеона».
Пьетро Дейро – американский аккордеонист-виртуоз итальянского происхождения, внесший весомый вклад в популяризацию инструмента. В Нью–Йорке он создал штаб аккордеонного искусства, а затем основал Ассоциацию аккордеонистов, целью которой была активная пропаганда инструмента.
Пьетро Фроссини своим творчеством, эффектными и изящными композициями, значительно обогатил репертуар эстрадного аккордеона. Он первым записал исполнение на аккордеоне на звукозаписывающее устройство. Произведения П. Фроссини для аккордеона сегодня очень популярны и часто включаются в программы музыкантов по всему миру.
Арт Ван Дамм, признанный лучшим джазовым аккордеонистом, был настоящим мастером своего дела. За свою творческую жизнь Арт Ван Дамм совершил почти сорок гастрольных мировых турне.
Астор Пьяццолла - знаменитый аргентинский музыкант и композитор. Его сочинения, впитавшие в себя компоненты джаза и классики, представили слушателям танго совсем по-иному. Он придал аргентинскому народному танцу форму концертного произведения и вывел его на сценическую площадку. Более тысячи музыкальных произведений оставил А. Пьяццолла как свое творческое наследие, причем, будучи великолепным музыкантом, он сам исполнял свои композиции с разными коллективами.
В Советском Союзе аккордеон, будучи весьма популярным инструментом в 30-е годы прошлого столетия и очень востребованным в джазовых коллективах А. Цфасмана, Л. Утесова, В. Кнушевицкого, в 50-годы был репрессирован вместе со словом джаз и саксофон.
Кратко охарактеризуем современных российских исполнителей на аккордеоне.
Валерий Андреевич Ковтун — выдающийся современный аккордеонист, самый известный в СССР и России. Народный артист Российской Федерации, заслуженный артист РСФСР.
Пётр Дранга – харизматичный, молодой и яркий музыкант появился на нашей эстраде сравнительно недавно и уже смог заставить российского зрителя полюбить на время забытый инструмент – аккордеон.
Андрей Ковалёв –профессиональный аккордеонист. Как основа праздника, музыкальное сопровождение на аккордеоне – отличный вариант создать душевную, дружескую, светлую и комфортную атмосферу. Захватывающая профессиональная игра на инструменте, мастерство исполнения не оставит равнодушным и не даст соскучиться. Музыкант имеет огромный опыт выступлений: сольные выступления на аккордеоне, работа в ансамблях и оркестрах, выступления на концертной эстраде, сопровождение банкетов, вечеров в ресторанах, а также работу в студиях звукозаписи. Репертуар Андрея Ковалева выгодно отличается разнообразием – он играет музыку в самых разных стилях: ретро-музыка, танго, вальс, русская народная, европейская (французская, немецкая) музыка и даже легкий джаз.
Отдельно стоит упомянуть о нашем челябинском дуэте «Маэстро аккордеон». Это инструментальный ансамбль ярких аккордеонистов со своим неповторимым творческим лицом, характерной манерой музицирования, в которой проявляются яркая эмоциональность, виртуозность и высокая культура исполнения. Ансамбль был основан и существовал в течение 15 лет, как дуэт.
Его участницы, Елена Омельницкая и Ольга Парфентьева окончили Челябинское музыкальное училище имени П.И. Чайковского, в 1994 – исполнительский факультет ЧГИИК, а в 1996 – ассистентуру-стажировку Российской академии музыки им. Гнесиных. Активная концертная деятельность музыкантов, начавшаяся еще в студенческие годы, сопровождалась успешными выступлениями на профессиональных конкурсах.
Одна из главных вех в творческой биографии дуэта – победа на Международном конкурсе аккордеонистов в Италии (г.Кастельфидаро -1 премия).
2.3. Методы и приёмы для формирования познавательных ууд через приобщение к аккордеонной музыку
Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно-деятельностный подход, при котором ученик сам добывает знания и готов к саморазвитию и непрерывному образованию. Учитель должен так построить свою деятельность, чтобы создать условия для инициирующих действия учащихся. Это становится возможным, если этапы урока отражают структурные элементы “деятельности”: мотив, цель, действия для их достижения.
Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделировании изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет. Как уйти от привычных рамок урока и добиться заинтересованности детей к предмету.
Для этого в педагогике существуют различные методы и приемы. Методы, приемы – это группа средств, которые позволяют достичь определенного результата на уроке, т.е. реализовать его содержание, организовать деятельность учителя и учащихся.
Метод (от греч. metodos – путь к чему-либо) в образовательном процессе выполняет роль связующего звена между целью и конечным результатом, т.е. метод является способом упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленным на решение комплекса задач учебного процесса, позволяющим достичь намеченной цели.
В педагогической практике существует множество методов и их классификаций по самым разным признакам, широко применяемые в педагогической практике, в том числе и на уроках музыки в школе. Начиная от беседы, лекции, рассказа, письменного задания или упражнения, работы с учебником, до проблемных методов обучения, требующих доказательств из справочной литературы или книги и исследовательской деятельности, к которой относят наблюдение, эксперимент, проектную деятельность. Выдающиеся музыкальные деятели, исследователи музыкальной педагогики такие как, Д.Б. Кабалевский, Л.В. Горюнова, Э.Б. Абдуллин и Е.В. Николаева создали и разработали методы музыкального образования.
Учителя практики, в том числе и Михайлова Е. А. – учитель музыки рекомендует комплекс методов для формирования УУД. В свете нашего исследования мы целесообразным считаем использование следующих методов:
Метод погружения – позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека.
Метод проектов – позволяет учащимся проявить как свои знания, умения в самостоятельной работе с информацией, так и волевые качества, интересы предпочтения.
Метод “синквейн” - является одним из методов развития критического мышления, учит доказательно и логично строить свои высказывания о музыке. Синквейн - прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии (от французского слова “пять”) - это стихотворение, состоящее из 5 строк, используемое для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций. Правила составления синквейна: Первая строка - одно слово - существительное, название стихотворения, тема; Вторая - два прилагательных, подбираемых в 1 строчке; Третья - три глагола, подбираемых к 1 строчке; Четвертая - фраза, выражающая свое отношение к теме, цитата, крылатое выражение, афоризм; Пятая – слово - резюме, ассоциация к первой строчке, дающее новую интерпретацию темы. Например: Музыка инструментальная, вокальная. Звучит, играет, слышится. Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его. Искусство.
Кроме методов существуют приёмы:
Педагогический приём –это практический механизм применения воспитательно-образовательных методик и технологий в процессе формирования сознательной, всесторонне развитой личности.
Прием “музыкальное приветствие” развивает зрительный и слуховой контакт, настраивает на спокойный ритм, тихую динамику. Учитель произвольно поет мелодию с текстом: “В доме моем – тишина, в доме моем – я одна. И только тихо шуршунчики шуршат, стукунчики стучат, трескунчики и т.д.”. Текст сопровождается соответствующими звуковыми движениями. Дети включаются в поиск звуковых изображений.
Прием “Необъявленная тема” - ученики сами определяют тему урока, учитель лишь помогает и наводит на мысли. Данный приём позволяет создать мотивацию для изучения темы урока, используется для привлечения интереса учащихся к изучению новой темы, в которой есть непонятные термины.
Учитель: - Мы начинаем изучать новую тему, но она будет загадкой. В течение урока вы сами попытаетесь её разгадать (вместо темы — ?) Прослушанная музыка, подсказки учителя наводят учеников на определение темы урока. (Тема урока: “Музыкальные инструменты” 1 класс.)
Анализируя уроки музыки, по традиционной системе, и сравнивая их с современными уроками, построенными с требованиями ФГОС, необходимо отметить то, что само построение урока в корне отличается от традиционных уроков. Можно использовать тот же материал, знакомство с теми же композиторами, художниками и поэтами, работать над тем же песенным репертуаром, но структура урока по новым стандартам, начиная с мотивации деятельности, совершенно другая.
Урок музыки строится по принципу театральной драматургии. Учитель, переходя от одного его этапа к другому, совершенно иначе и с разных сторон, знакомит учащихся с содержанием и историей создания музыкальных произведений, что позволяет учащимся самостоятельно выдвигать гипотезы, выявлять противоречия и решать проблемы по теме урока.
Метод «погружения»
-Дети, любите – ли вы гулять? Где вы любите гулять? -ваши любимы места?
- Музыка может передавать движение. – Какое настроение создается у вас когда вы гуляете? – И сейчас мы совершим с вами прогулку в одном из городов Мира. (Дети отвечают, слушают музыку – «Под небом Парижа»
Ю. Жиро).
Музыка народная, или композиторская, похожа- ли она на русскую музыку?
С вами мы попали во Францию (-в какой город?)
Какой инструмент помог совершить нам эту прогулку. Это любимый инструмент французов. Он звучит на улицах Франции. Какое настроение у вас создалось, слушая голос этого инструмента?
А какая культура у французского народа?
Давайте посмотрим на композитора, который написал эту музыку.
- Хорошо, вспомните, кто знает как играют на аккордеоне? (ответы детей)
- Покажите, как играют на аккордеоне? (Движения детей)
Пластическое интонирование
Слушая пьесу Ю. Жиро (повесить портрет композитора)
«Под небом Парижа» мы простучим пальчиками по ладошке. Что мы должны простучать? (темп)
- А, каким он будет: быстрым или медленным? (Быстрым).
- Попробуем постучать по столу. (Движения детей).
- Слушаем пьесу и стучим по ладошке. Приготовились, начали... (Тем самым формируются познавательные УУД)
- А, кто знает, где находится Париж? (Во Франции)
Открывается презентация (показать слайдов с изображением Франции и аккордеона
- После прослушанного музыкального произведения на тему урока, мы сможем самостоятельно сделать вывод:
- Как музыка передает движение? (Посредством ритма, темпа)
- Музыкальные произведения каких композиторов мы с вами послушали? (Ю. Жиро, П. Чайковского, Р. Шуман)
- А, еще мы посмотрели картины художников, слушали стихи, и надеюсь, вы сможете определить движение в звучащей музыке, повторить песню “Лошадки” и исполнить её своим родным и близким. Как она начинается? Скачут, скачут...
- Что вы можете сказать про работу на нашем уроке? (ответы детей)
- Мы хорошо поработали, а после плодотворной работы можно устроить себе праздник. Предлагаю закончить урок пьесой композитора, музыканта Ю. Жиро “Под небом Парижа”.
Прием “Ассоциативный ряд”
К теме урока дети называют слова – ассоциации. Затем тему урока. Потом определение.
Учитель выписывает ассоциативный ряд к теме или понятию урока, дети угадывают загаданное понятие или тему. На доске слова: орган, флейта, скрипка, оркестр. (Какой инструмент может звучать и как флейта, и как орган?) Правильно, аккордеон, сегодня мы с вами поговорим про аккордеон.
- Посмотрите на слова, выписанные на доске, все они связаны с темой сегодняшнего урока, назовите её. ("Аккордеон".)
- Дополните ассоциативный ряд (дирижер, костюмы, ария …)
- Дайте определение понятию аккордеон. Аккордеон — хроматическая ручная гармоника с клавиатурой мелодии фортепианного типа.
3 класс. Кто может сформулировать тему: «музыка инструментальная в исполнении различных инструментов
Пример:
Стихи про аккордеон класс распределяет на две группы (одна группа определяет тему через ассоциативный ряд, а другая - через стихи)
Звучит синьор …(аккордеон)
Далекий брат органа он.
Он носит клавиши и кнопки,
И нрав его совсем не робкий.
То свои складки раздвигает,
То снова быстро их сдвигает.
И мириады звуков новых
Пространство наполняют снова.
Певучи звуки, громогласны,
Они торжественны, прекрасны.
То скрипки, то виолончели,
То слышатся в них флейты трели.
Прекрасен в мастерстве своем,
Звучит оркестр целый в нем.
Как-будто это волшебство,
Все звуки собраны в него. (Что же это?)
И. С. Бах «Хорал» – прослушивание произведения на органе, затем сравнить со звучанием аккордеона.
Выводы по 2 главе
В данном исследовании мы выявили много интересной информации об аккордеоне, а в частности о его истории. Нам теперь известно, что своим происхождением аккордеон обязан древнему церемониальному китайскому музыкальному инструменту Шэн. Далее мы отследили историю совершенствования этого инструмента от К. Домиана (автор, изобретатель) до современных электронных цифровых аккордеонов.
Аккордеон очень популярный инструмент во многих странах мира: Мексике, Бразилии, Колумбии, США, Канаде, Франции, Голландии, Англии, Шотландии, Германии, Швеции, Японии, Финляндии и других.
Мы определили, что аккордеон имеет сложную конструкцию, благодаря которой получается поистине волшебный звук. И если вспоминать о звуке, то нужно сказать, что научится играть на аккордеоне задача далеко не простая. Нужно уметь держать динамику и филировку, это одно из малых требований, чтобы иметь возможность извлекать чистый звук из этого инструмента.
И хоть репертуар аккордеона сначала был чисто досуговым, тем не менее сегодня его можно услышать в джазе, поп-музыке и даже в симфоническом оркестре. В ходе исследования мы также раскрыли методы («синквейн», «проектов», «погружения» и приёмы «повторяющийся ритм», «музыкальное приветствие», «музыкальные шаги», «необъявленная тема», «ассоциативный ряд»), которые способствуют формированию УУД.
Также существуют и другие, важные методы изучения и познания, к примеру с помощью этих методов мы изучили частный случай познания УУД, а именно приобщение к аккордеонной музыке. Исходя из теоретических материалов, эти методы нам очень помогут достигнуть цели исследования — формирование познавательных УУД.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Универсальные учебные действия носят надпредметный, метапредметный характер, реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития индивида, обеспечивают обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять собственное обучение, ставить цели по изучению нового материала при помощи изученных ранее методов, искать и использовать необходимые доступные средства исследования, и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Как видно из приведенной ранее в нашей работе проблематики, мы провели исследования тезисов приобщения к УУД через аккордеонную музыку. После проведенного изучения и исследования, а также приведения и аргументов в данной работе, можно утверждать, что цель нашей работы достигнута и поставленные перед нами задачи решены, а именно раскрыли на основе анализа психолого-педагогической литературы системно-деятельностный подход и характеристику особенности осуществления познавательных УУД на уроках музыки, раскрыли возможности аккордеонной музыки, рассмотрели и систематизировали методы и приёмы программы познавательных УУД на уроках музыки, обобщили теоретические и методические аспекты и определили перспективу дальнейшего исследования.
При изучении данной темы мы выявили, что аккордеонная музыка с ее богатым потенциалом, традициями, исполнителями, методическим обоснованием процесса формирования познавательных УУД является понимание музыкального образования.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.
Перспективу дальнейшего исследования мы видим в разработке организации проведения цикла бесед, концертов и бесед об аккордеонной музыке.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Алексеева, Л.Н. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики [текст] / Л. Н. Алексеева, под ред.: Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. - М.: МИОО, 2007 – 288 с.
- Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [текст]/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151с
- Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя [текст] / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
- Бунеев, Р.Н. Развитие общеучебных умений – путь к функционально грамотной личности [текст] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, А.А. Вахрушев и др. // Начальная школа плюс до и после. 2006. - № 6.
- Венская, И.С. История развития музыкального инструмента аккордеона /И.С Венская / Ресурсный центр «Музыка»: - URL.: https://rcmuzyka.com/(дата обращения:12. 03.2019).
- Газарян, С. Г. В мире музыкальных инструментов: кн. для учащихся ст. классов [текст] / С.Г. Газарян, — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1989.— 192 с: ил.
- Гребенюк, О.С. Примерные программы основного общего образования / О.С. Гребенюк/ Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2010. – 64 с. Гребенюк О.С.
- Замятина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения. /Т.А. Замятина. - М.: “Глобус”, 2008г. – 178 с.
- Зарипова, Н.А. Музыкальный инструмент: Аккордеон /Н.А. Зарипова /Soundtimes.ru. - URL.: http://soundtimes.ru/narodnye-instrumenty/akkordeon (дата обращения:14.03.2019).
- Имханицкий, М.И. История исполнительства на русских народных инструментах: учеб. пособие для музыкальных вузов и училищ [текст] / М.И. Ихманицкий. – М. Издательство РАМ им. Гнесиных, 2002. – 351 с.
- Калугин, О.А. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в образовании /О.А. Калугин / Системно-деятельностный подход в образовании. – URL.: https://businessman.ru/new-sistemno-deyatelnostnyj-podxod-kak-osnova-fgos-sistemno-deyatelnostnyj-podxod-v-obrazovanii.html (дата обращения:12.01.2019)
- Ковшов, О.Г. История аккордеона /О.Г. Ковшов /История музыкальных инструментов. - URL.: http://toolsmusic.ru/yazyichkovyie-muzyikalnyie-instrumentyi/istoriya-akkordeona.html (дата обращения:12.03.2019).
- Копылова, А.В. Технология урока искусства. Книга первая. [текст] / А.В. Копылова. - М.: Тач. Маркетинг, 2004. – 279 с.
- Ломова, О.А. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. / О.А. Ломова. – М.: Омега – Л., 2014. – 134 с.
- Медведева, Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании [текст] / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. - № 11.
- Мирек, А.М. Из истории аккордеона и баяна. [текст]/ А.М. Мирек. — М.: Музыка, 1967. — 196 с.
- Митичева, Т. И. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема / Т.И. Митичева / Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 425-428. — URL https://moluch.ru/archive/135/37749/ (дата обращения:17.01.2019).
- Осмоловская, И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. — 2012. — № 10. — С. 6.
- Плотникова, А.С. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /А.С. Плотникова / Начальное образование. – URL.: http: //standart.edu.ru.
- Рыбалко, И.С. Основные положения и принципы системно - деятельностного подхода /И.С. Рыбалко /Основы положения. – URL.: https://infourok.ru/dokladosnovnie-polozheniya-i-principi-sistemno-deyatelnostnogo-podhoda-549380.html (дата обращения:24. 01.2019).
- Черноиваненко, Н.М. Методика музыкального воспитания в школе /Н.М. Черноиваненко, Дмитриева Л.Г. - М., 1998 г. http://www.studmed.ru/dmitrieva-lg-chernoivanenko-nm-metodika-muzykalnogo-vospitaniya-v-shkole_e0eddf55a9b.html (дата обращения:19.01.2019).
- Щеулова, Е.А. Развитие познавательных УУД младших школьников техникой «зентангл» / Е.А. Щеулова — Молодой ученый. 2016. № 11 (115). С. 1793-1795.
Щеулова, Е.А., Митичева Т. И. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема /Е.А. Щеулова /Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 425-428. — URL.: https://moluch.ru/archive/135/37749/ (дата обращения:17.01.2019).