Курсовая работа

Анчина Олеся Евгеньевна

Материалы курсовой работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota.odt56.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Анчина Олеся Евгеньевна

СОЗДАНИЕ ПРОЕКТА «ФРАНЦУЗСКАЯ МОЗАИКА» ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРУГОЗОРА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

КУРСОВАЯ

Реферат защищен

«   » февраля  2019 года

с оценкой____________

Специальность: 53.02.01.

Музыкальное образование

Курс 3, группа 30

Руководитель: Муталиева Л.С. преподаватель  МДК 02.02. Методика музыкального образования в школе с практикумом

высшей квалификационной категории

Челябинск, 2019

  1. Оглавление

Введение…………………………………………………………………….

Глава 1. Теоретические основы развития кругозора школьников на уроках музыки……………………………………………………………………….

1.1. Кругозор, вмузыкальный кругозор: понятие и виды кругозора………………………………

1.2. Формы работы по развитию кругозора у школьников………………………

Выводы по 1 главе……………………………………………………

Глава 2. Разработка проекта «Французская музыка»

2.1. Особенности проектной деятельности в музыкальном образовании

2.2. Характеристика французской культуры

2.3. Структура работы над проектом «Французская мозаика»………..

Выводы по 2 главе…………………………………………………...

Заключение………………………………………………………………….

Библиографический список………………………………………………..

  1. Введение

Актуальность проблемы исследования. Современная школа как компонент современного социума стоит на пороге нового этапа развития. Этот этап предполагает новую парадигму образования, в центре которой – формирование человека высокой культуры, способного ответственно относиться к природе, людям, к себе самому, к собственной деятельности. Решение такой задачи возможно при определенном пересмотре содержания, методов, форм и средств обучения, направленных на совершенствование процесса воспитания личностных качеств школьников, в том числе широкого кругозора. Развитие кругозора – важный аспект формирования всесторонне развитой личности. Являясь существенным показателем образованности выпускника современной школы, кругозор обеспечивает быстрое самоопределение личности и стимулирует её развитие.

Кругозор, в частности музыкальный, служит разностороннему обогащению человека, развивает способность к творчеству, самостоятельности, расширяет знания, активизирует интерес.

Формирование кругозора — важный аспект развития человека, обеспечивающий быстрое самоопределение личности и ее социализацию. Необходимость формирования кругозора отмечают в своих исследовательских и методических работах Е.Е. Верховский, Е.С. Гершунский, Л.В. Кузнецова, А.К. Маркова, И.Б. Первин, Л.И. Поташник, Л.М. Фридман, Е.Е. Шикин. И.В. Бестужев-Лада считает формирование кругозора актуальной задачей образования и самообразования: «Человек должен постоянно расширять кругозор, следить за развитием науки, техники, экономики, культуры»[1].

     Необходимость формирования музыкально-эстетического кругозора у школьников очевидна. Задача его формирования у обучающихся актуализирована в Федеральном государственном образовательном стандарте начального и основного общего образования и соответствующих образовательных программах. В условиях дополнительного образования, согласно требованиям «Программы развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы», эта задача еще более важна[16]. Отсюда вытекает основная задача педагога музыкального образования - начинать формировать кругозор обучающихся с детства, со школьной скамьи, чтобы подростки, встретившись с легкой музыкой, уже понимали силу и красоту большого и серьезного искусства.

Одним из эффективных средств развития кругозора, на наш взгляд, может стать знакомство школьников с историческим и культурным наследием стран Европы. Мы обратились в своем исследовании к французской культуре, так как именно во Франции зародились многие течения мировой культуры, которые оказали существенное влияние на ход истории, развитие науки, искусства и литературы в целом. Вряд ли существует другая страна, оказавшая на западную и мировую культуру столь же мощное влияние, как Франция. Версаль, Лувр, замки Луары, картины старых мастеров, творчество импрессионистов и многое другое-шедевры мирового уровня. Париж уже много веков считается культурной столицей мира. Культурное наследие Франции поистине огромно, именно эта страна многие столетия была и остается центром мирового искусства, во Франции жили и творили многие художники со всего света, представлявшие вместе едва ли не все многочисленные направления современной живописи. Франция-родина современного абстракционизма, французская литература-одно из значительных явлений в мировой литературе. В мировой культуре очень популярное французское кино, искусство французских шансонье-особая страница-уникальная страница мировой музыкальной культуры[14].

Исходя из актуальности проблемы, тема исследования: «Создание проекта "Французская мозаика" для развития кругозора школьников на уроках музыки».

Цель исследования: на основе анализа научной и музыковедческой литературы теоретически обосновать возможности развития кругозора школьников через приобщение к французской культуре.

 Объект исследования: развитие кругозора школьников

Предмет исследования: развитие кругозора школьников через приобщение к французской культуре.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы развития кругозора школьников;

2. Раскрыть формы работы по развитию кругозора у школьников;

3. Рассмотреть особенности французской культуры;

4.Проанализировать особенности проектной деятельности в музыкальном образовании и разработать структуру проекта «Французская мозаика»

5.Сделать выводы и наметить дальнейшие перспективы исследования

Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы, систематизация, классификация, обобщение и др.)

Глава 1. Теоретические основы развития кругозора школьников на уроках музыки

1.1. Понятие «кругозор», виды кругозора

          Определение «кругозора», данное В. И. Далем-русским писателем, этнографом и лексикографом, имеет две интерпретации:

  • Кругозор – пространство, окидываемое взором, горизонт;
  • Кругозор – объем, широта интересов, знаний. Во втором значении представлено слово «кругозор» и в словарях Д. Н. Ушакова, С. И. Ожегова, Ю. С. Сорокина.

       Близкий вариант – объем познаний, интересов, представлений – в словаре русского языка под редакцией П. Евгеньева.

          Словообразовательный словарь русского языка дает пояснение «кругозор»- сложное слово, имеющее родственные однокоренные слова: зримый, зрелище, зрительный, взирать, воззрение, мировоззрение, взор, обозреть, обзор. Синонимом слова «кругозор» является слово эрудиция – глубокие познания в какой-либо области знания, влияющие на высокую степень культуры. Следовательно, человек, обладающий широким кругозором – это человек образованный, эрудированный, обладающий мировидением, миропониманием[15].

         Термин «кругозор» - понятие не новое в педагогической литературе, естествоиспытатели, педагоги 19 века использовали данное понятие в своих трудах и 20-30-х, 60-70-х, 90-х годов нашего столетия, что связано с основными этапами становления и развития отечественного образования.

           В педагогической литературе не существует однозначного определения понятия «кругозор». Н. Б. Крылова понимает под кругозором систему знаний и интересов личности, которая формируется на широкой базе информационного знания.

         И. В. Дубровина и Б. С. Круглова  понимают кругозор как осведомленность.

       Учитывая позиции разных авторов, мы пришли к заключению, что кругозор – индивидуально-личностное образование, формирующееся на широкой базе системы знаний и интересов, проявляющееся в постоянной потребности в самообразовании, самосовершенствовании.

        Обобщив психолого-педагогические исследования по данной теме, Г.И. Егорова выявила более 50 видов кругозоров[9]. Наибольший интерес в науке вызывают такие виды кругозоров, как культурный, эстетический, художественный и др. Довольно широко в педагогической литературе используются и термины «музыкально-эстетический кругозор» и «музыкальный кругозор», но определения этих понятий существенно расходятся.

        Подобно музыкально-эстетическому вкусу, музыкальный кругозор не развивается изолированно, а во взаимодействии со знаниями, потребностями, интересами, мировоззрением и другими компонентами эстетической культуры личности.

        В нашем исследовании мы обратились к одному из видов кругозора – музыкальному. В процессе анализа научной литературе мы выяснили, что проблема формирования музыкального кругозора относится к числу малоизученных, и носит эпизодический характер. Системный анализ проблем формирования музыкального кругозора, его критерии оценки отсутствуют. Тем не менее, очень часто учеными, музыковедами используется этот термин в связи с различными видами деятельности.

       Понятием «музыкальный кругозор» оперируют Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, В. В. Медушевский, Л.В. Школяр[11]. Одним из первых его определил А.С. Валенков, включив в его структуру три компонента:

  • Умение ориентироваться в исторической ценности и значимое музыкальной культуры различных эпох и народов;
  • Представления о содержании того или иного музыкального произведения, его жанре, форме и средствах музыкальной выразительности;
  • Устойчивое тяготение к познаниям в области музыкального искусства и постоянное их расширение, и углубление.

         О. А. Апраксина, музыковед и педагог, считала, что «слушание (восприятие) музыки, без которого фактически не может осуществляться никакая музыкальная деятельность, способствует расширению музыкального кругозора».

        Л. Б. Бартенева, говоря о музыкальной грамотности школьников отмечала: «… прослеживая особенности развития музыкальной ткани, учащиеся внимательней вслушиваются и сознательней оценивают содержание произведения, что, естественно, расширяет и делает более прочным их музыкальный кругозор.»

      Таким образом, представляется возможным определить компоненты музыкального кругозора:

  • Музыкальное знание и выработанные на их основе критерии оценки произведений искусства, и других явлений музыкальной практики;
  • Музыкальные интересы (общие и конкретные), склонности, увлечения.
  • Потребность в самообразовании, самосовершенствовании.

       Музыкальный кругозор сам по себе есть своеобразной интеграционной величиной личности человека. Кругозор – индивидуально-личностное образование, которое формируется на широкой базе определенной системы знаний и интересов и, что наблюдается через устойчивую потребность личности в самообразовании, самосовершенствовании. Музыкальный кругозор с особой силой проявляется в человеке не только во время обычного восприятия музыки, но и в состоянии медитации, достаточно заметно во время слушания учащимися на уроках так называемой серьезной музыки[15]. Под медитацией подразумевается интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и др., что достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранение всех факторов, рассеивающих внимание. В состоянии медитации человек может осуществлять глубокую рефлексию. Таким образом, под музыкальным кругозором мы понимаем важнейшее звено в музыкальной рефлексии личности, которое включает в себя такие аспекты: образовательный (объем и качество индивидуальных знаний, навыков и умений, связанных с музыкой), автономный (степень самостоятельности музыкального мышления) и ориентационный (уровень развития познавательного интереса к музыкальному искусству). Целенаправленность, систематичность и последовательность как одно из условий формирования музыкальной культуры школьников на основе применения методов музыкального обучения на уроках музыки.

1.2. Формы работы по развитию кругозора у школьников

Развитие музыкального кругозора учащегося и воспитание его музыкального вкуса на уроках музыки не может быть успешным, если содержание музыкальных занятий не будет заполнено пластами музыкальной культуры (классика, фольклор, народная музыка, духовная (церковная) музыка, современная музыка и т.д.)[6];

  • не будут найдены нетрадиционные формы работы с учащимися;
  • определены педагогические средства и условия индивидуального развития каждого из них.

       За годы работы учитель дает тысячи уроков и к каждому он должен тщательно готовиться, чтобы эстетически развивать учеников и самому получать удовлетворение и радость от своего труда.

       Эффективность подготовки урока во многом зависит от сочетания форм и видов работы, средств обучения и типов уроков, направленных на расширение их музыкального кругозора и развития вкуса.

    Исследователи выделяют такие виды:

  • формы становления музыкального кругозора: урок - путешествие, урок - игра, урок с элементами интеграции, урок - свободное общение;
  • формы расширения музыкального кругозора: урок - семинар, урок - обучение «Умей расширять свой кругозор», урок - панорама, урок -конкурс, урок - викторина, урок - диспут;
  • формы закрепления и дальнейшего развития музыкального кругозора: урок - пресс-конференция, интегрированный урок, урок самообразования, урок - лекция, урок - КВН, урок - лекция - концерт, урок – конкурс[18].

         Основной формой развития музыкального кругозора всегда будет выступать урок, но наряду с ним стоит внеклассная работа, которая будет иметь свое начало на уроке музыки, т.к. несет в себе одну и ту же цель. Обязательным условием работы по формированию музыкального кругозора на уроках и внеклассных занятиях является совместная деятельность учителя и учащегося, определенная система заданий, таких как подготовка докладов, творческих работ, исследований и т.д[9].

        Как уже было упомянуто выше - наряду с расширением кругозора стоит развитие музыкального вкуса,

      В музыкальном обучении важнейшим методом в самореализации кругозора является творческий метод. И даже слушание (чем чаще всего и занимаются ученики) является творческим процессом, потому что такие эстетические, философские категории, как фантазия, вдохновение, воображение, поиск, оригинал, истина, идеал немыслимы в своей совокупности вне творческого процесса.

        Наконец, нельзя не отметить роль проблемно-поисковой методики обучения в процессе формирования кругозора подростков. Стоит добавить, что часто вышеупомянутые методы расширения кругозора используются в разнообразной комбинации друг с другом. И очевидно, что применение в музыкальном обучении принципа интеграции служит своего рода катализатором такого синтеза, в конечном итоге, создавая для учащихся дополнительные условия для успешной реализации своих способностей, для практического применения своих знаний, навыков, умений, уже не ограниченных рамками одной собственно школы[15]. Только в этом случае приходится уже оперировать такими понятиями эстетики, как сознание, сотворчество, сохранения, сотрудничество, соавторство. Тем самым, музыкально-эстетический вкус выступает в роли анализатора в процессе формирования музыкально-эстетической культуры подростка. Что же касается отдельно личности каждого ученика, его кругозора или вкуса, то не получая ключей и средств посыльного приобщения к настоящей художественной деятельности, он будет чувствовать неудовлетворенность и неуверенность, потеряет интерес к искусству, перестанет им заниматься. В этом заключается, в частности, главная психологическая причина так называемого «подросткового кризиса» в художественном развитии ребенка.

          Таким образом, проблемы кругозора и вкуса широко и разнообразно трактуются современной наукой. Современная наука отмечает, что существует прямая зависимость между формированием музыкально-эстетической культуры личности подростка и развитием его вкуса и кругозора. Применение принципа интеграции положительно влияет на эстетическое сознание учеников — особенно на расширение их кругозора и формирование эстетического вкуса. Однако было бы ошибочным думать, что проблема формирования вкуса и кругозора подрастающего поколения может и должна решаться только за счет внедрения тех или иных инновационных педагогических технологий в образовании вообще, и в подготовке учителей в частности[20].

Выводы по 1 главе

   2.2. Характеристика французской культуры

Культура Франции – особая культура, сложившаяся под влиянием географических условий и крупных исторических событий. Франция в целом и Париж, в частности, играли большую роль, являлись центром элитарной культуры и декоративного искусства. Причём роль страны постоянно возрастала с ростом экономического, политического и военного ее влияния.

         Французская музыкальная культура восходит к фольклору франкских и кельтских племен, живших на территории современной Франции. Основой для формирования французской музыки во многом стало народное песенное искусство. Общепринято мнение, что народное песенное творчество Франции начало формироваться еще во времена Римской империи, однако определить точную дату возникновения народной музыки достаточно сложно. Вероятно, это связано с тем, что песни нередко существовали лишь в устной форме[13].

         Французский язык очень музыкален, мелодичен, напевен. Самые простые слова и фразы словно таят в себе музыку и в любой момент готовы превратиться в песню. Французская музыка — одна из самых интересных и влиятельных европейских музыкальных культур. В ней явно прослеживаются отголоски древних культур, фольклор кельтских и франкских племен, живших в давние времена на территории нынешней Франции. Именно они послужили основой, благодатной почвой, на которой, если выражаться образно, выросло прекрасное, могучие, ветвистое древо французской музыкальной культуры. Кельтские и франкские корни преобразились в крепкий ствол, сформировавшийся в эпоху средневековья, а многочисленные ветви и веточки выросли на нем в более поздние периоды, например, в эпоху ренессанса, классицизма, модерна и т.д. Сюда органично вплелись музыкальные традиции, как многочисленных народов страны, так и других европейских государств. Наиболее тесное взаимодействие и взаимопроникновение наблюдалось между музыкальными культурами Франции, Италии, Германии, Испании. Фламандская культура так же оказала большое влияние[8]. Следует помнить, что, как утверждают сами французы, Франция – это страна, открытая миру. Правда, на протяжении веков они понимали этот лозунг весьма своеобразно, например, ведя активную колонизаторскую политику. Тем не менее, в плане развития собственной музыкальной культуры этот процесс оказал ощутимое положительное влияние. Французская музыкальная культура значительным образом обогатилась, впитав в себя все самое лучшее из музыкальных культур народов Африки и Азии. Эта тенденция ярко проявилась во второй половине 20 века, когда музыкальная сцена Франции обогатилась музыкальными традициями выходцев из Африки.

         Говоря о музыкальной культуре Франции, нельзя не упомянуть существенный вклад в ее развитие, сделанный русской музыкальной культурой. Две великие державы связаны тесными узами долгой истории практически во всех сферах человеческой деятельности. Долгое время, русская культура подпитывалась за счет французской, которая воспринималась в нашем обществе в качестве эталона и объекта для подражания. Но потом пришло время «отдавать долги», и уже культурные деятели Франции равнялись на своих российских коллег, перенимали от них все самое лучшее, передовое и интересное. После революции 1917 года и гражданской войны в России многие эмигранты нашли приют именно во Франции. Их вклад во французскую культуру, в том числе и в музыкальную культуру, огромен. Его сложно переоценить, а тем более не заметить.

          Таким образом, говоря о французской музыкальной культуре, мы говорим о совершенно уникальном явлении мирового масштаба. Эта культура впитала в себя все самое лучшее практически у всех народов, изменила, трансформировала, переосмыслила, придала новый импульс и звучание, и, в конечном итоге, сформировалась в нечто прекрасное, неповторимое, своеобразное, манящее и завораживающее. Это живой организм, продолжающий расти, изменяться, преображаться. Французская музыкальная культура не остается в стороне от мировой музыкальной культуры. Она придает новый, особый французский колорит таким современным направлениям в музыке, как джазу, року, хип-хопу и электронной музыке[8].

Одно из направлений французской музыкальной культуры – «шансон». Музыкальный словарь представляет «шансо́н» (фр.chansonпесня)как  жанр вокальной музыки, этот термин употребим в двух значениях: первое- с  французского языка слово "шансон" ("chanson") переводится как "песня". В эпоху Средневековья и Возрождения шансоном называли многоголосую песню на французском языке. Подобный вокал был целым жанром[10].

Второе значение: позже шансон стал французской эстрадной песней, исполняемой в стиле кабаре. В России, так же как и во Франции, понятие «шансон» обозначает собрание различных жанров и направлений русской музыки. Чаще всего его ассоциируют с бардовской песней и городским романсом. Также к этому музыкальному направлению в России часто относят и некоторые эмигрантские, русские народные и даже эстрадные песни.

Самые первые шансонье в 19 веке, признанные современностью как потрясающие представители жанра, были Аристид Брюан и, конечно же, Мистенгетт.

Сейчас в шансон привносятся всевозможные вкрапления, музыка соединяет в себе всевозможные стили, жанры, созвучия. Шансон активно насыщается жанрами драм-н-бейс и босанова, что ещё более раскрывает непередаваемое звучание музыки. Для примера можно взять ритмы Латинской Америки (как Доминик А) и Балкан (как группа Têtes Raides). Эмили Симон исполняет по-английски, а музыка представляет собой канонический электропоп. Но всё же, перед нами всё тот же удивительный и волшебный шансон, исполненный ароматами и лазурными красками Франции[7].

 Шансон - жанр классического шансона, где первостепенное значение придается поэтической компоненте песни и автор, как правило, сам является исполнителем. Этот жанр связывается в первую очередь с именами Мориса Шевалье, Шарля Трене и Эдит Пиаф, которая продолжала традицию реалистической песни. Крупнейшими представителями этого направления являются французы Лео Ферре, Жорж Брассенс и бельгиец Жак Брель. Также всемирно известны Шарль Азнавур и Сальваторе Адамо, хотя их творчество ближе к традиционной эстрадной песне. Именно представители этого поэтическо-музыкального направления в полной мере соответствуют термину шансонье (chansonnier).

          В 50-х годах оформились два главных направления оригинальной франкоязычной песни, существующие до настоящего времени:

Представители так называемого «нового шансона» (nouvelle chanson), или «новой сцены» (nouvelle scène française) — это молодое поколение французских эстрадных артистов. В своём творчестве они не отказываются от использования новейших приёмов современной легкой музыки, включая элементы рока, латиноамериканские и разнообразные иные этнические ритмы, электронную музыку и т. д., но по-прежнему очень требовательно относятся к текстам своих песен[10].

Под влиянием международной поп-культуры, шансон в последние десятилетия все больше отклоняется в сторону поп-музыки, рока и других современных музыкальных стилей. Под термином «шансонье» подразумевается не только певец шансона или французский эстрадный артист, а и любой исполнитель франкоязычных песен.

      Современная французская музыка представлена как известными, так и малоизвестными именами для российской публики.

Изабель Жеффруа, более известная под псевдонимом Zaz. Ее псевдоним, по словам самой певицы, означает многогранность ее музыки, в которой смешиваются все стили от A до Z и от Z до A. Поклонники даже сравнили Изабелль с легендарной Эдит Пиаф. Настоящая слава к ZAZ пришла после победы в престижном конкурсе, французском аналоге нашей «Фабрики звёзд». На данный момент в личной коллекции этой талантливой француженки значится огромное множество самых разных наград и титулов.

Судьба еще одной французской певицы Alizee окутана тайной, несколько раз возникали версии, будто Alizee не существует вовсе — под ее именем выступают разные исполнительницы. На самом деле она постоянно участвует во всевозможных шоу, ее знают французы как медийную  личность. Сегодня Ализе поет меньше, отдавая предпочтение танцам, но по-прежнему любима поклонниками[4].

Милен Фармер. Это имя, пожалуй, знакомо каждому меломану. И вопрос здесь не в любви конкретно к французской музыке, а к музыке в целом, ведь то, что создаёт Милен Фармер трудно загнать в какие-либо рамки, остаётся только восхищаться. Милен Фармер на сцене уже давно, её стаж заслуживает уважения. Мало кто задерживается так надолго, даже во Франции, где стабильность ценится превыше всего. Фармер — родилась в Канаде в 1961 году, затем перебралась с родителями во Францию. Именно на родине Милен поняла, что хочет быть только актрисой! Вот правда всё не заладилось с самого начала – ни в театр, ни в кино бедняжку не брали. Случайная встреча с композитором и поэтом Жеромом Дааном перевернула всю её жизнь. Песни в исполнении Милен покорили всю Францию, а следом - и планету. Кроме того, Милен прославилась ещё и своими клипами, каждый из которых больше напоминает искусно снятую короткометражку. Сегодня Фармер продолжает петь, записывать песни, и как ни странно, оставаться любимицей у французов, несмотря на то, что к «своим» у местных меломанов довольно предвзятое отношение[4].

Лара Фабиан –известное имя не только во Франции, но и в России.  Несмотря на то, что мы традиционно считаем Фабиан французской певицей, к Франции она имеет отношение самое косвенное. Лара родилась в Бельгии в семье фламандца и сицилийки, там же впервые покорила публику своим голосом, а затем перебралась в Канаду. Сегодня Фабиан много вступает в Европе, в её арсенале английский и итальянский языки, но большая часть песен записана всё-таки на родном французском. С 2000 года певица начала с завидной регулярностью появляться на экранах телевизоров во Франции. Девушка принимает участие в разных программах. При этом ее альбомы разлетаются с неимоверной скоростью – 5 миллионов копий за несколько месяцев.  Несмотря на бешеную популярность в Европе главной целью Фабиан всегда оставалась Америка. Впрочем, заветная страна оказалась певице не по зубам, слишком уж американцы преданы Селин Дион, чтобы отдать свои сердца кому-то ещё.  Да и Европа не прощает беглецов, несколько альбомов записанных на английском не имели во Франции ровным счётом никакого успеха. Фабиан вернулась к тому, с чего начинала – творчеству на французском. Все песни Лары Фабиан написаны в лучших традициях французского шансона. В дискографии певицы 12 альбомов.

           С 2003 года статус звезды французской песни завоевала Наташа Сен-Пьер. Несмотря на то, что юное дарование обреталось в Канаде, для Европы такой яркий взлёт не смог пройти незамеченным: в 2001-м году Наташе была оказана небывалая честь – ей выпала практически уникальная возможность представлять Францию на Евровидении песней «Je n'ai que mon âme» («У меня есть только моя душа»), автором которой был Роббер Гольдман (брат Жан-Жака Гольдмана). Она заняла только четвертое место, но покорила сердца всех французов. К 2003 году Наташа Сен-Пьер уверенно завоевала статус звезды французской песни. Она давала сольные концерты, выигрывала один конкурс за другим, и вообще, надо сказать, так стремительно продвигалась к вершине Олимпа, что другие, куда более матёрые исполнители могли ей только позавидовать. Сотрудничество Наташе предложил сам Гару, который организовал для нее европейское турне, затем она записала несколько успешных альбомов под руководством старших французских товарищей[5].

       Грегори Лемаршаль родился в 1983 году. Певец стал знаменитым в очень молодом возрасте благодаря невероятному таланту, подвижному и яркому голосу. В раннем детстве у мальчика была обнаружено редкое генетическое заболевание, влияющее на работу легких. Несмотря на это Грегори смог добиться очень высоких результатов в вокальном мастерстве и радует своих поклонников очень трогательными и честными песнями. Неизлечимая болезнь унесла жизнь певца в 2007 году, посмертный альбом «La voix d’un ange» (Голос ангела) в 2008 году получил платиновую награду за миллион проданных копий в Европе[4].

        Имя Джо Дассена в прошлом веке гремело по всему миру. Неповторимый, прекрасный тембр голоса и особый шарм певца сводили с ума женщин всей планеты. Хиты Дассена такие, как «Excuse Me Lady», «Bip-Bip», «Ça m’avance à quoi», «Les Dalton» и другие перепевают и современные исполнители, наше поколение слушает эти песни с удовольствием, иногда даже не зная, кто является их автором и первым исполнителем. Джо Дассен родился в 1938 году в Нью-Йорке, мать будущей звезды была знаменитой скрипачкой, отец – режиссером, когда юному Джо было 12 лет, семья переехала во Францию. Скорее всего, именно родительские гены и воспитание сыграли решающую роль в выборе профессии. Джо Дассен всю жизнь снимался в кино и писал прекрасные песни.

   

 2.3. Структура работы над проектом «Французская мозаика»

           В данном параграфе представлена структура созданного нами проекта, который построен на основе анализа проектных технологий. В структуре описаны этапы подготовки проекта и его содержание.

Учебный проект-урок «Музыка Франции».

         Цель проекта: Обогатить и расширить языковые и речевые знания по теме «Искусство (Музыка)», систематизировать и закрепить ранее пройденный материал по теме, совершенствовать развитие уровня межкультурной коммуникации в целом.

Образовательные цели: выявить умение и способность учащихся работать самостоятельно по теме, вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс, углубление и расширение страноведческих знаний.

Воспитательные цели:

- воспитывать толерантность;

- воспитывать чувства эстетические и этические.

Развивающие цели:

- развитие умения работать с дополнительной литературой;

- расширять кругозор;

- повышать эрудицию.

Задачи: Накопление детьми и подростками поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков; научиться проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы; защищать результат своей деятельности публично;

Место проведения: МБОУ Светловская СОШ имени Анчина Н.Н.

Участники проекта: учащиеся, учитель музыки

Возраст детей: 11 – 12 лет

Сроки реализации: февраль – март

Мероприятия проекта:

- тестирование;

- беседы и занятия;

- слушание песен (Музыка композиторов Франции: Ж. Бизе – ария Тореадора, «Хабанера», К. Дебюсси «Лунный свет», Франсуа Девьен – «Концерт для флейты», «Гимн Франции – Марсельеза», современная музыка Франции: Zaz – Je veux);

- анализ иллюстраций и видеофрагментов: «Музыка композиторов Франции», «Гимн Франции – Марсельеза», «Современная музыка Франции», «Музыка эпохи Возрождения. Франция»;

- выполнение заданий по группам;

- подготовка к проекту;

- реализация проекта.

Этапы реализации проекта:

1) Организационный (20.02.2018 г.)

2) Основной, практический (22.02. – 02.03.2018 г.)

3) Заключительный (06.03.2018 г.)

1 этап – организационный.

Срок: 20.02.2018 г.

Задачи: Создание базы для реализации проекта, подтверждение актуальности данного проекта, разработать стратегию решения возникших проблем.

- составление плана деятельности;

- сотрудничество с учителями;

- подбор литературных и музыкальных произведений на тему «Культура Франции»

- подготовка цикла бесед по теме «Культура Франции»

- разработка содержания проекта;

2 этап – основной, практический.

Срок: 22.02. – 02.03.2018 г.

Задачи: Познакомить с историческими фактами о Франции, закрепить уже имеющиеся знания, способствовать выражению полученных знаний через рисунок, получать радость от результатов совместной деятельности со взрослыми, воспитывать интерес к истории Франции.

- просмотр видеороликов на темы: «Архитектурные шедевры Франции», «Мир изобразительного искусства Франции», «По страницам французской литературы», «Прекрасной Франции напевы...»,

- разучивание песни «Серенада» (автор неизвестен)

- анализ фрагментов художественной литературы: «Три мушкетера» А. Дюма, «Маленький принц» Антуан Де Сент – Экзюпери (анализ проводится с целью умения четко понимать разные эпохи и направления в литературе Франции)

3 этап: заключительный.

Срок: 06.03.2018 г.

Задачи: закрепить и систематизировать знания по теме проекта, формировать толерантность, уважение к обычаям и традициям жителей других стран.

Предполагаемый результат проекта:

- К концу проекта учащиеся овладеют расширенным словарным запасом на тему «Культура Франции». Они познакомятся с именами и произведениями знаменитых композиторов разных направлений и эпох; мировыми шедеврами изобразительного искусства и архитектуры Франции;

- Расширятся знания о культуре Франции;

- Сформируется уважение к традициям других стран

Оценка результатов:

Оценка знаний детей будет отслеживаться через беседы с детьми, наблюдениями за ними во время проектной деятельности.

Этапы работы над проектом:

Выбрав цели своего «исследования», учащиеся разделились на группы, определили задачи и спланировали свою деятельность.

Роль учителя - направляющая на основе мотивации. На этом этапе погружения в проект организации деятельности мною сформулирована

Сюжетная ситуация, сформулирована проблема.

Все учащиеся разделились на группы, в зависимости от пристрастий и увлечений:

Любители классической музыки Франции.

Желающие познакомиться с жанром «Сhausous fransaise".

Популярная музыка Франции и ее представители.

Было предложено распределить амплуа в группах и спланировать свои действия, по решению задач проекта, и возможные формы презентации.

Ребята выбрали «урок-конференцию», чтобы ознакомить друг друга с разными жанрами и стилями музыки, а также с историей развития музыки в отдельно взятой стране (во Франции) которые внесли вклад в развитие музыки наряду с Россией.

III этап - осуществление деятельности.

Учащиеся систематизируют свои знания по теме, собирают информацию на языке, готовят наглядные представления своей работы.

Ребята работают активно и самостоятельно, используя разные источники: интернет, учебник, рекламные проспекты, дополнительную литературу. Связываются с учителями истории.

Работа учителя на данном этапе состоит только в консультации по необходимости, в оказании помощи в поиске нужной им информации. Проходят репетиции с отдельными группами для предстоящей презентации.

IV этап - презентация.

Учащиеся демонстрируют свой подготовленный материал в виде устных сообщений о том или ином музыкальном жанре, исполнителе, показывая свое умение строить связное высказывание. Вся презентация происходит в виде «урока-конференции», на которой ребятами прослеживается антология музыки во Франции. Все время презентации сопровождаются демонстрацией подготовленной наглядности: стенгазеты, альбомы, пластинки.

Важно то, что каждая группа не знает материала, который готовит другая группа. Это придает уроку элемент новизны и поддерживает постоянный интерес представителей других групп. Этот интерес поддерживается еще и вопросами, которые задаются на протяжении всего урока.

Ребята говорят также о том, как шла подготовка, откуда брался материал. Роль учителя здесь возрастает. Он обобщает, резюмирует, дает оценку.

  1. Выводы по 2 главе

Первый параграф нашей главы посвящен особенностям проектной деятельности в музыкальном образовании. 

Во второй главе мы раскрыли особенности проектной деятельности в музыкальном образовании.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня, центром задач школьного образования, является ребенок, его индивидуальность и неповторимость, умение найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности.

Урок музыки - является частью целостного образовательного процесса, который включает в себя все его компоненты: цель, задачи, содержание, методы, формы работы. Однако нужно отметить, что урок музыки обладает выраженным своеобразием, т.к. отличается от других учебных предметов своей деятельной основой. Урок музыки - это, прежде всего, урок искусства, который направлен на расширение кругозора учащегося и воспитание его музыкального вкуса.

Музыкальный кругозор формируется в школе, в процессе всех видов деятельности: при слушании музыки и исполнительской деятельности. Восприятие произведений разных эпох, национальных стилей, разучивание и исполнение доступных учащимся песен, хоров способствует формированию музыкального кругозора. Даже лаконичный разговор о музыке может помогать познанию мира, формированию мировоззрения. Чтобы целенаправленно развивать музыкальный кругозор школьников, надо знать их музыкальные интересы, уровень подготовленности, степень эмоциональной отзывчивости.

Формирование музыкального кругозора способно оказывать влияние на духовный мир учащихся, становление их высоких нравственных качеств. Необходим выбор ярких музыкальных произведений, которые будут доступны учащимся. Ставя задачу развития музыкального кругозора, необходимо отражать в ней современное состояние художественной культуры, которая входит в жизнь современного человека в следующих проявлениях: телевизионные передачи, кинофильмы, художественная фотография и т.д. Все это определяет характер формирующегося вкуса учащихся.

Все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем на уроках музыки, способен реализовать метод проектно-исследовательской деятельности, который входит в систему образования как метод современного обучения и воспитания подрастающего поколения. Под проектно-исследовательской деятельностью мы понимаем систему обучения, которая позволяет приобретать знания и умения, познавательный опыт в процессе самостоятельной творческой деятельности учащихся и получать свои, новые, оригинальные результаты.

Главными целями проектной деятельности в практике преподавания музыки являются:

  • показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
  • реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;
  • продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;
  • подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости.

Отличительная черта проектной методики – это особая форма ее организации, предусматривающая соблюдение нескольких условий:

  • тематика музыкального проекта должна быть актуальной;
  • проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;
  • необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.
  1. Библиографический список

  1. Бестужев-Лада, И.В. Мир нашего завтра: Антология современной классической прогностики / И. В. Бестужев-Лада. - М.: Эксмо, 2003. 512 с.
  2. Валенков, А.С. О некоторых проблемах эстетического воспитания в общеобразовательной школе // Ученые записки Владимир. гос. ун-та. Сер. Педагогика и психология. Вопросы муз. педагогики и теории  / А. С. Валенков. // 1972. Вып. 8. С. 25–36.
  3. Вейс, Д. Возвышенное и земное: Роман о жизни Моцарта и его времени  / – Д. Вейс. - Минск: Беларусь, 1986. – 637 с.
  4. Виноградова, О.А. Французская музыка / О.А. Виноградова // Belcanto.ru. - URL: http://www.belcanto.ru/france.html (дата обращения: 05.04.2018).
  5. Грубер, Р. И. Всеобщая история музыки / Р. И. Грубер. - Москва: МУЗГИЗ, 1960. - 487 с.
  6. Давыдова, Г.Е. Развитие музыкально-эстетического кругозора у будущих драматических актеров на занятиях по дисциплине «вокальное искусство» / Г.Е. Давыдова.: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 2012. 22 с.
  7. Джандубаева, Я.Н. Музыкальная культура Франции: прошлое, настоящее и будущее / Я.Н. Джандубаева. -  ФГБОУ “Средняя школа — интернат МИД РФ” // Старт в науке. - URL: https://school-science.ru/5/3/35858 (дата обращения: 10.02.2018).
  8. Друскин, М. Музыкальная культура Франции во второй половине XIX века / М. Друскин. // Belcanto.ru. - URL:http://www.belcanto.ru/france_zm4.html (дата обращения: 15.02.18).
  9. Егорова, Г.И. Формирование кругозора учащихся при реализации гуманитарной концепции музыкального образования:  автореф. дис. … канд. пед. н..: / Г.И. Егорова. - 13.00.02. Омск, 1995. 18 с.
  10. Ефимова, М. Поговорим о том, что такое шансон / М. Ефимова // FB.ru. - URL: http://fb.ru/article/74291/pogovorim-o-tom-chto-takoe-shanson (дата обращения: 03.02.2018).
  11. Кабалевский, Д.Б. Педагогические размышления: избранные статьи и доклады / Д.Б. Кабалевский. -  М.: Педагогика, 1986. 192 с.
  12. Критская, Е. Д., Сергеева Г. П. , Шмагина Т. С. Музыка. 2 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Е.Д. Критская., Г.П. Сергеева., Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2012. – 128 с.
  13. Музыка Франции // Википедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Музыка_Франции  (дата обращения: 21.03.2018).
  14. Ориент, М. Музыкальные культуры мира. Франция / М.Ориент // Pandia. - URL: http://pandia.ru/text/80/204/2370.php (дата обращения: 18.03.2018).
  15. Попова, С.В. Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.В. Попова. -  13.00.02. М., 1998. 17 с.
  16. Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы и план мероприятий по ее реализации (утв. Министерством культуры РФ 29.12.2014 г.) [электронный ресурс]. URL: http://mkrf.ru/ministerstvo/ (дата обращения: 04.12.2019).
  17. Романюк, Е.А. Хоровая культура Родного края как средство формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки: автореф. дис. … канд. пед. наук /  Е.А. Романюк. - 13.00.02. Тверь, 2004. 24 с.
  18. Сергеева, Г. П., Критская Е. Д. Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / Г.П. Сергеева., Е.Д.Критская. – М.: Просвещение, 2015. – 168 с.
  19. Сергеева, Г. П., Критская Е. Д. Музыка: 5 класс: учеб. для общеобразовательн. организаций / Г.П. Сергеева., Е.Д. Критская.  – М.: Просвещение, 2014. – 159 с.
  20. Стрихар, О.И. Формирование музыкально-эстетического вкуса и кругозора учащихся на основе применения принципа интеграции на уроках музыки // Молодой ученый / О.И. Стрихар. -  2014. №11. С. 423-425.