Реферат
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Кафедра музыкального образования
Валеев Фарид Фаридович
ФИЗМИНУТКИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
РЕФЕРАТ
Реферат защищен « » мая 2018 года с оценкой____________ | Специальность: 53.02.01. Музыкальное образование Курс 2, группа 20 Руководитель: Муталиева Л.С. преподаватель МДК 02.02. Методика музыкального образования в школе с практикумом высшей квалификационной категории |
Челябинск, 2018
Оглавление
Введение | 2 |
1.1 Физкультминутки: определение, цель и основные задачи | 5 |
1.2 Классификация физкультминуток | 7 |
1.3 Основные требования к проведению физкультминуток | 10 |
1.4 Особенности проведения физкультминуток | 14 |
Заключение | 18 |
Список использованной литературы | 19 |
Приложение | 22 |
- ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Эксперты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ Национального научно-практического центра здоровья детей Минздрава РФ пришли к выводу, что среди российских школьников нет полностью здоровых людей. Они отмечают, что по сравнению с началом 90-х годов состояние здоровья учащихся ухудшилось в 2,5 раза, а хронические болезни стали встречаться чаще на 40-70%.
По данным ученых-физиологов, образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время обучения у детей любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Фриц Н.В. отмечает важную роль физкультминуток в поддержании здоровья школьников «Физкультминутки снимают усталость, активизируют внимание, повышают настроение и работоспособность, и главное, укрепляют здоровье.»[20.3]
Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти и снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью, дети начинают часто отвлекаться от учебной деятельности.
Проблемой исследования занимались: Циркин В.И., доктор мед, наук,профессор, В.С. Богатырев, к.п.н., профессор, Лебедев Н.И., к.п.н., доцент, Малафеева С.Н, физиолог, Овчинникова Т.С., доктор пед.наук, доцент и мн.др.
В дальнейшей перспективе обучение в таком ритме, когда дети должны долго сидеть за партой в неподвижности, будет негативно сказываться на развитии мускулатуры, осанке, здоровье позвоночника, а так же общем самочувствии.
Поэтому в образовательный процесс, и особенно в младшем звене, где в силу возрастных особенностей учащихся утомление наступает быстрее, рекомендуется включать перерывы для выполнения физических упражнений, так называемые физкультминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей. Перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц корпуса и мелких мышц кистей.
Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в школе, независимо от возраста детей. Физкультурные минутки во время уроков проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Статистика показывает,что на уроках музыки дети в начальных классах теряют свою внимательность уже на 10-15 минутах от начала урока. Особенно дети невнимательны при изучении одного из сложных разделов урока -«слушание музыки», где им необходимо сидеть продолжительное время, для этого необходимо проводить физкультминутку, чтобы снять напряжение и вернуть их внимательность..
Учитель должен постараться предупредить возникновение утомления у обучающихся, своевременно обнаружить признаки его появления, а также должен знать, какие именно комплексы упражнений снимут утомление быстро и эффективно.
Исходя из актуальности проблемы, тема исследования «Физкультминутки на уроках музыки»
Цель исследования: обобщить возможности использования физкультминуток на уроках музыки для стабилизации физического состояния и учебной активности школьника.
Задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать научную и методическую литературу по теме исследования;
2.Рассмотреть классификацию, основные требования к проведению физкультминуток;
3. Выявить особенности проведения физкультминуток на уроках музыки;
4.Сделать вывод о глубине проведенного исследования.
Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы,обобщение, классификация, систематизация и др.).
- Глава I. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
- 1.1.Физкультминутки: определение, цель и основные задачи
В современной научной и методической литературе нет общепринятого определения термина «физкультминутка». В одних источниках физкультминутка – это перерыв в учебном занятии, предназначенный для активного и здорового отдыха, это один из обязательных, продуманных элементов в занятии с детьми, предполагающий смену деятельности для ребенка и участие его в активности, восстанавливающей кровообращение, работу мышц и органов дыхания. [8] Методист Данилина Н.С. дает такое определение этому понятию: «Физкультминутка- это 1-2 минутная физическая разминка детей, которая периодически проводится с целью снятия статического напряжения при занятиях за партами в школе или дома». Физкультминутка- кратковременные перерывы в работе учебе для проведения комплекса упражнений(преимущественно физических), направленных на предупреждение выраженного утомления и устранения неблагоприятных для здоровья последствий учебной деятельности.
Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс из 3-4 упражнений, не требующих сложной координации движений, предназначенных для развития мышц туловища и шеи, рук, головы, глаз. По времени эти упражнения занимают около 2 минут. Комплексы подбираются в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке.
Цель проведения физкультминуток – профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка. [10]
В настоящее время школьная нагрузка все увеличивается, в курс обучения вводятся новые предметы, углубляются и расширяются знания по уже известным дисциплинам. Это закономерный процесс, продиктованный стремительным развитием общества и увеличением потока информации. Но следствием его является то, что дети все больше времени проводят за партой, не уделяя должного внимания физической активности, и таким образом подрывают свое здоровье. Сюда же можно отнести распространение гаджетов и онлайн-игр, во многом заменивших подвижные игры на воздухе.
Дети очень устают, слабеет зрение, болит позвоночник и без того неважное здоровье ухудшается ещё больше. Поэтому одной из важнейших задач школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся, и каждый учитель должен создать на уроке условия, которые позволят не только успешно усваивать учебный материал, но и сохранят и улучшат здоровье учеников. [5]
Профессиональное мастерство современного учителя характеризуется уровнем его профессиональных умений и навыков в процессе составления урока с учетом требований здоровья ребенка и его возрастных характеристик развития.
Основные задачи физкультминуток:
1) снять усталость и напряжение;
2) внести эмоциональный заряд;
3) совершенствовать общую моторику;
4) выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью;
5) тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.
В рамках занятия по музыке можно ввести в работу специфические задачи, освещающие музыкальное развитие ребенка. Такие, как проработка понимания ритмики и ритмического движения, темпа музыки, развития творческого подхода к движению под музыкальное сопровождение. [8]
Физкультминутки на уроке музыки так же могут быть музыкальными, и в них можно задействовать знакомые для детей композиции, или те, которые им предстоит изучить, таким образом соединяя содержание физкультминутки с общей тканью урока.
Выполнение упражнений должно быть эмоциональным, что может быть достигнуто путем произнесения несложных стихотворных текстов в ритме движений. Комплексы могут проводиться сидя или стоя, вслед за показом или вместе с учителем.
Выполняют упражнения на выпрямление ног и туловища, разведение плеч, поднимание головы, расслабление кистей, дыхательные упражнения, движения для профилактики нарушения осанки. Следует выполнять специальные упражнения для глаз с целью профилактики близорукости.
Эти упражнения могут выполняться вместе с общеразвивающими. В этом случае при выполнении общеразвивающих упражнений, связанных с движением рук, рекомендуется одновременно выполнять движения глазами, фиксируя глаз на кисти.
1.2.Классификация физкультминуток
В 1 классах проводятся две физкультминутки через 15 минут после начала урока и на 25 минуте рабочего времени. В остальных классах начальной школы одна физкульминутка после 20 минут от начала урока. [12]
Физкультминутки применяются в комплексе на различные группы мышц, это упражнения, рассчитанные на мобилизацию внимания, восприятия, восстановления умственной работоспособности.
В состав упражнений для физкультминуток входят:упражнения по формированию осанки, по укреплению зрения,укреплению мышц рук, упражнения на освобождение позвоночника,упражнения для ног,релаксационные упражнения для мимики лица, психогимнастика и дыхательная гимнастика. [13]
Физкультминутки можно отнести к следующим видам: по степени воздействия на организм, это то, как воздействует каждая физминутка на ту или иную систему организма и по форме проведения – то, какие физминутки следует подбирать для каждого урока.
Существуют разные классификации физкультминуток:
1. Танцевальные. Эти физкультминутки особо любимы детьми, так как выполняются под веселую детскую музыку, движения произвольные.
2. Ритмические. В отличие от танцевальных, движения в ритмических физкультминутках должны быть более четкими, отработанными. Часто ритмические физкультминутки выполняются под счет.
3. Гимнастика для глаз. Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зеленый цвет, поэтому у меня в классе висит зеленый круг из картона и дети выполняют упражнения с его помощью, например можно сфокусировать зрение на круге или дорисовать лепестки (взаимодействие с пальчиковой гимнастикой). Можно глазами посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать круг или первую букву своего имени.
4. Пальчиковая гимнастика. Это воздействие на мелкую моторику рук, развитие и коррекция зрительно-моторной координации, пространственно-образного мышления, креативных способностей, расслабление и тренировка мышц глаз, синхронизация полушарий головного мозга.
5. Подвижные игры. Это могут быть игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде закрепления изученного материала по аналогии игры «Съедобное – несъедобное», упражнения на координацию движения.
- Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Это упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длительный вдох и выдох, упражнения «Задуй свечу», «Надуй шарик», подражания животным, «Звук вокруг» – дети показывают при помощи звуков: дождь, полет шмеля, летящий самолет, проезжавшую мимо машину и т д.
Другую классификацию представляет физиолог Горелик В.В. и разделяет он физкультминутки на три группы: [3;71]
- Физкультминутки, которые можно проводить на любых занятия во второй их половине, когда заметно утомление детей, или между разными типами работ, когда нужно переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой с целью повышения эффективности усвоения даваемого на занятии материала и с целью заботы о здоровье дошкольников, укрепления их организма. К таким физкультминуткам относятся стихи и потешки, включающие в себя упражнения, которые охватывают крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника; легкий бег, ходьба на месте, поскоки, приседания в быстром темпе, наклоны в стороны, махи руками и т.п., сопровождающиеся текстом, как правило, в стихотворной форме. Герои и персонажи таких физкультминуток- мышки, черный кот, хомячок, кузнечик, зайка, медведи и т. п.
- Физкультминутки, включающие в себя упражнения для мыщц кистей рук. Они проводятся с целью отдыха пальцев детей после продолжительного держания ими в руках кисти или карандаша на занятиях по изобразительной деятельности во всех группах детского сада и на занятиях по обучению грамоте в старших группах. Это упражнения на сгибание и разгибание кистей рук, их отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения и пальцев рук. Это такие физкультминутки как: «Цветки», «Свинки», «Пальчики» и др. Они дают возможность отдохнуть детям, вместе с тем развивают их речь и мелкую маторику.
- Физкультминутки, которые можно проводить на утренних зарядках с целью: сделать их более интересными, разнообразными, яркими, выразительными и содержательными. Замечено, что дети с большим желанием и увлеченностью делают те же самые знакомые им упражнения, если они проводятся в игровой, стихотворной форме, а не по обычному шаблону. \\ К этой группе относятся, в основном, такие же упражнения как и первой, которые охватывают крупные мышечные группы, но в содержании текста физкультминутки идет речь о зарядке, наклонах. Потягиваниях и тд. Это такие физкультминутки как: «Зарядка», «Солнышко», «Ветер», «Мишка косолапый», «Бабочки», «Прогулка» и т.д. А также в эту группу относим инсценировку небольших стишков. Дети коллективно читают небольшие стишки и одновременно выполняют различные движения, как бы изображая их. [13]
В повседневной практике использования физкультминуток педагогу можно порекомендовать чередовать различные их виды, соотнося их со структурой и тематикой занятия. В приложении 1 представлены разные виды физкультминуток для основных групп мышц тела.
Ребенка следует приучить к тому, что на уроке присутствует физкультминутка, чтобы затем и в самостоятельной работе, например, при выполнении домашнего задания, он мог организовать свой отдых и переключить внимание.
Таким образом, в использовании физкультминуток огромную роль играет регулярность, делающая их привычкой для педагога и учеников класса. Но это не подразумевает, что педагог должен использовать одни и те же физкультминутки на каждом занятии; полезной может быть регулярная смена физкультминутки, которая будет освежать интерес детей к физической активности и вносить разнообразие в их физическую деятельность.
Однако, следует учитывать, что новый материал отвлекает внимание ребенка, поэтому новые физкультминутки стоит включать в образовательный процесс тогда, когда идет процесс повторения темы или изучения легкого материала, чтобы знания не конкурировали между собой.
1.3.Основные требования к проведению физкультминуток
Упражнения в физкультминутке должны быть составлены так, чтобы при их выполнении были охвачены различные группы мышц. Во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около ее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах.
В состав физкультминуток нужно включать комплексы, состоящие из 4-6 упражнений: 2-3 из которых должны целенаправленно формировать осанку, 2-3 для плеч, пояса, рук и туловища и упражнения. Необходимо, чтобы были различные упражнения, так как большое количество повторений снижает интерес к выполнению упражнений. [14]
Физкультминутки могут проводиться без предметов, с предметами. Комплексы можно выполнять под счет, магнитофонную запись, стихотворный текст или музыкальное сопровождение. Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений. В этом случае проводятся упражнения для крупных мышц, которые несли длительное время напряжение.
Умеренная и регулярная физическая активность полезна для работы всех органов, она улучшает общих тонус организма, стабилизирует кровоснабжение и давление, благотворно влияет на органы зрения. Упражнения, выполняемые в умеренном темпе, без больших нагрузок, способствуют насыщению тканей кислородом, а так же повышению работоспособности общего тонуса тела.
Хронические физиологические заболевания чаще всего развиваются в школьные годы, а также во время учёбы в средних и высших учебных заведениях, и связаны главным образом с длительной сидячей работой при неправильном освещении, неподходящем подборе учебного инвентаря и мебели, и плохих гигиенических условиях. [13]
Если вовремя не принять мер, то заболевание прогрессирует, что может привести к серьёзным необратимым изменениям в организме (сколиоз, ухудшение зрения и т.п.).
При определении содержания физкультминутки стоит учитывать потребности каждого отдельного класса и индивидуальные характеристики ребенка. Несмотря на то, что физкультминутка не предполагает продолжительных и обширных физических нагрузок, педагог должен иметь ввиду, что есть ограничения здоровья, которые могут помешать отдельным детям участвовать в физминутке. Это может быть, например, ограничение подвижности каких-то суставов, травмы позвоночника. Внимание к ребенку с ограниченными возможностями – важнейшее условие личностно-ориентированного образования, реализуемого в соответствии с новым ФГОС.
При этом даже тогда, когда в классе нет детей с ОВЗ, можно выделить какую-то общую для класса проблему, или проблему возрастного развития, на коррекцию которой будет направлена физическая работа. [15]
Это может быть падение зрения у широкого круга школьников, тогда физкультминутки будут акцентироваться на упражнениях для глазных мышц. В первом классе акцент можно сделать на проработку проблем осанки и позвоночника, поскольку работа за партой является непривычной для ребенка и вызывает в его теле большое напряжение.
Общую нагрузку педагог должен регулировать сам, изменяя исходные положения, облегчая или усложняя упражнения, уменьшая или увеличивая амплитуду движений в зависимости от самочувствия, возраста детей, успешности понимания ими упражнений. При этом он должен понимать, что дети младшего возраста еще слабо могут оценить собственное самочувствие, и проявлять большую чуткость к ребенку, если он жалуется, что какие-то упражнения для него сложны, недоступны, во время упражнения он испытал дискомфорт.
В подборе упражнений и стихов для физкультминутки педагогу следует помнить, что это, своего рода, игра и нужно руководствоваться следующими правилами:
- Перед знакомством с физкультминуткой необходимо обсудить ее содержание, отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
- Упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению; они должны охватывать в основном крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда целесообразно включить включить ходьбу на месте, подскоки, приседания в руках карандаш или кисть , целесообразно включить упражнение для мышц кисти руки:и сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения пальцев рук.
- Выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой в форме физкультминутки
- Произносить тексты физкультминуток воспитатель должен максимально выразительно: то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах
- При повторных проведениях физкультминутки дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало или окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целеком, соотнося слова с движениями.
- Не ставить перед детьми сразу несколько сложных задач( к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей, особенно младших групп, ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к физкультминутке.
- Стимулировать подпевание детей, проговаривание вместе с вами, «не замечайте», если они по началу делают что-то неправильно, поощряйте успехи
- Физкультминутки, также как и другие стихи и игры, побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и показывать его творческие достижения другим детям, родителям.
- Выбрав две или три физкультминутки, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.
- Нельзя принуждать делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания. Надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменить задание) или поменяйте физкультминутку, подобрав подобную.
- Содержание физкультминутки надо варьировать в зависимости от характера и условий проведения конкретного занятия, а не давать ее заранее целиком составленную на всю неделю для любого занятия.
- Если дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять внимание, отвлечь от занятия и потом вернуть детей к работе будет очень сложно. [20]
1.4.Особенности проведения физкультминуток
В первую очередь, использование физкультминуток зависит от возраста ребенка, поскольку малыши устают быстрее и чаще нуждаются в отдыхе для восстановления внимания и работоспособности. Более взрослые ребята, уже привыкшие к школьному режиму, легче переносят необходимость оставаться за партой, хотя и им необходим периодический отдых и смена деятельности.
При подготовке к проведению физкультминутки педагог должен учесть, насколько свободно организация пространства класса позволяет выполнять физические упражнения, возможно ли положить детей на пол, или упражнения будут выполняться стоя у парты, хватает ли детям места, чтоб не задевать друг друга, получится ли организовать подвижную игру вместо стандартной физминутки, например, если музыкальное занятие происходит в спортивном или музыкальном зале и есть много открытого пространства.
Проблемой проведения физкультминутки может стать то, что, испытав возбуждение от двигательной активности, дети не могут успокоиться и продолжают играть и переговариваться в тот момент, когда пора уже снова обратиться к уроку. [17]
Для преодоления этой проблемы существуют особые методические приемы стабилизация внимания, которые часто заложены уже в самих формулировках физкультминуток. Часто это бывают завершающие отдых формулировки подобного типа: «И опять за парту - плюх!», «Раз, два, три, четыре, пять, мы начнём опять писать», «За парты тихо скок и продолжим наш урок».[13]
Привыкнув к регулярному выполнению физкультминуток на уроке, дети включаются в необходимый ритм работы и начинают спокойнее возвращаться к уроку, потому можно сказать, что эта проблема решается привычкой и дисциплиной.
При использовании в выполнении физкультминутки какого-либо инвентаря (мячиков, рисунков для выполнения гимнастики глаз и т. п.) необходимо учитывать, сколько детей будет присутствовать на уроке, хватит ли инвентаря для всех, насколько хорошо детям в конце класса будет видно наглядное пособие, если оно одно используется для всего класса.
Физкультминутки без дополнительного инвентаря дают педагогу больше свободы действия и возможность включить в занятие какие-то незапланированные упражнения, если он видит, что они необходимо: например. Именно на этом уроке детям пришлось много писать и можно, кроме стандартного комплекса для всего тела, добавить упражнения на разминку пальцев рук и восстановление мелкой моторики рук. [18]
Такая работа особенно важна с младшими детьми, для которых процесс письма еще непривычен, и вызывает глубокое и неестественное напряжение мышц рук и спины.
Педагогу необходимо следить за тем, каким образом ребенок держит предмет (на согнутых или вытянутых руках), правильно ли выполняют упражнение.
Комплексы физкультминуток можно организовать под счет, аудио и видеозапись, имеющие четкий ритм, в этом случае так же стоит позаботиться о наличии необходимого оборудования.
Все упражнения должны быть просты по координации движений, веселыми, знакомыми и интересными для детей. Комплексы упражнений должны быть разными по форме и содержанию.
От самого педагога в процессе проведения физкультминутки требуется:
1. Уметь хорошо двигаться и образно показывать упражнения.
2. Уметь сочетать движения с музыкальным ритмом.
3. Знать терминологию физических упражнений.
Показ упражнений педагогом имеет тем большее значение, чем младше ребенок. Для малышей может быть сложно зеркально выполнять упражнения, поскольку их восприятие движения не настолько еще развито, а знакомство с понятиями сторон (право, лево, вперед) может иногда давать ошибки, и в работе с ними имеет смысл при показе упражнений встать спиной к детям и показать упражнение так, чтобы детям не приходилось задумываться, как соотносится левая рука учителя с их левой рукой, а можно было только повторять движение по аналогии.
Подводя итог, можно сказать, что ребенок в целом расположен к физической активности, и в процессе обучения в ДОУ уже освоил базовые формы активности, поэтому от педагога на уроке музыки требуется только обращаться к естественному интересу ребенка к физической активности и внимательно следить за утомляемостью класса, чтобы использовать физминутки вовремя.
Выводы по 1 главе
В первом параграфе мы изучили понятие «физкультминутки» с точки зрения физического воспитания, физиологии и гигиены.Определили их цель, выявили основные задачи физкультминуток и цель проведения физкультминуток на уроках в начальной школе, и в частности, на уроке музыки.
Во-втором параграфе мы выявили различные классификации физкультминуток, представили краткую характеристику каждой группы и пришли к выводу, что использование одних и тех же физкультминуток может быстро утомить детей, поэтому на каждом занятии должна быть регулярная смена физкультминуток, которая будет освежать интерес детей к физической активности и вносить разнообразие в их физическую деятельность, а также станет эффективным средством снятия утомления, повышения настроения и мотивации к учебной деятельности.
В третьем параграфе мы рассмотрели основные требования к проведению физкультминуток на уроках и выявили основные правила, которых должен придерживаться педагог для грамотного проведения физкультминуток во время урока, так как доказано, что физкультминутки являются важным моментом в уроке.
В последнем параграфе мы обратились к особенностям проведения физкультминуток педагогу следует внимательно следить за физическим состоянием класса и включать физкультминутку только по требованию и стараться не нарушать тематическое построение урока, так как дети не всегда могут сразу успокоиться и будет нарушено целостное восприятие музыкального произведения.
.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детство-уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется здоровье личности. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.
Наше исследование актуально, интересно и требует дальнейшего изучения. Мы ставили перед собой цель выявить возможности использования физкультминуток на уроках музыки для стабилизации физического состояния и учебной активности школьника.
В реализации физкультминутки должны учитываться индивидуальные противопоказания и общие возрастные проблемы, поэтому только комплекс, учитывающий эти нюансы, является безопасным для здоровья учащегося.
Для достижения большего эффекта физкультминутки рекомендуется использовать регулярно, а так же формировать у ребенка привычку самостоятельно следить за своим режимом труда и помнить, что несколько минут физических упражнений может быть включено в любую работу.
Цель исследования достигнута, задачи выполнены. В приложении к исследованию представлены комплексы физкультминуток, которые можно успешно использовать в учебном процессе.
В курсовой работе мы планируем изучить здоровьесберегающие технологии и возможности их внедрения в образовательный процесс на уроке музыки и, возможно, разработать методические рекомендации для учителей музыки.
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Богатырев, B. C. Физическое здоровье школьников / В.С. Богатырев-Вятский медицинский вестник. 2002. №3. С.26-29
- Быков, Е. В. Интеграция образовательных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе / Е.В. Быков - Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. №4 (137). С.64-68
- Гайтеров А.Н. Алфавитные физминутки /А.Н Гайтеров// Единое окно доступа к образовательной модели — URL: https://www.twirpx.com/file/484807 (Дата обращения: 11.02.2018)
- Горелик В. В. Оценка физического развития и здоровья школьников общеобразовательной школы / В.В. Горелик - Вестник ОГУ. 2010. №6 (112). С.69-73
- Капранов С. В., Петров К. В. Влияние занятий физкультурой и спортом на состояние здоровья школьников промышленного города / С.В. Капранов, К.В. Петров - ППМБПФВС. 2013. №8. С.36-40
- Копейкина Н. А. Проблемы сохранения здоровья школьников / Н.А. Копейкина - Проблемы развития территории. 2012. №4. С.44-52
- Кудрявцева Е., Симановская Е. Способствовать движению — познавая мир (подвижные игры для билингвов) / Е. Кудрявцева, Е. Симановская - Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. №6. С.71-77
- Латыпов И. К. Здоровье детей и проблемы физического воспитания школьников / И.К. Лапытова - ППМБПФВС. 2009. №10. С.102-105
- Лисина Г. А. Создание здоровьесберегающей и развивающей среды на уроках в начальной школе как средство воспитания интеллектуальной и творческой личности / Г.А. Лисина - Эксперимент и инновации в школе. 2010. №5. С.72-77
- Малафеева С. Н., Вершинина Н. А. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников / С.Н Малафеева, Н.А. Вершинина - Специальное образование. 2014. №2. С.30-39
- Овчинникова Т. С. Музыка для здоровья / Т.С. Овчинникова - Cпб.: Союз художников, 2004. - 41 с.
- Овчинникова Т. С. Подвижные игры / Т.С. Овчинникова - СПб.: КАРО, 2006. 144 с.
- Овчинникова Т. С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду / Т.С. Овчинникова // Единое окно доступа к образовательным ресурсам - URL: https://www.twirpx.com/file/821805 (Дата обращения: 11.02.2018)
- Панкратович Т. М., Купцова В. Г. Создание физкультурно-игровой среды в образовательном пространстве дошкольного учреждения как условие эффективного воспитания координационных способностей детей 5–6 лет / Т.М. Панкрактивич, В.Г. Купцова - Концепт. 2013. №10 (26). С.106-110
- Савина Л. Н. К вопросу о состоянии здоровья современных российских школьников / Л.Н. Савина - Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2009. №18.
- Самарцева И. Ю., Курбачева Т. Л. Здоровьесбережение как одно из приоритетных направлений модернизации системы образования /И.Ю Самарцева, Т.Л. Курбачева - Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. №4. С.39-43
- Строкань В. В. Актуальность проблемы сохранения здоровья школьников / В.В. Строкань - ППМБПФВС. 2007. №11. С.266-269
- Симоненко С. М. Физическое воспитание и здоровье школьника / С.М Симоненко - Ученые записки университета Лесгафта. 2009. №10. С.86-89
- Фриц Н.В. Детский альбом физкультминуток Учимся отдыхая / Н.В Фриц - Санкт-Петербург 2011. С.3
- Ячменникова Т. С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе / Т.С Ячменникова - Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. №5. С.66-71
- Приложение 1
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения
1. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - 2 - круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 - 4 - то же левой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватить себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и. п. то же налево. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.
4. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - повернуть голову направо. 2 - и. п. то же налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти
И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулаках, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища
И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный.
5. Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
4. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
5. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.
6. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.