занятие "Маленький гений" (о творчестве В.А.Моцарта)

Фадеева Ирина Васильевна

Цель: приобщать подрастающее поколение к классическому музыкальному наследию, развивать творческое мышление. Когда звучит "Маленькая ночная серенада", можно представить Австрийскийгородок Зальцбург. Именно по заказу горожан для праздничных шествий и была сочинена  эта музыка. Моцарту было всего 10 лет.Конечно, под такую лёгкую, весёлую музыку невозможно устаять на месте. Предлагаю детям представить себя на карнавале и потанцевать. За свою короткую жизнь Вольфганг Амадей сочинил много разной музыки. Но самая известная и часто исполняемая- это симфония №40. Слушаем фрагмент 1-ой части(дети определяют характер звучания и называют инструменты симфонического оркестра). Есть в творчестве Моцарта и вокальная музыка. Разучивание песни "Спи, моя радость, усни". В.А. Моцарта называют "светлым композитором". Он жил давно,  но его музыка до сих пор исполяема и любима. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план-конспект25.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

http://otduhay-ka.ru/wp-content/uploads/2012/06/mozart.jpg   План занятия «Маленький гений»

                                                    (о творчестве В.А.  Моцарта)

Цель – приобщать детей к классическому наследию, воспитывать интерес, любовь к музыке, развивать активность, творческое мышление, опираться на имеющиеся у детей музыкально-слуховые впечатления (в д/саду, на уроках музыки в школе), закреплять навыки напевного пения, четкого произношения слов.

Атрибуты – портрет Моцарта, музыкальные записи, иллюстрации, карточки с тремя «китами», муз инструментами симфон оркестра, словарь эстетических эмоций (плакат), музыкально-шумовые инструменты.

Муз. репертуар: симфония №40 (фрагмент 1-ой части), «Маленькая ночная серенада», песни «Весенняя», «Спи, моя радость, усни».

Подготовка: разучить с солистами песню «Весенняя», ранее на занятиях играли ритмич. рисунки, были танцевальные импровизации.

                                         Ход занятия.

Педагог: Совсем недавно я слушала музыку австрийского композитора В.А.Моцарта (портрет). Ребята, кто-нибудь знает этого автора? (ответы) Конечно, вы могли слышать его музыку и на уроках музыки, и в кино, и по радио, и, наконец, когда были в дет.саду.

 Звучит «Маленькая ночная серенада».                                                                                                                                  

Педагог: Когда звучит эта музыка, я представляю себе старый Зальцбург – родину композитора…Музыка… Наверно, когда-то, выпорхнув из окон, она заблудилась в вечернем саду, да так и осталась там. За клавесином (это струнный щипковый инструмент, показ иллюстрации) сидит маленький мальчик, по имени Вольфганг Амадей Моцарт. В 6 лет Вольфганг вместе с отцом и сестрой Марией отправляется в концертное путешествие по городам и странам Европы. Концерты, данные детьми Леопольда Моцарта в Вене, произвели сенсацию. Музыкальная семья была приглашена во дворец австрийского императора. Там каждый день Вольфганг и Мария играли в 4 руки или отдельно. Вольфганг импровизировал на разные мелодии, играл трудные пьесы на клавиатуре, накрытой платком.

   В начале занятия звучала вот эта музыка( звучит «Маленькая ночная серенада»). Её  заказали жители Зальцбурга, которые очень любили веселиться и умели играть на разных муз. инструментах. Композитору в ту пору было всего 10лет, и его называли маленьким гением, вундеркиндом, потому что он был маленького роста, хрупким мальчиком.

Вопросы: Какая по характеру музыка?

                 Как вы думаете, что делали под эту музыку жители Зальцбурга?

                 Как бы вы назвали её? (На доске висит словарь эстетических эмоций, с помощью которого  дети определяют настроение музыки).    

Педагог: Сам композитор назвал её «Маленькая ночная серенада». Конечно, под такую лёгкую, быструю музыку невозможно устоять на месте – все танцуют, шутят, поют, веселятся…

                А вы хотите покружиться, подвигаться вместе с этой воздушной музыкой?  

Импровизация танцевальных движений (по желанию) под «Маленькую ночную серенаду».

Педагог: Продолжаем слушать музыку великого Моцарта. За свою недолгую жизнь (он прожил всего  неполных 36 лет) гениальный композитор сочинил много разной музыки. Но наиболее известной стала симфония №40 (симфония- крупное муз. произведение для симф. оркестра, состоит из 4-х частей). Но мы послушаем только отрывок из 1-ой части.

Звучит фрагмент 1-ой части симфонии № 40.

Вопросы: Как звучат две темы 1-ой части?

                 Какие инструменты вы услышали? (ответы иллюстрируются карточками с изображением  инструментов симфон. оркестра )

  Педагог: Музыка Моцарта наполнена светом, радостью. Поэтому его называют «светлым композитором». Это звучала музыка симфонии № 40. Но Вольфганг Моцарт сочинял не только инструментальную музыку. У него есть и вокальные произведения – песни, и некоторые вы или слышали, или сами поёте. Послушайте песню «Весенняя», её исполнят девочки.

Педагог:  Правда, красивая песня?  

Вопросы: Какими выразительными средствами композитор передаёт настроение, выраженное в поэтическом тексте?

                 Какие два жанра встретились в песне? Покажите карточки (песня и танец).

Предлагаю  детям исполнить ритмич. рисунок с помощью муз. инструментов (кастаньеты, погремушки, маракасы, бубны, ложки).   Разучивание  текста в ритме мелодии.

Разучивание мелодического рисунка. Напоминаю, что петь надо напевно, на дыхании, допевать концы фраз.   Исполнение 1-2 раза.      

Педагог: А теперь прозвучит песня, которая вам, наверняка, знакома с детства.

Звучит мелодия песни «Спи, моя радость, усни». ( Ответы детей, напоминаю слова)

Педагог: К какому жанру относится эта песня? (колыбельная) Как вы поняли, что это колыбельная песня? (спокойный темп, волнообразная мелодия, тихое звучание). Давайте повторим слова и исполним эту красивую колыбельную песню.

Исполнение 1-2 раза. Оценка пения педагогом.                                                                                                                                        

Педагог: Сегодня мы с вами познакомились с гениальным австрийским композитором, как его зовут? (ответ детей) Правильно, Вольфганг Амадей Моцарт. Он жил давно, но до сих пор его музыка звучит во всём мире. Я очень рада, что вы её внимательно слушали и хорошо исполняли. На других занятиях мы будем тоже исполнять всеми любимые песни известного композитора.