Рекомендации по самостоятельной работе с детским хоровым коллективом
Формы и методы работы с детским хоровым коллективом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_priemy_raboty_s_horom.docx | 17.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
С ДЕТСКИМ ХОРОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ.
Приемы работы с детским хоровым коллективом:
Приемы работы над интонацией:
- слуховая наглядность (пение, показ на инструменте);
- зрительная наглядность (запись на доске);
- объяснение (теоретическое);
- пение с остановкой на отдельных звуках;
- исполнение сложного интервала в прямом и обратном движении;
- показ рукой движения мелодии;
- пение с «закрытым ртом»;
- пение «про себя» (вступление по руке);
- пение на слоги «ку», «ю», способствующих удержанию интонации;
- пение на «р»;
- транспонирование трудного места и исполнение его в удобной тональности с последующим возвращением в прежнюю;
- выявление и использование опорных слов (слогов), влияющих на интонацию;
- использование гармонической поддержки для осознания как внутреннего тяготения отдельных звуков, так и отклонений;
- индивидуальная работа.
Приемы работы над точностью ритмического рисунка:
1. прохлопывать ритмический рисунок;
2. петь с отстукиванием метрической доли;
3. собственный показ (слуховая наглядность);
4. петь с пульсацией (дробление крупных длятельностей на более мелкие-восьмые, шестнадцатые);
5. петь с пульсацией, отстукивая ее пятками (стоя на носочках опускаться на пятки, при этом ноги не согнутые в коленях);
6. петь с тактированием;
7. петь со счетом.
Приемы работы над кантиленой:
- собственный показ;
- показ протяжности фразы или слова рукой;
- пение на одном звуке с ощущением протяжности фразы, равномерного распределения дыхания;
- пение на слоги – «лё», «ла», «ю», способствующих напевности звучания;
- дробление долгого звука на более мелкие длительности (ощущение внутридолевой пульсации, наполнение звука);
- распевание гласной и отнесение согласной к следующему слогу (применять этот приём можно, отдельно произнося текст, а затем и в пении);
- сопоставление штрихов, темпа и характера исполнения (напр. скандируя «marcato», в быстром темпе, маршевом характере исполнить песню, где требуется напевность «legato», спокойный темп, нежное, светлое звучание).
Приемы работы над метро-ритмическим, агогическим ансамблем:
- чёткий показ дирижёра, особенно в произведениях полифонического склада или со сложным ритмическим рисунком - синкопа; различный ритмический рисунок S и A в припеве);
- прохлопывание пульса;
- подчёркивание сильной и относительно сильной доли жестом;
- чтение текста в ритме песни.
Приемы работы над тембровым и динамическим ансамблем:
- пение на слоги (способствует однородности звучания);
- для прослушивания одной из партии в общем звучании, она может быть исполнена с текстом в динамике на «mf», в то время как другая – с «закрытым ртом» на «р», этот приём можно удачно использовать в песнях с терцовым, параллельным соотношением голосов;
- обозначение в партитуре динамического соотношения голосов;
- предварительный анализ значимости порученного партии музыкального материала;
- исполнение партии, где сосредоточен основной тематический материал, всем хором;
- индивидуальная работа (пение дуэтом, ансамблем).
Приемы работы над дикционным ансамблем:
- проговаривание текста хором беззвучно, шёпотом, громко, скандируя в одном темпе и с ускорением;
- чёткое произношение в ритме музыки, нараспев;
- пение на слоги «па», «та», «ку» и т.д.;
- произношение текста «staccato» с перенесением согласных к последующему слогу;
- выразительная коллективная декламация.
Приемы работы над выразительным исполнением произведения:
- рассказ, который усиливает впечатление (это может быть отрывок из литературного произведения);
- показ наглядных пособий и репродукций;
- беседа о содержании, исполнительском плане;
- музыкально-ритмические движения (головой, жестом, с выделением главного слова);
- выразительное чтение текста, работа над знаками препинания;
- исполнение подобного музыкального произведения (по характеру, содержанию или стилю);
- составление эмоциональной партитуры;
- выразительное исполнение с дирижированием учащихся хора;
- исполнение без дирижёра;
- исполнение произведения с транспонированием каждого куплета на полтона выше (связать изменения тональности с увеличением динамики);
- прослушивание произведения в записи с последующим анализом.
Формы работы.
По количественному составу:
- Tutti – все месте;
- По две, три идентичных партии (в октаву, квинту, терцию или одинаковый текст)
- По партиям (отдельно S, A);
- Индивидуально, по одному;
- Дуэтами, трио, квартетами и т.д. (из одной или разных партий)
По способу исполнения:
- Сольфеджио;
- На буквы и слоги;
- С зактытым ртом;
- С вибрацией;
- На «немой» звук;
- С текстом.
По качеству сопровождения:
- А капелла;
- С дублированием партии на фортепиано;
- С дублированием партитуры на фортепиано;
- С игрой других партий на фортепиано;
- С сопровождением фортепиано