Сценическое волнение музыканта

Батюта Елена Алексеевна

В материале освящена проблема сценического волнения музыкантов, разобраны причины волнения. В доступной для учащихся форме  даны советы по управлению сценическим самочувствием. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenicheskoe_volnenie_muzykanta_otredaktirovannoe.docx38.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

СЦЕНИЧЕСКОЕ ВОЛНЕНИЕ МУЗЫКАНТА

Общешкольный классный час

Подготовка и проведение:  Батюта Е.А. и Коржуева И.Ю.

01.03.2020

г. Сафоново


Актуальность выбранной темы определяется отсутствием комплексной методики воздействия на сценическое самочувствие юного музыканта в процессе публичных выступлений при чрезвычайной важности владения основами этой методики для любого исполнителя, особенно юного.

Цель классного часа: отобрать, освоить и донести до юного слушателя наиболее оптимальные приемы овладения творческим самочувствием на сцене.

Задачи: 

  1. Изучить особенности сценического самочувствия.
  2. Выявить причины возникновения сценического волнения.
  3. Отобрать действенные методы управления сценическим самочувствием.
  4. Донести до обучающихся способы борьбы с волнением в простой, доступной всем возрастам и увлекательной форме.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Вступление.

2. Сценическое волнение. Формы его проявления.

3. Этапы сольного выступления.

4. Причины волнения. Советы по его преодолению.

5. Методы управления сценическим волнением. Психокоррекция.

6. Заключение.                               

1.) Вступление.

Все, кто обучается в музыкальной школе, прекрасно знают, что это обучение тесно связано с выступлениями учащихся на сцене на академических концертах, в конкурсах, а также с выступлениями перед публикой в концертах разной тематической направленности. Само концертное выступление - это неотъемлемая часть обучения юного музыканта. Вы не только накапливаете в процессе обучения свои умения и навыки, но и транслируете их  на сцене для зрителей, родителей и педагогов. То есть, для любого музыканта концертирование – это итог большого предварительного творческого труда на уроках и дома.

Концертное выступление дарит любому музыканту особое состояние – ВДОХНОВЕНИЕ! Я надеюсь, что кто-либо из вас смог хоть однажды ощутить это прекрасное состояние, когда на сцене легко воплощается под твоими пальцами все задуманное, а после выступления от счастья хочется воспарить!

В то же время, любой исполнитель, юный или взрослый и опытный, не важно, испытывает на сцене сильнейшее волнение, во многом связанное со сложностью и ответственностью выполнения художественных и исполнительских задач, которые на нем лежат. Исполнитель во время выступления на сцене попадает в совершенно иную реальность  - такую обстановку, в которой он ранее не жил, не действовал, не мыслил, не чувствовал. Он действительно находится в необычной обстановке, ведь  не каждый день мы с вами пребываем на сцене в центре внимания и делаем что-то, за что нас с вами будут « судить».

Так, например, художник, знакомя зрителей на выставке с результатами своего труда, обычно довольствуется пассивной ролью. Пока посетители  на выставке оценивают его творение, он не в состоянии ни испортить, ни исправить своего творения. Иное дело музыкант – исполнитель: самые различные, внутренние,  связанные с его психикой, факторы способны в момент выступления или погубить достигнутые результаты, или приблизить его выступление к совершенству.

  1. Среди причин, оказывающих сильное влияние на качество игры на сцене, существенное значение имеет сценическое волнение.

Для каждого исполнителя волнение на сцене является неиссякаемым источником беспокойства. Сколько неудач на сцене, неосуществленных замыслов происходит по вине сильного волнения музыканта на сцене. Уже одно представление о публичном выступлении часто вселяет в душу  музыканта известную тревогу. Я вспоминаю по этому поводу слова известного пианиста Ф. Шопена: « Я не способен давать концерты, толпа меня пугает, меня душит ее учащенное дыхание, парализуют любопытные взгляды, я немею перед чужими лицами». Видите, как сильно волнуются даже именитые музыканты! Каждый исполнитель из своего опыта знает: полноценное творчество в таком состоянии невозможно. Находясь во власти сценического волнения, исполнитель делает не то, что он хочет, а то, что делается под влиянием случайных обстоятельств, и что порой противоречит его же собственным убеждениям.

Подтверждением сказанному служат слова известного педагога и пианиста Г.Г.Нейгауза: « Известно, что были превосходные виртуозы, которые боялись эстрады и обычно играли перед публикой гораздо ниже своего настоящего уровня».

Сценическое волнение очень по-разному проявляется: оно может воодушевлять и в этом случае позволяет раскрыть потенциальные возможности артиста. Но больше всего оно беспокоит исполнителей и педагогов своим угнетающим воздействием и слабой управляемостью. Волнуются все или, по крайней мере, подавляющее большинство артистов, учащихся и студентов. Признания об этом можно прочитать в трудах известных музыкантов, композиторов и выдающихся артистов, таких как Антон Рубинштейн, Константин Сергеевич Станиславский, Шарль Мюнш, Давид Ойстрах, Яков Флиер. Сильно волновались всегда Шаляпин, Софроницкий, Скрябин.

Великий певец Ф.И. Шаляпин на вопрос о том, волнуется ли он на сцене, ответил: « На сцене не волнуются только покойники и болваны!»

  1. Этапы сольного выступления.

По наблюдениям многих исполнителей, подготовку к выступлению и пребывание музыканта на сцене можно разделить на несколько этапов. Давайте их рассмотрим (я буду вам рассказывать, а вы вспоминайте – что происходит с вами накануне выступления и в момент выступления на сцене).

а.) 1 этап - предконцертный период.

Если само исполнение для публики подлинному артисту, уверенному в себе  часто доставляет наслаждение, то предшествующий день, а то и несколько дней даже у мастеров нередко протекают как при тяжелой болезни. Волнуются все – и стар, и млад! Ни эстрадный опыт, ни исполнительское дарование, вплоть до гениального, не спасают от волнения. Предконцертный период вызывает сильные предстартовые эмоции. Он может наступить уже с момента появления афиши, извещающей о предстоящем концерте, и продолжаться вплоть до окончания выступления на сцене. Смутное волнение в предконцертные дни может проявиться в острой форме в день самого концерта. Ночь накануне концерта – нередко бессонная ночь.  В ходе волнения проявляются признаки стресса: отсутствие аппетита, жалобы на физическое недомогание, тремор рук. Волнение возрастает по мере приближения выхода на сцену. День концерта тягостен с утра: мучают сердцебиение, тошнота, пища не идет в горло, кружится голова и, самое страшное, перестала выходить подготовленная программа – изменяет память, кажется, что забыл текст, не слушаются и подчас трясутся руки.

По мере приближения решительного часа нередко упадок сил сменяется возбуждением: не найти себе места, хочется еще и еще раз попробовать сыграть свою программу…… Скорее бы на сцену!

б.) 2 этап - концертное выступление. 

И вот этот миг настал. Полный страха и надежд переступает волнующийся артист порог сцены. Десяток шагов до середины сцены кажутся ему бесконечными. Как по льду, чужой походкой идет он, не зная – куда девать руки и как держать голову (курьезно переживал это Чайковский - при дирижировании оркестром ему казалось, что его голова клонится набок и он поддерживал ее левой рукой). Стресс приводит к усиленному выбросу гормонов адреналина и норадреналина, в результате чего учащается сердцебиение и повышается кровяное давление. Наконец музыкант дошел к инструменту. Поклон. Зал затих. Секунды покоя. Можно начинать. В эти секунды важно заполнить сознание представлением сочинения, с которого будешь начинать, желательно пропеть мысленно начало, представить темп. Для этого важно спокойствие. Если это удается – все пойдет хорошо.

Но бывает, что нервы не успокаиваются, мысли скачут. Очевидно, возбуждение перешло допустимые границы и переросло в панику. Как следствие часто – дезорганизация всего игрового аппарата. Теряется чувство меры, может нарушиться темп. Повышается тонус мышц. Руки начинают плохо слушаться. Они  безудержно бегут вперед или, наоборот, становятся тяжелыми и ленивыми, вялыми, гаснет темперамент. Нервная система напряжена. От этого у некоторых бывают холодные, дрожащие руки. Таким детям нужны варежки перед выступлением. У других же руки становятся мокрыми, потными. Они буквально «катаются» по инструменту, мешая своему «хозяину» руководить игрой. Таким детям нужен носовой платок, чтобы  вытирать руки, а так же клавиатуру после своей игры. И, наконец, самое страшное, что приключалось хоть раз с каждым – вдруг отказывает память! Иногда это сказывается только на двигательной памяти – руки « забывают». В этих случаях все же можно выйти из затруднения, опираясь на музыкальную память, на слух попытаться подобрать ускользнувшую мелодию. Бывает еще хуже – парализуется музыкальная память. Музыкант не может вспомнить – «что идет дальше».  В некоторых случаях его спасают двигательные автоматизмы (как мы говорим – «вывозят руки»). Если и они не помогут, то неизбежна остановка, а когда музыкант не потерял еще самообладания, - скачок на ближайшую точку опоры (желательно впереди, т. к. возвращение назад опасно, - нередко память снова отказывает в том же месте). Но страшнее всего, если туман застилает сознание,  и ты не понимаешь – в каком месте исполняемого произведения ты находишься. Поэтому очень важно во время игры представлять нотный текст и ясно понимать – где ты играешь, не отвлекаясь на посторонние мысли, держа свое сознание «в узде».

Я не пытаюсь запугать вас! Я пытаюсь объяснить – какие процессы происходят в организме под воздействием стресса, коим и является выступление на публике, а также объяснить – как с этим можно бороться. Может быть как раз, понимая, что волнение на сцене, - это частое явление, присущее всем музыкантам в разной степени, вы отнесетесь к нему чуть проще и станете бояться сцены чуть меньше.

  1. Причины волнения. Советы по его преодолению.

Больше всего волнуются обычно люди, не очень уверенные в себе и своих способностях, люди с не очень устойчивой психикой. И тут совет один: постараться успокоиться, расслабиться перед выступлением насколько это возможно. Хорошо поможет здесь аутотренинг, самовнушение. Полезно проговаривать формулы для внушения типа: « На публике я играю с большим удовольствием», «Я и музыка – одно целое», « Все задуманное мною обязательно исполнится, ведь я вложила в это душу и старания».

Некоторая часть волнения перед выступлением происходит от «нечистой совести», от понимания, что не доучил, недостаточно подготовился к выступлению из-за собственной лени. Здесь может помочь такой совет: всегда работать на совесть, делать максимально возможное. Тогда и волноваться будет не о чем! Помнить слова Римского – Корсакова о том, что «волнение обратно пропорционально степени подготовленности».

Некоторые исследователи связывают сценическое волнение с неуверенностью исполнителя в безотказной работе своей памяти. Нельзя во время выступления также отвлекаться и думать о постороннем.

Знаменитый актер Ю. М. Юрьев рассказывает по поводу появления посторонних мыслей во время выступления следующую историю: « Я уже стал немного осваиваться на сцене и осмелился даже заглянуть в зрительный зал. Предо мной огромное темное пространство, сверху донизу наполненное зрителями. И при виде этой картины вдруг у меня на один момент мелькнула мысль: « А что будет со мной, если я забуду?». И стоило мне только об этом подумать, как моментально все спуталось в моей памяти; внимание исчезло и…я не знал – что говорить». Выручила Юрьева тогда подсказка суфлера. Да. На сцене в момент выступления не должно быть никаких посторонних мыслей. Только о том, что ты делаешь. Надо мысленно представлять текст, который исполняешь и как бы идти за ним.

Надо сказать, что не все, выступающие на сцене, так бурно и долго волнуются. У некоторых успокоение и прояснение сознания возникает уже в первые минуты выступления, а то и после прикосновения к инструменту. У них быстро восстанавливается пульс, дыхание, тонус мышц, внимание постепенно приходит в нужное русло. Возвращаются в полном объеме слух и зрение. Исполнитель вполне может думать на сцене и решать поставленные задачи во время игры. Более того, существует определенная зависимость: чем лучше мы готовы к выступлению – тем меньше волнуемся. Вывод напрашивается сам: тот, кто хорошо занимался и хорошо знает исполняемое на эстраде произведение, - вряд ли будет паниковать на сцене, а значит и выступление его будет наиболее удачным. Таким образом, наша с вами задача – воспитывать в себе трудолюбие, артистические способности, а так же умение  владеть собой на сцене. Это важные качества для любого артиста.

В конце исполнения, если музыканту  удается передать все задуманное, некоторые исполнители  вообще способны испытывать особое чувство вдохновения - эйфорию -  способное удерживать его в профессии исполнителя всю жизнь (это особое состояние счастья, когда кажется, что горы свернул бы и готов к новым свершениям!)  

  1. Методы управления сценическим волнением. Психокоррекция.

Далеко не все музыканты умеют управлять собою на сцене и перед выступлением. Многие подчас не знают конкретных способов преодоления волнения и появляющихся при этом мышечных напряжений. А ведь существуют реально работающие методы по управлению своим сценическим самочувствием. Есть методы психологической настройки, а есть профессионально – педагогические методы. И вы их должны знать. Давайте разберем некоторые из них.

Каждый артист по-своему приспосабливается к выступлению, настраивается на него, пытаясь снять излишний стресс.  Кто-то по-возможности, старается «познакомиться» со сценой и роялем еще до выступления в новом зале. Некоторые перед выходом «травят» анекдоты и им это помогает. Кто-то использует методы психической саморегуляции. Для этого надо сначала сесть или лечь и попытаться расслабиться и как бы погрузиться в состояние полного спокойствия без мыслей. Затем попытаться четко представить место, где вы будете выступать, чтобы привыкнуть в своем воображении к тем условиям, в которых будет происходить предстоящее выступление. Это метод «приучения». Затем уже мысленно прорабатывается образная картина удачного концертного выступления.  Так делать несколько дней до выступления (например, на ночь).

Существует еще так называемый метод « ролевой подготовки», когда начинающий исполнитель как бы входит в образ хорошо ему известного музыканта – исполнителя, который хорошо играет и не боится публичных выступлений. И тогда, вопреки своему состоянию, он начинает играть роль человека, уверенного в себе, яркого исполнителя. При этом внутри неминуемо будет рождаться новое психическое состояние, в котором будут преобладать настроения уверенности и мажорного мироощущения.

Полезно накануне выступления одеться в концертный костюм и провести «генеральную  репетицию», приблизив ее к обстановке концерта, а в качестве зрителей можно посадить на стулья кукол или родителей.

  Кто-то перед самым выходом на сцену концентрирует внимание на дыхании и делает небольшую успокаивающую дыхательную гимнастику. Для этого подходит так называемое «вечернее дыхание», при котором выдох в 4 раза длиннее вдоха (например, вдох на 1 счет, выдох – на 4 счета). При этом используем брюшное или диафрагмальное дыхание, когда живот несколько выпячивается при вдохе, а при выдохе втягивается. Еще лучше устраняется возбуждение, когда дыхание сочетается с напряжением и расслаблением мышц. При вдохе следует в полсилы напрячь мышцы рук или ног, а при выдохе расслабить их и «вслушаться» в возникающие ощущения.

Музыканты также должны помнить, что во время выступления они могут подвергаться посторонним помехам (отвлекающим факторам): шум в зале, хождения, кашель, температура воздуха, освещенность и т. д. Ко всему этому надо быть морально готовым.

Остается рассмотреть профилактические, лечебные и медикаментозные методы борьбы с волнением на сцене.

Прежде всего это общегигиенические  меры укрепления организма: здоровая доброжелательная обстановка накануне концерта, правильный режим работы и отдыха, полноценный здоровый сон, обеспечение организма кислородом (хорошо проветриваемая комната, в которой проводятся репетиции и прогулки), гимнастика по утрам, водные процедуры, укрепляющие нервную систему.

Нежелателен прием стимуляторов – теина и кофеина, употребляемых обычно в виде крепкого чая и кофе. Они усиливают возбудительные процессы, и без того обостренные перед выступлением.

Нежелателен также прием тормозящих психику препаратов – брома и валерианки. Они плохо сказываются на памяти.

  1. Заключение.

Итак, мы рассмотрели с вами массу способов, с помощью которых можно скорректировать свое волнение на сцене и научиться владеть собой в момент выступления.

Самое же важное для любого исполнителя на сцене – это быть увлеченным исполняемой музыкой, стремиться к воплощению образов, заключенных в ней.

Если вы будете погружены в музыку, которую исполняете, - вам будет просто некогда волноваться на сцене, вы будете получать удовольствие, находясь на ней.

Я от души желаю вам отличного сценического самочувствия! Любите музыку и не бойтесь сцены! Постарайтесь подружиться с нею!

 

Используемая литература:

  1. Алексеев А.В. Себя преодолеть. – М.: Знание, 1985. – 203с.
  2. Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Л.: Музыка, 1969. – 283с.
  3. Благой Д.Д. Роль эстрадных выступлений в обучении музыкантов – исполнителей. // Методические записки по вопросам музыкального образован7ия. – М.: Музыка, 1991. – 292с.
  4. Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. – Музыка, Ленинградское отделение, 1974. – 380с.
  5. Бочкарев Л. Психологические аспекты публичного выступления музыкантов – исполнителей. // Вопросы психологии. – М.: Знание, 1975. - №1. – с. 32-63.
  6. Бочкарев Л. Психология музыкальной деятельности. – Киев.: 1979. – 307с.
  7. Готсдинер А.Л. Подготовка учащихся к концертным выступлениям // Методические записки по вопросам музыкального образования вып. 3. – М.: Музыка, 1991. – с. 182 – 192.
  8. Капустин Ю. В. Музыкант – исполнитель и публика: Исследования. – Л.: Музыка, 1985. – 160с.
  9. Касимов В.Г. Психолого – педагогические основы формирования оптимального сценического самочувствия у учащихся – музыкантов в процессе индивидуальных занятий. – М.: Изд-во МГПИ, 1987. – 116с.

10.)Клещов С. Волнение на эстраде и методы его устранения // Советская музыка, 1936. - №11. – с.7-8.