Статья по специфике музыкальных способностей
В статье подробно разбирается специфика, многосоставность и особенности музыкальных способностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_muzykalnyh_sposobnostey_sostoit_prezhde_vsego_v_ih_mnogosostavnosti.docx | 31.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Специфика музыкальных способностей.
Специфика музыкальных способностей состоит прежде всего в их многосоставности. Профессиональная музыкальная деятельность требует от человека очень многих качеств. Но и сами музыкальные способности насчитывают несколько обязательных составных частей
Сюда входят: музыкальность, слух, чувство ритма, музыкальная память, слуховая, двигательная, зрительная, эмоциональная виды памяти
Музыкальные способности определяются современной психологией как специфическая форма познавательных способностей, которые проявляются в особой духовной деятельности человека (Б.М. Теплов, Г.С. Тарасов, Э.Б. Абдуллин и др.). Способности эти рассматривают в двух аспектах - как способности к восприятию интонационно-образной, эмоциональной сферы музыки и как способности к ориентированию в ее «акустической картине». Причем в самом процессе музыкальной деятельности проявления способностей неразрывно связаны с повышенной эмоциональной отзывчивостью на музыку и образуют склонность, влекущую за собой развитие слухомоторных способностей, а вместе с ними - музыкального слуха и чувства ритма. В свою очередь развивающиеся музыкальные способности позволяют человеку более тонко чувствовать красоту и выразительность музыки, воспринимать в ней определенное художественное содержание и далее воспроизводить их в своем исполнении.
Более того, полноценное музыкальное развитие (восприятие, тем более исполнение, творчество) требует от человека не только высокоорганизованных специальных способностей, но и высокого уровня общего развития, богатой эмоциональной культуры, тонкой наблюдательности, творческого воображения, тесно связано с его деятельностно-волевыми качествами и характером. Поэтому в современных психолого-педагогических исследованиях (Ю.Б. Алиев, З.А. Ринкявичус, Г.С. Тарасов, В.И. Муцмахер, Г.М. Цыпин) музыкальное развитие ученика трактуется значительно шире развития его специальных способностей, и на передний план выдвигаются задачи формирования личности ученика. Решение их связано с пониманием того, что музыка и сам процесс музыкального обучения являются эффективным средством воздействия на его духовный мир.
Конечно, задачи развития музыкальных и общих способностей, формирования личности учащегося обширны и многообразны. Но они должны ставиться и решаться с самого начала учебно-воспитательного процесса в каждом его разделе, в каждом виде музыкальной деятельности.
Каким же образом в такой конкретной и специфической работе, как формирование двигательно-технических умений и навыков учащегося, развитие его исполнительского мастерства, могут реализоваться эти задачи? Каковы пути стимулирования музыкального развития в этом виде деятельности? Для ответа на этот вопрос представляется целесообразным обратиться к рассмотрению психолого-педагогических основ развития музыкальных способностей и выяснить, что же в самой их структуре, самом психологическом механизме способностей дает основания для постановки таких «глобальных» целей на самых разных этапах работы.
Это оказывается возможным, прежде всего при обращении к фундаментальным теоретическим концепциям С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева и других ученых. Однако в ряду работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимают труды Б.М. Теплова.
В них были разработаны категории музыкальной одаренности «качественно своеобразного сочетания способностей, от которого зависит возможность успешного осуществления музыкальной деятельности и которое определяется самой природой музыки как таковой», и музыкальности -- «способности переживания музыки как выражения некоторого содержания», центром которой является «эмоциональная отзывчивость на музыку. Автор подробно анализирует и основные, исходные свойства психики человека («ядро музыкальности»), необходимые для достаточно дифференцированного восприятия музыки и потому имеющие для развития способностей решающее значение. Причем эти две стороны музыкальности -- эмоциональную и собственно слуховую Б.М. Теплов рассматривает во взаимозависимом единстве, так как «взятые в отдельности, они лишают музыкальное восприятие и переживание музыки предметной определенности и содержательности»
Важно и то, что автор включает в понятие музыкальной одаренности не только специфические проявления психических свойств человека, но и общие качества личности, которые участвуют и в музыкальной, и в любой художественной деятельности: силу, богатство и инициативность воображения, сочетание в нем слуховых и зрительных образов; умение эмоционально погружаться в музыкальное произведение и концентрировать на нем все свои душевные силы; особенности внимания, памяти, уровень знаний, жизненный опыт.
Изложенные принципиальные подходы к исследованию музыкальных способностей были развиты далее в трудах В.Н. Мясищева и А.Л. Готсдинера, Л.Л. Бочкарева, К.В. Тарасовой и других ученых -- психологов и музыкантов. В них рассматривается фило- и онтогенез музыкальности и музыкальных способностей, их структура, соотношение в них биологического и социального, обращается внимание на общие компоненты музыкальной одаренности как предпосылки успешной музыкальной деятельности.
Анализируя разные ее виды (слушание, творчество, исполнительство), авторы показывают, как реализуются в них основополагающие принципы формирования способностей. Так, они убеждают нас в том, что развитие музыкальных способностей, так же, как и сам музыкально-творческий процесс, его сущностное ядро -- формирование восприятия, а затем и исполнительская передача целостного художественного образа музыкального произведения -- подчиняются единым общепсихологическим закономерностям. И в то же время доказывают, что музыкальные способности обладают собственной спецификой, связанной с особенностями музыки как вида искусства.